УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОДОБРЕНО педагогическим советом протокол № __1___ «_28__» ___08____ 2024 год УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ЦДОД» БР РК _____________ Т.В. Локтионова «_28__» ___08____ 2024 год Приказ №90 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФЛЕШМОБ: ОТ ИДЕИ К ВОПЛОЩЕНИЮ» Направленность: физкультурно-спортивная Срок реализации программы:1 год Вид программы: модифицированная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 8 - 17 лет Составитель: Усатенко Полина Александровна, педагог дополнительного образования творческого объединения «Сюрприз» г.Бахчисарай, 2024 г. Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу творческого объединения «Флешмоб: от идеи к воплощению» Автор-составитель: Усатенко П.А. — педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Рецензируемая программа составлена с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» и в полном соответствии с Положением о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Танцевальный флешмоб», автор составитель Никеева Надежда Владимировна учитель физической культуры муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения с углубленным изучением отдельных предметов «Дневной пансион 84» городского округа Самара, 2021 год. Имеет модификации и дополнения исходя из требований учреждения дополнительного образования, на базе которого она используется. Адресатом программы являются дети в возрасте от 8-17 лет. Учитывая возрастные особенности учащихся, автор-составитель подаёт вопросы образовательной программы в занимательной и игровой форме, что позволяет достичь образовательных результатов и способствует развитию логического мышления, приёмов умственных действий, познавательных психических процессов. Практика обучения основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания. Программный материал предполагает минимальное количество теоретических занятий, подкрепленных практическими. Предпочтение отдается занятиям комбинированного типа с индивидуальным подходом. Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата. Программа отвечает требованиям, предъявляемым к составлению программ по учебным дисциплинам, возрастным и индивидуальным интересам учащихся, представляет собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью. Рекомендуется использовать в образовательном процессе. Рецензент: _______ ____________ Руководитель МОЦ Королева В.А. «Согласовано» ___ _____________ Зам. Директора по УВР Врублевская Д.Н. 2 РАЗДЕЛ №1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Флешмоб как один из видов музыкально-ритмической деятельности, способствует правильному выполнению основных танцевальных движений, повышает их четкость, выразительность. Под влиянием музыкальноритмической деятельности развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Совершенствуются музыкально-эстетические чувства детей. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу, т.е. можно говорить о становлении творческого воображения, на что и направлена данная программа. В основе разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Флешмоб: от идеи к воплощению» лежит следующая нормативно-правовая база: - Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (в действующей редакции); - Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998г. №124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции); - Федеральный проект «Успех каждого ребенка- ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г. №3; - Национальный проект «Образование»- ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от24.12.2018 г. №16); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную 3 деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции); - Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»; - Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189- ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; - Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 4 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; - Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г. № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242; - Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по 5 использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»; - Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»; - Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденный постановлением администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 22.08.2018г. № 438; Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденное приказом от 01.03.2024г. № 29а. Направленность программы дополнительного образования «Флешмоб: от идеи к воплощению»: физкультурно-спортивная, нацеленная на особый подход к изучению танцевальных комбинаций, разработанная с учётом физических, психологических и возрастных особенностей детей, а также возможностей обучающихся и конкретных условий. Программа раскрывает творческий потенциал детей через изучение хореографического искусства и физкультурно-оздоровительный процесс. Актуальность программы обусловлена тем, что воспитание детей на танцевальных традициях является одним из важнейших средств эстетического, физического, нравственного и умственного воспитания подрастающего поколения. Программа дает возможность реализовать 6 творческий потенциал ребенка, сформировать двигательные навыки, приобщить детей к танцевальному искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. В современных условиях проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. Новизна состоит в том, что она разработана для обучающихся, имеющих разный уровень исполнительских возможностей и большое желание научиться танцевать красиво. Основным средством являются физические упражнения, которые развивают двигательную подготовленность детей и позволяют им оставаться бодрыми и энергичными в течение всего дня, легко переносить нагрузки и производить широкий круг физических действий. Отличительные особенности программы заключается в том, что она основывается на постепенном развитии природных способностей детей, строгой последовательности в овладении лексикой танцевального искусства, техническими приемами, систематичностью и регулярностью занятий, целенаправленностью учебного процесса. Программа предусматривает сочетание теоретической и практической методики танцевального воспитания детей на групповых и коллективных занятиях. В танцевальном языке существуют свои «слова» - позы и движения, которые выражают определенные мысли и чувства. Заявить о волнующей ребят проблеме возможно через определенный набор движений и жестов, которые исполняются синхронно, под специально подобранное музыкальное сопровождение. Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, что она ориентирована на развитие физических данных обучающихся, на приобретение начальных базовых знаний, умений и технических навыков в области хореографии. Образовательная программа разработана по принципу «от простого к сложному». Физическая нагрузка увеличивается постепенно, усложняются творческие задания, уровень сложности движений нарастает постепенно и последовательно и так же целенаправленно возрастает уровень ответственности детей. Программа разработана с учётом здоровьесберегающих факторов. Хореография во всем её многообразии, дает возможность ребенку попробовать себя в различных направлениях, тем самым, открывает более широкие перспективы для его самоопределения и самореализации. Адресат программы – программа «Флешмоб: от идеи к воплощению» разработана для обучающихся учебных заведений города Бахчисарай и Бахчисарайского района. Предусмотрен свободный набор детей. Возраст обучающихся 8-17 лет. Количество обучающихся в группе до 20 человек. 7 Характеристика контингента обучающихся. Возрастная категория (7-9 лет). Характеризуется готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться), а также готовностью ко взятию на себя новых обязанностей, которые лежат в основе учебной мотивации младшего возраста. Формируются: активное эстетическое восприятие, творчество и нравственно-эстетическое отношение к жизни, закрепляемое в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Развиваются формы мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний. Трудности младшего возраста в данный период: новый режим дня, жизни, смена главенствующих авторитетов, новые отношения с одноклассниками и учителем, апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. При этом педагог обязательно должен учитывать особенности младшего возраста: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами. Как выстраивать деятельность: самоорганизовывать и самодисциплинировать ученика посредством групповых игр, вызывания любопытства, интереса к всевозможным творческим занятиям; координировать и организовывать правильный режим дня; привлекать родителей к совместным воспитательным мероприятиям. Возрастная категория (10-13 лет) характеризуется тем, что здесь главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды деятельности – учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Подросток приобретает социальный, трудовой опыт, а также познаёт себя в системе моральных, эстетических общественных отношений. Д.И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет следующие стадии подросткового периода: локально-капризную – проявляется потребность в признании взрослых; «право-значимую» – обусловленная потребностью в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»; Как выстраивать деятельность: принимать во внимание интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними; учитывать обостренное чувство собственного достоинства, чувства симпатии и антипатии; 8 достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования; поддерживать в подростке позицию его исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию; содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений. Возрастная категория (14-17 лет) - (ранняя юность), характеризуется тем, что в этот период ключевое значение приобретает ценностноориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости. Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь. Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии. «Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации» (Д.И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника. В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания. Как выстраивать деятельность: приобщать личность к общественным ценностям и стимулировать к выбору личных; поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их достижения, своевременно корректировать и направлять; чётко ставить цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать; определять прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?) поддерживать подростка позитивно и регулярно. (Доброе слово и дельный совет лучше порицания). оценивать положительные действия ребёнка, спрашивать мнение по предмету, обсуждать с ним курс. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. не сравнивать результаты обучения подростка со сверстниками, это может привести к раздражению. 9 Объем и срок освоения программы - программа рассчитана на 1 год обучения, учебно-тематический план рассчитан на 36 учебных недель, 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий - 2 часа, исчисляется в академических часах – 45 минут с обязательным перерывом между занятиями не менее 15 минут. Уровень программы – ознакомительный (стартовый). Форма обучения – очная форма обучения. Особенности организации образовательного процесса – разновозрастные группы с постоянным контингентом детей. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Оптимальной формой обучения являются учебно-тренировочные занятия. Однако для реализации всех поставленных задач этого недостаточно, поэтому в практической деятельности так же используются следующие формы: показательные выступления на мероприятиях, приуроченных к праздничным и знаменательным датам, экскурсии, участие в фестивалях и конкурсах. Режим занятий, периодичность и продолжительность - реализация программы планируется в 5 группах, по 2 занятия в неделю, продолжительностью 2 академических часа: ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель – удовлетворение потребности детей в двигательной и социальной активности через организацию и проведение танцевального флешмоба. Задачи: Образовательные: дать представление о понятии «Флешмоб»; освоить танцевальный «язык» поз, движений и жестов; совершенствовать навыки и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям; научить самостоятельно работать над ошибками. Развивающие: развивать физические качества и специальные навыки: координацию, ловкость, силу, выносливость, гибкость, шаг, прыжок, ось вращения; формирование навыков совместного (командного) планирования и рефлексии; укреплять здоровье, формировать мышечный корсет и осанку; развивать интерес к занятиям, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественнотворческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора; 10 развивать музыкальные способности, способности становления музыкально-эстетического сознания через воспитание, способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях. Воспитательные: воспитывать: творческую личность, ориентированную на активное познание мира и участие в жизни общества; стремление к здоровому образу жизни; чувство ответственности и дисциплину; самостоятельность, целеустремлённость, инициативность; терпение и силу воли для достижения результатов; осознанное отношение к ценностям культуры; художественный вкус; ориентацию на взаимопомощь и сотрудничество (умение принимать и оказывать помощь); формирование чувств коллективизма, понимания социальной значимости выполняемой деятельности; ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ В образовательном процессе немаловажную роль играет воспитательная работа, целью которой является выявление и развитие способностей каждого обучающегося, формирование духовно – богатой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной на участие в развитие общества. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи и строится на принципиально новых образовательных условиях, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Танец дает обучающемуся комфортность общения, уверенность в себе; воспитывает собранность и полет фантазии, позволяет воспринимать красоту, приобщает к искусству. В процессе реализации программы особое внимание уделяется: - развитию и формированию кругозора в предметной области, общей культуры высоких морально-психологических, деловых, организаторских качеств, физической выносливости и стойкости; - приобщению к здоровому образу жизни; - воспитанию чувства патриотизма через приобщение к национальной культуре; - развитию чувства гордости за страну и преданности Отечеству, выработки высокого сознания общественного долга через создание патриотической постановки танцевального флешмоба; - раскрытию потенциала личности ребёнка; - приобщению к "широте" музыкального вкуса, стремлению слушать классическую и современную музыку; - подготовке личности к постижению великого мира искусства; 11 - формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира; - воспитанию дисциплинированности, чувства товарищества; - умению работать в коллективе. Участие в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях помогают расширить кругозор детей, открыть неведомые способности и таланты, а также сплотить и сдружить детские сердца. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего часов 2 Теория Практика 2 --- 1. Вводное занятие 2. Азбука танцевальных движений 10 2 8 3. Флешмоб как форма хореографии 130 8 122 4. Итоговое занятие 2 --- 2 144 12 132 ИТОГО Форма аттестации (контроля) Входящая диагностика Педагогическое наблюдение Видеовыступление, танцевальные постановки Итоговая аттестация (видео выступление) Содержание учебного плана 1. Вводное занятие – 2 часа. Теория: правила поведения в танцевальном зале, знакомство с программой обучения. Форма аттестации. Входящая диагностика. 2. Раздел 1. Азбука танцевальных движений – 10 часов. Теория: понятие о флешмобе, история возникновения. Практика: изучение движений и составление комбинаций определенной тематики под музыкальное сопровождение. Самостоятельная работа по составлению простейших комбинаций. Форма аттестации. Педагогическое наблюдение. 3. Раздел 2. Флешмоб как форма хореографии – 130 часов. Теория: «В единстве сила», ко Дню народного единства; «Подвиг твой известен…», ко Дню неизвестного солдата; «Новогоднее чудо, новогодние 12 традиции и обычаи народов мира»; «Методика составления флешмоба»; «Рисунки флешмоба»; «Масленичные забавы»; «День Победы». Практика: Изучение рисунков флешмоба, самостоятельная работа групп по составлению флешмобов различной тематики; составление сложных комбинаций отпределённой тематики под соответствующее музыкальное сопровождение. Форма аттестации. Видео-выступление, танцевальные постановки. 4. Итоговое занятие – 2 часа. Практика: съемка и демонстрация флешмоба. Форма аттестации. Итоговая аттестация (видео выступление) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Воспитательные: соблюдать дисциплину; выполнять правила внутреннего распорядка; осознать себя как индивидуальность и одновременно как члена детского коллектива; развивать способность к самооценке своих действий и поступков; уметь управлять собой, своими эмоциями; проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь в конкретных ситуациях; развивать в себе чувства патриотизма, уважения к своему народу, гордости за свой край; развивать ответственное отношение к обучению, качеству своей деятельности. Развивающие: Регулятивные УУД: - уметь самостоятельно определять цель при выполнении работы; - выстраивать последовательность необходимых действий; - уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи. Познавательные УУД: - выделять и обобщать смысл поставленной учебной задачи; - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; - уметь работать с информацией. Коммуникативные УУД: - умение формулировать собственное мнение и позицию; - умение осуществлять взаимный контроль; - умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности; - работать индивидуально и в группе; 13 - осознавать ответственность за общее дело; - выделять моральное содержание ситуации. Образовательные: Знать: особенности построения флешмоба; особенности постановки корпуса, рук, ног и головы; основные элементы и движения, изучаемых флешмобов; особенности работы в паре и самостоятельно. Уметь: двигаться в технике изучаемого танца; исполнять основные элементы и движения; ориентироваться на сценической площадке; работать самостоятельно и в коллективе. 14 РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 группа Срок Всего Кол-во Кол-во реализации учебных часов в учебных недель неделю часов 1 год 36 2 72 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа Дата начала обучения по программе 15 сентября 2024 Дата окончания обучения 31 мая 2025 Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 2 группа Срок Всего Кол-во Кол-во реализации учебных часов в учебных недель неделю часов 1 год 36 2 72 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа Дата начала обучения по программе 15 сентября 2024 Дата окончания обучения 31 мая 2025 Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 3 группа Срок Всего Кол-во Кол-во реализации учебных часов в учебных недель неделю часов 1 год 36 2 72 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа Дата начала обучения по программе 15 сентября 2024 Дата окончания обучения 31 мая 2025 Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 4 группа Срок Всего Кол-во Кол-во реализации учебных часов в учебных недель неделю часов Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения 15 1 год 36 2 15 сентября 2024 72 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа 31 мая 2025 Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 5 группа Срок Всего Кол-во Кол-во реализации учебных часов в учебных недель неделю часов 1 год 36 2 72 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа Дата начала обучения по программе 15 сентября 2024 Дата окончания обучения 31 мая 2025 Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровое обеспечение. Реализацию программы осуществляет педагог, имеющий высшее профессиональное образование в области педагогики и опыт практической работы в области хореографии и танцевального искусства. Материально-техническое обеспечение – танцевальный зал, оснащенный зеркалами; - качественное освещение в дневное и вечернее время; - музыкальная аппаратура, аудиозаписи; - специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером коврик); - костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями); - музыкальная колонка, музыкальная аппаратура; - компьютер, проектор. Информационное обеспечение - аудио- и видео - медиатеки, презентации, тематическая литература, интернет-сайты, подборка музыкальных композиций; методические и дидактические материалы, необходимые при организации образовательного процесса. Методическое обеспечение Процесс обучения детей в хореографическом кружке основывается на следующих принципах: активности, единства теории и практики, наглядности, доступности, систематичности занятий и индивидуального подхода. Данная программа сочетает в себе тренировочные упражнения на полу, на середине зала, упражнения на растяжку, танцевальные движения 16 различных направлений танца, что способствует развитию танцевальности у обучающихся. Некоторые простейшие теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над постановками. Основная форма организации работы – очное занятие. Методы обучения: организация и сам процесс осуществления учебнопознавательной деятельности предлагают передачу, восприятие, осмысление, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений. Исходя из этого, основными методами работы являются: словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация); наблюдение (визуально); наглядный (иллюстрации, схемы, фото, видео); демонстрационный. Формы организации занятий: групповая; индивидуально-групповая. Форма проведения занятий: наглядно-демонстрационное; практическое (показательное выступление); экскурсия. Педагогические технологии используемые в процессе обучения - игровые технологии. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. - технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно составить танцевальный этюд. Это эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидуально-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Каждая команда придумывает свой этюд, и показывают друг другу. Члены команды просматривают этюды, ведется обсуждение, указывают на недочеты. Основные принципы педагогики сотрудничества: - учение без принуждения; - право на свою точку зрения; - право на ошибку; -успешность; - сочетание индивидуального и коллективного воспитания. Для того чтобы ребенок ощущал эмоциональное благополучие, чтобы ему было уютно и комфортно на занятии, должна быть создана нужная 17 атмосфера, важными составляющими которой являются взаимное уважение, искренность, юмор и веселье. При такой атмосфере дети смогут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы, то есть постепенно начнет создаваться атмосфера сотрудничества. - информационные технологии. В работе данные технологии используются для обеспечения материально-технического оснащения. Деятельность танцевального коллектива предполагает постановку танцев и проведение концертных выступлений воспитанников. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии. - технология здоровьесберегающего обучения направлена на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Для занятий хореографией принимаются дети с различными физическими данными, поэтому возникает необходимость заниматься как общим физическим развитием ребенка, так и исправлением (коррекцией) физических недостатков. Формирование правильной техники исполнения движений создает и совершенную, в смысле «скульптурности», форму тела. Алгоритм учебного занятия: 1. Вводная часть: дети входят в зал, занимают свои места, приветствуют педагога поклоном. 2. Определение целей и задач. Педагог ставит перед обучающимися цели и задачи и рассказывает какими методами будут их добиваться. 3. Разминка. Обучающиеся выполняют упражнения для разогрева корпуса, подготавливают тело к предстоящей работе. 4. Повторение материала. Обучающие демонстрируют материал, который получили на занятиях раннее. 5. Получение нового материала. Педагог демонстрирует новый материал, обучающиеся его изучают. 6. Рефлексия. Подведение итогов, педагог узнает, что понравилось больше, что получилось лучше, над чем нужно более детально работать. 7. Прощание. Обучающиеся занимают свои места, выполняют поклон. Дидактические материалы: - фотографии, - литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу, - видео – аудиозаписи, - правила поведения на сцене, - словари терминов. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Для отслеживания результативности программы используются методы: - педагогическое наблюдение; - педагогический анализ результатов опросов; 18 - педагогический мониторинг: исполнение танцевальных элементов, организация показательных выступлений, участие в фестивалях и конкурсах. - оценка педагога; - отзывы родителей и иных заинтересованных лиц; - самооценка обучающегося. Формы подведения итогов реализации образовательной программы: - промежуточный контроль, тестирование (опрос); - показательные выступления, участие в конкурсах; - зачётное занятие; - выступление - концерт. Основными принципами проведения и организации контроля является учет индивидуальных особенностей обучаемого. В программе обучения используется основная форма контроля успеваемости - промежуточная. Учет обучающихся проводится педагогом на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний основных танцевальных элементов и композиций танца. При оценке обучающегося учитывается также его участие в выступлениях. Повседневно словесно оценивая каждого ученика, педагог, прежде всего, анализирует динамику усвоения материала, степень прилежания, всеми средствами стимулируя интерес ученика к занятиям. Поощрения за высокий уровень в выступлениях в виде грамот, благодарностей, похвальных листов в течение года. По окончании освоения программы обучающийся должен продемонстрировать знания и умения в соответствии с программными требованиями. Самоконтроль и самооценка обучающихся в результате освоения программы. Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем. Наряду с адекватной самооценкой, у обучающихся вырабатывается навык самоконтроля. Обучающийся учится: - анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности (сравнивать результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок и находить способы их исправления); - строить и планировать процесс собственной учебно-познавательной деятельности; - организовывать свою учебно-познавательную деятельность. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: 1. Алексеева О.И. Народная хореография как составная компонента музыкального фольклорного наследия. // Наука. Исскуство. Культура. 2014. № 3. С. 34-41 2. Богданов, Г. Ф. "Предмет искусства" в хореографическом фольклоре // Я вхожу в мир искусств. - 2012. - № 11. - С. 95-108. 3. Богданов, опыт хореографического фольклора // Я вхожу в мир искусств. - 2012. - № 11. - С. 29-37 19 4. Бахрушина Н.А. Реализация инклюзии на занятиях по хореографии в общеобразовательной школе. // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. 2013. № 1(3) С. 124-128 5. Мельникова, Е.П. Хореографический коллектив как средство развития творческой самореализации личности / Е.П. Мельникова // Вестник МГУКИ. - 2011. - №5. - С.158-162. 6. Никитин, танец в России: тенденции и перспективы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. № 2. - С. 232-238. 7. Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010. - 432с. 8. Переверзева, П.Н. Образовательная программа танцевального коллектива: [обучение детей хореографии] / П.Н. Переверзева // Дом культуры. - 2011. - № 12. - С. 8-20. (Окончание. Начало см. №11, 2011). 9. Цорн, А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. - М.: Лань: Планета музыки; СПб., 2011. - 544 с.: ил. 10. Чечина, Ж.В. Проблемы организации образовательного процесса на уроке хореографии // Вестник МГУКИ. - 2011. - №5.-С.185-188. 11. Шарова, Н.И. Детский танец. - СПб: Лань: Планета музыки, 2011. - 64с.: ил. Для родителей и обучающихся: 1. Вашкевич, Н.Н. История хореографии / Н.Н. Вашкевич. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 307 c. 2. Борисова, Вера Гимнастика. Основы хореографии / Вера Борисова. - М.: Бибком, 2011. - 101 c. 3. Цорн, А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии / А.Я. Цорн. - М.: Лань, Планета музыки, 2011. - 544 c. Интернет-источники 1. http://www.danceliga.ru/doc/id-25.html 2. http://www.tdc.spb.ru/dancehistory.htm 3. http://www.worldance.ru/rus/history/ 4. http://impercourt.nm.ru/Danses.html#klassic 5. https://kukuriku.ru/razvitie/fizicheskoe/sport-i-rebenok/detskayahoreografiya/ 6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoezanyatie/2020/02/28/metodicheskoe-posobie-metodika 7. https://infourok.ru/sovremennaya-horeografiya-v-zhizni-rebenka4563825.html 8. https://var-veka.ru/blog/horeografiya-vazhnyy-predmet.html 9. https://vivaladanza.ru/polza-horeografii-detyam 10. https://tdancestudio.ru/blog/horeografia-dla-detei-ili-5-sekretovgarmonicnogo-razvitia-malysa 20 Приложение 1 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Вопросы для устного опроса по технике безопасности и правилам поведения в танцевальном зале. 1. Какой должен быть внешний вид обучающегося? (Перечислить все от обуви до волос) 2. Можно ли надевать украшения на занятия? 3. Без чего нельзя приступать к выполнению упражнений? 4. Что нужно сделать если плохо себя чувствуешь на занятии? 5. Что нужно делать, чтобы избежать столкновений с другими обучающимися во время движения? 6. Что можно приносить с собой на занятия? 7. Можно ли трогать руками зеркала? 8. Как нужно относится к своим партнерам? Входящая диагностика (собеседование). Производится в начале учебного года. Определяет начальный уровень знаний, умений и навыков ребёнка, показывает осознанность выбора направления деятельности. Анализ диагностирования результатов позволяет выявить проблемы и прогнозировать процесс обучения. Педагогическое наблюдение Карта критериев педагогического наблюдения обучающегося № Критерии оценки Уровень низкий средний высокий 1. Знает танцевальный элемент (композицию) 2. Правильно исполняет танцевальный элемент (композицию) 3. Готов и способен танцевать самостоятельно 4. Готов и способен танцевать в группе 5. Готов и способен к совмещению исполнения танцевального элемента (композиции) с ритмом танцевальной музыки 6. Готов и способен к участию в школьных и внешкольных мероприятиях 7. Готов и способен к самообразованию и самовоспитанию 8. Готов и способен осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников Диагностика результативности реализации программы (показательные выступления) Результативность реализации программы оценивается по уровню сформированности промежуточных умений, навыков, знаний, культуре общения по трехбалльной системе оценивания предметных и метапредметных результатов: 21 Низкий уровень - 1 балл – минимальный (репродуктивный) уровень освоения программы: обучающийся не проявляет интерес к изучаемому материалу. Без помощи педагога не может изучить предложенный материал. Средний уровень - 2 балла – средний (продуктивный) уровень освоения программы: обучающийся проявляет ситуативный интерес к темам занятий, к участию в творческих проектах. С помощью педагога изучает предложенный материал. Высокий уровень - 3 балла – максимальный (творческий) уровень освоения программы: ребенок всегда активно ведет себя на занятиях. Самостоятельно изучает предложенный материал. Активно участвует в выполнении групповых творческих работ. Критерии: знание танцевальных элементов и композиций; правильные ответы на вопросы; умение объяснять роль танца в жизни человека; применение полученных знаний на практике; качество и правильность исполнения; регулярное посещение занятий; отсутствие пропусков без уважительных причин; активная и эмоциональная работа на занятиях; умение самостоятельно провести анализ своей работы; показательные выступления, участие в фестивалях и конкурсах. Карта самооценки обучающегося № Критерии оценки Очень хорошо Хорошо Плохо Знаю исполнение танцевальных элементов Правильно исполняю танцевальные элементы Умею танцевать в группе Могу исполнить танцевальные элементы самостоятельно Исполняю танец артистично и эмоционально 22 Приложение 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ План-конспект занятия: «Ритм. Акцент» Автор-составитель: Усатенко Полина Александровна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Направление: Физкультурно-спортивное. Возраст обучающихся: 8-17 лет. Тема занятия: «Ритм. Акцент». Материально-техническое оснащение: танцевальный класс, зеркала, музыкальный центр. Тип занятия: комбинированный. Задачи: Обучающие: Научится распознавать ритм, ставить акцент. повторить движения по кругу и по линиям; - проверить правильность техники выполнения изученных упражнений; - формировать умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и коррекцию учебных достижений. Развивающие: - развивать музыкальность, координацию движений. Воспитывающие: - воспитывать трудолюбие, целеустремлённость; - прививать чувство прекрасного к музыке и движениям, ценностного отношения к здоровью. Цели: 1. Вызвать у детей интерес к танцу и физической культуре. 2. Развить музыкальность. 3. Научится выстукивать простые ритмы. 4. Научиться делать музыкальные акценты. Методы проведения занятия: 1. Наглядный; 2. Беседа; 3. Работа в группе. 23 Предварительная работа: Подготовка педагогом музыкального сопровождения занятия и наполнение урока физическими упражнениями. План занятия: 1. 2. 3. 4. 5. Организационный момент (5 мин.) Разминка (15 мин). Основная часть. Знакомство с ритмом (10 мин.) Работа в группах (10 мин.) Рефлексия (5 мин.) Ход урока: Организационный момент: Дети под музыку входят в зал, становятся на свои места, выполняют поклон. Педагог: Здравствуйте ребята, скажите пожалуйста, что является основой музыки и основой танца? (Ответы и рассуждения детей) Педагог: Правильно! Ритм. Тема занятия «Ритм. Акцент.» Педагог: Давайте вспомним, что такое ритм. Ритм – это чередование в музыке длинных, коротких звуков и пауз. Педагог: Что значит «чувствовать ритм»? Дети: слышать музыку и выполнять движения согласовано с ней Педагог: Правильно! Делать движения в соответствии с музыкой. Какую цель мы поставим перед собой? Дети рассуждают. Педагог: Итак, мы будем добиваться ритмичного выполнения комплексов упражнений и музыкального исполнения танцевальных комбинаций. Разминка: Педагог: Ребята, скажите можем ли мы сразу приступить к танцевальным комбинациям? Дети: Нет! Педагог: А, что нам нужно сделать сначала? Дети: разминку. Дети выполняют комплекс упражнений по кругу: обыкновенные шаги, relleve, шаг с высоким коленом, бег, подскоки, галоп, лицом в круг: прыжки по 6 поз ног, 2-6 поз ног, накрест, вперед-назад. Далее комплекс упражнений партерной гимнастики: Упражнение № 1. Вытягивание и сокращение стоп. М/р. 2/4, 4/4. а) Исходное положение: сесть на пол с опорой на руки сзади. 2 такта -Вступление. Исходное положение. 1такт- вытягивание стоп, стараясь коснуться большими пальцами пола; 2такт- фиксация предыдущего положения; 3-такт- сокращение 24 стоп («утюжки») с отрывом пяток от пола, колени активно вдавить в пол; 4такт- фиксация предыдущего положения. Упражнение повторяется от 8 до 16 раз, в зависимости от изменения темпа исполнения. б) Это упражнение повторить, лежа на спине. Исходное положение: руки свободно лежат вдоль тела, ладони вниз, все мускулы тела расслаблены. Упражнение направлено на развитие подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стопы. При выполнении этого упражнения все внимание сконцентрировать на чувстве подколенных и голеностопных группе мышц. Упражнение можно выполнить в два раза медленнее. Упражнение № 2. Поочерёдное вытягивание и сокращение стоп. М/р. 2/4, 4/4. а) Исходное положение - предыдущее. Поочерёдное вытягивание, сокращение стоп, очень активно. б) Это упражнение повторить, лежа на спине. Исходное положение - выше. Упражнение повторяется от 8 до 16 раз, в зависимости от изменения темпа исполнения. Направленность упражнения, что и в предыдущем упражнении. Упражнение № 3. Вытягивание стоп и расслабление. М/р. 2/4, 4/4. Исходное положение - сесть на пол с опорой на руки сзади. 2 такта-Вступление. Исходное положение. 1-йтакт- выпрямить колени так, чтобы коснуться ими пола, при этом пятки оторвать от пола как можно дальше, носками стараясь дотянуться до пола; 2 такт- фиксация предыдущего положения; 3, 4 такты расслабиться. Упражнение повторяется от 4 до 8 раз. Упражнение приучает к ощущению вытянутости ног, пальцев ног и всей стопы. А также направлено на улучшение гибкости коленных суставов. Упражнение № 4. Поднимание ног с одновременным сокращением и выпрямлением стоп. М/р. 2/4, 4/4. Исходное положение: лежа на спине, ноги развернуты в выворотное положение. 2 такта– Вступление. Исходное положение. 1-2 такты– (раз) – медленно поднимая то одну, то другую ногу или обе ноги вверх, сократить подъем в I позицию, (два) – вытянуть стопу (стопы) 3-4такты - ногу (ноги) опустить в исходное положение, так же сокращая и вытягивая стопы, или просто с вытянутыми стопами. Выполнить упражнение на 2такта 4/4 – вверх, на 2такта 4/4 - вниз. Упражнение повторяется от 4 до 6 раз. Расслабиться на 5-10 секунд. Это упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса, способствует выработке выворотности ног, а также исправляет недостатки осанки. Упражнение № 5. Сгибание корпуса вперед в I позицию (усложненный вариант). М/р. ¾ (32 такта) Исходное положение: сидя на полу, согнуть ноги в коленях в выворотной I позиции, стопы на полу. Руки перед ногами, кисти держат стопы, стараясь развести их в стороны. Важно чтобы стопы были целиком на полу, а не на ребре. 2 такта– Вступление. Исходное положение. 125 3такты– стопы выворотной I позиции скользят вперед, корпус и голова прижимаются к ногам, важно избежать положения стоп на ребре. 10 4 такт– голова опускается вперед вниз, стопы и руки вытягиваются 1-4 такт – руки обхватывают стопы, корпус поднимается наверх, стопы скользят по полу, сохраняя I выворотную позицию до исходного положения. Упражнение повторить еще 3 раза. Упражнение направлено на развитие выворотности стопы, бедра и гибкости корпуса вперед. Упражнение № 6. «Бабочка» Муз/ р. ¾, 4/4 Исходное положение: сидя на полу, ноги согнуты в коленях (касаясь подошвой, друг друга), колени максимально разведены в стороны и лежат на полу. Кисти рук лежат на стопах. 2 такта– Вступление. Исходное положение 1-4 такта – тянуть колени к полу, при этом чуть-чуть поднимая и опуская колени (машет крылышками). Расслабиться на 5-10 секунд. При выполнении упражнения следить за прямой спиной. Упражнение направлено на развитие верхней выворотности и подвижности тазобедренного сустава. Упражнение № 7. Рasse ногами поочередно. Муз/ р. ¾, 4/4 Исходное положение: лежа на спине, ноги вытянуты, стопы в выворотном положении, руки раскрыты в стороны, ладонями в пол на уровне плеч. 2 такта – Вступление. Исходное положение. 1 такт–рasse ногой; 2 такт – фиксация исходного положения; 3 такт – вернуть ногу в исходное положение; 4 такт – фиксация исходного положения; 5-8 такты– выполнить другой ногой. Упражнение повторить еще 3 раза. Упражнение направлено на развитие верхней выворотности и подвижности тазобедренного сустава. Упражнение № 8. «Лягушка». Муз/р. ¾, 4/4. а) Исходное положение: лежа на спине, ноги вытянуты, стопы в выворотном положении, руки раскрыты в стороны, ладонями в пол на уровне плеч. 2 такта– Вступление. Исходное положение. 1 такт – обе ноги согнутые в коленях, подтягиваем к тазобедренному суставу; 2 такт – фиксация исходного положения; 3 такт– обе ноги вытянуть в исходное положение; 4 такт – фиксация исходного положения. 15 Упражнение повторить еще 3 раза. б) Это упражнение можно выполнить, лежа на животе. Упражнение развивает верхнюю выворотность. Упражнение № 4. «Demirond» с упором на локти Муз/ р. ¾, 4/4 Исходное положение: упор на локти, ноги вытянуты вперед. 2 такта– Вступление. Исходное положение. 1 такт – поднять ногу на 90°; 2 такт– опустить ногу в сторону; 3 такт– опять поднять на 90°; 4 такт – опустить в исходное положение; 5-8 такты– повторить другой ногой. Упражнение повторить еще 3 раза. Упражнение развивает выворотность, растягивает паховую мышцу, укрепляет мышцы голени и бедра. Упражнение № 5. Махи ногами вперед. Муз/р. 2/4 Исходное положение: упор на локти, ноги вытянуты вперед. 2 26 такта– Вступление. Исходное положение. 1 такт –мах правой ногой на 90°; 2 такт– тоже выполнить левой ногой; 3 такт– повторить правой ногой; 4 такт – повторить левой ногой. Упражнение выполнить 8 раз. Упражнение направлено на укрепление мышц бедра. Основная часть: знакомство с ритмом и акцентом. Педагог: Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке. Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Ещё одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки. Сейчас мы с вами поиграем в интересные ритмические игры: Игра «Индеец» Ход игры. Ведущий (вождь) отстукивает ритм (посылает указ) детям (своим индейцам), дети повторяют (индейцы отвечают своему вождю). Можно выбрать вождем ребёнка. Указ можно давать по кругу или выборочно каждому ребёнку. Игра: «Рула, те рула» Ход игры. Дети слушают музыку. На 1 часть музыки каждый по очереди подаёт руку стоящему справа, поворачивая голову. Каждый выполняет это движение на начало такта. Также поочерёдно каждый подаёт свою левую руку ребёнку. Стоящему слева. На 2 часть музыки дети движутся по кругу вправо—галопом, в конце музыкальной фразы — подскок. Влево движение повторяется. Игра «Волшебный смычок» Ход игры. Прослушивается различная по характеру музыка. Дети рукой (волшебным смычком) «дирижируют» под музыку. Игра «Услышь меня» Ход игры. 1.Ведущий задаёт ритм, дети должны повторить его. 2.Сидящий с краю ребёнок повторяет заданный ритм, при этом добавляет один свой хлопок. Второй повторяет ритм, добавляя свой хлопок и т.д. Педагог: Молодцы, ребята! Что такое ритм мы поняли. А что же такое акцент? Акцент – выделение громкостью (или другим образом) определенной 27 ноты или доли в такте. Танцоры используют акценты для улучшения чувства музыки и её выразительности. Музыкальные акценты играют огромную роль в способности танцора создавать ритм. Внимательное прослушивание музыки и понимание музыкальных акцентов способствуют развитию хорошей музыкальности. Скажите пожалуйста, как мы можем показать акцент в танце? Дети рассуждают. Педагог: правильно, ребята! Мы можем показать акцент с помощью взмаха руки, прыжка или приседания. И сейчас мы с вами попробуем сделать акцент в музыке с помощью нашего тела. Ребята показывают акценты импровизируя под музыку. Рефлексия: Педагог: Ребята, оцените свою ритмичность на занятии. Все ли выполняли под музыку правильно? Высокая (работал в полную ногу) - два лайка. Выше среднего (работал хорошо, но могу лучше) - лайк в горизонтальном положении + лайк. Средняя (работал хорошо, иногда отвлекался) - два лайка в горизонтальном положении. Низкая (низкая работоспособность по объективным причинам) - два дизлайка. Педагог: Ребята, дома обязательно повторяйте все упражнения на развитие чувства ритма. На следующем занятии мы продолжим усовершенствовать свой музыкальный слух. Благодарю вас за работу! Поклон. 28 Рисунки танца: Используются при постановке концертных номеров, этюдов, флешмобов. 29 Приложение 3 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Флешмоб: от идеи к воплощению» № Наименование темя занятия Колво часов Знакомство с программой. Техника безопасности в танцевальном зале. 2 Дата по расписанию по план у по факт у груп па 1 по факт у груп па 2 по факт у груп па 3 по факт у груп па 4 по факт у груп па 5 Форма аттестац ии /контрол я Примеч ание (коррек тировка ) Вводное занятие – 2 часа 1 16.0922.09. 2024 Устный опрос Раздел 1. Азбука танцевальных движений – 10 часов 16.092 Понятие о 2 флешмобе, история 22.09. возникновения. 2024 Основы 23.093 2 музыкальной 29.09. грамоты. 2024 23.094 Ритм. Акцент. 2 29.09. 2024 30.095 Постановка 2 корпуса, рук, ног. 06.10. 2024 30.09педагогич 6 Построение и 2 перестроение 06.10. еское групп. 2024 наблюден ие Итого за месяц: 12 часов Раздел 2. Флешмоб как форма хореографии – 130 часов 7.107 Единство. 2 Ознакомление с 13.10. задумкой. 2024 7.108 Разучивание 2 танцевальных 13.10. движений. 2024 14.109 Разучивание 2 танцевальных 20.10. движений. 2024 14.1010 Разучивание 2 перестроений и 20.10. переходов 2024 флешмоба. 30 11 Разучивание перестроений и переходов флешмоба. 12 Работа над синхронностью танцевальных комбинаций. 13 Работа над синхронностью танцевальных комбинаций. 14 Репетиция флешмоба «Единство» Итого за месяц: 15 Репетиция флешмоба «Единство» 16 Запись флешмоба на видео. 2 21.1027.10. 2024 2 21.1027.10. 2024 2 28.1003.11. 2024 2 28.1003.11. 2024 часов 04.1110.11. 2024 04.1110.11. 2024 11.1117.11. 2024 16 2 2 17 «Не забыть нам подвиг солдата». Определение темы и идеи флешмоба. 18 Разучивание танцевальных движений в технике военной пляски. 19 Разучивание танцевальных движений в технике военной пляски. 20 Разучивание перестроений и переходов. 21 Работа над синхронностью движений. 22 Работа над синхронностью движений. 23 Репетиция флешмоба. 2 24 Видеовыступление. 2 2 11.1117.11. 2024 2 18.1124.11. 2024 2 18.1124.11. 2024 25.1101.12. 2024 25.1101.12. 2024 02.1208.12. 2024 02.1208.12. 2024 2 2 2 Видеовыступле ние Видеовыступле ние 31 Итого за месяц: 25 «Новогодние чудеса. Новогодние традиции и обычаи народов мира» 26 Разучивание танцевального комплекса по тематике флешмоба. 27 Разучивание танцевального комплекса по тематике флешмоба. 28 Синхронность исполнения танцевального комплекса. 29 Синхронность исполнения танцевального комплекса. 30 Репетиционная работа. 20 2 часов 09.1215.12. 2024 2 09.1215.12. 2024 2 16.1222.12. 2024 2 16.1222.12. 2024 2 23.1229.12. 2024 2 31 Репетиционная работа. 32 Запись флешмоба на видео. 2 23.1229.12. 2024 30.12. 2024 31.12. 2024 Итого за месяц: Итого за I полугодие: Методика составления флешмоба. Составление комбинаций по группам. Составление комбинаций флешмоба. Работа в группах. Рисунки флешмоба» Работа в группах. Рисунки флешмоба. Работа в группах. 16 64 часов часа 2 08.0112.01. 2025 2 08.0112.01. 2025 2 13.0119.01. 2025 13.0119.01. 2025 33 34 35 36 2 2 Видеовыступле ние 32 37 Масленичные забавы. Танцевальные народные игры. 38 Изучение техники танцевальных движений в русском характере. 39 Изучение техники танцевальных движений в русском характере. 40 Изучение комбинаций флешмоба. Итого за месяц: 41 Изучение комбинаций флешмоба. 42 Работа над синхронным исполнением комбинаций. 43 Работа над синхронным исполнением комбинаций. 44 Репетиционная деятельность 2 20.0126.01. 2025 2 20.0126.01. 2025 2 27.0131.01. 2025 2 27.0131.01. 2025 часов 03.0209.02. 2025 03.0209.02. 2025 16 2 2 2 10.0216.02. 2025 2 10.0216.02. 2025 17.0223.02. 2025 17.0223.02. 2025 24.0228.02. 2025 24.0228.02. 2025 часов 03.039.03.2 025 03.039.03.2 025 45 Репетиционная деятельность 2 46 Видеовыступление 2 47 Упражнения, повышающие гибкость суставов. 48 Различные виды шагов и широкие выпады. Итого за месяц: 49 Упражнения, развивающие гибкость 50 Упражнения на координацию движений 2 2 16 2 2 Видеовыступле ние 33 51 Упражнения, развивающие подъем стопы, растяжения сухожилий, подколенных мышц и связок. 52 Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса. 53 Элементы русского народного танца. 2 10.0316.03. 2025 2 10.0316.03. 2025 2 54 «Танцы военных лет». Патриотические комбинации, работа малыми группами. 55 Разучивание техники танцевального комплекса. 56 Разучивание техники танцевального комплекса. Итого за месяц: 57 Разучивание танцевальных комбинаций флешмоба. 58 Разучивание танцевальных комбинаций флешмоба. 59 Работа над техникой исполнения и стилем. 60 Работа над техникой исполнения и стилем. 61 Синхронность исполнения комбинаций. 62 Синхронность исполнения комбинаций. 2 17.0323.03. 2025 17.0323.03. 2025 2 24.0330.03. 2025 2 24.0330.03. 2025 16 2 часов 31.036.04.2 025 2 31.036.04.2 025 2 07.0413.04. 2025 2 07.0413.04. 2025 2 14.0420.04. 2024 14.0420.04. 2024 2 34 63 Репетиционная работа. 2 64 Репетиционная работа. 2 65 Видеовыступление. Флешмоб «День Победы» 66 Пространственные игры. 2 Итого за месяц: 67 Пространственные игры. 20 2 68 Танцевальная импровизация. 2 69 Танцевальная импровизация. 2 70 Работа в малых группах 2 71 Работа в парах 2 72 Итоговое занятие. Чему мы научились… 2 Итого за месяц: Итого за I полугодие: Итого за II полугодие: Итого за год: 2 21.0427.04. 2024 21.0427.04. 2024 28.0404.05. 2025 28.0404.05. 2025 часов 05.0511.05. 2025 05.0511.05. 2025 12.0518.05. 2025 12.0518.05. 2025 19.0525.05. 2025 19.0525.05. 2025 12 64 часов часа 80 часов 144 часа Видеовыступле ние Съемка и демонстр ация флешмоб а. 35 Приложение 4 Указываются корректировки и дата. № ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ внесенные в программу изменения, Причина корректировка Дата причина Согласование с заместителем директора по УВР (подпись) 36 Приложение 5 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № п/п 1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 4 1 2 3 4 Содержание работы Дата Место Примечание проведения проведения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ Участие в поздравлении ко Дню октябрь МБОУ ДО учителя «ЦДОД» Флешмоб «В единстве сила» ноябрь МБОУ ДО «ЦДОД» Флешмоб «Подвиг твой известен» декабрь МБОУ ДО «ЦДОД» Новогодний утренник декабрь МБОУ ДО «ЦДОД» Флешмоб «Масленичные забавы» февраль МБОУ ДО «ЦДОД» Флешмоб «День Победы» май МБОУ ДО «ЦДОД» МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ Конкурс «Крым в сердце моем» в течение года МБОУ ДО «ЦДОД» Конкурс «Парад солистов» в течение года МБОУ ДО «ЦДОД» РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Изучение интересов и в течение года МБОУ ДО наклонностей детей. Уточнение «ЦДОД» критериев одаренности по способности детей, индивидуальные беседы. Составление банка данных одаренных детей. Мониторинг. Подбор материала для занятий (с в течение года МБОУ ДО усложнением), для «ЦДОД» индивидуальной работы и конкурсов. Дополнительные занятия с в течение года МБОУ ДО одарёнными детьми, подготовка к «ЦДОД» выступлениям. Подведение итогов работы с Май 2025 МБОУ ДО одаренными детьми. «ЦДОД» РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Организационное родительское До 15 МБОУ ДО собрание «Начало учебного года» сентября 2024 «ЦДОД» года Общение с родителями через в течение года Сеть интернет мессенджер Viber Родительское собрание по Декабрь 2024 МБОУ ДО окончании первого полугодия. «ЦДОД» Родительское собрание по Май 2025 МБОУ ДО окончании учебного года. «ЦДОД» ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ 37 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Правила дорожно-транспортной безопасности пешехода, велосипедиста. Особенности поведения на дороге в осенние дни Правила пожарной безопасности в быту и учреждении образования. Общие правила электробезопасности Действия в экстремальных ситуациях: во дворе, на улицах, дома, в общественных местах Правила безопасности при общении с животными. Профилактика отравлений и предупреждение острых кишечных инфекций. Правила дорожно-транспортной безопасности пешехода, велосипедиста. Особенности поведения на дороге в зимний период Правила пожарной безопасности в быту и учреждении образования. Общие правила электробезопасности Действия в экстремальных ситуациях: во дворе, на улицах, дома, в общественных местах Правила безопасности при общении с животными. октябрь МБОУ ДО «ЦДОД» октябрь МБОУ ДО «ЦДОД» октябрь МБОУ ДО «ЦДОД» ноябрь МБОУ ДО «ЦДОД» МБОУ ДО «ЦДОД» ноябрь февраль МБОУ ДО «ЦДОД» март МБОУ ДО «ЦДОД» март МБОУ ДО «ЦДОД» апрель МБОУ ДО «ЦДОД» 38