М.М.Сергеев Веселый карандаш

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОДОБРЕНО
педагогическим советом
протокол № _1____
«_28__» ___08____ 2024 год

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО «ЦДОД»
БР РК
_____________ Т.В. Локтионова
«_28__» ___08____ 2024 год
Приказ № 90

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ»

Направленность: художественная
Срок реализации программы:1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Составитель:
Сергеев Михаил Михайлович,
педагог дополнительного образования
творческого объединения «Юный художник»

г. Бахчисарай,
2024 г.

Рецензия
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
творческого объединения «Веселый карандаш»
Автор-составитель: Сергеев М.М. — педагог дополнительного образования
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района
Республики Крым.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
разработана на основе программы аналогичной направленности: автор программы
«Цветовушка» Цыгановой А.И. - заведующей художественным отделением,
преподавателем изобразительного искусства МАОУ ДОД «ДШИ г. Печора»., имеет
модификации и дополнения исходя из требований учреждения дополнительного
образования, на базе которого она используется.
Рецензируемая программа составлена с учетом методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо
Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» и в
полном соответствии с Положением о разработке и утверждении дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым.
Программа имеет художественную направленность, так как способствует
развитию у обучающихся умений и навыков изобразительного творчества и
эстетического восприятия окружающего мира. Она соответствует начальному
уровню, рассчитана на возрастную категорию детей от 6 до 7 лет со сроком
реализации 1 год. Особенности организации образовательного процесса этой
программа-одновозрастная группа. Состав группы постоянный. Программа
предусматривает 2 вида занятий: теоретические занятия и практические занятия. В
обучении применяется групповая форма с индивидуальным подходом, включающая
обучение в малых группах.
В пояснительной записке составитель убедительно обосновал актуальность,
новизну и педагогическую целесообразность данной программы, воспитательный
потенциал, прописаны цели и задачи, ожидаемый результат, формы и методы
обучения, формы аттестации и контроля на год обучения.
В содержании курса обучения методически грамотно составлено тематическое
планирование, указаны основные темы и разделы занятий. Материал изложен четко,
выделены все структурные части и разделы тем. Педагог разработал наглядный
материал, соответствующий программе и целесообразно используемый для
дидактической обработки содержания занятия, а также тестовые задания для
контроля освоения учащимися теоретических знаний и практических умений
изобразительного искусства.
Список
литературы
достаточно
полон,
доступен
для
адресата.
Рекомендуется использовать в образовательном процессе.
Рецензент: _______ ____________ Руководитель МОЦ Королева В.А.

«Согласовано» ________________ Зам. Директора по УВР Токарев А.

2

РАЗДЕЛ №1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей
дошкольного и младшего школьного возраста: она глубоко волнует ребенка,
вызывает положительные эмоции.
Ребёнок всё воспринимает по-своему, и процесс рисунка для него очень
важен. Многие деятели науки и искусства очень трепетно относятся к
вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности,
стараясь не нарушать примитивную целостность и эстетического освоения
мира, не навязать своё взрослое мироощущение.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для
всестороннего воспитания детей. Это, прежде всего, познавательная
деятельность. Овладение умением изображать невозможно без развития
целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Дети
воспроизводят в своих работах то, что восприняли ранее, с чем они уже
знакомы, но чаще появляются работы по представлению или по памяти.
Наличие такого рода представлений даёт пищу работе воображения.
В
основе
разработки
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Веселый карандаш» лежит следующая
нормативно-правовая база:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
-Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
-Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
-Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию
и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от
07.12.2018 г. № 3;

3

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
-Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
-Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г.
№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ»;
-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г.
№ 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
-Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года
в Республике Крым»;
-Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
-Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
-Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ.
способствующих
4

социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо
Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016г. № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций»;
-Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019г.
№ ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью»;
-Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г.
№ АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
-Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций»;
-Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования "Центр дополнительного образования детей"
Бахчисарайского района Республики Крым;
-Положение
о
разработке
и
утверждении
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального
бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района
Республики Крым.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Веселый карандаш» по содержанию является
художественной.
Один из основных принципов построения программы —
воспитывающий характер обучения. Российская педагогика не мыслит
обучение вне связи с осуществлением воспитательных задач. В
изобразительной деятельности основной задачей и обучения, и воспитания
является развитие творческих способностей детей.
Вид образовательной программы – модифицированная, разработана на
основе программы аналогичной направленности: автор программы
«Цветовушка» Цыгановой А.И. - заведующей художественным отделением,
преподавателем изобразительного искусства МАОУ ДОД «ДШИ г. Печора».
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи творческого восприятия и развития
личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего
поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение
5

видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством
приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки
воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Новизна данной программы заключается в том, что в процессе обучения
учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы,
о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции,
декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а
также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте
природы и человеческих чувств.
Отличительные особенности данной образовательной программы от
уже существующих в этой области заключаются в том, что программа
ориентирована на применение широкого комплекса различного
дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на
овладение основами изобразительного искусства, на приобщение
обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс
обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и
увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе
усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников
развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон
(обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих
интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Педагогическая
целесообразность
программы
объясняется
формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый
ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то,
чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основные педагогические принципы реализации программы:
- доступность (от простого к сложному в любой из художественных
техник росписи ткани),
- деятельностность (изучаемый материал закрепляется на практике как
в индивидуальной, так и в групповой формах работы),
6

- системность и систематичность (логичность и последовательность
раскрытия содержания программного материала),
- креативность (изучаемые темы завершаются творческой
самостоятельной работой обучающихся, основанной на самореализации и
самоопределении в выборе тематики произведения; творческое отношение и
стремление к экспериментированию поощряется на всех этапах работы).
Адресат программы. Программа «Веселый карандаш» разработана для
обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет).
Количество учащихся в группе до 15 человек. Пол, уровень предварительной
подготовки, степень физического здоровья на предполагаемый состав группы
особого влияния не имеет. Время занятия рекомендуется нормами СанПиН.
Характеристика контингента
Данный возраст характеризуется готовностью к учебной деятельности
(уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития,
который определяет способность учиться), а также готовностью ко взятию на
себя новых обязанностей, которые лежат в основе учебной мотивации
младшего возраста.
Формируются: активное эстетическое восприятие, творчество и
нравственно-эстетическое отношение к жизни, закрепляемое в более или
менее неизменном виде на всю жизнь. Развиваются формы мышления,
которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний.
Трудности младшего возраста в данный период: новый режим дня,
жизни, смена главенствующих авторитетов, новые отношения с
одноклассниками и учителем, апатия, связанная с невозможностью
преодолеть эти трудности.
При этом педагог обязательно должен учитывать особенности младшего
возраста: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая
проявляется при столкновении с различными дисциплинами.
Как выстраивать деятельность:
самоорганизовывать
и
самодисциплинировать
ученика
посредствам групповых игр, вызывания любопытства, интереса к
всевозможным творческим занятиям;
координировать и организовывать правильный режим дня;
привлекать
родителей
к
совместным
воспитательным
мероприятиям.
Объем и срок освоения программы. Общее количество учебных часов,
необходимых для освоения программы, составляет 72 часа. Срок реализации
программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе - 36 недель,
период обучения - с сентября по май.
Уровень программы – ознакомительный (стартовый).
7

Форма обучения – очная форма обучения.
Особенности
организации
образовательного
процесса
одновозрастная группа. Состав группы постоянный. Программа
предусматривает 2 вида занятий: теоретические занятия и практические
занятия. В обучении применяется групповая форма с индивидуальным
подходом, включающая обучение в малых группах.
Режим занятий, периодичность и продолжительность - реализация
программы планируется в 1 группе, по 2 занятию в неделю,
продолжительностью 1 академический час.
1 группа – понедельник, среда, 13:00-13:45.
Допускается изменение расписания занятий в течение года по
объективным причинам.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – развитие целостной личности ребенка, его
творческих индивидуальных способностей посредством приобщения к
изобразительному творчеству.
.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с жанрами изобразительного искусства;
- знакомство с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
- овладение законами перспективы;
- приобретение умения грамотно передавать форму, характер предметов
и объектов, строить композицию с выделением композиционного центра;
- совершенствование работы над рисунком в разных жанрах.
Метапредметные:
- развитие у детей внимания, памяти, творческих способностей,
фантазии и воображения;
- развитие цветового восприятия; художественного вкуса, способности
видеть и понимать прекрасное;
- совершенствование мелкой моторики рук и точности глазомера;
развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную
деятельность в группе, общение, сотрудничество.
Личностные:
- формирование у обучающихся интереса к искусству и занятиям
изобразительным творчеством;
- воспитание трудолюбия, терпения, воли;
- воспитание усидчивости, аккуратности;
8

- формирование организационных умений и навыков (планировать и
анализировать свою деятельность).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ
Программа предусматривает проведение тематических мероприятий с
обучающимися на кануне общегосударственных праздников, ознакомление с
историческими ценностями нашего общества, участие в республиканских
конкурсных программах на патриотическую тематику.
Занятие по искусству из-за их универсальности можно рассматривать
как знакомство с профессией и подготовке детей к самостоятельной жизни
(воспитание трудолюбия обучающихся).
Основными показателями эффективности программы являются:
высокий уровень мотивации обучающихся к получению новых знаний,
который проявляется в реализации креативных идей при проектировании
авторских творческих работ;
творческая результативность обучающихся по итогам участия в
конкурсах и выставках изобразительного и декоративно-прикладного
творчества различного уровня.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Количество часов

Форма
аттестации
(контроля)
--Выставка

Название раздела, темы

Теория

Практика

Итого

Вводные занятия.
Рисунок. Линия. Штрих.
Точка. Пятно.
Живопись. Работа с
кистью.
Декоративное рисование.
Узоры
Натюрморт. Портрет.
Пейзаж
Нетрадиционные
техники рисования
Итоговое занятие
Итого:

1
4

1
16

2
20

4

12

16

4

12

16

2

10

12

Участие в
конкурсе
Мастеркласс
Выставка

2

2

4

Выставка

17

2
55

2
72

часов

9

Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводные занятия – 2 часа.
Теория: Знакомство с программой. Основные формы работы.
Знакомство детей друг с другом. Правила техники безопасности в изостудии.
Техника безопасности в изостудии.
Практика:
Организация
рабочего
места.
Знакомство
с
художественными материалами и оборудованием.
Раздел 2. Рисунок. Линия. Штрих. Точка. Пятно – 20 часов.
2.1. Точка - основа линии. Начало всех начал.
Теория: Ученики знакомятся с понятием «рисунок» и «рисунком» как
видом искусства. Знакомятся с различными художественными материалами
(карандаши, фломастеры, ручки, мелки, пастель, уголь, сангина, тушь,
чернила и т.д.) и техниками.
Практика: Выполняется ряд заданий, которые формируют навыки и
помогают усвоить теоретическую часть: точка в графике - карандаш, резинка.
2.2. Линия в искусстве.
Теория: виды и характер линий, толщина, пластика, ломаная линия,
крученая, витая, изгибы, разный нажим. Линии в природе. Ритм линий.
Фломастеры, гелевые ручки.
Практика: рисуем линии разной толщины, длины и формы с разным
нажимом и ритмом.
2.3. Штрих в искусстве.
Теория: штрих как способ передачи фактуры, тона, обьема. Виды
штриховки. Мастера рисунка - Леонардо да Винчи и Дюрер. Штрихи в
природе: шерсть, дождь, иголки, ткань.
Практика: рисунок животного, покрытого шерстью. Материал масляная
пастель.
2.4. Пятно.
Теория: пятно в природе: тень и свет. Фактура коры, кожи, земли, воды,
металла, дерева.
Практика: рисуем пятна листьев, пятна животных цветными
карандашами.
Раздел 3. Живопись. Работа с кистью – 16 часов.
Знакомство с видом искусства – живопись. Жанры, приемы, техники.
Изучение языка цвета. Виды красок, кистей, бумаги, холстов. Способы
нанесения краски на картину. Мазок - основной прием живописной техники.
Точки, линии, пятна, заливки, набрызг. Основы цветоведения. Понятие цвет,
оттенок, гамма, колорит, тон, контраст, основные и дополнительные цвета,
цвета соседи.
Изучение способов работы с краской, кистью.
Тема 3.1. Работа кистью. Королева Кисть и ее слуги краски. Мазок.
10

Теория: знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы
кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила
работы и уход за кистями.
Практика: понятие различных видов мазков, полученных при разном
нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик».
Раздел 4. Декоративное рисование. Узоры – 16 часов.
Теория: Декоративное рисование и его роль в развитии детей. Узоры как
средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры
на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и
многообразие узоров. Узоры в народном творчестве.
Практика:
Развитие
абстрактного
мышления,
творческой
импровизации ребёнка. Узоры на посуде, кувшин с геометрическими узорами.
Раздел 5. Натюрморт. Портрет. Пейзаж – 12 часов.
Теория: Знакомство с историей появления этих жанров в
изобразительном искусстве.
Практика: Работа с натюрмортом. Развивать умение группировать
«говорящие вещи» и понимать через тематические натюрморты. Рисуем
натюрморт.
Тема 5.1 Портрет.
Теория: Понятие портрет, построение лица, виды портретов, способы
передачи сходства.
Практика: рисуем лицо.
Тема 5.2 Пейзаж.
Теория: Понятие пейзаж, линия горизонта, времена года, ближний и
дальний план - перспектива.
Практика: рисуем пейзаж.
Раздел 6. Нетрадиционные техники рисования – 4 часа.
Теория: Использование разнообразие техник
рисования
и
выразительных средств графических материалов. Умение создавать образы из
необычного сочетания техник, приемов, материалов.
Практика: Оттиски различными материалами (ткань, поролон, овощи),
работа с воском, солью и др. подручными средствами, рисование по
трафарету, процарапывание, рисование валиком, губкой.
Раздел 7. Итоговые занятия – 2 часа.
Практика: Выполнение и оформление тематических творческих работ
для конкурсов, выставок. Подведение итогов обучения. Оформление выставки
работ учащихся, награждение победителей конкурсов.

11

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
- ответственное отношение к обучению, готовность и способность
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
- развитие чувства патриотизма, уважения к своему народу, гордости за
свой край;
- развитие ответственного отношения к труду, качеству своей
деятельности;
- умение оценивать результаты своего творчества.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать цели и задачи учебной
деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей; формирование умения слушать
собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные:
- сформированность первоначальных представлений о роли
изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на
материале художественной культуры родного края, эстетического отношения
к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном
творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе
и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности:
 рисунке,
 живописи,
 скульптуре,
 декоративно-прикладной деятельности,
 художественном конструировании.
12


РАЗДЕЛ №2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 группа
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
2
72
Режим занятий
2 раз в неделю
по 1 академическому часу
Понедельник, среда – 13:00 – 13:45

Дата начала
обучения по
программе
15 сентября
2023

Дата
окончания
обучения
31 мая
2024

Каникулы
01 июня 2024 – 14 сентября 2024

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение – учебные занятия проводятся
в помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим требованиям.
Особое внимание уделяется освещённости учебного помещения, наличию
воды.
Оборудование:
• столы;
• стулья:
• шкафы/стеллажи для поделок и выставок.
Каждому воспитаннику необходимы:
• альбомные листы для рисования ф А4 и ф А3;
• кисти беличьи №2 - №10;
• цветные масляные восковые мелки;
• краски акварельные, гуашь;
• палитры;
• простые карандаши;
• цветные карандаши;
• фломастеры;
• цветная бумага;
• цветной картон;
• гелевые цветные ручки;
• мелованный картон;
• ножницы;
• клей, линейка.
Информационное обеспечение – репродукции картин известных
художников, презентации.
13

Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования, имеет
высшее художественное образование, опыт выставочной деятельности,
обладает определенными способностями к работе в сфере художественного
творчества детей, отличник образования Украины.
Методическое обеспечение
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой
безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой
программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие
родителей обучающихся.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами
работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся
получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее
возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных
знаний в работе с натуры; оно дает ребенку возможность тренировать свою
зрительную память.
Тематическое занятие –детям предлагается работать над иллюстрацией
к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию
творческого воображения ребенка.
Занятие импровизация – на таком занятии обучающиеся получают
полную свободу в выборе художественных материалов и использовании
различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребенка,
раскрепощают его.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после
изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить
детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для
стимулирования творчества детей.
Методы работы
Формированию личности ребенка способствуют следующие методы:
по источнику и передачи и восприятию информации:
а) словесный (заключается в проведение короткого рассказа, лекции или
беседе перед началом практических занятий);
б) наглядный (использование на уроках иллюстраций, репродукций,
работ педагога, лучших работ обучающихся, видео фильмов);
в) практический (предполагает непосредственную работу по заданной
теме);
по дидактическим задачам:
а) приобретение знаний (т.е. дети приобретают знания по различным
видам и жанрам ИЗО и ДПИ);
14

б) формирование умений и навыков (подразумевает правильное
использование рабочих материалов; умение работать в разных техниках и
различными приемами);
в) применение знаний (использование и воплощение теоретических
знаний на последующих практических занятиях);
г) творческая деятельность (предполагает возможность использования
индивидуальных качеств и способностей ребенка в его работе);
по характеру деятельности:
а) объяснительно-иллюстративный (изложение заданной темы
педагогом, должно быть доходчиво и наглядно, в результате чего –
самостоятельная работа учащихся);
б) репродуктивный (копирование и повтор работ учителя).
В рамках реализации данной программы использованы педагогические
технологии:
- технология индивидуализации обучения,
- технология группового обучения,
- технология коллективного взаимообучения,
- технология блочно-модульного обучения,
- технология личностно-ориентированного обучения,
- технология развивающего обучения,
- технология игровой деятельности,
- технология коллективной творческой деятельности,
- технология педагогической мастерской,
- здоровьесберегающая технология,
- информационно-коммуникационные технологии.
Принципы построения программы: доступность, системность,
последовательность, преемственность, гуманизация, демократизация,
увлекательность и творчество, сотрудничество, культуросообразность.
Формы организации учебного занятия - беседа, вернисаж, встреча с
интересными людьми, выставка, галерея, конкурс, мастер-класс, открытое
занятие, практическое занятие, презентация, творческая мастерская,
экскурсия, ярмарка.
Дидактические материалы – раздаточные материалы, технологические
карты, задания, упражнения, образцы и иллюстрации.
Алгоритм учебного занятия
Как показала практика, оптимален следующий способ построения
учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия,
задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения.
Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала,
иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции
15

работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству,
изделия народных мастеров, лучшие детские работы.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические
материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную
почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления
творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми
переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа
очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными
художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые
мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными
инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и др.). При этом используется
для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким
образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над
определённым заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая
деятельность обучающихся строится по принципу: от простого - к сложному,
от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно
провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После
подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде
домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали
ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях
программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за
выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на
продолжение обучения.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Форм
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселый карандаш»
включает в себя:
начальный: педагогическое наблюдение;
фронтальный: беседы в форме теста или «вопрос-ответ»; беседы с
элементами викторины;
текущий: само- и взаимоконтроль;
промежуточный: результат работы детей по изученным темам.
Формы подведения итогов реализации программы:
отчетная выставка в конце полугодия, учебного года;
участие в конкурсах, выставках, ярмарках различного уровня.

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1.
Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е. Лебедевой. —
М.: Владос, 2008 г.
2.
Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству.
— М.:
3.
Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. — М.:
Просвещение, 1973.
4.
Соколова Г.М. Воспитание чувств. — Ставрополь, 1992.
5.
Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление
образовательными системами. — М.: Просвещение, 2011.
6.
Максимова М., Кузмина М. Вышивка. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2009.
7.
Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. — М.
:Просвещение, 2011
8.
Сокольникова И.М. Основы композиции. — М.: Дрофа, 2009.
Дополнительные пособия для педагога:
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 2010 г.
2. Виноградова Г.Г. Изобразительное искусства в школе.
3. И. П. Волков. Художественная студия в школе
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн.
Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.
5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной
школе
6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью»
перевод: Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург,
1995
8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на
уроках искусства.
9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М.,
1981.
11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства
в школе. 3-е изд. М., 1998.
12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания
в школе: учебник. 3-е изд. М., 1997.
14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл
изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература,
1998. – 208 с.: ил..
17

15. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и
цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в
Испании, январь 1992.
16. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТРодник», Москва 1997

18

Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для
диагностики
результативности
работы
используется
индивидуальные творческие задания, выполненные учащимся практически по
каждому пункту учебного плана. По итогам года - участие в выставках и
конкурсах.
Устные опросы по теории ИЗО, истории изобразительного искусства:
«Словарь юного художника»
Вариант 1
Фамилия, имя учащегося ___________________________________
Выбери правильный вариант ответа на каждый из предложенных
вопросов:
Задание 1. Картина, на которой изображены фрукты и овощи - это:
□ пейзаж
□ натюрморт
□ портрет
Задание 2. Художник, изображающий животных - это:
□ портретист
□ анималист
□ маринист
Задание
3.
В
изобразительном
искусстве
художественновыразительными средствами являются:
□ звук и мелодия
□ движение и пластика
□ линия и цвет
Задание 4. Картина, на которой художник изобразил себя, называется:
□ портрет
□ автопортрет
□ фотография
Задание 5. Если художник изобразил на картине сцены из жизни святых,
то такая картина относится:
□ к бытовому
жанру □
к религиозному
жанру □ к
мифологическому жанру
Задание 6. Использование в одной картине разных художественных
материалов (например, карандашей и фломастеров, красок и мелков) - это:
□ смешанная
техника
□ юмористическая
техника
□ смешная техника
Задание 7. Орнамент бывает:
□ народный, авторский
□ растительный, животный, геометрический
□ полезный, вредный
Задание 8. Пропорция - это:
□ безразмерность частей фигуры
□ соразмерность частей фигуры
□ трёхмерность частей фигуры
Задание 9. Набор цветов и их оттенков, имеющих общий
цветовой признак (цветовое сходство) - это:
□ фактура
□ цветовая гамма
□ коллаж
Задание 10. Быстро сделанный рисунок - это:
□ отбросок
□ набросок
□ черновик
19

Ответы: 1. натюрморт, 2. анималист, 3. линия и цвет, 4. автопортрет, 5.
к религиозному жанру, 6. смешанная техника, 7. растительный, животный,
геометрический, 8. соразмерность частей фигуры, 9. цветовая гамма, 10.
набросок.
Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Педагогом используются следующие методические материалы:
1. Методическая разработка по методике работы над натюрмортом
(акварель).
2. Методика преподавания ИЗО в начальной школе.
3. Методические разработки по академическому рисунку.
4. Методические разработки по тематическому рисованию, рисованию с
натуры.
5. Теория живописи.
6. Слайды истории ИЗО. Видеофильмы.
7. Монографии художников.
8. Методические пособия и рекомендации.
С
целью
комплексного
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Основы
изобразительного искусства» педагогом используется прием чередования тем
занятий из различных разделов учебного плана. Данный прием используется в
программах художественных школ для того, чтобы обучение имело
последовательный смысл.
Для изображения картины любой сложности необходимо учитывать
минимум три образовательных раздела: рисунок – как нарисовать нужную
деталь, предмет, вещь карандашом, композиция – как правильно расположить
рисунок на листе согласно других предметов, объектов; живопись – как
правильно изобразить объект в цвете, создать фон и передать тень).
Таким образом, рисование натюрморта, пейзажа, портрета невозможно
включить только в один раздел «Рисунок», не проработав его хотя бы частично
в разделе «Композиция», «Живопись».

20

Приложение 3
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Веселый карандаш»
№

Наименование
темя занятия

Колво
часов

Дата по
расписанию
по плану
по
факту

Форма
аттестации
/контроля

Вводное занятие.
Правила техники
безопасности
Знакомство с
программой.
Организация
рабочего места
Понятие рисунок

1

Устный опрос

1

Индивидуальное
творческое
задания

1

4

Рисунок как вид
искусства

1

5

Точка – основа
линии.

1

6

Точка в графике.
Начало всех начал

1

Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания

7

Итого за месяц
Линия в искусстве.
Мир линий

6
1

8

Виды и характер
линий

1

1

2

3

Толщина линии,
пластика. Ломаная
линия.
10 Крученая, витая
линия. Изгибы
линий
11 Рисуем линии
разным способом
нажима
12 Простые линии.
Ритм линий
9

1

1

1

1

Примечание
(корректировка)

часов
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания

21

13 Сложные линии.
Линии в природе

1

14 Штрихи в
искусстве

1

Итого за месяц
15 Мастера рисунка –
Леонардо да Винчи,
Дюрер.
16 Штрих как способ
передачи фактуры,
тоне, объема
17 Штрихи в природе.
Виды штриховки

8
1

18 Пятно – украшение
рисунка

1

19 Пятно в природе:
тень и свет

1

20 Изображение пятна
различными
способами
21 Пятна листьев
цветными
карандашами
22 Пятна животных
цветными
карандашами
Итого за месяц
23 Живопись как вид
искусства

1

24 Жанры, приемы,
техники живописи

1

25 Язык цвета. Виды
красок
26 Основы
цветоведения

1

27 Понятия цвет,
оттенок, гамма,
колорит, тон,
контраст.
28 Основные и
дополнительные
цвета. Цвета
соседи.

1

Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
часов
Устный опрос
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания

1

1

1

1

8
1

1

1

часов
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
22

29 Кисти и холсты для
живописи

1

30 Способы нанесения
краски на картину

1

31 Работа с кистью.
Правила работы и
уход за кистями
32 Королева кисть и ее
слуги краски.
История кисти
Итого за месяц
Итого за I
полугодие:
33 Типы кистей:
жесткие и мягкие,
круглые и плоские,
большие и
маленькие.
34 Мазок – основной
прием живописной
техники
35 Виды мазков
36 Получение мазков
разными способами
нажима на кисть
37 Упражнение
«штрих-дождик»
38 Упражнения
«звездочка» ,
«кирпичик»
39 Декоративное
рисование и его
роль в развитии
детей
40 Узоры как средство
украшения

1

Итого за месяц
41 Декоративное
рисование.
Растительный
орнамент
42 Декоративное
рисование.
Геометрический
орнамент
43 Узоры, созданные
природой
(снежинка)

Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания

1

10
32

часов
часа

1

Индивидуальное
творческое
задания

1

Устный опрос

1
1

Устный опрос

1

Устный опрос

1

Устный опрос

1

Индивидуальное
творческое
задания

1

Индивидуальное
творческое
задания

8
1

часов
Устный опрос

1

Индивидуальное
творческое
задания

1

Индивидуальное
творческое
задания
23

44 Ледяные узоры на
стекле

1

45 Узоры,
придуманные
художником
46 Узоры в народном
творчестве

1

47 Ритм, чередование
рисунка в
декоративноприкладном
искусстве
48 Тематическое
рисование
Итого за месяц
49 Узоры в предметах
быта. Расписная
тарелочка.
50 Узоры на посуде.
Кувшин с
геометрическими
узорами
51 Орнамент в полосе

1

52 Орнамент в круге

1

53 Выразительные
возможности и
многообразие
узоров
54 Симметрия и
асимметрия.

1

55 История появления
жанров в искусстве.
Натюрморт.
Портрет. Пейзаж
56 Натюрморт в
холодной и теплой
гамме
Итого за месяц
57 Умение
группировать
«говорящие вещи»
58 Натюрморт.
Композиция,
методика и

1

Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания

1

Устный опрос

1
8
1

часов
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания

1

Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания

1

Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания

1

Индивидуальное
творческое
задания

1

8
1

1

часов

Индивидуальное
творческое
задания
24

последовательность
в работе
59 Натюрморт.
Методика работы.

Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Устный опрос

1

60 Портрет.
Построение лица.

1

61 Виды портретов.
Портрет и
профессия
62 Способы передачи
сходства

1

63 Знакомство с
пейзажем

1

64 Линия горизонта.
Перспектива и
ракурс
Итого за месяц
65 Ближний и дальний
план

1

66 Времена года в
пейзаже

1

67 Разнообразие
техник рисования

1

68 Рисование по
трафарету
69 Оттиски
различными
материалами
70 Рисование
подручными
средствами
71 Готовимся к
выставке
72 Итоги обучения
Итого за месяц
Итого за II
полугодие
Итого за год:

1

Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания

1

8
1

часов
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания
Индивидуальное
творческое
задания

1

Устный опрос

1

Индивидуальное
творческое
задания

1
1
8
40

часов
часов

72

часа

25

Приложение 4
Указываются
корректировки и дата.
№

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
внесенные в программу изменения,

Причина корректировка

Дата

причина

Согласование с
заместителем
директора по УВР
(подпись)

26

Приложение 5
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
п/п
1
2
3
4
5

1
2
3

4
5

6
1
2
3

1
2

1

2

Содержание работы

Дата
Место
Примечание
проведения
проведения
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ
Тематическая выставка творческих октябрь
МБОУ
ДО
работ ко Дню учителя
«ЦДОД»
Тематическая выставка творческих ноябрь
МБОУ
ДО
работ ко Дню матери России
«ЦДОД»
Тематическая выставка творческих март
МБОУ
ДО
работ к 8 Марта
«ЦДОД»
Тематическая выставка творческих май
МБОУ
ДО
работ к 9 Мая
«ЦДОД»
Тематический творческий проект
май
МБОУ
ДО
«ЦДОД»
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ
Республиканский конкурс детского ноябрь
рисунка «Стоп коррупция»
Республиканский конкурс
ноябрь
«Космические фантазии»
Всероссийский детский фестиваль апрель - март
народной культуры «Наследники
традиций»
Республиканский конкурс «Крым в декабрь
сердце моём»
Республиканский
конкурс ноябрь
«Сохраним
можжевельники
Крыма»
Иные конкурсы
в течение года
РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Участие в конкурсах
В
течение
года
Реализации
программы
«От В
течение
одарённости к успеху»
года
Виртуальные экскурсии по музеям В
течение
мира
года
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Родительские собрания
В
течение
года
Индивидуальная
работа
с В
течение
родителями
года
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ
Правила дорожно-транспортной
октябрь
безопасности пешехода,
велосипедиста. Особенности
поведения на дороге в осенние дни
Правила пожарной безопасности в
октябрь
быту и учреждении образования.
27

3

4
5

6

7

8

9
10

Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
ситуациях: во дворе, на улицах,
дома, в общественных местах
Правила безопасности при
общении с животными.
Профилактика отравлений и
предупреждение острых
кишечных инфекций.
Правила дорожно-транспортной
безопасности пешехода,
велосипедиста. Особенности
поведения на дороге в зимний
период
Правила пожарной безопасности в
быту и учреждении образования.
Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
ситуациях: во дворе, на улицах,
дома, в общественных местах
Правила безопасности при
общении с животными.
Беседа по профилактике COVID19

октябрь
ноябрь
ноябрь
февраль

март

март
апрель
сентябрь

28

План-конспект занятия:
Тема: «Работа с кистью. Правила работы и уход за кистями»
Автор-составитель: Сергеев Михаил Михайлович, педагог дополнительного
образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
Бахчисарайского района Республики Крым.
Направление: Художественное
Возраст обучающихся: 6-7 лет.
Материально-техническое оснащение: кабинет, мольберты, достаточное
освещение.
Тип занятия: комбинированный.
Цель занятия: исследовать виды и приемы работы кистью
Задачи занятия:
Личностные:


формировать позитивную самооценку и моральных чувств.



осознают свои интересы и цели в работе.

Метапредметные.
регулятивные:


определяют проблему в учебной деятельности;



находят способы решения проблемы;



обмениваются мнениями.

познавательные:


пополнить знания в области истории кисточек,



познакомить с видами кисточек;



дать знания о способах и приемах работы кистью.

коммуникативные:


слушать;



излагать свое мнение в диалоге;



соблюдают нормы коллективного общения.

Предметные:


учить отличать виды кистей;



формировать способность применять кисти в разных способах;
29



учить проводить исследование.

Тип занятия: изучение нового материала
Форма занятия: фронтальная форма обучения
Педагогические технологии занятия:


Исследовательский метод



ИКТ

Материалы и оборудование для педагога: мультимедийный проектор,
таблица показателей исследования, кисточки.
Материалы и оборудование для детей: кисточки, ручка, таблица
показателей исследования.
Ход занятия.
Деятельность ученика

Деятельность учителя
Организационный этап

Цель: Установление дисциплины в группе. Подготовка к занятию.
Здравствуйте ребята, вижу, что все готовы к
занятию, удобнее присаживайтесь за свои
рабочие места, выпрямите спины. Внимание
на меня, мы начинаем занятие.

Готовятся к занятию,
переводят внимание на
педагога

Мотивационный этап.
Цель: заинтересовать учащихся в изучении нового материала
Сейчас, я предлагаю вам отгадать загадку.
Свою косичку без опаски

Кисточка

Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.

О кисточках

- Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
О чем мы сегодня будем говорить?
-Совершенно верно, сегодня мы будем
говорить о кисточках, о том, какие бывают
кисточки, как правильно ими рисовать.

Слушают и запоминают
информацию

30

Тема нашего занятия: «Приемы работы
кистью»
- И так, ребята, первые кисточки изобрели в
Китае для рисования иероглифов.
В китайской культуре кисточки для рисования
занимают почетное положение и по сей день.
Тогда как для всего остального мира это –
вещь обыденная. С появлением
синтетических кисточек они стали доступны
абсолютно всем.
Исследовательский этап
Цель: выявить отличия кистей
Ребята, а какие кисточки бывают?

Перечисляют разновидности
кисточек: по форме, по
ширине щетины, по видам
щетины.

Демонстрирую на экране разные виды кистей
и спрашиваю какие кисточки на экране:

Для рисования.
Художественные.

1.
Для покраски стен, пола.
Малярные.
1.
Для макияжа.
1.
В основном почти в каждой семье имеются
такие кисточки. А чем они отличаются, между
собой? Давайте сравним?
Давайте проведем исследование, попробуем
определить, чем схожи и какова разница
между тремя видами кистей. У вас на столах
лежит лист с таблицей, проводя сравнение,
мы будем фиксировать в ней результаты. У
нас мало времени. Быстро, внимательно.
Работаем.

Косметические.

Показатели
сравнения

К1

К2 К3

по объему
щетины
По форме
щетины

31

Задаю вопросы, сравнивают и записывают
результаты в таблицу.

По
свойствам
щетины
По форме и
оформлению
ручек

Ребята, давайте обсудим полученные
материалы. И сделаем выводы. Какие
кисточки мы будем использовать для
рисования?

Художественные.

А если будем выполнять большие работы,
можем ли мы использовать малярные кисти?

да

А почему малярные?

Потому что большой
кисточкой можно быстрей
закрасить большие участки в
работе.

Тогда какой вывод мы можем сделать?

Широкие мазки.

Какие мазки получатся широкой кисточкой?
А какие мазки можно выполнить узкой?

Тоненькие линии

Вот мы и пришли к тому, что разные кисти
оставляют разные мазки.

Мазки будут шире, даже у
тонкой кисти

А поменяется ли мазок если применить
больше усилий нажатия на кисточку?
А как получить маленькие точки и большие
пятна?

Легкими касаниями
получатся точки, а нажимая
на кисть получатся большие
пятна или побрызгать

Сегодня мы с вами познакомимся с приемами
работы кистью.
Далее следует упражнение приемы работы кистью и практическое задание
Подведение итогов. Рефлексия

32

Цель: Выявить уровень освоенности полученных знаний на данном этапе
занятия.
Какие кисточки вам больше всего
понравились?

Высказывают свое мнение

Что было новым для вас на сегодняшнем
занятии?

Высказывают свое мнение

Что было сложно для вас?

Высказывают в чем возникли
затруднения

Заинтересовала ли вас сегодняшняя беседа?
Ребята, как вы думаете можно ли рисовать без Кто-то говорит – нет, ктокисточки?
то говорит – да
Запоминают задание
На этот вопрос попробуйте ответить
самостоятельно, пусть это будет небольшим
домашним заданием. Посмотрите в интернете,
опросите родителей или знакомых
художников.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».