РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол №_28 от « 1 » 08 2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ЦДОД» ____________Т.В. Локтионова « 28 » 0 8 2024г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым на 2024/2025 уче бный год г. Бахчисарай 2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план - документ, регламентирующий организацию образовательного процесса в учреждении, строящуюся с учетом муниципального социального заказа региона по оказанию образовательных услуг дополнительного образования детей от 5 до 18 лет, интересов детей, их родителей, отражающий специфику учреждения, соответствующий программе развития учреждения, Уставу, целям и задачам, а также кадровым и экономическим возможностям МБОУ ДО «ЦДОД». Учебный план МБОУ ДО «ЦДОД» составлен с целью организации образовательного процесса в учреждении на следующих принципах: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного дополнительного образования; достижение современного качества дополнительного образования; свободный выбор ребенком сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; единство обучения, воспитания, развития; воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам человека, уважения к культурным традициям в условиях многонационального государства. I. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана − Учебный план МБОУ ДО «ЦДОД» на 2024/2025 учебный год составлен в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273, Законом Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 17.06.2015 № 131-ЗРК (в действующей редакции), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" от 09.11.2018 №196, Приказом Министерства просвещения РФ от 09.2018 №196 «О требовании Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в действующей редакции), СанПиН 2.4.3648-20 от 20.11.2020 №28, Концепцией развития дополнительного образования детей, Конвенции о правах ребенка, Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденный постановлением администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 22.08.2018 №438. Учебный план составлен на основе: штатного расписания учреждения; тарификации педагогов дополнительного образования; расписания учебных занятий с учетом учебно-методического и материально-технического обеспечения; общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей; Положения о детском объединении. Общеобразовательные общеразвивающие программы дополнительного образования детей, указанные в учебном плане, рассмотрены на педагогическом совете МБОУ ДО «ЦДОД» и утверждены директором учреждения. II. Общая характеристика учебного плана Целевая направленность: Учебный план обеспечивает рациональную организацию образовательного процесса. В учебном плане обозначен весь перечень образовательных областей и общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей, определено количество часов на освоение общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей по каждому образовательному компоненту с учётом максимально допустимой учебной нагрузки для детей разного возраста, связанной с их возрастными возможностями и занятостью в общеобразовательных учреждениях. Учебный план обеспечивает достижение целей и решение задач образовательного процесса: организация учебно-воспитательного процесса, стимулирующего развитие природных склонностей и творческих способностей детей, обеспечивающих самопознание, самообразование и самореализацию личности; обеспечение современного качественного дополнительного образования детей в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности; обеспечение непрерывности, цикличности условий учебновоспитательного процесса; повышение уровня теоретических и практических знаний и умений обучающихся; совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей; развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств; организация социализирующего досуга детей и подростков; организация учебно-воспитательного процесса на принципах, отражающих основополагающие идеи и определяющие характер деятельности учреждения; обеспечение эффективности профилактики поведения детей и подростков, противоречащего общественным нормам и принципам, выступающего в форме безнравственных или противоправных деяний, детской беспризорности, правонарушений за счёт занятости обучающихся во внеурочное время. В рабочей сетке учебного плана указываются: - направленность; - название объединения дополнительного образования детей; - фамилия, инициалы педагога дополнительного образования; - название общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей; срок реализации; - характеристика учебных групп по году обучения; - общее количество часов и учебных групп. III. Описание образовательных дополнительных программ Для организации образовательно-воспитательного процесса в учреждении используются модифицированные (адаптированные) общеобразовательные общеразвивающие программы дополнительного образования детей, творчески переработанные педагогами дополнительного образования учреждения. Программы объединены общностью признаков и классифицированы по уровням усвоения, функциональному назначению, признаку направленности деятельности. В МБОУ ДО «ЦДОД» в 2024/2025 учебном году осуществляется дополнительное образование детей по 39 общеобразовательным общеразвивающим программам дополнительного образования детей по 6 направленностям: • художественная; • социально-гуманитарная; • естественно-научная; • туристско-краеведческая; • техническая; • физкультурно-спортивная. Художественная направленность Программы художественной направленности (9 программ): 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. «Батик» «Крымский вальс» «Начинаем танцевать» «Волшебный войлок» «Изучаем хореографию» «Веселый карандаш» «Арт-мир» «Первые шаги в искусство» ВХА «Вдохновение» Программы художественной направленности ориентированы на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства. Все программы предполагают творческое самовыражение учащихся и творческую импровизацию, развитие коммуникативной культуры. Объединяющей характеристикой всех программ художественной направленности является их многоуровневость, ориентация на учащихся с различным познавательным, творческим потенциалом. Программы подразделяются по видам творчества: Программы по развитию хореографического искусства (3 программы): 1. «Начинаем танцевать» 2. «Изучаем хореографию» 3. «Крымский вальс» нацелены на создание благоприятных условий для индивидуального творческого развития личности ребенка через введение его в мир хореографического искусства; задатков и способностей к различным видам хореографии. Программы по хореографии направлены на формирование творчески активной личности через личное участие ребенка в творчестве, которое углубляет и обогащает восприятие искусства. Программа декоративно-прикладного адаптации (1 программа): 1. «Волшебный войлок» творчества и художественной направлена на развитие у обучающихся пользовательских навыков владения самыми разнообразными художественными материалами и инструментами, применяемыми в декоративно-прикладном искусстве. Программа ориентирована как на расширение знаний в области художественного и декоративно-прикладного творчества и развитие эстетического вкуса, так и на создание оригинальных поделок, отражающих творческую индивидуальность и духовный мир обучающихся. Программы по развитию изобразительного искусства (4 программы): 1. «Первые шаги в искусство» 2. «Весёлый карандаш» 3. «АРТ-Мир» 4. «Батик» направлены на эстетическое и художественное воспитание детей путем знакомства с творчеством выдающихся мастеров изобразительного искусства, создание благоприятной атмосферы для раскрытия и развития индивидуальных художественно-творческих способностей, эстетического вкуса. Главным результатом реализации программ является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельное создание выразительного образа, который отличается новизной, оригинальностью, вариативностью. Программа по развитию вокально-хорового пения (1 программа) 1. «Вдохновение» направлена на формирование элементарных вокально-хоровых навыков и первоначальных музыкальных знаний. Принципы системности, научности, доступности и преемственности позволяют направить преподавание всех музыкальных дисциплин на решение основной задачи - создание целостного, стройного и грамотного хорового коллектива. Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла. Туристско-краеведческая направленность Программы туристско-краеведческой направленности (4 программы): 1. «Тропами родного края» 2. «Юный путешественник» 3. «Если с другом вышел в путь» 4. «Литературное краеведение» Туристско-краеведческая деятельность учащихся в дополнительном образовании детей является одним из системообразующих факторов гуманистического воспитательного пространства Республики Крым. От всех других видов деятельности она отличается наибольшей интегративностью, так как включает в себя все возможные виды деятельности в различных формах: познавательную, трудовую, спортивную, исследовательскую, учебнопрофессиональную, игровую, эстетическую, коммуникативную. Именно поэтому так велики воспитательные возможности туристско-краеведческой деятельности. Она позволяет решать задачи развития личности, обеспечивать социально-ценностную направленность сознания и поведения обучающегося, решая задачи воспитания патриотизма, гражданского самосознания. Программы ориентированы на: развитие познавательных и исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края; привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания; поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края; экскурсионную, музейную, экспедиционную и туристическую работу. Результатом является формирование элементарных знаний и навыков в походном и туристическом путешествии, знании родного края. Данные программы способствует формированию у воспитанников общей культуры, активной гражданской позиции, укреплению нравственного и физического здоровья, привитию навыков здорового образа жизни, творческого труда, жизни в согласии с законами природы и общества, организации содержательного досуга. Содержание программ включает изучение нижеперечисленных тем: базовая туристская подготовка, необходимая для прохождения туристских маршрутов; спортивное ориентирование; подготовка воспитанников к участию в туристских слетах и соревнованиях; краеведение (изучение истории и культуры Бахчисарайского района, Крыма); ознакомление с авторской самодеятельной песней. Программы ориентированы на детей среднего и старшего школьного возраста. Программа «Литературное краеведение» позволяет учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, художественное своеобразие произведений. Данный курс предполагает параллельное и углубленное изучение отдельных тем в рамках школьного предмета «Литература», вместе с тем он включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, и тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. Физкультурно-спортивная направленность Программа физкультурно-спортивной направленности (2 программы) 1. «Стретчинг с нуля» 2. «Флешмоб: от идеи к воплощению: способствует развитию физических возможностей, формированию здорового образа жизни. Обучающиеся приобретают навык современного спортивного танца, аэробики, фитнеса и тем самым формируют свое положительное отношение к себе и своему здоровью. Результатом деятельности является участие в флэшмобах, концертных мероприятиях. Полученные знания, умения и навыки, сформированные компетенции являются основой формирования здорового образа жизни и ориентированы на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте. Социально-гуманитарная направленность Программы социально-гуманитарной направленности (14 программ): 1. «Юные инспектора движения» 2. «Разговорный английский» 3. «Первые шаги в английском» 4. «Веселый английский» 5. «Занимательный английский» 6. «Волшебный английский» 7. «Английский для всех» 8. «Ступени» 9. «Подготовка ОГЭ» 10.«Курс практической грамотности» 11. «Мы - ЮНАРМИЯ» 12.«Юнармия» 13.«Лидер» 14.«Умка» ориентированы на: формирование социальной компетентности, как развитие основ социализации (способность к жизнедеятельности в обществе на основе личностных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адаптироваться в изменяющемся мире); развитие социальных способностей и социальной одаренности, как готовности к социальной деятельности (социальный интеллект, социальная активность, готовность к социальному творчеству); формирование реализуемой готовности к межкультурному взаимодействию с другими людьми на основе толерантности; создание условий для личностного и профессионального самоопределения. Социально-гуманитарная направленность включает следующие группы общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей: гражданско-правовые (знакомство с правовыми нормами отношений в государстве, создание и реализация гражданско-патриотических проектов, изучение истории государства, патриотического воспитания); гуманитарные (расширение знаний по филологии, истории, искусству и др.); социокультурные; лидерские и организаторские практики; практики социального творчества и активности; развитие гибких навыков и современной грамотности; развитие волонтерской активности, методов управления (практикумы управленческой деятельности); основы руководства совместной деятельностью людей; имитационное и практическое решение управленческих задач, включая детское самоуправление; персональный менеджмент, финансово-экономические практики (знакомство с нормами экономических отношений); профессиональная ориентация (профессиональное самоопределение в специальностях «человек-человек»). Программы по гуманитарному развитию (8 программ): 1. «Весёлый английский» 2. «Занимательный английский» 3. «Волшебный английский» 4. «Первые шаги в английском» 5. «Английский для всех» 6. «Ступени» 7. «Готовимся к ОГЭ» 8. «Курс практической грамотности» ориентированы на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Они направлены на развитие гибких навыков и современной грамотности, интеллектуальных способностей обучающихся и способствуют расширению знаний по филологии у подрастающего поколения. Программа по изучению правил дорожного движения, культуры поведения участников дорожного движения (1 программа): 1. «Юные инспектора движения» направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самопознания, отношений у своей жизни и жизни окружающих как к особой ценности, а также к активной адаптации в процессе автомобилизации страны. Программа по развитию навыков ученического самоуправления (1 программа): 1. «Лидер» направлена на развитие школьников средних и старших классов, возрастные особенности которых предполагают формирование лидерских качеств, проявляющихся как средство самовыражения, самоутверждения в активной социальной роли. В программе особое значение уделяется формам социализации, самореализации, саморазвития и адаптации личности. Программа способствует совершенствованию политики в вопросах воспитания школьников, формирования у подростков лидерских качеств, основанных на системе ценностей современного общества. Программы по развитию патриотизма 1. «МЫ-ЮНАРМИЯ» 2. «Юнармия» направлены на развитие патриотизма; подготовки обучающихся к службе в вооруженных силах Российской Федерации; здорового образа жизни у подрастающего поколения; духовно-нравственных ценностей учащихся. У подростков появится возможность за время посещения занятий совершенствовать свои знания, умения, навыки, определиться в выборе военной профессии, легко справляться с заданиями при их участии в соревнованиях и военно-спортивных играх. Не менее важным является и то, что педагогом создаются условия, способствующие воспитанию таких качеств как: смелость, находчивость, инициативность, честность, принципиальность, взаимовыручка, благородство. Программа «Умка» направлена на разностороннее развитие детей младшего школьного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Психолого-логопедическое сопровождение необходимо для развития детей, формирования индивидуального подхода к каждому ребёнку, оказания помощи в преодолении трудностей в обучении, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, а также, защиты прав детей. Естественно-научная направленность Программы естественно-научной направленности (4 программы): 1. «Эко лепка» 2. «Экостанция» 3. «Школа проектов» 4. «Основы проектно-исследовательской деятельности» Программа «Экостанция» ориентирована на формирование экологической грамотности у учащихся, которая является частью экологической культуры и состоит из нескольких компонентов: экологические знания и умения, экологическое мышление, экологическое сознание, экологически оправданное поведение и деятельность. Содержание программы направлено на бережное и ответственное отношение к живой и неживой природе, где практическая деятельность и исследовательские методы познания занимают особое место для организации экологического образования и воспитания учащихся. Познакомить с историей родного края, включены вопросы о жизни животных и особенности развития растений, родного города, планеты Земля, знакомство с природными объектами (воздух, вода, почва, солнце). Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувство милосердия, норм поведения в природе. Программы «Эко лепка», начального изучения естествознания через художественное изображение биологических предметов посредством декоративно-прикладного творчества направлены на углубленное овладение навыками художественного мастерства, развитие мотивации к естественнонаучному познанию и становлению личности через творческое самовыражение. В процессе обучения кружковцы не только познают окружающий мир, но и учатся изображать его формы посредством творческого подхода. Программы «Школа проектов», «Основы проектно-исследовательская деятельность» опираются на методики организации проектной деятельности и разработаны с учетом современных требований к программам дополнительного образования. Обучение по программам дает возможность каждому обучающемуся принять участие в разработке проекта от начала и до реализации замысла. Также обучающиеся выступают в роли трансляторов знаний, организаторами познавательной деятельности для других обучающихся. Занятия помогают социализации личности, развивают мировоззрение. Учащиеся получают возможность научиться критически мыслить, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, что формирует у учащихся современные ключевые компетенции информационные, познавательные, коммуникативные, социальные, компетенции личностного самосовершенствования. Также отличительной особенностью данной образовательных программ является то, что наряду с очными занятиями предусматривается также и самостоятельное получение учащимися новых знаний с использованием дистанционных образовательных технологий. Техническая направленность Программы технической направленности (6 программ): 1. «Робототехника» 2. «Авиамоделирование» 3. «Судомоделирование» 4. «Основы моделирования с использованием лазерных технологий» 5. «Робот SPIKE» 6. «Фотоэкранное творчество» Дополнительные образовательные программы технической направленности ориентированы на развитие интереса детей к инженернотехническим и информационным технологиям, исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности. Программы по моделированию (4 программы) 1. «Авиамоделирование» 2. «Судомолелирование» 3. «Основы моделирования с использованием лазерных технологий» 4. «Робототехника» направлены на получение знаний в области конструирования и моделирования, развивает конструкторское мышление, способствуют формированию у обучающихся целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с инженерными технологиями. Программа «Робот SPIKE» ориентирована на развитие технических способностей, учащихся в области робототехники и программирования. Основой данной программы является активное привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств на базе конструктора LEGO EDUCATION SPIKE. Программа «Фотоэкранное творчество» посвящена актуальной проблеме — развитию познавательных интересов детей, творческого мышления, повышению интереса к фотографии и методам ее обработки, имеет практическую направленность, так как получение ими знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства. IV. Режим образовательного процесса МБОУ ДО «ЦДОД» работает в режиме 7-ми дневной учебной недели и решает все поставленные задачи через реализацию общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей, используя следующие формы организации учебного процесса: 1. Теоретические и практические занятия; 2. Лекции, семинары, диспуты, дискуссии; 3. Конференции; 4. Экскурсионные, музейные, экспедиционные, туристические и поисковые занятия; 5. Соревнования, конкурсы, участие в концертах; 6. Открытые занятия; 7. Обучающие и развивающие игры; 8. Консультации. В 2024-2025 учебном году реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, рассчитанные на один год обучения. Учебный год начинается 15 сентября и заканчивается 31 мая. Продолжительность учебного года 36 учебных недель, каникулы с 1 июня по 15 сентября, нерабочие дни согласно производственному календарю. Для обучающихся первого года обучения: с 1 августа до 15 сентября –приём заявок на обучение и комплектование учебных групп; с 15 сентября по 31 мая - работа детских объединений по утвержденному учебному расписанию; с 24 по 31 мая - проведение итоговых занятий, выставок, соревнований, экскурсий и подобных мероприятий (в рамках расписания); с 1 июня – отчисление обучающихся. Основной формой обучения детей в МБОУ ДО «ЦДОД» является учебное занятие. Учебные занятия в учреждении начинаются с 09.00 часов утра и заканчиваются в 20.00 часов (для обучающихся в возрасте от 16 до 18 лет допускается окончание занятий в 21.00). Занятия проводятся во внеурочное время в специально оборудованных помещениях, согласно утверждённого расписания работы детских объединений. Расписание составляется в начале учебного года, утверждается директором и заверяется печатью. Перенос занятий, изменение его, производиться только с согласия администрации и оформляется документально. Занятия могут проводиться по группам и индивидуально, в соответствии с программой и в пределах, установленных учебным планом. Занятия фиксируются в журнале учета работы педагога дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке). Продолжительность занятий исчисляется в академических часах, установленных в соответствии с возрастом обучающихся (от 30 до 45 минут) с обязательным перерывом между занятиями не менее 10 мин. В силу специфики содержания по организации и проведению учебных занятий допускается отклонение от режима образовательного процесса, согласно Устава МБОУ ДО «ЦДОД». В детских объединениях могут формироваться одновозрастные или разновозрастные группы. Численный состав учебных групп детских объединений определяется в соответствии с психолого-педагогическими рекомендациями, санитарногигиеническими нормами, вместимостью учебных кабинетов, года обучения, содержания общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей, форм обучения, направлений образовательной деятельности и специфики деятельности, согласно действующему законодательству Российской Федерации и Республики Крым. Учреждение организует работу в каникулярное время. Детские объединения могут продолжать работу по реализации образовательных программ или продолжить работу в форме летней тематической площадки, экскурсий, экскурсий-походов и т.д., согласно утвержденному плану работы на данный период. Количество часов на групповые и индивидуальные занятия определяется в соответствии с утвержденными образовательными программами. Корректировка учебного плана может производиться учреждением в случае: изменения режима работы учреждения; увольнения или длительной болезни педагога; приема на работу нового педагога (при наличии вакансии); перераспределение часов; в связи с уменьшением количества детей (закрытие групп из-за недобора, несохранения контингента обучающихся). Выполнение учебного плана контролируется: журналом учёта занятий детского объединения согласно графика внутреннего контроля; мониторингом образовательного процесса. Выполнение учебного плана, с учётом корректировки, может быть обеспечено: заменой, уплотнением учебного материала за счет часов повторения и практики, слияния близких по содержанию тем. На основании вышеизложенного составлена сетка учебных часов на 2024/2025 учебный год (приложение №1).