Учебный план 2024-2025

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол №_28 от « 1 » 08 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО «ЦДОД»
____________Т.В. Локтионова
« 28 » 0 8 2024г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»
Бахчисарайского района Республики Крым
на 2024/2025 уче бный год

г. Бахчисарай
2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план - документ, регламентирующий организацию
образовательного процесса в учреждении, строящуюся с учетом
муниципального социального заказа региона по оказанию образовательных
услуг дополнительного образования детей от 5 до 18 лет, интересов детей, их
родителей, отражающий специфику учреждения, соответствующий
программе развития учреждения, Уставу, целям и задачам, а также кадровым
и экономическим возможностям МБОУ ДО «ЦДОД».
Учебный план МБОУ ДО «ЦДОД» составлен с целью организации
образовательного процесса в учреждении на следующих принципах:
обеспечение государственных гарантий доступности и равных
возможностей получения полноценного дополнительного образования;
достижение
современного
качества
дополнительного
образования;
свободный выбор ребенком сфер деятельности;
ориентация на личностные интересы, потребности, способности
ребенка;
возможность свободного самоопределения и самореализации
ребенка;
единство обучения, воспитания, развития;
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам
человека, уважения к культурным традициям в условиях многонационального
государства.
I.

Нормативно-правовая основа формирования учебного плана

− Учебный план МБОУ ДО «ЦДОД» на 2024/2025 учебный год
составлен в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 №273, Законом Республики Крым «Об
образовании в Республике Крым» от 17.06.2015 № 131-ЗРК (в действующей
редакции), приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" от 09.11.2018 №196, Приказом Министерства просвещения РФ
от 09.2018 №196 «О требовании Порядка организации и осуществлении
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (в действующей редакции), СанПиН 2.4.3648-20 от 20.11.2020
№28, Концепцией развития дополнительного образования детей, Конвенции о
правах ребенка, Уставом муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного
образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым,

утвержденный постановлением администрации Бахчисарайского района
Республики Крым от 22.08.2018 №438.
Учебный план составлен на основе:
штатного расписания учреждения;
тарификации педагогов дополнительного образования;
расписания учебных занятий с учетом учебно-методического и
материально-технического обеспечения;
общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного
образования детей;
Положения о детском объединении.
Общеобразовательные общеразвивающие программы дополнительного
образования детей, указанные в учебном плане, рассмотрены на
педагогическом совете МБОУ ДО «ЦДОД» и утверждены директором
учреждения.
II.
Общая характеристика учебного плана
Целевая направленность:
Учебный
план
обеспечивает
рациональную
организацию
образовательного процесса. В учебном плане обозначен весь перечень
образовательных областей и общеобразовательных общеразвивающих
программ дополнительного образования детей, определено количество часов
на
освоение
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
дополнительного образования детей по каждому образовательному
компоненту с учётом максимально допустимой учебной нагрузки для детей
разного возраста, связанной с их возрастными возможностями и занятостью в
общеобразовательных учреждениях.
Учебный план обеспечивает достижение целей и решение задач
образовательного процесса:
организация учебно-воспитательного процесса, стимулирующего
развитие природных склонностей и творческих способностей детей,
обеспечивающих самопознание, самообразование и самореализацию
личности;
обеспечение
современного
качественного
дополнительного
образования детей в интересах формирования духовно богатой, физически
здоровой, социально активной творческой личности;
обеспечение
непрерывности,
цикличности
условий
учебновоспитательного процесса;
повышение уровня теоретических и практических знаний и умений
обучающихся;

совершенствование содержания, организационных форм, методов и
технологий дополнительного образования детей;
развитие психических свойств личности, коммуникативных и
интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств;
организация социализирующего досуга детей и подростков;
организация учебно-воспитательного процесса на принципах,
отражающих основополагающие идеи и определяющие характер деятельности
учреждения;
обеспечение эффективности профилактики поведения детей и
подростков, противоречащего общественным нормам и принципам,
выступающего в форме безнравственных или противоправных деяний,
детской беспризорности, правонарушений за счёт занятости обучающихся во
внеурочное время.
В рабочей сетке учебного плана указываются:
- направленность;
- название объединения дополнительного образования детей;
- фамилия, инициалы педагога дополнительного образования;
- название
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
дополнительного образования детей; срок реализации;
- характеристика учебных групп по году обучения;
- общее количество часов и учебных групп.
III. Описание образовательных дополнительных программ
Для организации образовательно-воспитательного процесса в
учреждении
используются
модифицированные
(адаптированные)
общеобразовательные общеразвивающие программы дополнительного
образования детей, творчески переработанные педагогами дополнительного
образования учреждения. Программы объединены общностью признаков и
классифицированы по уровням усвоения, функциональному назначению,
признаку направленности деятельности.
В МБОУ ДО «ЦДОД» в 2024/2025 учебном году осуществляется
дополнительное образование детей по 39 общеобразовательным
общеразвивающим программам дополнительного образования детей по 6
направленностям:
•
художественная;
•
социально-гуманитарная;
•
естественно-научная;
•
туристско-краеведческая;
•
техническая;
•
физкультурно-спортивная.

Художественная направленность
Программы художественной направленности (9 программ):
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

«Батик»
«Крымский вальс»
«Начинаем танцевать»
«Волшебный войлок»
«Изучаем хореографию»
«Веселый карандаш»
«Арт-мир»
«Первые шаги в искусство»
ВХА «Вдохновение»

Программы художественной направленности ориентированы на
развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных
способностей и склонностей в избранных видах искусства. Все программы
предполагают творческое самовыражение учащихся и творческую
импровизацию, развитие коммуникативной культуры. Объединяющей
характеристикой всех программ художественной направленности является их
многоуровневость, ориентация на учащихся с различным познавательным,
творческим потенциалом. Программы подразделяются по видам творчества:
Программы по развитию хореографического искусства (3 программы):
1. «Начинаем танцевать»
2. «Изучаем хореографию»
3. «Крымский вальс»
нацелены на создание благоприятных условий для индивидуального
творческого развития личности ребенка через введение его в мир
хореографического искусства; задатков и способностей к различным видам
хореографии. Программы по хореографии направлены на формирование
творчески активной личности через личное участие ребенка в творчестве,
которое углубляет и обогащает восприятие искусства.
Программа декоративно-прикладного
адаптации (1 программа):
1. «Волшебный войлок»

творчества

и

художественной

направлена на развитие у обучающихся пользовательских навыков владения
самыми разнообразными художественными материалами и инструментами,
применяемыми
в
декоративно-прикладном
искусстве.
Программа
ориентирована как на расширение знаний в области художественного и
декоративно-прикладного творчества и развитие эстетического вкуса, так и на
создание оригинальных поделок, отражающих творческую индивидуальность
и духовный мир обучающихся.
Программы по развитию изобразительного искусства (4 программы):
1. «Первые шаги в искусство»
2. «Весёлый карандаш»
3. «АРТ-Мир»
4. «Батик»
направлены на эстетическое и художественное воспитание детей путем
знакомства с творчеством выдающихся мастеров изобразительного искусства,
создание благоприятной атмосферы для раскрытия и развития
индивидуальных художественно-творческих способностей, эстетического
вкуса. Главным результатом реализации программ является способность к
восприятию художественного произведения и самостоятельное создание
выразительного образа, который отличается новизной, оригинальностью,
вариативностью.
Программа по развитию вокально-хорового пения (1 программа)
1. «Вдохновение»
направлена на формирование элементарных вокально-хоровых навыков
и первоначальных музыкальных знаний. Принципы системности, научности,
доступности и преемственности позволяют направить преподавание всех
музыкальных дисциплин на решение основной задачи - создание целостного,
стройного и грамотного хорового коллектива. Музыка, литература, живопись
– мир искусства в трех видах охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне
и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию,
воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные
способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство
содержания и формы определяют связь между предметами эстетического
цикла.
Туристско-краеведческая направленность
Программы туристско-краеведческой направленности (4 программы):
1. «Тропами родного края»
2. «Юный путешественник»
3. «Если с другом вышел в путь»
4. «Литературное краеведение»

Туристско-краеведческая деятельность учащихся в дополнительном
образовании детей является одним из системообразующих факторов
гуманистического воспитательного пространства Республики Крым. От всех
других видов деятельности она отличается наибольшей интегративностью, так
как включает в себя все возможные виды деятельности в различных формах:
познавательную, трудовую, спортивную, исследовательскую, учебнопрофессиональную, игровую, эстетическую, коммуникативную. Именно
поэтому так велики воспитательные возможности туристско-краеведческой
деятельности. Она позволяет решать задачи развития личности, обеспечивать
социально-ценностную направленность сознания и поведения обучающегося,
решая задачи воспитания патриотизма, гражданского самосознания.
Программы ориентированы на:
развитие познавательных и исследовательских навыков обучающихся
по изучению природы, истории, культуры родного края;
привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране
природы, памятников культуры среды проживания;
поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края;
экскурсионную, музейную, экспедиционную и туристическую работу.
Результатом является формирование элементарных знаний и навыков в
походном и туристическом путешествии, знании родного края.
Данные программы способствует формированию у воспитанников
общей культуры, активной гражданской позиции, укреплению нравственного
и физического здоровья, привитию навыков здорового образа жизни,
творческого труда, жизни в согласии с законами природы и общества,
организации содержательного досуга.
Содержание программ включает изучение нижеперечисленных тем:
базовая туристская подготовка, необходимая для прохождения
туристских маршрутов;
спортивное ориентирование;
подготовка воспитанников к участию в туристских слетах и
соревнованиях;
краеведение (изучение истории и культуры Бахчисарайского района,
Крыма);
ознакомление с авторской самодеятельной песней.
Программы ориентированы на детей среднего и старшего школьного
возраста.
Программа «Литературное краеведение» позволяет учащимся осознать
связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом

для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать
его творческий метод, художественное своеобразие произведений.
Данный курс предполагает параллельное и углубленное изучение
отдельных тем в рамках школьного предмета «Литература», вместе с тем он
включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, и тем
самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе.
Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно,
обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и
уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и
осознать связь литературы с жизнью.
Физкультурно-спортивная направленность
Программа физкультурно-спортивной направленности (2 программы)
1. «Стретчинг с нуля»
2. «Флешмоб: от идеи к воплощению:
способствует развитию физических возможностей, формированию здорового
образа жизни. Обучающиеся приобретают навык современного спортивного
танца, аэробики, фитнеса и тем самым формируют свое положительное
отношение к себе и своему здоровью. Результатом деятельности является
участие в флэшмобах, концертных мероприятиях. Полученные знания, умения
и навыки, сформированные компетенции являются основой формирования
здорового образа жизни и ориентированы на физическое воспитание
личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о
физической культуре и спорте.
Социально-гуманитарная направленность
Программы социально-гуманитарной направленности (14 программ):
1. «Юные инспектора движения»
2. «Разговорный английский»
3. «Первые шаги в английском»
4. «Веселый английский»
5. «Занимательный английский»
6. «Волшебный английский»
7. «Английский для всех»
8. «Ступени»
9. «Подготовка ОГЭ»
10.«Курс практической грамотности»
11. «Мы - ЮНАРМИЯ»
12.«Юнармия»
13.«Лидер»

14.«Умка»
ориентированы на:
формирование социальной компетентности, как развитие основ
социализации (способность к жизнедеятельности в обществе на основе
личностных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений
эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адаптироваться в
изменяющемся мире);
развитие социальных способностей и социальной одаренности, как
готовности к социальной деятельности (социальный интеллект, социальная
активность, готовность к социальному творчеству);
формирование реализуемой готовности к межкультурному
взаимодействию с другими людьми на основе толерантности;
создание
условий
для
личностного
и
профессионального
самоопределения.
Социально-гуманитарная направленность включает следующие группы
общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного
образования детей:
гражданско-правовые (знакомство с правовыми нормами отношений в
государстве, создание и реализация гражданско-патриотических проектов,
изучение истории государства, патриотического воспитания);
гуманитарные (расширение знаний по филологии, истории, искусству и
др.);
социокультурные;
лидерские и организаторские практики;
практики социального творчества и активности;
развитие гибких навыков и современной грамотности;
развитие волонтерской активности, методов управления (практикумы
управленческой деятельности);
основы руководства совместной деятельностью людей;
имитационное и практическое решение управленческих задач, включая
детское самоуправление;
персональный менеджмент, финансово-экономические практики
(знакомство с нормами экономических отношений);
профессиональная ориентация (профессиональное самоопределение в
специальностях «человек-человек»).
Программы по гуманитарному развитию (8 программ):
1. «Весёлый английский»
2. «Занимательный английский»
3. «Волшебный английский»

4. «Первые шаги в английском»
5. «Английский для всех»
6. «Ступени»
7. «Готовимся к ОГЭ»
8. «Курс практической грамотности»
ориентированы на развитие личности ученика, воспитание культурного
человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать
этические нормы общения. Они направлены на развитие гибких навыков и
современной грамотности, интеллектуальных способностей обучающихся и
способствуют расширению знаний по филологии у подрастающего поколения.
Программа по изучению правил дорожного движения, культуры поведения
участников дорожного движения (1 программа):
1. «Юные инспектора движения»
направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на
дорогах, гражданской ответственности и правового самопознания, отношений
у своей жизни и жизни окружающих как к особой ценности, а также к активной
адаптации в процессе автомобилизации страны.
Программа по развитию навыков ученического самоуправления (1
программа):
1. «Лидер»
направлена на развитие школьников средних и старших классов, возрастные
особенности которых предполагают формирование лидерских качеств,
проявляющихся как средство самовыражения, самоутверждения в активной
социальной роли. В программе особое значение уделяется формам
социализации, самореализации, саморазвития и адаптации личности.
Программа способствует совершенствованию политики в вопросах
воспитания школьников, формирования у подростков лидерских качеств,
основанных на системе ценностей современного общества.
Программы по развитию патриотизма
1. «МЫ-ЮНАРМИЯ»
2. «Юнармия»
направлены на развитие патриотизма; подготовки обучающихся к службе в
вооруженных силах Российской Федерации; здорового образа жизни у
подрастающего поколения; духовно-нравственных ценностей учащихся.
У подростков появится возможность за время посещения занятий

совершенствовать свои знания, умения, навыки, определиться в выборе
военной профессии, легко справляться с заданиями при их участии в
соревнованиях и военно-спортивных играх. Не менее важным является и то,
что педагогом создаются условия, способствующие воспитанию таких качеств
как: смелость, находчивость, инициативность, честность, принципиальность,
взаимовыручка, благородство.
Программа «Умка» направлена на разностороннее развитие детей младшего
школьного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Психолого-логопедическое сопровождение необходимо для развития детей,
формирования индивидуального подхода к каждому ребёнку, оказания
помощи в преодолении трудностей в обучении, обеспечения успешной
социализации, сохранения и укрепления здоровья, а также, защиты прав детей.
Естественно-научная направленность
Программы естественно-научной направленности (4 программы):
1. «Эко лепка»
2. «Экостанция»
3. «Школа проектов»
4. «Основы проектно-исследовательской деятельности»
Программа «Экостанция» ориентирована на формирование экологической
грамотности у учащихся, которая является частью экологической культуры и
состоит из нескольких компонентов: экологические знания и умения,
экологическое мышление, экологическое сознание, экологически оправданное
поведение и деятельность.
Содержание программы направлено на бережное и ответственное
отношение к живой и неживой природе, где практическая деятельность и
исследовательские методы познания занимают особое место для организации
экологического образования и воспитания учащихся. Познакомить с историей
родного края, включены вопросы о жизни животных и особенности развития
растений, родного города, планеты Земля, знакомство с природными
объектами (воздух, вода, почва, солнце). Большое внимание уделяется
воспитанию гуманного отношения к живому, чувство милосердия, норм
поведения в природе.
Программы «Эко лепка», начального изучения естествознания через
художественное изображение биологических предметов посредством
декоративно-прикладного творчества направлены на углубленное овладение
навыками художественного мастерства, развитие мотивации к естественнонаучному познанию и становлению личности через творческое

самовыражение. В процессе обучения кружковцы не только познают
окружающий мир, но и учатся изображать его формы посредством
творческого подхода.
Программы «Школа проектов», «Основы проектно-исследовательская
деятельность» опираются на методики организации проектной деятельности
и разработаны с учетом современных требований к программам
дополнительного образования. Обучение по программам дает возможность
каждому обучающемуся принять участие в разработке проекта от начала и до
реализации замысла. Также обучающиеся выступают в роли трансляторов
знаний, организаторами познавательной деятельности для других
обучающихся. Занятия помогают социализации личности, развивают
мировоззрение. Учащиеся получают возможность научиться критически
мыслить, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных
группах, что формирует у учащихся современные ключевые компетенции информационные,
познавательные,
коммуникативные,
социальные,
компетенции личностного самосовершенствования.
Также отличительной особенностью данной образовательных программ
является то, что наряду с очными занятиями предусматривается также и
самостоятельное получение учащимися новых знаний с использованием
дистанционных образовательных технологий.
Техническая направленность
Программы технической направленности (6 программ):
1. «Робототехника»
2. «Авиамоделирование»
3. «Судомоделирование»
4. «Основы моделирования с использованием лазерных технологий»
5. «Робот SPIKE»
6. «Фотоэкранное творчество»
Дополнительные
образовательные
программы
технической
направленности ориентированы на развитие интереса детей к инженернотехническим и информационным технологиям, исследовательской и
конструкторской деятельности с целью последующего наращивания
кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях
промышленности.
Программы по моделированию (4 программы)
1.
«Авиамоделирование»
2.
«Судомолелирование»
3.
«Основы моделирования с использованием лазерных технологий»
4.
«Робототехника»

направлены на получение знаний в области конструирования и
моделирования, развивает конструкторское мышление, способствуют
формированию у обучающихся целостного представления о мире техники,
устройстве конструкций, механизмов и нацеливает детей на осознанный
выбор профессии, связанной с инженерными технологиями.
Программа «Робот SPIKE» ориентирована на развитие технических
способностей, учащихся в области робототехники и программирования.
Основой данной программы является активное привлечение учащихся к
современным технологиям конструирования, программирования и
использования роботизированных устройств на базе конструктора LEGO
EDUCATION SPIKE.
Программа «Фотоэкранное творчество» посвящена актуальной проблеме —
развитию познавательных интересов детей, творческого мышления,
повышению интереса к фотографии и методам ее обработки, имеет
практическую направленность, так как получение ими знаний в области
информационных технологий и практических навыков работы с графической
информацией является составным элементом общей информационной
культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста
профессионального мастерства.
IV. Режим образовательного процесса
МБОУ ДО «ЦДОД» работает в режиме 7-ми дневной учебной недели и
решает все поставленные задачи через реализацию общеобразовательных
общеразвивающих программ дополнительного образования детей, используя
следующие формы организации учебного процесса:
1. Теоретические и практические занятия;
2. Лекции, семинары, диспуты, дискуссии;
3. Конференции;
4. Экскурсионные, музейные, экспедиционные, туристические и поисковые
занятия;
5. Соревнования, конкурсы, участие в концертах;
6. Открытые занятия;
7. Обучающие и развивающие игры;
8. Консультации.
В
2024-2025
учебном
году
реализуются
дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы, рассчитанные на один
год обучения.
Учебный год начинается 15 сентября и заканчивается 31 мая.

Продолжительность учебного года 36 учебных недель, каникулы с 1 июня по
15 сентября, нерабочие дни согласно производственному календарю.
Для обучающихся первого года обучения:
с 1 августа до 15 сентября –приём заявок на обучение и комплектование
учебных групп;
с 15 сентября по 31 мая - работа детских объединений по утвержденному
учебному расписанию;
с 24 по 31 мая - проведение итоговых занятий, выставок, соревнований,
экскурсий и подобных мероприятий (в рамках расписания);
с 1 июня – отчисление обучающихся.
Основной формой обучения детей в МБОУ ДО «ЦДОД» является
учебное занятие. Учебные занятия в учреждении начинаются с 09.00 часов
утра и заканчиваются в 20.00 часов (для обучающихся в возрасте от 16 до 18
лет допускается окончание занятий в 21.00). Занятия проводятся во
внеурочное время в специально оборудованных помещениях, согласно
утверждённого расписания работы детских объединений. Расписание
составляется в начале учебного года, утверждается директором и заверяется
печатью. Перенос занятий, изменение его, производиться только с согласия
администрации и оформляется документально.
Занятия могут проводиться по группам и индивидуально, в соответствии
с программой и в пределах, установленных учебным планом. Занятия
фиксируются в журнале учета работы педагога дополнительного образования
в объединении (секции, клубе, кружке).
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах,
установленных в соответствии с возрастом обучающихся (от 30 до 45 минут)
с обязательным перерывом между занятиями не менее 10 мин. В силу
специфики содержания по организации и проведению учебных занятий
допускается отклонение от режима образовательного процесса, согласно
Устава МБОУ ДО «ЦДОД».
В детских объединениях могут формироваться одновозрастные или
разновозрастные группы.
Численный состав учебных групп детских объединений определяется в
соответствии с психолого-педагогическими рекомендациями, санитарногигиеническими нормами, вместимостью учебных кабинетов, года обучения,
содержания
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
дополнительного образования детей, форм обучения, направлений
образовательной деятельности и специфики деятельности, согласно
действующему законодательству Российской Федерации и Республики Крым.
Учреждение организует работу в каникулярное время. Детские объединения

могут продолжать работу по реализации образовательных программ или
продолжить работу в форме летней тематической площадки, экскурсий,
экскурсий-походов и т.д., согласно утвержденному плану работы на данный
период.
Количество часов на групповые и индивидуальные занятия определяется
в соответствии с утвержденными образовательными программами.
Корректировка учебного плана может производиться учреждением в
случае:
изменения режима работы учреждения;
увольнения или длительной болезни педагога;
приема на работу нового педагога (при наличии вакансии);
перераспределение часов;
в связи с уменьшением количества детей (закрытие групп из-за
недобора, несохранения контингента обучающихся).
Выполнение учебного плана контролируется:
журналом учёта занятий детского объединения согласно графика
внутреннего контроля;
мониторингом образовательного процесса.
Выполнение учебного плана, с учётом корректировки, может быть
обеспечено: заменой, уплотнением учебного материала за счет часов
повторения и практики, слияния близких по содержанию тем.
На основании вышеизложенного составлена сетка учебных часов на
2024/2025 учебный год (приложение №1).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».