Программа От одаренности к успеху 2021-2025

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»
Бахчисарайского района Республики Крым
Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению
педагогическим советом
МБОУ ДО «ЦДОД» БР РК
Протокол №1 от «28» августа 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ДО «ЦДОД» БР РК
_________________ Т.В. Локтионова

Программа
«От одаренности
к успеху»

г.Бахчисарай
2020

ПАСПОРТ
программы «От одаренности к успеху»
МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей»
Бахчисарайского района Республика Крым на 2020-2025 гг.
Программа
«От
одаренности
к
успеху»
подпрограмма Программы развития Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного
образования детей» Бахчисарайского района Республика
Крым (далее – Центр) на 2020-2025 гг.
Основные
идеи
1. Стратегическая
переход
системы
программы
педагогического содействия развитию одарённости из
режима управления в режим самоуправления.
2. Воспитательная
–
воспитание
личности,
обладающей коммуникативными навыками и высокими
адаптивными
возможностями
на
фоне
высоконравственных убеждений.
3. Образовательная
–
расширение
единого
образовательного пространства для социально-значимой
реализации индивидуальной образовательной стратегии
одарённых детей.
4. Развивающая – развитие способности одарённых
детей к включению в любую духовно-нравственную
деятельность в зависимости от реальных потребностей
региона, страны и самой личности.
Нормативно1. Федеральный закон Российской Федерации от 29
правовые
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
основания
для Федерации».
разработки
2. Распоряжение
Минпросвещения
России
от
Программы
20.06.2019 N Р-63 "Об утверждении ведомственной
целевой
программы
"Развитие
дополнительного
образования детей, выявление и поддержка лиц,
проявивших выдающиеся способности" (вместе с
"Паспортом
ведомственной
целевой
программы
"Развитие
дополнительного
образования
детей,
выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся
способности").
3. Концепция развития дополнительного образования
детей, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
4. Федеральный закон от 24.07.1998 №124 «Об
основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации».
5. Распоряжение
Правительства
Российской
Название
программы

2

Федерации от 29 мая 2015 года №996-р г.Москва
«Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года».
6. Устав и локальные акты Центра.
Цель программы Создание условий для выявления, поддержки, обучения,
воспитания и развития индивидуальных задатков
одаренных детей в Центре, а также в создании среды,
способствующей формированию и максимально полной
реализации творческих способностей в различных
областях науки и искусства.
Задачи
1. Разработать систему выявления и поддержки
программы
одаренных детей с раннего возраста.
2. Создать условия для развития образовательной среды,
способствующей закреплению успешности ребенка через
проявления его способностей и сохранение физического и
психического здоровья.
3. Увеличить количество обучающихся на всех этапах
обучения, имеющих высокие достижения в конкурсах,
выставках, соревнованиях различного уровня.
4.
Развить
кадровый
потенциал
педагогов
дополнительного образования в части компетентного
выявления и сопровождения одаренных детей Центра.
Сроки реализации 2020-2025 гг.
программы
Этапы
1 этап – 2020 год – диагностико - организационный
реализации
2 этап – 2021-2024 гг. – практический
программы
3 этап – 2025(июнь – август) – обобщающий
Содержание
1. Создание системы выявление отбора и социальной
деятельности
поддержки одаренных детей.
2. Организация
научно
–
исследовательской,
проектной и творческой деятельности учащихся и
преподавателей.
3. Создание базы данных одаренных детей.
4. Создание системы мониторинга результативности
выполнение образовательных программ.
5. Внедрение инновационных технологий в работе с
одаренными детьми.
6. Организация информационно – методической
деятельности по тематике программы.
Заказчик
Администрация Центра
программы
Разработчики
Токарев А.А., заместитель директора по УВР;
программы
Дьяченко О.В., педагог-организатор.
Исполнители
Коллектив Центра
программы
Финансовое
Текущее финансирование из бюджетов всех уровней,
3

обеспечение
программы
Социальный
эффект
реализации
программы

Ожидаемые
результаты

дополнительно привлеченные средства (спонсорская
помощь, благотворительная помощь, инвестиции).
1. Создание условий для сохранения и приумножения
от интеллектуального
и
творческого
потенциала
обучающихся.
2. Создание системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации педагогов для работы с
одаренными детьми.
3. Повышение качества образования и воспитания в
целом.
4. Формирование банка данных педагогических
технологий и образовательных программ для ранней
диагностики способных детей.
1. Совершенствование системы выявления и развития
одарённости и таланта у детей в условиях учреждения
дополнительного образования детей.
2. Совершенствование форм и методов работы с
одарёнными и способными детьми.
3. Оказание помощи и поддержки одарённым детям в
реализации их интересов, потребностей и творческого
потенциала.
4. Рост результативности выступлений обучающихся
на мероприятиях различного уровня.
5. Обеспечение преемственности в работе с
одарёнными детьми на разных возрастных этапах.
6. Совершенствование системы научно-методической
подготовки педагогов к работе с одарёнными детьми.
7. Привлечение родителей к участию в творческой
деятельности Центра.
8. Рост профессионального мастерства педагогов.

4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном российском обществе возрастает потребность в людях
неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать
поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на
массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и
только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к
поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая
национальная, профессиональная элита.
Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа:
способный, одаренный ребенок - это ребенок с высоким уровнем развития
интеллектуальных,
творческих,
эмоциональных
способностей
человека.
Одаренность
бывает
художественной
(музыкально-художественной),
психомоторной
(спортивная),
академической
(способность
учиться),
интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (нешаблонное
мышление). Постепенный отход системы дополнительного образования от
«штамповки» и понимание возможности воспитания здесь будущего творца
заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Замысел программы: отличительным критерием одаренности ребенка
является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе
интеллектуальной и творческой деятельности и удовольствие от умственного
труда. Система дополнительного образования должна обеспечить условия
всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов
через творческую созидательную деятельность. Необходимо создание
благоприятной
социокультурной
среды,
культурно-информационного
пространства, организация индивидуальной деятельности с одаренными детьми в
детских объединениях, предоставление возможности для продуктивной
самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия
разного уровня.
Цель программы – создание условий для выявления, поддержки, обучения,
воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в Центре, а
также в создании среды, способствующей формированию и максимально полной
реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.
Задачи программы:
1. Разработать систему выявления и поддержки одаренных детей с раннего
возраста.
2. Создать условия для развития образовательной среды, способствующей
закреплению успешности ребенка через проявления его способностей и сохранение
физического и психического здоровья.
3. Увеличить количество обучающихся на всех этапах обучения, имеющих
высокие достижения в конкурсах, выставках, соревнованиях различного уровня.
4. Развить кадровый потенциал педагогов дополнительного образования в
части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей Центра.
Программа «От одаренности к успеху» является составной частью
Программы
стратегического
развития
Муниципального
бюджетного
5

образовательного
учреждения
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. В
связи с существующими тенденциями в развитие образования в сторону
профессионализации возникла необходимость разработки системы выявления,
обучения и социальной поддержки одаренных детей.
Талант и одарённость могут проявляться в самых разнообразных
интеллектуальных и личностных особенностях. Становление одарённости
возможно
через
целенаправленную
работу
по
её
выращиванию,
совершенствованию, наращиванию культурного содержания на благоприятной
почве задатков.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребёнку возможность
свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их
освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом их
индивидуальных склонностей. Личностно – деятельностный характер
образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач
дополнительного образования: выявление, развитие, поддержка одаренных детей и
профориентация.
Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет
фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в
другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа
позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их
свободного времени. В дополнительном образовании можно использовать такой
мощный ресурс развития одарённости, как синергетика различных видов искусств,
проектная деятельность, педагогические мастерские.
В ходе реализации программы аспект ставится не на работу с коллективом, а
на достижение конкретного результата конкретным обучающимся. Занятия при
таком подходе, с учетом психофизических особенностей учащихся следует
проводить индивидуально или в группах, численность которых не должна
превышать 6 – 7 человек, иначе, организация и контроль деятельности становятся
практически невозможны или крайне затруднительны.
В учреждении дополнительного образования могут использоваться
следующие формы обучения одаренных детей:
 обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого
развития в определенной области;
 мастер-классы, творческие лаборатории;
 творческие конкурсы, фестивали, олимпиады;
 детские научно-практические конференции и семинары.
Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно,
становится одной из приоритетных задач дополнительного образования. Процесс
выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей должен
представлять собой единую систему отбора и эффективного обучения.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ.
ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

6

В основу программы положены ведущие методологические принципы
современной педагогики и психологии:
1. Системный подход,
сущность которого заключается в том, что
относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно,
а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая
система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность
следующих взаимосвязанных компонентов:
цели
образования,
субъекты
педагогического
процесса,
содержание образования, методы и формы
педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной,
деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В
рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на
естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала
личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и
решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная
работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации
и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою
очередь,
предполагает
обучение детей выбору цели и планированию
деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке
результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека
с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только
развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто
принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В
связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой,
во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как
творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить
основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми,
осуществлять планирование и прогнозирование деятельности, развивать
естественные адаптационные механизмы.
Основные стратегии в работе с одаренными детьми
В качестве главных механизмов в работе с одаренными детьми используются
четыре основные стратегии:
ускорение,
углубление, обогащение и
проблематизация.
Ускорение предполагает выбор индивидуальной скорости прохождения
образовательных программ, освоения содержательных единиц и способов
деятельности, а это требует моделирования индивидуальных маршрутов, программ
и учебных планов.
Основное требование при включении обучающихся в учебные программы,
построенные с использованием ускорения следующие:
- обучающиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать
явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться
ускорение;
7

- обучающиеся должны быть достаточно зрелыми в социальноэмоциональном плане;
- необходимо согласие родителей, но необязательно их участие.
Углубление – механизм, направленный на большую конкретизацию
содержательных компонентов или детализацию способов деятельности, возможно
сочетание того и другого. Этому соответствуют образовательные программы
углубленного изучения того или иного предмета, программы факультативных,
элективных курсов.
Обогащение является альтернативой углублению, оно выходит за рамки
изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами или
дисциплинами. Вертикальное обогащение предполагает более быстрое
продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.
Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний.
Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный
материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления и
креативности, развивает умение работать самостоятельно. Обогащение обучения
специально направлено на развитие творческого мышления.
В практике могут использоваться три вида обогащения содержания
образования:

ориентированное на расширение круга интересов обучающиеся, для
чего их знакомят с различными областями и предметами изучения, благодаря
этому они могут более обоснованно выбрать определенную сферу деятельности,
которую бы им хотелось изучить более глубоко;

нацеленное на развитие мышления обучающиеся: развитие
мыслительных операций (анализа, синтеза и др.), наблюдательности, способности к
самостоятельному выдвижению и проверке гипотез, что рассматривается как
необходимая база для перехода к более сложным формам познавательной
деятельности;

предполагающее проведение самостоятельной исследовательской
работы и решение творческих задач.
Проблематизация имеет межпредметный характер, поскольку здесь в
качестве содержательных элементов рассматриваются проблемы и способы их
разрешения, что реализуется при проблемном обучении, использовании метода
проектов и развивающих образовательных технологий. Специфика обучения в
этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре
имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций,
что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению
различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Реализация программы «От одаренности к успеху» позволяет:
 создать благоприятные условия для развития и реализации потенциальных
способностей одаренных детей;
 получить знания об основных «составляющих» общей умственной
одаренности и специальных видах одаренности;
 познакомить педагогов с вопросами диагностики умственной одаренности
детей;
8

 разработать систему выявления и обучения одаренных и талантливых детей
и подростков;
 сформировать банк данных по различным направлениям работы с
одаренными детьми;
 объединить детей в совместной интеллектуально-творческой деятельности;
 подготовить программно-методические документы и пособия для
преподавателей, работающих с одаренными детьми и их родителями.
Модель одаренного ребенка:

личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;

личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной
ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования,
рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского
труда;

личность, способная осуществить самостоятельно
продуктивную
деятельность;

личность, способная реализовать в жизни «Я – концепцию», способная
к саморазвитию и самоизменению;

личность,
обладающая
разносторонним
интеллектом,
компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

личность,
руководствующаяся
в
своей
жизнедеятельности
общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая другого человека
как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

личность,
готовая
к
осознанному
выбору
и
освоению
профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с
учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Содержание работы Центра с одаренными обучающимися определяется по
трем направлениям:
- в рамках каждого кружка по образовательной программе;
- в рамках работы образовательного учреждения в целом;
- в рамках организации межведомственного взаимодействия с
образовательными учреждениями Бахчисарайского района Республики Крым.
Специалистами Центра осуществляется следующие виды деятельности:
1. Информационно-методическая деятельность
- Оказание содействия педагогам в оформлении конкурсных работ, в
подготовке сопроводительной документации для участия в конкурсных
мероприятиях различного уровня.
- Работа с педагогами по самообразованию (совместное решение вопросов по
организации работы с одаренными детьми, научно-исследовательской и проектной
деятельности).
2. Научно-методическая работа
- Изучение нормативной базы, локальных актов, дополнительной литературы
по работе с одаренными детьми;
- Разработка образовательных программ, развивающих материалов по работе
с одаренными детьми;
9

- Разработка сценариев проведения интеллектуальных игр, праздников,
конкурсных мероприятий, акций для одаренных обучающихся;
- Консультирование педагогов, занимающихся с одаренными детьми;
- Повышение квалификации педагогов (посредством самообразования,
участия в семинарах и мастер-классах);
- Обобщение накопленного педагогического опыта и его распространение.
3. Информационно-аналитическая деятельность
- Создание базы данных одаренных детей;
- Организация диагностики (использование различных методик выявления
одаренных детей);
- Анализ результативности работы с одаренными детьми;
- Обобщение полученных результатов, внесение изменений в планы
инновационной деятельности и работы с одаренными детьми;
- Презентация деятельности Центра по работе с одаренными детьми.
4. Организация обучения и развития одаренных детей
- Разработка плана конкурсных мероприятий, направленных на выявление и
поддержку одаренных детей;
- Организация работы Малой Академии Наук;
- Организация проведения на базе Центра конкурсов различных уровней;
- Организация ежегодного конкурса внутри учреждения на лучшего
обучающегося кружкового объединения (на основании результативности участия
обучающегося в конкурсах различного уровня в течение учебного года).
5. Практическая работа с одаренными детьми
- Проведение диагностики с целью выявления способных и одаренных детей;
- Внедрение новых активных методов обучения, индивидуальных форм
обучения одаренных детей и обучения в малых группах;
- Совершенствование работы объединений с одаренными детьми,
приобретение опыта самостоятельной исследовательской практики, творческой и
проектной деятельности;
- Создание презентаций результатов научно - исследовательской, проектной
и творческой деятельности учащихся;
- Организация и подготовка учащихся к участию в конкурсах различного
уровня;
- Анализ деятельности Центра по реализации научно-исследовательских,
проектных и творческих работ учащихся, определение дальнейших направлений
развития деятельности с одаренными детьми.
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы: 2020-2025 годы.
1 этап – 2020 год – диагностико - организационный
Он включает в себя:

создание и организацию координационной деятельности по работе с
одаренными детьми;

создание нормативно-правовой базы;

обеспечение материально-технической базы;
10


создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе
реализации программы;

изучение контингента учащихся с целью выявления типов одаренных
детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов Центра,
общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования,
общественных объединений;

организация информационно-методического обеспечения и повышения
психолого-педагогической компетентности педагогов по проблемам одаренности;

разработка авторских и корректировка имеющихся программ по
предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных
образовательных маршрутов.
2 этап – 2021-2024 гг. – практический
На этом этапе планируется:

апробация экспериментальных авторских программ;

отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих
показателей каждого ребенка;

отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой
работы с одаренными детьми;

углубление теоретико-практической подготовки по проблеме
одаренных детей;

методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и
совершенствование профессионального мастерства педагогов;

отслеживание
результативности,
промежуточная
диагностика,
сравнительный анализ, коррекция;

систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в
Центре, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;

пополнение и обновление банка данных одаренных детей, банка
данных образовательных программ, методических материалов, диагностических
методик;

психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная
поддержка одаренных детей.
3 этап – 2025 (июнь –август) – обобщающий
На этом этапе предполагается:

сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных
детей;

мониторинг личных достижений учащихся;

анализ деятельности педагогов по организации работы с одаренными
детьми;

создание системы работы с одаренными детьми в условиях учреждения
дополнительного образования;

11


определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути
их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в
этом направлении.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Функции директора.
- Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одаренными
детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
- Создание фонда поощрения одарённых детей.
2. Функции заместителя директора по УВР и ВР, педагога-организатора.
- Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с
реализацией данной программы.
- Организация и проведение семинаров по проблемам работы с
одарёнными детьми.
- Координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми.
- Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для
одаренных детей.
- Формирование банка данных одаренных детей.
3. Функции рабочей группы методистов.
- Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей.
- Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической
литературы по данной теме.
- Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми.
- Определение критериев эффективности работы.
- Планирование и проведение тематических предметных недель и
творческих конкурсов.
- Оформление материалов по работе с одаренными детьми на стенде
методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты творческих
достижений и т.д.)
- Руководство подготовкой творческих отчётов педагогов, работающих с
одарёнными детьми.
4. Функции педагогов Центра
- Выявление одарённых детей по своим направлениям.
- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными
детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научноисследовательского уровней.
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям
различного уровня.
- Отбор и оформление в течение года достижений одаренных детей для
предъявления на ежегодном отчете учреждения образования.
- Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого
отчёта для предъявления на педсовете, заседании методического объединения.
- Создание в учебных кабинетах методической копилки по работе с
одаренными детьми.
12

- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития
способностей их детей по направлению деятельности.
- Организация творческих отчетов детей.
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

Неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что
может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной
им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не
оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может
сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности
снизятся.

Рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической
пропасти между «одаренными» и «обычными» детьми, невнимание к последним.
Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу
обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем
самым не войдут в число одаренных.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по
следующим критериям:
1. Количественные и качественные показатели участия обучающихся в
мероприятиях различного уровня.
2. Положительная динамика проявления интереса обучающихся к
исследовательской, проектной и творческой деятельности.
3. Положительная динамика проявления интереса преподавателя к
исследовательской деятельности.
4. Рост профессионального мастерства педагогов, отраженный в портфолио
преподавателя.
5. Оценка динамики достижения обучающихся через создание и наполнение
портфолио.
6. Рейтинги образовательного учреждения в районе и республике по итогам
участия в различных интеллектуальных и творческих конкурсах.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ОДАРЕННОСТИ К УСПЕХУ»
В рамках кружка, творческого объединения:
№
п/п
1

2

Основные мероприятия
Выявление детской одаренности в рамках
творческого объединения
Разработка и включение в работу занятий
индивидуальных заданий для одаренных
детей повышенной сложности,
творческого, научно-исследовательского

Сроки
проведения
В течение
учебного
года
В течение
учебного
года

Ответственные
Педагоги
Центра
Педагоги
Центра

13

3

4

5

6

7

8

характера
Индивидуальная работа с одаренными
детьми
Подготовка обучающихся к олимпиадам,
конкурсам, викторинам, конференциям
различного уровня в рамках творческого
объединения
Отбор и оформление достижений
одаренных детей для предъявления на
ежегодном отчете учреждения образования
Создание и своевременное пополнение
методической копилки по работе с
одаренными детьми
Проведение индивидуальных консультаций
родителей одаренных детей по вопросам
развития их творческих или
интеллектуальных способностей
Организация и проведение творческих
отчетов детей

В течение
учебного
года
В течение
учебного
года

Педагоги
Центра

В течение
учебного
года
В течение
учебного
года
В течение
учебного
года

Педагоги
Центра

В течение
учебного
года

Педагоги
Центра

Педагоги
Центра

Педагоги
Центра
Педагоги
Центра

В рамках работы образовательного учреждения в целом:
№
п/п
1

2
3
4

5

1

2

Основные мероприятия

Сроки
Ответственные
проведения
1. Нормативно - правовое и организационное обеспечение:
Разработка приемлемой для Центра
АвгустАдминистрация
системы выявления одаренного ребенка.
сентябрь
Центра
2020
Разработка системы взаимодействия с
Октябрь
Зам. директора
семьей одаренного ребенка.
2020
по УВР, ВР.
Подготовка диагностических материалов.
Ноябрь 2020 Администрация
Центра
Формирование банка данных одаренных
Декабрь
Зам. директора
детей.
2020
по УВР, ВР,
педагогорганизатор
Разработка системы мер по поддержке и
Ежегодно Администрация
стимулированию одарённых детей
2. Научно-методическое сопровождение:
Обеспечение педагогов методиками работы
Постоянно Зам. директора
с одарёнными детьми в рамках
по УВР, ВР,
инновационной деятельности
методисты
Центра
Семинары, совещания, консультации с
Постоянно Зам. директора
14

педагогами по вопросам организации
работы с одарёнными детьми
3

4

5

1

2

1
2
3
4
5

1
2

3
4

Осуществление постоянного мониторинга
Постоянно
результатов конкурсов, олимпиад,
конференций различного уровня
Обобщение опыта работы педагогов,
Постоянно
результативно работающих с одарёнными
детьми
Формирование электронного банка данных Постоянно
лучших творческих и интеллектуальных
работ обучающихся Центра
3. Информационная поддержка:
Своевременное информирование
Ежегодно
общественности о сроках проведения и
результатах проведения конкурсов,
олимпиад, конференций, акций и т.д.
Размещение публикаций на сайте
Ежегодно
учреждения, в официальной группе в
социальной сети «ВКонтакте» о
победителях и призёрах конкурсов,
олимпиад, конференций различного уровня
4. Работа с обучающимися
Оформление портфолио одарённого
Ежегодно
ребёнка.
Участие в конкурсах, проектах различных
Постоянно
направлений и уровней
Работа кружков, творческих объединений,
Постоянно
индивидуальна работа
Сбор и систематизация материалов по
Постоянно
работе с одаренными детьми.
Информирование обучающихся о
Постоянно
конкурсах, конференциях и олимпиадах

5. Работа с родительской общественностью
Тематические лекции для родителей
В течение
года
Привлечение родителей к участию в
В течение
проектно-исследовательской, творческой
года
деятельности совместно с детьми
Индивидуальные консультации. Беседы с
Постоянно
родителями.
Мониторинг эффективности деятельности
Ежегодно
учреждения в работе с одаренными детьми

по УВР,
методисты
Центра
Педагогорганизатор
Зам. директора
по УВР
Педагогорганизатор
Заместитель
директора по
УВР, педагогорганизатор
Заместитель
директора по
УВР, педагогорганизатор
Педагоги
Центра
Педагоги
Центра
Педагоги
Центра
Методисты
Центра
Зам. директора
по УВР, ВР,
педагогорганизатор,
педагоги Центра
Педагоги
Центра
Зам. директора
по УВР
Администрация,
педагоги Центра
Администрация
15

В рамках организации межведомственного взаимодействия с
образовательными учреждениями Бахчисарайского района Республики Крым:
№
п/п
1

2

3

4

Основные мероприятия
Разработка
единого
плана-календаря
проведения
интеллектуальных
и
творческих
конкурсов,
конференций,
олимпиад для одарённых детей
Проведение организационно-методических
мероприятий с педагогами по подготовке
общеучрежденческих, муниципальных и
региональных этапов конкурсов, олимпиад,
викторин, конференций и т.д.
Проведение (или организация участия
одарённых обучающихся) в фестивалях,
смотрах,
конкурсах,
конференциях
различного
уровня
(творческого
направления) и иных мероприятиях, не
включенных в перечень традиционных
мероприятий согласно Приложение 1.
Проведение (или организация участия
одарённых обучающихся) в фестивалях,
смотрах,
конкурсах,
конференциях
различного уровня (интеллектуального
направления) и иные мероприятиях, не
включенных в перечень традиционных
мероприятий согласно Приложение 2.

Сроки
проведения
Ежегодно

Ежегодно

Ответственные
Зам. директора
по УВР,
педагогорганизатор
Зам. директора
по УВР,
педагогорганизатор

Ежегодно

Педагогорганизатор

Ежегодно

Зам. директора
по УВР

16

Приложение 1
Перечень конкурсов, фестивалей, акций, выставок, конференций творческого
направления, обязательных для участия педагогами и воспитанниками
образовательных учреждений
№
Название
п/
конкурсной программы
п
1. Всероссийский конкурс творческих,
проектных и исследовательских работ
учащихся #ВместеЯрче»
2. Республиканский
конкурс
юных
исследователей окружающей среды
3. Республиканская эколого-природоохранная
акция «К чистым истокам»

Период
проведения
мун. этапа
01-10
сентября

4. Республиканская выставка - конкурс
декоративно-прикладного творчества и
изобразительного искусства «Знай и люби
свой край»
5. Республиканский конкурс детского
творчества «Дорога глазами детей»

сентябрь

18 сентября 8 октября

6. Всероссийский конкурс исследовательских
краеведческих работ «Отечество»

сентябрь –
октябрь

7. Республиканский
открытый
конкурсфестиваль детского творчества «Крым в
сердце моем»

сентябрьоктябрь

8. Республиканская
экологическая
«Сохраним можжевельники Крыма»

акция

сентябрь
сентябрь

10 сентября –
21 октября

9. Республиканский
конкурс
«Исследовательский старт» для учащихся 57 классов
10. Республиканский
конкурс
детских
рисунков, плакатов «Я – против коррупции»
и логотипов «Стоп коррупция»
11. Республиканский конкурс на знание
Конституции РФ
12. Республиканский конкурс «Космические
фантазии»

октябрь

13. Республиканский заочный конкурс юных

декабрь

ноябрь
ноябрь
ноябрь

Примечания
ИЗО, сочинение,
исследовательские кейспроекты
исследовательские работы
практические научноисследовательские
проекты,
природоохранная работа,
проведение
организационно-массовых
мероприятий,
ЭКО плакат
ИЗО, декоративноприкладное творчество
литературное, ИЗО,
декоративно-прикладное
творчество
очно-заочный конкурс
исследовательских работ
вокальное,
хореографическое,
литературное, ИЗО,
декоративно-прикладное
творчество
Социально-полезная и
исследовательская
работы, ИЗО, фото
поделки с описанием
исследовательская работа,
естественнонаучная
работа
ИЗО
литературное, ИЗО
творчество
литературное, ИЗО,
декоративно-прикладное
творчество
фотографии
17

фотолюбителей «Крым - полуостров мечты»
14. VI Всероссийский конкурс детского и
юношеского
творчества
«Базовые
национальные ценности»
15. Международный детский экологический
форум «Зеленая планета»
16. Всероссийская заочная акция «Физкультура
и спорт – альтернатива пагубным
привычкам»
17. Творческий конкурс «МЫ - НАСЛЕДНИКИ
ПОБЕДЫ!», посвященный Победе в
Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
в Республике Крым и городе Севастополе
18. Республиканский
конкурс
природоведческих
исследовательских
проектов
младших
школьников
«Первооткрыватель» для обучающихся 1-4
классов
19. Большой всероссийский фестиваль детского
и юношеского творчества
20. Республиканский
смотр-конкурс
«Безопасность детей в наших руках».

декабрь
- январь

ИЗО, литературное (стих),
социальный проект

Февраль март

ИЗО, ДПИ, фото-видео,
арт-объекты, театральные
постановки, вокал
видеоролик по
номинациям

март
Февраль март

участие в организации и
проведении

февраль

очно-заочный конкурс
исследовательских работ

Февраль март

хореографическое,
вокальное, литературное,
театральное искусство
Папка документов
(воспитательные
мероприятия по ОУ по
ПДД)
командный конкурс

Февраль март

21. Республиканская турнирная программа Март - апрель
«ЭКОС» для учащихся 6-7 классов
22. Всероссийский конкурс юных инспекторов Март - июнь
движения «Безопасное колесо»
23. Всероссийский детский фестиваль народной Март - апрель
культуры «Наследники традиций»

24. Республиканский
вальс»

фестиваль

«Крымский

Март - апрель

командный конкурс
хореографическое,
вокальное,
инструментальное
(фольклор), декоративноприкладное творчество
хореография

18

Приложение 2
Перечень конкурсов, фестивалей, акций, выставок, конференций
интеллектуального направления, обязательных для участия педагогами и
воспитанниками образовательных учреждений
№
Название
п/
конкурсной программы
п
1. Республиканский конкурс-защита научноисследовательских работ МАН «Искатель»
среди учащихся старших классов

Период
проведения
мун. этапа
Январь-март

2. Республиканский
заочный
конкурс
«Мирный космос»
3. Республиканский этап
Всероссийского
конкурса научно-технических проектов
«Большие вызовы»

Февральапрель
Февраль-март

4. Республиканская выставка работ кружков Март -апрель
по
начальному
техническому
моделированию
5. Республиканский конкурс работ «Мы –
Март
гордость Крыма»
6. Республиканские
соревнования
по
Март
авиамодельному спорту (микро авиамодели)
7. Республиканские
соревнования
по
Март
начальному техническому моделированию
для
обучающихся
дополнительного
образования младшего школьного возраста
8. Республиканская
выставка-конкурс
Апрель
технического творчества «Наш поиск и
творчество тебе - Родина!»
9. Республиканский
конкурс Март - апрель
исследовательских работ и проектов
обучающихся младшего школьного возраста
«Я-исследователь» (1-4 классы)
10. Республиканский
конкурс
Апрель
исследовательских работ и проектов
обучающихся среднего школьного возраста
«Шаг в науку» (5-8 классы)
11. Крымский форум талантливых и одаренных
Ноябрь
детей «Старт-Ап»

Примечания
Научноисследовательские работы
обучающихся школ
района
ИЗО, ДПИ
Научноисследовательские работы
обучающихся школ
района
Судо-авиа модельное
техническое творчество
Художественные, научноисследовательские работы
обучающихся всех
ступеней школ района
Авиа модельное
техническое творчество
Судо-авиа модельное
техническое творчество,
робототехника
Судо-авиа модельное
техническое творчество,
робототехника
Научно исследовательские
работы обучающихся 1-4
классов школ района
Научно исследовательские
работы обучающихся 5-8
классов школ района
Делегация обучающихся
района

19

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».