Ф.Ж.Князева ЮНАРМИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОДОБРЕНО
педагогическим советом
протокол № _1____
от «28_» __08__2024 год

СОГЛАСОВАНО
Директор МБОУ «Скалистовская
СОШ им. Лиморенко П.Т.»
______________Н.В. Куприянова
«28_» _____08_______ 2024 год

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО «ЦДОД»
БР РК
_________ Т.В. Локтионова
«28_» ____08___2024 год
Приказ № 90

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНАРМИЯ»

Направленность: социально-гуманитарная
Срок реализации программы:1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 11 - 17 лет
Составитель:
Князева Фануза Жаферовна,
педагог дополнительного образования
творческого объединения «Юнармейцы»

г. Бахчисарай,
2024 г.

Рецензия
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Юнармия»
Автор-составитель: Ф.Ж.Князева — педагог дополнительного образования
Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного
образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района
Республики Крым. Особенность реализации программы заключаются в том, что она
осуществляется с обучающимися средней школы по сетевой форме обучения на базе
МБОУ
«Скалистовская СОШ», выступающей в качестве ресурсоснабжающей организации, т.е.
предоставляющей учебный кабинет с мебелью и площадку для проведения занятий с
обучающимися.
Рецензируемая программа составлена с учетом методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки
России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» и в полном соответствии с
Положением о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
Бахчисарайского района Республики Крым.
Данная программа по содержанию является социально-гуманитарной; по
функциональному предназначению – учебно-познавательной; по времени реализации –
годичной.
Классификация программы – модифицированная.
Цель программы сформулирована корректно, она достижима и проверяема.
Педагогическая целесообразность программы заключается в её вариативности
через возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать
изучение отдельных тем с особенностями местных условий; отводится большое
количество времени для использования педагогом разнообразных форм и методов
организации учебного процесса и для творческой деятельности детей.
Адресатом программы являются дети в возрасте от 11-17 лет.
Учитывая возрастные особенности учащихся, программа характеризуется тем, что
здесь главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды деятельности –
учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Подросток
приобретает социальный, трудовой опыт, а также познаёт себя в системе моральных,
эстетических общественных отношений.
Программный материал предполагает больше практических занятий, реализуется в
очной форме, при необходимости – с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий. Форма организации образовательного
процесса: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая.
Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата.
Программа отвечает требованиям, предъявляемым к составлению программ по
учебным дисциплинам, возрастным и индивидуальным интересам учащихся, представляет
собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по
актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью.
Рекомендуется использовать в образовательном процессе.

Рецензент: _______ ____________ Руководитель МОЦ Королева В
«Согласовано» ___ _____________ Зам. Директора по УВР Врублевская Д.Н

РАЗДЕЛ №1.
2

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Юнармия - добровольное российское детско-юношеское движение,
которое возродило добрые традиции молодежных организаций. С момента
своего создания в 2016 году, она объединила более 1 миллиона детей и
подростков со всей России. Каждому участнику движения открывается
доступ к сотням увлекательных событий, возможности изучать технику и
заниматься спортом. Юнармейцев ждут специальные смены в лучших
всероссийских детских центрах и многое другое. Организация работы с
юнармейцами осуществляется в рамках реализации специальных проектов и
по различным программам.
В
основе
разработки
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«ЮНАРМИЯ»
лежит
следующая
нормативно-правовая база:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации (в действующей редакции);
- Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998г. №124 –ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в
действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении
Основ
государственной
культурной
политики» (в
действующей редакции);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. №
642 (в действующей редакции);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка- ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018г. №3;
- Национальный проект «Образование»- ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от24.12.2018
г. №16);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
3

основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. №467 «Об
утверждении целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
- Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
(в действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189- ФЗ
«О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере» (в
действующей редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (в действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
4

- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым
от
09.12.2021
г.
№
1948
«О
методических
рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ»;
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования
детей до 2030 года в Республике Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г.
№ 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной
сфере при формировании государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики
Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г.
№ 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных
социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере,
отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и
Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на
оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к
полномочиям исполнительных органов Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г.
№ 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной
сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в
соответствии с социальными сертификатами»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования»
и
АНО
дополнительного
профессионального
образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
5

программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников
образовательных
организаций
общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии
с обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
- Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05
«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение
качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны»;
- Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденный постановлением
администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 22.08.2018г. №
438;
Положение о разработке и утверждении дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного
образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского
района Республики Крым, утвержденное приказом от 01.03.2024г. № 29а.

6

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
«ЮНАРМИЯ» по содержанию является
социальногуманитарной; по функциональному предназначению – учебнопознавательной; по времени реализации – годичной.
Классификация программы – модифицированная.
Актуальность программы обусловлена рядом факторов:
- нацеленностью общества на развитие патриотизма;
- необходимостью подготовки обучающихся к службе в вооруженных
силах Российской Федерации;
- формированием здорового образа жизни у подрастающего поколения;
- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей
учащихся.
В настоящее время одной из задач современного образования является
содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню
развития и образу жизни условиям патриотического общества, любящего
свое Отечество и государство.
Новизна программы. Концепция единства обучения и воспитания,
заложенная в последовательности занятий, будет способствовать отвлечению
подростков от вредного влияния улицы, воспитает у них чувство
гражданского долга и патриотизма, путем изучения российских традиций в
военном деле. У подростков появится возможность за время посещения
занятий совершенствовать свои знания, умения, навыки, определиться в
выборе военной профессии, легко справляться с заданиями при их участии в
соревнованиях и военно-спортивных играх. Не менее важным является и то,
что педагогом создаются условия, способствующие воспитанию таких
качеств как: смелость, находчивость, инициативность, честность,
принципиальность, взаимовыручка, благородство. Это способствует
развитию у обучающихся желания вести здоровый образ жизни, не
становиться на скользкий путь криминала, пьянства, наркомании.
Отличительная особенность программы заключаются в том, что она
усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует
реализации умений и навыков, полученных обучающимися в базовом
компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом
самоорганизации, самореализации, самоконтроля и помогает воспитанникам
в профессиональном самоопределении. Так же в полной мере позволяет
подросткам освоить юнармейское дело, увлекает их гражданско –
патриотическим воспитанием.
Кроме этого, особенность реализации программы заключаются в том,
что она осуществляется с обучающимися средней школы по сетевой форме
обучения на базе МБОУ «Скалистовская СОШ», выступающей в качестве
ресурсоснабжающей организации, т.е. предоставляющей учебный кабинет с
мебелью и площадку для проведения занятий с обучающимися.

7

Педагогическая целесообразность программы заключается в её
вариативности через возможность свободно планировать и изменять порядок
изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных
условий; отводится большое количество времени для использования
педагогом разнообразных форм и методов организации учебного процесса и
для творческой деятельности детей.
Программа отличается удачным сочетанием нескольких факторов:
- высокая социальная обусловленность;
- продуктивная личностная ориентация обучающихся;
- наличие оценочно-результативного блока, позволяющего оценить
эффективность программы, уровень развития ребенка;
- ранняя профориентация обучающихся.
Программа разработана по принципу доступности учебного материала
и соответствия его объема возрастным особенностям и уровню
предварительно подготовки обучающихся.
Педагог стремится к индивидуальному подходу в процессе обучения.
Им создаются условия для дифференциации и индивидуализации обучения в
соответствии с творческими способностями, одаренностью, возрастом,
психофизическими особенностями, состоянием здоровья обучающихся.
Адресат программы – обучающиеся в возрасте от 11 до 17 лет. Количество
обучающихся в группе составляет до 20 человек.
Прием на обучение производится по желанию детей, на основе
имеющегося интереса к данному виду деятельности, при наличии заявления
от родителей (законных представителей) и отсутствия медицинских
противопоказаний для занятий.
Характеристика контингента обучающихся.
Средний школьный (подростковый) возраст характеризуется тем, что
здесь главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды
деятельности – учебная, общественно-организационная, спортивная,
творческая, трудовая. Подросток приобретает социальный, трудовой опыт, а
также познаёт себя в системе моральных, эстетических общественных
отношений. Д.И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что
повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей
позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом
позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет следующие
стадии подросткового периода:
- локально-капризную (10-11 лет) – проявляется потребность в
признании взрослых;
- «право-значимую» (12-13 лет) – обусловленная потребностью в
социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже
имею право, я могу, я должен»;
Как выстраивать деятельность:
- принимать во внимание интересы к различным видам деятельности,
представителям другого пола и общению с ними;
8

- учитывать обостренное чувство собственного достоинства, чувства
симпатии и антипатии;
- достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также
активизировать психологические механизмы стимулирования;
- поддерживать в подростке позицию его исключительности, что может
усиливать познавательную мотивацию;
- содержание учебной деятельности должно вводиться в современные
условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.
Возрастная категория (14-17 лет) (ранняя юность, юность) возраст
характеризуется тем, что в этот период ключевое значение приобретает
ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к
независимости. Основными компонентами этого периода являются дружба,
доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие
чувства, такие как любовь. Старшеклассники пытаются определить
дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них
возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного
вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо
предмету, сколько практической выгодой этой профессии. «Наиболее
главное психологическое новообразование этого возраста – это умение
старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и
находить средства для ее реализации» (Д.И. Фельдштейн). Повышается
уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей,
участвующих в личностном самоопределении школьника. В этот период
происходит становление завершающего этапа созревания личности, который
характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием
теоретического
мышления,
самовоспитанием,
развитием
умения
рефлексировать, формированием уровня притязания.
Как выстраивать деятельность:
- приобщать личность к общественным ценностям и стимулировать к
выбору личных;
- поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их
достижения, своевременно корректировать и направлять;
- чётко ставить цели перед подростком: чего хотим добиться, какими
знаниями обладать;
- определять прикладную направленность обучения. (Зачем мне это
надо знать, как я это применю в жизни?).
- поддерживать подростка позитивно и регулярно. Доброе слово и
дельный совет лучше порицания.
- оценивать положительные действия ребёнка, спрашивать мнение по
предмету, обсуждать с ним курс. Так как ведущая деятельность подростка –
общение, группирование, обучение должно происходить через общение.
- не сравнивать результаты обучения подростка со сверстниками, это
может привести к раздражению.
9

Объем и срок освоения программы. Общее количество учебных часов,
необходимых для освоения программы, составляет 144 часа. Срок
реализации программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе 36 недель, период обучения - с сентября по май.
Уровень программы – ознакомительный (стартовый).
Формы обучения - очная; при необходимости – с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса - одновозрастная
группа. Состав группы постоянный. Программа предусматривает 2 вида
занятий: теоретические занятия и практические занятия. В обучении
применяется групповая форма с индивидуальным подходом, включающая
обучение в малых группах. Программа легко интегрируется, имеет блочномодульную структуру.
Режим занятий, периодичность и продолжительность - реализация
программы планируется в 2 группах по 2 занятия в неделю,
продолжительностью 2 академических часа. Занятия проводятся в течение
всего года, включая осенние и весенние каникулы.
Допускается изменение расписания занятий в течение года по
объективным причинам.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – совершенствование системы военнопатриотического воспитания подрастающего поколения, объединение
подростков в единую неполитическую общественную организацию,
пропагандирующую патриотизм и здоровый образ жизни, воспитание
патриотов своего Отечества.
Задачи программы:
образовательные:
- дать школьникам первоначальное представление о службе в
вооруженных силах Российской Федерации;
- обучить навыку планирования своей деятельности, работать
самостоятельно, в парах, группе, команде;
- освоить специальную терминологию;
- ранняя профессиональная ориентация юношей на выбор профессии
офицера.
воспитательные:
- привить интерес к военно-спортивным играм и желание
совершенствоваться;
- воспитать трудолюбие, терпение и аккуратность, чувство
доброжелательности и отзывчивости, коллективизма, товарищества,
взаимопомощи;
- способствовать формированию патриотических чувств, любви к своей
Родине, её культуре и истории, гордости за героическое прошлое;
10

- пропагандировать здоровый образ жизни, популяризацию физической
культуры и спорта среди молодёжи, приобщение её к систематическим
занятиям спортом.
развивающие:
- способствовать формированию у обучающихся моральнопсихологических качеств, уважительного отношения к вооруженным силам
Российской Федерации и военной профессии;
- способствовать формированию потребности в самопознании,
самореализации;
- расширение кругозора современных детей и подростков, развитие их
интеллектуальных, творческих способностей, коммуникативной культуры.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ
Ни для кого не секрет, что главной целью образования является
разностороннее развитие личности ребенка, а смысл всей школьной жизни
заключен в единстве воспитания и обучения.
Перед современным педагогом стоит задача не только передать
учащимся знания, сформировать умения и навыки, но и раскрыть
способности каждого ученика, воспитать разносторонне развитую личность,
принимающую духовно-нравственные, социальные, семейные и другие
ценности.
Воспитательная работа в рамках программы «ЮНАРМИЯ» направлена
на:

формирование нравственной позиции;

развитие доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и
критическое отношение к своим поступкам и делам;

раскрытие духовного потенциала личности обучающегося.
В результате проведения воспитательных мероприятий планируется
достижение высокого уровня сплоченности коллектива, повышение интереса
к военно-спортивным занятиям, а также уровня личностных достижений
учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п
1.
2.
3.

Количество часов
Название раздела, темы
Введение.
Модуль 1: Общефизическая
подготовка
Модуль
2:
Строевая

Всего
часов
2
20
40

Теория

Практика

2
6

--14

4

36

Форма
аттестации
(контроля)
сдача
нормативов
смотр строя и
11

4.

подготовка
Модуль
3.
Огневая
подготовка и оружейное дело

36

10

26

5.

Модуль
4.
подготовка

Тактическая

20

16

4

6.

Модуль
5.
Военномедицинская подготовка
Итоговые занятия
Итого

24

12

12

2
144

2
52

--92

7.

песни
сдача
нормативов
преодоление
полосы
препятствий
тест

Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение – 2 часа.
Теория: Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом.
Выявление уровня первичной подготовки. Инструктаж по технике
безопасности.
Модуль 1: Общефизическая подготовка - 20 часов.
Теория: Разучивание и выполнение 1-го комплекса армейских вольных
упражнений. Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе
препятствий по элементам. Изучение техники метания гранат стоя с места, в
движении, с колена и лежа.
Практика: Тренировка в метании гранат на точность и дальность.
Тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных упражнений.
Тренировка в метании гранат на точность и дальность. Сдача нормативов по
физической подготовке, в т. ч. норм ГТО.
Модуль 2: Строевая подготовка - 40 часов.
Теория: Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в
строю.
Практика: Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно»,
«Вольно», «Разойдись», «Заправиться», «Отставить». Строевая стойка.
Повороты на месте. Строевой и походный шаг. Повороты в движении.
Отдание воинского приветствия на месте и в движении. Выход
военнослужащего из строя и подход к начальнику. Возвращение в строй.
Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия. Строевая стойка с
оружием и выполнение приемов с оружием на месте. Повороты и движение с
оружием. Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в
движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с
оружием.
Модуль 3: Огневая подготовка и оружейное дело - 36 часов.
Теория: Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия.
История создания автомата Калашникова (АМ) и пистолета Макарова (ПМ).
Автомат Калашникова и его модификации. Назначение, боевые свойства,
общее устройство и принцип работы АК. Назначение, боевые свойства,
общее устройство, принцип работы пистолета Макарова (ПМ). Назначение,
12

боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат.
Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. Правила стрельбы
из стрелкового оружия. Выбор установки прицела. Решение огневых задач.
Практика: Последовательность неполной сборки и разборки АК.
Отработка нормативов по сборке-разборке АК. Последовательность
неполной сборки и разборки ПМ. Отработка нормативов по сборке-разборке
ПМ. Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Тренировка в метании
гранат. Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета)
лежа, сидя, стоя, в перемещении. Техника передвижения при огневом
контакте с противником.
Модуль 4: Тактическая подготовка - 20 часов.
Теория: Краткий экскурс в историю тактики. Тактическое снаряжение
бойца. Универсальные тактические комплекты. Десантные рюкзаки (РД) и
разгрузочные жилеты (РЖ), их предназначение и использование. Действие
подразделений в обороне. Типы инженерных заграждений. Окопы. Действие
подразделения при наступлении. Форсирование водных преград. Марш и
походное охранение. Методы и способы ведения разведки. Способы
маскировки.
Практика: Работа с топографическими картами. Решение тактических
задач индивидуально и в группе. Решение ситуационных тактических задач.
Способы скрытого перемещения по местности.
Модуль 5: Военно-медицинская подготовка - 24 часа.
Теория: Средства индивидуального медицинского оснащения
военнослужащих: аптечка индивидуальная (АИ-1М и АИР-3), аптечка
войсковая (АВ), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3), пакет
противохимический индивидуальный (ИПП-10 и ИПП-11). Порядок и
правила пользования СИМО военнослужащих Понятие о ране,
классификация ран. Виды кровотечений. Признаки клинической и
биологической смерти. Ожоги, причины возникновения, признаки и
классификация. Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание:
причины, признаки, классификация.
Практика: Первая доврачебная помощь при ранениях и кровотечениях.
Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку,
верхние и нижние конечности. Первая доврачебная помощь при переломах
костей, вывихах и ушибах. Техника проведения искусственной вентиляции
легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой доврачебной помощи
при ожогах и отморожениях. Первая помощь при утоплении, солнечном и
тепловом ударе. Приемы и способы переноски раненных с помощью
подручным материалов.
Итоговое занятие - 2 часа
Практика: Подведение итогов обучения по программе.

13

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
В результате обучающиеся должны знать:
- символику страны, республики, города, школы;
- государственные праздники и Дни воинской Славы ВС РФ;
- имена великих полководцев и названия Городов-героев;
- ордена и медали, знаки доблести и отличия ВС РФ;
- основы оказания первой медицинской помощи;
- средства индивидуальной защиты и область их применения;
- правила безопасного обращения со стрелковым оружием;
- сигналы гражданской обороны и порядок действия по ним.
Должны уметь:
- описывать изученные события истории Отечества;
- оценивать поступки других с позиции добра и зла;
- уважительно относиться к своему дому, семье, истории своего народа;
- правильно использовать средства индивидуальной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- выполнять команды управления строем;
- использовать навыки стрельбы из стрелкового оружия;
- поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных
ситуациях.
Личностные:
 ответственность за принятые решения, самовоспитание и
самореализация умений и навыков;
 умение работать в группе, выполнять общие задачи, быть терпимыми
к чужому мнению, позиции, проявляют доброжелательные отношения друг
другу, умеют слушать и слышать другого, проявляют такт и уважение к
окружающим.
Метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
 формирование целеполагания, включая способность ставить новые
учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во
внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств
достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по
результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
 формирование способности к проектированию.
коммуникативные универсальные учебные действия:
 формирование действий по организации и планированию учебного
сотрудничества с педагогом и сверстниками, умений работать в группе и
приобретению опыта такой работы, практическому освоению моральноэтических и психологических принципов общения и сотрудничества;

практическое
освоение
умений,
составляющих
основу
коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные
14

коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь
согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые
контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и
техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию,
учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать
адекватные стратегии коммуникации;
 развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования
речевых средств регуляции умственной деятельности, приобретению опыта
регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной
компетентности.
познавательные универсальные учебные действия:
 практическое освоение обучающимися основ проектноисследовательской деятельности;
 развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
 практическое освоение методов познания, используемых в различных
областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и
понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к
использованию общеучебных умений, знаково-символических средств,
широкого спектра логических действий и операций.

15

РАЗДЕЛ №2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Группа 1
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
4
144
Режим занятий
2 раза в неделю
по 2 академических часа

Дата
окончания
обучения
31 мая 2025

Каникулы
01 июня 2025 – 14 сентября 2025

Группа 2
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
4
144
Режим занятий
2 раза в неделю
по 2 академических часа

Дата начала
обучения по
программе
15 сентября
2024

Дата начала
обучения по
программе
15 сентября
2024

Дата
окончания
обучения
31 мая 2025

Каникулы
01 июня 2025 – 14 сентября 2025

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение
Педагогическая деятельность по реализации дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«ЮНАРМИЯ»
осуществляется
педагогом,
имеющим
образование,
отвечающее
квалификационным требованиям. Педагог, реализующий программу, прошел
профессиональную переподготовку, занимается самообразованием в области
патриотического
воспитания
школьников,
обладает
не
только
профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении
образовательной деятельности военно-патриотического направления.
Материально-техническое
обеспечение.
Важным
условием
выполнения учебной программы является достаточный уровень материально
- технического обеспечения:
- классный кабинет для проведения теоретических занятий;
- макеты: массово-габаритные оружия; учебные гранаты;
16

- компасы и карты;
- спортивное оборудование и инвентарь.
Информационное обеспечение
сборник тестовых и практических заданий
программы,
видео – уроки по темам,
слайд - лекции по ключевым разделам программы.

к

занятиям

Методическое обеспечение
Программа реализуется в очной форме, при необходимости – с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий.
Форма
организации
образовательного
процесса:
индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая.
Формы организации учебного занятия: беседы, лекции, практическая
работа. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое
выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового
материала, информация познавательного и теоретического материала по
разделам программы.
Программа подразумевает использование различных педагогических
технологий:

проблемного обучения - обучающиеся самостоятельно находят
пути решения той или иной задачи, поставленной педагогом, используя свой
опыт, творческую активность;

дифференцированного
обучения
используется
метод
индивидуального обучения;

личностно-ориентированного обучения – через самообразование
происходит развитие индивидуальных способностей;

развивающего обучения – обучающиеся вовлекаются в различные
виды деятельности;

игрового обучения – через игровые ситуации, используемые
педагогом, происходит закрепление пройденного материала (различные
конкурсы, викторины и т.д.);
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
–
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
–
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов,
иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу
и др.);
–
практический (выполнение работ по инструкционным картам,
схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
–
объяснительно-иллюстративный
(дети
воспринимают
и
усваивают готовую информацию);
–
репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности);
17

–
частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом);
–
исследовательский (самостоятельная работа обучающихся).
Методические материалы включают в себя методическую литературу и
методические разработки для обеспечения учебно-воспитательного процесса
(календарно-тематическое планирование, годовой план воспитательной
работы, планы-конспекты занятий, дидактические материалы и т.д.),
являются приложением к программе, хранятся у педагога дополнительного
образования и используются в учебно-воспитательном процессе.
Дидактическое обеспечение программы располагает широким набором
материалов и включает:
-видео- и фотоматериалы по разделам занятий;
-литературу для обучающихся (журналы, учебные пособия, книги и др.);
-методическую копилку военно-спортивных игр;
-иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки,
таблицы, тематические альбомы и др.);
-раздаточный материал (шаблоны, карточки, образцы изделий).
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Результаты выполнения учебной программы отслеживаются путем
проведения аттестации, которая включает в себя: сдачу контрольных
нормативов по физической подготовке; анкетирование с целью выявления
уровня воспитанности, эмоционального и физического состояния, мотивации
к занятиям.
Аттестации проводятся не реже 2-х раз в течении учебного года (на
начало и окончание первого полугодия учебного года). В конце года
обучения проводится итоговая аттестация. По итогам ее может
корректироваться нагрузка, режим занятий (в индивидуальном порядке).
Формами подведения итогов так же являются: участие в мероприятиях
патриотической
направленности
различного
уровня,
участие
в
соревнованиях, слетах и т.п.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брюнин А.И. Методическое пособие по мониторингу зрительной и
оперативной памяти юнармейцев. Оренбург – МАУДО «ЦВР «Подросток».
2008г.
2. Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г.
3.
Зяблинцева М.А.
Моментальные приемы запоминания.
Мнемотехника разведчиков. Ростов н/Д: Феникс, 2006. -160с.
4. Луйк В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военнопатриотическое воспитание).
18

5. Луйк С.С. Практическое пособие по реализации дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Юнармеец»,
культурно-эстетический блок I часть.
6. Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП – 2001) М.: Воениздат, 2001.
7. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.:
Прогресс, 2000.
8. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с –
(Настольная книга будущего командира).

19

Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Анкетирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Вопросы
ФИО
Школа и класс
Дата рождения
Мои увлечения(хобби)
Какие кружки (секции) посещаете?
Любите ли вы заниматься спортом?
Какие виды спорта Вам интересны?
Есть ли у Вас спортивный разряд?
(если Да, то какой и в каком виде)

Ответы

Сдача физических нормативов: подтягивание, отжимание, пресс, бег
на 100 м., подъем-переворот.
Конкурс строя и песни:
Участвует вся группа. Форма одежды парадная. Прическа: юноши –
аккуратная стрижка, девушки – волосы убраны на затылке, челка заколота.
Конкурс проводится в соответствии со Строевым уставом Вооруженных Сил
Российской Федерации;
Перед началом показательного выступления командир отделения сдает
рапорт. Командует: «становись», «равняйсь», «смирно», «равнение на
средину». Затем подходит к судье строевым шагом по кратчайшему пути с
отданием воинской чести и докладывает: «товарищ (называет воинское
звание) отряд (отряд хором называет название отряда) для участия в
конкурсе строя и песни построен. Командир отряда (называет фамилию).
Судья отвечает: рапорт принят, вольно и обращается с приветствием к
участникам. Участники отвечают троекратным Ура!» После судья
командует приступить к началу выступления. Командир возвращается к
отряду и за 2-3 шага до него подает команду «вольно».
Далее отряд выполняет команды: «разойдись», «в одну шеренгу
стройся», «равняйсь», «смирно», «вольно», «заправиться»; расчет по порядку
номеров на первый и второй»; перестроение из одно шереножного строя в
двух шереножный; смыкание и размыкание строя; повороты на месте;
повороты в движении; исполнение песни в движении (один куплет и припев);
выполнение команды «отделение смирно!», «налево», «направо».
Завершив выступление, командир уводит отделение.
Оценивается внешний вид, строевая выправка, правильность подачи
команд и их исполнение.

20

Разборка-сборка оружия:
Обучающиеся разбирают и собирают тренировочный Массовогабаритный макет автомата Калашникова (АК-74), а также снаряжают
магазин АК-74.
Оценивается последовательность разборки-сборки, а также время
выполнения задания.
Преодоление полосы препятствий:
Обучающиеся поочередно преодолевают следующие элементы полосы
препятствий: метание гранаты, бревно, ров, руколаз, преодоление
зараженной местности, подъем-переворот или отжимание, бег по
покрышкам.
Оказание доврачебной медицинской помощи:
Обучающиеся на макетах производят искусственную вентиляцию
легких и непрямой массаж сердца, накладывают условную шину при
переломе нижней конечности, накладывают повязки при условном ранении в
голову, а также верхних и нижних конечностей, накладывают жгут при
кровотечении.
Оценивается правильность выполнения заданий.

21

Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
План-конспект занятия: «Выполнение команд: «Становись», «Смирно»,
«Вольно», «Отставить». Строевая стойка».
Руководитель группы: Князева Ф.Ж.
Цели занятия:
- образовательная: закрепить знания учащихся выполнению команд:
«СТАНОВИСЬ»,
«РАВНЯЙСЬ»,
«СМИРНО»,
«ВОЛЬНО»,
«ВОЛЬНО,
ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ»; научить выполнению команд в составе
отделения и взвода;
- развивающая: развивать у учащихся военные навыки строевой подготовки,
выправку, подтянутость, чёткость движений, образцовый внешний вид,
синхронные движения в составе отделения и взвода;
- воспитательная: привить учащимся дисциплинированность и ответственность за
выполнение приёмов, команд и приказов. Уважительное отношение к воинскому
долгу, к Российским Вооружённым Силам, к своему Отечеству.
Задачи: 1. Отработать строевую стойку. Научить и закрепить выполнение команд
на месте и в движении в составе отделения и взвода.
1.1. Выполнить команды: «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО»,
«ВОЛЬНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ».
1.2. Выполнить команды: «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кру-ГОМ», «Равняйсь»,
«Смирно», «Отделение, в одну шеренгу-СТАНОВИСЬ», «Отделение, СМИРНО,
равнение на- ПРАВО (на-Лево, на-СЕРЕДИНУ)», «Отделение, на первый, второйРАСЧИТАЙСЬ», «Отделение, вдве шеренги-СТРОЙСЯ»
1.3.Выполнить команды в движении: «Отделение, на месте шагом-МАРШ»,
«Отделение, строевым шагом-МАРШ (походным)», Отеление _ СТОЙ»,
«Отделение напра-ВО, нале-ВО, кругом – МАРШ».
Место проведения урока: спортивный зал.
Метод: Рассказ, показ, тренировка (одиночная, в парах, в группах, в составе
отделения)
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа с классом, объявляю тему, цель занятия и учебные
вопросы; строю учащихся и проверяю внешний вид, при необходимости делаю
замечания с учетом требований общевоинских Уставов Вооруженных сил
Российской Федерации.
3. Основная часть урока: лично показываю технику выполнения строевого
приема (действия) в целом и по разделениям, затем по его команде показанный
прием (действие) выполняют учащиеся по разделениям и в целом.
1-й учебный вопрос: «Строевая стойка»
Находясь перед фронтом строя, лично образцово показываю, как правильно
принимать строевую стойку. При этом обучаемые должны видеть руководителя
22

впереди и сбоку. Подчеркнуть, что строевая стойка является исходным
положением к правильному и красивому выполнению всех строевых приемов.
Обратить внимание на то, что строевая стойка принимается не только по команде
«СТАНОВИСЬ», но и по команде «СМИРНО». Положение «Смирно» на месте
принимается без команды; при отдаче и получении приказания, при рапорте и
обращении военнослужащих друг к другу, во время исполнения Гимна Российской
Федерации, при выполнении воинских ритуалов, при отдании воинской чести и
подаче команд.
Практическое обучение выполнения строевой стойки:
- разучивание целесообразно начинать с подготовительного упражнения – для
выработки правильной постановки носков ног.
Для выполнения этого упражнения подается команда: «Носки свести вместе, делай
– РАЗ», «Носки развести, делай – ДВА» и т.д. Упражнение повторить пять-шесть
раз. Следить за правильностью выполнения приемов.
После этого тренировать обучающихся в выполнении приема в целом, для чего
подать команды: «Группа – РАЗОЙДИСЬ», «Группа – в одну шеренгу –
СТАНОВИСЬ». Проверять правильность выполнения команд.
Обучающиеся выполняют подаваемые команды, быстро занимают своё место в
строю и принимают положение строевой стойки. Стоят прямо, без напряжения,
каблуки поставлены вместе, а носки развернуты по линии фронта, на ширину
ступни; ноги в коленях выпрямлены, но не напряжены, грудь приподнята, а все
тело несколько подано вперед; живот подобран, плечи развернуты, руки опущены
так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, а
пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держат высоко и прямо, не
выставляя подбородка; смотрят прямо перед собой в готовности к немедленному
действию. Чтобы проверить, правильно ли воспитанники принимают строевую
стойку, необходимо подать команду «СМИРНО», а после этого сказать: «Поднять
носки ног». Те, кто строевую стойку принял правильно, должны легко, без наклона
вперед, выполнить эту команду.
(Возможные ошибки, допускаемые учащимсяи при выполнении строевой стойки:
носки ног ставят широко или узко; центр тяжести тела переносят на каблуки, руки
сгибают в локтях, кисти рук держат ладонями назад; живот выставляют вперед;
голову держат низко).
4. 2-й учебный вопрос: «Выполнение команд: «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО»,
«ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ».

Образцово показать выполнение команд: «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», затем
приступить к отработке выполнения этих команд, для чего последовательно
подавать команды: «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО».
Из числа учащихся выбрать командиров отделений в качестве своих помощников
на занятии.
Действия обучающихся по этим командам.
23

По команде «РАВНЯЙСЬ» все обучаемые, кроме правофлангового, поворачивают
голову направо (правое ухо выше левого, подбородок приподнят) и выравнивают
так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым.
При выравнивании обучаемые могут несколько передвигаться вперед, назад или в
стороны. По команде «Налево – РАВНЯЙСЬ» все, кроме левофлангового, голову
поворачивают налево (левое ухо выше правого, подбородок приподнят). По
команде «СМИРНО» голову поставить прямо и смотреть прямо перед собой.
Показать выполнение команд: «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ».
По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу,
но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.
По
команде «ЗАПРАВИТЬСЯ» стать свободно, не оставляя места в строю, поправить
обмундирование, можно негромко разговаривать; при необходимости выйти из
строя, обратиться за разрешением к непосредственному начальнику. Перед
командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» подается команда «ВОЛЬНО». Команда
«ОТСТАВИТЬ» подается, чтобы отменить или прекратить выполнение приема. По
этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.
После отработки всех приемов необходимо тренировать учащихся в выполнении
команд, например: «группа – РАЗОЙДИСЬ», «Группа, в две шеренги –
СТАНОВИСЬ», «Группа – СМИРНО», «Группа – ВОЛЬНО», «ОТСТАВИТЬ».
5. Строевые прёмы и движения без оружия. Повороты на месте выполняются
по командам: «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кру-ГОМ». Повороты кругом, налево
производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке; повороты
направо - в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке. Повороты
выполняются в два приёма: первый приём - повернуться, не сгибая ног в коленях,
перевести тяжесть тела на впереди стоящую ногу; второй приём - кратчайшим
путем приставить другую ногу. Движение строевым шагом начинается по
команде «Строевым шагом – Марш» (в движении «Строевым – МАРШ»), а в
движении походным шагом – «Шагом – МАРШ». По предварительной команде
подать корпус несколько вперед; по исполнительной команде начать движение с
левой ноги полным шагом. Обозначение шага на месте производится по
команде «На месте, шагом – МАРШ». По команде – «ПРЯМО», с левой ноги
начать движение полным шагом. При этом первые три шага должны быть
строевыми. Для прекращения движения подается команда – «СТОЙ». По
исполнительной команде, подаваемой одновременно с постановкой на землю
правой или левой ноги, сделать еще один шаг и, приставив ногу, принять строевую
стойку.
6. Заключительная часть.
- краткий разбор строевой подготовки и ответ на вопросы обучаемых;
- указать на достигнутую цель урока;
- поблагодарить участников занятия, отметить лучших в выполнении приемов.
7. Домашнее задание: выучить что такое «строевая стойка», отработать строевые
приемы перед зеркало
24

Приложение 3
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«ЮНАРМИЯ»
№

Наименование темя
занятия

Колво
часов

Дата по
расписанию
по плану
по
факту

Знакомство.
2
Инструктаж по технике
безопасности.
Модуль 1: Общефизическая подготовка – 20 часов
2 Разучивание 1-го
2
комплекса армейских
вольных упражнений
3 Тренировка
2
выполнения 1-го
комплекса армейских
вольных упражнений
4 Тренировка
2
выполнения 1-го
комплекса армейских
вольных упражнений
5 Изучение общего
2
контрольного
упражнения на единой
полосе препятствий по
элементам
6 Изучение техники
2
метания гранат стоя с
места и в движении
Итого за месяц:
12
часов
7 Изучение техники
2
метания гранат с
колена и лежа
8 Тренировка в метании
2
гранат на точность
9 Тренировка в метании
2
гранат на дальность
10 Тренировка в метании
2
гранат на точность и
дальность
11 Сдача нормативов, в
2
т.ч. норм ГТО
Модуль 2: Строевая подготовка – 40 часов
12 Строи, команды и
2
обязанности солдата
перед построением и в
1

Форма
аттестации
/контроля

Примечание
(корректировка)

анкетирование

Сдача
нормативов

25

строю
13 Выполнение команд:
«Становись»,
«Смирно», «Вольно»,
«Отставить».
Строевая стойка.
14 Отработка команд:
«Становись»,
«Смирно», «Вольно»,
«Отставить».
Строевая стойка
Итого за месяц:
15 Повороты на месте.
16 Повороты в движении.
17 Повороты на месте и в
движении
18 Строевой и походный
шаг.
19 Выход
военнослужащего из
строя и подход к
начальнику.
Возвращение в строй.
20 Отработка выхода к
начальнику и
возвращение в строй
21 Отработка выхода к
начальнику и
возвращение в строй
22 Закрепление изученных
навыков на площадке
23 Тренировка в
выполнении строевых
приемов без оружия.
24 Тренировка в
выполнении строевых
приемов без оружия.
Итого за месяц:
25 Отдание воинского
приветствия на месте
26 Отдание воинского
приветствия в
движении
27 Отдание воинского
приветствия на месте и
в движении
28 Выход
военнослужащего из
строя и подход к
начальнику.
Возвращение в строй

2

2

16
2
2
2

часов

2
2

2

2

2
2

2

20
2

часов

2

2

2

26

29 Строевая стойка с
2
оружием и выполнение
приемов с оружием на
месте.
30 Выполнение воинского
2
приветствия с оружием
на месте и в движении.
Конкурс строя
31 Выполнение воинского
2
приветствия с оружием
и песни
на месте и в движении.
Модуль 3: Огневая подготовка и оружейное дело – 36 часов
32 История развития
2
стрелкового оружия
Итого за месяц:
16
часов
Итого за I полугодие:
64
часа
33 История создания
2
автомат Калашникова
(АК) и его
модификации
34 Назначение, боевые
2
свойства, общее
устройство и принцип
работы АК
35 Последовательность
2
неполной сборки и
разборки АК.
36 Последовательность
2
неполной сборки и
разборки АК.
37 Виды, назначение,
2
боевые свойства и
устройство ручных
гранат
38 Виды, назначение,
2
боевые свойства и
устройство ручных
гранат
Итого за месяц:
12
часов
39 Назначение, боевые
2
свойства, общее
устройство, принцип
работы пистолета
Макарова (ПМ)
40 Последовательность
2
неполной сборки и
разборки ПМ.
Отработка нормативов
по сборке-разборке ПМ
41 Порядок осмотра и
2
подготовки гранат к
броску.
27

42
43
44

45

46

47

48
49

Тренировка в метании
гранат
Правила стрельбы из
стрелкового оружия
Виды изготовок для
стрельбы из винтовки,
автомата и пистолета
Виды изготовок для
стрельбы из винтовки,
автомата и пистолета
Техника передвижения
при огневом контакте с
противником
Итого за месяц:
Техника передвижения
при огневом контакте с
противником
Отработка нормативов
по сборке-разборке АК
Отработка нормативов
по сборке-разборке АК

2
2
2

2

2

16
2

часов

2
2

Модуль 4: Тактическая подготовка – 20 часов
50 Краткий экскурс в
2
историю тактики
51 Тактическое
2
снаряжение бойца
52 Действия
2
подразделений в
обороне
53 Действия
2
подразделений при
наступлении
54 Типы инженерных
2
заграждений
55 Марш и походное
2
охранение
56 Методы и способы
2
ведения разведки.
Способы маскировки
Итого за месяц:
20
часов
57 Работа с
2
топографическими
картами
58 Способы скрытого
2
перемещения по
местности
59 Решение ситуационных
2
тактических задач

Разборкасборка
оружия

Преодоление
полосы
препятствий

Модуль 5: Военно-медицинская подготовка – 24 часа
28

60 Средства
индивидуального
медицинского
оснащения
военнослужащих
(СИМО)
61 Порядок и правила
пользования СИМО
военнослужащими
62 Понятие о ране и их
классификация
63 Виды кровотечений

2

64 Признаки клинической
и биологической
смерти
Итого за месяц:
65 Ожоги, причины
возникновения,
признаки,
классификация
66 Отморожения,
переохлаждения,
ознобления и
замерзание: причины,
признаки,
классификация
67 Первая доврачебная
помощь при ранениях и
кровотечениях
68 Первая доврачебная
помощь при переломах,
вывихах и ушибах
69 Техника проведения
искусственной
вентиляции легких и
непрямой массаж
сердца
70 Оказание первой
доврачебной помощи
при ожогах и
обморожениях
71 Наложение повязок при
различных ранениях
72 Подведение итогов
обучения по программе
Итого за месяц:
Итого за I полугодие
Итого за II полугодие:
Итого за год:

2

2

2
2

16
2

часов

2

2

2

2

2

тест

2
2
16
64
80
144

часов
часа
часов
часа
29

Приложение 4
Указываются
корректировки и дата.
№

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
внесенные в программу изменения,

Причина корректировка

Дата

причина

Согласование с
заместителем
директора по УВР
(подпись)

30

Приложение 5
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
п/п
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

1.

2.

1.
2.

1.
2.
3.
4.

1.

Содержание работы

Дата
проведения

Место

Примечание

проведения

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ
Беседа ко дню солидарности в
сентябрь
борьбе с терроризмом
Викторина ко Дню
сентябрь
Государственного герба и
Государственного флага
Республики Крым
Акция ко Дню учителя
октябрь
Участие в акции ко Дню
ноябрь
народного единства
Викторина ко Дню Конституции декабрь
МБОУ
Российской Федерации
«Скалистовская
Беседа ко Дню Республики Крым январь
СОШ»
Участие в мероприятии ко Дню
февраль
защитника Отечества
Участие в мероприятиях к
март
Международному женскому дню
Участие в мероприятиях ко Дню май
Победы
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ
Конкурсы, акции и мероприятия
в течение
МБОУ ДО
патриотической, военногода
«ЦДОД»
спортивной направленности
Иные конкурсы, подходящие по
в течение
образовательную программу
года
РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Проведение открытых занятий и
в течение
воспитательных мероприятий
года
Участие в семинарах, мастерв течение
классах, конкурсах
года
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Родительские собрания
в течение
года
Анкетирование
в течение
года
Консультации для родителей
в течение
года
Работа в сообществах и группах в в течение
социальных сетях
года
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ
Правила дорожно-транспортной
октябрь
безопасности пешехода,
велосипедиста. Особенности
поведения на дороге в осенние
дни
31

2.

3.

4.
5.

6.

7.

8.

9.

Правила пожарной безопасности
в быту и учреждении
образования. Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
ситуациях: во дворе, на улицах,
дома, в общественных местах
Правила безопасности при
общении с животными.
Профилактика отравлений и
предупреждение острых
кишечных инфекций.
Правила дорожно-транспортной
безопасности пешехода,
велосипедиста. Особенности
поведения на дороге в зимний
период
Правила пожарной безопасности
в быту и учреждении
образования. Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
ситуациях: во дворе, на улицах,
дома, в общественных местах
Правила безопасности при
общении с животными.

октябрь

октябрь
ноябрь
ноябрь
февраль

март

март
апрель

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».