Костылева Волшебный войлок

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОДОБРЕНО
педагогическим советом
протокол № _1____
от «28_» ______08______ 2024 год

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО «ЦДОД»
БР РК
_____________ Т.В. Локтионова
«28_» _____08________ 2024 год
Приказ № 90

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВОЛШЕБНЫЙ ВОЙЛОК»

Направленность: художественная
Срок реализации программы:1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый (1 год)
Возраст обучающихся: 8 - 14 лет
Составитель:
Костылева Юлия Николаевна,
педагог дополнительного образования
творческого объединения «Страна фантазия»

г.Бахчисарай,
2024 г.

Рецензия
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
«Волшебный войлок»
Автор-составитель: Ю.Н.Костылева — педагог дополнительного образования
Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного
образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района
Республики Крым.
Рецензируемая программа составлена с учетом методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки
России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» и в полном соответствии с
Положением о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
Бахчисарайского района Республики Крым.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана
на основе авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Чудеса из войлока», автор-составитель: Кузнецова Юлия Викторовна, педагог
дополнительного
образования
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества им. С.А.Шмакова» г. Липецк,
2016 год; имеет модификации и дополнения исходя из требований учреждения
дополнительного образования, на базе которого она используется.
Адресатом программы являются дети в возрасте от 8-14 лет.
Учитывая возрастные особенности учащихся, автор-составитель подаёт вопросы
образовательной программы в занимательной и игровой форме, что позволяет достичь
образовательных результатов и способствует развитию логического мышления, приёмов
умственных действий, познавательных психических процессов.
Практика обучения основывается на комплексном подходе, который складывается
из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и
воспитания.
Программный материал предполагает минимальное количество теоретических
занятий,
подкрепленных
практическими.
Предпочтение
отдается
занятиям
комбинированного типа с индивидуальным подходом.
Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата.
Программа отвечает требованиям, предъявляемым к составлению программ по
учебным дисциплинам, возрастным и индивидуальным интересам учащихся, представляет
собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по
актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью.
Рекомендуется использовать в образовательном процессе.

Рецензент: _______ ____________ Руководитель МОЦ Королева В.А.
«Согласовано» ___ _____________ Зам. Директора по УВР Врублевская Д.Н.

2

РАЗДЕЛ №1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа ориентирована на приобщение детей к искусству
валяния – древнейшему виду текстильного искусства, которое в наше время
переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно
необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения. В
современном мире валяние - это несложный вид рукоделия, с помощью
которого можно делать замечательные вещи: одежду, поделки для дома,
аксессуары, игрушки, которые могут иметь плоскую или объемную форму.
В
основе
разработки
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Волшебный войлок» лежит следующая
нормативно-правовая база:
- - Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации (в действующей редакции);
- Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998г. №124 –ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в
действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении
Основ
государственной
культурной
политики» (в
действующей редакции);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. №
642 (в действующей редакции);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка- ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018г. №3;
- Национальный проект «Образование»- ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от24.12.2018
г. №16);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
3

общеобразовательным программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. №467 «Об
утверждении целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
- Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
(в действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189- ФЗ
«О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере» (в
действующей редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (в действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
4

- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым
от
09.12.2021
г.
№
1948
«О
методических
рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ»;
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования
детей до 2030 года в Республике Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г.
№ 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной
сфере при формировании государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики
Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г.
№ 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных
социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере,
отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и
Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на
оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к
полномочиям исполнительных органов Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г.
№ 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной
сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в
соответствии с социальными сертификатами»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования»
и
АНО
дополнительного
профессионального
образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
5

профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников
образовательных
организаций
общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии
с обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
- Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05
«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение
качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны»;
- Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденный постановлением
администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 22.08.2018г. №
438;
Положение о разработке и утверждении дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного
6

образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского
района Республики Крым, утвержденное приказом от 01.03.2024г. № 29а.
Направленность программы «Волшебный войлок» по содержанию
является художественной, т.к. направлена на развитие творческих
способностей, художественного и эстетического вкуса, воображения,
фантазии; по функциональному предназначению – учебно-познавательной;
по времени реализации – одногодичной.
Классификация программы – модифицированная. Программа
модифицирована на основе авторской дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Чудеса из войлока», автор-составитель:
Кузнецова Юлия Викторовна, педагог дополнительного образования
Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Дом детского творчества им. С.А.Шмакова» г. Липецк, 2016 год.
Актуальность программы заключается в раскрытии и развитии
творческих возможностей обучающихся. Создание игрушек - занятие
исключительно творческое, способное пробуждать и развивать детскую
фантазию. Вместе с тем рукоделие – важный компонент трудового обучения
детей: занимаясь им, дети приобретают навыки валяния шерсти, работы с
ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление, учатся
терпению и настойчивости в достижении цели. Игрушка, прошедшая через
руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он
трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога
ему. И даже тогда, когда она теряет свое игровое значение, у ребенка
сохраняется к ней живое отношение. Таким образом, видно, что работа над
изготовлением игрушек является творческой деятельностью и отвечает
задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.
Данная программа соответствует социальному заказу общества,
отвлекает от негативного влияния улицы и чрезмерного пребывания детей в
виртуальной реальности.
Новизна данной образовательной программы заключается в развитии
и формировании творческих способностей каждого обучающегося. Каждый
ребенок за время обучения знакомится с несколькими видами техник
валяния, и в процессе обучения выбирает для себя одну или несколько
понравившихся техник, по которой работает.
Отличительной особенностью программы от уже существующих
программ данной направленности является то, что процесс обучения
осуществляется через различные направления работы: воспитание культуры
восприятия, развитие навыков деятельности накопления знаний, что
способствует формированию нравственных качеств обучающихся. Каждое
занятие включает теоретическую и практическую части.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные
доступные темы, которые смогли бы заинтересовать ребенка и помочь ему
7

раскрыться. Использование современных материалов позволяет создавать
ребенку яркие, привлекательные современные работы, поддерживать интерес
к занятиям. Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей,
испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в
различных видах творческой деятельности.
Педагогическая
целесообразность
программы
состоит
в
использовании основных принципов организации учебно-воспитательной
деятельности, в выборе форм и методов обучения, основными из которых
являются:
- заинтересованность (мотивация) и эмоциональный настрой;
- наглядность;
- взаимосвязь теории и практики;
- разнообразие форм, тем и методов;
- системность в изложении материала.
Педагогическое стимулирование заключается в создании атмосферы
комфортности и успешности для каждого обучающегося. Обучение ведётся
только в игровой форме. Используются сказочные ситуации, занимательный
материал. Веселые физкультминутки позволяют детям отдохнуть, снять
напряжение, провести гимнастику для глаз. На занятиях учитывается настрой
и подготовленность каждого ребёнка, создаются комфортные условия для
раскрытия каждой личности.
Обучение валянию представляет собой реализацию отношений людей в
форме общения. Процесс обучения данному предмету строится на
взаимодействии ребенка с преподавателем и детьми. В процессе такого
взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека,
развиваются навыки общения в стандартных социокультурных ситуациях.
Одно из важнейших условий полноценного развития детей в процессе
занятий - это осуществление индивидуального подхода, который должен
базироваться на знании индивидуальных особенностей детей.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на
формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в
определенной системе: изучение и установление причин формирования
особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств
и методов.
Необходимо уважительно относиться к мнению ребенка, поддерживать
его инициативу. Особенно это важно в творческой деятельности, в частности
художественной, насыщенной чувствами, ориентированной на других людей,
связанной с ожиданием позитивного отношения, доброжелательной оценки
образа, созданного им.
Адресат программы.
Данная программа адресована детям в возрасте от 8 до 14 лет,
независимо от пола ребёнка. Обучение по программе требует
8

сформированности интересов и мотивации к данной предметной области.
Количество детей в группе до 20 человек.
Характеристика контингента обучающихся.
Младший школьный возраст (8-10 лет) характеризуется готовностью к
учебной
деятельности
(уровнем
физиологического,
психического,
интеллектуального развития, который определяет способность учиться), а
также готовностью ко взятию на себя новых обязанностей, которые лежат в
основе учебной мотивации младшего школьника.
Формируются: активное эстетическое восприятие, творчество и
нравственно-эстетическое отношение к жизни, закрепляемое в более или
менее неизменном виде на всю жизнь. Развиваются формы мышления,
которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний.
Трудности младшего школьника в данный период: новый режим дня,
жизни, смена главенствующих авторитетов, новые отношения с
одноклассниками и учителем, апатия, связанная с невозможностью
преодолеть эти трудности.
При этом педагог обязательно должен учитывать особенности
младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и
рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными
дисциплинами.
Как выстраивать деятельность:
- самоорганизовывать и самодисциплинировать ученика посредством
групповых игр, вызывания любопытства, интереса к всевозможным
творческим занятиям;
- координировать и организовывать правильный режим дня;
- привлекать родителей к совместным воспитательным мероприятиям.
Средний школьный (подростковый) возраст характеризуется тем, что
здесь главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды
деятельности – учебная, общественно-организационная, спортивная,
творческая, трудовая. Подросток приобретает социальный, трудовой опыт, а
также познаёт себя в системе моральных, эстетических общественных
отношений. Д.И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что
повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей
позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом
позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет следующие
стадии подросткового периода:
- локально-капризную (10-11 лет) – проявляется потребность в
признании взрослых;
- «право-значимую» (12-13 лет) – обусловленная потребностью в
социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже
имею право, я могу, я должен»;
Как выстраивать деятельность:
9

- принимать во внимание интересы к различным видам деятельности,
представителям другого пола и общению с ними;
- учитывать обостренное чувство собственного достоинства, чувства
симпатии и антипатии;
- достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также
активизировать психологические механизмы стимулирования;
- поддерживать в подростке позицию его исключительности, что может
усиливать познавательную мотивацию;
- содержание учебной деятельности должно вводиться в современные
условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.
Возрастная категория (13-15 лет) - (ранняя юность) - возраст
характеризуется тем, что в этот период ключевое значение приобретает
ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к
независимости. Основными компонентами этого периода являются дружба,
доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие
чувства, такие как любовь. Старшеклассники пытаются определить
дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них
возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного
вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо
предмету, сколько практической выгодой этой профессии. «Наиболее
главное психологическое новообразование этого возраста – это умение
старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и
находить средства для ее реализации» (Д.И. Фельдштейн). Повышается
уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей,
участвующих в личностном самоопределении школьника. В этот период
происходит становление завершающего этапа созревания личности, который
характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием
теоретического
мышления,
самовоспитанием,
развитием
умения
рефлексировать, формированием уровня притязания.
Как выстраивать деятельность:
приобщать
личность
к
общественным
ценностям
и
стимулировать к выбору личных;
поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их
достижения, своевременно корректировать и направлять;
чётко ставить цели перед подростком: чего хотим добиться,
какими знаниями и умениями обладать;
определять прикладную направленность обучения. (Зачем мне
это надо знать, как я это применю в жизни?).
поддерживать подростка позитивно и регулярно. Доброе слово и
дельный совет лучше порицания;
оценивать положительные действия ребёнка, спрашивать мнение
по предмету, обсуждать с ним задание, так как ведущая деятельность
подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через
общение;
10

не сравнивать результаты обучения подростка со сверстниками,
это может привести к раздражению.
Поэтому работа с подростками основывается на следующих
принципах:
принцип
психологической
комфортности
предполагает
психологическую защищенность ученика, обеспечение эмоционального
комфорта, создание условий для овладения техникой изготовления изделий
из войлока;
- принцип целостности содержания образования - связь теории с
практикой;
- принцип опоры на предшествующее развитие.
Объем и срок освоения программы. Общее количество учебных
часов, необходимых для освоения программы, составляет 144 часа. Срок
реализации программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе 36 недель, период обучения - с сентября по май.
Уровень программы – ознакомительный (стартовый).
Форма обучения – очная форма обучения.
Особенности
организации
образовательного
процесса
разновозрастные группы. Состав группы постоянный. Программа
предусматривает 2 вида занятий: теоретические занятия и практические
занятия. В обучении применяется групповая форма с индивидуальным
подходом.
Режим занятий, периодичность и продолжительность - реализация
программы планируется в 2 группах, по 1 занятию два раза в неделю,
продолжительностью 2 академических часа.
Допускается изменение расписания занятий в течение года по
объективным причинам.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - формирование художественно-творческих
способностей детей через освоение техник сухого и мокрого валяния.
Задачи:
Образовательные:
- дать технические знания, необходимые при выполнении различных
операций валяния;
- обучить практическим навыкам валяния;
- рассчитывать количество необходимых материалов и подбирать
материалы, разрабатывать колористическое решение при выполнении
изделий;
11

- познакомить с техниками «сухое валяние», «мокрое валяние» и
«плоское валяние картин из шерсти»;
- обучить правильному пользованию инструментами;
- научить соблюдать правила безопасной работы, гигиены и санитарии;
- расширить знания детей об истории возникновения традиционного
декоративно-прикладного искусства;
- сформировать умения следовать устным инструкциям.
Воспитательные:
- создавать условия для развития интереса к художественному
творчеству и к искусству;
- воспитывать уважительное отношение к традиционному декоративноприкладному искусству;
- развивать нравственные качества личности: трудолюбия,
усидчивости, настойчивости, чувства эстетического вкуса, гармонии,
коллективной ответственности, взаимопомощи при выполнении работы;
- развивать аккуратность и стремление к порядку;
- воспитывать умения организовать своё рабочее место и выполнять
инструкции;
- развивать интерес к исторической культуре своей Родины, к истокам
народного творчества.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное
воображения;
- развивать конструктивное мышление и сообразительность;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным
движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать
глазомер.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к
искусству и творчеству следует начинать с самого раннего возраста, когда
ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Программа
«Волшебный войлок» создает условия, при которых маленький человек
будет способен заинтересованно воспринимать разнообразные явления и
факты культуры, соотнося их с собственной жизнью и накопленным опытом.
У каждого народа существуют ценности, не утратившие своего
значения и в наши дни, – любовь к Родине, к природе, почитание предков,
уважение к старшим. Эти ценности легли в основу данной программы.
Многие дети не имеют развитых навыков общения, не умеют делиться
переживаниями, выражать свои чувства, эмоции.
Цель педагога в таких условиях - вселить в ребенка уверенность в
решаемости любых проблем, вставших перед ним. На пути к этой цели
педагог решает ряд задач:
12

1. Убедить ребенка, что вокруг друзья, люди, всегда готовые помочь
ему.
2. Дать понять ребенку, что из любых сложных ситуаций всегда есть
выход и даже несколько. Надо искать варианты, быть более гибким в поисках
ответов на свои вопросы.
3. Важно объяснить ребенку, что он индивидуален, прекрасен,
удивителен, его мнение, взгляд уникальны. Ребенок должен научиться
высказывать свое мнение, отстаивать, принимать самостоятельно решение и
также уметь прислушиваться к мнению других.
4. Все, что ребенок видит в окружающем мире (в живой природе,
повседневной жизни), все сложные техники, технологии основаны на
элементарных знаниях (физики, химии, цветоведения, формообразования). С
помощью программы «Волшебный войлок» у ребенка формируется
понимание, что все, что он узнает и научится делать в детстве, пригодится
ему и во взрослой жизни.
5. Научить ребенка добиваться задуманного, несмотря на возникающие
трудности, включать смекалку, наблюдательность, логику, воображение и
находить «помощников» (тот материал, с которым он будет работать).
6. Способствовать укреплению связи ребенка со своей семьей,
развитию стремления изучать народное творчество: сказки, загадки,
декоративно-прикладное творчество, песенки, прибаутки и т. д.
7. Необходимо развивать в ребенке толерантность (уважение и интерес
к культуре, обычаям, нравам, творчеству других народов), ориентацию на то,
чтобы принимать, понимать, а не отвергать.
Каждый обучающийся приходит в коллектив со своим своеобразным
характером, различными навыками, способностями, умениями и особым
укладом в семье, не говоря уже о творческих талантах. Все они такие разные,
но раз здесь собрались, то есть что-то общее. Это интерес к художественному
и прикладному творчеству, желание научиться новому, научиться мастерить
самостоятельно поделки, игрушки, открытки, панно.
Проблемы, с которыми помогает справиться программа «Волшебный
войлок» в работе с детьми:
- одиночество, замкнутость ребенка в семье, в обществе, дефицит
неформального общения со сверстниками;
- низкая самооценка ребенка;
- страх совершить ошибку (а иногда надо ошибаться, это помогает
открытию нового);
- неумение мыслить неординарно, фантазировать, сочинять,
придумывать;
- отсутствие понимания ребенком в жизни закономерности связи всего
со всем.
Дети по своей природе — исследователи окружающего мира. Задача
педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно стимулировать
развитие любознательности и познавательной активности.
13

В ходе учебной деятельности в коллективе ребята учатся наблюдать,
размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать
причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности. Творчество
и эксперименты пробуждают у детей инициативу, радость от своих
открытий, желание узнать больше, способность достигать успеха.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п

Название раздела,
темы

1.

Вводное занятие

2.

Виды шерсти,
инструменты и
приспособления.
Цветовой круг.
Гармоничное сочетание
цветов.
Техника и приемы
изготовления плоских
изделий.
Выкладывание
художественного
войлока орнаментом.
Изготовление панно.

3.

4.

5.

6.
7.

8.

9.

10.

11.

Техника и приемы
изготовления
полуобъемных и
объемных изделий.
Изготовление украшений
из шерсти методом
сухого и мокрого
валяния.
Изготовление игрушек с
использованием
различных техник сухого
и мокрого валяния.
Изготовление авторской
работы методом сухого
валяния.
Итоговое занятие.
Всего часов

Количество часов
Всего
часов
2

Форма
аттестации
(контроля)

Теория

Практика

2

-

4

4

-

Входящая
диагностика
Тестирование

2

2

-

Тестирование

10

2

8

Выставка

10

2

8

Выставка

20

-

20

Выставка

16

2

14

Выставка

18

2

16

Выставка

44

2

42

Выставка

16

-

16

Выставка

2

2

-

Итоговая
аттестация
(выставка)

144

20

124

14

Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие - 2 часа.
Теория: Знакомство с деятельностью творческого объединения "Страна
Фантазия", игра «Знакомство с волшебной страной и ее жителями».
Просмотр фото- и видеоматериалов о работе объединения. Правила
поведения и меры безопасности во время занятий в учебном кабинете.
Инструктаж по технике безопасности. Правила хранения рабочего материала.
Раздел 2. Виды шерсти, инструменты и приспособления - 4 часа.
Теория: Краткая характеристика, разновидность, область применения
шерстяных волокон. Материалы, инструменты и приспособления,
используемые в работе.
Раздел 3. Цветовой круг. Гармоничное сочетание цветов - 2 часа.
Теория: Видимый спектр. Цвет спектра. Цвета круга: теплые и
холодные. Цветовой тон и насыщенность. Хроматические и ароматические
цвета. Контраст и гармония цветов. Практика: Зарисовка цветового круга.
Раздел 4. Техника и приемы изготовления плоских изделий - 10
часов.
Теория: Изучение основных терминов: войлок, мокрое валяние, сухое
валяние, иглы для валяния, меринос и т.д.
Практика: Плоские и рельефные мотивы в картинах и панно.
Раздел 5. Выкладывание художественного войлока орнаментом –
10 часов.
Теория: Знакомство с орнаментом как художественным украшением, в
основе которого лежат растительные, геометрические, животные и
смешанные декоративные мотивы, символические изображения и атрибуты.
Рассмотреть на примерах ленточные, сетчатые и замкнутые орнаменты
(ограниченные геометрической формой), орнаменты с убывающим ритмом.
Практика: Составить и раскрасить на основе полученных знаний
орнамент. Выполнить его в технике сухого валяния.
Раздел 6. Изготовление панно - 20 часов.
Практика: Выполнение эскиза. Подбор материала, изготовление
деталей, соединение деталей, художественное оформление.
Раздел 7. Техника и приемы изготовления полуобъемных и
объемных изделий - 16 часов.
Теория: Приемы изготовления полуобъемных и объемных изделий.
Практика: Изготовление полуобъемных и объемных изделий.
Раздел 8. Изготовление украшений из шерсти методом сухого
валяния – 18 часов.
Теория: Зарисовка эскиза, выбор техники.
Практика: Изготовление и оформление брошей.
Раздел 9. Изготовление игрушек с использованием различных
техник сухого и мокрого валяния - 44 часа.
Теория: Техника изготовления игрушек.
15

Практика: Выполнение эскиза, изготовление деталей, соединение.
Оформление работы.
Раздел 10. Изготовление авторской работы методом сухого валяния
- 16 часов.
Практика: Выполнение эскиза, подбор шерсти и игл для валяния,
изготовление деталей, соединение деталей, художественное оформление.
Защита авторской работы.
Раздел 11. Итоговое занятие - 2 часа.
Подведение итогов работы за учебный год. Выставка творческих работ
обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучение детей по данной программе направлено на достижение
комплекса следующих результатов.
Предметные:
К концу программы обучающийся должен знать:
- правила безопасности пользования инструментом;
- материалы и инструменты;
- виды декоративно-прикладного искусства;
- характерные средства выразительности: элементы узора, колорит,
сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и
ассиметричный узор композиции и т.п.;
- основные простейшие технические термины;
- организацию рабочего места.
Должен уметь:
- соблюдать технику безопасности;
- узнавать и называть знакомые виды декоративно-прикладного
искусства;
- сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство
и различие;
- самостоятельно и творчески применять полученные знания на
занятиях;
- выделять характерные средства выразительности: элементы узора,
колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и
ассиметричный узор композиции и т.п.;
- применять в работе полученные знания, умения и навыки;
- организовывать рабочее место.
Метапредметные:
- развить художественный вкус, эстетические чувства;
- развить внимание, зрительную память, восприятие, образное
мышление, творческое воображение;
- развить сенсорные, интеллектуальные и творческие способности,
фантазию, изобретательность;
16

- согласование и координация совместной познавательно-трудовой
деятельности с другими ее участниками.
Личностные:
- развить эстетическое сознание через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера;
- развить трудолюбие и ответственность за качество своей
деятельности;
- овладеть установками, нормами и правилами научной организации
умственного и физического труда;
- бережное относиться к природным и хозяйственным ресурсам;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение.

17

РАЗДЕЛ №2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Группа 1
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
4
144
Режим занятий
2 раза в неделю
по 2 академических часа
10:00-11:45, перерыв 15 минут.

Дата
окончания
обучения
31 мая
2025

Каникулы
01 июня 2025 – 14 сентября 2025

Группа 2
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
4
144
Режим занятий
2 раза в неделю
по 2 академических часа
14:00-15:45, перерыв 15 минут.

Дата начала
обучения по
программе
15 сентября
2024

Дата начала
обучения по
программе
15 сентября
2024

Дата
окончания
обучения
31 мая
2025

Каникулы
01 июня 2025 – 14 сентября 2025

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования,
имеющий высшее педагогическое образование, опыт выставочной
деятельности, обладающий определенными способностями к работе в сфере
художественного творчества детей.
Материально-техническое
обеспечение.
Для
проведения
теоретических и практических занятий требуется учебный кабинет,
соответствующий санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
Оборудование:
- столы;
18

- стулья;
- доска;
- телевизор;
- выставочный стеллаж;
- шкафы для хранения материалов.
Для занятий детям необходимо иметь:
- набор шерсти для валяния;
- набор игл для валяния;
- губка или подложка для валяния;
- набор белого картона.
Информационное обеспечение - мультимедийные презентации,
видеоматериалы; подборка музыкальных произведений.
Методическое
обеспечение.
Образовательный
процесс
по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Волшебный войлок» реализуется в очной форме.
Занятия состоят из теоретической и практической частей, причем
большее количество времени занимает практическая часть, в процессе
которой, в основном происходит освоение программного материала. Каждое
учебное занятие является звеном системы занятий, связанных в логическую
последовательность, построенных друг за другом.
Программа предусматривает следующие методы проведения занятий:
- словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
- наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных
пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, видео-уроки);
- практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы,
приобретение навыков, управление технологическими процессами).
Вышеизложенные методы, их последовательное комплексное
сочетание в педагогическом процессе ориентированы на организацию
познавательной деятельности с постепенным увеличением доли
самостоятельности и творчества детей.
Работа на занятиях по созданию образа ведется по нескольким видам: с
натуры, по схеме, по рисунку, по нотации (инструкция поэтапного
исполнения изделия за преподавателем, разделив все исполнение изделия на
этапы, преподаватель обеспечивает каждый из них необходимой
информацией, помощью и контролем).
Дидактические материалы:
- наглядные пособия;
- таблицы, схемы, плакаты;
- фотографии;
- дидактические карточки;
- видеозаписи;
- фонотека.
19

Формы организации образовательного процесса подбираются с учетом
цели и задач программы, специфики содержания данной образовательной
программы и возраста обучающихся: групповая, индивидуальная,
индивидуально-групповая, наставничество.
Формы взаимодействия субъектов образовательного процесса в
случае электронного обучения с применением дистанционных технологий
предусматривается взаимодействие с педагогом, обучающимися, родителями
– помощниками в техническом обеспечении образовательного процесса.
Обучение строится по принципу «от простого к сложному» и по
принципу расширения кругозора по данным темам. Занятия проходят с
группой в целом, однако акцент ставится на индивидуальный подход к
каждому обучающемуся объединения. Это объясняется особенностями
возрастного развития, как психического, так и физиологического: различный
объем памяти и скорость запоминания, различный уровень предварительной
физической подготовки, различие стимулов для выполнения того или иного
задания. По мере приобретения новых навыков и знаний добавляется
принцип приобщения старших, «опытных» воспитанников к обучению
младших.
Главное условие успешного обучения – это способность педагога
постоянно совершенствовать занятие, находить новые подходы, приемы
обучения обучающихся, это - создание ситуации успеха, использование
дифференцированного и индивидуального подходов, возможность
поделиться своими достижениями и успехами, возможность каждого
обучающегося видеть своё движение вперёд, педагогическое сотрудничество
и др.
Педагогические
технологии
используемые
в
представлении
программного материала - это технология группового обучения, технология
коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения,
технология развивающего обучения, технология проблемного обучения,
технология исследовательской деятельности, технология проектной
деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная
технология обучения, технология коллективной творческой деятельности,
технология педагогической мастерской, электронная (дистанционная)
технология – при необходимости, наставничество, здоровьесберегающая
технология.
Структура учебного занятия:
1. Организация начала занятия (актуализация знаний).
2. Постановка цели и задач занятия (мотивация).
3. Теоретическая часть (ознакомление с новым материалом).
4. Практическая часть (первичное закрепление навыков).
5. Проверка первичного усвоения знаний.
6. Рефлексия.
7. Рекомендации для самостоятельной работы.
20

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Для оценки результативности программы применяются входящий,
текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в
начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний
учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки
– анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем,
раздела программы. В практической деятельности результативность
оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору
необходимого материала, умению работать с различными источниками
информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны
работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с
помощью заданий педагога (тесты, викторины); взаимоконтроль,
самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся,
позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.
Формы оценки результатов:
- анкетирование;
- тестирование;
- выставка.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года в форме
итоговой выставки работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Данкевич Е.В. Игрушки и цветы из шерсти. Техника валяния Москва: АСТ, Сова, 2013 г.
2. Дмитриева-Макерова Е. М. Валяная игрушка - Москва: Питер, 2008
г.
3. Зельке К. Войлочный зоопарк. Валяние пробивной иглой - Москва:
Арт-Родник, 2014 г.
4. Курчак Е.Е. Забавные самоделки из шерсти - Москва: Эксмо, 2013 г.
5. Ольбрих А. Декоративные фигурки из шерсти. Проекты в технике
фелтинг - Москва: Контэнт, 2014 г.
6. Радченко А.А. Игрушки из шерсти методом сухого валяния Москва: Феникс, 2015 г.
7. Рудольф А. Зверушки из войлока. Популярная техника сухого
валяния - Москва: Арт-Родник, 2014 г.
8. Смирнова Е.А. Войлочные звери. Сухое валяние из шерсти - Москва:
Питер, 2015 г.
21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И РОДИТЕЛЕЙ
1. Антонова М.Р. Лепим, клеим, вырезаем. - Москва: Эксмо, 2006 г.
2. Диброва А.С. Гученко И. Лепим из пластилина - Москва: Феникс,
2013 г.
3. Новацкая М.А. Пластилиновый зоопарк. Как слепить любую
зверюшку за 15 минут. – Питер, 2013 г.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ:
1. Валяльщики всех стран, объединяйтесь - http://london-fleur.
livejournal. com/10690.html.
2. Валяние войлока. Основы валяния для начинающих http://inhandmade.ru/mokroe-valyanie/valyanie-vojloka-osnovy-valyaniya.html.
3. Валяние. Материалы для творчества http://www.livemaster.ru/catalogue/materialy-dlya-tvorchestva/valyanie.
4. История валенок – http://www.hnh.ru/handycraft/history_of_felt_boots.
5. История валяния - http://www.livemaster.ru/ topic/80353-istoriyavalyaniya?vr=1&inside=0.

22

Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Входящая диагностика
ФИ ребенка:
Дата: __________
Пожалуйста, прочтите вопросы и выберите правильный ответ или допишите
его самостоятельно.
1.Занимались ли вы валянием?
А. Да, я валяю в свободное время
Б. Нет¸ у меня не хватает на это времени
В. Нет, у меня отсутствует желание валять
Г. Другое ___________________________
2. Какая техника валяния вам больше нравится?
А. Мокрое валяние
Б. Сухое валяние
4. Чем бы Вы хотели заниматься на занятиях?
А. Изготовлением картин
Б. Изготовлением украшений
В. Изготовлением игрушек
Г. Другое ____________________________________________________
5. Какими бы Вы хотели видеть наши занятия?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Освоение изученных тем
(Критерии оценки деятельности – выставка творческих работ)
Уровни:
Низкий: ребенок не проявляет интереса к валянию, предпочитает
другие виды декоративно-прикладного творчества; недостаточно владеет
техническими
навыками
валяния,
соответствующими
возрастным
возможностям, недостаточно аккуратно и прочно выполняет детали, не
конкретизирует образ деталями, характерными особенностями; нарушает
пропорциональные соотношения, нарушает эстетичный вид изделия
(сочетание цветов, оформление).
Средний: ребенок проявляет интерес к валянию; недостаточно
владеет умениями и навыками валяния, в соответствии с возрастными
возможностями; придает образ изделия с помощью педагога; в
23

недостаточной степени владеет умениями выстраивать композицию, иногда
нарушает пропорциональные соотношения и эстетичный вид изделия
(сочетание
цветов,
оформление);
не
проявляет
положительные
эмоциональные реакции в процессе создания образа; добивается результата с
помощью педагога.
Высокий: ребенок проявляет устойчивый интерес к валянию;
занимается валянием увлеченно; в основном владеет техническими умениями
в соответствии с возрастными возможностями; допустив ошибку, исправляет
ее
самостоятельно;
создает
выразительный
образ
доступными
изобразительно-выразительными средствами, пытается детально передать
характер, внешние особенности (строение, пропорции, позу) образа;
проявляет заинтересованность, непосредственность переживаний в процессе
создания изделия; проявляет искреннюю заинтересованность; с
удовольствием комментирует свои работы.
Тест
«Виды шерсти, инструменты и приспособления»
1.Основные виды шерсти:
1) меринос, кашемир, сливер
2) кардочёс, корридейл, кашемир
3) кардочёс, меринос, корридейл, кашемир, сливер.
2. Что делают из шерсти для валяния
1) тапочки
2) шарфы
3) валенки
4) украшения
5) палантины
6) пальто
3. Что такое фелтинг?
1) сухое валяние шерсти
2) мокрое валяние шерсти
3) комбинированная технология валяния шерсти
4. Какие виды валяния вы знаете?
1) сухое
2) полусухое
3) мокрое
4) влажное
5. Где впервые появилась валяная вещь?
1) Афины
2) Ноев Ковчег
3) гора Олимп
6. На сколько процентов шерсть дает усадку при мокром валянии?
1) 40%
24

2) 30%
3) 25%
4) не дает усадку
7. Какая шерсть подходит для валяния?
1) овец
2) собак
3) верблюжья
4) любая
8. Какие инструменты и приспособления необходимы для сухого валяния?
1) иглы для фелтинга, щетка или губка
2) иглы для фелтинга, миска с мыльной водой
9. Какие инструменты и приспособления используются для мокрого валяния?
1) иглы для фелтинга, миска с мыльной водой
2) миска с мыльной водой, пленка, сетка
Тест
«Цветовой круг. Гармоничное сочетание цветов»
1. Цветовая гармония — это
1) эстетически значимая взаимосвязь цветов в композиции произведений
искусств, предметного художественного творчества и дизайна.
2) ряд гармонически взаимосвязанных цветов, используемый при создании
произведений разных видов искусств, предметного художественного
творчества и дизайна.
3) закономерное сочетание цветов в композиции по цветовому тону,
насыщенности и светлоте.
2. 24-секторный цветовой круг содержит
1) 7 спектральных цветов
2) 24 спектральных цвета
3) 12 спектральных цветов
4) 0 спектральных цветов
3. 4 чистых цвета в 24-секторном цветовом круге это …
1) желтый, красный, синий и зеленый
2) белый, черный, красный, синий
3) синий, зеленый, розовый, бордовый
4) белый, красный, синий, зеленый
4. Триада — это…
1) комбинация трех насыщенных тонов или полутонов
2) комбинация четырех насыщенных тонов или полутонов
3) комбинация двух насыщенных тонов или полутонов
5. Тетрада — это …
1) комбинация трех расцветок
2) комбинация четырех расцветок
3) комбинация пяти расцветок
6. Цвета делятся на…
25

1) Теплые/холодные, приближающие/отступающие, темные/светлые,
успокаивающие/возбуждающие
2)
Яркие/тусклые,
приближающие/отступающие,
темные/светлые,
успокаивающие/возбуждающие
3) Приятные/неприятные, яркие/тусклые, приближающие/отступающие,
темные/светлые
4) Теплые/холодные, приближающие/отступающие, приятные/неприятные,
яркие/тусклые
7. В правильно выстроенной цветовой композиции цвета в сочетании друг с
другом…
1) должны становиться выразительнее
2) должны спорить
3) должны выглядеть нейтрально
4) их взаимосвязь не имеет значения
Методика оценки степени социализированности ребёнка
«Оцени себя»
Цель: выявить уровень социальной адаптации, активности,
автономности, воспитанности обучающихся.
Ход проведения. Обучающимся предлагается прочитать (прослушать)
20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по
следующей шкале:
 4 − всегда;
 3 − почти всегда;
 2 − иногда;
 1 − очень редко;
 0 − никогда.
Предлагаемые суждения.
1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.
2. Считаю, что надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
26

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны
окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Я стремлюсь быть на шаг впереди остальных.
Обработка полученных данных:
Среднюю оценку социальной адаптированности обучающихся
получают при сложении оценок за 1,5,9,13,17 суждения и деления этой
суммы на пять.
Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных
операций с оценками за 2,6,10,14,18 суждения.
Оценка социальной активности по оценкам за 3,7,11,15,19 суждения.
Оценка нравственности по оценкам за 4,8,12,16,20 суждения.
Если получаемый коэффициент больше трех баллов, то можно
констатировать высокую степень (уровень) развития социальных качеств.
Если коэффициент от двух до трех баллов – средний уровень.
Если коэффициент меньше двух баллов – низкий уровень.
Опросный лист
«Степень участия родителей в образовательном процессе»
Уважаемые родители!
Мы обращаемся к вам с надеждой выявить проблемы, которые волнуют
Вас, детей, хотели бы посмотреть на свою работу Вашими глазами, чтобы
усовершенствовать ее с учетом ваших пожеланий. Просим ответить на наши
вопросы. Если Вы на какой-то вопрос затрудняетесь ответить, можете его
оставить без ответа.
№

Вопрос

1.
2.

Видите ли Вы результаты обучения вашего ребенка?
Делится ли ребенок впечатлениями от занятий?

3.

Как ощущает Ваш ребенок учебную нагрузку?

4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5

Какие трудности испытывает Ваш ребёнок:
в общении с педагогом
в общении с детьми
в освоении программы
другие трудности (укажите какие)
Ваше мнение о проведенных мероприятиях, открытых уроках,
праздниках, концертах, выставках

Ответ

Благодарим Вас за сотрудничество!

27

Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Виды игл для валяния и для чего они нужны
Треугольные иглы (Triangular)
Треугольные иглы - имеют трехгранное сечение и используются как
стартовые иглы, для начальных этапов валяния. Простые по форме, они
обеспечивают легкое проникновение иглы в изделие и ускоряют процесс
сваливания. Эти иглы бывают разные по толщине.
Толстые иглы - применяют на начальном этапе, ими сваливают грубые
волокна.
Средней толщины иглами, можно свалять изделие сначала и до конца.
Тонкими иглами выполняют финишную отделку деталей.
Треугольные иглы бывают - 9 размеров.
Тип Треугольная (трехгранное сечение):
размер 19 (совсем грубая и толстая) - используется для тяжелой работы
с грубой шерстью и растительными волокнами.
размер 25 (очень грубая)
размер: 32 (грубая)
размер: 34 (толстая)
размер: 36 (толстоватая) - используется для основной работы с грубой
шерстью.
размер: 38 (средняя) - универсальная игла.
размер: 40 (тонкая) - подходит для тонких шерстяных волокон, мелких
деталей.
размер: 42 (супертонкая) - для финишной увалки изделия.
размер: 43 (ультратонкая).
Иглы Звездчатые (Star)
Иглы звездчатые или их еще называют "звёздочки" имеют
четырехгранное сечение. Это позволяет более эффективно (чем треугольные)
сваливать волокна шерсти, это связанно с расположением и количеством
зазубринок. Эти иглы применяют на финальных стадиях работ, в объемных
игрушках. Ими полируют поверхность, они отлично приглаживают
поверхность и не оставляют мелких дырочек. Так же ими удобно
приваливать плоские детали.
Тип Звездчатая (четырехгранное сечение «звездочка, звезда»):
размер: 38 (средняя)- универсальная игла, подходит для работы на всех
этапах валяния. Для валяния плоских деталей (плавничков, ушек, хвостиков
и т.д.) для создания рельефов.
размер: 40 (тонкая).
Корончатые иглы (Crown)
28

Отличительной чертой этой иглы является то, что зазубринки (насечки)
расположены у неё лишь на конце острия. Корончатая игла была разработана
кукольниками. Применяются для вваливания "шевелюры" волос, ресничек у
кукол, лохматых игрушек. Строение корончатой иглы, позволяет работать ею
только по поверхности изделия и не дает декору пробиваться на обратную
сторону изделия. Игла "корона" не утапливает шерсть, а только фиксирует,
это очень удобно для приваливания узоров и декорирования.
Тип Корончатая
размер 36 Подходит для вваливания волос в голову игрушек,
приваливания пятнышек и полосочек.
размер: 38 (средняя) более тонкие чем №36
размер: 40 (тонкая)
размер: 42 (супертонкая)
Обратная игла (Inverted barb)
Обратная игла получила свое название из-за того, что насечки на у нее,
расположены в обратном направлении. При помощи этой иглы, ворсинки
шерсти вытаскиваются из валяного изделия наружу. Это позволяет добиться
интересных эффектов, например, меха у игрушек. Иглу использует для
окончательной отделки изделия. Также, обратная игла помогает доваливать
изделие с другой стороны, проткнув его насквозь (для мест с неудобным
доступом, полостей и т. д.). Этой иглой можно «начесывать» шерсть, то есть
перемешивать поверхностные волокна, с глубоколежащими внутри
волокнами. Хорошо это видно если внутренние и внешние волокна имеют
разный цвет.
Тип Обратная треугольная
размер 32
размер 40
Игла вилочка (Fork)
Игла-вилочка, скажем несколько слов и о этой иголочке. Эту иглу чаще
использует кукольники, чем валяльщики. Преимущество этой иглы в том, что
с ее помощью, можно легко захватывать и укладывать мельчайшие детали на
нужное место.
Крученая игла
Эти иглы - являются последней новинкой среди игл для валяния. Эта
игла, отличается от стандартных игл для валяния. Отличие в том что, рабочая
область этой иглы закручена по спирали. Благодаря своему спиральному
строению, игла стала прочнее стандартных игл.
Крученая игла - очень ускоряет процесс сваливания шерсти, за счет
того, что зубья на крученом стержне иглы расположены по всему диаметру.
А не один над другим, как в стандартных иглах. В стандартной игле, нижняя
зазубринка захватывает ворсинку и уводит ее в глубь изделия, то следующая
за ней зазубринка может остаться без работы. Вероятность захвата волокон
шерсти, зазубринами в крученой игле, вырастает в несколько раз. Так как,
зазубринки не отбирают у друг друга работу, а валяют их каждая по своей
29

вертикали. Таким образом, каждая зазубринка максимально задействована в
процессе валяния. В дополнение ко всем плюсам, дырочки от этой иглы
становятся менее заметными, за счет своей крученой оси.
Для тех, кто, валяет связкой нескольких игл (2-3 соединенными
иглами): нужно учесть, что сопротивление связки этих крученых игл будет
заметно сильнее, чем у связки стандартных игл. Понадобится больше сил для
пробивания шерсти.
Тип Кручёная "звёздчатая"
Размер № 36 (Тонкая игла) - на каждой грани иглы по четыре
зазубрины - всего 16, у обычной «звездочки» зазубрин всего 8. Идеальна для
валяния игрушек. Эти иглы являются самыми скоростными.
Тип Треугольная Крученая
Размер №40 (Тонкая игла) -ускоряет процесс валяния и оставляет очень
мелкие дырочки. Их используются как финишные.

План-конспект занятия:
«Знакомство с техникой валяния (фелтинг)»
Цель:
Знакомство с техникой Фелтинг, создание простых изделий из шерсти.
Задачи:
Образовательные
 Познакомить с техникой валяния из шерсти
 Расширить представление детей о видах художественных материалов и
их свойствах, о способах их обработки и использования;
30

Развивающие
 Развить мелкую моторику рук
 Привить эстетический вкус
 Развить тактильное чувство
Воспитательные
 Воспитание аккуратности, бережливости, трудолюбия
 Сознательное выполнение правил безопасности при
режущими, колющими предметами
Форма проведения: учебное занятие
Метод проведения: практический, словесный, наглядный
Оборудование:
 Ножницы
 Иголка
 Шерсть
 Губка
 Компьютер

работе

с

Ход занятия:
1.Организационная часть
Педагог: Добрый день, ребята! Как ваше настроение?
Дети отвечают
Преподаватель: Вы готовы приступить к изучению новой техники
творчества?
Дети отвечают
Преподаватель: Какие материалы вы видите перед собой?
Дети отвечают
Преподаватель: Как вы думаете, какие изделия можно сделать из шерсти?
Дети отвечают
2.Сообщение темы урока
Замечательно. Сегодня мы будем с вами изучать технику Фелтинг.
Фелтинг - (от англ. felt «войлок, фильц, набивание») — особая техника
рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на
ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы,
предметы одежды или аксессуары.
3.Изучение нового материала
Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или
свойлачиваться (образовывать войлок).
Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое. При сухом
валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния
сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой,
образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется
при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается
изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят
процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных
31

изделий — игрушек, бижутерии, фигурок, авторских кукол, а также
нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно свалянные
поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды,
полотен, одним словом, плоских изделий.
Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные
материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками.
При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки
и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные
растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом.
Расходные материалы — шерсть мериноса, так называемая гребенная
лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть
мериноса различается по толщине и мягкости.
Для изготовления изделий из шерсти может также применяться
сливер, синтепон, вата, другая шерсть для набивки. Для декорирования
изделий мастера используется шёлк, органза, различные декоративные нити
и волокно.
При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные
материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в
специализированных магазинах материалов для авторской куклы.
А сейчас я попрошу вас посмотреть на экран компьютера, и вместе с
вами посмотрим небольшой видео ролик с процессом валяния.
Думаю, вы немного утомились. Давайте с вами разомнемся перед
практической частью занятия!
4.Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (выполняем указанные движения)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
5.Практическая часть
Сегодня мы попробуем создать нашу с вами первую игрушку. Начнем с
более простых форм. Предлагаю посмотреть на экран компьютера и выбрать
тот вариант игрушки, который вам понравится.
6.Вводный инструктаж
Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты:
1. Шерсть для валяния
2. Специальные иголочки
3. Губка
4. Ножницы
32

5. Вода
Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что все
необходимое для работы у вас есть и находиться под рукой. Все ли
необходимое лежит на столе?
Повторение правил безопасной работы
Но вначале считаю необходимым напомнить Вам правила техники
безопасности при работе с ножницами.
Обращаю Ваше внимание, что перед началом работы с ножницами
необходимо:
 проверить исправность инструмента;
 работать ножницами только на своём рабочем месте;
 следить за движением лезвий во время работы;
 ножницы класть кольцами к себе;
 передавать ножницы кольцами вперёд;
 хранить ножницы в чехле лезвиями вниз;
 использовать ножницы только по назначению.
Так же давайте проговорим с вами технику безопасности при работе с
иголкой.
1. Храните иголки в определенном месте (игольнице, специальной коробке и
пр.), не оставляйте их на рабочем месте.
2. Не пользуйтесь при работе ржавыми и гнутыми иголками
3. Шейте только с наперстком.
4. Не брать иголки в рот, не вкалывать в одежду.
5. Не оставлять иголки на рабочей поверхности стола
6. Передавать иглу только в игольнице и с ниткой.
7. До и после работы проверить количество игл.
8. Хранить игольницу с иголками только в одном и том же месте.
9. Не отвлекайся во время работы с иглой.
10.По окончании работ убрать все иголки в специальные коробки и
подушечки.
Разбор последовательности выполнения работы по технологической карте:
1. Идея. На этом этапе зарождается проект будущей работы. Выбираются
объекты декорирования, материалы и инструменты.
2. Предварительная подготовка. Первым делом создается эскиз будущего
изделия.
3. После этого подготавливается шерсть, она разминается в разных
направлениях до тех пор, пока не образуется однородная масса.
То, сколько понадобиться шерсти, зависит от размеров игрушки. Во время
процесса валяния количество сырья уменьшится в 2−3 раза.
4.После этого требуется взять толстую иглу и приступать к сваливанию
шерсти в небольшой круглый комок, формируя пальцами необходимое
очертание изделия.
33

5.Затем требуется перейти на иглу средней толщины. На этом этапе главное
сделать изделие максимально равномерным по плотности, без каких-либо
внутренних пустот.
6.Далее требуется провести шлифование поверхности с применением тонкой
иглы. В результате должна образоваться поверхность гладкой и однородной
структуры.
Сначала валяют крупные детали игрушки — голова, туловище. Затем более
мелкие — лапки, ушки, хвостик.
При изготовлении симметрических элементов необходимо обязательно
подготовить идентичное количество шерсти, чтобы они получились
одинаковыми.
7.Когда все детали будут готовы, их соединяют с туловищем. Для этого
выбирают максимально удачное положение элементов, чтобы они
располагались симметрично друг другу.
8.Глазки, носик, рот обычно делают с помощью бусинок или же пуговиц,
которые можно приклеить или аккуратно пришить.
9.Заключительный этап — применение тонировки, придающей формам
выразительности. Необходимо сделать крошку из мела и с помощью сухой
кисти нанести пудру на место, требующее большей выразительности.
7.Подведение итогов
У всех получились замечательные работы.
Давайте устроим выставку работ и проведем фотосессию.
8.Рефлексия
Было ли вам интересно создавать свою игрушку?
С какими трудностями вы столкнулись в процессе занятия?
Давайте повторим сегодняшний материал. Как называется техника, в которой
мы работали?
Какие способы валяния вы запомнили?

34

Приложение 3
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Волшебный войлок»
Форма
КолДата по расписанию
аттестации
по
факту
по
факту
во
по плану
/контроля
группа 1
группа 2
часов
Раздел 1. Вводное занятие – 2 часа
входящая
1 Знакомство с
2
деятельностью
диагности
объединения.
ка
Техника
безопасности.
Раздел 2. Виды шерсти, инструменты и приспособления – 4 часа
2 Виды шерсти.
2
тестиро3 Инструменты и
2
приспособления.
вание
Раздел 3. Цветовой круг. Гармоничное сочетание цветов - 2 часа
тестиро4 Цветовой круг.
2
Зарисовка
вание
цветового круга.
Раздел 4. Техника и приемы изготовления плоских изделий - 10 часов
5 Изучение
2
основных
терминов.
6 Плоские мотивы в
2
картинах и панно.
7 Плоские мотивы в
2
картинах и панно.
8 Рельефные
2
мотивы в картинах
и панно.
выставка
9 Рельефные
2
мотивы в картинах
и панно.
Раздел 5. Выкладывание художественного войлока орнаментом - 10 часов
10 Знакомство с
2
орнаментом.
11 Составление
2
орнамента.
12 Раскраска
2
орнамента
войлоком.
13 Орнамент в
2
технике сухого
валяния.
выставка
14 Орнамент в
2
технике сухого

№

Наименование
темя занятия

Примечан
ие
(корректировка)

35

валяния.
Раздел 6. Изготовление панно - 20 часов
15 Выполнение
2
эскиза панно
«Ромашки».
16 Изготовление
2
деталей панно
«Ромашки».
17 Художественное
2
оформление панно
«Ромашки».
18 Выполнение
2
эскиза панно
«Маки».
19 Изготовление
2
деталей панно
«Маки».
20 Художественное
2
оформление панно
«Маки».
21 Выполнение
2
эскиза панно
«Поле и горы».
22 Выполнение
2
эскиза панно
«Поле и горы».
23 Изготовление
2
деталей панно
«Поле и горы».
выставка
24 Художественное
2
оформление панно
«Поле и горы».
Раздел 7. Техника и приемы изготовления полуобъемных и объемных изделий -16
часов
25 Приемы
2
изготовления
полуобъемных и
объемных
изделий.
26 Изготовление
2
полуобъемного
изделия
«Сердечко».
27 Изготовление
2
полуобъемного
изделия
«Клубничка».
28 Изготовление
2
полуобъемного
изделия
«Авокадо».
36

29 Изготовление
полуобъемного
изделия «Морская
звезда».
30 Изготовление
объемного
изделия
«Яблочко».

2

2

31 Изготовление
2
объемного
изделия «Груша».
выставка
32 Изготовление
2
объемного
изделия
«Смешарик».
Раздел 8. Изготовление украшений из шерсти методом сухого валяния - 18 часов
33 Зарисовка эскиза,
2
выбор техники.
34 Изготовление
2
броши
«Цветочек».
35 Изготовление
2
броши
«Цветочек».
36 Декорирование
2
броши
«Цветочек».
37 Изготовление
2
броши «Птичка».
38 Изготовление
2
броши «Птичка».
39 Декорирование
2
броши «Птичка».
40 Декорирование
2
броши «Птичка».
выставка
41 Варианты
2
оформление
изделий
Раздел 9. Изготовление игрушек с использованием различных техник сухого и
мокрого валяния - 44 часа
42 Техника
2
изготовления
игрушек.
43 Изготовление
2
деталей игрушки
«Цыплёнок».
44 Изготовление
2
деталей игрушки
«Цыплёнок».
45 Соединение
2
37

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

деталей и
оформление
игрушки
«Цыплёнок».
Изготовление
деталей игрушки
«Совёнок».
Изготовление
деталей игрушки
«Совёнок».
Соединение
деталей и
оформление
игрушки
«Совёнок».
Изготовление
деталей игрушки
«Котёнок».
Изготовление
деталей игрушки
«Котёнок».
Соединение
деталей и
оформление
игрушки
«Котёнок».
Изготовление
деталей игрушки
«Медвежонок».
Изготовление
деталей игрушки
«Медвежонок».
Соединение
деталей и
оформление
игрушки
«Медвежонок».
Изготовление
деталей игрушки
«Лиса».
Изготовление
деталей игрушки
«Лиса».
Соединение
деталей и
оформление
игрушки «Лиса».
Изготовление
деталей игрушки
«Пингвин».
Изготовление

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

опрос
родителей

2
38

деталей игрушки
«Пингвин».
60 Соединение
2
деталей и
оформление
игрушки
«Пингвин».
61 Изготовление
2
деталей игрушки
«Улитка».
62 Изготовление
2
деталей игрушки
«Улитка».
выставка
63 Соединение
2
деталей и
оформление
игрушки
«Улитка».
Раздел 10. Изготовление авторской работы методом сухого валяния - 16 часов
64 Выполнение
2
эскиза изделия.
65 Изготовление
2
деталей изделия.
66 Изготовление
2
деталей изделия.
67 Соединение
2
деталей изделия.
68 Художественное
2
оформление
изделия.
69 Художественное
2
оформление
изделия.
70 Защита авторской
2
работы.
выставка
71 Защита авторской
2
работы.
Итоговая
72 Итоговое занятие.
2
выставка
часа
Итого за I
64
полугодие:
Итого за II
80
часов
полугодие:
Итого за год:
144
часа

39

Приложение 4
Указываются
корректировки и дата.
№

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
внесенные в программу изменения,

Причина корректировка

Дата

причина

Согласование с
заместителем
директора по УВР
(подпись)

40

Приложение 5
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
п/п
1.
2.

3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

1.

2.

3.
4.

5.

1.

Содержание работы

Дата
Место
Примечание
проведения
проведения
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ
Беседа ко дню солидарности в
сентябрь
МБОУ ДО
борьбе с терроризмом
«ЦДОД»
Викторина ко Дню
сентябрь
МБОУ ДО
Государственного герба и
«ЦДОД»
Государственного флага
Республики Крым
Акция ко Дню пожилых людей
октябрь
МБОУ ДО
«ЦДОД»
Интеллектуальный марафон ко
октябрь
МБОУ ДО
Всемирному дню защиты
«ЦДОД»
животных
Участие в акции ко Дню
ноябрь
МБОУ ДО
народного единства
«ЦДОД»
Выставка творческих работ
ноябрь
МБОУ ДО
«Самой милой и любимой…»
«ЦДОД»
Викторина ко Дню Конституции
декабрь
МБОУ ДО
Российской Федерации
«ЦДОД»
Беседа ко Дню Республики Крым
январь
МБОУ ДО
«ЦДОД»
Выставка работ ко Дню защитника
февраль
МБОУ ДО
Отечества
«ЦДОД»
Выставка творческих работ к
март
МБОУ ДО
Международному женскому дню
«ЦДОД»
Участие в мероприятиях ко Дню
май
МБОУ ДО
Победы
«ЦДОД»
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ
Выставка-конкурс декоративносентябрьМБОУ ДО
прикладного творчества и
октябрь
«ЦДОД»
изобразительного искусства «Знай
и люби свой край»
Республиканский
открытый
сентябрь
МБОУ ДО
конкурс-фестиваль
детского
«ЦДОД»
творчества «Крым в сердце моем»
Конкурс «Космические фантазии»
ноябрь
МБОУ ДО
«ЦДОД»
Всероссийский детский фестиваль март-апрель МБОУ ДО
народной культуры «Наследники
«ЦДОД»
традиций»
Конкурс детского творчества
сентябрьМБОУ ДО
«Дорога глазами детей»
октябрь
«ЦДОД»
РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Проведение открытых занятий и
в течение года
воспитательных мероприятий
41

2.

1.
2.
3.
4.

1

2

3

4
5

6

7

8

9

Участие в семинарах, мастерв течение года
классах, конкурсах
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Родительские собрания
в течение года
Анкетирование
в течение года
Консультации для родителей
в течение года
Работа в сообществах и группах в в течение года
социальных сетях
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ
Правила дорожно-транспортной
октябрь
безопасности пешехода,
велосипедиста. Особенности
поведения на дороге в осенние дни
Правила пожарной безопасности в
октябрь
быту и учреждении образования.
Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
октябрь
ситуациях: во дворе, на улицах,
дома, в общественных местах
Правила безопасности при
ноябрь
общении с животными.
Профилактика отравлений и
ноябрь
предупреждение острых
кишечных инфекций.
Правила дорожно-транспортной
февраль
безопасности пешехода,
велосипедиста. Особенности
поведения на дороге в зимний
период
Правила пожарной безопасности в
март
быту и учреждении образования.
Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
март
ситуациях: во дворе, на улицах,
дома, в общественных местах
Правила безопасности при
апрель
общении с животными.

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».