УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОДОБРЕНО педагогическим советом протокол № 1 от « 18» августа 2023 год УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ЦДОД» БР РК _____________ Т.В. Локтионова « 18 » августа 2023 год Приказ № 114 ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2023 – 2026 гг. Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района республики Крым г. Бахчисарай 2023 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района республики Крым (далее МБОУ ДО «ЦДОД») - одно из учреждений дополнительного образования Бахчисарайского района Республики Крым, реализующее дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Его история началась в 2019 году, когда была ликвидирована сеть внешкольных учебных заведений. В настоящее время это многопрофильное учреждение дополнительного образования, в котором занимаются более 1600 детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. МБОУ ДО «ЦДОД» − составная часть муниципальной системы образования района, оно обеспечивает право детей и юношества города и района на образование и досуг с целью удовлетворения разнообразных образовательных и социокультурных потребностей, развития склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, содействуя, таким образом, жизненному и профессиональному самоопределению обучающихся. Деятельность МБОУ ДО «ЦДОД» направлена на реализацию социального заказа, отражающего интересы и потребности детского населения города и района и родителей детей как основных заказчиков и потребителей образовательных услуг в соответствии с основными приоритетами государственной политики РФ в сфере образования и насущными задачами социально- экономического развития Крыма. Программа воспитания МБОУ ДО «ЦДОД» (далее - Программа) разработана в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся», методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утверждённой 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитание учащихся, социализацию, профессиональную ориентацию, культуры здорового и безопасного образа жизни. Воспитательная программа является обязательной частью основных образовательных программ МБОУ ДО «ЦДОД» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал в совместной деятельности. Программа воспитания призвана обеспечить обучающимся готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности МБОУ ДО «ЦДОД». Программа учитывает возрастные особенности обучающихся и основные жизненные задачи возраста, воспитательные традиции, базовые ценности, с учетом современных социокультурных условий развития детства в современной России. 12 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В МБОУ ДО «ЦДОД» ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Процесс воспитания в МБОУ ДО «ЦДОД» основывается на следующих принципах: ⎯ Приоритет безопасности ребенка – неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритет безопасности ребенка при нахождении его в образовательной организации; ⎯ Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия учащихся и педагогов; ⎯ Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через создание в МБОУ ДО «ЦДОД» детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; ⎯ Совместное решение личностно и общественно значимых проблем – личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития учащегося, а воспитание - это педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося, организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; ⎯ Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его эффективности; ⎯ Следование нравственному примеру - содержание учебного процесса наполняется примерами нравственного поведения, особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример педагога, его внешний вид, культура общения и т.д; ⎯ Ориентация на идеал - воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Основными традициями воспитания в МБОУ ДО «ЦДОД» являются следующие: ⎯ традиционные дела, которые способствуют сплоченности коллектива, развивают творческую активность, воспитывают любовь к сохранению традиционных мероприятий; ⎯ важной чертой каждого традиционного дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и учащихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; 13 ⎯ в МБОУ ДО «ЦДОД» создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); ⎯ педагоги МБОУ ДО «ЦДОД» ориентированы на формирование коллективов и на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; ⎯ организаторами процесса воспитания в МБОУ ДО «ЦДОД» являются педагог-организатор и педагоги, реализующие по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Цель воспитания – личностное развитие учащихся, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: ⎯ поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по созданию новых в рамках уклада жизни Центра, реализовывать воспитательные возможности традиционных дел; ⎯ помочь учащимся сделать выбор профессии; ⎯ формирование психологической готовности к совершению профессионального выбора; ⎯ повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры; ⎯ формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, вредных привычек, интернет-зависимости; ⎯ организация профилактической работы против травматизма, безопасного поведения в общественных местах и на водоемах, пдд; ⎯ социально-информационная помощь, направленная на обеспечение учащихся информацией по вопросам терроризма и мошенничества; ⎯ формирование социальных компетенций на основе участия учащихся в 14 социально- значимой деятельности; ⎯ приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций, поиск решений и путей преодоления проблем, умение применять теоретические знания в конкретной ситуации; ⎯ знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, происходящих в современном обществе; Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям учащихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования. Это то, чему предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для: ⎯ усвоения учащимися младшего школьного и дошкольного возраста социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут; ⎯ развития умений и навыков социально значимых отношений учащихся младшего школьного и дошкольного возраста и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем. К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие: ⎯ быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; ⎯ быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; ⎯ знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; ⎯ беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); ⎯ проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; ⎯ стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; ⎯ быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; ⎯ соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; ⎯ уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной 15 национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; ⎯ быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для: ⎯ становления собственной жизненной позиции подростка, его собственных ценностных ориентаций; ⎯ утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру; ⎯ развития социально значимых отношений учащихся, и, прежде всего, ценностных отношений: • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; • к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. 2. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для: ⎯ приобретения учащимися опыта осуществления социально значимых дел; 16 ⎯ жизненного самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Это: ⎯ опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; ⎯ трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; ⎯ опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; ⎯ опыт природоохранных дел; ⎯ опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в Центре, дома или на улице; ⎯ опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; ⎯ опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; ⎯ опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; ⎯ опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; ⎯ опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Работа педагогов по реализации данной программы, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающему получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в МБОУ ДО «ЦДОД» интересную и событийно насыщенную жизнь учащихся и педагогов, что станет эффективным способом профилактики асоциального поведения детей. 3.ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Реализация цели и задач программы воспитания осуществляется в рамках следующих направлений - модулях воспитательной работы МБОУ ДО «ЦДОД». 3.1. Модуль «Традиционные дела» Ключевые дела – это главные традиционные дела МБОУ ДО «ЦДОД», в которых принимает участие большая часть учащихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для учащихся, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. 17 Традиционные дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения. Введение традиционных дел в жизнь Центра помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы: На уровне учреждения: ⎯ общецентровские праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, традиционными событиями. ⎯ проводимые для жителей города и района и организуемые совместно с семьями учащихся праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации учащихся и включают их в деятельную заботу об окружающих. ⎯ участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям. ⎯ церемонии награждения (по итогам года) учащихся и педагогов за активное участие в жизни МБОУ ДО «ЦДОД», защиту чести Центра в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие МБОУ ДО «ЦДОД». Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и учащимися, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. ⎯ организация детского самоуправления в МБОУ ДО «ЦДОД» . На уровне объединения: ⎯ участие учащихся в организации и проведении воспитательных дел внутри детского объединения в соответствии индивидуальным учебным планом работы детского объединения; ⎯ выбор и делегирование представителей объединений в общецентровские советы дел, ответственных за подготовку общецентровских традиционных дел; ⎯ участие объединений в реализации общецентровских традиционных дел; ⎯ участие учащихся детских объединений в анализе воспитательных дел на уровне детских объединений и общецентровского совета дела; На индивидуальном уровне: ⎯ вовлечение по возможности каждого ребенка в традиционные дела МБОУ ДО «ЦДОД» в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); ⎯ индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа традиционных дел; 18 ⎯ наблюдение за поведением учащегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа традиционных дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими учащимися школьного возраста, с педагогами и другими взрослыми; ⎯ при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем традиционном деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 3.2. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и учащихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение учащихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб детей. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить учащихся к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность учащихся к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: ⎯ циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку учащихся к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; ⎯ профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания учащихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детьми профессиональной деятельности; ⎯ посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей; ⎯ совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; ⎯ просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков; ⎯ индивидуальные консультации психолога для учащихся и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; 3.3. Модуль «Профилактическая работа по безопасности учащихся» Проблема формирования здорового образа жизни и безопасности детей является актуальной для современного общества. Целесообразно решать 19 вопрос о развитии представлений о здоровом образе жизни и безопасности учащихся в триединстве физического, психического и нравственного развития. Воспитательный потенциал профилактической работы реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: ⎯ проведение тематических профилактических бесед, воспитательных мероприятий; ⎯ просмотр видеофильмов по профилактике травматизма, терроризма, вредных привычек, интернет-зависимости, мошенничества, безопасного поведения в общественных местах и на водоемах, правил дорожного движения, здорового образа жизни; ⎯ организация встреч с инспектором ПДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики; ⎯ выставки рисунков, плакатов, направленные против вредных привычек за здоровый образ жизни; ⎯ организация мероприятий, направленных на формирование установок толерантного сознания учащихся и их родителей. 3.4. Модуль «Социально-значимая деятельность» Это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке и во внешней социальной среде. Эта работа может осуществляться через следующую деятельность: благотворительность, гражданственность, патриотизм, добровольческая (волонтерская) деятельность. Воспитательный потенциал профилактической работы реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: ⎯ помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам; ⎯ благотворительные концерты и театральные выступления; ⎯ участие в волонтерских движениях; ⎯ проведение социологических опросов; ⎯ участие в акциях городских и региональных; ⎯ проектно – исследовательская деятельность; ⎯ социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые учащимися и педагогами комплексы дел разной направленности, ориентированные на преобразование окружающего социума. (Перенесено из традиционных дел) 4.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в МБОУ ДО «ЦДОД» воспитательной работы осуществляется по выбранным самим МБОУ ДО «ЦДОД» направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации. 1 10 Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы, являются: ⎯ принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к учащимся, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; ⎯ принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между учащимися и педагогами; ⎯ принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; ⎯ принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития учащихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основными направлениями анализа организуемого в МБОУ ДО «ЦДОД» воспитательного процесса могут быть следующие: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития учащихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития каждого учащегося. Планирование и координацию деятельности, направленной на реализацию программы воспитания, осуществляет администрация МБОУ ДО «ЦДОД». Результаты выполнения программы воспитания обсуждаются на педагогических советах МБОУ ДО «ЦДОД». Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития учащихся является педагогическое наблюдение, анкетирование и опрос. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития учащихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в МБОУ ДО «ЦДОД» совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в МБОУ ДО «ЦДОД» интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по УВР, педагогами 1 11 дополнительного образования, педагогами-организаторами, педагогическими работниками центра. Методическая служба МБОУ ДО «ЦДОД» анализирует состояние учебно-методической, воспитательной работы и разрабатывает предложения по повышению её эффективности – принимает участие в разработке методических, информационных материалов и диагностике. Способами получения информации о состоянии организуемой в МБОУ ДО «ЦДОД» совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с учащимися и их родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: ⎯ качеством проводимых традиционных дел; ⎯ качеством совместной деятельности педагогов и их объединений; ⎯ качеством реализации личностно развивающего потенциала занятий; ⎯ качеством функционирующих на базе МБОУ ДО «ЦДОД» детских клубов; ⎯ качеством профориентационной работы МБОУ ДО «ЦДОД»; ⎯ качеством профилактической работы МБОУ ДО «ЦДОД»; ⎯ качеством организации социально-значимой деятельности в МБОУ ДО «ЦДОД»; ⎯ качеством взаимодействия МБОУ ДО «ЦДОД» и семей учащихся. Итогом самоанализа организуемой в МБОУ ДО «ЦДОД» воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. 1 12 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)