УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОДОБРЕНО педагогическим советом протокол № ___1__ от «28_» ______08______ 2024 год УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ЦДОД» БР РК _____________ Т.В. Локтионова «_28_» ______08_______ 2024 год Приказ № 90 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ИСКУССТВО» Направленность: художественная Срок реализации программы:1 год Вид программы: модифицированная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 7 - 13 лет Составитель: Костылёва Юлия Николаевна, педагог дополнительного образования творческого объединения «Аквариум» г.Бахчисарай, 2024 г. Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу творческого объединения «Аквариум» Автор-составитель: Костылёва Ю.Н. — педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Рецензируемая программа составлена с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» и в полном соответствии с Положением о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности ИЗО студии «Радуга» (разноуровневая), автор - составитель: Потаскаева Галина Александровна педагог дополнительного образования г. Кировск, 2019 год; имеет модификации и дополнения исходя из требований учреждения дополнительного образования, на базе которого она используется. Адресатом программы являются дети в возрасте от 7-13 лет. Учитывая возрастные особенности учащихся, автор-составитель подаёт вопросы образовательной программы в занимательной и игровой форме, что позволяет достичь образовательных результатов и способствует развитию логического мышления, приёмов умственных действий, познавательных психических процессов. Практика обучения основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания. Программный материал предполагает минимальное количество теоретических занятий, подкрепленных практическими. Предпочтение отдается занятиям комбинированного типа с индивидуальным подходом. Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата. Программа отвечает требованиям, предъявляемым к составлению программ по учебным дисциплинам, возрастным и индивидуальным интересам учащихся, представляет собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью. Рекомендуется использовать в образовательном процессе Рецензент: _______ ____________ Руководитель МОЦ Королева В.А. «Согласовано» ___ _____________ Зам. Директора по УВР Врублевская Д.Н. 2 РАЗДЕЛ №1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. В современном мире просто необходимо уметь творчески мыслить, постоянно искать новые формы, новые подходы к выполнению того или иного творческого замысла, чтобы мотивировать интерес детей к тому или иному виду творчества. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. В основе разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Первые шаги в искусство» лежит следующая нормативно-правовая база: - Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (в действующей редакции); - Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998г. №124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции); - Федеральный проект «Успех каждого ребенка- ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г. №3; - Национальный проект «Образование»- ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от24.12.2018 г. №16); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем развития дополнительного 3 образования детей» (в действующей редакции); - Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»; - Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189- ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; - Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; - Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. 4 № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г. № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242; - Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»; - Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, 5 реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»; - Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденный постановлением администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 22.08.2018г. № 438; Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденное приказом от 01.03.2024г. № 29а. Направленность Программа творческого объединения «Аквариум» относится к художественному направлению дополнительного образования, т.к. в ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества. Программа включает в себя освоение практических навыков рисования и освоение теоретических основ изобразительного искусства. Актуальность программы Сегодня в общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится небольшой объём учебных часов в начальной школе и один урок изобразительного искусства в 5-7 классах. Поэтому дополнительное образование – это своего рода «школа» по данному виду художественной деятельности, которая создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития. Программа «Первые шаги в искусство» – это знакомство с изобразительным творчеством. Изучение художественного материала и приёмов работы с ним проводится в увлекательной и игровой форме. Ребята экспериментируют с длинным, раздельным мазком, так как раздельные красочные пятна, в зависимости от их ритма и расположения, могут ассоциироваться с природными 6 явлениями. Дети учатся открывать прекрасное в обыденном и подтверждают свои находки выразительностью своих композиций. В рисовании кистью дети импровизируют: изображение выполняют на основе реально существующей, конкретной действительности, выделяя главные и дополнительные элементы. Главная задача данной программы – формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству. Новизна программы заключается в том, что в ее реализации предусмотрены теоретические и практические основы обучения современным техникам рисования, таким как зарисовки акварелью, гелевой ручкой; обучение приёмам работы в технике витража, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий; предложено выполнение различных дизайнерских проектов, создание и оформление портфолио и др. Отличительные особенности программы Вся программа построена на широком использовании оригинальных методик и авторских приёмов, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником. Отличительная особенность от других программ, реализуемых в центре, заключается в изучении нового вида декоративно прикладного искусства «витраж» – оригинальной техники монументальной живописи, материалом которой являются прозрачные разноцветные стекла с орнаментальными или сюжетными декоративными композициями на стекле. Педагогическая целесообразность Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала с использование словесных и визуальных методов обучения, большое значение при этом придаётся работе с книгами и журналами, а также практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для выработки умений и навыков работы с материалом. Практическая деятельность предусматривает выполнение различных заданий, творческих работ, которые выполняются как индивидуально, так и коллективно. В программе прослеживается в интегрированном курсе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Изобразительное искусство представлено живописью и графикой; декоративно-прикладное – витражом. Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению. 7 При планировании работы изостудии в её содержание включены беседы по истории мирового искусства и культурного наследия родной страны. Значительную часть часов занимают посещения виртуальных выставок и музеев, организация и участие в коллективных и персональных выставках, сотрудничество с детской библиотекой. Программа базируется на следующих принципах обучения: принцип природосообразности и личностно-ориентированный подход – развитие творческих способностей каждого ребёнка с учётом его психофизического развития и возможностей; принцип дифференциации – соответствие содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка; принцип культуросообразности – обучение ребёнка через приобщение его к культурному наследию народов России; деятельностный подход – получение теоретических знаний происходит через практическую деятельность; принцип наглядности – широкое использование демонстрационного наглядного материала по изучению мировой художественной культуре, истории стилистических особенностей разных эпох; принцип гуманизации межличностных отношений – создание комфортных психологических условий на занятиях для достижения успеха деятельности учащихся; принцип открытости – сотрудничество со специалистами различных отраслей при организации учебно-воспитательного процесса. Адресат программы. Программа «Первые шаги в искусство» разработана для обучающихся начального и среднего школьного возраста без предварительной подготовки (7 - 13 лет). Прием на обучение производится по желанию детей, на основе имеющегося интереса к данному виду деятельности, при наличии заявления от родителей (законных представителей). Характеристика контингента обучающихся. Возрастная категория (7-9 лет). Характеризуется готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться), а также готовностью ко взятию на себя новых обязанностей, которые лежат в основе учебной мотивации младшего возраста. Формируются: активное эстетическое восприятие, творчество и нравственно-эстетическое отношение к жизни, закрепляемое в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Развиваются формы мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний. Трудности младшего возраста в данный период: новый режим дня, жизни, смена главенствующих авторитетов, новые отношения с одноклассниками и учителем, апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. При этом педагог обязательно должен учитывать особенности младшего возраста: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами. Как выстраивать деятельность: 8 самоорганизовывать и самодисциплинировать ученика посредствам групповых игр, вызывания любопытства, интереса к всевозможным творческим занятиям; координировать и организовывать правильный режим дня; привлекать родителей к совместным воспитательным мероприятиям. Возрастная категория (10-12 лет) характеризуется тем, что здесь главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды деятельности – учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Подросток приобретает социальный, трудовой опыт, а также познаёт себя в системе моральных, эстетических общественных отношений. Д.И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет следующие стадии подросткового периода: локально-капризную – проявляется потребность в признании взрослых; «право-значимую» – обусловленная потребностью в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»; Как выстраивать деятельность: принимать во внимание интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними; учитывать обостренное чувство собственного достоинства, чувства симпатии и антипатии; достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования; поддерживать в подростке позицию его исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию; содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений. Возрастная категория (13-14 лет) - (ранняя юность), характеризуется тем, что в этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости. Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь. Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии. «Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации» (Д.И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника. В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания. 9 Как выстраивать деятельность: приобщать личность к общественным ценностям и стимулировать к выбору личных; поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их достижения, своевременно корректировать и направлять; чётко ставить цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать; определять прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?). поддерживать подростка позитивно и регулярно. Доброе слово и дельный совет лучше порицания. оценивать положительные действия ребёнка, спрашивать мнение по предмету, обсуждать с ним курс. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. не сравнивать результаты обучения подростка со сверстниками, это может привести к раздражению. Объем и срок освоения программы - программа рассчитана на 1 год обучения, 36 учебных недель, 144 часа. Уровень программы – ознакомительный (стартовый), Форма обучения – очная форма обучения. Особенности организации образовательного процесса - разновозрастные группы. Состав группы постоянный. Режим занятий, периодичность и продолжительность - реализация программы планируется в 4 группах, по 1 занятию два раза в неделю, продолжительностью 2 академических часа. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: обеспечение условий для обучения, воспитания и развития обучающихся средствами художественного творчества в процессе изучения основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Задачи программы образовательные: - познакомить с видами и жанрами изобразительного искусства; - обучить художественным приёмам работы кистью и карандашом; - обучить различным техникам гуашевой, акриловой, акварельной и масленой живописи и пастельной графики; - изучить основы композиции. личностные: - сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; - способствовать воспитанию художественного вкуса, чувства гармонии; - создать условия для воспитания трудолюбия, аккуратности, умения работать в коллективе; - содействовать воспитанию личности, способной к инициативе и преобразованию реальности; 10 - сформировать уважительное отношения к искусству разных стран и народов. метапредметные: - создать условия для развития творческого мышления как условия психологического здоровья ребёнка и залог самореализации в искусстве и творчестве; развивать художественный вкус, колористическое видение, пространственное воображение, художественно-образное мышление; - способствовать совершенствованию навыков восприятия языка живописного и графического произведения: цвета, линии, формы, фактуры, композиции; - развивать моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера; ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ Занятие по изобразительному искусству, как и любое другое занятие, требует того, чтобы оно проходил интересно, увлечённо. А для этого приходится продумывать разные формы работы, искать новые приёмы обучения и воспитания: конкурсы, занятия-путешествия, экскурсии, занятия-сказки, тематические игровые занятия, благодаря которым обучающиеся быстрее и лучше усваивают программный материал. Через занятия рисования природы воспитывается любовь к родному краю, к природе и тому, что окружает нас. На этих занятиях предусмотрены выходы на природу, на экскурсии, с целью выполнения работы на свежем воздухе. Запланировано рисование пейзажей на стихи известных поэтов: Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, М.Ю. Лермонтова. Особенно актуальны в вопросе воспитания «Вечные темы искусства». У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Эта тема для рисования запланирована преддверии праздников Дня матери и 8 марта. «Все народы воспевают мудрость старости» - воспитание и уважение к старшим, через ряд пословиц: • Ребёнку дорог пряник, а старику – покой. • Не смейся над старым, и сам будешь стар. • Молоденький умок старым умом крепится. • Уважай старика, сам стар будешь. Дети с удовольствием рисуют и рассказывают о своих бабушках и дедушках, раскрывая красоту внешнюю и внутреннюю, красоту душевной жизни, красоту, в которой выражен жизненный опыт. Занятие по изобразительному искусству из-за их универсальности можно рассматривать и как знакомство с профессией и подготовке детей к самостоятельной жизни (воспитание трудолюбия обучающихся). В конце полугодия или при подготовке к творческим конкурсам готовится выставка работ обучающихся, тем самым воспитывая чувство гордости и уважения за свою работу. Личный пример педагога также играет огромную роль в воспитании детей: рисование совместно с детьми, совместное обучение рисованию способствует личностному росту ребенка, стимулирует его активность и развивает вкус творчества. 11 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план Количество часов № п/п Название раздела, темы Всего часов 2 Форма аттестации (контроля) Теория Практика 1 1 1. Вводное занятие. 2. Цветоведение. Основы живописи. Жанры живописи 50 18 32 3. Основы композиции в рисунке. Декоративноприкладное искусство Итоговое занятие 48 14 34 34 6 28 2 2 - ИТОГО 144 41 103 4. 5. Входящая диагностика Тест Творческая работа Творческая работа Итоговая аттестация (выставка) Содержание учебного плана 1. Вводное занятие (2 ч) Теория. Инструктаж по ТБ. Ознакомление с программой. Инструменты и материалы юного художника. Беседы об искусстве. Практика. Выполнение работы различными материалами по выбору учащихся. Демонстрация своих умений. Форма аттестации: 2. Цветоведение. Основы живописи. Жанры живописи (50 ч) Теория. Основные цвета. Составные цвета. Ахроматические цвета. Тёплые и холодные оттенки. Цветовой круг. Жанры живописи. Знакомство с жанрами живописи изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж (ведута), портрет, иллюстрация, анималистический жанр. Монотипия. Практика. Выполнение рисунков: «Коврик для замка», «Сказочный замок». «Тыква», «Салют в городе», «Милая мамочка», «Герои сказки Буратино», «Кролики», «Бабочка», «Пейзаж». Игра «Определи жанр» (работа по открыткам). Выполнение творческой работы в наиболее понравившемся жанре «Назови жанр к моей картине». Форма аттестации: Тест. 3. Основы композиции в рисунке (48 ч) Теория. Композиция – основная категория художественного творчества. Понятие «композиция» (замкнутая, открытая). Правила, приёмы и средства композиции. Цельность композиции. Композиция – в пейзаже. Пейзаж. 12 Ассоциативная композиция. Однофигурная композиция. Рисование пейзажа. Передача ритма, движения и покоя. Создание художественного образа. Многофигурная композиция. Выделение композиционного центра. Практика. Рисование темы «Узор для мамы», «Платок». «Осенние деревья», «В голубом просторе». «Зимушка-зима», «Метелица». «Царевналебедь», «Жар-птица». «Весёлые коты», «На лугу пасутся козы», «Домашние животные». Форма аттестации: Творческая работа. 4. Декоративно-прикладное искусство (34 ч) Теория. Декоративное рисование. Орнамент – узор из повторяющихся элементов. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Открытка. Витраж. Инструменты и материалы. Этапы выполнения работы: выполнение эскиза, перенесение эскиза на стекло чёрным цветом, цветовое решение, оформление лоскутами. Витраж. Инструменты и материалы. Этапы выполнения работы: выполнение эскиза, перенесение эскиза на стекло чёрным цветом, цветовое решение, оформление лоскутами. Практика. Тема «Узор в квадрате». Этапы работы: выполнение эскиза, цветовое решение. Темы «С Днём рождения!», «С Новым годом!», «С 8 Марта!», «Последний звонок!», «День детства». «Бабочки», «Цветы», «Птицы», «Рыбы». Художественные материалы – масло, акрил (на выбор). Форма аттестации: Творческая работа. 5. Итоговое занятие (2 ч) Подведение итогов работы за учебный год. Проведение итоговой выставки творческих работ учащихся. (Тематика выставок определяется педагогом). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: - формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности; - формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох; - формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: обучающиеся научатся: - сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач; 13 - находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели); - анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; - выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму. обучающиеся получат возможность: - научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая инсценировки и выступая перед зрителями; - удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области. Регулятивные УУД: обучающиеся научатся: - планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов; - осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы; - самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы. обучающиеся получат возможность: - формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности; - действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий. Коммуникативные УУД: обучающиеся научатся: - организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь; - формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; - проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания. обучающиеся получат возможность: - совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий. Предметные результаты: К концу обучения дети будут знать: - общие представления о понятиях по цветоведению: цветовой круг, тёплые, холодные цвета, цветовой круг, цветовой контраст; 14 - общие представления об особенностях красок: акварели, пастели, гуаши, акрила. уметь: - смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки; - правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом; - грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки; - работать самостоятельно и в коллективе; - правильно пользоваться инструментами; - грамотно располагать композицию, пользуясь понятиями «центр», «вертикаль», «горизонталь», «передний план», «задний план»; - навыки владения техниками живописи и графики (техника раздельного мазка, «точка», «пятно»); - сочетать в композиции главные и дополнительные элементы. 15 РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 группа Срок Всего Кол-во Кол-во реализации учебных часов в учебных недель неделю часов 1 год 36 4 144 Дата начала обучения по программе 15 сентября 2024 Дата окончания обучения 31 мая 2025 Режим занятий Каникулы 2 раза в неделю 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 по 2 академических часа перерыв 15 минут 2 группа Срок Всего Кол-во Кол-во Дата начала Дата реализации учебных часов в учебных обучения по окончания недель неделю часов программе обучения 1 год 36 4 144 15 сентября 31 мая 2025 2024 Режим занятий Каникулы 2 раза в неделю 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 по 2 академических часа перерыв 15 минут 3 группа Срок Всего Кол-во Кол-во Дата начала Дата реализации учебных часов в учебных обучения по окончания недель неделю часов программе обучения 1 год 36 4 144 15 сентября 31 мая 2025 2024 Режим занятий Каникулы 2 раза в неделю 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 по 2 академических часа перерыв 15 минут 4 группа Срок Всего Кол-во Кол-во Дата начала Дата реализации учебных часов в учебных обучения по окончания недель неделю часов программе обучения 1 год 36 4 144 15 сентября 31 мая 2025 2024 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 16 перерыв 15 минут УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровое обеспечение – педагог имеет высшее художественное образование, имеет опыт собственной выставочной деятельности, обладает определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей. Материально-техническое обеспечение – учебные занятия проводятся в помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим требованиям. Особое внимание уделяется освещённости учебного помещения, наличию воды. На окнах предусмотрено специальное затемнение для проведения занятий по академическому рисунку. Оборудование и материалы. Инструменты для работы: набор кистей, подрамники, палитра. Материалы, необходимые для работы: графические материалы (карандаши, пастель), гуашь, акварель, масло, акрил, бумага, ткань, клей ПВА и др. Информационное обеспечение - мультимедийные презентации и видео материалы; подборка музыкальных произведений. Методика обеспечения образовательной программы – очная организация образовательного процесса. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, игровой. Включает в себя работу с художественными материалами, ознакомление с различными способами выполнения практической работы, игры и упражнения на запоминание жанров изобразительного искусства, развитие навыков владения техниками живописи и графики. Формы организации образовательного процесса: Индивидуальная – это является диалоговой формой, которая является целесообразной во время наблюдений в окружающей среде («Посмотрим красоту вместе»), рассматривания бытовых предметов, объектов природы, арт-объектов (произведений искусства, в продукте творчества ребенка); проведение изобразительных упражнений и экспериментирования с материалами. Фронтальная – это работа со всей группой (например, введение нового информационного и изобразительного материала, способа, вида художественной практики; творческие проекты, диагностика достижений детей). Групповая – это форма совместных упражнений, действий, направленных на уточнение, осмысление способов действий. Педагог объединяет нескольких детей в группу по собственной инициативе (например, заметив типичные особенности в способах действия с изобразительным материалом), по инициативе и желанию детей (например, в общении с одаренными детьми). Формы организации учебного занятия: 1. Самоподготовка педагога, подбор информации познавательного материала 2. Обеспечение учебной деятельности учащихся; подбор, изготовление дидактического, наглядного материала, раздаточного материала; подготовка заданий. 17 3.Хозяйственное обеспечение: подготовка кабинета и инвентаря, оборудования (подготовка кабинета к проведению занятия; организационный момент; мотивация, фонетическая зарядка; теоретическая часть занятия; физкультминутка; практическая часть занятия; окончание занятия, рефлексия, подведение итогов). Педагогические технологии: Технология игровой деятельности. Эта технология повышает активность учащихся на занятии, направляет на непроизвольное запоминание учебного материала. Создаёт условия для развития у учащихся взаимопомощи и сотрудничества, внимания друг к другу. Развиваются навыки самоконтроля и самооценки. Например, по цветоведению можно предложить учащимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок, "Найди ошибку", "Художественный салон", "Ожившие картины" ИКТ - создание медиатеки электронных презентаций для занятий (собственных и используя Интернет-ресурсы). Фильмы-презентации, демонстрация сопровождается лекцией и комментариями; в процессе просмотра дети вовлекают в процесс общения, задают вопросы, коллективно рассматривают и обсуждают произведения искусств. Слайд-фильм, идеально подходит для поэтапного рисования. Проведение виртуальных экскурсии по музеям мира. Здоровье-сберегающие технологии. Создаются условия для поддержания активности учащихся на протяжении всего урока, снятия напряжения, предупреждения утомляемости через смену видов деятельности на уроке; использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: метод свободного выбора, применение активных методов, проведение физкультминуток, создание положительного климата на занятии, наличие психологических разрядок. Алгоритм учебного занятия: Урок изучения нового учебного материала. 1. Сообщение темы и цели урока. 2. Проверка домашнего задания. 3. Изложение нового материала. 4. Самостоятельная работа обучающихся. 5. Ответы на вопросы обучающихся. 6. Проверка усвоения нового материала/ Закрепление знаний. 7. Дополнительные разъяснения. 8. Рефлексия. 9. Выдача домашнего задания. Практическое занятие 1. Сообщение темы и цели урока. 2. Фронтальная беседа по изученному материалу/Проверка знаний (необходимых в практической деятельности). 3. Инструктаж к выполнению практического задания. 4. Выполнение практической работы: практическое применение знаний и умений (упражнения, самостоятельная работа). 5. Подведение итогов самостоятельной работы (обсуждение отдельных работ, или анализ и оценка преподавателем работ, или теоретические выводы по результатам практической работы и т. п.). 6. Рефлексия. 18 7. Выдача домашнего задания Методические и дидактические материалы: библиотека методической и художественной литературы в кабинете; подборка репродукций и картин; натюрмортный фонд; наглядно-демонстрационный материал к различным темам; детские работы из выставочного фонда; ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Выявление достигнутых результатов осуществляется через: механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала, выполнение письменных заданий, творческих упражнений, практических работ, через игровую деятельность); отчётные просмотры законченных работ (учебные выставки, открытые уроки, тематические родительские собрания); персональные выставки учащихся; тематические выставки студии; участие в конкурсах различных уровней. Для оценки результативности программы применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля. Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – собеседование. Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических творческих работ, умению работать с различными художественными материалами. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тест): «Тест по изобразительному искусству». Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Итоговое занятие предполагает тематический выставочный проект (Оформление выставки). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога 1. Дамба И.Н., Куулар Р.А. Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе / И.Н. Дамба, Р.А. Куулар – «Педагогическое образование», 2020. 2. Горяева, Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративноприкладное искусство в жизни человека»: 5 кл. / Н.А. Горяева – М.: «Просвещение», 2003 – 98с. 3. Ю. И. Карпова, И. Б. Обухов, И. В. Орлова, Н. А. Попович Основы композиции. Рисунок. Живопись и цветоведение : учеб. пособие / Ю. И. Карпова [и др.]. – СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. – 220 с. 19 Литература для родителей и учащихся 1. Горяева, Н.А., О.В. Островская ДПИ и изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская – М.: «Просвещение», 2015. – 191 с. 2. Тихонович, А.И. Самоучитель по рисованию. Шаг за шагом / А.И. Тихонович – СПб.: «Питер», 2013. – 96 с. : ил. 3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство.Искусство в жизни человека. 6 кл. / Л.А. Неменская – М.: Просвещение», 2015. – 175 с. 4. Людвигсен – Кайзе, У. Большой самоучитель рисования / У. Людвигсен – Кайзер. – Белгород: ООО «Книжный клуб» Клуб семейного досуга», 2012. – 128 с. : ил. 5. Комесанья, П. Рисуем акварелью. Полный курс / П. Комесанья. – Белгород: ООО «Книжный клуб» Клуб семейного досуга», 2012. – 160 с. : ил. 6. Страйкер, С. Фантазируй и рисуй / С. Страйкер.: пер. с англ. Е.Н. Галицкая. - Минск: Попури. 2011 – 96 с.: ил. 20 Приложение 1 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Тест по изобразительному искусству 1.Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.(1 б.) Вопрос. Холодный цвет – это: Варианты ответа: 2.Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.(1б.) Вопрос. Тёплая цветовая гамма – это: Варианты ответа: 3. Закончи предложение.(1б.) Вопрос. Структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного – это… Варианты ответа: -этюд; -эскиз; -набросок; -зарисовка; -рисунок 4.Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.(1б.) Вопрос: Статика – это: 5.Что является основным выразительным средством в художественном языке живописи. (1 б.) А) пятно; В) цвет; Б) линия; Г) тон 21 Приложение 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Основные средства обучения, включаемыми в методическое обеспечение педагогом являются: Учебно-методическая литература: конспекты, альбомы и учебнометодическая литература в виде электронных носителей. Учебно-наглядные пособия: рисунки, фотографии, буклеты, раздаточный материал в печатном и мультимедийном виде. Натуральные средства, представленные в виде предметов декоративного прикладного искусства, моделями животных и птиц, муляжами. План-конспект занятия: Домашние животные (Коты и собаки) Цель урока: научить, как можно точнее изображать домашних животных. Задачи: обучающая - расширить знания о домашних животных, сформировать у детей представление об анималистическом жанре усовершенствовать навыки использования различных техник рисования в живописи и в графике, а так же навыки изображения котов и собак и их пропорции; развивающая - создать условия для развития творческого мышления, воображения, рисования по памяти; воспитательная — воспитывать аккуратность, трудолюбие, эстетическое отношение к действительности, чувство взаимопомощи. Оборудование и материалы: для учителя - книги, журналы, картинки с изображением различных домашних животных, наглядные пособия на электронном носителе, телевизор; для ученика - лист формата АЗ; художественный материал на выбор (гуашь (тряпки, баночка для воды, клеенка, кисти), карандаши (ластик, точилка). Ход урока Организационный момент. Приветствие учителя, проверка отсутствующих, раздача недостающего материала. 2. Изучение нового материала Учитель: Дети, давайте вспомним, какие жанры изобразительного искусства вы знаете? (дети отвечают: натюрморт, портрет. исторический, пейзаж, шарж мифологический и др.) Как вы много знаете, молодцы! Хорошо, но 1. есть еще такой жанр в изобразительном искусстве как анималистический. Скажите, что подразумевается под ним? (дети отвечают: изображение животных). Да, правильно! Этот жанр связан с изображением животных в живописи, скульптуре и графике. А художников, которые работают в этом жанре, называют анималистами. Вот работы известного художников – анималистов (Приложение 1). И сегодня мы с вами тоже будем анималистам, и будем рисовать домашних животных, а именно собаку и кота. Учитель: Все мы знаем, что человек стал изображать животных еще с древних времен с эпохи каменного века. Скажите, а вы знаете, где человек рисовал изображения животных? Ведь тогда еще бумаги не было? (Дети отвечают: в пещерах на стенах, на камнях, на слоновых костях). Да, именно так (Приложение 2). А позже животных не только рисовали, но и вырезали их из камня, из дерева, из слоновой кости, делали статуэтки, потому что тогда животное было для людей источником существования и поклонения, оно было священным. Например, в Древнем Египте люде покланялись кошке. Она символизировала мудрость и грацию. Богине Баст с головой кошки, как и кошкам посвящались храмы по всему Египту. Кошку первой выносили из горящего дома; возницу, случайно задавившего кошку, насмерть забивали камнями; кошку, как воплощение божества, мумифицировали (Приложение 3). Для кошек сооружали целые кладбища, делали им золотые саркофаги, как для фараонов (царь Египта). Это все звучит сказочно, и в наше время такого нет. Теперь на улице очень много бездомных кошек, и сейчас что бы им хоть немного помочь, строят приюты. Скажите, а какое животное для всего человечества является самым отважным, верным, и лучшим другом? (дети: собака) Да, это так. На самом деле собаки всегда оставляют большой след в жизни людей. На сегодняшний день в различных странах стоят памятники о самых верных и преданных наших друзьях. Скажите дети, а каких собак, которые прославились на весь мир знаете вы? (дети отвечают) Да, на самом деле их очень много, и я вам покажу и расскажу о таких замечательных собаках (Приложение 4). Первый пес - это Балто. Он совершил настоящий подвиг, доставил апмпемии в один из городов Аляски. По этим событиям еще снят фильм. Пёс по кличке – Верный. Его хозяева погибли в автокатастрофе, а он ждал их семь лет на месте ДТП. Далее Скайтерьер Бобби – символ преданности. Памятник ему установлен в Шотландии. Его хозяин умер, и пес на протяжении 14 лет приходил к нему на могилу, так же как и нес Колли, по имени Шеп. Далее пес по кличке Мальчик. Памятник этому псу установлен в метро в Москве. Он жил в метро и был жестоко убит одной женщиной. Далее монумент безымянной собаке, установлен в честь тех собак, которые подвергались экспериментам в медицине. А кто знает, кто такая сабака- поводырь? Это 23 специально обученные собаки, которые помогали слепым людям, и в честь них так поставлен памятник в Берлине. И самый известный пес - это Хатико, по событиям этой истории так же снят фильм. Он долго ждал на станции своего хозяина, который умер. Вам понравился рассказ о братьях наших меньших? А теперь начнем рисовать. 3. Практическая работа. Учитель: И так, сегодня мы рисуем домашних животных, а именно котов и собак. Как вы понимаете это для выставки «Котопёс», которая уже скоро откроет нам свои двери, но об этом позже. Поэтому вам нужно постараться. Сегодня вам нужно будет нарисовать животных карандашом, а потом решить каким материалом вы будете выполнять эскиз в цвете. Давайте с вами рассмотрим две картинки: скажите, что на них изображено? (Приложение 5) (дети отвечают: на одной два кота, на другой одна собака.) Правильно, это однофигурная, где расположен только один объект, и многофигурная композиция, где расположено два и более объектов. Вы должны правильно закомпоновать ваших животных, так что бы они были не слишком маленькие и не слишком большие. Вам это понятно? Ну что ж, а теперь я покажу и объясню как правильно строить кошек и собак, (учитель показывает на доске построение, сопровождая его комментариями). А теперь приступаем рисовать! И обязательно обращайтесь ко мне за помощью. Поработаем, а потом немного поиграем. (Учитель включает слайд-шоу картинок кошек и собак на телевизоре: на протяжении всей практической работы он помогает детям. подходит к каждому. подсказывает, указывает на ошибки. 4. Физкультминутка. Учитель: Давайте с вами немного отдохнем и разомнемся. Дети встаньте. Покажите, как у нас летают птицы? (дети машут руками) Правильно, машем крыльями, а теперь в другую сторону. А как птицы кушают? (дети наклоняются и разгибаются). Правильно, и еще раз, и еще! А как у нас ходит журавль? Да, он высоко поднимает ноги (дети выполняют упражнение). Ну, как, размялись немного? А, теперь давайте поиграем. Сейчас я раздам вам задания, это лабиринты, и трем первым, кто справится я дам жетончик! (учитель раздает карточки.) А тот, кто самый медлительный, получит дополнительное задание (Разложить картинки в две группы: 1. Однофигурная композиция. 2. Многофигурная композиция.) Поиграли, а теперь давайте рисовать. 5. Практическая работа. 24 Учитель на протяжении всей практической работы помогает детям подходит к каждому. подсказывает, указывает на ошибки. 6. Подведение итогов. Учитель: Вот и подходит к концу наше занятие. Сегодня мы все постарались. Подойдите к вашим работам. Как вы считаете, работы действительно хороши собой? А теперь, когда они уже все готовы, какие работы самые выразительные? А какие работы, по вашему мнению, слабее, чем остальные? Почему? (Дети отвечают на вопросы, анализируют свою работу) Ну вот, как видим, старались все и все молодцы! Нужно всегда прислушиваться к мнению других, и слушать учителя, и главное стараться превзойти самого себя! 7. Рефлексия. Учитель: а теперь, давайте вспомним, что мы сегодня интересного узнали? (дети отвечают по очереди, учитель слушает, и за хороший ответ вручает жетончик). А чему мы сегодня с вами научились? (дети отвечают). Правильно, это поэтапному построению кота и собаки. Кто вспомнит и расскажет кратко, как его выполнять? (дети отвечают). Молодцы, надеюсь, вам понравилось сегодняшнее занятие. А теперь прибираемся на своих местах, занятие окончено. 8. Уборка рабочего места. Учитель следит за уборкой в кабинете. Литература: 1. Тимохович А. И. Самоучитель по рисованию. Шаг за шагом. - Спб Питер. 2013. -96 с.. 2. Рисуем собак и кошек. Акварель, гуашь, масляные краски, акрил, пастель, графитные карандаши и многое другое: пер. с англ. - М.: Астрель, 2012. - 32 с. 25 Цветовой круг Приложение Приложение 3 Приложение 3 26 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы № «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ИСКУССТВО» Наименование КолДата по расписанию темя занятия во по по факту часов плану 1 2 3 4 Раздел 1. Введение – 2 часа Форма аттестации /контроля Примечание (корректировка) 1 Инструктаж по ТБ. входящая 2 Инструменты и диагностика материалы юного художника. Беседы об искусстве. Раздел 2. Цветоведение. Основы живописи. Жанры живописи – 50 часов 2 Основные цвета. Составные цвета. 2 3 Создание эскиза для коврика Работа в цвете «Коврик для замка» 2 Тёплые и холодные оттенки. Цветовой круг Итого за месяц: 6 Создание эскиза «Сказочный замок». Работа в цвете 7 «Сказочный замок». 8 Ахроматические цвета 9 Жанры живописи. Натюрморт. эскиза 10 Создание для натюрморта 11 Работа в цвете над натюрмортом 2 4 5 2 8 2 2 2 Тест 2 2 2 27 «Тыква» 12 Жанры живописи. Пейзаж (ведута) эскиза 13 Создание «Салют в городе» 14 Работа в цвете «Салют в городе» Итого за месяц: 15 Иллюстрация «Герои сказки Буратино» 16 Работа в цвете над иллюстрацией 17 Анималистический жанр. Создание эскиза 18 Работа в цвете «Кролики». 19 Портрет «Милая мамочка» 20 Работа в цвете над портретом 21 Монотипия 22 23 24 25 26 Выполение работы «Бабочка» Выполение работы «Пейзаж» Выполение работы «Пейзаж» Итого за месяц: Игра «Определи жанр» (работа по открыткам) Выполнение творческой работы в наиболее понравившемся жанре «Назови жанр к моей картине» 2 2 2 18 2 часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 20 2 часов 2 Раздел 3. Основы композиции в рисунке (48 ч) – 27 Композиция 2 28 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 основная категория художественного творчества. Правила, приёмы и средства композиции. Цельность композиции Создание эскиза «Узор для мамы» или «Платок» Выполнение в цвете «Узор для мамы» или «Платок» Композиция – в пейзаже. Пейзаж «Осенние деревья», эскиз Итого за месяц: Итого за I полугодие: Пейзаж «Осенние деревья», работа в цвете Передача ритма, движения и покоя «В голубом просторе» Рисование пейзажа в цвете Ассоциативная композиция Выполнение работы «Зимушказима» «Зимушка-зима», проработка деталей Итого за месяц: Выполнение работы «Метелица» «Метелица», 2 2 2 2 2 12 64 часов часа 2 2 2 2 2 2 12 2 часов 2 29 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 проработка деталей Однофигурная композиция. Создание художественного образа Создание эскиза к работе «Царевналебедь» «Царевна-лебедь», работа в цвете Создание эскиза к работе «Жарптица» «Жар-птица» работа в цвете «Жар-птица», графическая проработка деталей Итого за месяц: Многофигурная композиция. Выделение композиционного центра. Создание эскиза к работе «На лугу пасутся козы» «На лугу пасутся козы» работа в цвете Создание эскиза к работе «Весёлые коты» «Весёлые коты», работа в цвете Создание эскиза к работе «Домашние животные» «Домашние животные», работа в цвете «Домашние 2 2 2 2 2 2 16 2 часов 2 2 2 2 2 2 2 Творческая 30 животные», оформление работы к выставке Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство (34 ч) 55 Декоративное рисование. Орнамент – узор из повторяющихся элементов. 56 Геометрический орнамент Итого за месяц: 57 Растительный орнамент 58 Выполнение работы «Узор квадрате» 59 Открытка работа 2 2 20 2 часов 2 в 60 Выполнение открытки «С Днём Победы!» 61 Выполнение открытки «С Днём рождения!» 62 Выполнение открытки «День детства» 63 Витраж. Инструменты и материалы. Этапы выполнения работы 64 «Бабочки», эскиз, перенесение эскиза на стекло Итого за месяц: 65 цветовое решение, оформление лоскутами эскиз, 66 «Цветы», перенесение эскиза на стекло 2 2 2 2 2 2 16 2 часов 2 31 67 цветовое решение, оформление лоскутами эскиз, 68 «Птицы», перенесение эскиза на стекло 69 Цветовое решение, оформление лоскутами 70 «Рыбы», эскиз, перенесение эскиза на стекло 71 Цветовое решение, оформление лоскутами 72 Проведение итоговой выставки творческих работ учащихся Итого за месяц: Итого за I полугодие: Итого за II полугодие: Итого за год: 2 2 2 2 2 Творческая работа 2 Итоговая аттестация (выставка) 16 64 часов часа 80 часов 144 часа 32 Приложение 4 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ № Причина корректировка Дата Согласование с заместителем директора по УВР (подпись) 33 Приложение 5 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № п/п 1 2 3 4 5 1 2 3 1 2 3 1 2 3 4 Содержание работы Дата Место Примечание проведения проведения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ Тематическая выставка октябрь ЦДОД творческих работ ко Дню учителя Тематическая выставка ноябрь ЦДОД творческих работ ко Деню матери России Тематическая выставка март ЦДОД творческих работ к 8 Марта Тематическая выставка май ЦДОД творческих работ к 9 Мая Тематический творческий проект май Центральная детская библиотека МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ Республиканский конкурс ноябрь ЦДОД детского рисунка «Стоп коррупция» Республиканский конкурс ноябрь ЦДОД «Космические фантазии» Всероссийский детский фестиваль Апрель- март ЦДОД народной культуры «Наследники традиций» РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Участие в конкурсах В течение ЦДОД года Реализации программы «От В течение ЦДОД одарённости к успеху» года Экскурсия по виртуальному В течение ЦДОД Эрмитажу года РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Родительское собрание. Начало сентябрь ЦДОД учебного года Родительское собрание. апрель ЦДОД Подготовка к тематическому творческому проекту Ведение родительского чата В течение года Тематический творческий проект май Центральная детская 34 1 2 3 4 5 6 7 8 9 18 библиотека ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ Правила дорожно-транспортной октябрь безопасности пешехода, велосипедиста. Особенности поведения на дороге в осенние дни Правила пожарной безопасности в октябрь быту и учреждении образования. Общие правила электробезопасности Действия в экстремальных октябрь ситуациях: во дворе, на улицах, дома, в общественных местах Правила безопасности при ноябрь общении с животными. Профилактика отравлений и ноябрь предупреждение острых кишечных инфекций. Правила дорожно-транспортной февраль безопасности пешехода, велосипедиста. Особенности поведения на дороге в зимний период Правила пожарной безопасности в март быту и учреждении образования. Общие правила электробезопасности Действия в экстремальных март ситуациях: во дворе, на улицах, дома, в общественных местах Правила безопасности при апрель общении с животными. Правила дорожно-транспортной май безопасности пешехода, велосипедиста. Особенности поведения на дороге в летнее время 35