УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОДОБРЕНО педагогическим советом протокол № __1___ от «_28__» _____08____ 2024 год УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ЦДОД» БР РК _____________ Т.В. Локтионова «28_» ____08________ 2024 год Приказ № 90 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «БАТИК» Направленность: художественная Срок реализации программы:1 год Вид программы: модифицированная Уровень: ознакомительный Возраст обучающихся: 8 - 14 лет Составитель: Костылёва Юлия Николаевна, педагог дополнительного образования творческого объединения «Аквариум» г.Бахчисарай, 2024 г. Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Батик» Автор-составитель: Ю.Н.Костылёва — педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Рецензируемая программа составлена с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» и в полном соответствии с Положением о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Батик», автор-составитель: Покосова Е.А., педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования дом детского творчества «Жемчужина» города Костромы, 2016 год; имеет модификации и дополнения исходя из требований учреждения дополнительного образования, на базе которого она используется. Адресатом программы являются дети в возрасте от 8-14 лет. Учитывая возрастные особенности учащихся, автор-составитель подаёт вопросы образовательной программы в занимательной и игровой форме, что позволяет достичь образовательных результатов и способствует развитию логического мышления, приёмов умственных действий, познавательных психических процессов. Практика обучения основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания. Программный материал предполагает минимальное количество теоретических занятий, подкрепленных практическими. Предпочтение отдается занятиям комбинированного типа с индивидуальным подходом. Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата. Программа отвечает требованиям, предъявляемым к составлению программ по учебным дисциплинам, возрастным и индивидуальным интересам учащихся, представляет собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью. Рекомендуется использовать в образовательном процессе. Рецензент: _______ ____________ Руководитель МОЦ Королева В.А. «Согласовано» ___ _____________ Зам. Директора по УВР Врублевская Д.Н. 2 РАЗДЕЛ №1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Роспись по ткани – древнее и вечно юное искусство. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы интерьера и одежда, расписанные кистью художника. В настоящее время на уроках труда в общеобразовательной школе недостаточно внимания уделяется художественно-эстетическому воспитанию подростков, их умению выглядеть неповторимо и стильно украсить свой дом эксклюзивными вещами. Ведущие потребности подростков – это подчеркнуть свою индивидуальность, найти эстетическое самовыражение, получать наслаждение от общения с окружающим миром. Зная основные способы росписи ткани можно приобщиться к интересному и полезному делу, реализовать свой творческий потенциал и подготовиться к сознательному выбору будущей профессии. В основе разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Батик» лежит следующая нормативноправовая база: - Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (в действующей редакции); - Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998г. №124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции); - Федеральный проект «Успех каждого ребенка- ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г. №3; - Национальный проект «Образование»- ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от24.12.2018 г. №16); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной 3 деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции); - Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»; - Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189- ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления 4 образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; - Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; - Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г. № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242; - Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с 5 применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»; - Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»; - Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденный постановлением администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 22.08.2018г. № 438; Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденное приказом от 01.03.2024г. № 29а. 6 Направленность Программа творческого объединения «Аквариум» относится к художественному направлению дополнительного образования, т.к. в ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки декоративно-прикладного искусства. Программа включает в себя освоение практических навыков росписи по ткани. Актуальность программы Работа в данной технике интересна тем, что обучающиеся в процессе занятий расширят знания и умения работы в различных техниках росписи по ткани, отработает навыки владения специальными инструментами и материалами, углубят знания по использованию приемов акварельной техники, графики, печати, расширят кругозор в декоративной композиции, цветоведении, освоят новые современные технологические приемы работы с тканью. Программа предполагает выход на более сложный, творческий, уровень развития: для создания тематической композиции нужно будет выстроить логическую цепочку поэтапных действий, вести работу от эскиза, эскиза в цвете, картона в натуральную величину к художественному произведению. Обучающиеся более подробно изучит творческий опыт классиков изобразительного искусства. Занятия по художественной росписи ткани сформируют у обучающихся устойчивую созидательную мотивацию – стремление познавать новое, открывать и творить. Новизна данной программы заключается в том, что искусство создания батика не изучается на уроках в общеобразовательной школе. В специализированной художественной школе росписью ткани занимаются дети, владеющие начальными графическими умениями и навыками изобразительной деятельности. Данная программа составлена таким образом, что по ней могут заниматься все желающие дети, даже те, кто не имеет специальных навыков. В ее реализации предусмотрены теоретические и практические основы обучения современным техникам рисования. Программа создаёт для обучающихся перспективу творческого роста, личностного развития. Отличительные особенности программы заключается в изучении нового вида декоративно-прикладного искусства батик – оригинальной техники росписи по ткани, материалом которой являются анилиновые красители и резервирующий состав. Данная образовательная программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение истории промысла, освоение технологических процессов, основных 4 композиционных приемов и основ колористики. Предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающихся в области художественного творчества, расширение 7 информированности детей в области декоративных росписей, приобретение умения совместной деятельности. Создание художественно-декоративных проектов, реализация творческих идей в «продукте творчества», использование нестандартных приемов и способов выражения батика, привлечение детей к исследовательской деятельности, являются элементами новизны данного опыта. Педагогическая целесообразность Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала с использование словесных и визуальных методов обучения, большое значение при этом придаётся работе с книгами и журналами, а также практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для выработки умений и навыков работы с материалом. Практическая деятельность предусматривает выполнение различных заданий, творческих работ, которые выполняются как индивидуально, так и коллективно. Обучающиеся получат возможность удовлетворить свою потребность в созидании, реализовать свои желания создавать нечто новое своими силами, активное участвовать в общественной жизни творческого объединения, конкурсах различного уровня. Основные педагогические принципы реализации программы: - доступность (от простого к сложному в любой из художественных техник росписи ткани), - деятельностность (изучаемый материал закрепляется на практике как в индивидуальной, так и в групповой формах работы), - системность и систематичность (логичность и последовательность раскрытия содержания программного материала), - креативность (изучаемые темы завершаются творческой самостоятельной работой обучающихся, основанной на самореализации и самоопределении в выборе тематики произведения; творческое отношение и стремление к экспериментированию поощряется на всех этапах работы). Адресат программы. Программа «Батик» разработана для обучающихся среднего школьного возраста (8-14 лет). Прием на обучение производится по желанию детей, на основе имеющегося интереса к данному виду деятельности, при наличии заявления от родителей (законных представителей). Характеристика контингента обучающихся. Младший школьный возраст (7-9 лет) характеризуется готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться), а также готовностью ко взятию на себя новых обязанностей, которые лежат в основе учебной мотивации младшего возраста. 8 Формируются: активное эстетическое восприятие, творчество и нравственно-эстетическое отношение к жизни, закрепляемое в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Развиваются формы мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний. Трудности младшего возраста в данный период: новый режим дня, жизни, смена главенствующих авторитетов, новые отношения с одноклассниками и учителем, апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. При этом педагог обязательно должен учитывать особенности младшего возраста: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами. Как выстраивать деятельность: самоорганизовывать и самодисциплинировать ученика посредствам групповых игр, вызывания любопытства, интереса к всевозможным творческим занятиям; координировать и организовывать правильный режим дня. Средний школьный (подростковый) возраст характеризуется тем, что здесь главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды деятельности – учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Подросток приобретает социальный, трудовой опыт, а также познаёт себя в системе моральных, эстетических общественных отношений. Д.И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет следующие стадии подросткового периода: - локально-капризную (10-11 лет) – проявляется потребность в признании взрослых; - «право-значимую» (12-13 лет) – обусловленная потребностью в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»; Как выстраивать деятельность: - принимать во внимание интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними; - учитывать обостренное чувство собственного достоинства, чувства симпатии и антипатии; - достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования; - поддерживать в подростке позицию его исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию; - содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений. Возрастная категория (14-17 лет) - (ранняя юность, юность) возраст характеризуется тем, что в этот период ключевое значение приобретает 9 ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости. Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь. Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии. «Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации» (Д.И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника. В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания. Как выстраивать деятельность: - приобщать личность к общественным ценностям и стимулировать к выбору личных; - поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их достижения, своевременно корректировать и направлять; - чётко ставить цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать; - определять прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?); - поддерживать подростка позитивно и регулярно. Доброе слово и дельный совет лучше порицания; - оценивать положительные действия ребёнка, спрашивать мнение по предмету, обсуждать с ним курс. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение; - не сравнивать результаты обучения подростка со сверстниками, это может привести к раздражению. Объем и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 72 часа. Срок реализации программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе - 36 недель, период обучения - с сентября по май. Уровень программы – ознакомительный (стартовый). Форма обучения – очная форма обучения. Особенности организации разновозрастная группа. Состав образовательного процесса группы постоянный. Программа 10 предусматривает 2 вида занятий: теоретические занятия и практические занятия. В обучении применяется групповая форма с индивидуальным подходом, включающая обучение в малых группах. Режим занятий, периодичность и продолжительность - реализация программы планируется в 1 группе, по 1 занятию один раз в неделю, продолжительностью 2 академических часа. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы - развитие творческих способностей детей, посредством приобщения их к художественной росписи по ткани – одному из видов декоративно-прикладного творчества. Задачи программы: образовательные: - формировать устойчивый интерес к художественной деятельности; - познакомить детей с художественной росписью ткани (батиком) как одним из видов декоративно-прикладного искусства; - формировать знания, практические умения и навыки выполнения росписи ткани (батик), ознакомить детей с видами ткани для выполнения батика, со специальными красителями и закрепителями, инструментами для нанесения красочного слоя; - научить технологии выполнения холодного батика; - ознакомить детей с общими закономерностями изобразительного искусства, лежащими в основе создания художественной росписи по ткани; - приобщать детей к истокам национальных культур, выражающихся в орнаментально-пластических формах; - показать детям широту возможного применения приобретенных знаний и умений. развивающие: - развивать интерес к традиционному и современному искусству художественной росписи ткани; - развивать креативное художественного мышления; - создать условия для развития творческого мышления как условия психологического здоровья ребёнка и залог самореализации в искусстве и творчестве; - развивать художественный вкус, колористическое видение, пространственное воображение, художественно-образное мышление; - способствовать совершенствованию навыков восприятия языка живописного и графического произведения: цвета, линии, формы, фактуры, композиции; - развивать зрительную память и наблюдательность. воспитательные: 11 - содействовать воспитанию личности, обладающей такими качествами, как трудолюбие, внимание, усидчивость и аккуратность; ответственность, целеустремленность и самостоятельность; доброжелательность; - формировать навыки самостоятельной практической работы; - воспитывать эстетическое отношения к действительности и искусству; - воспитывать стремление к разумной организации своего рабочего времени; - формировать потребность в здоровом образе жизни; - прививать навыки работы в группе. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ Занятие по декоративно-прикладному искусству из-за их универсальности можно рассматривать и как знакомство с профессией и подготовке детей к самостоятельной жизни (воспитание трудолюбия обучающихся). Основными показателями эффективности программы являются: высокий уровень мотивации обучающихся к получению новых знаний, который проявляется в реализации креативных идей при проектировании авторских коллекций одежды; творческая результативность обучающихся по итогам участия в конкурсах и выставках изобразительного и декоративно-прикладного творчества различного уровня. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план Количество часов № п/п Название раздела, темы 1. Вводное занятие. 2. Техника холодный батик Техника горячий батик (кракле) Техника свободная роспись Итоговое занятие 3. 4. 5. Всего часов 2 Форма аттестации (контроля) Теория Практика 2 --- 42 6 36 12 2 10 14 2 12 2 --- 2 72 12 60 Входящая диагностика Тест Творческая работа Творческая работа Итоговая аттестация (выставка) 12 Содержание учебного плана 1. Вводное занятие - 2 часа. Теория: Знакомство с программой. История развития основных видов художественной росписи ткани. Инструменты и материалы для каждого вида росписи, правила безопасной работы. 2. Техника холодный батик - 42 часа. Теория: Холодный батик (классический). Росписи платка или шарфа. Знакомство с особенностями декоративной композиции платка (со свободным расположением элементов рисунка, симметрично относительно вертикальной оси симметрии, симметрично относительно четырех осей симметрии, «венок», платок с «рамками», схема «косой крест»), шарфа (основные мотивы расположены асимметрично по краям изделия, мотивы распложены по всей плоскости изделия, направление рисунка). Кайма, купон. Виды орнамента. Понятие формальной композиции. Практика: Составление эскизов шарфов, платков из геометрических, растительных, зооморфных элементов. Выполнение наиболее удачного эскиза в цвете или монохромной гамме. Выполнение эскиза в натуральную величину. Подготовка ткани к росписи (возможно использование цветной однотонной ткани). Перевод рисунка на ткань. Резервирование ткани. Росписи платка или шарфа в витражной технике красителями. Введение спецэффектов: вливание цвета в цвет, растяжка цвета от светлого к темному, посыпка солью. Закрепление красителей на ткани горячим паром или утюгом. Доработка цветными контурами (серебро, золото, медь, бронза, перламутр). 2.1. Обработка и оформление готового изделия. Теория: Холодный батик (скрытый резерв). Анималистический жанр. Знакомство с творчеством художников-анималистов (Т.Березенская, Ю.Васнецов, Т.Маврина, В.Савич, Н. Селещук и др.). Стилизация животных. Выбор темы из предложенных: «Кот-баюн», «Райская птица». Использование батика в объемно-пространственной композиции. Практика: Выполнение эскиза батика. Выбор цветовой гаммы. Перевод рисунка на ткань. Выполнение цветовой подкладки по влажной ткани в определенном колорите. Проведение резервных линий по сухой ткани, обводка светлых элементов композиции. Работа красителями, ведение работы «от светлого к темному». Закрепление красителей. Введение декоративной графики цветными контурами. Оформление изделия. 2.2. Портрет Теория: Холодный батик (скрытый резерв). Знакомство с творчеством художников-портретистов (В.Ван Гог, К.Брюллов, Э.Дега, Г.Климт, А.Модильяни, А.Муха, И.Репин, Н.Рерих, Н.Селещук, В.Серов). Стилизация в портрете. Введение декоративной графики, орнамента. Выбор темы из предложенных: «Портрет сказочного героя»; создание эскиза батика. Выбор цветовой гаммы (теплая, холодная). 13 Практика: Работа над эскизом. Перевод рисунка на ткань. Выполнение цветовой подкладки по влажной ткани в определенном колорите. Проведение резервных линий по сухой ткани, обводка светлых элементов композиции. Работа с красителями, ведение работы «от светлого – к темному». Закрепление красителей. Оформление изделия. Форма аттестации: Тест 3. Техника горячий батик (кракле) - 12 часов. Теория: Горячий батик (кракле). Городской пейзаж. Знакомство с городским пейзажем, многообразие архитектурных форм. Знакомство с творчеством художников-пейзажистов (И.Билибин, С.Давыдов, А.Лентулов, К.Моне, Н.Орда, П.Пикассо, П.Сезанн, Н.Селещук, М.Шагал). Практика: Анализ и стилизация архитектурных форм. Работа над эскизом городского пейзажа: «Старый город», «Путешествие по замкам Крыма», «Сказочный город». Выбор колорита. Перевод рисунка на ткань. По влажной ткани задать основное колористическое настроение батика. Работа по сухой ткани (закрыть горячим воском самые светлые участки панно). Роспись ткани более насыщенными цветами согласно эскизу. Работа над росписью по принципу «от светлого – к темному», с последующим перекрытием воском. Завершение росписи. Нанесение воска, выполнение приема «кракле» на ткани. Выпаривание воска. Оформление изделия. 3.1. Бандан Теория: Бандан (декоративное панно в смешанной технике). Выбор темы («Купальская ночь», «Сказки леса», «Цветочная рапсодия»). Выбор способов складывания ткани в соответствии с выбранной темой. Формат и колористическое решение. Практика: Складывание ткани выбранным способом, фиксация узлов и складок хлопчатобумажным шнуром, нитками. Подготовка красителей и крашение. Доработка композиции в других техниках (более сложный окрас, холодный батик, графика декоративными контурами, вышивка, аппликация). Закрепление красителей на ткани. Оформление картины в виде свитка, в раму, подрамник или создание объемно-пространственной композиции. Форма аттестации: Творческая работа. 4. Техника свободная роспись - 14 часов. Теория: Свободная роспись. Пейзаж. Знакомство с пейзажами русских и зарубежных художников (И. Айвазовский, В. Бялыницкий-Бируля, И. Билибин, В. Ван Гог, В. Васнецов, П. Гоген, К. Моне, Н. Рерих, В. Цвирко, И. Шишкин). Просмотр фотографий, репродукций пейзажей (открытки, календари, плакаты). Стилизация в пейзаже. Основные приемы передачи пространства в пейзаже. Основные элементы пейзажа. Практика. Работа над эскизами: «Любимые улочки», «Осенние этюды», «Зимний сон». Выбор колорита. Подготовка ткани к росписи. Выполнение пейзажа по влажной ткани. Использование загустителей (крахмальный клейстер, просоленная ткань, графика цветными контурами), спецэффектов 14 (посыпка солью, сухими красителями). Роспись по сухой ткани: доработка композиции с использованием бесцветного резервирующего состава или введение в роспись графики (цветной контур, фломастер, гелевые ручки). Закрепление красителей на ткани. Оформление изделия. Изготовление утилитарных изделий, декораций, театральных костюмов и картин в различных техниках батика по эскизам обучающихся и самостоятельно выбранным темам. Форма аттестации: творческая работа. 5. Итоговое занятие - 2 часа. Практика: Итоги деятельности за год обучения. Оформление выставки работ обучающихся. Форма аттестации: выставка. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: В ценностно-эстетической сфере -знать культуру своего народа, основы культурного наследия народов России и человечества; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. В познавательной сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности. В трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных технологиях росписи ткани; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. Метапредметные результаты: Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (музеи, театры, дизайн и др.); Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, произведений искусства; Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; Формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; Формирование способности оценивать результаты художественнотворческой деятельности, собственной и одногруппников. Предметные результаты: В познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды росписей по ткани и их отличительные особенности. 15 В ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей и отражение их в собственной деятельности; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов. В коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений искусства; умение обсуждать коллективные результаты. В трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных. По окончанию обучения учащиеся должны знать: - историю художественной росписи тканей; - основные законы цветоведения, разнообразные выразительные средства (цвет, линия, композиция, объем, ритм); - способы, приемы и различные технологии росписи ткани; - материалы, инструменты и оборудование, необходимые для росписи; - технику безопасности при работе с различными материалами и инструментами; - терминологию, используемую при обучении. уметь: - последовательно вести работу от цветового эскиза, графического шаблона до готового изделия; - владеть композиционными приемами и колористическим решением работы; - выполнять несложные декоративные изделия в заданной технике; - работать самостоятельно и в группе; - эмоционально отзываться на красоту искусства и окружающего мира; - творчески использовать средства художественного изображения, прилагать максимум творческих усилий для аккуратного и успешного выполнения работ; - выполнять различные технологии росписи; - организовать свое рабочее место. 16 РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Срок Всего Кол-во Кол-во реализации учебных часов в учебных недель неделю часов 1 год 36 2 72 Режим занятий 1 раз в неделю по 2 академических часа перерыв 15 минут Дата начала обучения по программе 15 сентября 2024 Дата окончания обучения 31 мая 2025 Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровое обеспечение – педагог высшей квалификационной категории, имеет высшее художественное образование, имеет опыт собственной выставочной деятельности, обладает определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей. Материально-техническое обеспечение – учебные занятия проводятся в помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим требованиям. Особое внимание уделяется освещённости учебного помещения, наличию воды. На окнах предусмотрено специальное затемнение для проведения занятий по академическому рисунку. Оборудование и материалы. Подрамники разных размеров для натягивания ткани, пяльцы. Кнопки канцелярские (гвоздики). Ткани: хлопчатобумажные (ситец, батист, мадаполам, бязь); шелковые (крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет); вискозные (атлас). Красители: анилиновые красители для росписи ткани («Jawana», «Гамма»), акриловые краски для ткани. Уксус для приготовления и закрепления красителя («бандан»). Соль, сухие анилиновые красители для получения спецэффектов на ткани. Кисти круглые толстые и тонкие беличьи, плоские щетинные широкие и узкие, разных размеров. Тампоны для заливки поверхностей. Валики и губки для штампов. Сосуд для воды, пластиковые стаканчики для смешивания цветов. Гелевые ручки: цветные и черные. Фломастеры. Контурный состав: бесцветный и цветной резерв, «Deka Sillk» –готовый резерв. 17 Стеклянные трубочки с колбой или пластиковые флаконы для резерва. Стеариновые свечи, парафин, пчелиный воск для горячего батика, закрепления красителя на ткани. Камешки, бусины, горох – любые округлые термостойкие предметы для работы в узелковой технике. Прочные нитки, шнуры (хлопчатобумажные и шелковые) тонкие и толстые для перетяжки ткани («бандан»). Фен для просушивания работ. Утюг для выпаривания воска из ткани. Бумага для выпаривания парафина, воска (газетная, незапечатанная). Ножницы, макетный нож. Рамы, бумага и картон для оформления работ. Бумага для эскизов, трафаретов, упражнений, простые карандаши, ластик. Резиновые перчатки, фартук, ветошь для сушки кистей, протирания столов. Информационное обеспечение - мультимедийные презентации и видео материалы; подборка музыкальных произведений. Методическое обеспечение – очная форма образовательного процесса. Методы обучения: - словесный (рассказ, объяснение, лекция) - наглядный (показ видеоматериалов, работа с литературой, - иллюстрация, демонстрация, просмотр); практический (упражнение, задание, творческая работа, самостоятельная работа); - игровой. Включает в себя работу с художественными материалами, ознакомление с различными способами выполнения практической работы, игры и упражнения на запоминание жанров изобразительного искусства, развитие навыков владения техниками живописи и графики. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала с использование словесных и визуальных методов обучения, большое значение при этом придаётся работе с книгами и журналами, а также практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для выработки умений и навыков работы с материалом. Практическая деятельность предусматривает выполнение различных заданий, творческих работ, которые выполняются индивидуально. Формы организации образовательного процесса: Индивидуальная – это является диалоговой формой, которая является целесообразной во время наблюдений в окружающей среде («Посмотрим красоту вместе»), рассматривания бытовых предметов, объектов природы, артобъектов (произведений искусства, в продукте творчества ребенка); проведение изобразительных упражнений и экспериментирования с материалами. 18 Фронтальная – это работа со всей группой (например, введение нового информационного и изобразительного материала, способа, вида художественной практики; творческие проекты, диагностика достижений детей). Групповая – это форма совместных упражнений, действий, направленных на уточнение, осмысление способов действий. Педагог объединяет нескольких детей в группу по собственной инициативе (например, заметив типичные особенности в способах действия с изобразительным материалом), по инициативе и желанию детей (например, в общении с одаренными детьми). Формы учебных занятий, реализуемых в процессе усвоения образовательной программы: учебное занятие в студии, творческая индивидуальная работа, творческий отчёт, конкурс, вернисаж, урок-путешествие. Педагогические технологии: ИКТ - создание медиатеки электронных презентаций для занятий (собственных и используя Интернет-ресурсы). Фильмы-презентации, демонстрация сопровождается лекцией и комментариями; в процессе просмотра дети вовлекают в процесс общения, задают вопросы, коллективно рассматривают и обсуждают произведения искусств. Слайд-фильм, идеально подходит для поэтапного рисования. Проведение виртуальных экскурсии по музеям мира. Здоровьесберегающие технологии. Создаются условия для поддержания активности обучающихся на протяжении всего занятия, снятия напряжения, предупреждения утомляемости через смену видов деятельности; использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: метод свободного выбора, применение активных методов, проведение физкультминуток, создание положительного климата на занятии, наличие психологических разрядок. Алгоритм учебного занятия: Занятие изучения нового учебного материала. 1. Выведение темы и цели занятия. 2. Проверка домашнего задания (при наличии, готовности к занятию). 3. Изложение нового материала. 4. Самостоятельная работа обучающихся. 5. Ответы на вопросы обучающихся. 6. Проверка усвоения нового материала/ Закрепление знаний. 7. Дополнительные разъяснения. 8. Рефлексия. 9. Выдача домашнего задания (при наличии). 19 Практическое занятие 1. Выведение темы и цели занятия. 2. Фронтальная беседа по изученному материалу/Проверка знаний (необходимых в практической деятельности). 3. Инструктаж к выполнению практического задания. 4. Выполнение практической работы: практическое применение знаний и умений (упражнения, самостоятельная работа). 5. Подведение итогов самостоятельной работы (обсуждение отдельных работ, или анализ и оценка преподавателем работ, или теоретические выводы по результатам практической работы и т. п.). 6. Рефлексия. 7. Выдача домашнего задания (при наличии). Методические и дидактические материалы: - библиотека методической и художественной литературы в кабинете; - подборка репродукций и картин; - натюрмортный фонд; - наглядно-демонстрационный материал к различным темам; - детские работы из выставочного фонда. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Подведение итогов образовательного процесса проводиться в форме итогового занятия, персональной выставки, рефлексивной деятельности обучающихся, создание портфолио. Методы контроля, используемые в течение учебного года: проверка и словесная оценка знаний, умений и навыков обучающихся, наблюдение за работой, диагностика успехов в конкурсах различных уровней. В процессе обучения обучающихся по данной программе отслеживаются три вида контроля результативности обучения: текущий (выявление ошибок и успехов в работах обучающихся); промежуточный (проверка уровня освоения программы за полугодие); итоговый (определение уровня знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения). Мониторинг личностного развития обучающихся осуществляется методом наблюдения. Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний обучающихся, определить формы и методы работы с обучающимися. Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических творческих работ, умению работать с различными художественными материалами. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. 20 Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Итоговое занятие предполагает тематический выставочный проект (Оформление выставки). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога 1. Гильман, Р. А. Художественная роспись ткани: учеб. пособие / Р. А. Гильман. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 160с. 2. Дворкина, И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый / И.А. Дворкина. — М.: ОАО Радуга, 2006. — 160 с. 3. Искусство батика / пер. Е. Успенская. — М.: «Внешсигма», 2000. — 111 с. 4. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция / Г. М. Логвиненко. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 144 с. 5. Синеглазова, М. А. Распишем ткань сами / М. А. Синеглазова. — М.: ПрофИздат, 2000. — 96 с. 6. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: учеб. для уч-ся 58 кл. в 4 ч. / Н. М. Сокольникова. — Обнинск: Титул, 1999. — ч. 3: Основы композиции. — 80 с. Литература для родителей и обучающихся 1. Давыдов, С. Энциклопедия. Батик-техника, приемы, изделия / С. Давыдов. — М.: АСТ - ПРЕССКНИГА, 2005. — 184 с. 2. Кожохина, С. К. Все о картинах на ткани / С. К. Кожохина. — Ярославль: Академия развития, 2000. — 144 с. 3. Эм, А. Батик. Самоучитель.100 уникальных приемов / Анна Эм. — Минск: Харвест, 2010. – 256 с.: ил. — (Карманная иллюстрированная библиотека). Перечень классиков мирового изобразительного искусства, творчество которых рекомендовано для ознакомления обучающихся И. Айвазовский, Т. Березенская, В. Бялыницкий-Бируля, И. Билибин, К. Брюллов, В. Ван Гог, В. Васнецов, Ю. Васнецов, П. Гоген, С. Давыдов, Э. Дега, С. Каткова, А. Киш, Г. Климт, А. Лентулов, Т. Маврина, А. Модильяни, К. Моне, А. Муха, Н. Орда, П. Пикассо, И. Репин, Н. Рерих, В. Савич, П. Сезанн, Н. Селещук, В. Серов, И. Хруцкий, М. Шагал, И. Шишкин, В. Цвирко. 21 Приложение 1 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Входная диагностика Производится в начале учебного года. Определяет начальный уровень знаний, умений и навыков ребёнка, показывает осознанность выбора направления деятельности. Анализ диагностирования результатов позволяет выявить проблемы и прогнозировать процесс обучения. При обработке входной диагностики педагог подсчитывает сумму баллов: А-3 балла Б-2 балла В -1 балл Полученный результат: 15-11 баллов — ребенок сделал осмысленный выбор, он знает, чем будет заниматься. 12-8 баллов — ребёнок имеет некоторое представление о направлении объединения. 7-4 балла — ребёнок в объединение попал случайно, и понадобятся дополнительные действия, чтобы заинтересовать его. Диагностика результатов всей группы показывает общий уровень детей, становится понятно, на что обратить особое внимание и как для этого лучше строить процесс обучения. Входная диагностика 1.Знаешь, ли ты чем занимаются в этом кружке? А. Да, знаю Б. Немного С. Нет, не знаю 2.Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области? А. Да, умею Б. Немного С. Нет, не умею 3.Чего ты ожидаешь от обучения? А. Многому научиться Б. Что-то свое С. Не знаю 4. Почему ты пришел именно в это объединение? А. Самому захотелось Б. Родители посоветовали С. За компанию с другом 5. Участвовал ли ты в каких-нибудь конкурсах рисунков, творческих конкурсах декоративно-прикладного искусства? А. Да. Б. Нет, но хотел бы участвовать. С. Нет. Тест по росписи ткани в технике холодный батик 1) Материалы для росписи в технике холодный батик: А) тренога, хлопок, гвозди Б) пяльцы, лен, шурупы В) модульный подрамник, шелк, кнопки 2) Ткань натягивается на подрамник: А) слабо Б) средне В) плотно 22 3) Рисунок наносится: А) твердым карандашом Б) мягким карандашом 8б В) фломастером 4) Состав содержит: А) акриловую краску Б) масляную краску + резервирующий состав В) минеральную краску 5) Контуры рисунка обводят: А) палочкой Б) кисточкой В) аппликатором 6) Резерв должен сохнуть: А) 12 часов Б) 24 часа В) 48 часов 7) Роспись надо начинать: А) от темного к светлому Б) от светлого к темному В) знать не знаю, ведать не ведаю 8) Для нанесения рисунка используют красители: А) анилиновые Б) акварельные В) гуашевые 9) Для работы используют кисточки из: А) синтетики Б) белки В) колонка 10) Шелк перед натягиванием надо: А) постирать Б) погладить В) намочить 11) При высыхании краски А) темнеют Б) светлеют В) не меняются 12) При росписи фона в соляной технике используют: А) поваренную соль Б) морскую соль (без красителей) В) йодированную соль КЛЮЧ: 1В, 2В, 3Б, 4Б, 5В, 6Б, 7Б, 8А, 9А, 10А, 11Б, 12АБ Результаты: Высокий уровень – 10-12 баллов Средний уровень – 6 -9 баллов Низкий уровень – ниже 5 баллов 23 Приложение 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Основные средства обучения, включаемыми в методическое обеспечение педагогом являются: Учебно-методическая литература: конспекты, альбомы и учебнометодическая литература в виде электронных носителей. Учебно-наглядные пособия: рисунки, фотографии, буклеты, раздаточный материал в печатном и мультимедийном виде. Тема занятия: Анималистический жанр. Стилизация животных. Цель: сформировать у обучающихся представления об анималистическом жанре и о способе стилизации животных. Задачи: - познакомить с выразительными средствами анималистического жанра; - расширить знания о передаче образов животных и птиц; - совершенствовать навыки изображения животных и птиц и их пропорции по средствам стилизации; - создать условия для развития творческого мышления, воображения; - воспитать любовь к животным. Оборудование для педагога: Репродукции первых наскальных рисунков, фотографии фризов, иллюстрации художников, зинтаглы, рисунки обучающихся, доска, магниты. Оборудование для обучающихся: Бумага для эскиза, простой карандаш, ластик. Ход занятия: 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала. Сейчас мы вместе вспомним, что одним из жанров изобразительного искусства является анималистический. Его название происходит от латинского слова animal – животное. Художников, работающих в этом жанре, называют анималистами. С древних времён люди изображали животных. Многие художники, писатели, скульпторы, народные мастера предавали их образы в своих произведениях. Перед вами репродукции первых наскальных рисунков (приложение 1). Кого и что изображали первобытные люди? (Первобытные люди рисовали животных и сцены охоты.) Животные были для них источником существования и поклонения. Многие из них люди считали священными. В Древнем Египте, например, таковой являлась кошка. Она символизировала мудрость и грацию. Лев – силу и мудрость. Сфинкс олицетворял единство животного и человека. Изображение животных мы можем встретить на зданиях. Их размещали на полосе между 24 главной балкой и карнизом. Эту полосу называют фризом. Он может окаймлять верх стен, пол помещений, поле ковра и т.д. Посмотрите, какие изумительно красивые фризы украшали здания, посуду, книги и др. (приложение 2). Русские художники рисуют животных к литературным произведениям, сказкам, например: Е.М. Рачев, Олег Герт и В.А. Серов. Внимательно ознакомьтесь с их работами (приложение 3). Послушайте загадки о животных, отгадайте, о ком в них говорится: Две клешни и десять лап, Хвост короткий - он не рак, Он не пятится назадХодит боком – он же (краб) Весь день рыбак в воде стоял, Мешок рыбешкой набивал. Закончив лов, забрал улов, Поднялся ввысь — и был таков (пеликан) Страшный и опасный, Жалит всех ужасно, Коль стоит он на пути, Осторожно обойди! (скорпион) Тихо ходит над рекой, Носит дом всегда с собой. Кто же это в спецрубахе? Ну конечно… (черепаха) Правильно ребята! Именно эти животные живут в Крыму. А почему именно эти животные внесены в Красную книгу Крыма? (их внесли в Красную книгу, так как они находятся под угрозой исчезновения). 3. Физкультминутка. А сейчас мы с вами поиграем (ребята делятся на группы). Участники каждой группы, предварительно посовещавшись, должны передать своими движениями повадки и характер одного животного. Остальным обучающимся необходимо угадать, кого изобразили их товарищи. 4. Практическая работа. Посмотрите, ребята, как ещё можно изображать животных (приложение 4). Обычно такая стилизация применяется в мультипликации, декоративном оформлении помещений, в иллюстрировании сказок, а так же для выполнения эскиза для батика. 25 Стилизация – это процесс декорирования, который можно использовать на заранее подготовленную зарисовку объекта, либо выполнять зарисовку сразу в определенной манере. При этом произведение, в котором использованы ее приемы, обретет такие черты: обобщенность; геометричность; символичность; эксцентричность; красочность; чувственность; простоту формы. Декоративная стилизация животных имеет определенные границы. Если необходимо изобразить лису, волка или рыбу, то все эти объекты должны быть узнаваемыми. Основная цель стилизации – это преобразование реалистичного преображения в выразительный и эмоциональный объект. Стилизация – это путь к декоративной живописи, авангарду, абстракционизму. А теперь, ребята, я предлагаю вам нарисовать сказочного животного! 5. Демонстрация выполненных работ. Определим время на выступление до 3 минут. Внимательно слушаем, после выступления можно задавать вопросы. 6. Подведение итогов. Рефлексия. 1) Что вам понравилось сегодня на уроке? 2) Что далось сложнее всего? 3) Захотелось ли что-то изменить в своей работе? 4) Как в будущем будете планировать выполнение своей работы? Все молодцы, спасибо. Занятие окончено. До свидания! По окончании занятия учащиеся должны: - получить представление о порядке представления своей работы; - научиться слушать выступление своего товарища; - уметь сформировать вопрос по работе другого ученика; - уметь объективно оценить работу другого; - принять критику и замечания в адрес своей работы; - получить стимул для дальнейшей проектной деятельности. Список литературы: 1. Синеглазова М. О. Батик - Издательство: МСП, 2006 г. – 96 с. 2. Иолтуховская Е. Волшебный лес. Один день – один зендудл. СПб.: Питер, 2016.- 64 с. 2. 26 Приложение 1. 27 Приложение 2. 28 Приложение 3. Художник В.А. Серов 29 Художник Олег Герт 30 Художник Е.М. Рачев 31 Приложение 4. 32 33 34 Приложение 3 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «БАТИК» № Наименование темя занятия Колво часов Дата по расписанию по плану по факту Раздел 1. Вводное занятие – 2 часа по ТБ. 1 Инструктаж 2 Инструменты и материалы юного художника. Раздел 2. Техника холодный батик - 42 часа батик 2 Холодный 2 (классический). Росписи платка или шарфа 3 Создание эскиза для 2 платка или шарфа «венок», платок с «рамками», схема «косой крест» Итого за месяц: 6 часов ткани к 4 Подготовка 2 росписи. Перевод рисунка на ткань. 5 Резервирование ткани 2 6 Работа в цвете. Введение 2 спецэффектов: вливание цвета в цвет, растяжка, посыпка солью 7 Закрепление красителей 2 на ткани горячим паром или утюгом. цветными 8 Доработка 2 контурами (серебро, золото, медь, бронза, перламутр) Итого за месяц: 10 часов 9 Холодный батик 2 (скрытый резерв). Анималистический жанр 10 Творчество художников2 анималистов. Стилизация животных темы из 11 Выбор 2 предложенных: «Котбаюн», «Райская птица». Выполнение эскиза Форма аттестаци и /контроля Примечан ие (корректировка) входящая диагностик а 35 батика. Выбор цветовой гаммы 12 Перевод рисунка на 2 ткань. Выполнение цветовой подкладки по влажной ткани в определенном колорите Итого за месяц: 8 часов Проведение резервных 13 2 линий по сухой ткани, обводка светлых элементов композиции красителями, 14 Работа 2 ведение работы «от светлого к темному» 15 Закрепление красителей. 2 Введение декоративной графики цветными контурами. Оформление изделия Раздел 3. Техника горячий батик (кракле) - 12 часов 16 Горячий батик (кракле). 2 Городской пейзаж Итого за месяц: 8 часов Итого за I полугодие: 32 часа 17 Творчество художников2 пейзажистов 18 Анализ и стилизация 2 архитектурных форм. Эскиз городского пейзажа: «Старый город» или «Сказочный город» 19 Выбор колорита. 2 Перевод рисунка на ткань Итого за месяц: 6 часов Работа по сухой ткани. 20 2 Роспись ткани более насыщенными цветами согласно эскизу 21 Работа над росписью по 2 принципу «от светлого – к темному», с последующим перекрытием воском 22 Нанесение воска, 2 выполнение приема «кракле» на ткани 23 Выпаривание воска. 2 Оформление изделия 24 Бандан (декоративное 2 тест 36 панно в смешанной технике) Итого за месяц: 10 часов складывания 25 Способы 2 ткани. Формат и колористическое решение ткани, 26 Складывание 2 фиксация узлов и складок хлопчатобумажным шнуром, нитками 27 Подготовка красителей и 2 крашение 28 Доработка композиции в 2 других техниках (более сложный окрас, холодный батик, графика декоративными контурами, вышивка, аппликация) Итого за месяц: 8 часов 29 Закрепление красителей 2 на ткани. Оформление картины Раздел 4. Техника свободная роспись - 14 часов 30 Свободная роспись. 2 Пейзаж. Пейзажи русских и зарубежных художников 31 Работа над эскизами. 2 32 Роспись по сухой ткани. 2 Итого за месяц: 8 часов 33 Закрепление красителей 2 на ткани. Оформление изделия 34 Изготовление 2 утилитарных изделий 35 Изготовление 2 утилитарных изделий Раздел 5. Итоговое занятие – 2 часа 36 Проведение итоговой 2 выставки творческих работ обучающихся Итого за месяц: 8 часов Итого за I полугодие: 32 часа Итого за II полугодие: 40 часов Итого за год: 72 часа Творческая работа Творческая работа Итоговая аттестация (выставка) 37 Приложение 4 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ № Причина корректировка Дата Согласование с заместителем директора по УВР (подпись) 38 Приложение 5 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № п/п 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 1 2 3 1 2 3 4 Содержание работы Дата Место Примечание проведения проведения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ Тематическая выставка октябрь ЦДОД творческих работ ко Дню учителя Тематическая выставка ноябрь ЦДОД творческих работ ко Дню матери России Тематическая выставка март ЦДОД творческих работ к 8 Марта Тематическая выставка май ЦДОД творческих работ к 9 Мая Тематический творческий проект май Центральная детская библиотека МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ Республиканский конкурс ноябрь ЦДОД детского рисунка «Стоп коррупция» Республиканский конкурс ноябрь ЦДОД «Космические фантазии» Всероссийский детский фестиваль апрель - март ЦДОД народной культуры «Наследники традиций» Республиканский конкурс «Крым декабрь ЦДОД в сердце моём» Республиканский конкурс ноябрь ЦДОД «Сохраним можжевельники Крыма» Иные конкурсы в течение года ЦДОД РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Участие в конкурсах В течение ЦДОД года Реализации программы «От В течение ЦДОД одарённости к успеху» года Виртуальные экскурсии по музеям В течение ЦДОД мира года РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Родительское собрание. Начало сентябрь ЦДОД учебного года Родительское собрание. апрель ЦДОД Подготовка к тематическому творческому проекту Ведение родительского чата В течение года Тематический творческий проект май Центральная детская 39 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 библиотека ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ Правила дорожно-транспортной октябрь безопасности пешехода, велосипедиста. Особенности поведения на дороге в осенние дни Правила пожарной безопасности в октябрь быту и учреждении образования. Общие правила электробезопасности Действия в экстремальных октябрь ситуациях: во дворе, на улицах, дома, в общественных местах Правила безопасности при ноябрь общении с животными Профилактика отравлений и ноябрь предупреждение острых кишечных инфекций Правила дорожно-транспортной февраль безопасности пешехода, велосипедиста. Особенности поведения на дороге в зимний период Правила пожарной безопасности в март быту и учреждении образования. Общие правила электробезопасности Действия в экстремальных март ситуациях: во дворе, на улицах, дома, в общественных местах Правила безопасности при апрель общении с животными Правила дорожно-транспортной май безопасности пешехода, велосипедиста. Особенности поведения на дороге в летнее время 40