М.А.Шартов Юнармия (2 ч)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОДОБРЕНО
педагогическим советом
протокол № 4
от «01 » марта 2024 год

СОГЛАСОВАНО
Директор МБОУ УВК "Школьная
академия им. Мальцева А.И.
Н.Н. Марынич
«05 » марта 2024 год

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО «ЦДОД»
БР РК
Т.В. Локтионова
«01 » марта 2024 год
Приказ № 29-а

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНАРМИЯ»

Направленность: социально-гуманитарная
Срок реализации программы:1 год, 72 часа
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 11 - 17 лет
Составитель:
Шартов Михаил Александрович,
педагог дополнительного образования
творческого объединения «Юнармейцы»

г. Бахчисарай
2024 г.

Рецензия
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Юнармия»
Автор-составитель: ШАРТОВ Михаил Александрович — педагог дополнительного
образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района
Республики Крым.
Особенность реализации программы заключаются в том, что она реализуется с
обучающимися 2-х классов по сетевой форме обучения на базе МБОУ УВК «Школьная
академия им. Мальцева А.И.» города Бахчисарай Республики Крым, выступающей в
качестве ресурсоснабжающей организации, т.е. предоставляющей учебный кабинет с
мебелью и площадку для проведения занятий с обучающимися.
Рецензируемая программа составлена с учетом методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки
России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» и в полном соответствии с
Положением о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
Бахчисарайского района Республики Крым.
Данная программа по содержанию является социально-гуманитарной; по
функциональному предназначению – учебно-познавательной; по времени реализации –
годичной.
Классификация программы – модифицированная.
Цель программы сформулирована корректно, она достижима и проверяема.
Педагогическая целесообразность программы заключается в её вариативности
через возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать
изучение отдельных тем с особенностями местных условий; отводится большое
количество времени для использования педагогом разнообразных форм и методов
организации учебного процесса и для творческой деятельности детей.
Адресатом программы являются дети в возрасте от 11-17 лет.
Учитывая возрастные особенности учащихся, программа характеризуется тем, что
здесь главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды деятельности –
учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Подросток
приобретает социальный, трудовой опыт, а также познаёт себя в системе моральных,
эстетических общественных отношений.
Программный материал предполагает больше практических занятий, реализуется в
очной форме, при необходимости – с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий. Форма организации образовательного
процесса: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая.
Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата.
Программа отвечает требованиям, предъявляемым к составлению программ по
учебным дисциплинам, возрастным и индивидуальным интересам учащихся, представляет
собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по
актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью.
Рекомендуется использовать в образовательном процессе.
Рецензент:
«Согласовано»

Начальник МОЦ Королева В.А.
Зам по УВР Врублевская Д.Н.
2

РАЗДЕЛ №1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Юнармия - добровольное российское детско-юношеское движение,
которое возродило добрые традиции молодежных организаций. С момента
своего создания в 2016 году, она объединила более 1 миллиона детей и
подростков со всей России. Каждому участнику движения открывается доступ
к сотням увлекательных событий, возможности изучать технику и заниматься
спортом. Юнармейцев ждут специальные смены в лучших всероссийских
детских центрах и многое другое. Организация работы с юнармейцами
осуществляется в рамках реализации специальных проектов и по различным
программам.
В
основе
разработки
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «ЮНАРМИЯ» лежит следующая нормативноправовая база:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении
Основ
государственной
культурной
политики»
(в действующей редакции);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
 Стратегия
научно-технологического
развития
Российской
Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от
01.12.2016
г.
№ 642 (в действующей редакции);
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
 Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 16);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г.
№ 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями,
3

осуществляющими
образовательную деятельность по основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
 Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
 Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от
05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
(в действующей редакции);

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»;

Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных
(муниципальных)
услуг
в
социальной
сфере»
(в действующей редакции);
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 

Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года» (в действующей редакции);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
 Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
4



Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
 Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
 Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023
г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной
сфере при формировании государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»;
 Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г.
№ 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных
заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к
полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об
исполнении государственного социального заказа на оказание государственных
услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов
Республики Крым»;
 Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г.
№ 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с
социальными сертификатами»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
 Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических
работников
образовательных
организаций
общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
5

использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с
обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
 Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05
«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение
качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны»;
 Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденный постановлением
администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 22.08.2018г. №
438.
 Положение о разработке и утверждении дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
Муниципального
бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района
Республики Крым, утвержденное приказом от 01.03.2024г. № 29а.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «ЮНАРМИЯ» по содержанию является
социально-гуманитарной; по функциональному предназначению – учебнопознавательной; по времени реализации – годичной.
Классификация программы – модифицированная.
Актуальность программы заключается в повышении значимости
военнопатриотического воспитания учащихся через интегрированную
деятельность по следующим взаимосвязанным направлениям:
- познавательная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность.
6

Актуальность данной программы подтверждается словами президента
Российской Федерации В.В. Путина: «У нас нет, и не может быть никакой
другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» и учитывает запросы со
стороны детей и родителей на содержание программы военно-патриотического
и гражданского воспитания. Программа разработана с учетом поставленных
задач в Национальной доктрине образования в Российской Федерации о
воспитании гражданина: «Система образования призвана обеспечить
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического,
социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих
высокой нравственностью...». Программа ориентирована на социальный заказ
учащихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей
формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на
службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, личностному развитию
подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному
самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе. А также, на
формирование физической культуры учащихся как части общей культуры,
базирующейся на системе нравственных ценностей, определенных в
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
Новизна программы. Концепция единства обучения и воспитания,
заложенная в последовательности занятий, будет способствовать отвлечению
подростков от вредного влияния улицы, воспитает у них чувство гражданского
долга и патриотизма, путем изучения российских традиций в военном деле.
Навыки юнармейских специальностей школьники получают в течении
учебного года. Свои умения и навыки проверяют и закрепляют в тактических
военных и подвижных спортивных играх на местности, комбинированных
эстафетах, смотрах, конкурсах, викторинах. Не менее важным является и то,
что педагогом создаются условия, способствующие воспитанию таких качеств
как: смелость, находчивость, инициативность, честность, принципиальность,
взаимовыручка, благородство. Это способствует развитию у обучающихся
желания вести здоровый образ жизни, не становиться на скользкий путь
криминала, пьянства, наркомании.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа военно-патриотического движения «Юнармия» - это интеграция
дополнительного и общего образования в рамках реализации национального
проекта «Успех каждого ребёнка».
Отличительная особенность программы
При разработке программы была использована программа той же
направленности «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Юнармия», 2023г. педагог Т.В.Решетова.
Данная программа имеет ряд отличительных особенностей в целевом,
содержательном и методическом аспектах. Целевой аспект: целью программы
является формирование у учащихся готовности к службе в ВС РФ через
физическое совершенствование и психологическую готовность к трудностям
7

воинской службы, поступлению в высшие военные учебные заведения и ВУЗ,
привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и
спортом.
Содержательный аспект: расширение знаний учащихся вне рамок
школьной программы по истории Отечества.
Методический аспект: программа обеспечена авторскими методическими
и дидактическими пособиями, технологическими картами.
Кроме этого, особенность реализации программы заключаются в том, что
она осуществляется с обучающимися средней общеобразовательной школы по
сетевой форме обучения на базе МБОУ УВК «Школьная академия им.
Мальцева А.И.», выступающей в качестве ресурсоснабжающей организации,
т.е. предоставляющей учебный кабинет с мебелью и площадку для проведения
занятий с обучающимися.
Педагогическая целесообразность программы заключается в её
вариативности через возможность свободно планировать и изменять порядок
изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных
условий; отводится большое количество времени для использования педагогом
разнообразных форм и методов организации учебного процесса и для
творческой деятельности детей.
Программа отличается удачным сочетанием нескольких факторов:
- высокая социальная обусловленность;
- продуктивная личностная ориентация обучающихся;
- наличие оценочно-результативного блока, позволяющего оценить
эффективность программы, уровень развития ребенка;
- ранняя профориентация обучающихся.
Программа разработана по принципу доступности учебного материала и
соответствия его объема возрастным особенностям и уровню предварительно
подготовки обучающихся.
Педагог стремится к индивидуальному подходу в процессе обучения. Им
создаются условия для дифференциации и индивидуализации обучения в
соответствии с творческими способностями, одаренностью, возрастом,
психофизическими особенностями, состоянием здоровья обучающихся.
Адресат программы – обучающиеся в возрасте от 11 до 17 лет.
Количество обучающихся в группе составляет до 20 человек.
Прием на обучение производится по желанию детей, на основе
имеющегося интереса к данному виду деятельности, при наличии заявления от
родителей
(законных
представителей)
и
отсутствия
медицинских
противопоказаний для занятий.
Характеристика контингента обучающихся.
Данная программа предназначена для детей и подростков 11 - 17 лет. В
этом возрасте учащийся ощущает свою принадлежность и причастность к
определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении
старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую
систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта
8

сложная работа вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик. В этот
период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические
чувства. В этот период следует учитывать, что именно в подростковом возрасте
возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается
самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в этом
возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности:
увеличивается
объем
внимания,
памяти,
происходит
развитие
наблюдательности. Они отличаются неустойчивостью в психоэмоциональном
состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому предметом заботы
педагога является воспитание волевых качеств личности. Индивидуальный
подход предполагает учет особенностей возраста, типа нервной деятельности,
темперамента, характера. В работе с каждым участником программы педагогу
следует найти ту психологическую установку в их обучении, которая дает им
возможность преодолевать им противоречия своего характера, различные
трудности на их жизненном пути.
Объем и срок освоения программы. Общее количество учебных часов,
необходимых для освоения программы, составляет 72 часа. Срок реализации
программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе - 36 недель,
период обучения - с сентября по май.
Уровень программы – ознакомительный (стартовый).
Формы обучения – сетевая, очная; при необходимости – с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с
учебным планом. Группа сформирована по возрасту; состав группы
постоянный. Программа предусматривает 2 вида занятий: теоретические
занятия и практические занятия. В обучении применяется групповая форма с
индивидуальным подходом, включающая обучение в малых группах.
Программа легко интегрируется, имеет блочно-модульную структуру.
Набор в группы проводится посредством подачи заявки в АИС
«Навигатор ДО РК» с последующим предоставлением заявления родителем
(законным представителем) или самим ребенком, достигшим 14-ти лет, и
согласия на обработку персональных данных в письменном виде, а также
медицинской справки, позволяющей находится в детском коллективе,
заниматься выбранным видом деятельности.
Объем и срок освоения программы. Общее количество учебных часов,
необходимых для освоения программы, составляет 72 часа. Срок реализации
программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе - 36 недель,
период обучения - с сентября по май.
Уровень программы – ознакомительный (стартовый).
Формы обучения – сетевая, очная; при необходимости – с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
9

Особенности организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с
учебным планом. Группа сформирована по возрасту; состав группы
постоянный. Программа предусматривает 2 вида занятий: теоретические
занятия и практические занятия. В обучении применяется групповая форма с
индивидуальным подходом, включающая обучение в малых группах.
Программа легко интегрируется, имеет блочно-модульную структуру.
Набор в группы проводится посредством подачи заявки в АИС
«Навигатор ДО РК» с последующим предоставлением заявления родителем
(законным представителем) или самим ребенком, достигшим 14-ти лет, и
согласия на обработку персональных данных в письменном виде, а также
медицинской справки, позволяющей находится в детском коллективе,
заниматься выбранным видом деятельности.
Режим занятий, периодичность и продолжительность - реализация
программы планируется в 1 группе по 2 занятия в неделю,
продолжительностью 1 академический час. Занятия проводятся в течение всего
года, включая осенние и весенние каникулы.
Допускается изменение расписания занятий в течение года по
объективным причинам.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – совершенствование системы военно-патриотического
воспитания подрастающего поколения, объединение подростков в единую
неполитическую общественную организацию, пропагандирующую патриотизм
и здоровый образ жизни, воспитание патриотов своего Отечества.
Задачи программы:
обучающие:
- знакомство с историей Вооруженных Сил РФ;
- знакомство с символами воинской славы, боевым знаменем;
- знакомство с историей юнармейского движения в России;
- знакомство с основами тактической подготовки;
- овладение приемами первой медицинской помощи и выживания в
экстремальной ситуации;
- знакомство со стрелковым оружием;
- формирование навыка использования стрелкового оружия;
- четкое и правильное выполнение строевых приемов и действий.
развивающие:
- развитие выносливости, ловкости, физической силы юнармейцев через занятия
военноприкладным многоборьем;
- развитие аккуратности, чистоплотности, дисциплинированности, умения четко
следовать инструкциям.
воспитательные:
10

- воспитание патриотизма;
- воспитание чувства глубокой ответственности за выполнение требований
присяги, верности воинскому долгу, Боевому Знамени части (Флагу корабля) как
символу воинской чести, доблести и славы.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ
Главной целью образовательной деятельности является разностороннее
развитие личности ребенка, а смысл всей школьной жизни заключен в единстве
воспитания и обучения.
Перед современным педагогом стоит задача не только передать учащимся
знания, сформировать умения и навыки, но и раскрыть способности каждого
ученика, воспитать разносторонне развитую личность, принимающую духовнонравственные, социальные, семейные и другие ценности.
Цель воспитательного компонента - воспитание личности и создание
условий для формирования активной жизнедеятельности обучающихся,
гражданского самоопределения, развития творческих способностей и
самореализации,
максимального
удовлетворения
потребностей
в
интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии.
Задачи:
1. Реализовать потенциал наставничества в воспитании обучающихся как
основа взаимодействия людей разных поколений согласно целевым ориентирам
(планируемые результаты):
- сформированность культуры общения и взаимопомощи;
- сформированность трудолюбия и уважения к труду и результатам труда;
- сформированность уважения к старшим, людям труда, педагогам,
сверстникам.
2. Создать условия для формирования личности, стремящейся к
саморазвитию,
профессиональному
самоопределению
и
успешной
самореализации на основе личных проб в современной деятельности и
социальной практике согласно целевым ориентирам:
- осознанность своего позитивного отношения к российским базовым
ценностям;
- готовность к защите Российского Отечества, способности отстаивать
суверенитет и достоинство народа России и Российского государства,
сохранять и защищать историческую правду.
3. Использовать занятия, как источник поддержки и развития интереса к
здоровому образу жизни, ответственного отношения к природной и
социокультурной среде обитания согласно целевым ориентирам.
4. Приобщить обучающихся к общечеловеческим нормам морали,
национальным устоям и традициям образовательного учреждения,
содействовать развитию активной деятельности детских объединений согласно
целевым ориентирам:
- готовность обучающегося брать на себя ответственность за достижение
11

общих целей коллектива
- сформированность уважения прав, свобод и обязанностей гражданина
России, неприятия любой дискриминации людей по социальным,
национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности;
сформированность
деятельного
ценностного
отношения
к
историческому и культурному наследию народов России,
5. Содействовать в развитии воспитательного потенциала семьи согласно
целевым ориентирам:
- повысить уровень информированности родителей о законодательной
базе, нормативно – правовых документах федерального, регионального
уровней, регламентирующих деятельность учреждения.
- повысить уровень воспитательного потенциала семьи.
6. Поддержать социальные инициативы и достижений обучающихся
согласно целевым ориентирам:
- сформированность опыта социально значимой деятельности;
сформированность деятельного ценностного отношения к историческому и
культурному наследию народов России, российского общества, к языкам,
литературе, традициям, религиям народов России;
- сформированность опыта сохранения уникального природного и
биологического многообразия России,
Формы воспитания: беседа, практическое занятие, мастер - класс,
творческая встреча, защита проектов, деловая игра, экскурсия, тренинги,
туристские прогулки, походы
Методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение,
внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых,
детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения
поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного
права на воспитание детей их родителей (законных представителей),
индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и
стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод
переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития
самоконтроля и самооценки детей; методы воспитания воздействием группы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
п/п

Название раздела,
темы

1

Введение

2

Модуль1.

Учебный план
Количество часов
всего теория практика
часов
1
1
0
10

3

7

Форма
аттестации,
контроля
Входное
тестирование
Сдача нормативов,
12

3.

4.

5.

6.
7.

Общефизическая
подготовка
Модуль 2. Строевая
подготовка

опрос, наблюдение
20

2

18

Модуль
3.
Огневая
подготовка и оружейное
дело
Модуль 4. Тактическая
подготовка

18

5

13

10

8

2

Модуль 5 Военномедицинская подготовка.
Итоговые занятия
Итого

12

6

6

1
72

1
26

0
46

Смотр строя и
песни,
опрос,
наблюдение
Сдача нормативов,
анкетирование
Преодоление
полосы
препятствий
Сдача нормативов,
тестирование
Тестирование

Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение – 1 час.
Теория: Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом.
Выявление уровня первичной подготовки. Инструктаж по технике
безопасности.
Форма аттестации. Входное тестирование
Модуль 1: Общефизическая подготовка - 10 часов.
Теория: Разучивание и выполнение 1-го комплекса армейских
вольных упражнений. Изучение общего контрольного упражнения на единой
полосе препятствий по элементам. Изучение техники метания гранат стоя с
места, в движении, с колена и лежа.
Практика: Тренировка в метании гранат на точность и дальность.
Тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных упражнений.
Тренировка в метании гранат на точность и дальность. Сдача нормативов по
физической подготовке, в т. ч. норм ГТО.
Форма аттестации: Сдача нормативов, опрос, наблюдение
Модуль 2: Строевая подготовка - 20 часов.
Теория: Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в
строю.
Практика:
Выполнение
команд:
«Становись»,
«Равняйсь»,
«Смирно», «Вольно», «Разойдись», «Заправиться», «Отставить». Строевая стойка.
Повороты на месте. Строевой и походный шаг. Повороты в движении. Отдание
воинского приветствия на месте и в движении. Выход военнослужащего из строя
и подход к начальнику. Возвращение в строй. Тренировка в выполнении строевых
приемов без оружия. Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с
оружием на месте. Повороты и движение с оружием. Выполнение воинского
13

приветствия с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к
начальнику и возвращение в строй с оружием.
Форма аттестации: Смотр строя и песни, опрос, наблюдение
Модуль 3: Огневая подготовка и оружейное дело - 18 часов.
Теория: Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия.
История создания автомата Калашникова (АМ) и пистолета Макарова (ПМ).
Автомат Калашникова и его модификации. Назначение, боевые свойства,
общее устройство и принцип работы АК. Назначение, боевые свойства, общее
устройство, принцип работы пистолета Макарова (ПМ). Назначение, боевые
свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Меры
безопасности при обращении с ручными гранатами. Правила стрельбы из
стрелкового оружия. Выбор установки прицела. Решение огневых задач.
Практика: Последовательность неполной сборки и разборки АК.
Отработка нормативов по сборке-разборке АК. Последовательность неполной
сборки и разборки ПМ. Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ.
Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Тренировка в метании гранат.
Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя,
стоя, в перемещении. Техника передвижения при огневом контакте с
противником.
Модуль 4: Тактическая подготовка - 10 часов.
Теория: Краткий экскурс в историю тактики. Тактическое снаряжение бойца.
Универсальные тактические комплекты. Десантные рюкзаки (РД) и
разгрузочные жилеты (РЖ), их предназначение и использование. Действие
подразделений в обороне. Типы инженерных заграждений. Окопы. Действие
подразделения при наступлении. Форсирование водных преград. Марш и
походное охранение. Методы и способы ведения разведки. Способы
маскировки
Практика: Работа с топографическими картами. Решение тактических Задач
индивидуально и в группе. Решение ситуационных тактических задач.
Способы скрытого перемещения по местности. Работа с топографическими
картами. Решение тактических задач индивидуально и в группе. Решение
ситуационных тактических задач. Способы скрытого перемещения по
местности.
Форма аттестации: Сдача нормативов, анкетирование
Модуль 5: Военно-медицинская подготовка - 12 часов.
Теория: Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих:
аптечка индивидуальная
(АИ-1М
и АИР-3), аптечка войсковая (АВ), пакет
перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3), пакет противохимический
индивидуальный (ИПП-10 и ИПП-11). Порядок и правила пользования СИМО
военнослужащих Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений.
Признаки клинической и биологической смерти.
Ожоги, причины
возникновения, признаки и классификация. Отморожения, переохлаждения,
ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация.
14

Практика: Первая доврачебная помощь при ранениях и
кровотечениях. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную
клетку, верхние и нижние конечности. Первая доврачебная помощь при
переломах костей, вывихах и ушибах. Техника проведения искусственной
вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой доврачебной
помощи при ожогах и отморожениях. Первая помощь при утоплении,
солнечном и тепловом ударе. Приемы
и способы
переноски раненных
с помощью подручным материалов.
Форма аттестации: Сдача нормативов, тестирование
Итоговое занятие - 1 час
Практика: Подведение итогов обучения по программе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знать:
- историю создания ВС РФ и основные положения Устава ВС РФ;
- основные строевые приёмы и действия;
- устройство АК;
- приёмы и правила стрельбы;
- меры безопасности на занятиях с оружием и при проведении учебных стрельб;
- способы оказания первой медицинской помощи;
- принципы взаимодействия членов подразделения;
- топографические знаки;
- типы инженерных заграждений;
- характеристику современного боя.
Уметь:
- нести караульную службу;
- выполнять одиночные строевые приёмы и действия в составе подразделения;
- собирать и разбирать АК;
- стрелять из АК, мелкокалиберной и пневматической винтовок по мишеням;
- оказывать ПМП условно пострадавшему; - изготавливать транспортировочные
средства и осуществлять транспортировку условно пострадавшего.
- выполнять нормативы по ОФП;
- читать топографическую карту и ориентироваться и маскироваться на местности;
- выполнять приёмы самостраховки, бросков, блоков;
- преодолевать полосу препятствий.

15

РАЗДЕЛ №2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Группа 1
Срок
Всего
Кол-во Кол- во
реализации учебных часов в учебных
часов
недель неделю
1 год

36

2

Режим занятий
2 раза в неделю
по 1 академическому часу

72

Дата
начала
обучения по
программе
15 сентября
2024

Дата
окончания
обучения
31 мая 2025

Каникулы
01 июня 2025 – 14 сентября 2025

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение
Педагогическая
деятельность
по
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«ЮНАРМИЯ»
осуществляется педагогом дополнительного образования, отвечающего
квалификационным
требованиям,
который
обладает
не
только
профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении
образовательной деятельности военно-патриотического направления.
Материально-техническое обеспечение. Важным условием выполнения
учебной программы является достаточный уровень материально - технического
обеспечения:
- классный кабинет для проведения теоретических занятий;
- макеты: массово-габаритные оружия; учебные гранаты;
- компасы и карты;
- спортивное оборудование и инвентарь.
Информационное обеспечение
-сборник тестовых и практических заданий к занятиям программы,
-видео – уроки по темам,
-слайд - лекции по ключевым разделам программы.
Интернет-источники:
1. Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и
16

БЖД: Всё о Безопасности Жизнедеятельности
http://www.bezopasnost.edu66.ru
2. Стрельба из пневматической винтовки, видеопособие по сдаче норм
ГТО URL:
https://www.youtube.com/watch?v=9uV-Kn1kGsI
3.
Совет безопасности РФ
http://www.scrf.gov.ru
Министерство внутренних дел

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

http ://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://www.mon.gov.ru

4.Образовательные
материалы
«Юнармия»:
https://yunarmy.ru/for-you/training/obrazovatelnye-materialy/
Методическое обеспечение
Программа реализуется в очной форме, при необходимости – с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий. Форма организации образовательного процесса: индивидуальная,
групповая, индивидуально-групповая.
Формы организации учебного занятия: беседы, лекции, практическая
работа. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое
выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового
материала, информация познавательного и теоретического материала по
разделам программы.
Программа подразумевает использование различных педагогических
технологий:
 проблемного обучения - обучающиеся самостоятельно находят пути
решения той или иной задачи, поставленной педагогом, используя свой опыт,
творческую активность;
 дифференцированного обучения - используется метод индивидуального
обучения;
 личностно-ориентированного
обучения – через самообразование
происходит развитие индивидуальных способностей;
 развивающего обучения – обучающиеся вовлекаются в различные виды
деятельности;
 игрового обучения – через игровые ситуации, используемые педагогом,
происходит закрепление пройденного материала (различные конкурсы,
викторины и т.д.);
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
17

– словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
– наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
– практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам
и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
– объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают
готовую информацию);
– репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности);
– частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом);
– исследовательский (самостоятельная работа обучающихся).
Методические материалы включают в себя методическую литературу и
методические разработки для обеспечения учебно-воспитательного процесса
(календарно-тематическое планирование, годовой план воспитательной работы,
планы-конспекты занятий, дидактические материалы и т.д.), являются
приложением к программе, хранятся у педагога дополнительного образования и
используются в учебно-воспитательном процессе.
Дидактическое обеспечение программы располагает широким набором
материалов и включает:
 видео- и фотоматериалы по разделам занятий;
 литературу для обучающихся (журналы, учебные пособия, книги и др.);
 методическую копилку военно-спортивных игр;
 иллюстративный
материал по разделам программы (ксерокопии,
рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.);
 раздаточный материал (шаблоны, карточки, образцы изделий).
 Описание алгоритма учебного занятия
 На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный моральнопсихологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в
процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе –
анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются любые
достижения детей.
 Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное
распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными
формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т.д.
К занятию подготавливается учебно-методический
комплекс:
раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать
 методику наиболее продуктивного использования наглядного материала.
 Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в
развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми.
 На
занятии обязательно выполнение санитарно-гигиенических норм,
временного режима, использование здоровьесберегающих технологий.
18

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Способы проверки уровня знаний, умений, навыков, определения
личностного роста и формы подведения итогов:
- наблюдение за учащимися на занятиях;
- текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой
работы;
- индивидуальная и групповая беседа с учащимися;
- опрос, степень участия в конкурсах и художественной самодеятельности;
- тестирование;
- смотр - конкурс;
- демонстрация знаний и умений на открытых занятиях; .
А также в целях оценки и контроля результатов обучения в течение года
проводятся:
Промежуточная аттестация с 20 по 30 декабря
- проверка выполнения нормативов по ОФП;
- проверка выполнения нормативов по строевой подготовке.
Итоговая аттестация с 15 по 25 мая
- проверка выполнения нормативов по стрельбе из пневматической
винтовки;
- соревнования на личное первенство среди воспитанников объединения;
- проверка оказания первой медицинской помощи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Ахмеджанова З.Х. Нам завещаны память и слава / З.Х. Ахмеджанова,
Э.М. Галиева // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - № 2. –
(опыт «Поста № 1 у Вечного огня»).
2.
Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического
образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1.
3.
Буйлова
Л.Н.
Актуальные
направления
организации
патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей /
Л.Н. Буйлова // Внешкольник. – 2013. - № 6. – С. 39-48.
4.
Брюнин, А.И. Методическое пособие по мониторингу зрительной и
оперативной памяти юнармейцев. Оренбург – МАУДО «ЦВР «Подросток».
2012г.
5.
Брюнин, А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г.
6.
Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной
деятельности учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.
19

Военная история России. Учебник для ВУЗов. - М.: Воениздат, 1993.
Вырщиков А.Н., Кусмарцев М. Б. Уроки служения Отечеству в пространстве
патриотически-ориентированного образования: кн. для учителя: учебно-метод.
пособие – Волгоград: Авторское перо, 2015. – 270 с.
8.
Вороненко А.Г. Из истории патриотического воспитания в России.
Методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного
образования. М.: ИОО МО РФ. - 2014.
9.
Жук А.Б. Винтовки и автоматы. Военное издательство, - 2007 г.
10.
Зяблинцева
М.А.
Моментальные
приемы
запоминания.
Мнемотехника разведчиков. Ростов н/Д: Феникс, 2016. -160с.
11.
Керсновский А.А., ред. Кодзова С. З. История русской армии.
Абрис/ОЛМА, 2018 г. — 360 с.
12.
Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания
школьников / Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. 2014. - № 6. – С. 20-23.
13.
Леонтьева Т.Н. Физическая культура и спорт как инструмент
патриотического воспитания / Т.Н. Леонтьева // Дополнительное образование и
воспитание. – 2014. - № 1. – С. 36-39.
14.
Луйк, В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военнопатриотическое воспитание).
15.
Мазыкина Н.В., Горкина Н.В. Растим патриотов. Методическое
пособие по патриотическому воспитанию. УЦ «Перспектива», Москва, 2011 г.
16.
Методические рекомендации инструктору армейского рукопашного
боя. Под редакцией П.М. Лаговского. – М., 2012
17.
Общевоинские Уставы ВС РФ, Новосибирск, «Норматика», 2020..
18.
Потрашкова В. Урок мужества, посвященный Дню защитника
Отечества / В. Потрашкова // Воспитание в школе. – 2013. - № 3. – С. 116-125.
7.

Правила по пулевой и стендовой стрельбе на 2017-2020 г.г.
[Электронный ресурс] http://shooting-russia.ru/news/?4455. (Дата обращения:
27.08.2018).
19.

Пулевая стрельба. Сайт стрелкового союза России. [Электронный
ресурс] http://shooting-russia.ru/static/?bullet
20.

Сидоров Е.А. Детские объединения в системе патриотического
воспитания во внеурочной деятельности школы / Е.А. Сидоров // Внешкольник.
– 2013. - № 4. – С. 40-43.
21.

20

Стекляр Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в
современных условиях / Г.В. Скляр // Дополнительное образование и
воспитание. – 2012. - №1.
23.
Учебное пособие «Огневая подготовка», ООО «Армпресс», М., 2006.
24.
Ушкалова А.И. Историческая реконструкция – основа военнопатриотического воспитания / А.И. Ушкалова // Дополнительное образование и
воспитание. – 2014. - №10 – С. 17-20.
25.
Черникова Т.В. Размышления о воспитании патриотизма в
подростковом и юношеском возрасте / Т.В. Черникова // Воспитательная работа
в школе. – 2011. - № 5
26.
Юрьев А. Спортивная стрельба. М., 2007.
22.

Список литературы для обучающихся и родителей.
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.,
Айрис-пресс, 2012 - С.224
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Просвещение. - 1991
3. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во
ДОСААФ, 2006 г.
4. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI в. - М.: Интердиалект,
1997. - 697 С.
5. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения / Н.А.
Добролюбов. - М.: Педагогика, 1986. - 387 С.
6. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание
школьников - 2012 №8 - С.17
7. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое
пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 64 С.
8. Каунас А.Я. Сборник статей. Начальная военная подготовка и военнопатриотическое воспитание. - М.: "Швиеса", 1976 г.
9. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / М.В. Ломоносов. - М.:
Педагогика, 1991. - 234 С.
10. Ломоносов М.В. Для пользы общества. М., 1990. С.65.
11. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2012 - С - 224.
12. Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие для студ. сред.
проф. образования. - М.: Изд. центр "Академия", 2004. - 240 С.
13. Толстой А.Н. Отечество - рассказы, очерки, статьи, письма / А.Н.
Толстой. - М.: Художественная литература, 1976. - 478 С.

21

Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Перечень показателей и критериев для оценивания
результатов выполнения программы
1.
Раздел «Общефизическая подготовка»
Индивидуальная оценка показателей физической подготовки обучающихся
проводится в середине и в конце учебного года.
Оценка:

Критерии

Высокий
уровень

Обучающийся правильно выполняет гимнастические упражнения,
выполняет нормативы легкой атлетики для своего возраста, владеет
навыками рукопашного боя, техникой преодоления полосы
препятствий, освоил начальный комплекс приемов рукопашного боя.
Средний
Обучающийся выполняет гимнастические упражнения не очень
уровень
технично, выполняет нормативы легкой атлетики для своего возраста,
владеет навыками рукопашного боя на 80%, владеет техникой
преодоления полосы препятствий, начальный комплекс приемов
рукопашного боя выполняет с 1-2 ошибками.
Низкий
Обучающийся выполняет гимнастические упражнения с ошибками, с
уровень
трудом выполняет нормативы легкой атлетики для своего возраста,
владеет навыками рукопашного боя на 50%, при преодолении полосы
препятствий делает много ошибок, начальный комплекс приемов
рукопашного боя выполняет с большим количеством ошибок.
Программу Обучающийся выполняет гимнастические упражнения с большим
не освоил количеством ошибок, не выполняет нормативы легкой атлетики для
своего возраст, не владеет навыками рукопашного боя и техникой
преодоления полосы препятствий, не освоил начальный комплекс
приемов рукопашного боя.
2. Раздел «Строевая подготовка»
Индивидуальная оценка строевой подготовки обучающихся слагается из
оценок, полученных за выполнение каждого из проверенных строевых приёмов и
определяется:
Оценка

Критерии

Высокий
уровень

если 50% проверенных строевых приёмов выполнено на «отлично», а
50% - на «хорошо»; при этом внешний вид, строевая стойка и
строевой шаг обучающегося имеют оценку «отлично».
22

Средний
уровень

если 50% проверенных строевых приёмов выполнено на «отлично» и
«хорошо», а 50% - на «удовлетворительно»; при этом внешний вид,
строевая стойка и строевой шаг обучающегося имеют оценку не ниже
«хорошо».
Низкий
если по одному из строевых приёмов получена оценка
уровень
«неудовлетворительно» при положительной оценке внешнего вида,
строевой стойки и строевого шага обучающегося.
Программу при наличии двух и более неудовлетворительных оценок, а также при
не освоил неудовлетворительной оценке по внешнему виду, или строевой
стойке, или строевому шагу.
3. Раздел «Огневая подготовка»
Индивидуальная оценка практической составляющей строевой подготовки
проводится на соревнованиях. Уровень подготовки оценивается по критериям:
Оценка

Критерии

Высокий
уровень

обучающийся правильно ориентируется в современном стрелковом
оружии; знает технику безопасности при стрельбе, теоретические
основы стрельбы; умеет правильно занять позицию на стрелковом
рубеже, вести прицельную и кучную стрельбу с результатом не ниже
20 очков при 3-х выстрелах, 32 очков при 5-ти выстрелах, 62 очков
при 10-ти выстрелах.

Средний
уровень

обучающийся правильно ориентируется в современном стрелковом
оружии; знает технику безопасности при стрельбе, теоретические
основы стрельбы; умеет правильно занять позицию на стрелковом
рубеже, ведет прицельную и кучную стрельбу с результатом ниже 18
очков при 3-х выстрелах, 30 очков при 5-ти выстрелах, 60 очков при
10-ти выстрелах.

Низкий
уровень

обучающийся неправильно ориентируется в современном стрелковом
оружии; знает технику безопасности при стрельбе, теоретические
основы стрельбы; не умеет правильно занять позицию на стрелковом
рубеже, ведет прицельную и кучную стрельбу с результатом ниже 16
очков при 3-х выстрелах, 28 очков при 5-ти выстрелах, 58 очков при
10-ти выстрелах.
Программу обучающийся не ориентируется в современном стрелковом оружии;
не освоил не
знает
технику безопасности
при
стрельбе,
теоретические основы стрельбы; не умеет правильно занять позицию
на стрелковом рубеже, ведет прицельную и кучную стрельбу с
результатом ниже 16 очков при 3-х выстрелах, 28 очков при 5-ти
выстрелах, 58 очков при 10-ти выстрелах.
23

4.

Раздел «Тактическая подготовка»

Индивидуальная оценка показателей по данному критерию проводится после
прохождения занятий по тактической подготовке
Оценка

Критерии

Высокий
уровень

Объём усвоенных знаний составляет 100-80%.
Обучающийся является примером дисциплинированности и чувства
товарищества к другим участникам группы.
Средний
Объём усвоенных знаний составляет 70-50%,
уровень
обучающийся проявляет дисциплинированность и чувство
товарищества к другим участникам группы.
Низкий
Объём усвоенных знаний составляет 40-10%,
уровень
не всегда проявляет дисциплинированность и чувство товарищества к
другим участникам группы.
Программу Объём усвоенных знаний составляет менее 10%,
не освоил
не проявляет дисциплинированность и чувство товарищества к
другим участникам группы.
5. Раздел «Военно-медицинская подготовка»
Индивидуальная оценка показателей по данному критерию проводится в
конце учебного года.
Оценка

Критерии

Высокий
уровень

обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период;
самостоятельно, не испытывая особых трудностей, без ошибок
выполняет практические задания по оказанию первой помощи и
выживанию на местности.
Средний
объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%, выполняет
уровень
практические задания с 1-2 ошибками.
Низкий
обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и
уровень
навыков, испытывает серьёзные затруднения при выполнении
практических заданий делает много ошибок.
Программу обучающийся овладел менее чем 20% предусмотренных программой
не освоил умений и навыков, не может выполнить практические задания.

24

Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы, методы и средства обучения
Практические занятия проводятся с целью закрепления и
совершенствования юнармейцами ранее приобретенных навыков и умений,
отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива. В практике
обучения применяется известный принцип: «Делай, как я». Следовать
образцовому примеру, проявляя творческий подход, - самый короткий путь
овладения воинским мастерством.
Тактико-строевые занятия, как правило,
предшествуют тактическим занятиям и проводятся с целью отработки
воспитанниками техники выполнения приемов и способов действий личного
состава (подразделений) в определенных условиях обстановки. Приемы и
способы действий могут отрабатываться путем их повторения.
Переход к выполнению очередного вопроса осуществляется только
после того, как отрабатываемые приемы и способы действий поняты и
выполняются четко и правильно. Для каждого учебного вопроса создается
тактическая обстановка.
Тактические занятия – имеют целью отработать приёмы и способы
боевых действий в составе отделения, а также научить командиров уверенно
командовать подразделениями. В ходе занятий учебные вопросы отрабатываются
в единой тактической обстановке, строгой последовательности во времени и
темпе, присущем характеру изучаемого вида боевых действий.
При
организации
образовательного
процесса
программа
предусматривает рациональное сочетание традиционных форм и методов
проведения занятий и инновационных технологий. При формировании
теоретических знаний используются следующие виды занятий: устное изложение
учебного материала, обсуждение изучаемого материала, беседы, показ
(демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная
работа, встречи, с использованием видеоматериалов.
Устное изложение учебного материала применяется при
ознакомлении юнармейцев с основными положениями уставов и других
документов, тактикотехническими данными, устройством вооружения и военной
техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений
вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа
или лекции. Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления,
закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях
25

по специальной подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед, классно-групповых
занятий.
Беседа представляет собой способ усвоения знаний юнармейцами
путём ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения
логически связанных между собой теоретических и практических задач. Классногрупповое занятие во многом напоминает развёрнутую беседу. Однако
теоретические и практические вопросы обсуждаются на нём более основательно,
чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко
анализируют факты и явления, сами делают обобщение и выводы, углубляют и
расширяют свои знания.
Кроме этого, используются активные игровые формы деятельности
состязательного характера: турнир, КВН, викторина, дискуссия, игра на развитие
внимания, памяти, наблюдательности, глазомера, которые активизируют
познавательную деятельность учащихся, а также создают на занятиях обстановку
соревнования и состязательности.
Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения
юнармейцев разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой
совокупность приёмов и действий, с помощью которых у обучаемых создаётся
наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления
об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении
строевых приёмов, физических упражнений, действий с оружием. Личный
пример преподавателя (военного руководителя) в сочетании с высокой
методической подготовкой, постоянная требовательность к учащимся в точном
выполнении приёмов приводит к успешной подготовке обучающихся.
Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается
многократное, сознательное и усложняющееся повторение определённых
приёмов и действий в целях выработки и совершенствования у юнармейцев
навыков и умений. В ходе упражнений юнармейцы овладевают практическими
приёмами использования 24 и обслуживания вооружения и военной техники,
способами решения тактических, огневых задач, выполнения строевых приёмов
и действий в пеших строях.
Практическая работа выполняется, как правило, после того, как
будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений. В ходе работы
усвоенное ранее закрепляется, компенсируется, совершенствуется. Практическая
работа проводится в составе отделения и взвода и поэтому играет решающую
роль в слаживании подразделений.
Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим
методом учёбы юнармейцев. Метод самостоятельного изучения материала – это
26

совокупность приёмов и способов, с помощью которых обучаемые без
непосредственного участия педагога закрепляют ранее приобретённые знания,
навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами
самостоятельной работы являются работа с печатными источниками,
самостоятельные тренировки, коллективный просмотр учебных видеофильмов.
Алгоритм учебного занятия.
Занятие состоит из следующих этапов:
1.Огмомент. Построение. Рапорт командира.
2.Постановка целей и задач занятия.
3. Актуализация знаний обучающихся по данной теме.
4. Работа с теоретическим материалом (таблицы, тексты, Интернет)
5. Практикум по пройденному материалу.
6. Подведение итогов.
В процессе обучения используются наглядные пособия:
­

комплект «Строевая подготовка»;

­

комплект «Вооруженные Силы на страже Родины»;

­

комплект «Первая медицинская помощь»;

­

комплект «Общее устройство автомата АК- 74».

27

План-конспект занятия: «Выполнение команд: «Становись», «Смирно»,
«Вольно», «Отставить». Строевая стойка».
Руководитель группы: М.А.Шартов
Цели занятия:
- образовательная:
закрепить
знания
учащихся
выполнению команд: «СТАНОВИСЬ»,
«РАВНЯЙСЬ»,
«СМИРНО»,
«ВОЛЬНО»,
«ВОЛЬНО, ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ»; научить выполнению команд в составе
отделения и взвода;
развивающая: развивать у учащихся военные навыки строевой
подготовки, выправку, подтянутость, чёткость движений, образцовый внешний вид,
синхронные движения в составе отделения и взвода;
воспитательная: привить учащимся дисциплинированность и
ответственность за выполнение приёмов, команд и приказов. Уважительное отношение к
воинскому долгу, к Российским Вооружённым Силам, к своему Отечеству.
Задачи: 1. Отработать строевую стойку. Научить и закрепить выполнение
команд на месте и в движении в составе отделения и взвода.
1.1. Выполнить команды: «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО»,
«ВОЛЬНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ».
1.2. Выполнить
команды:
«Напра-ВО»,
«Нале-ВО»,
«Кру-ГОМ»,
«Равняйсь»,
«Смирно», «Отделение, в одну шеренгу-СТАНОВИСЬ», «Отделение,
СМИРНО, равнение на- ПРАВО (на-Лево, на-СЕРЕДИНУ)», «Отделение, на первый,
второй- РАСЧИТАЙСЬ», «Отделение, вдве шеренги-СТРОЙСЯ»
1.3. Выполнить команды в движении: «Отделение, на месте шагомМАРШ»,
«Отделение, строевым шагом-МАРШ (походным)», Отеление _ СТОЙ»,
«Отделение напра-ВО, нале-ВО, кругом – МАРШ».
Место проведения урока: спортивный зал.
Метод: Рассказ, показ, тренировка (одиночная, в парах, в группах, в
составе отделения)
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа с классом, объявляю тему, цель занятия и
учебные вопросы; строю учащихся и проверяю внешний вид, при необходимости делаю
замечания с учетом требований общевоинских Уставов Вооруженных сил Российской
Федерации.
3. Основная часть урока: лично показываю технику выполнения
строевого приема (действия) в целом и по разделениям, затем по его команде показанный
прием (действие) выполняют учащиеся по разделениям и в целом.
1-й учебный вопрос: «Строевая стойка»
Находясь перед фронтом строя, лично образцово показываю, как
28

правильно принимать строевую стойку. При этом обучаемые должны видеть
руководителя впереди и сбоку. Подчеркнуть, что строевая стойка является исходным
положением к правильному и красивому выполнению всех строевых приемов.
Обратить внимание на то, что строевая стойка принимается не только по
команде «СТАНОВИСЬ», но и по команде «СМИРНО». Положение «Смирно» на
месте принимается без команды; при отдаче и получении приказания, при рапорте и
обращении военнослужащих друг к другу, во время исполнения Гимна Российской
Федерации, при выполнении воинских ритуалов, при отдании воинской чести и
подаче команд.
Практическое обучение выполнения строевой стойки:
- разучивание целесообразно начинать с подготовительного упражнения – для
выработки правильной постановки носков ног.
Для выполнения этого упражнения подается команда: «Носки свести вместе,
делай – РАЗ», «Носки развести, делай – ДВА» и т.д. Упражнение повторить пятьшесть раз. Следить за правильностью выполнения приемов.
После этого тренировать обучающихся в выполнении приема в целом, для чего
подать команды: «Группа – РАЗОЙДИСЬ», «Группа – в одну шеренгу –
СТАНОВИСЬ». Проверять правильность выполнения команд.
Обучающиеся выполняют подаваемые команды, быстро занимают своё место в
строю и принимают положение строевой стойки. Стоят прямо, без напряжения,
каблуки поставлены вместе, а носки развернуты по линии фронта, на ширину ступни;
ноги в коленях выпрямлены, но не напряжены, грудь приподнята, а все тело
несколько подано вперед; живот подобран, плечи развернуты, руки опущены так,
чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, а пальцы
полусогнуты и касались бедра; голову держат высоко и прямо, не выставляя
подбородка; смотрят прямо перед собой в готовности к немедленному действию.
Чтобы проверить, правильно ли воспитанники принимают строевую стойку,
необходимо подать команду «СМИРНО», а после этого сказать: «Поднять носки ног».
Те, кто строевую стойку принял правильно, должны легко, без наклона вперед,
выполнить эту команду.
(Возможные ошибки, допускаемые учащимсяи при выполнении строевой
стойки: носки ног ставят широко или узко; центр тяжести тела переносят на каблуки,
руки сгибают в локтях, кисти рук держат ладонями назад; живот выставляют вперед;
голову держат низко).
1. 2-й учебный вопрос: «Выполнение команд: «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО»,
«ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ».

Образцово показать выполнение команд: «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», затем
приступить к отработке выполнения этих команд, для чего последовательно подавать
команды: «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО».
Из числа учащихся выбрать командиров отделений в качестве своих
помощников на занятии.
29

Действия обучающихся по этим командам. По команде «РАВНЯЙСЬ» все обучаемые,
кроме правофлангового, поворачивают голову направо (правое ухо выше левого,
подбородок приподнят) и выравнивают так, чтобы каждый видел грудь четвертого
человека, считая себя первым.При выравнивании обучаемые могут несколько
передвигаться вперед, назад или в стороны. По команде «Налево – РАВНЯЙСЬ» все,
кроме левофлангового, голову поворачивают налево (левое ухо выше правого,
подбородок приподнят). По команде
«СМИРНО» голову поставить прямо и смотреть прямо перед собой. Показать
выполнение
команд:
«ВОЛЬНО»,
«ЗАПРАВИТЬСЯ»,
«ОТСТАВИТЬ».
По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу,
но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.
По команде
«ЗАПРАВИТЬСЯ» стать свободно, не оставляя места в строю, поправить
обмундирование, можно негромко разговаривать; при необходимости выйти из строя,
обратиться за разрешением к непосредственному начальнику. Перед командой
«ЗАПРАВИТЬСЯ» подается команда «ВОЛЬНО». Команда «ОТСТАВИТЬ» подается,
чтобы отменить или прекратить выполнение приема. По этой команде принимается
положение, которое было до выполнения приема.
После отработки всех приемов необходимо тренировать учащихся в
выполнении команд, например: «группа – РАЗОЙДИСЬ», «Группа, в две шеренги –
СТАНОВИСЬ», «Группа – СМИРНО», «Группа – ВОЛЬНО», «ОТСТАВИТЬ».
2. Строевые прёмы и движения без оружия. Повороты на месте
выполняются по командам: «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кру-ГОМ». Повороты
кругом, налево производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом
носке; повороты направо - в сторону правой руки на правом каблуке и на левом
носке. Повороты выполняются в два приёма: первый приём - повернуться, не сгибая
ног в коленях, перевести тяжесть тела на впереди стоящую ногу; второй приём кратчайшим путем приставить другую ногу. Движение строевым шагом начинается
по команде «Строевым шагом – Марш» (в движении «Строевым – МАРШ»), а в
движении походным шагом – «Шагом – МАРШ». По предварительной команде
подать корпус несколько вперед; по исполнительной команде начать движение с
левой ноги полным шагом. Обозначение шага на месте производится по команде «На
месте, шагом – МАРШ». По команде – «ПРЯМО», с левой ноги начать движение
полным шагом. При этом первые три шага должны быть строевыми. Для
прекращения движения подается команда – «СТОЙ». По исполнительной команде,
подаваемой одновременно с постановкой на землю правой или левой ноги, сделать
еще один шаг и, приставив ногу, принять строевую стойку.
3. Заключительная часть.
- краткий разбор строевой подготовки и ответ на вопросы обучаемых;
- указать на достигнутую цель урока;
- поблагодарить участников занятия, отметить лучших в выполнении приемов.
Домашнее задание: отработать строевые приемы перед зеркалом
30

Приложение 3
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «ЮНАРМИЯ»
№

1

Наименование тема
занятия

Кол
-во
часов

Знакомство. Инструктаж
по технике безопасности.

1

Дата по
расписанию
по плану
по
факту

Форма
аттестации
/контроля

Примечание
(корректировка)

анкетирование

Модуль 1: Общефизическая подготовка – 10 часов
2 Разучивание 1-го
1
комплекса армейских
вольных упражнений
3

Тренировка выполнения
1-го комплекса
армейских вольных
упражнений

1

4

Тренировка выполнения
1-го комплекса
армейских вольных
упражнений

1

Итого за месяц:
Изучение общего
контрольного
упражнения на единой
полосе препятствий по
элементам
Изучение техники
метания гранат стоя с
места и в движении
Изучение техники
метания гранат с колена
и лежа
Тренировка в метании
гранат на точность
Тренировка в метании
гранат на дальность
Тренировка в метании
гранат на точность и
дальность
Сдача нормативов, в т.ч.
норм ГТО

4
1

5

6

7

8
9
10

11

часа

1

1

1
1
1

1

Сдача
нормативов
31

Модуль 2. Строевая подготовка – 20 часов
12
1
Строи, команды и
обязанности солдата
перед построением и в
строю
Выполнение команд:
13
1
«Становись», «Смирно»,
«Вольно», «Отставить».
Строевая стойка.
Итого за месяц:
9
часов
14 Отработка команд:
1
«Становись», «Смирно»,
«Вольно», «Отставить».
Строевая стойка
15 Повороты на месте.
1
16 Повороты в движении.
1
17 Повороты на месте и в
1
движении
18 Строевой и походный
1
шаг.
19 Выход военнослужащего
1
из строя и подход к
начальнику.
Возвращение в строй.
20 Отработка выхода к
1
начальнику и
возвращение в строй
21 Отработка выхода к
1
начальнику и
возвращение в строй
22 Закрепление изученных
1
навыков на площадке
Итого за месяц:
9
часов
23 Тренировка в
1
выполнении строевых
приемов без оружия.
24 Тренировка в
1
выполнении строевых
приемов без оружия.
25 Отдание воинского
1
приветствия на месте
26 Отдание воинского
1
приветствия в движении
27 Отдание воинского
1
приветствия на месте и в
движении
28 Выход военнослужащего
1
из строя и подход к
начальнику.
Возвращение в строй
32

1
Строевая стойка с
оружием и выполнение
приемов с оружием на
месте. Повороты и
движение с оружием
Выполнение воинского
30
1
приветствия с оружием
на месте и в движении.
Выход из строя, подход к
начальнику и
возвращение в строй с
оружием.
Итого за месяц:
8
часов
31
1
Выполнение воинского
приветствия с оружием
на месте и в движении.
Конкурс
Выход из строя, подход к
строя и песни
начальнику и
возвращение в строй с
оружием.
Модуль 3: Огневая подготовка и оружейное дело – 18 часов
32 История развития
1
стрелкового оружия
Итого за I полугодие:
30
часа
33 История создания
1
автомат Калашникова
(АК) и его модификации
34 Назначение, боевые
1
свойства, общее
устройство и принцип
работы АК
35 Последовательность
1
неполной сборки и
разборки АК.
36 Последовательность
1
неполной сборки и
разборки АК.
37 Виды, назначение,
1
боевые свойства и
устройство ручных
гранат
38 Виды, назначение,
1
боевые свойства и
устройство ручных
гранат
Итого за месяц:
8
часов
29

33

Назначение, боевые
1
свойства, общее
устройство, принцип
работы пистолета
Макарова (ПМ)
40 Последовательность
1
неполной сборки и
разборки ПМ.
Отработка нормативов
по сборке-разборке ПМ
Порядок осмотра и
41
1
подготовки гранат к
броску. Тренировка в
метании гранат
42
1
Порядок осмотра и
подготовки гранат к
броску. Тренировка в
метании гранат
43
1
Правила стрельбы из
стрелкового оружия
44
1
Виды изготовок для
стрельбы из винтовки,
автомата и пистолета
45
1
Виды изготовок для
стрельбы из винтовки,
автомата и пистолета
46
1
Техника передвижения
при огневом контакте с
противником
Итого за месяц:
8
часов
Техника передвижения
47
1
при огневом контакте с
противником
48
1
Отработка нормативов
по сборке-разборке АК
49
1
Отработка нормативов
по сборке-разборке АК
Модуль 4: Тактическая подготовка – 10 часов
50
1
Краткий экскурс в
историю тактики
51
1
Тактическое снаряжение
бойца
Действия подразделений
52
1
в обороне
53
1
Действия подразделений
при наступлении
54
1
Типы инженерных
заграждений
Итого за месяц:
8
часов
39

Разборкасборка оружия

34

55
56

57

58

59

Марш и походное
охранение
Методы и способы
ведения разведки.
Способы маскировки
Работа с
топографическими
картами
Способы скрытого
перемещения по
местности
Решение ситуационных
тактических задач

1
1

1

1
Преодоление
полосы
препятствий

1

Модуль 5: Военно-медицинская подготовка – 12 часа
60
1
Средства
индивидуального
медицинского оснащения
военнослужащих
(СИМО)
61
1
Порядок и правила
пользования СИМО
военнослужащими
62
1
Понятие о ране и их
классификация
63
Виды кровотечений
1
64
65

66

67

68

69

Итого за месяц:
Признаки клинической и
биологической смерти
Ожоги, причины
возникновения,
признаки, классификация
Отморожения,
переохлаждения,
ознобления и замерзание:
причины, признаки,
классификация
Первая доврачебная
помощь при ранениях и
кровотечениях
Первая доврачебная
помощь при переломах
костей, вывихах и
ушибах
Техника проведения
искусственной
вентиляции легких и
непрямой массаж сердца

9
1

часов

1

1

1

1

1

35

70

71

72

Оказание первой
доврачебной помощи при
ожогах и обморожениях
Наложение повязок при
различных ранениях: в
голову, грудную клетку,
верхние и нижние
конечности
Подведение итогов
обучения по программе
Итого за месяц:
Итого за I полугодие:
Итого за II полугодие:
Итого за год:

1
тест

1

1
9
30
42
72

часов
часов
часа
часа

36

Приложение 4
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
Указываются внесенные в программу «Юнармия» изменения, причина
корректировки и дата.
Причина корректировка

Дата

Согласование с
заместителем
директора по УВР
(подпись)

37

Приложение 5
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
п/п
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

1.

2.

1.
2.

1.
2.
3.
4.

Содержание работы

Дата
проведения

Место

Примечание

проведения

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ
Беседа ко дню солидарности в
сентябрь
борьбе с терроризмом
сентябрь
Викторина ко Дню
Государственного герба и
Государственного флага
Республики Крым
Акция ко Дню учителя
октябрь
Участие в акции ко Дню
ноябрь
народного единства
декабрь
Викторина ко Дню Конституции
МБОУ УВК
Российской Федерации
"Школьная
январь
Беседа ко Дню Республики
академия
им.
Крым
Мальцева
февраль
Участие в мероприятии ко Дню
А.И.
защитника Отечества
Участие в мероприятиях к
март
Международному женскому дню
май
Участие в мероприятиях ко Дню
Победы
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ
Конкурсы, акции и
в течение
МБОУ ДО
мероприятия патриотической,
года
«ЦДОД»
военно-спортивной
направленности
Иные конкурсы, подходящие
в течение
по образовательную программу
года
РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Проведение открытых занятий и
в течение
воспитательных мероприятий
года
Участие в семинарах, мастерв течение
классах, конкурсах
года
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Родительские собрания
в течение
года
Анкетирование
в течение
года
Консультации для родителей
в течение
года
Работа в сообществах и группах
в течение
в социальных сетях
года
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ
38

1.

2.

3.

4.
5.

6.

7.

8.

9.

Правила дорожно-транспортной
безопасности пешехода,
велосипедиста. Особенности
поведения на дороге в осенние
дни
Правила пожарной безопасности
в быту и учреждении
образования. Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
ситуациях: во дворе, на улицах,
дома, в общественных местах
Правила безопасности при
общении с животными.
Профилактика отравлений и
предупреждение острых
кишечных инфекций.
Правила дорожно-транспортной
безопасности пешехода,
велосипедиста. Особенности
поведения на дороге в зимний
период
Правила пожарной безопасности
в быту и учреждении
образования. Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
ситуациях: во дворе, на улицах,
дома, в общественных местах
Правила безопасности при
общении с животными.

октябрь

октябрь

октябрь
ноябрь
ноябрь
февраль

март

март
апрель

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».