УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОДОБРЕНО педагогическим советом протокол № __1___ от «_28_» _____08____ 2024 год СОГЛАСОВАНО Директор МБОУ «Гимназия им. Андреева Н.Р.» _______________ И.В. Иванова «28_» _____08_______ 2024 год УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ЦДОД»БР РК ____________ Т.В. Локтионова «_28_» _____08_____ 2024 год Приказ №__90_ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «КРЫМСКИЙ ВАЛЬС» Направленность: художественная Срок реализации программы: 1 год Вид программы: модифицированная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 14 - 17 лет Составитель: Локтионова Татьяна Викторовна, Должность:педагог дополнительного образования творческого объединения «Учимся танцевать» г. Бахчисарай, 2024 г. Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Крымский вальс» Автор-составитель: Локтионова Татьяна Викторовна. — педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Рецензируемая программа составлена с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» и в полном соответствии с Положением о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Общеобразовательная программа «Крымский вальс» имеет художественную направленность, является модифицированной, рассчитана на 1 год обучения с возрастным диапазон обучающихся 14 – 17 лет. Основная цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству. Данная программа позволяет способствовать эстетическому и нравственному развитию, привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту, выявить и раскрыть творческие способности детей посредством хореографического искусства. Программа включает решение следующих задач: -научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения; -развивать музыкальные и физические данные детей, образное мышление, фантазию и память, интерес к танцевальному искусству; -воспитывать эстетически – нравственное восприятие детей и любовь к прекрасному, трудолюбие, самостоятельность, аккуратность, целеустремленность в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе и в паре. Представленная Т.В.Локтионовой дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена не только на решение частной задачи развивать у ребенка такие качества как чувство ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манере поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве. Смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение. Рекомендуется использовать в образовательном процессе. Рецензент: _______ ____________ Руководитель МОЦ Королева В.А. «Согласовано» ___ _____________ Зам. Директора по УВР Врублевская Д.Н. 2 РАЗДЕЛ №1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Танец – богатейший источник эстетических впечатлений ребенка, формирующий его художественное «я». Посредством хореографического искусства осуществляется процесс творческого развития личности. Занятия танцем формируют правильную осанку, совершенствуют координацию движений, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе. В основе разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Крымский вальс» лежит следующая нормативно-правовая база: - Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (в действующей редакции); - Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998г. №124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции); - Федеральный проект «Успех каждого ребенка- ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г. №3; - Национальный проект «Образование»- ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от24.12.2018 г. №16); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным 3 общеобразовательным программам»; - Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции); - Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»; - Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189- ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; - Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); 4 - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; - Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г. № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242; - Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего 5 профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»; - Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»; - Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденный постановлением администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 22.08.2018г. № 438; Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного 6 образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденное приказом от 01.03.2024г. № 29а. Направленность программы дополнительного образования «Крымский вальс» - художественная, нацеленная на особый подход к изучению танца, разработанная с учётом физических, психологических и возрастных особенностей детей, а также возможностей обучающихся и конкретных условий. Программа раскрывает творческий потенциал детей через изучение хореографического искусства. Актуальность программы обусловлена социальным заказом обучающихся 9-11 классов, не занимающихся ранее танцевальным искусством, разучить с ними школьный вальс к тематическим мероприятиям «Последний звонок» и «Выпускной вечер». Танец вальс занимает особое место в жизни выпускников с первых школьных выпускных балов. Актуален он и сегодня, ведь вальс выпускников – традиция современной школы. Проходят годы, меняются школьные нормы и правила, но выпускной вальс звучит и сегодня, навсегда оставаясь в сердцах учителей и учеников, вселяя в них дух веры в вечное и прекрасное. Программа включает в себя и разучивание танцевальной композиции «Вальс Победы», содержание которой реализует такое патриотическое значение как идея государственности, идея самоотверженного служения Родине, идея воинской службы и несёт в себе огромное воспитательное значение. Она способствует формированию активной, социальнокультурной, эстетически-нравственной, организованной, доброжелательной личности, умеющей контактировать со сверстниками и расширяющей свой творческий потенциал, а также обеспечивает эмоциональную разгрузку обучающихся и способствует сохранению здоровья. Новизна программы заключается в том, что, аккумулируя опыт известных в стране танцевальных студий, школ бального танца, автор программы создала свою собственную методику обучения вальсу, сделав ее доступной и понятной для восприятия обучающихся, ранее не занимающихся хореографией. Программа позволяет в условиях общеобразовательной школы через систему дополнительного образования расширить возможности танцевально-патриотического воспитания, развить творческий потенциал и музыкальные способности обучающихся, соразмерно личной индивидуальности. Отличительной особенностью этой программы от уже существующих программ данной направленности является то, что в нее внесен модуль изучения постановочных танцевальных композиций, приуроченных к праздничным и памятным датам и позволяющих раскрыть специфику многообразия танца вальс. Импровизационные возможности в постановке композиции бального танца вальс заключены в свободе выбора и сочетании танцевальных движений, а также последовательности фигур. Они развивают у школьников технические навыки исполнения вальса. Использование 7 эстетических особенностей танца являются базой для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства коллективизма и организованности. Культура эмоций и движений обеспечивает эмоциональную разгрузку и организацию содержательного досуга обучающихся. Программа «Крымский вальс» реализуется с обучающимися выпускных классов по сетевой форме обучения на базе МБОУ «Гимназия им. Андреева Н.Р.» и МБОУ УВК «Школьная академия» города Бахчисарай Республики Крым, выступающих в качестве ресурсоснабжающих организаций, т.е. предоставляющих актовый зал, площадку, музыкальную аппаратуру для проведения занятий с обучающимися. Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью формирования у подрастающего поколения художественноэстетического вкуса, воспитания культуры эмоций, культуры движений и обеспечении эмоциональной разгрузки обучающихся. Конечно, можно записаться в школу танцев или найти личного тренера, который научит танцевать. Однако для обучающихся нужно искать другой вариант, который подходил бы для всего класса или его части, потому что на школьном балу будет представлено не соло одного профессионала, а групповое выступление. Руководствуясь основными принципами, изложенными в программе, педагог может увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы. Принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний. В основе реализации программы лежат педагогические принципы: педагогика успеха, сотрудничества, сотворчества в достижении поставленных целей. Реализация программы подразумевает большую самостоятельную работу обучающихся. Формирование навыков и умений происходит в процессе практической работы. Принципы подачи материала: опора на жизненный опыт ребенка, уже известную ему информацию, взаимосвязь информации и способов действий ребенка. Знания и умения при этом являются не только целью, но становятся средством для дальнейшего развития ребенка. Весь курс программы включает: -изучение основ хореографии танца вальс через эмоциональное активное восприятие; -получение знаний об истории зарождения и развития вальса в различные исторические эпохи; -разучивание обучающимися танцевальных композиций вальса различной тематической направленности; -обучение совмещению вальсовой хореографии с музыкальностью и чувством ритма; -участие в показательных выступлениях на школьных и городских мероприятиях. 8 -участие в муниципальном и региональном этапах фестиваля-конкурса «Крымский вальс». В ходе реализации программы допустимы теоретические и практические занятия. Большое внимание уделяется репетиционной деятельности. Весь хореографический процесс корректируется физическими возможностями детей, особенностями детской психики. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся: базовая хореография, легко запоминающиеся танцевальные композиции. Большое внимание уделяется воспитанию у детей эстетического вкуса, развитию чувства ритма и координации движений, обучению культуре сцены, внимательного отношения к партнёру (партнёрше), умению согласовывать свои действия с другими танцевальными парами, чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам его прошлого через танец вальс. Посещение концертов, просмотр кинофильмов, беседы о хореографическом воспитании - всё это поможет развить художественный вкус, высокие нравственные ценности. Адресат программы. Программа «Крымский вальс» разработана для обучающихся старшего школьного возраста без предварительной подготовки (14 - 17 лет). Программа рассчитана на детей, желающих развивать художественный вкус, имеющих высокие нравственные ценности, интерес к хореографии. В группы принимаются все обучающиеся, не имеющие медицинских противопоказаний. Специальная подготовка и навыки не требуются. Прием производится по желанию детей, на основе имеющегося интереса к данному виду деятельности, при наличии заявления от родителей (законных представителей). Характеристика контингента обучающихся. Возрастная категория (14-17 лет) - (ранняя юность) - возраст характеризуется тем, что в этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости. Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь. Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии. «Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации» (Д.И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника. В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, 9 который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания. Как выстраивать деятельность: -приобщать личность к общественным ценностям и стимулировать к выбору личных; -поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их достижения, своевременно корректировать и направлять; -чётко ставить цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать; -определять прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?) -поддерживать подростка позитивно и регулярно. (Доброе слово и дельный совет лучше порицания). -оценивать положительные действия ребёнка, спрашивать мнение по предмету, обсуждать с ним курс. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. -не сравнивать результаты обучения подростка со сверстниками, это может привести к раздражению. Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 36 учебных недель, 144 учебных часа, реализуется в двух группах на базе: МБОУ «Гимназия имени Андреева Николая Родионовича» города Бахчисарай Республики Крым – о первая группа; МБОУ УВК «Школьная академия» города Бахчисарай Республики Крым – вторая группа. Уровень программы – ознакомительный (стартовый). Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса. Обучение по программе осуществляется в двух одновозрастных группах. Состав группы постоянный на весь период обучения. Режим занятий, периодичность и продолжительность. Реализация программы планируется по одному учебному плану в 2 группах по 2 занятия в неделю, продолжительностью 2 академических часа. Возраст обучающихся – 14-17 лет. Продолжительность занятия с детьми – 45 минут, перерыв 15 минут. Количественный состав учебной группы: 20 человек. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы – овладение обучающимися основами вальса и приобщение к прекрасному виду искусства. Задачи программы: Образовательные: 10 - сформировать начальные и специальные знания по истории бального танца вальс; -сформировать музыкально-ритмические навыки; -обучить техническим умениям и навыкам танцевального мастерства; -сформировать навыки и умения выступления перед зрителями и членами жюри. Развивающие: -сформировать правильную, красивую осанку; -развить танцевальные способности, физические данные, координацию движений, гибкости и пластики, чувства ритма, памяти, внимания, артистизма, эмоциональности, творческой активности; -укрепить опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему организма, развить выносливость; -исправить или скорректировать физические недостатки, развить силу, активность; -сформировать умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Воспитательные: -привить трудолюбие; -воспитать собранность, дисциплинированность, стремление к саморазвитию, потребность в здоровом образе жизни, эстетическом вкусе и исполнительской культуре; -воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности, патриотизма и гражданственности; -привить навыки хорошего тона и культуры поведения. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ В образовательном процессе немаловажную роль играет воспитательная работа, целью которой является выявление и развитие способностей каждого обучающегося, формирование духовно – богатой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной на участие в развитие общества. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи и строится на принципиально новых образовательных условиях, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Танец дает обучающемуся комфортность общения, уверенность в себе; воспитывает собранность и полет фантазии, позволяет воспринимать красоту, приобщает к искусству. В процессе реализации программы особое внимание уделяется: - развитию и формированию кругозора в предметной области, общей культуры высоких морально-психологических, деловых, организаторских качеств, физической выносливости и стойкости; - приобщению к здоровому образу жизни; 11 - воспитанию чувства патриотизма через приобщение к национальной культуре; - развитию чувства гордости за страну и преданности Отечеству, выработки высокого сознания общественного долга через исполнение патриотического вальса; - раскрытию потенциала личности ребёнка; - приобщению к "широте" музыкального вкуса, стремлению слушать классическую и современную вальсовую музыку; - подготовке личности к постижению великого мира искусства; - формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира; - воспитанию дисциплинированности, чувства товарищества; - умению работать в коллективе. Участие в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях помогают расширить кругозор детей, открыть неведомые способности и таланты, а также сплотить и сдружить детские сердца. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план Количество часов № п/п Форма аттестации (контроля) Название раздела, темы Теория Практика Итого 8 8 1. Введение 2. Разучивание и исполнение комплекса основных танцевальных движений Постановка танцевальных композиций 12 48 60 18 54 72 Итоговое занятие. 2 2 4 40 104 144 3. 4. Итого Входящая диагностика, педагогическое наблюдение Промежуточный контроль Показательные выступления, участие в мероприятиях, конкурсах, фестивалях Отчётный концерт 12 Содержание учебного плана 1. Введение - 8 часов. Теория: Знакомство с планом работы и правилами объединения. Проведение инструктажей. Задачи на учебный год. Экскурс в историю танца вальс. Показ фильма «Погружение в танец». Диагностика. 2. Разучивание и исполнение комплекса основных танцевальных движений - 60 часов. Теория: Объяснение техники выполнения вспомогательнотренировочных упражнений разминки в начале урока, поклона и реверанса, положений в паре, 5 областей контакта, основных позиций ног и рук. Разучивание сольно и в паре основных танцевальных элементов вальса. Практика: Разминка (вспомогательно-тренировочные упражнения), подготовка двигательного аппарата к физическим нагрузкам и разогреванию мышц. Подборка упражнений для всех частей тела: рук, ног, мышечных групп живота, спины - приседания, наклоны, вращательные движения для отдельных суставов и частей тела. Активизация дыхания. Вдох на расслаблении, выдох на момент напряжения. Танцевальный шаг. Переменный шаг. Маленький квадрат вальса. Большой квадрат вальса. Поворот партнерши под рукой. «Лодочка». Вальсовые повороты. Первая половина правого поворота. Вторая половина правого поворота. Правый поворот. Вращение в паре вокруг правой оси. Первая половина левого поворота. Вторая половина левого поворота. Левый поворот. Вращение в паре вокруг левой оси. Шаги вальса по кругу. Разворот друг от друга с раскрытием. Движение партнерши в разные стороны вокруг партнера, стоящего на одном колене. Движения в паре вперед-назад, держась за кисти рук. Движения в паре вперед-назад с медленным поворотом. Поворот (правый и левый) в паре. Дорожка променад. Раскрытия. Раскрытия с поворотом партнерши под рукой. Pas balance. Вальсовая дорожка (променад). «Окошечко» и смена мест. Поддержки различной сложности. Объединение движений в простые танцевальные комбинации. Форма аттестации: Промежуточный контроль. 3. Постановка танцевальных композиций - 72 часа. Теория: Просмотр тематических фильмов. Знакомство с музыкальным материалом. Правила построения танцевальной композиции. Просмотр примеров хореографических композиций. Знакомство с законами: - единства драматургического и хореографического содержания; - единства музыкального и танцевального выражения; - целостности композиции; - актуальности; - контраста. Практика: Постановка танцевальных композиций: «Фигурный вальс» «Вальс-бостон» «Вальс Победы» 13 «Школьный вальс» Форма аттестации: Показательные выступления, участия мероприятиях, конкурсах. 4. Чему мы научились - 4 часа. Теория: Подведение итогов обучения по программе. Анализ работы. Практика: Зачетное занятие. Форма аттестации: Отчётный концерт. в ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Знать: - знать сведения по истории развития танца вальс; - сформировать стойкий интерес к танцевальному искусству; - овладеть выразительным языком жестов, основами актёрского мастерства, навыками исполнения танцевальных движений; - легко ориентироваться в пространстве, свободно перестраиваться из линии в колонны, из колонны в круг, знать понятие «по линии танца», «против линии танца»; - правильно распределять свои силы и дыхание во время разминки, овладеть основными приемами, позволяющими полностью разогреть мышцы тела, для подготовки к основной части занятия; - самостоятельно исполнять выученные танцевальные элементы; - правильно и легко исполнять начальные элементы; - самостоятельно исполнять танцевальные композиции (синхронно, эмоционально и т.д.); - уметь правильно координировать движения рук и ног; - правильно, музыкально (с разной интерпретацией ритмов музыки) выполнять танцевальные комбинации; - четко передавать характер каждого танца. Уметь: - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности танцевальной деятельности; - иметь свой целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления русских танцев и танцев других стран, народов, национальных стилей; - уметь наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка; - уметь ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать в танцевальной жизни учреждения, города и др.; - иметь уважительное отношение к культуре других народов. Метапредметные: Регулятивные УУД: 14 - понимать смысл заданий; - выполнять хореографические действия. Коммуникативные УУД: - понимать значение танца и музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми; - контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности; - продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на занятиях; - формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности. Познавательные УУД: - осуществлять поиск нужной информации в интернете и дополнительных источниках, - соотносить различные произведения по настроению и форме; - строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки и танца; - устанавливать аналогии; - сравнивать средства художественной выразительности в разных стилях. 15 РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Группа 1 Срок реализации Всего учебных недель Кол-во часов в неделю Кол-во учебных часов Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения 1 год 36 4 144 15 сентября 2024 31 мая 2025 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа Перерыв 15 минут Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 Группа 2 Срок реализации Всего учебных недель Кол-во часов в неделю Кол-во учебных часов Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения 1 год 36 4 144 15 сентября 2024 31 мая 2025 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа Перерыв 15 минут Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровое обеспечение. Реализацию программы осуществляет педагог, имеющий высшее профессиональное образование в области педагогики и опыт практической работы в области хореографии и танцевального искусства. Материально-техническое обеспечение: Для осуществления образовательного процесса по программе «Крымский вальс» необходимы: 1.Актовый зал со сценой, имеющий в наличии действующие санитарноэпидемиологическое заключение и заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности для проведения занятий. 2. Экран настенный. 16 3. Музыкальная колонка, музыкальная аппаратура. 4. Компьютер, проектор. Информационно-методическое обеспечение: -аудио, видео материалы, презентации; -интернет – страницы и сайты для организации образовательного процесса; -методические и дидактические материалы, необходимые при организации образовательного процесса. Методическое обеспечение программы: -методические разработки и планы–конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям; -развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры и упражнения; -дидактические материалы. Формы обучения. Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к обучающим, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию курса и способствует творческому росту обучающихся. Программа «Крымский вальс» предполагает обучение в форме совместной работы обучающихся с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Формы организации занятий: -индивидуально-групповая; -групповая; -индивидуальная. Формы проведения занятий: -теоретическое (объяснение, рассказ, инструктаж); -наглядно-демонстрационное; -практическое; -мастер-классы. Методы обучения: -словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация); -наблюдение (визуально); -наглядный (иллюстрации, схемы, фото, видео); -демонстрационный; -практический. Алгоритм проведения занятия 1. Оргмомент. Построение. Приветствие. 2. Разминка. 3. Повторение изученного. 4. Изучение нового материала. 5. Упражнения на расслабление мышц. 17 6. Закрепление. 7. Рефлексия. 8. Домашнее задание. В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами. Активные методы обучения - это особая группа: методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, поисковый характер. Использование педагогом активных методов обучения предполагает: -продуманные учебные цели; -высокий уровень включенности обучающихся; -анализ и обсуждение приобретённого обучающимися опыта или полученной информации. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме показательных выступлений. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Для отслеживания результативности программы используются методы: -педагогическое наблюдение; -педагогический анализ результатов опросов; -педагогический мониторинг: исполнение танцевальных элементов, организация показательных выступлений, участие в фестивалях и конкурсах. - оценка педагога; - отзывы родителей и иных заинтересованных лиц; - самооценка обучающегося. Формы подведения итогов реализации образовательной программы: - промежуточный контроль, тестирование (опрос); - показательные выступления, участие в конкурсах; - зачётное занятие; - выступление - концерт. Основными принципами проведения и организации контроля является учет индивидуальных особенностей обучаемого. В программе обучения используется основная форма контроля успеваемости - промежуточная. Учет обучающихся проводится педагогом на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний основных танцевальных элементов и композиций танца. При оценке обучающегося учитывается также его участие в выступлениях. Повседневно словесно оценивая каждого ученика, педагог, прежде всего, анализирует динамику усвоения материала, степень прилежания, всеми средствами стимулируя интерес ученика к занятиям. Поощрения за высокий уровень в выступлениях в виде грамот, благодарностей, похвальных листов в течение года. По окончании освоения 18 программы обучающийся должен продемонстрировать знания и умения в соответствии с программными требованиями. Самоконтроль и самооценка обучающихся в результате освоения программы. Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем. Наряду с адекватной самооценкой, у обучающихся вырабатывается навык самоконтроля. Обучающийся учится: - анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности (сравнивать результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок и находить способы их исправления); - строить и планировать процесс собственной учебно-познавательной деятельности; - организовывать свою учебно-познавательную деятельность. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы для педагога 1. Базарова, Н. Азбука классического танца, Л.: Искусство; Издание 2е, 2014. - 207 c. 2. Базарова, Н. Азбука классического танца, СПб: Лань; Издание 4-е, испр., 2008. - 240 c. 3. Волынский, А. Л. Книга ликований. Азбука классического танца /М.: Издание Хореографического техникума, Л., 2012. - 330 c. 4. Вашкевич, Н.Н. История хореографии всех веков и народов, СанктПетербург: Лань, 2009. 5. Заламане М. Бальные танцы 6. Ласман О. Бальные танцы, М.: Latvias Valsts Izdevnieciba, 2003. - 324 c. 7. Максин А Изучение бальных танцев / М.: Лань, Планета музыки, 2010. - 263 c. 8. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать, М.: ВЛАДОС, 2001. 9. Хавилер Джозеф С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки, М.: Новое слово, 2004. 10. Шутиков Ю. Н. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам, Санкт-Петербург: Лань, 2006, 136 стр. Список литературы для обучающихся и родителей 1. Вашкевич, Н.Н. История хореографии, М.: Книга по Требованию, 2012. - 307 c. 2. Борисова В. Гимнастика. Основы хореографии, М.: Бибком, 2011.-101c. 3. Рассел Джесси Бальные танцы, М.: VSD, 2012. - 930 c. 4. Цорн А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии, М.: Лань, Планета музыки, 2011. - 544 c. 19 Электронные источники: 1. 2. 3. 4. http://www.danceliga.ru/doc/id-25.html http://dances.nsk.su/library/waltz.html http://www.tdc.spb.ru/dancehistory.htm http://www.worldance.ru/rus/history/ 20 Приложение 1 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Входящая диагностика (собеседование) Производится в начале учебного года. Определяет начальный уровень знаний, умений и навыков ребёнка, показывает осознанность выбора направления деятельности. Анализ диагностирования результатов позволяет выявить проблемы и прогнозировать процесс обучения. Педагогическое наблюдение Карта критериев педагогического наблюдения обучающегося № Критерии оценки 1. 2. Знает танцевальный элемент (композицию) Правильно исполняет танцевальный элемент (композицию) Готов и способен танцевать самостоятельно Готов и способен танцевать в группе Готов и способен к совмещению исполнения танцевального элемента (композиции) с ритмом танцевальной музыки Готов и способен к участию в школьных и внешкольных мероприятиях Готов и способен к самообразованию и самовоспитанию Готов и способен осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников 3. 4. 5. 6. 7. 8. Уровень низкий средний высокий Тестирование «Экскурс в историю танца вальс» 1. Общий размер танца вальс? • 2/4 • 3/4 • 4/4 2. В какой позиции исполняется вальс? • В открытой • В закрытой • Преимущественно в закрытой 3. В каком городе впервые стал популярен вальс? • В Париже • В Вене • В Берлине 4. В каком веке стал популярен вальс? • В 16 в. • В 17 в. • В 18 в. 5. Какой танец был наиболее близким предшественником вальса? • Матеник • Фурианте • Лендлер 6. В какой стране в 18 веке вальс танцевали в открытых позициях? • Франция • Австрия • Италия 7. Как называют быстрые формы вальса? • Фигурный вальс • Вальс-Бостон • Венский вальс 21 8. Как во Франции раньше именовали Венский вальс? • Австрийский • Русский • Легкий 9. В какой стране стал наиболее популярным медленный вальс? • В Англии • Во Франции • В Италии 10. Назовите древнегреческую богиню танца: • Майя Плисецкая; • Айседора Дункан; • Терпсихора. Диагностика результативности реализации программы (показательные выступления) Результативность реализации программы оценивается по уровню сформированности промежуточных умений, навыков, знаний, культуре общения по трехбалльной системе оценивания предметных и метапредметных результатов: Низкий уровень - 1 балл – минимальный (репродуктивный) уровень освоения программы: обучающийся не проявляет интерес к изучаемому материалу. Без помощи педагога не может изучить предложенный материал. Средний уровень - 2 балла – средний (продуктивный) уровень освоения программы: обучающийся проявляет ситуативный интерес к темам занятий, к участию в творческих проектах. С помощью педагога изучает предложенный материал. Высокий уровень - 3 балла – максимальный (творческий) уровень освоения программы: ребенок всегда активно ведет себя на занятиях. Самостоятельно изучает предложенный материал. Активно участвует в выполнении групповых творческих работ. Критерии: - знание танцевальных элементов и композиций; - правильные ответы на вопросы; - умение объяснять роль танца в жизни человека; -применение полученных знаний на практике; - качество и правильность исполнения; - регулярное посещение занятий; - отсутствие пропусков без уважительных причин; - активная и эмоциональная работа на занятиях; - умение самостоятельно провести анализ своей работы; - показательные выступления, участие в фестивалях и конкурсах. Карта самооценки обучающегося № Критерии оценки Очень хорошо Хорошо Плохо Знаю исполнение танцевальных элементов Правильно исполняю танцевальные элементы Умею танцевать в группе Могу исполнить танцевальные элементы самостоятельно Исполняю танец артистично и эмоционально 22 Критерии оценивания обучающихся во время отчетного концерта, показательных выступлений, участия в конкурсах или фестивалях Происходит по принципу: 1 балл, 2 балла, 3 балла. Требования к исполнению движений вальса: -соблюдение направления движений (линия танца); -отличная координация; -подтянутая спину, удерживающая осанку; -четкое сохранение установленной позиции рук, не опуская предплечья, не изгибая прямую черту от локтя до локтя; -плечи тянуть к полу, максимально выравнивать шею; -плавно перекатываясь вперед; -по счету «2» совершать обоюдный подъем вверх на половину пальцев, группировать стопы, по счету «3» отрабатывать опускание на колени, держа ровно вертикальное положение; -представлять гармоничное парное исполнение при каждом шаге. Исполнение должно быть в унисон друг другу, четкость линий как индивидуального исполнения в паре, так и основного, мягкость, скольжение по принципу маятника. Умение чувствовать музыкальный ритм оценивается по критериям: Баллы Критерии оценивания ФИО обучающегося, результат 1 Ставится в случае полного не попадания в такт музыки. При этом, не имеет значение, на каком профессиональном уровне исполнены танцевальные движения, хорошо или плохо – это не важно, если обучающийся не попадает в музыкальный ритм, всё равно будет оцениваться. 2 Танцевальные движения исполнялись согласно ритму, но с ошибками в технике: нарушение баланса в танце с партнером, спотыкания, неровная стойка, неправильное положение стопы. 3 Соответствие эталону начинающего исполнителя. Считается самой высокой оценкой и ставится, когда исполнение произошло идеально в такт музыкальному ритму 23 Приложение 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Рисунки танца Используются при постановке концертных номеров, этюдов. 24 План-конспект занятия: «Вальсовые повороты» Автор-составитель: Локтионова Татьяна Викторовна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Направление: Художественное Возраст обучающихся: 14-17. Тема занятия: «Изучение танца «Вальс». Движениями танца «Вальс»: «Вальсовая дорожка», вальсовые повороты. 25 Материально-техническое оснащение: телевизор, иллюстрационный материал, схемы, пластилин, дощечки для лепки, стеки, цветной картон. Тип занятия: комбинированный. Задачи: 1. Изучение движений танца «Вальс». Учить передавать характер музыки в движении, двигаться в соответствии с размером музыки, различать части в музыке: уметь определять фрагменты музыкального произведения (вступление, части музыкального произведения); 2. Развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти, координации, гибкости, ловкости, точности и пластичности, умения ориентироваться в пространстве, работать в коллективе. 3. Воспитание эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в танце); 4. Воспитание уважения к партнёру (партнёрше). Цели: 1. Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству; 2. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства. 3. Стимулировать воображение и фантазию ребенка. 4. Развитие памяти, мышления, творческого воображения. Основные методы обучения: - наглядный (практический показ); - словесный (объяснение, беседа); - игровой (игровая форма подачи материала); - активный метод проблемного изложения. Условия проведения, оборудование: - актовый зал с зеркалами; - коврики; - музыкальный центр (ТСО); - CD – диски с фонограммой; Планируемые результаты занятия: - занимающиеся улучшат свою физическую форму, научатся танцевать современные танцы, двигаться раскрепощено по линиям рисунка, уверенно; - занимающиеся отработают движения танца «Вальс» 26 Ход занятия 1. Организационный момент. Вход в класс, построение Посещаемость Здравствуйте ребята, начнём наше занятие с разминки. Разминка Движения по кругу: Простой шаг. Шаг с носка. Простой шаг на пятках. Простой шаг на полупальцах. Чередование шагов на пятках и на полупальцах по 4 счёта. Шаг с высоким подниманием колена. Бег - носок вперед. Бег – носок назад, колени сгибаются, пятки касаются ягодиц. Бег с высоким подниманием колена «Лошадки». Подскоки. Галоп лицом в круг. Галоп спиной в круг. Простой шаг, с подъёмом и опусканием рук (Вдох – выдох) лицом по линии танца. Простой шаг спиной по линии танца (смотреть через правое плечо). Простой шаг лицом по линии танца – перестроение. Перестроение из круга в колонну по 4 человека, размыкание в линии по ориентирам. Поклон. 2. Подготовительная часть. Повторение изученного материала: перестроение в круг. танец «Полька» Исполнение музыкально-ритмических упражнений: Повороты головы: вправо, влево. Наклоны головы: вправо, влево. Полукруг головы на 4 счёта влево, на 4 счёта вправо, на 8 счётов полный круг. Движения головы вперёд – назад. Подъём плеч попеременно, вместе. 27 Круговые движения плечами. Движения руками – комплекс на развитие координации. Движение руками «Книжечка». разведение рук в стороны с напряжением. Наклоны вперёд и вниз. Наклоны в стороны. Полуприседание по I и по II позиции ног – колени разводятся в стороны. выставление ноги на носок в сторону и вперед по I позиции ног. Упражнение «Релеве» Упражнение «Перекаты» Прыжки на месте и с поворотом на 360 градусов по IV позиции ног. Прыжки вперёд – назад по IV позиции ног. Прыжки влево – вправо по IV позиции ног. Прыжки «Ножницы». Прыжки с выбрасыванием ног вперёд-назад Ходьба на месте с подъёмом рук вверх - вниз через II позицию рук. (вдох-выдох). Движения на напряжение – расслабление мышц рук «Тряпичная кукла», «Цветок». 3. Основная часть. Изучение нового материала: - Сегодня вас познакомлю с таким чудесным танцем, как вальс. Поведаю историю его происхождения, расскажу о технике исполнения и разучу с вами основные шаги и повороты вальса. Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах. «Вальсовая дорожка»; Вальсовая дорожка вперед 28 И.п. – третья позиция, правая нога впереди. 1-й такт: шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню 2-й такт: шаг левой ногой вперед на низкие полупальцы, колено прямое. 3-й такт: шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню. В конце колено немного расслабляется. Далее движение повторяется с левой ноги. Вальсовая дорожка назад И.п. – третья позиция, левая нога впереди. 1-й такт: шаг правой ногой назад с подушечки на всю ступню. 2-й такт: шаг левой ногой назад на низкие полупальцы, колено прямое. 3-й такт: шаг правой ногой назад с подушечки на всю ступню. В конце колено немного расслабляется. В паре дорожка исполняется в закрытом положении с замкнутой позицией рук. Дорожка исполняется также в раскрытом положении, лицом или спиной по линии танца. «Балансе» в сторону (покачивающее движение); Бальный танец 1870-х годов в характере Вальса в Два Па. Музыкальный размер – ¾. Темп умеренный и умеренно быстрый. Исполняется в паре, с продвижением по кругу. Для танца характерны движения типа Па Шассе и Па Балансе. Положения в паре: «открытое», «закрытое», «противоположное». Игра «Весёлый бубен» Домашнее задание, оценивание, поклон Перестроение из круга в колонну по 4 человека с последующим размыканием в линии по ориентирам. 4. Рефлексия занятия. Поклон, оценивание Список литературы: 1. Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста // Развитие двигательных качеств у школьников./Под ред. З.И.Кузнецовой. – М.: Просвещение, 1987. – 14 с. 2. Гиршон А. Импровизация и хореография. Контактная импровизация. Альманах 1, 1999. – 7-9 с. 3. Никитин Ю.В. Модерн-джаз танец. Методика преподавания. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2002. - 125-131с. 29 Приложение 3 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «КРЫМСКИЙ ВАЛЬС» № Наименование темя занятия Колво часов Дата по Форма Примечан расписанию аттестации ие (коррек/контроля по плану по тировка) факту Раздел 1. Вводные занятия – 8 часов 1 Вводное занятие. 2 Знакомство с планом работы и правилами объединения входящая 2 Инструктажи по 2 технике диагностика безопасности. Задачи обучения на учебный год 3 Просмотр фильма 2 «Погружение в танец» педагогическое 4 Экскурс в историю 2 танца вальс наблюдение Раздел 2. Разучивание и исполнение комплекса основных танцевальных движений – 60 часов 5 Разминка. Поклон, 2 реверанс. Танцевальный шаг. 6 Положение в паре, 2 5 областей контакта. Маленький квадрат вальса Итого за месяц: 12 часов 7 Большой квадрат 2 вальса 8 Соло-поворот 2 партнерши под рукой 9 Основные позиции 2 ног и рук. «Лодочка» 10 Вальсовые 2 повороты 11 Первая и вторая 2 половина правого поворота 30 12 Правый поворот (сольно и в паре) 13 Вращение в паре вокруг правой оси 14 Первая и вторая половины левого поворота Итого за месяц: 15 Левый поворот (сольно и в паре) 16 Вращение в паре вокруг левой оси 17 Шаги вальса по кругу 18 Разворот друг от друга с раскрытием 19 Движения партнерши в разные стороны вокруг партнера 20 Поворот (правый и левый) в паре 21 Дорожка променад (вариации) 22 Раскрытия (вариации) 23 Pas balance (разные вариации) 24 Вальсовая дорожка (вариации) Итого за месяц: 25 «Окошечко» и смена мест 26 Разучивание поддержек различной сложности 27 Отработка и закрепление поддержек различной сложности 28 Разучивание поддержек различной сложности 29 Отработка и закрепление поддержек различной сложности 2 2 2 16 2 Часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 20 2 Часов 2 2 2 2 31 30 Объединение 2 элементов в простые танцевальные комбинации 31 Постановка мини2 этюдов (в паре) 32 Отработка и 2 закрепление миниэтюдов (в паре) Итого за месяц: 16 Часов Итого за I 64 Часа полугодие: 33 Постановка мини2 этюдов (в минигруппе) 34 Отработка и 2 закрепление миниэтюдов (в минигруппе) Раздел 3. Постановка танцевальных композиций – 72 часа 35 Просмотр фильма о 2 вальсе тестирование 36 Знакомство с 2 музыкой. Законы танцевальной композиции 37 Просмотр 2 композиций «Фигурный вальс» 38 Фигурный вальс. 2 Культура сцены. Выход пар Итого за месяц: 12 часов 39 Фигурный вальс. 2 Экспозиция и завязка 40 Фигурный вальс. 2 Рисунок танца. Развитие 41 Фигурный вальс. 2 Хореографическая лексика 42 Связующие 2 танцевальные элементы 43 Квадратность 2 счета. Паузы, фиксация поз 44 Фигурный вальс. 2 Кульминация 32 45 Единство музыки и танца 46 Просмотр композиции «Вальс-бостон» Итого за месяц: 47 Вальс-бостон. Культура сцены. Выход пар 48 Вальс-бостон. Экспозиция и завязка 49 Вальс-бостон. Рисунок танца. Развитие 50 Вальс-бостон. Хореографическая лексика 51 Вальс-бостон. Связующие танцевальные элементы 52 Вальс-бостон. Квадратность счета. Паузы. Фиксация поз. 53 Вальс-бостон. Кульминация 54 Вальс-бостон. Единство музыки и танца 55 Просмотр композиции «Вальс Победы» 56 Вальс Победы. Культура сцены. Выход пар Итого за месяц: 57 Вальс Победы. Экспозиция и завязка 58 Вальс Победы. Рисунок танца. Развитие 59 Вальс Победы. Хореографическая лексика 60 Вальс Победы. Связующие танцевальные элементы показательное вступление 2 2 16 2 часов 2 2 2 2 2 2 2 показательное вступление 2 2 20 2 2 2 2 33 61 Вальс Победы. 2 Квадратность счета. Паузы. Фиксация поз 62 Вальс Победы. 2 Кульминация 63 Вальс Победы. 2 Единство музыки и танца 64 Просмотр 2 композиции «Школьный вальс» Итого за месяц: 16 часов 65 Школьный вальс. 2 Культура сцены. Выход пар. Экспозиция и завязка 66 Школьный вальс. 2 Рисунок танца. Развитие 67 Школьный вальс. 2 Хореографическая лексика 68 Школьный вальс. 2 Связующие танцевальные элементы 69 Школьный вальс. 2 Квадратность счета. Пазы, фиксация поз 70 Школьный вальс. 2 Кульминация. Единство музыки и танца Раздел 4. Чему мы научились – 4 часа 71 Подведение итогов. 2 Анализ работы 72 Отчетный концерт 2 Итого за месяц: Итого за I полугодие: Итого за II полугодие: Итого за год: 16 64 часов часа 80 часов 144 часа показательное вступление показательное выступление концерт 34 Приложение 4 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ внесенные в программу изменения, Указываются корректировки и дата. № Причина корректировка Дата причина Согласование с заместителем директора по УВР (подпись) 35 Приложение 5 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № Содержание работы Дата Место Примечание п/п проведения проведения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ 1 Участие в поздравлении ко октябрь Дню учителя 2 Участие во флешмобе «В ноябрь единстве сила» 3 Новогоднее поздравление декабрь 4 Участие в праздничных февральмероприятиях ко Дню март защитника Отечества и Международному женскому дню 5 Участие в праздничных апрель-май мероприятиях ко Дню Победы 6 Участие в праздничных май мероприятиях, посвященных празднику Последнего звонка. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ 1 «Крым в сердце моем» октябрь 2 «Парад солистов» март-апрель 3 «Крымский вальс» в течение года РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 1 Дополнительные занятия с в течение одарёнными детьми, года подготовка к выступлениям. 2 Участие в конкурсах, акциях, в течение фестивалях года 3 Индивидуальная работа с в течение детьми года РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ 1 Родительские собрания в течение года 2 Общение с родителями через В течение мессенджер Viber года ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ 1 Правила дорожнооктябрь 36 2 3 4 5 6 7 8 9 транспортной безопасности пешехода, велосипедиста. Особенности поведения на дороге в осенние дни Правила пожарной безопасности в быту и учреждении образования. Общие правила электробезопасности Действия в экстремальных ситуациях: во дворе, на улицах, дома, в общественных местах Правила безопасности при общении с животными. Профилактика отравлений и предупреждение острых кишечных инфекций. Правила дорожнотранспортной безопасности пешехода, велосипедиста. Особенности поведения на дороге в зимний период Правила пожарной безопасности в быту и учреждении образования. Общие правила электробезопасности Действия в экстремальных ситуациях: во дворе, на улицах, дома, в общественных местах Правила безопасности при общении с животными. октябрь октябрь ноябрь ноябрь февраль март март апрель 37