С.Ф.Токарева Ступени

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОДОБРЕНО
педагогическим советом
протокол № 1
«_28__» ___08____ 2024 год

СОГЛАСОВАНО
Директор МБОУ «Гимназия им.
Андреева Н.Р.»
_______________ И.В. Иванова
«_28__» ___08____ 2024 год

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО «ЦДОД»
БР РК
____________ Т.В. Локтионова
«_28__» ___08____ 2024 год
Приказ № 90

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«СТУПЕНИ»
Направленность: социально-гуманитарная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 13 - 17 лет
Составитель:
Токарева Светлана Фёдоровна,
педагог дополнительного образования
детского объединения «Ступени»

г. Бахчисарай,
2024 г.
1

Рецензия
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Ступени»
Автор-составитель: Токарева Светлана Фёдоровна — педагог дополнительного образования
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым.
Общеобразовательная
программа
«Ступени»
имеет
социально-гуманитарную
направленность, является модифицированной, рассчитана на 1 год обучения с возрастным диапазон
обучающихся 13 – 17 лет.
Рецензируемая программа составлена с учетом методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России от
18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» и в полном соответствии с Положением о
разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым.
Основная цель программы – систематизировать изученный в школе языковой материал,
способствовать формированию и развитию у обучающихся трех видов компетенций:
языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки
препинания в предложении),
лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их),
коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст)
Программа включает решение следующих задач:
- образовательные:
• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
• повышать уровень грамотности обучающихся.
- воспитательные:
• прививать любовь к родному языку;
• совершенствовать умение выражать свою личностную позицию по предложенной проблеме;
-развивающие:
• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств
выразительности разных уровней;
• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации;
стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
Представленная С.Ф Токаревой дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа направлена не только на решение частной задачи – обучение грамотности. Выполняя
образовательные задачи, данная программа рассчитана и на реализацию воспитательных целей:
-воспитать чувство личной ответственности за любое самостоятельно принятое решение
-формировать коммуникативные качества личности обучающихся (чувства товарищества и
коллективизма)
-воспитывать чувства эмпатии (сопереживания другому человеку)
воспитывать организационно-волевые качества личности (терпение, силу воли, самоконтроль)
-воспитывать чувство собственного достоинства, способность к адекватной самооценке
-воспитывать бережное отношение к природе
-воспитывать и развить художественный и эстетический вкус. Смогут развивать индивидуальные
качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение. Кроме этого, особенность реализации
программы заключаются в том, что она реализуется с обучающимися старшей школы по сетевой
2

форме обучения на базе МБОУ «Гимназия им Андреева Н.Р» г. Бахчисарая Республики Крым,
выступающей в качестве ресурсоснабжающих организаций.
Рекомендуется использовать в образовательном процессе.

Рецензент: _______ ____________ Руководитель МОЦ Королева В.А.

«Согласовано» ___ _____________ Зам. Директора по УВР Врублевская Д.Н.

3

РАЗДЕЛ №1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Тайны русского языка»
является неотъемлемой частью образовательной программы Муниципального
бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей» Бахчисарайского района и дает возможность
каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов,
склонностей, способностей и образовательных потребностей, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов и
федеральных государственных требований. В основе разработки дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Ступени» лежит следующая
нормативно-правовая база:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
-Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции);
-Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года»;
-Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных
целях развития России до 2030 года»;
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. №
996-р;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от
07.12.2018 г. № 3;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
4

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
-Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем развития дополнительного образования
детей»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
-Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г.
№
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ»;
-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131ЗРК/2015 (в действующей редакции);
-Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О
реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в
Республике Крым»;
-Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
-Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
5

Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые),
разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое
образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
-Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ. способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от
29.03.2016г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
-Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019г. № ТС
– 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
-Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»;
-Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении
методических рекомендаций»;
-Уставом
муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного образования "Центр дополнительного образования детей"
Бахчисарайского района Республики Крым;
-Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования
детей» Бахчисарайского района Республики Крым.
Направленность программы дополнительного образования «Ступени» социально-гуманитарная, нацеленная на особый подход к изучению русского языка,
разработанная с учётом интеллектуальных, психологических и возрастных
особенностей детей, а также возможностей обучающихся и конкретных условий.
6

Актуальность программы Актуальность разработки программы обусловлена
необходимостью адаптации учащихся к реальным условиям учебы, жизни и работы в
современном мире. Программа отражает современные тенденции и требования к
изучению и практическому владению языком в повседневном общении и направлена
на повышение общей и коммуникативной культуры учащихся, совершенствование
коммуникативных умений и навыков. Знание русского языка в современном
обществе является неотъемлемой частью личной и профессиональной жизни
человека и средством включения в мировое социокультурное пространство. Именно
поэтому педагогически целесообразно создание оптимальных условий для
формирования и повышения мотивации к изучению русского языка через
использование активных, традиционных и нетрадиционных методов и форм
обучения. Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию
правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в
широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности
извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными
способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правил
правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно
излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и
нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и
правописными). Чтобы добиться хороших результатов, необходимо иметь в виду, что
успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого
развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности:
осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение);
свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной
речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с
нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе
совершенствования, обогащения всего строя речи обучающегося, в результате
овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Новизна программы заключается в реализации поливариантного подхода к
организации образовательного процесса, использовании системы взаимосвязанных
занятий, выстроенных в логической последовательности и направленных на
активизацию познавательной сферы учащихся посредством применения
разнообразных педагогических технологий и форм работы, интегрирующих разные
виды деятельности на основе единой темы. Преимущество предлагаемой программы
заключается в том, что при обучении основное внимание уделяется выработке умений
и навыков применения орфографических и пунктуационных правил, всех видов
анализа и составления текста. Предлагаемая программа поможет обеспечить
практическую отработку тех тем, которые тяжелы для усвоения.
Отличительной особенностью Отличительной особенностью программы
является то, что она даѐт возможность каждому обучающемуся попробовать свои
силы выполняя языковые задания разного уровня; способствует формированию и
7

развитию творческих способностей учащихся;
удовлетворению индивидуальных
потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом,
нравственном и интеллектуальном развитии; обеспечению духовно-нравственного,
воспитания учащихся;
выявлению, развитию и поддержке одаренных учащихся,
а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
созданию и обеспечение
необходимых условий для личностного развития в том числе из числа учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формированию общей
культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и
интересов учащихся.
Педагогическая целесообразность программы Материалы программы
построены с опорой на языковое чутье учащихся, а также включают этимологический
анализ, что способствует целенаправленному развитию лингвистической интуиции у
учащихся при формировании грамотного письма. Программа обеспечивает развитие
интеллектуальных, творческих способностей учащихся, необходимых для
формирования личности, позволяет обогатить их активный и пассивный словарь в
ходе наблюдения за средствами художественной выразительности, а также в ходе
работы со словарными статьями, выявить и реализовать творческий потенциал.
Адресат программы. Программа адресована обучающимся 14-17 лет для
удовлетворения их индивидуальных интересов к русскому языку и желающих
повысить грамотность на основе углубленного изучения, анализировать
предложенные тексты и создавать собственные
Характеристика контингента обучающихся.
Возрастная категория (13-17 лет) - (ранняя юность) - возраст характеризуется
тем, что в этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная
активность, которая обусловлена стремлением к независимости. Основными
компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые
иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь. Старшеклассники
пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения.
У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного
вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету,
сколько практической выгодой этой профессии.
«Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это
умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и
находить средства для ее реализации» (Д.И. Фельдштейн). Повышается уровень
ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в
личностном самоопределении школьника. В этот период происходит становление
завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением
профессиональных
интересов,
развитием
теоретического
мышления,
самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня
притязания.
8

Как выстраивать деятельность:
-приобщать личность к общественным ценностям и стимулировать к выбору личных;
-поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их достижения,
своевременно корректировать и направлять;
-чётко ставить цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями
обладать;
-определять прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я
это применю в жизни?)
-поддерживать подростка позитивно и регулярно. (Доброе слово и дельный совет
лучше порицания).
-оценивать положительные действия ребёнка, спрашивать мнение по предмету,
обсуждать с ним курс. Так как ведущая деятельность подростка – общение,
группирование, обучение должно происходить через общение.
-не сравнивать результаты обучения подростка со сверстниками, это может привести
к раздражению.
Объем и срок освоения программы. программа рассчитана на 1 год обучения,
36 учебных недель, 72 часа, в четырех группах на базе:
МБОУ «Гимназия имени Андреева Николая Родионовича» города Бахчисарай
Республики Крым;
Уровень программы – базовый
Форма обучения – очная или дистанционная (при неблагоприятной
эпидобстановке)
Особенности организации образовательного процесса. Обучение по
программе осуществляется в трех одновозрастных группах. Состав группы
постоянный на весь период обучения.
Режим занятий, периодичность и продолжительность. реализация
программы планируется в 4 группах, по 1 занятию в неделю, продолжительностью 2
академических часа.
1 группа - вторник, 14:00-15:45, перерыв 15 минут.
2 группа – среда, 14:00-15:45, перерыв 15 минут.
3 группа – четверг, 14:00-15:45, перерыв 15 минут.
4 группа – четверг, 15:45-16:30, перерыв 15 минут.
Продолжительность занятия с детьми – 45 минут, перерыв 15 минут.
Количественный состав учебной группы: до 20 человек.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: систематизировать изученный в школе языковой материал, способствовать
формированию и развитию у обучающихся трех видов компетенций:
9

языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены
знаки препинания в предложении),
лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать
их),
коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить
текст).
Задачи:
- образовательные:
• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их
использования;
• повышать уровень грамотности обучающихся.
- Личностные (воспитательные):
• прививать любовь к родному языку;
• совершенствовать умение выражать свою личностную позицию по предложенной
проблеме;
Метапредметные (развивающие):
• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный
словарь;
• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств
выразительности разных уровней;
• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи
аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в
определённом стиле и жанре.
Использования художественного текста – это не дань моде, а жизненная
необходимость. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со
всемерно развитым мышлением, творцах, новаторах.
Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует
формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и
назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ
Выполняя образовательные задачи, данная программа рассчитана и на реализацию
воспитательных целей:
10

- воспитать чувство личной ответственности за любое самостоятельно принятое
решение
- формировать коммуникативные качества личности обучающихся (чувства
товарищества и коллективизма)
- воспитывать чувства эмпатии (сопереживания другому человеку)
воспитывать организационно-волевые качества личности (терпение, силу воли,
самоконтроль)
- воспитывать чувство собственного достоинства, способность к адекватной
самооценке
- воспитывать бережное отношение к природе
- воспитывать и развить художественный и эстетический вкус
Данные цели могут быть реализованы как с помощью различных форм проведения
занятия, так и путём подбора к занятию материала, имеющего воспитательный
характер.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Количество часов
Всего
Теория Практика
часов

Название раздела, темы

Вводное занятие.
Информационная
переработка текста.
Сочинение-рассуждение.
Орфоэпические нормы
русского языка
Лексика
Грамматические нормы
русского языка.
Синтаксические нормы
русского языка.
Орфография.
Синтаксис и пунктуация.
Подведение итогов курса.
Итого

Форма аттестации
(контроля)

2

2
6

Входящая диагностика
Тестирование

14
2

2
1

12
1

Сочинения
Тестирование

8
6

2
2

6
4

Тестирование
Тестирование

6

2

4

Тестирование

12
12
2
72

4
4
19

8
8
2
53

Тестирование
Тестирование
Проверочная работа

2
8

-

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. (2 часа). Инструктаж по ТБ. Входящий контроль.
Практическое занятие
11

Тема 2. Информационная переработка текста (8часов)
Теория (2 часа). Признаки текста. Смысловая и композиционная целостность текста.
Практика (6 часов). Функционально-смысловые типы речи. Описание, рассуждение,
повествование. Тренировочные задания. Лексические средства выразительности.
Средства связи предложений в тексте. Изобразительно-выразительные средства
русского языка.
Практика. Виды средств связи предложений в тексте: союзы, вводные слова,
местоимения, частицы, наречия.
Тема 3.Сочинение-рассуждение (14 часов)
Теория (2 часа). План написания сочинения по предложенному тексту. Алгоритм
подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учетом плана. Практика (12
часов). Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки
проблемы. Анализ текстов и проблем работ обучающихся предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы
комментария проблемы. Письменное оформление комментария. Авторская позиция.
Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора
в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах
обучающихся.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила
использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ
обучающихся с точки зрения правильности и убедительности приводимых
аргументов.
Заключительная часть сочинения-рассуждения.
Тема 4. Орфоэпические нормы русского языка (2часа)
Теория (1час) Орфоэпические нормы русского языка. Закономерности, связанные с
правилами ударения в словах.
Практика. (1час) Орфоэпический минимум.
Тема 5. Лексика (8часов)
Теория (2часа). Многозначные слова. Паронимы. Синонимы ,антонимы, омонимы.
Практика (6часов). Контекстное определение лексического значения многозначных
слов. Синонимы, антонимы, омонимы их роль в тексте. Лексика с точки зрения её
использования
Лексика с точки зрения её происхождения
Словарь паронимов. Различение паронимов.
Тема 7. Грамматические нормы русского языка (6часов)
Теория (2 часа). Грамматические нормы русского языка.
12

Практика (4часа). Нормативное образование именительного и родительного падежа
множественного числа некоторых имен существительных. Нормативное образование
форм
родительного падежа
множественного числа
некоторых
имен
существительных. Нормативное определение рода некоторых склоняемых имен
существительных. Нормативное употребление сравнительной и превосходной
степени имен прилагательных.
Нормативное образование и употребление падежных форм имен числительных.
Нормативное образование и употребление местоимений. Нормативное образование и
употребление глагольных форм. Нормативное образование и употребление
причастий и деепричастий.
Тема 8. Синтаксические нормы русского языка (6 часов)
Теория (2 часа). Синтаксические нормы русского языка.
Практика (4 часа). Ошибки в построении предложений с однородными членами.
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами. Ошибки в построении
предложений с деепричастными оборотами. Ошибки в построении предложений с
несогласованными приложениями. Ошибки, связанные с неправильным
употреблением падежной формы существительного с предлогом. Ошибки, связанные
с нарушением связи между подлежащим и сказуемым.
Тема 9. Орфография (12 часов)
Теория (2 часа). Орфографические нормы.
Практика (10 часов). Правописание гласных в корне слова. Правописание приставок.
Буквы Ы, И после приставок. Разделительный Ъ и Ь знаки. Буквы Е, И в суффиксах
имен прилагательных, существительных и глаголов. Правописание личных
окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание НЕ и НИ с разными
частями речи.
Правописание производных предлогов, союзов, наречий.
Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи.
Тема 10. Синтаксис и пунктуация (12 часов)
Теория (2 часа). Простое и сложное предложение.
Практика (10 часов). Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом
предложении с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с
обособленными членами. Знаки препинания при выделении вводных слов. Знаки
препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложном
предложении с разными видами связи.
Тема 13. Подведение итогов курса (2 часа)
Практика. Решение итоговых заданий.
13

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоения обучающимися программы по являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения обучающихся программы являются:
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или
аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);
Предметные результаты:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
- писать творческие работы на заданные темы;
- писать сжатые информационные тексты.
14

Будут знать:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся получат возможность научиться:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, творческих
работах).
-понимать основную мысль прослушанного текста;
-понимать главную мысль прочитанного текста;
-определять принадлежность слова к определенной части речи по его
грамматическим признакам;
-определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели
по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
-находить грамматическую основу предложения и определять языковые средств её
выражения;
-создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым
типом речи;
-использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и
лексическое богатство языка;
-оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими,
пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных
и письменных высказываний;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным
функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

15

РАЗДЕЛ №2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Группа1
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
2
72
Режим занятий
1 раз в неделю
по 2 академических часа
вторник, 14:00-15:45

Дата начала
обучения по
программе
15 сентября
2023

Дата
окончания
обучения
31 мая 2024

Каникулы
01 июня 2024 – 14 сентября 2024

Группа 3
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
2
72
Режим занятий
1 раз в неделю
по 2 академических часа
четверг, 14:00-15:45

Дата
окончания
обучения
31 мая 2024

Каникулы
01 июня 2024 – 14 сентября 2024

Группа 2
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
2
72
Режим занятий
1 раз в неделю
по 2 академических часа
среда, 14:00-15:45

Дата начала
обучения по
программе
15 сентября
2023

Дата начала
обучения по
программе
15 сентября
2023

Дата
окончания
обучения
31 мая 2024

Каникулы
01 июня 2024 – 14 сентября 2024

16

Группа 4
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
2
72
Режим занятий
1 раз в неделю
по 2 академических часа
четверг, 15:45-16:30

Дата начала
обучения по
программе
15 сентября
2023

Дата
окончания
обучения
31 мая 2024

Каникулы
01 июня 2024 – 14 сентября 2024

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические:
1. Кабинет;
2. Компьютер;
3.Телевизор
Информационное обеспечение:
Иллюстративный материал
мультимедийный учебник (диск);
таблицы;
тесты;
словари.
Печатные пособия
1.Словари русского языка.
2. Таблицы, схемы.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует Токарева Светлана Фёдоровна, учитель русского языка и
литературы МБОУ «Гимназия им. Андреева Н.Р.», учитель высшей категории.
Методическое обеспечение:
Костомаров В. Г. Жизнь языка От вятичей до москвичей. М: "Педагогика-Пресс"
1994г.
Тер - Акопян А.К. Санскрит в реке русской речи. М: Новый центр 2002г.
Утевская П. Слов драгоценные клады. Рассказы о письменности. М: Детская
литература2008г.
С. Алексеев «Слово". М: 2001 г.
С. Алексеев "Крамола". М: 1996 г.
С. Алексеев. "Родина богов Арвары". М: 2004 г.
Этимологический справочник 1 - 2 ч. Томск, 2010 г.
Этимологический словарь. М, 2000 г.
Словарь лингвистических терминов. М: 2001г.
17

Толковый словарь Ожегова. М., 1994 г.
Толковый словарь Даля. М., 2018 г.
Методы и приемы обучения по программе:
Для реализации программы применимы следующие педагогические технологии:
объяснительно-иллюстративная технология
технология проектного обучения,
технология развития критического мышления,
-активные методы обучения, которые требуют творческого подхода к материалу и
создают оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся:
работа в малых группах по рассмотрению отдельного вида заданий;
творческие работы, которые предполагают самостоятельный поиск решения задач с
использованием соответствующей литературы;
творческие работы, которые предполагают самостоятельное составление заданий по
теме и их варианты решения;
индивидуально выполняемые задания по теме;
обсуждение вариантов решения заданий, предложенных в группе.
Программой предусмотрены по каждой теме практические занятия, закрепляющие
теоретические знания учащихся, среди них: работа с учебным пособием;
работа дифференцирующего и индивидуального характера;
работа по модулям и логико-смысловым моделям;
работа со словарями; с мультимедийными обучающими программами.
Краткое описание методики работы:
- очно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия;
- методы обучения;
- формы организации образовательного процесса;
- формы организации учебного занятия;
- педагогические технологии;
- алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;
- дидактические материалы.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формой аттестации являются тестовые задания формата ЕГЭ, сочинения в формате
итогового и задания 27 ЕГЭ, контрольная итоговая работа формата ЕГЭ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1.Т.А.Кудинова.Трудности экзамена по русскому языку. Ростов-на-Дону.
«Феникс»,2018.
2.О.Мазнева.Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык. 9 и 11 классы. М.
«АСТ-ПРЕСС»,2018
3.Т.М.Пахнова. Сборник текстов для комплексного анализа. М., «Дрофа»,2020.
18

4.Б.Т.Панов.Внеклассная работа по русскому языку. М. «Просвещение»,2018
5.З.Ф.Ульченко.Диктанты с изменением текста. М. «Просвещение»,2017
6.И.Д.Мороз.Виды изложений и методика их проведения. М. «Просвещение»,2019
7. Н.А. Пленкин. Изложение с языковым разбором текста. М. «Просвещение».2018
8.Методические рекомендации по выполнению и оцениванию задания с развернутым
ответом экзамена по русскому языку/ сост. Т.О.Скиргайло, О.В.Волкова.- Казань:
РИЦ «Школа», 2016. - 172 с.
9.Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к экзамену/ Т.Ю.Угроватова. М.:Эксмо, 2017. - 336 с. - (Мастер-класс для учителя);
Для обучающихся:
1.Г.Т.Егораева.Е.М.Сергеева. Русский язык. Тематические тренировочные задания.
«Экзамен», М.,2020
2.А.Б.Малюшкин.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому
языку 10-11 классы. «Сфера»,М.,2017 3.Н.А.Пленкин.Изложение с языковым
разбором текста. М. «Просвещение».2019.
4. О. Мазнева. Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык.9 и 11 классы. М.
«АСТ-ПРЕСС»,2017.
5.Русский язык: самые новые реальные задания/авт.-сост. А.Ю. Бисеров, Н.В.
Соколова. - М.: АСТ: Астрель, 2017. - 158с. - (ФИПИ)
6.Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий экзамменов: 2018:
Русский язык/ авт.-сост. И.П.Цыбулько, А.Ю.Бисеров, И.П.Васильевых и др. - М.:
АСТ: Астрель, 2018. - 191 с. - (ФИПИ)
7.Русский язык: сочинение на экзамен: формулировки, аргументы, коммент.: пособие
для учащихся/ А.Г.Нарушевич. - М.: Просвещение, 2020г.- 161 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в
обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по
русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по
пунктуации, орфографии и др.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и
пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
19

Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1.Входящая диагностика
Диагностическая работа по русскому языку
1. Определите ряд, в котором ВО ВСЕХ СЛОВАХ пропущена одна и та же буква?
Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.
предл…жить, вост…ргаться, пар…докс
к…вычки, подр…жать, предв…рительный
зап…реть, д…ректор, бир…зовый
к…рамель, соск…чил, водор…сли
2. В каком слове пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? Выпишите это
слово, вставив пропущенную букву.
соприк…снуться, к…ридор, об…зательный, предпол…жить
3. В каком слове пропущена безударная чередующаяся гласная корня? Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
в…стибюль, непром…каемый(плащ), преод…леть, благосл…вить, в…негрет
4. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти
слова, вставив пропущенные буквы.
Пр…жимистый, пр…неприятный, и…подлобья, ра…жег, п…едестал, бул…он, чре…вычайно,
чере…чур.
5. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква?
Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.
ра…пределить, бе…цельный
бе…порядочный, ра…жигать
ра…буженный, бе…причинный,
и…черпанный, в…бодриться
6.В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО
выделена бука, обозначающая гласный звук. Выпишите это слово.
каталОг недУг придАное Оптовый звалА
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква И. Выпишите это слово.
Притерп…шься Откликн…шься Прилепл…нный Скач…шь Спор…щие
20

8. В каком слове на месте пропуска пишется Е. Выпишите это слово.
Разуч…вать Беш…ный Пород…стая(собака) Неряшл…вый Находч…вый
9. В каком ряду во всех словах пишется НН. Выпишите эти слова, вставив пропущенные
буквы.
Болезне…ый, воробьи…ый, овся…ый, каме…ый, маши…ый, це…ый.
10.Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Н. Выпишите это слово.
Жаре…ые в сметанке грибочки
Ягоды рассыпа…ы
Купле…ый телевизор
11. На месте каких(ой) цифр(ы) пишется НН?
В 18веке в русской музыке были особе(1)о распростране(2)ы мелодии, в которых явстве(3)о
проступали черты народной песни.
12. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Выпишите это слово.
Коту Тимофею (не)меньше пяти лет.
Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает.
(Не)сули журавля в небе.
У Насти были (не)правильные, но приятные черты лица.
Дверь оказалась (не)заперта.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте
скобки и выпишите эти слова.
Он сделал над собой усилие, ЧТО(БЫ) заснуть, но все во сне ему представлялось ТО(ЖЕ) самое
море в гребнях волн.
Долго видел он руку с белым платочком, махавшую (В)СЛЕД уходящему поезду, (ЗА)ТЕМ и
платочка было не различить.
ЧТО(БЫ) там ни говорил Игорь, он по-прежнему с надеждой вглядывался (В)ДАЛЬ.
(В)ТЕЧЕНИЕ секунды сверкнула молния, и, точно отразившись в зеркале, она ТОТ(ЧАС) же
вспыхнула за рекой.
Полтора часа полемики прошли (В)ПУСТУЮ, (ТО)ЕСТЬ общего решения так и не нашли.
14. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
В детстве она была очень ДОВЕРЧИВЫМ ребенком.
В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
Он всегда был чересчур ПРАКТИЧНЫМ человеком.
Сегодня сестра НАДЕЛА праздничное платье.
21

ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ тон был у состоявшегося разговора.
Прочитайте текст и выполните задания 15-18.
1)Любимым напитком на Руси был квас.(2)У каждой хозяйки существовал свой рецепт
приготовления разнообразных квасов: медового, грушевого, вишневого, клюквенного, яблочного –
всех не перечислить.(3)(…) ценность кваса не ограничивалась только вкусовыми качествами.
(4)Квас да кислая капуста были единственными средствами спасения от цинги долгими
русскими зимами, когда питание крайне скудно. (5)Еще в древности квасу приписывали лечебные
свойства.
15.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте?
1) Квас был любимым напитком на Руси, так как известно огромное количество рецептов его
приготовления.
2) В древности квасу приписывали лечебные свойства, поэтому он являлся любимым напитком на
Руси.
3) Квас был любим на Руси не только благодаря своим вкусовым
качествам и разнообразию вкусов, но и из-за того, что являлся средством спасения от цинги в
период зимы, когда питание было скудным.
4) На Руси существовали рецепты приготовления разнообразных квасов: от медового до
яблочного - и каждая хозяйка готовила квас по неповторимому рецепту.
5) Когда питание зимой становилось скудным, одним из спасения от цинги становился квас,
который умели варить по разным рецептам и высоко ценили за вкусовые качества.
16. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в
третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Поскольку

Например

Однако

Поэтому

Несмотря на это

17.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
ЦЕННОСТЬ . Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3)
предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном
фрагменте словарной статьи.
ЦЕННОСТЬ , -и, ж
1) Выраженная в деньгах стоимость чего-нибудь, цена. Определить ценность меха .Посылка с
объявленной ценностью.
2) Важность, значение.Его мысль имеет большую ценность. Ценность его трудов для науки.
3) То, что имеет высокую стоимость, дорогой предмет.Хранение ценностей. Перевозка золота и
других ценностей.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
В черной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор (2) спряталось(3) уставшее за день
(4)солнце.

22

2. Сочинение-рассуждение
(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница
литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе.
(3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в
истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным
и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли
писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об
ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не
свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.
(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не совершить никаких
поступков, которые бы роняли его достоинство. (11)Можно не очень много сделать в жизни, но если
ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь
колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. (13)А ведь в жизни могут
быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть
обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть
обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек должен уметь жертвовать
собой. (16)Конечно, такая жертва — это героический поступок. (17)Но на него нужно идти.
(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать
с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться.
(19)Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который
оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. (21)Ему
начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. (22)Наступает
разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность — это самое страшное.
(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её
нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество
признать ошибки.
(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я
в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок,
очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы
плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и
разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо
раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал
из того, что делал...
(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество
признать свою вину – украшает и человека, и общество. (34)Тревоги совести... (35)Они
подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство –
достоинство нравственно живущего человека.
(по Д.С. Лихачёву*)
* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
1.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
2.Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примераиллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания
23

проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому
примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и
проанализируйте её.
3.Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
4.Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме
исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если
сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без
каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3.Орфоэпические нормы. Тестирование.
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая
ударный гласный звук?
1 1) КаталОг; 2) мОлящий; 3) бралА; 4) углубИть.
2 1) МЕстностей; 2) жалюзИ; 3) нЕдруг; 4) дОсуг.
3 1) ДиспАнсер; 2) звонИшь; 3) созЫв; 4) прибЫв.
4 1) ОтдАв; 2) закУпорить; 3) согнУтый; 4) прозорлИва.
4.Грамматические нормы русского языка.
Тестирование
1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1.к ОБОИМ ботинкам
к пятому МАРТУ
СЕМИСОТ двадцати
вдоль ПОБЕРЕЖИЙ
сзади НЕГО
2. гусарских ЭПОЛЕТ
СЫПЛЕШЬ крупу
весёлых СВАДЕБ
несколько БАКЛАЖАНОВ
самый СЛАДЧАЙШИЙ
3. ДЕВЯТЬЮСТАМИ страницами
более КРАСИВЫЙ
в ПОЛТОРАСТА граммах
24

абхазских БАШЕН
церковные КУПОЛА
4. быстрые КАТЕРА
посмотрел более НЕЖНЕЕ
пара ЦАПЕЛЬ
песни АРАБОВ
авторы ПОСОБИЙ
ОТВЕТЫ: Марта Сладкий Полутораста Нежно
5. Синтаксические нормы русского языка.
Тестирование
Тестовые задания по теме: «Синтаксические нормы русского языка».
Время выполнения – 45 минут.
За каждое правильно выполненное задание – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 20.
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Думая о будущем,
1) не бойся мечтать.
2) прежде всего необходима цель в жизни.
3) прошлое не должно забываться.
4) жизнь представляется мне яркой и безмятежной.
2. Найдите неправильно построенное предложения с однородными членами.
1) Я люблю игру на гитаре и петь в хоре.
2) Сначала каждый гонщик следил за состоянием своей машины и отвечал за нее.
3) Офицер был молод и красив.
4) Нужно чаще приезжать к родителям и помогать им.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Антон увидел маленькое семечко, прилипшее к одной из страничек.
2) Покидая родную деревню, мне всегда становится грустно.
3) Посаженные прадедом деревья давали густую тень.
4) Чтобы лишить народ будущего, достаточно отнять у него прошлое.
4. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Роман М. Булгакова «Белую гвардию» я перечитывал несколько раз.
2) Рожденный ползать летать не может.
3) Воспитанные люди должны быть снисходительны и вежливы.
4) Помощи просить было не от кого.
5. Найдите правильно построенное предложение.
1) Изучив новые маршруты, мы летом отправимся в поход.
2) Света сказала брату, что ты должен приехать к отцу.
25

3) Приходя с работы, дом встречает тебя теплом.
4) Приведенные факты в газете говорят о нашей скорой победе.
6. Найдите предложение с ошибкой в употреблении причастного оборота.
1) Даже живя в монастыре, Мцыри преследовали мечты о свободе.
2) Дорога вьется между поросшими травой колеями.
3) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана помощь.
4) Мы плыли в тумане, закрывавшем берег и море.
7. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.
1) У других Федор работал спустя рукава.
2) Аня улыбалась, слушая шум волн.
3) Переходя улицу, смотри по сторонам.
4) Перечитывая его письма, мне стало грустно.
8. Укажите предложение с ошибкой в употреблении однородных членов.
1) Стихи Пушкина завораживают красотой и музыкальностью.
2) Вдруг раздались громкие звуки труб и тяжёлый топот коней.
3) Крылов показал мартышку и как она приобрела очки.
4) Ветер успокаивался среди сонных, блаженных сосен.
9. В каком предложении нарушена связь между подлежащим и сказуемым?
1) Человек, знающий сто ремесел, не знает ни одного.
2) Прощаясь с домом, меня не покидало чувство одиночества.
3) Домик стоит в лесу, спускающемуся к речке.
4) Духовенство поддерживали реформы правительства.
10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Общаясь с друзьями,
1) вас может заинтересовать их внутренний мир.
2) время проходит незаметно.
3) человек получает положительные эмоции.
4) все проблемы отступают.
11. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.
2) Между серых особняков ярко желтели деревья.
3) Необходимо сдавать отчеты согласно плана работы.
4) Подул ветер, доносивший до нас свежий морской запах.
12. Укажите предложение с ошибкой
1) Собака остановилась, почуяв перед собой дичь.
2) Все, кто выполнили задание правильно, ушли домой.
3) Оказавшись в горах, я любовался пейзажем.
4) Кто из детских писателей вам запомнился?
13. Укажите правильно построенное предложение.
1) Вы первый, кто меня оценили по достоинству.
2) С одиночеством трудно привыкнуть или смириться.
26

3) Она с любовью посмотрела и обняла сына.
4) Для северян рыбная ловля не только источник дохода, но и часть культуры.
14. Укажите предложение с ошибкой в согласовании подлежащего и сказуемого.
1) Ваня не был круглым сиротой, но поддержки старших никогда не чувствовал.
2) Немало споров вызвал фильм молодого режиссера Анны Снитко.
3) Это была вынужденная остановка в пути.
4) Все, кто знали Олега, любили и уважали его.
15. Найдите предложение с ошибкой в употреблении причастного оборота
1) Турист, заночевавший в горах, насторожился.
2) Вдруг я увидел плывущие бревна по воде.
3) Музыка, звучавшая словно из-под земли, заставила меня остановиться.
4) Идущий впереди нас проводник подал знак остановиться.
16. В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
1) Мы действуем согласно распоряжения директора.
2) Ветер не только срывал крыши домов, но и переворачивал машины.
3) Никто из студентов не решился списать.
4) Сверкая и искрясь, с древесных вершин посыпался иней.
17. Какое из предложений с однородными членами не содержит ошибки?
1) Ветерок, легкий и ласковый, играл с волосами.
2) Инженер осознанно и интуитивно работал над своим проектом.
3) Шекспир показывал вечные проблемы и что предрассудки губят любовь.
4) Аня держала в руке и любовалась веткой сирени.
18. Найдите предложение, в котором нарушено правило согласования подлежащего и
сказуемого.
1) Два выходных дня пролетели незаметно.
2) В это время молодежь страны не должны были остаться в стороне.
3) Кто из писателей вошёл в историю как создатель фантастики?
4) Чопорная дама с вертлявой болонкой вышла из ворот.
19. Найдите правильно построенное предложение.
1) Заглушив людской шум, гром торжественно прозвучал в воздухе.
2) Те, кто не знают правил, чаще допускают ошибки.
3) Летчик восхищается и смотрит новую модель аппарата.
4) Закрывая книгу, мне захотелось спать.
20. В каком предложении выделенное существительное с предлогом нарушает
синтаксические нормы?
1) ПО ОКОНЧАНИИ экскурсии группа отправилась в гостиницу.
2) Выходим на занятия СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ.
3) ВОПРЕКИ ПРОГНОЗАМ день оказался тёплым.
4) ОТ ВОСПОМИНАНИЙ автора мы узнаем о жизни России прошлого века.

27

6.Орфография
Тест
1 Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.
1) др…жать
4) к…роткий
2) усл…ждать
5) огр…дить
3) осл…жнять
2 Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.
1)нас…рить
4)под…рить
2) пол…скать (дитя)
5) зас…рить
3) пол…скать бельё
3 Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е
1) осв…щение
4) разв…вать волю
2) оп…кунство
5) в…трило
3) в…нтовая лестница
4 Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.
1) расст…лать
4) бл…стеть
2) расст…лить
5) бл…стать
3) отп…реть
7. Синтаксис и пунктуация
Тест
1.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую.
1) Пушистая белая шапочка обрамляла нежное лицо девушки.
2) И шимпанзе и гориллы постоянно кочуют по довольно большой территории.
3) Осталось выучить параграф о Конституции да распечатать реферат.
4) В такой снегопад машины и лошади и люди тонули в снегу.
5) Этруски творчески перерабатывали натуру и представляли хотя и достоверный но
поэтизированный образ человека.
8. Контрольная работа
1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара САПОГ
ПОЕЗЖАЙ вперёд
килограмм ПОМИДОРОВ
в ДВЕ тысячи пятом году
посмотрел БОЛЕЕ ВЕСЕЛЕЕ
Ответ: более весело (1б.)

28

Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими
ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с
деепричастным оборотом
Б) неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В 2012 г. журнал «Природа» отметила
свой столетний юбилей.
2) Л.Н. Толстой писал, что «в романе “Анна
Каренина” меня волновала мысль семейная».
3) За это время было создано государство,
В) нарушение видовременной
которое сумело справиться со всеми
соотнесённости глагольных форм
внешними врагами.
4) Работая в этой должности полтора года,
Г) нарушение связи между подлежащим и
инженер много успел сделать для
сказуемым
предприятия.
5) Метелица посмотрел и вдруг признал в
Д) неправильное построение предложения с черноголовом парнишке того самого
косвенной речью
пастушонка, которому он оставил вчера
свою лошадь.
6) Благодаря современным технологиям
учёные исследовали глубины озера
Самотлор и нашли под илистым дном
богатейшие залежи нефти.
7) Сформулировав в сочинении собственное
мнение, у меня возникла неожиданная идея.
8) На минуту дождь утихает и застучит
вновь.
9) Благодаря активного участия волонтёров
Олимпиада прошла на высоком уровне.

Ответ: А7 Б9 В8 Г1 Д2(5б.)
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Величественное животное (1) застывшее в нескольких десятках метров от нас (2) качнуло
своими ветвистыми рогами (3) и (4) сорвавшись с места (5) скрылось в чаще.
Ответ: 1, 2, 4, 5(1б.)
29

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Должно быть (1) ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали (2)
кажется (3) что кто-то подымает занавеску и осторожно следит за тобой.
Ответ: 1(1б.)
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли
цепкой ежевикой.
Ответ: 1(1б.)
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
В горах прошли дожди (1) и (2) если мост через реку сорван (3) то геологам придётся
дожидаться полного спада воды (4) чтобы добраться до базы.
Ответ: 134(1б.)
Прочитайте текст. Выполните задания 7-10
(1)3амечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы,
которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе?
(2)Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. (3)Она
делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание
— понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим
народам, раскрывает перед вами сердца людей. (4)Одним словом, делает вас мудрыми. (5)Но
всё это делается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. (6)Ибо самое главное
иногда кроется именно в мелочах. (7)А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете
с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли
программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится — вы
почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.
(8)Если первый раз прочли произведение невнимательно — читайте ещё раз, в третий раз. (9)У
человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно,
которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим
и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг
против друга), то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или
с кем-то другим. (10)«Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы.
(11)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то рыли
окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-то фабрике, то просто болели.
(12)Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда
другой учитель отсутствовал, непринуждённо садился на учительский столик и, вынимая из
портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (13)Мы уже знали, как он умел
30

прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то,
удивиться искусству писателя и порадоваться предстоящему. (14)Так мы прослушали многие
места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о
Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злочастии, басни
Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (15)Я до сих пор люблю то, что слушал
тогда в детстве. (16)А дома отец и мать любили читать вечерами. (17)Читали для себя, а
некоторые понравившиеся места читали и для нас. (18)Помню, как читали Лескова, МаминаСибиряка, исторические романы — всё, что нравилось им и постепенно начинало нравиться и
нам. (19)«Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить
литературу и что расширяет кругозор человека. (20)Умейте читать не только для школьных
ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают все — она модная. (21)Умейте читать
с интересом и не торопясь. (22)Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? (23)Да
потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть
поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует — как
смотреть и что смотреть. (24)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на
время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймёте, что есть много книг,
без которых жить нельзя, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (25)Я не говорю:
перестаньте смотреть телевизор. (26)Но я говорю: смотрите с выбором. (27)Тратьте своё время
на то, что достойно этой траты. (28)Читайте же больше и читайте с величайшим выбором.
(29)Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами
книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (30)Это значит, что в ней чтото существенное есть. (31)А может быть, это существенное для культуры человечества
окажется существенным и для вас?
(32)Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. (33)С ним вы
не потеряете своего времени. (34)Но классика не может дать ответ на все вопросы
сегодняшнего дня. (35)Поэтому надо читать и современную литературу. (36)Только не
бросайтесь на каждую модную книгу. (37)Не будьте суетны. (38)Ведь суетность заставляет
человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он
обладает, — своё время.
(39)Помните, что писал Пушкин из Кишинёва брату и сестре Ольге 31 июля 1822 года: «Чтение
— вот лучшее учение». (40)3агляните в «Словарь языка Пушкина» на слова «книга» и
«чтение». (41)Как много пишет Пушкин о чтении, об общении своих любимых героев с книгой.
(По Д.С. Лихачёву*)
*Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999 гг.) — советский и российский филолог,
искусствовед, сценарист, академик Российской академии наук.
7. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1.«Бескорыстному» чтению научили рассказчика его родители.
2.Под «бескорыстным» чтением автор понимает невнимательное прочтение книг.
3.Классические произведения не способны дать ответы на все вопросы сегодняшнего дня.
4.В произведениях Пушкина его любимые герои читают книги.
5.Рассказчик призывает читателей перестать смотреть телевизор.
Ответ: 34(1б.)
31

8. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1.Предложение 4 обобщает содержание предложений 2—3.
2.В предложении 8 представлено описание.
3.В предложении 12 представлено повествование.
4.В предложениях 34—35 представлено рассуждение.
5.Предложение 37 называет причину того, о чём говорится в предложении 38.
Ответ: 25(1б.)
9. Среди предложений 32—38 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи
частицы и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 38(1б.)
10. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы
анализировали, выполняя задания 7-8. В этом фрагменте рассматриваются языковые
особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте
на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите
цифры, соответствующие буквам, по порядку.
«В “Письмах о добром и прекрасном” Д.С. Лихачёв целую главу посвятил книгам, к которым
относится с трепетом и любовью, о чём свидетельствует троп — ______(А) (“[литература]
служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца
людей” в предложении 3). И эту любовь публицист стремится привить читателям, с которыми
ведёт диалог, говорит просто, по душам, в чём ему помогает использование приёма —
______(Б) (предложения 22-23), синтаксического средства — ______(В) (предложения 7, 9, 12).
Для большей убедительности автор использует приём — ______(Г) (предложение 39)».

32

Приложение 3
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Ступени»
№

Наименование темя
занятия

Кол-во
часов

Дата по расписанию
по плану
по факту

Введение 2 ч.
1
Цели
и
задачи 2 15.09.2023изучаемого курса.
17.09.2023
Изменения в
структуре КИМов
ГИА Диагностическая
работа
Информационная переработка текста ( 8 часов)
2
Тема, проблема, идея
2 18.09.2023текста.
24.09.2023
3
Виды комментария к
2 25.09.2023проблеме
01.10.2023
(текстуальный и
концептуальный
комментарий).
4
Способы выражения
2 02.10.2023авторского отношения
08.10.2023
к героям и
происходящим
событиям
5
Выявление авторской
2 09.10.2023позиции. Практикум.
15.10.2023
Аргументация
собственного мнения
Сочинение-рассуждение (14 часов)
6
Алгоритм подготовки к 2 16.10.2023написанию сочинения22.10.2023
рассуждения с учетом
плана.
7
Определение проблем
2 23.10.2023в предложенных
29.10.2023
текстах
8
Комментарий к
2 30.10.2023сформулированной
05.11.2023
проблеме исходного
текста. Способы
комментария
проблемы.

Форма
Примечание
аттестации
(коррек/контроля
тировка)
тестирование

33

Письменное
2 06.11.2023оформление
12.11.2023
комментария.
10
Оформление авторской 2 13.11.2023позиции.
19.11.2023
Аргументация
собственного мнения
по проблеме.
11
Сочинение2 20.11.2023рассуждение по
26.11.2023
прочитанному тексту
художественного
стиля.
12
Сочинение2 27.11.2023рассуждение по
03.12.2023
прочитанному тексту
публицистического
стиля.
Орфоэпические нормы русского языка (2часа)
13
Закономерности,
2 04.12.2023связанные с правилами
10.12.2023
ударения в словах.
Тренинг по орфоэпии
Лексика (8 часов)
Лексическое значение
2 11.12.202314
слов. Однозначные и
17.12.2023
многозначные слова.
Слова-паронимы.
2 18.12.202315
Употребление
24.12.2023
паронимов
Синонимы, антонимы,
2 25.12.202316
омонимы их роль в
31.12.2023
тексте.
Лексика с точки зрения
2 08.01.2024
17
её происхождения и
14.01.2024
использования
Грамматические нормы русского языка (6 часов)
Грамматические нормы. 2 15.01.2024
18
21.01.2024
Морфологические
2 22.01.2024
19
нормы.
28.01.2024
Тренинг по исправлению 2 29.01.2024
20
грамматических ошибок
04.02.2024
Синтаксические нормы русского языка (6 часов)
Особенности построения 2 05.02.2024
21
предложений с
11.02.2024
9

сочинение

сочинение

тестирование

тестирование

34

22

23

причастным и
деепричастным
оборотом
грамматические ошибки,
связанные с нарушением
синтаксических норм
Предупреждение
грамматических ошибок,
связанных с нарушением
синтаксических норм

2 12.02.2024
18.02.2024
2 19.02.2024
25.02.2024

тестирование

2 26.02.2024
03.03.2024

тестирование

2 04.03.2024
10.03.2024
2 11.03.2024
17.03.2024
2 18.03.2024
24.03.2024

тестирование

2 25.03.2024
31.03.2024
2 01.04.2024
07.04.2024

тестирование

Орфография (12 часов)

24

25
26
27

28
29

Орфографические
нормы.
Правописание корней.
Правописание приставок
Правописание
суффиксов
Работа над
правописанием глаголов
и глагольных форм
Н и НН в различных
частях речи
Слитное и раздельное
написание слов.

тестирование
тестирование

тестирование

Синтаксис и пунктуация (12 часов)

30

31

32

33

34

35

Пунктуация в
предложениях с
однородными членами
Пунктуация в
предложениях,
осложненных
обособленными членами
Обособление вводных
конструкций и
обращений
Пунктуация в
сложносочинённых и
сложноподчинённых
предложениях .
Пунктуация в
бессоюзных сложных
предложениях
Пунктуация в СП с
различными видами
связи

2 08.04.2024
14.04.2024

тестирование

2 15.04.2024
21.04.2024

2 23.04.2024
28.04.2024

тестирование

2 29.04.2024
05.05.2024

2 06.05.2024
12.05.2024
2 13.05.2024
19.05.2024

тестирование

35

Подведение итогов курса (2 часа)
Итоговая проверочная
2 20.05.2024
36
работа.Подведение
31.05.2024
итогов учебного года
Итого за месяц:
8
часов
Итого за I полугодие:
32
часа
Итого за год:
72
часа

Контрольная
работа

36

Приложение 4
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
внесенные в программу изменения,

Указываются
корректировки и дата.
№
Причина корректировка

Дата

причина

Согласование с
заместителем
директора по УВР
(подпись)

37

Приложение 5
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
п/п

Содержание работы

Дата
проведения

Место
Примечание
проведения

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ

1
2
3
4

5

6

Участие в поздравлении ко
Дню учителя
Участие во флешмобе «В
единстве сила»
Новогоднее поздравление
Участие
в
праздничных
мероприятиях
ко
Дню
защитника
Отечества
и
Международному женскому
дню
Участие
в
праздничных
мероприятиях
ко
Дню
Победы
Участие
в
праздничных
мероприятиях, посвященных
празднику
Последнего
звонка.

октябрь
ноябрь
декабрь
февральмарт

апрель-май
май

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ

1
2
3

«Крым в сердце моем»
«Парад солистов»
«Крымский вальс»

октябрь
март-апрель
в течение
года

РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

1

2
3

Дополнительные занятия с
одарёнными
детьми,
подготовка к выступлениям.
Участие в конкурсах, акциях,
фестивалях
Индивидуальная работа с
детьми

в течение
года
в течение
года
в течение
года

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1
2

Родительские собрания

в течение
года
Общение с родителями через В течение
мессенджер Viber
года
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ

1

Правила дорожнотранспортной безопасности

октябрь
38

2

3

4
5

6

7

8

9

пешехода, велосипедиста.
Особенности поведения на
дороге в осенние дни
Правила пожарной
безопасности в быту и
учреждении образования.
Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
ситуациях: во дворе, на
улицах, дома, в
общественных местах
Правила безопасности при
общении с животными.
Профилактика отравлений и
предупреждение острых
кишечных инфекций.
Правила дорожнотранспортной безопасности
пешехода, велосипедиста.
Особенности поведения на
дороге в зимний период
Правила пожарной
безопасности в быту и
учреждении образования.
Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
ситуациях: во дворе, на
улицах, дома, в
общественных местах
Правила безопасности при
общении с животными.

октябрь

октябрь

ноябрь
ноябрь
февраль

март

март

апрель

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».