УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОДОБРЕНО педагогическим советом протокол № _1___ от «_28_» _____08______ 2024 год УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ЦДОД» БР РК _____________ Т.В. Локтионова «_28_» _______08______ 2024 год Приказ № 90 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПЕРВЫЕ ШАГИ В АНГЛИЙСКОМ» Направленность: социально-гуманитарная Срок реализации программы:1 год Вид программы: модифицированная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 6 - 7 лет Составитель: Гафарова Элона Исаевна Должность: педагог дополнительного Образования Творческое объединение «Полиглот» г. Бахчисарай, 2024 г. Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Первые шаги в английском» Автор-составитель: Гафарова Э.И. — педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Рецензируемая программа составлена с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» и в полном соответствии с Положением о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Первые шаги в английском», автор-составитель: Гафарова Элона Исаевна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, 2024 год; имеет модификации и дополнения исходя из требований учреждения дополнительного образования, на базе которого она используется. Адресатом программы являются дети в возрасте от 6-7 лет. Учитывая возрастные особенности учащихся, автор-составитель подаёт вопросы образовательной программы в занимательной и игровой форме, что позволяет достичь образовательных результатов и способствует развитию логического мышления, приёмов умственных действий, познавательных психических процессов. Практика обучения основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания. Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата. Программа отвечает требованиям, предъявляемым к составлению программ по учебным дисциплинам, возрастным и индивидуальным интересам учащихся, представляет собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью. Рекомендуется использовать в образовательном процессе. Рецензент: _______ ____________ Руководитель МОЦ Королева В.А. «Согласовано» ___ _____________ Зам. Директора по УВР Врублевская Д.Н. 2 РАЗДЕЛ №1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Иностранный язык сегодня становится в большой мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи развитием экономических связей, с интернационализацией народной дипломатии. Изучение иностранного языка и иностранная грамотность наших граждан способствуют формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяют разрушить барьер недоверия, дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в школе и вузах, но и во многих учреждениях дополнительного образования детей. Раннее обучения иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному разнообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого акта. Роль иностранного языка на ранней ступени обучения особенно неоценима в развивающем плане. «Образовательное значение иностранных языков заключается в развитии мыслительных способностей детей, в развитии филологического образования путем сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка» (Л.В. Щерба). Язык для ребенка – это прежде всего средство развития, познания и воспитания. Иностранный язык на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребенка и развития его способностей; как средство осознания собственного «Я» и самовыражения; средство социального взаимодействия, с помощью которого ребенок овладевает социальным миром (И.А. Зимняя). В основе разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Первые шаги в английском» лежит следующая нормативно-правовая база: - Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (в действующей редакции); - Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998г. №124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, 3 утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции); - Федеральный проект «Успех каждого ребенка- ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г. №3; - Национальный проект «Образование»- ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от24.12.2018 г. №16); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции); - Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»; - Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189- ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования 4 к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; - Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; - Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г. № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»; 5 - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242; - Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»; - Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»; - Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденный постановлением 6 администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 22.08.2018г. № 438; Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденное приказом от 01.03.2024г. № 29а. Направленность программы - социально-гуманитарная. Программа по английскому языку составлена по авторской программе М.В. Штайнепрайс «Английский язык и дошкольник». Программа «Первые шаги в английском» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а также познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне. Актуальность программы В связи с возрастающей заинтересованностью родителей в изучении их детьми английского языка появилась необходимость в создании программы обучения английскому языку в раннем возрасте, которая позволит развить и сохранить интерес и мотивацию к изучению иностранных языков и не нанесет, в связи с изучением нескольких предметов в течение всего учебного года до поступления в школу, вреда здоровью детей. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе. Новизна предлагаемой программы состоит в том, что при обучении английскому языку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей (навыков свободного общения и прикладного применения английского языка). При разработке программы «Первые шаги в английском» учитывались возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфика учебного заведения дополнительного образования. Отличительные особенности программы Освоение основ иностранного языка с использованием компьютерных технологий дает воспитанникам возможность приобщения к одному из общепризнанных и наиболее распространенных средств межкультурного общения, важнейшему источнику информации о современном мире и 7 происходящих в нем процессах, а также обогащения своего коммуникативного опыта, общей и речевой культуры. Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию образования – формирование всесторонне развитой личности, осуществлять идею европеизации образования через диалог культур и цивилизаций современного мира. Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам: ознакомление с окружающим, музыкальное воспитание. Педагогическая целесообразность анной программы заключается в том, что обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе. Педагогическая значимость освоения иностранного языка дошкольниками обусловлена и тем, что овладение речью, в том числе иностранной, теснейшим образом связана с интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием личности. Адресат программы. Программа разработана для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста. Возраст обучающихся - 6-7 лет, не имеющих начальной подготовки. Наполняемость групп: 10- 15 обучающихся. Возрастная категория (6-7 лет) Характеризуется готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться), а также готовностью ко взятию на себя новых обязанностей, которые лежат в основе учебной мотивации младшего возраста. Формируются: активное эстетическое восприятие, творчество и нравственно-эстетическое отношение к жизни, закрепляемое в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Развиваются формы мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний. Трудности младшего возраста в данный период: новый режим дня, жизни, смена главенствующих авторитетов, новые отношения с одноклассниками и учителем, апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. При этом педагог обязательно должен учитывать особенности младшего возраста: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами. Как выстраивать деятельность: самоорганизовывать и самодисциплинировать ученика посредствам групповых игр, вызывания любопытства, интереса к всевозможным творческим занятиям; координировать и организовывать правильный режим дня; 8 - привлекать родителей к совместным воспитательным мероприятиям. Объем и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 72 часа. Срок реализации программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе 36 недель, период обучения - с сентября по май. Уровень программы – стартовый. Форма обучения – очная форма обучения. Особенности организации образовательного процесса – группа одного возраста. Состав группы постоянный. В программу включен раздел работы с родителями с целью сотрудничества, так как активная поддержка с их стороны процесса обучения английскому языку является залогом успеха. В работе с дошкольниками учитываются следующие принципы обучения английскому языку: дидактики (от простого к сложному); систематичности; комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая; коммуникативной направленности; сознанного владения иностранным языком; наглядности; повторности; самостоятельности; научности; сотрудничества. Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми английским языком на элементарном уровне, как средством общения. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Режим занятий, периодичность и продолжительность - реализация программы планируется в 1 группе, по 2 занятия в неделю, продолжительностью 1 академический час. Продолжительность занятия с детьми: - для дошкольного возраста – 35 минут, 10 мин. – консультация родителей, помощь в подготовке к занятию. Допускается изменение расписания занятий в течение года по объективным причинам. 9 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы - воспитание и развитие детей средствами иностранного языка в процессе практического овладения ими английским языком. Основные задачи: Образовательные: 1. Формировать словарный запас обучающихся. 2. Формировать правильное произношение звуков. 3. Обучать аудированию. 4. Обучать построению элементарных фраз бытового общения. Развивающие 1. Развивать навыки общения: формирование навыка самоконтроля и контроля за речью другого. 2. Развивать монологическую и диалогическую речь. 3. Развивать память, внимание, воображение. 4. Развивать интерес к изучению иностранного языка. Воспитательные 1. Воспитывать культуру поведения на занятии: - внимательно слушать, быть активным и своевременно реагировать на просьбы педагога, умение преодолевать трудности, радоваться результатам, быть дружелюбным по отношению к своим товарищам; 2.Воспитывать любознательность и трудолюбия. 3. Воспитывать интерес и уважение к культуре других народов. 4.Воспитывать общительность, доброжелательность, культуру общения, умение работать в коллективе. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ Раннее обучение иностранным языкам является приоритетным направлением в образовательной политике как Российской Федерации, так и западноевропейских стран. Иностранный язык стал в настоящее время одной из составных частей жизни современного ребенка. Наши дети слышат иностранную речь по телевизору, просматривая видеофильмы, играя с игрушками. Изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем, отсюда и подходы к обучению должны измениться. Так теперь уже практически никто не сомневается в необходимости раннего обучения детей иностранным языкам. Уже доказано, что это не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но и в свою очередь положительно влияет на общее развитие ребенка. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие возможности развития. Такие психические особенности ребенка, как быстрое и легкое запоминание языковой информации, 10 способность анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера способствуют изучению иностранного языка в дошкольном возрасте. Другим очень важным преимуществом дошкольного возраста является игровая мотивация. Игра позволяет естественно и эффективно организовать обучение любого иностранного языка. С помощью специальным образом организованной игры в учебном процессе можно сделать коммуникативно ценными любые языковые единицы. Кроме того, замечено, что дети, которые рано начали изучать иностранный язык, если продолжают эти занятия, любят учиться, легко занимаются сами и никогда не мучаются от скуки без дела. Изучение иностранного языка полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей. Обучение иностранным языкам дошкольников призвано содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей, развитию их индивидуальных способностей. Поэтому, в качестве основной цели обучения выступает развитие личности ребенка средствами предмета. Следует отметить также, что через обучение иностранному языку ребенок получает: Развитие языковых способностей ребенка (памяти, речевого слуха, внимания, комфортности в общении и др.), которые могут стать основой для дальнейшего изучения иностранных языков. Приобщение ребенка к языку и культуре другого народа и формирование положительного отношения к ним; осознание и сравнение детьми родной культуры через знакомство с иностранной. Воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности, которая принадлежит к определенному языковому и культурному сообществу, развитие внимательного отношения и интереса к языкам, с которыми ребенок может встретиться в повседневной жизни. Развитие психических, эмоциональных, творческих качеств ребенка, его фантазии, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, работать в группах, находить и устанавливать контакт с партнером), радости познания и любознательности. Помимо образовательных задач преподавания иностранного языка реализуются также и воспитательно-развивающие цели, которые состоят в следующем: - формирование у детей положительного отношения к выполняемой деятельности и интереса к изучаемому языку, к истории и культуре народа, говорящего на этом языке; - воспитание нравственных качеств учащихся: чувства долга, ответственности, коллективизма, терпимости и уважения друг к другу. Итак, изучение языков положительно влияет на развитие языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка, расширяет 11 кругозор, позволяет познавать через язык страну, ее народ и культуру. Таким образом, мы можем рассматривать раннее изучение иностранного языка как средство развития личности дошкольника. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план № Количество часов Всего Теория Практика Форма аттестации (контроля) Название раздела, темы п/п 1. Вводное занятие. 1 1 --- наблюдение 2. Приветствие. Знакомство с алфавитом. 9 2 7 викторина 3. Любимый цвет. Учимся считать по-английски. 10 2 8 диалог 4. Моя счастливая семья. 14 4 10 лексический диктант 5. Игрушки 6 1 5 диалог 6. Любимая еда. Фрукты и овощи 9 2 7 чтение 7. Одежда по сезону 14 4 10 аудирование 8. Этот необычный мир: цветы, птицы, насекомые 8 2 6 диалог 9. Итоговое занятие 1 1 --- тестирование Итого: 72 19 53 Содержание учебного плана Вводное занятие - 1 час. Теория: Правила поведения в учреждении. Проводится инструктаж по технике безопасности. Проводится введение в образовательную программу. Раздел 1. Приветствие. Знакомство с алфавитом - 9 часов. Теория: Знакомство с лексическими единицами по теме «Приветствие», название частей суток: доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, звуки [h], [d], [ῃ]. Песенка А,В,С. Фразы. Видео-урок «Изучение алфавита на английском». Практика: Отработка фразы приветствия: «Привет! Меня зовут…» («Hello! I am…»), (What’s you name?) Закрепление названия частей суток: доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи (good morning, 12 good day, good evening, good night), игра «До свидания!», песни «Части суток», Песенка Hello! Знакомство с гласными буквами «A», «E», «O», «U», «I», «Y». Правописание и произношение. Знакомство с открытым и закрытым слогами. Игра в слова «Кто знает больше слов на гласные буквы?» Знакомство с согласными буквами. Правописание и произношение согласных звуков. Игра в слова из букв. Разгадать кроссворд. Упражнение на закрепление: Заполнить пропуски. Форма аттестации: опрос Раздел 2. Любимый цвет. Учимся считать по-английски - 10 часов. Теория: Знакомство с лексическими единицами по теме «Цвета»: красный, белый, зеленый, синий, розовый и др., звуки [f], [v], [s], [z], [e], изучение слов – команд: играть, бегать, прыгать, плавать, улыбаться и др., союз «и», глагол «могу». Знакомство с лексическими единицами по теме «Счет»: один, два, три, четыре, пять и др., звуки [ð], [θ], изучение слова «маленький». Практика: Закрепление названия цветов: красный, белый, зеленый, синий, розовый и др., (red, white, green, blue, pink, etc.), повторение звуков [f], [v], [s], [z], [e], повторение слов – команд: играть, бегать, прыгать, плавать, улыбаться и др. (play, run, jump, swim, smile, etc.), игры «Что ты умеешь делать?», «Кто правильно выполняет?», «Расскажи о себе», «Покажи и узнай кто это?», «Испорченный телефон», чтение рифмовок, прослушивание и повторение песен «Цвета», «Я могу», повторение слов по теме «Животные», работа с карточками, конкурс рисунков «Мое любимое животное». Закрепление названия цифр: один, два, три, четыре, пять и др., (one, two, three, four, five, etc.), повторение звуков [ð], [θ], закрепление образования множественного числа существительных, слова «маленький» («little»), игры «Комарик и змейка», «Мостик из числительных», «Сколько тебе лет?», «Теремок», «Эхо», «Испорченный телефон», прослушивание и повторение песен «Плюшевые мишки», «Счет», повторение слов по теме «Цвета», работа с карточками. Форма аттестации: викторина «Посмотри, скажи, посчитай». Раздел 3. Моя счастливая семья - 14 часов. Теория: Знакомство с лексическими единицами по теме «Семья»: мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра, изучение слова «мой, моя». Знакомство с лексическими единицами по теме «Моя комната»: дверь, стол, окно, кровать, стул и др., звук [r], изучение грамматических конструкций «У меня есть», «Это есть…». Знакомство со словами «да», «нет», «что», «раскрась», образование вопроса. Знакомство с лексическими единицами по теме «Части тела»: голова, глаз, нос, лицо, ух и др., слова «ты», «давай», изучение звуков [ƺ], [ʃ]. 13 Практика: Закрепление названия членов семьи мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра (mother, father, grandfather, grandmother, sister, brother, повторение звуков [f], [v], [t], [d], [p], [b], [s], [z], закрепление образования множественного числа существительных, слова «мой, моя» («my»), игры «Kто исчез?», «Лови или не лови», «Члены семьи», прослушивание и повторение песен «Плюшевые мишки», «Моя семья», повторение слов по теме «Счет», работа с карточками, творческий конкурс «Моя семья». Закрепление названия лексических слов по теме «Моя комната. Описание комнаты»: дверь, стол, окно, кровать, стул и др. ( a door, a table, a window, a bed, a chair, etc.), закрепление грамматических конструкций «У меня есть» («I have»), «Это есть…» («It is…»), фраз «Укажи на…» («point to…»), «в моей комнате» («in my room»), игры «Нарисуй комнату», «Пантомимы», «Переводчик», прослушивание и повторение песни «Моя семья», повторение слов по теме «моя семья», прочтение стихотворения «У меня есть», повторение звука [r], работа с карточками, защита проектов «Моя комната». Закрепление названия слов «да» («yes»), «нет» («no»), «что» («what»), «раскрась» («colour»), закрепление образования вопросов, игры «Kто исчез?», «Верно или нет», «Что делает мишка», «Посмотри и раскрась», «Переводчик», прослушивание и повторение песни «Что это?», повторение слов по теме «Моя комната», работа с карточками. Закрепление названия частей тела: голова, глаз, нос, лицо, ух и др., (a head, an eye, a nose, a face, an ear, etc.), повторение звуков [ƺ], [ʃ], закрепление слов «ты» («you»), «давай» («let’s»), игры «Снежный ком», «Прикоснись быстрее», «Составь предложение», «Нарисуй лицо», «Угадай», прослушивание и повторение песен «Я мышка», «Голова, плечи, колени и пальцы», повторение слов по теме «Вопросы», работа с карточками. Форма аттестации: диалог. Раздел 4. Игрушки - 6 часов. Теория: Знакомство с лексическими единицами по теме «Игрушки»: кукла, мяч, самолет, машина, автобус и др., повторение построения вопроса в английском языке. Практика: Закрепление названия игрушек: кукла, мяч, самолет, машина, автобус и др. (a doll, a ball, a plane, a car, a bus, etc.), повторение звуков [f], [z], [ʃ], [r], закрепление образования вопросов, игры «Снежный ком», «Испорченный телефон», прослушивание и повторение песни «Голова, плечи, колени и пальцы», повторение слов по темам «Части тела», «Цвета», работа с карточками, игра-путешествие «В мире игрушек». Форма аттестации: лексический диктант. Раздел 5. Моя любимая еда. Фрукты и овощи - 9 часов. Теория: Знакомство с лексическими единицами по теме «Еда»: мясо, яйцо, яблоко, огурец, картошка и др., изучение фразы «Я люблю». 14 Практика: Закрепление названия лексических единиц по теме «Еда»: мясо, яйцо, яблоко, огурец, картошка и др. (meat, egg, an apple, a cucumber, a potato, etc., закрепление образования множественного числа существительных, игры «Что ты любишь кушать?», «Переводчик», «Что лишнее?», «Съедобное и несъедобное», повторение слов по теме «Счет», «Игрушки». Игра «Я готовлю пиццу». Форма аттестации: диалог. Раздел 6. Одежда по сезону - 14 часов. Теория: Знакомство с лексическими единицами по теме «Одежда»: футболка, юбка, платье и др., повторение фраз «Я люблю», «У меня есть». Знакомство со словами «кто», «мальчик», «петь», «писать», «танцевать» и др., фразой «со мной», повторение построения вопроса, глагола «умею». Практика: Закрепление названия одежды: футболка, юбка, платье и др. (a T-shirt, a skirt, a dress), повторение звуков [m], [r], [f], [t], [d], [p], [b], [s], [z], закрепление фраз «Я люблю», «У меня есть», игры «Что исчезло?», «Снежный ком», «Посмотри, послушай и раскрась», повторение слов по теме «Цвета», работа с карточками. Закрепление слов «кто» («who»), «мальчик» («boy»), петь, писать, танцевать и др. (sing, write, dance, etc.), фразы «со мной» («with me»), чтение рассказа о маленьком мышонке, игры «Что любит мышонок?», «Что ты умеешь?», «Закончи предложения», прослушивание и повторение песни «Кто ты?», повторение и закрепление разминки «Раз, два, три, прыгая со мной», повторение слов по теме «Счет», «Цвета», «Еда». Форма аттестации: чтение. Раздел 7. Этот необычный мир: цветы, птицы, насекомые - 8 часов. Теория: Знакомство с лексическими единицами по теме «Птицы. Насекомые. Цветы»: ворона, попугай, муравей, пчела, роза, изучение нового вопроса «Что у тебя есть?». Практика: Закрепление лексических единиц по теме «Птицы. Насекомые. Цветы»: ворона, попугай, муравей, пчела, роза, (a crown, a parrot, an ant, a bee, a rose), повторение и закрепление вопроса «Что у тебя есть?» («What do you have?»), игры «Угадай», «Посмотри и раскрась», «Большое или маленькое насекомое?», «Закончи предложения», повторение слов по теме «Части тела», творческий проект «Рисуем птиц, насекомых, цветы». Форма аттестации: аудирование. Итоговое занятие – 1 час. Теория: Подведение итогов. Тестирование. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу года должны знать: 15 наизусть рифмовки, считалки, песни, стихи; основные цвета; счет от 1 до 10; о частях дома и окружающих предметах; названия фруктов и овощей; времена года; называть членов семьи; названия игрушек, животных; уметь отвечать на вопросы. К концу года дети должны уметь: здороваться, прощаться, благодарить, извиняться; считать от 1 до 10; представлять себя, своих членов семьи; понимать на слух элементарную английскую речь в нормальном темпе в предъявлении преподавателя, в том числе указания, связанные с заданием, распоряжения – команды, связанные с проведением зарядки; понимать реплики других детей; поддержать диалог этикетного характера, а также поддержать диалог и общаться на бытовые темы; рассказывать о своих игрушках (животных). Личностными результатами являются: • общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; • осознание себя гражданином своей страны; • осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; Метапредметными результатами изучения английского языка являются: • развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника; • развитие коммуникативных способностей, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; • расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника; • развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; • формирование мотивации к изучению иностранного языка; Предметными результатами изучения английского языка являются: - овладение начальными представлениями о нормах английского языка (фонетических, лексических, грамматических); - умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, слово. 16 В коммуникативной сфере, т.е. во владении английским языком как средством общения): Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности. В говорении: • вести элементарный этикетный диалог; • уметь на элементарном уровне рассказывать о себе. В аудировании: • понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале. 17 РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Первая группа Срок реализации 1 год Всего учебных недель 36 Кол-во часов в неделю 2 Режим занятий 2 раза в неделю по 1 академическому часу Кол-во учебных часов 72 Дата начала обучения по программе 15 сентября 2024 Дата окончания обучения 31 мая 2025 Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение Обучение проводится в кабинете, отвечающем санитарногигиеническим требованиям к учебному помещению; оборудованному всем необходимых для проведения учебного процесса (мебель, учебная доска, аппаратура для использования учебных материалов на электронных носителях), шкафы для хранения методических и раздаточных материалов, мультимедийная доска. Информационное обеспечение - аудио- и видео - медиатеки, презентации, тематическая литература, интернет-сайты, подборка музыкальных композиций; методические и дидактические материалы, необходимые при организации образовательного процесса. Кадровое обеспечение. Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование в области педагогики и опыт практической работы в преподавания иностранного языка, учитель английского языка. Методическое обеспечение В основу методического сопровождения входит следующий дидактический материал: - тесты; - стенды; - плакаты; - таблицы; - разработки игр; - алфавит; - карточки с транскрипцией; 18 - набор карточек с изображением ландшафта, городов, одежды, овощей, фруктов, достопримечательностей. Наглядные пособия: - тематические карточки «Цвета», «Формы», «Семья», «Продукты», «Времена года», «Фрукты и овощи», «Мебель», «Одежда», «Животные», «Моя комната», «Части тела»; «Транспорт» - объемные предметы разной величины и цвета (машинки, мячики, животные, кубики, куклы); - сказочные герои, игрушки на руку; - маски на голову сказочных персонажей (мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, кот, собака, гусеница, бабочка, птица, пекарь, фермер, корова, курица, рыба, баба, дед, внучка, репка, кролик, божья коровка); - настольные игры «Memory», «Bingo», «Bugs»; - магнитный театр «Теремок», «Колобок»; - настольная ширма для театра. Занятия проводятся в очной форме. Методы обучения Словесный метод обучения. Материал преподносится учащимся через беседу, рассказ и объяснение. Наглядный метод обучения. Педагог использует иллюстрации для большей наглядности и привлечения внимания учащихся на занятиях. Практический метод обучения. Учащиеся выполняют различные упражнения на закрепление пройденного материала и творческие задания для развития творческих способностей. Объяснительно-иллюстративный метод обучения. Педагог готовит презентации, видео к занятиям для лучшего объяснения материала. Репродуктивный метод обучения. Учащиеся выполняют задания, связанные с темой на каждом занятии. Игровой метод обучения. Используется для привлечения внимания учащихся и для повышения мотивации для изучения английского языка. На занятиях используются также воспитательные методы обучения: Поощрение. После каждого выполненного задания педагог поощряет учащихся для повышения мотивации к дальнейшему изучению английского языка. Мотивация. Педагог использует данный метод с целью проявления у учащихся большего интереса к изучению английского языка. Педагогические технологии. Программа по английскому языку основана на игровых технологиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. На занятиях используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные. Широко используются здоровьесберегающие технологии, на каждом занятии обязательно проводятся физкультминутки. Весь материал распределен с учетом постепенного усложнения. 19 Алгоритм учебного занятия 1 этап - организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. II этап – подготовительный - подготовка к восприятию нового содержания. Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). III этап - основной В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1 Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. 3. Закрепление знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. IV этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого). VI этап - итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели. VII этап - рефлексивный. 20 Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Формы аттестации: опрос, диалог, аудирование, чтение, монолог, тестирование. В течение учебного года для определения уровня развития и способностей детей проводятся диагностические исследования: вводная диагностика и итоговая аттестация. Вводная (стартовая) диагностика учащихся на начало года. Через определенные игры выявить уровень коммуникативных способностей ребенка (общаться, вести диалог, беседовать). Через образно – иллюстративное, зрительное восприятие предметов определить форму, цвет, размер предмета, иллюстрированной картинки, игрушки. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии через определенные формы контроля: наблюдение; тестирование; опрос; творческий конкурс; творческий проект. Работа оценивается по следующим критериям: - наблюдение; - качество выполнения изучаемого материала; - степень самостоятельности. Итоговая аттестация: проводится в конце учебного года по реализации образовательной программы в форме: открытых занятий, мероприятий. Способы проверки умений и навыков детей Диагностическое обследование умений и навыков по английскому языку проводится в течение года в форме итоговых занятий и индивидуальной беседы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Захарченко И.А. Семьсот английских рифмовок, М., «ВЛАДОС»,1999; 2. Крижановская Т.В. «Английский для одаренных детей 5-6 лет». М.; Эксмо,2015. 3. Леонтьева А. Л. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. — 1976. — №1. 4. Лыкова Л.Л. Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников.- 2011.-96 с. 5. Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. — Минск: 1999. 21 6. О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» //Английский язык в школе - 2004г. -№3-с.9. 7. Песни для детей на английском языке. М, Айрис-пресс, 2009; 8. Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку//Иностранные языки в школе. -2001. - №5 – с. 4 9. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка. Метод.пособие, М., ООО «Издательство АСТ», 2005. 10. Федорова Г.Н. Игры на уроке английского языка – Москва: ИКЦ (МарТ); Ростов-на-Дону: Издательский дом «Матр». Список литературы, рекомендуемый родителям и детям 1. Крижановская Т.В. «Английский для одаренных детей 5-6 лет». М.; Эксмо,2015. 2. Леонтьева А. Л. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. — 1976. — №1. 3. Иванова Ю., Jim Whalen. Рабочая тетрадь по английскому языку УМК Bingo! 1 уровень. Интернет ресурсы: 1. http:// english4kids.html 2. Хостинг презентаций PPt4WEB.ru 3. http://www.englishforkids.ru/Rhimes.shtml 4. http://iloveenglish.ru/ Английский онлайн. 5. http://englishforme.ucoz.ru 6. http://learnenglishkids.britishcouncil.org/ru/ 7. http://detsad-kitty.ru/zametky/12176-igry-dlya-detej-na-zanyatiyaxpo-anglijskomu.html; 8. http://englishon-line.ru/audirovanie-animaciya.html 22 Приложение 1 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Процедура проведения диагностического обследования Диагностика проводится педагогом индивидуально с каждым ребенком. Важно, чтобы процедура обследования проходила в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку. Вначале проводится беседа, позволяющая ребенку адаптироваться в условиях проведения диагностического обследования, а взрослому – установить с ним контакт. После предварительной беседы, когда контакт с ребенком установлен, можно переходить к следующему этапу диагностическому обследованию с использованием инструментария. Ребенок выполняет ряд заданий, а педагог в это время ведет протокол обследования, заполняя диагностическую карту наблюдений, в которой фиксируются результаты выполнения заданий, действия и высказывания ребенка, делаются пометки и планирования последующей развивающей работы. 1) Словарный диктант. (диктант-перевод, диктант по определениям, диктант по синонимам или антонимам, диктант по картинкам) Критерии: правильно подобранное слово, орфографическое оформление % правильно выполненного задания уровень 95 – 100 % высокий 80 – 94 % достаточный 60-_79 % средний менее 60 % низкий 2) Лексико-грамматический тест по текущему материалу. (модульный, грамматический) % правильно выполненного задания уровень 95 – 100 % высокий 80 – 94 % достаточный 60-_79 % средний менее 60 % низкий 3)Лексико-грамматический тест на остаточные знания, тест на понимание устного и письменного текстов (аудирование и чтение) % правильно выполненного задания уровень 91 – 100 % высокий 75– 90 % достаточный 60-_74 % средний менее 60 % низкий 23 4) Контроль монологического высказывания. Критерии: - объем высказывания - темп и интонационный рисунок - фонетическое оформление (правильность звуков) - правильное произношение слов - соблюдение лексических и грамматических норм - понимание содержания высказывания (ответы на вопросы) Количество допустимых ошибок 0-2 3-4 5-6 7 и более уровень высокий достаточный средний низкий Диагностика уровня освоения программного материала по английскому языку Говорение № Ф.И. ребенка 1 2 3 4 Аудирование Лексика 1 1 2 3 2 3 Всего Общий уровень 1 По результатам проведенной диагностики для каждого ребенка вырабатываются индивидуальные рекомендации и по группе в целом, которые фиксируются педагогом. Задания для диагностики уровня освоения программного материала по английскому языку Говорение - 27 баллов Умение детей правильно употреблять в своей речи словосочетания и предложения на английском языке в монологической и диалогической речи. Задание №1 (9 баллов): Поприветствовать ребенка на английском языке, учитывая время суток (утро, день) «Good morning!», «Good afternoon!», уточнить, известно ли ему (ей), как принято прощаться на английском языке. Задание №2: (6 баллов) Задать вопрос «What’s your name?» Как зовут преподавателя. (Как тебя зовут?) Задание №3: (6 баллов) Предложить ребенку взглянуть на картинку, на которой изображены разного цвета воздушные шарики, и предложить сосчитать их, назвать их цвета. Задание №4: (6 баллов) Предложить ребенку картинку, на которой изображены разной величины предметы, и назвать большие, а затем маленькие предметы. 24 Аудирование - 27 баллов Понимание на слух отдельных простых слов и простых фраз в медленно и четко звучащей речи и ситуациях повседневного общения. Задание №1 (18 баллов) Предложить поиграть в игру «Interpreter», где ребенку предстоит выступить в роли переводчика – произнести услышанную фразу на родном языке: - «Hello!» - привет - «Sit down!» - садись - «Stand up!» - встань - «Hands up!» – подними руки - «I can run» - я умею бегать - «I can jump» - я умею прыгать Задание №2: (9 баллов) Предложить ребенку посмотреть на картинки с животными, затем указать несколько животных, которые ему называют на английском языке. Лексика -27 баллов Использование детьми в речи лексических единиц по пройденным темам Задание №1: Предложить ребенку, поиграть в игру «Какого цвета предмет?» Задание №2 Предложить ребенку набор картинок «Моя семья», и поиграть в игру «Who is missing?» (Кто исчез?) Задание №3: Предложить взглянуть на картинку человечка и поиграть в игру «True or false?» (правда или ложь). Промежуточная аттестация по английскому языку в форме контрольной работы для возраста ребят 6 -7лет №1. Соедините большие буквы с маленькими: 1) A 2) D 3) R 4) T 5) H 6) G 7) J 8) E 9) B 10) N е t d j g h b a r n № 2. Впиши недостающие буквы 25 № 3. Раскрась шапочки согласно цветам №4.Соедини число, картинку и слово 26 Приложение 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Игры на английском языке Применение игр в изучении английского языка способствует закреплению языкового материала у детей, формированию умений и навыков устной речи. Игры должны соответствовать уровню подготовки детей, чтобы они смогли прочувствовать, что могут говорить на иностранном языке наравне со всеми, и это чувство приносило удовольствие. Изучения языка в игровой форме развивает умение детей сотрудничать друг с другом, активно слушать, развивать слуховое восприятие и подчиняться правилам, и прививает навыки самодисциплины. Игры по теме «Еда» «Let’s lay the table» Перед малышами ставится стол с различными игрушками в форме фруктов, овощей и других продуктов. Выбирается один помощник, который будет выполнять команды ведущего. Пример: «Take a melon. Put the melon on the table». «Take a bread. Put the bread on the table». «Накорми зверя» Нужно подготовить несколько небольших корзин с наклеенными лицами животных. Задача детей бросать в корзины фрукты или овощи, которым питается каждое из животных. При этом еду, которую бросаешь, нужно называть на английском языке. «Смайлики» Подготовьте распечатку с фотографиями фруктов, овощей или других продуктов. Напротив каждого из них должна быть пустая графа. Задача детей: нарисовать веселый или грустный смайлик напротив продуктов и сказать на английском «I like…», «I don’t like…». «Shopping» Учитель говорит «Let’s play shop» и выбирает покупателей и продавца. Дети должны разыграть диалог «В магазине». Пример: -May I come in? — Come in, please. -Good morning! — Good morning! -Give me, please, a cat. — Here you are. -Thank you. Goodbye. — Goodbye. 27 Игры по теме «Животные» «What can you do?» Ребятам предлагается представить себя в роли животного и подумать, что он умеет делать. Затем ведущий каждому поочередно задает вопрос «What can you do?» и они должны ответить: «I can jump/fly/swim/run». «Найди детеныша для мамы и папы» Заранее нужно подготовить картинки с изображениями котенка, жеребенка, теленка и щенка и разложить их на столе. А на кузов машинки положить игрушки коровы, лошади, кошки и собаки. Учитель начинает игру с предыстории: «Однажды, теленок, котенок, щенок и жеребенок убежали далеко от своих мам и заблудились. Встревоженные и расстроенные мамы поехали на машине их искать. Котенок «Kitten» был самым маленьким из всех детенышей, споткнулся и замяукал. Дети, как он замяукал? (отвечают). Его услышала кошка «Cat» и позвала: «Мяу-мяу». После этого учитель подзывает к себе одного ребенка из группы, чтобы он взял из машины кошку, подошел к столу с картинками и нашел там детеныша кошки. Во время этой игры дети изучают слова: «Mother, father». По такому же принципу игра продолжается на поиск остальных детенышей животных. «Зоопарк» Детки рассаживаются по кругу и получают картинку со своим животным. Показывать картинку остальным в группе нельзя. Задача каждого ребенка в том, чтобы объяснить группе, как выглядит его животное, чем оно питается и что умеет делать, не называя его. Остальные малыши должны угадать, о ком идет речь, и назвать это животное на английском языке: «a cat, a dog, a tiger, a frog». «Снежки» Задача ведущего бросать детям мяч и называть животных на английском языке. Они ловят мяч, переводят слово и пытаются изобразить его жестами. «Guess, who?» Учитель заранее подготавливает игрушечный домик и в каждое окошко домика вставляет картинки с животными. Дети должны по очереди открывать окна и называть на английском животных, которых в них увидят. «В зоопарке» Вся группа отправляется в воображаемое путешествие вместе с учителем в зоопарк. По пути туда дети поют песенку: «We go, go, go To the zoo, To see brown bear 28 A big grey kangaroo!» В зоопарке учитель, показывая на изображения животных, задает детям вопросы, на которые они отвечают: -What is this? — This is a rabbit. -Is this a little rabbit? — No, this is a big rabbit. -There are bears, tigers, lions, foxes, monkeys. «Разбуди кота» Учителю требуется подготовить маску кота или игрушку. Из всей группы нужно выбрать одного ребенка, который будет в роли кота. Он садится в центр круга и «засыпает». Остальные должны по очереди «будить» кота, издавая звуки различных животных. Задача кота: угадать, какое животное разбудило его и назвать его на английском языке. «Show me, please» Дети показывают игрушки в комнате, которые учитель называет на английском. Задача детей повторить название игрушек на английском языке. Пример: «Show me, please, a cat/crocodile, bear, fox». «Что пропало?» Дети по команде ведущего «Close your eyes» закрывают глаза. Учитель в это время прячет какую-то игрушку. По команде «Open your eyes» открывают глаза и угадывают, какая из игрушек пропала. Называют ее на английском. «Yes/No» Преподаватель показывает детям игрушку, называет ее либо правильно, либо неправильно на английском языке. Они должны понять, где ошибка и исправить ее. Пример: -This is a dolphin. -No! This is a lion. «Большой или маленький» Преподаватель называет словосочетания, а дети приседают на корточки либо встают и тянутся вверх, в зависимости от того, большой предмет или маленький. В это время они повторяют словосочетание за преподавателем. Пример: -Big bear (дети встают и тянутся вверх); -Little mouse (садятся на корточки). «Кто пришел?» Нужно заранее подготовить веревку и привязать к ней звонок. Колокольчик с веревкой подвешивается на высоте роста детишек. Во время игры дети 29 садятся на стульчики на небольшом расстоянии от веревки. Преподаватель подзывает к себе малышей по очереди и раздает роли разных животных. К веревке подбегает первый ребенок и два раза звонит. Дети спрашивают: «Кто пришел?» Ребенок: «Мяу-мяу». Дети отгадывают, кто мог издать этот звук, и называют животное на английском языке. Затем, подбегает следующий человек и так по цепочке. Игры по теме «Части тела» «Привет, Снеговик» Ребята под песню собирают снеговика. I went walking through a winter wonderland and spied a frosty snowman who needed a hand. Hey, Mr. Snowman, what do you need? «I need BLACK EYES. Put them on me». Hey, Mr. Snowman, what do you see? «I see an ORANGE CARROT. Put it on me». Hey, Mr. Snowman, now what do you see? «I see a BLACK TOP HAT. Put it on me». Hey, Mr. Snowman, now what do you see? «I see some BROWN STICKS. Put them on me». Hey, Mr. Snowman, now what do you see? «I see a GREEN SCARF. Put it on me». Hey, Mr. Snowman, now what do you see? «I see some PINK MITTENS. Put them on me». Hey, Mr. Snowman, now what do you see? «I see some BLUE BUTTONS. Put them on me». Hey, Mr. Snowman, now what do you see? «I see some YELLOW BOOTS. Put them on me». Hey, Mr. Snowman, now what do you see? «I see the coolest snowman ever. Me!» «Покажи, где ручка?» Преподаватель подзывает к себе детей по одному и просит показать и назвать часть тела на английском. Пример: «Show me, please, nose». «Доскажи словечко» 30 Ведущий называет одну из частей тела, а дети говорят, что можно делать это частью тела. Пример: «Hand» - рука — хлопают, берут предметы. «Клеим чудище» Учитель раскладывает на столе вырезанные из бумаги части тела в большом их количестве. Задача детей: посчитать конечности, склеить из них чудище и назвать его части тела на английском языке. «Дотронься» Эта игра с мячом. Ведущий называет часть тела и бросает мяч ребенку, а он должен дотронуться до этой части тела мячом. Игры по теме «Цвета» «Перья» Дети прикрепляют цветные перья павлину, называя цвет на английском языке. «White feather, white feather, what do you see?» «I see a gold feather next to me». «Gold feather, gold feather, what do you see?» И так продолжается, пока все перья не будут прикреплены. «Давайте знакомиться» Преподаватель завлекает детей новым гостем — Гномом. Он рассказывает, что его зовут «red». Родом он из красной страны. В подарок детям он приносит предметы только красного цвета. Ребята выкладывают плоскостные и объемные предметы на белых листах, находят среди них красные и обводят карандашом того же цвета. Ведущий проводит игру «Найди такой же», где дети выбирают предметы красного цвета по образцу. Упражнение «Раз, два, три, красный принеси» - дети находят в комнате предметы красного цвета. Аналогично в гости приходит гном всех основных цветов для знакомства с ребятишками. «Угости гномов фруктами и овощами» Игра заключается в том, что в гости к ребятам пришли гномики разных цветов. Дети угощают гномов разными овощами и фруктами, которые подходят им по цвету: желтый гномик любит банан, фиолетовый — баклажан, оранжевый — морковку. В это время дети должны на английском называть цвета, которые подходят гномам. «Кто в домике живет?» Ведущий заранее готовит фигурки гномиков разных цветов и дома соответствующих цветов для них. Задача детей в том, чтобы расселить 31 гномов по домикам соответствующего им цвета. Расселяя гномов, дети называют цвета по-английски. «Светофорчики» Ведущий и игроки становятся друг напротив друга на некотором расстоянии. Учитель по-английски называет любой цвет. Игроки должны найти у себя на одежде, продемонстрировать и пройти на сторону водящего. Тот, у кого не окажется нужного цвета, должен на счет «one, two, three!» Перебежать на противоположную сторону. Если ведущий поймает кого-то из детей, то пойманный становится водящим. «Светофор» Нужно закрепить цвета в такой же очередности, как на светофоре. Детям обозначается место старта — линия пешеходного перехода и финиш, где стоит ведущий. Он кричит «Green color», что означает: можно идти, «Red color» - дети замирают. Тот, кто зашевелился на «красный свет» - выбывает, а победитель становится ведущим. Игры на тему «Цифры» «Паровозик» Преподавателю понадобится для игры на английском языке паровозик. Он будет машинистом, а цифры (номера мест в вагоне) — пассажиры. На каждой станции машинист объявляет номер платформы и пассажиров, которые должны сесть в вагон. Ребенок кладет свою цифру. «Волк и зайчики» Волк сидит в центре круга и спит, а зайчики бегают вокруг и напевают: «What’s time, Mr.Wolf?» Волк называет число. Зайчики, считают на английском языке от одного до названного волком числа и подходят к нему. Как только они досчитают до нужного числа, волк вскакивает и начинает ловить зайчат. «Репортер» Один из ребят берет роль репортера и берет интервью у остальных детей. Пример: «How old are you? — I’m 5 years old». «Сколько тебе лет? — Мне 5 лет». «Давайте прыгать» Ведущий называть цифру и говорит, что ребята должны сделать. Пример: «Jump 3 times!», «Sit down 3 times» «Назови цифру» Преподаватель рисует на листах бумаги несколько цифр и показывает их детям. Они смотрят на них, называют на русском и английском языках и запоминают. Затем ребята по команде закрывают глава, а ведущий в это 32 время убирает одну цифру. Дети открывают глаза и угадывают, какой цифры не хватает. «1-1-1» «One, one, one I can run» — малыши бегут на месте. «Two, two, two I can jump two» - прыгают на месте. «Three, three, three Look at me» - каждый встает в смешную позу. «Сколько?» На столе нужно разложить несколько игрушек. Сначала дети считают их на английском и запоминают их количество. По команде «Close your eyes» закрывают глаза, а ведущий убирает игрушку. По команде «Open your eyes» дети открывают глаза и считают, сколько игрушек осталось. «How many?» - «Seven!» Подвижные игры «Коридор» Дети разбиваются на пары, берутся за руки и поднимают их над головой, образуя коридор. Ведущий проходит по коридору и выбирает одного из игроков в любой паре. После чего спрашивает его: «Who are you? What is your name?» Ребенок должен ответить: «I am a girl/a boy. My name is…». Ведущий продолжает: « Come here!», и берет игрока за руку. Малыш отвечает: «With pleasure!». После этого по коридору проходит новая пара и встает после остальных игроков. Новым ведущим становится тот, кто остался без пары. «Веселая зарядка» Учитель называет команды по-английски, а дети выполняют их только в том случае, если перед ними стоит слово «please», Пример: «Please, stand up!». Если этого слова нет, то дети ничего не делают. Выбывает из игры тот, кто неправильно выполнил команду. «I can…» Ведущий считает до пяти: «One, two, three, four, five!» Затем говорит : «Stop!» Во время счета дети выполняют произвольные движения, а на «Stop!» замирают. После этого ведущий «оживляет» игроков. Он поочередно подходит к каждому ребенку и спрашивает : « What can you do?». Ребенок «отмирает», отвечая: «I can run»- изображает нужное действие 33 План-конспект занятия Тема: Fruits. Цель: Научить детей названиям фруктов и овощей по- английски и употреблять их в устной речи. Задачи: 1) Расширение лексического запаса детей по теме «Fruits and vegetables», введение лексических единиц apple, orange, banana, lemon, pear; 2) Развитие языковой догадки о значении слов, предметного внимания и памяти (по картинкам, по сходству с родным языком); 3) Формирование устойчивой мотивации к изучению английского языка. Ход занятия. 1. Организационный момент. 1) Приветствие. Стих «Good morning!» 2) Фонетическая разминка. Обработка звуков, развитие фонематического слуха. Чтоб по-английски говорить, язычок нам надо с вами разбудить. Проснулся язычок, потянулся [] glad, clap, stamp, sad. Выглянул в окошко, услышал ветерок [w] winter, white, flower. Удивился [о:] autumn, door, floor. Решил язычок погулять, свежим воздухом подышать, побежал по дорожке [d] good, day, ground, friend. Наш язычок гуляет, он быстро замерзает, задрожал [] with, that, clothes. Бежит и греется [h] who, house, happy. Дети повторяют звуки. 3) Речевая разминка. How are you? Fine, thank you. How old are you? I am 3 (4). 2. Введение и отработка новой лексики. -Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Что это? Это фрукты. Фрукт по- английски будет fruit (повторяют хором). Яблоко, апельсин, банан, лимон, груша. А теперь назовем их поанглийски, repeat after me: apple, orange, banana, lemon, pear (повторяют несколько раз). А фрукты у нас где растут в саду или в огороде? На дереве или на грядке? Правильно, на дереве. Во фруктах содержится много витаминов. Если вы будете кушать фрукты, будете сильными и здоровыми. 1. Чай таким бы вкусным не был, Если бы не кислый lemon. 2. Мне во сне сказала фея Груша по-английски Pear. 3. Любит наша обезьянка Нана По утрам кушать Banana. 4. Скушать очень мы хотим Оrange сладкий апельсин. 5. Лучший фрукт для человека – 34 Это, без сомненья, Apple. Попробуем описать их. Лимон это что? Он какой? Это фрукт. Он круглый, желтый, кислый. It’s fruit. It’s round, yellow, sour. Груша – It’s fruit. It’s green, sweet, tasty. Банан - It’s fruit. It’s yellow, ripe, tasty. Апельсин- It’s fruit. It’s orange. It’s round, orange, juicy, sour. Яблоко – It’s fruit. It’s red, sweet, ripe. Good for you! 3. Moving activity. 4. Закрепление новой темы. 1) Игра «What fruit is missing?». По команде Sleep дети закрывают глаза. По команде Wake up – открывают. Дети должны назвать, какой фрукт исчез. 2) Игра «Point the right flashcard». На доске висят картинки с фруктами. Дети соревнуются по двое. Кто быстрее укажет на названный воспитателем фрукт, тот и победит. 5. Подведение итогов. Вы сегодня хорошо работали! Мы с вами выучили несколько новых слов, какие? Вам понравилось? Тогда увидимся с вами еще? До свидания! Good bye, boys and girls! Raise your head Jump up high. 35 Приложение 3 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Первые шаги в английском» № Наименование темя занятия Колво часов Дата по расписанию по плану по факту 1 гр 2 гр Форма аттестаци и /контроля Примеча ние (корректировка) Вводное занятие - 1 час 1 Знакомство с 1 программой. Правила техники безопасности. Раздел 1. Приветствие. Знакомство с алфавитом - 9 часов. 2 Фразы приветствия: 1 «May I Introduce Myself». Песенка «Hello». 3 Части суток: morning, 1 day, night 4 Эмоции человека: sad, 1 happy, hungry Итого за месяц: 4 часа 5 Диалог на тему 1 «Знакомство» 6 Песенка «А,В,С» 1 Гласные буквы: «A, O, E, Y, I, U» 7 Знакомство с 1 открытым и закрытым слогами. 8 Согласные буквы 1 В,C,D,F,G,H ,J 9 Правописание 1 согласных букв «K,L,M,N,P,Q,R» наблюдени 10 Работа с согласными 1 буквами е «S,T,V,W,Y,Z» Раздел 2. Любимый цвет. Учимся считать по-английски - 10 часов. 11 Цвета: красный, 1 оранжевый, зеленый, синий, желтый. Изучение звуков [f], [v]. 12 Цвета: коричневый, 1 белый, серый, черный, розовый. 13 Действия: играть, 1 бегать, прыгать, 36 плавать, улыбаться и д., изучение союза «и», Изучение звуков [s], [z]. 14 Действия: рисовать, 1 идти, смотреть и др., изучение звука [e]. Изучение глагола «могу». Итого за месяц: 10 часов 15 Повторяем цвета. 1 «Раскрась картинку». 16 Учимся считать по1 английски от 1 до 5, звуки [ð], [θ]. 17 Учимся считать по1 английски от 6 до 10. 18 Образование 1 множественного числа существительных 19 Знакомство с 1 определенным артиклем the 20 Итоговое занятие. 1 «Посмотри, скажи, посчитай» Раздел 3. Моя счастливая семья - 14 часов 21 Члены семьи. 1 Знакомство с 22 1 местоимением «мой» Итого за месяц: 8 часов 23 Проект. Моя семья. 1 24 Мои друзья. 1 25 Лексические единицы по теме: «Мебель». Звук [r]. 26 Знакомство с конструкцией «Я имею (у меня есть)» 27 Лексические единицы по теме: «Мебель». Конструкция «Это есть». 28 Описание комнаты. 29 Моя комната. 30 Знакомство со словами «да», «нет». 31 Знакомство с построением вопроса. 32 Знакомство со словом беседа 1 1 1 1 1 1 1 1 37 «что». 33 Знакомство с 1 лексической единицей «must» Итого за месяц: 10 часов Итого за I полугодие: 32 часа 34 Проект. Нарисуй и 1 раскрась радугу. Раздел 4. Игрушки - 6 часов. 35 Знакомство с 1 лексическими единицами по теме «Игрушки» 36 Повторение 1 лексических единиц по теме «Игрушки» 37 Закрепление фразы «я 1 имею (у меня есть)». 38 В магазине игрушек. 1 39 Мои любимые 1 игрушки Итого за месяц: 6 часов 40 Играем с игрушками 1 Раздел 5. Любимая еда. Фрукты и овощи - 9 часов. 41 Знакомство с 1 лексическими единицами по теме «Еда» 42 Знакомство с 1 лексическими единицами по теме «Фрукты» 43 Знакомство с НЕ 1 «люблю» и фразой «Я люблю, мне нравится». 44 Знакомство с 1 лексическими единицами по теме «Овощи» 45 Конкурс рисунков 1 «Рисуем овощи» 46 Игра-магазин: Мы 1 покупаем овощи 47 Закрепление 1 лексических единиц по теме «Еда» Итого за месяц: 8 часов 48 Давай поговорим… Я 1 люблю, я не люблю… беседа диалог 38 беседа 49 Ролевая игра: «Мы 1 готовим салат» Раздел 6. Одежда по сезону - 14 часов. 50 Знакомство с 1 лексическими единицами по теме «Одежда» 51 Закрепление 1 лексических единиц по теме «Одежда» 52 Построение диалога 1 по теме «Моя одежда» 53 Выразительное чтение 1 стихотворения «Перчатки». 54 Игра «Магазин 1 одежды» Итого за месяц: 8 часов 55 Повторение фразы «я 1 имею (у меня есть)». 56 Знакомство с 1 лексическими единицами «Части тела». Изучение звуков [ƺ], [ʃ]. 57 Ролевая игра «Мой 1 гардероб» 58 Знакомство с 1 лексической единицей «кто» 59 Знакомство с 1 лексической единицей по теме «Глаголы действия» 60 Повторение по теме 1 «Глаголы действия». 61 Знакомство с фразой 1 «со мной» 62 Части тела человека. 1 аудировани 63 Знакомство с 1 местоимением «ты» е Раздел 7. Этот необычный мир: цветы, птицы, насекомые - 8 часов. 64 Знакомство с 1 лексическими единицами по теме «Птицы» Итого за месяц: 10 часов 65 Закрепление по теме 1 «Птицы» 66 Знакомство с 1 39 67 68 69 70 71 72 лексическими единицами по теме «Насекомые» Знакомство с лексическими единицами «вижу», «тоже», «лазить», «вверх», «вниз» Знакомство с лексическими единицами «большой», «маленький» Знакомство с лексическими единицами по теме «Цветы» Закрепление по теме «Цветы» По страницам любимых сказок. «Теремок" 1 1 1 1 1 диалог Итоговое занятие 1 открытое занятие Итого за месяц: Итого за II полугодие: Итого за год: 8 40 часов часов 72 часа 40 Приложение 4 Указываются корректировки и дата. № п/п ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ внесенные в программу изменения, Причина корректировка Дата причина Согласование с заместителем директора по УВР (подпись) 41 Приложение 5 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 1. 2. 1. 2. 3. 1 2 Содержание работы Дата Место Примечание проведения проведения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ Участие в акции: «Белый цветок», сентябрь МБОУ ДО «Журавлик мира» «ЦДОД» Тематическая беседа ко Дню октябрь МБОУ ДО учителя «ЦДОД» Всероссийский урок «Экология и октябрь МБОУ ДО энергосбережение» в рамках «ЦДОД» Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче Беседа к международному дню ноябрь МБОУ ДО толерантности «Мы выбираем «ЦДОД» толерантность» Беседа, посвященная Дню памяти декабрь МБОУ ДО неизвестного солдата «ЦДОД» Видео-поздравление «Happy New декабрь МБОУ ДО Year» «ЦДОД» Викторина ко день Республики январь МБОУ ДО Крым «ЦДОД» Участие в проведении февраль МБОУ ДО мероприятий ко дню защитника «ЦДОД» Отечества Видео-поздравление «Happy март МБОУ ДО Mother’s day» «ЦДОД» День космонавтики. Гагаринский апрель МБОУ ДО урок «Космос – это мы» «ЦДОД» Участие в проведении май МБОУ ДО мероприятий ко Дню Победы в «ЦДОД» Великой Отечественной войне МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ Большой всероссийский фестиваль в течение года МБОУ ДО «ЦДОД» Иные конкурсы в течение года МБОУ ДО «ЦДОД» РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Реализация программы «От в течение года МБОУ ДО одаренности к успеху» «ЦДОД» Дополнительные занятия с в течение года МБОУ ДО одарёнными детьми, подготовка к «ЦДОД» выступлениям. Участие в конкурсах в течение года МБОУ ДО «ЦДОД» РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Индивидуальные беседы в течение года МБОУ ДО «ЦДОД» Родительские собрания в течение года МБОУ ДО «ЦДОД» 42 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ Правила дорожно-транспортной октябрь МБОУ ДО безопасности пешехода, «ЦДОД» велосипедиста. Особенности поведения на дороге в осенние дни Правила пожарной безопасности в октябрь МБОУ ДО быту и учреждении образования. «ЦДОД» Общие правила электробезопасности Действия в экстремальных октябрь МБОУ ДО ситуациях: во дворе, на улицах, «ЦДОД» дома, в общественных местах Правила безопасности при ноябрь МБОУ ДО общении с животными. «ЦДОД» Профилактика отравлений и ноябрь МБОУ ДО предупреждение острых «ЦДОД» кишечных инфекций. Правила дорожно-транспортной февраль МБОУ ДО безопасности пешехода, «ЦДОД» велосипедиста. Особенности поведения на дороге в зимний период Правила пожарной безопасности в март МБОУ ДО быту и учреждении образования. «ЦДОД» Общие правила электробезопасности Действия в экстремальных март МБОУ ДО ситуациях: во дворе, на улицах, «ЦДОД» дома, в общественных местах Правила безопасности при апрель МБОУ ДО общении с животными. «ЦДОД» 43