УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОДОБРЕНО педагогическим советом протокол № _1___ от «28» _____08___ 2024 год СОГЛАСОВАНО Директор МБОУ «Гимназия им. Андреева Н.Р.» ________________ И.В. Иванова «__28_» ____08____2024 год УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ЦДОД» БР РК _____________ Т.В. Локтионова «_28» _____08____ 2024 год Приказ № 90 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЭКОСТАНЦИЯ» Направленность: естественнонаучная Срок реализации программы:1 год Вид программы: модифицированная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 7 - 10 лет Составитель: Кирьякова Ирина Ивановна, Должность:педагог дополнительного образования творческого объединения «Юные друзья природы» г. Бахчисарай 2024 г. Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Экостанция» Автор-составитель: И.И.Кирьякова — педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Рецензируемая программа составлена с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» и в полном соответствии с Положением о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Адресатом программы являются дети в возрасте от 7-10 лет. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе общеразвивающей программы дополнительного образования детей «Эколята – друзья природы», автор-составитель: Удинкан Ольга Валерьевна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Хабаровск 2019 год, имеет модификации и дополнения исходя из требований учреждения дополнительного образования, на базе которого она используется. Учитывая возрастные особенности учащихся, автор-составитель подаёт вопросы образовательной программы в занимательной и игровой форме, что позволяет достичь образовательных результатов и способствует развитию логического мышления, приёмов умственных действий, познавательных психических процессов. Практика обучения основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания. Программный материал предполагает минимальное количество теоретических занятий, подкрепленных практическими. Предпочтение отдается занятиям комбинированного типа с индивидуальным подходом. Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата. Программа отвечает требованиям, предъявляемым к составлению программ по учебным дисциплинам, возрастным и индивидуальным интересам учащихся, представляет собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью. Рекомендуется использовать в образовательном процессе. Рецензент: _______ ____________ Руководитель МОЦ Королева В.А. «Согласовано» ___ _____________ Зам. Директора по УВР Врублевская Д.Н. 2 РАЗДЕЛ №1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема экологического воспитания в настоящее время является весьма актуальной. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно, в школьные годы. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания. В основе разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экостанция» лежит следующая нормативноправовая база: - - Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (в действующей редакции); - Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998г. №124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции); - Федеральный проект «Успех каждого ребенка- ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г. №3; - Национальный проект «Образование»- ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от24.12.2018 г. №16); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, 3 основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции); - Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»; - Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189- ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; - Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); 4 - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; - Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г. № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242; - Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; 5 - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»; - Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»; - Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденный постановлением администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 22.08.2018г. № 438; Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденное приказом от 01.03.2024г. № 29а. Направленность программы «Экостанция» по содержанию является естественнонаучной; по функциональному предназначению – учебнопознавательной; по времени реализации – одногодичной. 6 Классификация программы – модифицированная. Программа модифицирована на основе авторской на основе общеразвивающей программы дополнительного образования детей «Эколята – друзья природы», автор-составитель: Удинкан О. В., педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Хабаровск 2019 год. Актуальность программы обусловлена тем, что еще с младшего школьного возраста важно формировать экологическую грамотность у учащихся, которая является частью экологической культуры и состоит из нескольких компонентов: экологические знания и умения, экологическое мышление, экологическое сознание, экологически оправданное поведение и деятельность. Обратить внимание на важную роль человека в поддержании, сохранении всего живого на Земле. Содержание программы направлено на бережное и ответственное отношение к живой и неживой природе, где практическая деятельность и исследовательские методы познания занимают особое место для организации экологического образования и воспитания учащихся. Познакомить с историей родного края, включены вопросы о жизни животных и особенности развития растений, родного города, планеты Земля, знакомство с природными объектами (воздух, вода, почва, солнце). Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувство милосердия, норм поведения в природе. Новизна программы заключается в том, что она направлена на внедрение практической деятельности и исследовательского метода в практику дополнительного образования и включает в себя региональный компонент, которая рассматривает экологические проблемы родного края. Особенности содержания и реализации программы - преобладание практических, лабораторных занятий над теоретическими; - четкая привязка получаемых знаний к практической деятельности и объектам местности; - духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся при реализации данной программы. Педагогическая целесообразность программы позволяет реализовать актуальные в настоящее время, личностно-ориентированный и деятельностный подходы в сфере экологического образования; формирование элементарных навыков изучения природы используя исследовательскую деятельность; расширении знаний содержания школьного курса. Программа учитывает возрастные особенности детей, участвующих в ее реализации. 7 При реализации содержания программы учитывается здоровьесберегающие аспекты: не ограничиваются перемещения воспитанников в помещении, проводятся физкультминутки; соблюдаются санитарно-гигиенические правила и нормы. Адресат программы: возраст учащихся 7-10 лет. Набор детей в группы свободный, без предъявления требований к уровню подготовленности. Состав групп постоянный. Наполняемость учебных групп объединения 15-20 человек. Характеристика контингента обучающихся Возрастная категория (7-10 лет) Характеризуется готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться), а также готовностью ко взятию на себя новых обязанностей, которые лежат в основе учебной мотивации младшего школьного возраста. Как выстраивать деятельность: - принимать во внимание интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними; - учитывать обостренное чувство собственного достоинства, чувства симпатии и антипатии; - достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования; - поддерживать в подростке позицию его исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию; - содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений. Объем программы, сроки усвоения, режим занятий: Программа реализуется 1 год, общее количество часов – 144 ч. (I полугодие составляет - 17 недель, второе полугодие- 19 недель). Уровень программы – стартовый. Срок реализации программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе - 36 недель, период обучения - с сентября по май. Формы обучения. Занятия проводятся в очной форме, возможно с применением дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов. Формы организации занятий: групповые, индивидуальные, парные, деловые и интерактивные игры; экспериментальные и проектные площадки; мастер-классы, открытые занятия, занятия в природе, экскурсии. Особенности организации образовательного процесса разновозрастные группы. Состав группы постоянный. Программа предусматривает 2 вида занятий: теоретические занятия и практические 8 занятия. В обучении применяется групповая форма с индивидуальным подходом, включающая обучение в малых группах. Режим занятий Реализация программы планируется в 2 группах, по 1 занятию два раза в неделю, продолжительностью 2 академических часа, перерыв 15 минут. Допускается изменение расписания занятий в течение года по объективным причинам. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью программы является формирование экологической грамотности, экологических знаний, умений и навыков у обучающихся. Задачи Обучающие: формировать начальные знания о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края; формировать основы экологической грамотности, осознание целостности окружающего мира. Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к природе; развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод; создать условия для развития личностных качеств посредством включения в активную познавательную и исследовательскую деятельность. Воспитательные: способствовать формированию бережного отношения к природе; развивать чувство ответственности за окружающую среду; воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле через изучение природы родного края ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Формирование экологической культуры младших школьников через грамотно построенную учебно-воспитательную деятельность обеспечивает формирование ценностных ориентаций к окружающей среде и здоровью. Это позволит: - развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; - формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; 9 - сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности, показать детям, что от них зависит процветание родной земли; - воспитывать бережное отношение к растениям и животным; - научить гордиться тем, что являются жителями удивительного края. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план № 1 2 3 4 Название Количество часов раздела, блока, Всего Теория модуля Введение. 2 Входная диагностика. Мой родной 10 край Наша планета 44 Земля Мир живой 62 природы Мир неживой 24 природы 2 6 Итоговое занятие Итого за год 144 5 Формы аттестации/контроля Практика 1 1 Анкетирование 3 7 Интерактивная игра 14 30 Тестирование 15 47 8 16 1 1 Заполнения таблицы и дневников наблюдения, индивидуальные карточки Заполнения таблицы и дневников наблюдения Тестирование 42 102 Содержание учебного плана Введение. Входная диагностика (2 часа) Теория: введение в программу: экология – наука, цели, задачи программы, основные разделы и их содержание. Правила ТБ. Практика: входная диагностика. Форма аттестации: анкетирование. Раздел I. Мой родной край (10 часов) Теория: Биография Республики Крым. Первопроходцы и исследователи. Коренные жители. Границы, города и районы Крыма. Практика: Республика Крым на карте России (определение границ края, основные реки и озера, ландшафт). Определение по карте маршрутов первопроходцев и исследователей края. «Рисование» петроглифов. 10 Составление сообщений об исторических моментах становления Крыма. Интерактивная игра «Край родной – южный». Форма организации деятельности: групповая, парная, индивидуальногрупповая, индивидуальная. Форма аттестации: Интерактивная игра Раздел II. Наша планета Земля (44 часа) Теория: Планета Земля в Солнечной системе и ее жители. Расширить представление детей об окружающем мире. Окружающий мир разнообразен и изменчив. Одни предметы живые, другие – неживые. Отличия между представителями растительного и животного мира. Познакомить детей с природными зонами на территории России. Познакомить детей с картой и глобусов, значение их в жизни людей. Учить устанавливать причинноследственные связи. Наш край. Экологические проблемы края. Охрана воды и воздуха. Географическое положение, территория и границы. Ландшафты и экосистемы своей местности. Освоение местности человеком. Население своей местности. Хозяйственная деятельность и быт населения, преобладающие профессии. Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека. Охраняемые территории и объекты своей местности. Уход за ландшафтом. Практика: Экскурсия по учебной тропе центра. Познакомить детей на основе проводимых опытов и наблюдений со свойствами воды и воздуха. Экскурсия в живой уголок природы. Распознавание некоторых полезных ископаемых и описание их свойств. Расположение полезных ископаемых на карте края. Экскурсия лесничество. Конкурсно - игровая Викторина «Знаешь ли ты свой край?». Участие в ее подготовке и проведении. Форма организации деятельности: групповая, парная, индивидуальногрупповая, индивидуальная. Форма аттестации:Тестирование Раздел III. Мир живой природы (62 часа) Теория: Признаки объектов живой природы. Живая природа, отличия и сходства с неживой природой. Виды живой природы. Микроорганизмы – древнейшие формы жизни на нашей планете. Растительный мир. Многообразие растительного мира края. Часто встречающиеся растения края. Типы лесов, характерных для края. Лес – как один из доминирующих типов лесов Крыма. Травянистые и лекарственные растения, декоративные кустарники. Ценные породы деревьев дальневосточных лесов. Водные растения. Особенности среды обитания разных растений. Растения Красной книги Крыма. Сезонные явления в жизни растительного мира, их динамика роста. Охрана растительных богатств края. Лесные пожары и их причины и 11 последствия. Животный мир. Основные представители животного мира полуострова, уникальность. Насекомые Крыма. Наиболее распространенные насекомые, особенности их строения. Среда обитания. Рыбные богатства горных рек Крыма и их бассейнов. Хозяйственное значение рыбных запасов. Добыча и переработка рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся Крыма, среда их обитания. Наиболее распространенные виды. Роль в жизни природы. Птицы юга. Среда обитания. Фоновые виды лесов и полей. Птицы населенных пунктов. Млекопитающие Крыма. Особенности строения, связанные со средой обитания. Наиболее интересные представители этого класса. Животные Красной книги. Меры по их охране. Человек – природа. Взаимосвязь живой и неживой природы. Приспособленность видов к условиям жизни человека. Практика: Составление таблицы живой природы, общая характеристика, признаки и отличия от неживой. Лабораторная работа – микромир. Экскурсия по учебной тропе центра. Экскурсия в Дендрарий. Визуальное определение некоторых растений по гербарному образцу, рисункам, фото и в природе в безлистном состоянии. Составление сообщений об интересных и необычных фактах из жизни растений края. Интерактивная игра – Растительный мир края. Правила составления гербария. Работа с определителями. Анатомические срезы растений. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в Никитский ботанический сад. Определение животных, принадлежащих к разным классам по рисункам, фото, чучелам. Составление сообщений об интересных и необычных фактах из жизни животных. Интерактивная игра – Животные большие и маленькие. Дополнительно для среднего звена. Работа с атласом-определителем. Форма организации деятельности: групповая, парная, индивидуальногрупповая, индивидуальная. Форма аттестации: Заполнения таблицы и дневников наблюдения, индивидуальные карточки Раздел IV. Мир неживой природы (24 часа) Теория: Что такое почва. Значение почвы для живой природы. Загрязнение почв, причины и последствия. Воздух, его состав, свойства и значение. Вода, ее признаки и свойства. Круговорот воды на земле. Солнце – источник тепла и света. Объекты неживой природы необходимые для жизни – воздух, кислород, вода, свет, органические вещества, минеральные соли, давление, температура. Взаимосвязь живой и неживой природы. Практика: Исследование состава и свойства почвы. Лабораторная работа по исследованию воздуха. Чудесные свойства воды. Составление таблицы 12 «Круговорот воды в природе». Исследование объектов неживой природы необходимой для жизни при помощи цифровой лаборатории «Наураша». Форма организации деятельности: групповая, парная, индивидуальногрупповая, индивидуальная. Форма аттестации: Заполнения таблицы и дневников наблюдения, Раздел V. Итоговое занятие (2 часа) Практика: Викторина - интерактивная игра. Защита сообщений. Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная. Форма аттестации: тестирование. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты: Обучающиеся должны знать: - историю края, некоторые виды растений и животных Крыма, сезонные изменения в их жизни, пользу и вред некоторых растений и животных для природы и человека, технологию проведения опытов и экспериментов в условиях лаборатории центра; - правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе; - условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу; - окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в Красную книгу; - существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека; - технологию изготовления поделок из природного материала. - правила ТБ в кружке. Обучающиеся должны уметь: - общаться с природой; - видеть и понимать красоту живой природы; - воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; - проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений; - распознавать в окружающем мире растения и животных, которых изучали; - сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки; - самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа; - составлять небольшие рассказы о своей Родине, ее культуре, о достопримечательностях малой Родины; - оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, солнечном ударе, ушибах и ссадинах; 13 - принимать правильные решения в экстремальных ситуациях (пожаре, бедствии и т.д.). - за жизнью растений и животных; ухаживать за животными и растениями: научатся выполнять несложные практические и опытнические работы в группе; - определять основные экологические группы растений: травы, кустарники, деревья, самостоятельно изготовлять кормушки для птиц из подручного материала и твердых бытовых отходов, вести дневники наблюдений. Метапредметные результаты: - освоят доступные способы изучения природы, правила безопасного нахождения в природе; - смогут самостоятельно оценивать ситуацию, способствующую охране окружающей среды; - смогут продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности. Личностные результаты: - мотивация личности учащегося к познанию и творчеству; - готовность работать в группе и самостоятельно; - ценностно-смысловые установки учащихся, связанные с осознанием целостности и ценности окружающего мира; - любовь к людям и природе; - ответственное отношение к окружающей среде; - доброжелательность к живым существам; - стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам; - стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 14 Группа № 1 Срок Всего Кол-во Кол-во реализации учебных часов в учебных недель неделю часов 1 год 36 4 144 Дата начала обучения по программе 15 сентября 2024 Дата окончания обучения 31 мая 2025 Режим занятий Каникулы 2 раз в неделю 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 по 2 академических часа Перерыв 15 минут Группа № 2 Срок Всего Кол-во Кол-во Дата начала Дата реализации учебных часов в учебных обучения по окончания недель неделю часов программе обучения 1 год 36 4 144 15 сентября 31 мая 2024 2025 Режим занятий 2 раз в неделю по 2 академических часа Перерыв 15 минут Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровое обеспечение – педагог имеет высшее педагогическое образование, многолетний опыт в сфере образования. Материально-техническое обеспечение: -Подборка гербарного материала по темам: «Деревья», «Кустарники», «Травы», «Растения красной книги», «Лекарственные растения», «Корень», «Соцветия», «Цветок», «Листья простые», «Листья сложные»; -Подборка фотографий, таблиц, рисунков, плакатов по темам: «Насекомые», «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы», «Звери», «Животные Красной книги», «Экосистемы», «Экологические катастрофы», «Правила поведения в природе», «Среда обитания», «Жизненные формы растений», «Взаимоотношения организмов»; Дидактический и раздаточный материал: -Полезные ископаемые; -Муляжи шляпочных грибов; -Муляжи культурных растений; 15 -Коллекции семян, плодов. Лабораторное оборудование: -Микроскопы Юннат-2П-3; микроскоп цифровой; портативный ph – метр; предметные и покровные стекла; пинцеты; -Набор для проведения опытов и экспериментов «Биологический практикум»; -Лаборатории в чемодане «Исследование газов»; -Лаборатория «Физико-химический анализ воды»; -Портативный измеритель минерализации воды; -Набор для оценки чистоты воздуха; -Измеритель радиации; -Шумомер; -Измеритель электромагнитного фона; -Технические средства обучения: мультимедиа проектор; ноутбук; колонки; Информационное обеспечение: -Учебная и художественная литература по краеведению, природоведению, экологии, биологии, истории Крыма; -Атласы «Республика Крым»; -Презентации по всем темам программы (см. методическое обеспечение); -Видеоматериалы: «История Крыма в лицах»; «Крым – вчера, сегодня, завтра»; «7 Чудес Крыма»; «Кто в лесу главный?»; «Можжевельники». Методическое обеспечение. Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Экостанция» реализуется в очной форме. Формы организации образовательного процесса: Индивидуальная, групповая, фронтальная. Форма проведения учебного занятия: Беседа, игра, практическая работа, наблюдение, акции, дискуссия, лекции, презентация. Форма проведения итогов: Диагностика. Средства обучения: Визуальные, аудиовизуальные При реализации программы используются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ Входной контроль. Текущий контроль и промежуточный контороль: по темам программы контроль знаний проводится в форме устного фронтального опроса, викторин, тестов, заполнения дневников наблюдений, 16 интерактивных игр, групповых и индивидуальных практических (в т.ч. самостоятельных) и учебно-исследовательских работ; творческих работ (представлены в рабочей программе). По итогам учебного года проводятся интерактивные викторины, тесты, составляется карта учета результатов обучения. Итоговый контроль По итогам усвоения программы проводится тестирование, в том числе психолого-педагогическое; представляется выполненное учебное исследование составляются индивидуальные карты учета результатов обучения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагогов: 1. Биология: Лабораторный практикум / сост. Т.В. Баранова. – Комсомольскна-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2015. – 174 с. 2. Догель В.А., Иванова Т. В. Зоология беспозвоночных – М.: Высшая школа, 1981 – 318с. 3. Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника: Систематика высших, или наземных, растений – М: Изд. Центр Академия, 2010 – 432с. 4. Измоденов А. Лесная самобранка – Хабаровск,2012 – 288с. 5. Иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию. - издание 2-е, перераб. и доп. - СПб: Крисмас+, 2016. - 120с. 6. Ковтун В. Тропинками грибного эльдорадо – Хаб. кн. изд., 2010 – 352с. 7. Комплексная экологическая практика школьников и студентов. Программы, методики, оснащение: Учебно-методическое пособие. Авт. коллектив. Под ред. д.пед.н. Л.А. Коробейниковой и к.х.н. А.Г. Муравьева. Изд. 3-е, перераб. и дополн. - СПб.: «Крисмас», 2010. - 268 с., ил. 8. Кучеренко С.П. Звери у тебя дома – Москва 2013 – 544с. 9. Кучеренко С.П. Рыбы у тебя дома – Москва , 2013 – 488с. 10. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – 2-е изд., испр. – СПб.: Крисмас+, 2012. – 176 с. 1. Чернова Н.М., Былова А. М. Экология – М.: Просвещение, 2008 – 472с. 2. Шлотгауэр С.Д., Мельникова А.Б. Они нуждаются в защите. Редкие растения Крыма – Хаб. кн. изд., 2010 – 288с. 3. Экологический практикум / Сост. Муравьев А.Г., Мельник А.А. 17 СПб: «Крисмас+», 2014. – 40 с. Для родителей и учащихся: 1. Кучеренко С.П. Рассказы о животных – Хаб. кн. изд., 2003 – 436с. 2. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей Чудо всюду – Ярославль: «Академия развития», 2018 – 256с. 3. Ряжин С.В. Экологический букварь – СПб, 2012 – 416с. 4. Тихонова А.Е. Твой родной край. Учебное пособие для младших школьников – Хаб. кн. изд., 2015 – 176с. Литература на электронных носителях: 1. Дракоша и занимательная биология. – Издательство Media, 2000. 2. Открытая биология. /Автор курса – Д.И. Мамонтов / под ред. К.б.н. А.В. Маталина. – ООО «Физикон», 2003. 3. Электронный атлас школьника: Ботаника. – ЗАО «Новый диск», 2016. 4. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия 2012. – «Кирилл и Мефодий», 2012 5. Энциклопедия комнатных растений. – «ИДДК ГРУПП», 2014. 18 Приложение 1 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Входное тестирование Входная диагностика. Производится в начале учебного года. Показывает осознанность выбора направления деятельности. Анализ диагностирования результатов позволяет выявить проблемы и прогнозировать процесс обучения. При обработке входной диагностики педагог подсчитывает сумму баллов: А-3 балла Б-2 балла В -1 балл Полученный результат (без дополнительного вопроса): 12-10 баллов - ребенок сделал осмысленный выбор, он знает, чем будет заниматься. 9-7 баллов - ребёнок имеет некоторое представление о направлении объединения. 6-4 балла - ребёнок в объединение попал случайно, и понадобятся дополнительные действия, чтобы заинтересовать его. Диагностика результатов всей группы показывает общий уровень детей, становится понятно, на что обратить особое внимание и как для этого лучше строить процесс обучения. 1.Знаешь, ли ты чем занимаются в этом кружке? А. Да, знаю Б. Немного С. Нет, не знаю 2.Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области? А. Да, умею Б. Немного С. Нет, не умею 3.Чего ты ожидаешь от обучения? А. Многому научиться Б. Что-то свое С. Не знаю 4. Почему ты пришел именно на этот кружок? А. Самому захотелось Б. Родители посоветовали С. За компанию с другом 19 Тестирование 1. Красная книга создавалась для того, чтобы а) сохранить нашу прекрасную природу Земли б) сохранить животных в) сохранить растения г) изучить исчезающие виды животных и растений 2. Каких цветов страниц нет в Красной книге: а) Желтых б) Зеленых в) Синих г) Коричневых 3. Как называется самая известная вымершая птица из красной книги? а) додо б) степной орел в) черный гриф г) не знаю 4. Как называется большая пятнистая кошка, обитающая на территории России, занесенная в красную книгу? а) Манул б) Дальневосточный леопард в) Амурский тигр г) не знаю 5. Когда была создана красная книга? а) 1902 б) 1950 в) 1872 г) не знаю 6. Сколько категорий животных существует в красной книге? а) 3 б) 5 в) 8 7. Как называется животное из красной книги, имеющее один рог и обитающее в море? а) носорог б) нарвал в) нерпа 8. Какие из этих птиц существует только в неволе? а) Гавайский ворон б) Беркут в) Сапсан г) не знаю 9. Под каким охранным статусом находится большая панда? а) вымирающие виды б) минимального риска в) в критическом состоянии 10. Как называется книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных? а) Энциклопедия б) Красная книга в) Учебник «Окружающий мир» 11. Почему вымер странствующий голубь? а) браконьерство б) употребление птиц в пищу в) сокращение ареала обитания 20 11. Сколько видов насчитывается в красной книге России? а) 148 б) 756 в) 515 12. Закончи определение: «Красная книга - книга, которая содержит сведения...» а) о редких растениях б) об исчезнувших растениях и животных в) о редких и исчезнувших растениях и животных 13. Почему для этой книги выбран красный цвет? а) это красивый цвет б) это яркий сигнал в) это сигнал опасности 14. Найди растение, которое занесено в Красную книгу. а) лотос б) камыш в) осока 15. Какое крупное животное, массивного и тяжѐлого сложения, жизнь которого связана с лесом, занесено в Красную книгу? а) лев б) зубр 34 в) бурый медведь 16. Сколько томов в Красной книге? а) 1 б) 2 в) 3 17. Найди насекомое, которое занесено в Красную книгу. а) стрекоза б) божья коровка в) дровосек реликтовый 18. Найди высказывание, которое относится к правилам друзей природы. а) Выпавших из гнезда птенцов надо забирать домой. б) В лесу надо соблюдать тишину. в) Бабочек надо ловить сачком. 19. Какие знаки часто можно увидеть при входе в лес? а) разрешающие знаки б) запрещающие знаки в) предупреждающие знаки 20. Продолжи высказывание: «Уходя из леса, весь мусор после себя…» а) нужно сжечь б) нужно аккуратно сложить в одно место в) нужно унести Результаты: Высокий- 16-20 б Средний- 8-15 б Низкий – ниже 7 21 Дневник наблюдения (https://media.b-stock.ru/gallery/5005450.jpeg 22 Календарь наблюдения за погодой. Условные обозначения (https://okrmir1234.ru/pleshakov-dnevnik-4/ 23 Тест «Природа – наш мир» 1. Наука о взаимодействии организмов между собой и с окружающей их средой: а) экология + б) орнитология в) гистология 2. Живая и неживая природа, окружающая растения, животных и человека: а) экологическая ниша б) экосистема в) среда обитания + 3. К живой природе относится: а) стрекоза + б) школа в) книга 4. К живой природе относятся а) камень б) школа в) лисица + 5. К живой природе относятся: а) иней б) стриж + в) гроза 6. У какой группы растений семена созревают в шишках: а) у цветковых растений 24 б) у папоротников в) у хвойных растений + 7. Как служат почве дождевые черви: а) перерабатывают опавшие листья + б) роют подземные ходы в) уничтожают вредителей 8. Растения дикой природы нужно охранять, так как они нужны: а) для уничтожения следов деятельности человека б) для украшения людьми своих жилищ в) для сохранения экологических цепей питания + 9. Поджигая сухую траву на лугах, мы: а) даём расти молодым побегам б) наносим непоправимый вред всему сообществу + в) повышаем плодородие почвы за счёт золы 10. Что зависит от экологических проблем: а) судьба всех живых существ + б) развитие исторических событий 12. Какой мусор служил причиной гибели морских черепах: а) стеклянные бутылки б) бумажные пакеты в) полиэтиленовые пакеты + 13. Когда отмечают международный день птиц: а) 22 апреля б) 1 апреля + в) 22 марта 14. Какое животное является эмблемой Всемирного фонда дикой природы: а) коала б) бурый медведь в) панда + 15. Когда отмечают Международный день защиты животных: а) 1 апреля б) 5 июня в) 4 октября + 25 16. Комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с окружающей средой, вопросы народонаселения, сохранения и развития здоровья людей: а) экология человека + б) демография в) социальная гигиена 17. Что не является источником загрязнения окружающей среды: а) транспорт б) растения + в) промышленные предприятия 18. На что влияют продукты, содержащие загрязняющие вещества: а) на аппетит человека б) на настроение человека в) на здоровье человека + 19. Что не загрязняет воздух: а) курящий человек б) продукты, выделяемые растениями в процессе фотосинтеза + в) выхлопные газы 20. Назови водный транспорт, который не загрязняет воздух: а) лодка + б) пароход в) теплоход 21. Какой наземный транспорт не загрязняет воздух: а) автобус б) грузовик в) трамвай + 22. Где можно собирать грибы: а) в лесу + б) около промышленных предприятий в) около автомобильных дорог Результаты: Высокий- 18-22 б Средний- 10-17 б Низкий – ниже 9 26 Приложение 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ План-конспект занятия: Экскурсия в природу Направление: естественно - научное Возраст обучающихся: 7-10 лет. Тема занятия: Материально-техническое оснащение: блокнот, ручка, карточки с рисунками растений. Цель: обратить внимание учащихся на неповторимость красоты природы весеннего леса, разнообразие красок, звуков, красоту форм, богатство ароматов; закрепить правила поведения в лесу, развивать потребность в общении с природой; воспитывать любовь к природе родного края. План занятия: 1. Организационный момент 2. Сообщение темы и цели занятия 3. Проведение экскурсии 4. Итог экскурсии ХОД ЭКСКУРСИИ I. Организационный момент Изучение правил поведения в лесу • В лесу нельзя шуметь, потому что это - дом, в котором живут лесные жители. • Не ломайте ветви деревьев, кустов, не оббивайте с них листья, цвет. • Не рвите цветы на лугу, в поле, в лесу. • Не обрывайте паутины на деревьях, не убивайте пауков. • Не ловите бабочек, стрекоз, других насекомых. • Не трогайте муравейники. • Не бейте лягушек, не убивайте змей. • Не пытайтесь ловить диких животных и их детенышей. • В лесу нельзя разводить костер. • В лесу нельзя бросать мусор. II. Сообщение темы и цели урока 27 - Сегодня мы совершим путешествие в природу, и вы узнаете о правилах поведения в лесу. Решение проблемных ситуаций - Как вы поступите, если найдете птичье гнездо? - Когда найдете красочный цветок? - Как надо вести себя в природе, чтобы не причинить ей вреда? III. Проведение экскурсии Беседа - Вспомните: каковы правила поведения среди природы? - Давайте послушаем звуки весеннего леса. - Кто что услышал? - Кому принадлежат эти звуки? - Вспомните, каким был лес зимой? - Что изменилось? - А какие новые цвета появились в лесу весной? Назовите их. - Как отличается цвет листьев у разных деревьев? - Когда начинают цвести черемуха, шиповник, калина, сирень? - В каких лесах растет хохлатка? - Когда цветут тюльпаны и нарциссы? - Что вы знаете о медуницу? - Что можно сказать о запахах леса? - Посмотрите, дети, какая красота вокруг! Что мы можем сделать, чтобы сохранить эту красоту? А знаете ли вы, что и в отношениях с природой существуют свои правила? Назовите их. - Почему их нужно знать и соблюдать? Конкурс на лучшего знатока природы родного края - Назовите как можно больше растений, животных родного края. - Отыщите на представленных картинками нужное растение, которое растет в данном месте. (Работа в группах) Наблюдение за красотой окружающей природы - Чем отличаются ветки этих деревьев? - На что похожа тучка? - Подберите слова, которыми можно описать ветер, солнце, плоды деревьев, т.д. IV. Итог экскурсии - Что интересного наблюдали во время экскурсии? 28 - Как называются птицы, которых вы видели на экскурсии? - Какого цвета мех у белочки? - Объясните: почему нельзя шуметь в лесу? Таблица 1. Разнообразие живой природы. Отличие живого от неживого Живые организмы Тела неживой природы Таблица 2. Живая природа Живые организмы Объект исследования Таблица 3. Неживая природа Тела неживой природы Объект исследования 29 Методика оценки степени социализированности ребёнка «Оцени себя» Цель: выявить уровень социальной автономности, воспитанности обучающихся. адаптации, активности, Ход проведения. Обучающимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 − всегда; 3 − почти всегда; 2 − иногда; 1 − очень редко; 0 − никогда. Предлагаемые суждения. 1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей. 2. Считаю, что надо чем-то отличаться от других. 3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха. 4. Я умею прощать людей. 5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи. 6. Мне хочется быть впереди других в любом деле. 7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав. 8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни. 9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие. 10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение. 11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю. 12. Мне нравится помогать другим. 13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили. 14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться. 15. Стремлюсь побеждать и выигрывать. 16. Переживаю неприятности других, как свои. 17. Стремлюсь не ссориться с товарищами. 18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие. 19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца. 20. Я стремлюсь быть на шаг впереди остальных. Обработка полученных данных: Среднюю оценку социальной адаптированности обучающихся получают при сложении оценок за 1,5,9,13,17 суждения и деления этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций с оценками за 2,6,10,14,18 суждения. Оценка социальной активности по оценкам за 3,7,11,15,19 суждения. 30 Оценка нравственности по оценкам за 4,8,12,16,20 суждения. Если получаемый коэффициент больше трех баллов, то можно констатировать высокую степень (уровень) развития социальных качеств. Если коэффициент от двух до трех баллов – средний уровень. Если коэффициент меньше двух баллов – низкий уровень. Опросный лист «Степень участия родителей в образовательном процессе» Уважаемые родители! Мы обращаемся к вам с надеждой выявить проблемы, которые волнуют Вас, детей, хотели бы посмотреть на свою работу Вашими глазами, чтобы усовершенствовать ее с учетом ваших пожеланий. Просим ответить на наши вопросы. Если Вы на какой-то вопрос затрудняетесь ответить, можете его оставить без ответа. № Вопрос 1. 2. 3. 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 Видите ли Вы результаты обучения вашего ребенка? Делится ли ребенок впечатлениями от занятий? Как ощущает Ваш ребенок учебную нагрузку? Какие трудности испытывает Ваш ребёнок: в общении с педагогом в общении с детьми в освоении программы другие трудности (укажите какие) Ваше мнение о проведенных мероприятиях, открытых уроках, праздниках, концертах, выставках Ответ \ 31 Приложение 3 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ дополнительной общеобразовательной естественно - научной программы № Наименование темя занятия Колво часов Дата по расписанию по факту по плану Раздел 1. Введение. Входящая диагностика – 2 часа 1 Введение в программу. 2 Техника безопасности. Входная диагностика. Раздел 2. Раздел 2. Мой родной край – 10 часов 2 Биография Республики 2 Крым 3 Республика Крым на 2 карте России (определение границ края, основные реки и озера, ландшафт). 4 «Рисование» 2 петроглифов Итого за месяц: 8 Часов 5 Составление сообщений 2 об исторических моментах становления Крыма 6 Интерактивная игра 2 «Край родной – южный». Раздел 3. Наша планета – 44 часа Земля в 7 Планета 2 Солнечной системе и ее жители. 8 Одни предметы живые, 2 другие – неживые. между 9 Отличия 2 представителями растительного и животного мира. 10 Природные зоны на 2 территории России 11 Ознакомление с картой и 2 глобусом, значение их в жизни людей 12 Наш край 2 1гр 2гр Форма аттестации /контроля Примеча ние (коррект ировка) Входящая диагностика Интерактивн ая игра Беседа 32 13 Экологические проблемы края 2 14 Охрана воды и воздуха. 2 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Тестировани е Итого за месяц: 20 Часов Географическое 2 положение, территория и границы Ландшафты и 2 экосистемы своей местности. Освоение местности 2 человеком. Население своей 2 местности. Хозяйственная 2 деятельность и быт населения, преобладающие профессии. Изменение ландшафтов 2 и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека. Охраняемые территории 2 и объекты своей местности. Уход за ландшафтом 2 Итога за месяц часов 16 Экскурсия по учебной 2 тропе центра. Опыты и наблюдения со 2 свойствами воды и воздуха. Экскурсия в живой 2 уголок природы. Распознавание 2 некоторых полезных ископаемых и описание их свойств.. Расположение полезных 2 ископаемых на карте края Экскурсия в 2 лесничество. Раздел 4. Мир живой природы – 62 часа Растительный мир 2 Крыма 33 30 Лес – как один из доминирующих типов лесов Крыма. Итого за месяц Итого за I полугодие: 31 Растения Красной книги Крыма. и 32 Травянистые лекарственные растения, декоративные кустарники. 33 Основные представители животного мира полуострова. 34 Насекомые Крыма. богатства 35 Рыбные горных рек Крыма и их бассейнов и 36 Земноводные пресмыкающиеся юга. Среда 37 Птицы обитания. 38 Фоновые виды лесов и полей. Итого за месяц населенных 39 Птицы пунктов. 40 Млекопитающие Крыма Красной 41 Животные книги. Меры по их охране. 42 Человек – природа. 43 Взаимосвязь живой и неживой природы. 44 Приспособленность видов к условиям жизни человека. 45 Общая характеристика, признаки и отличия живой природы от неживой. 46 Экскурсия в природу Итого за месяц 47 Лабораторная работа – микромир. 48 Визуальное определение некоторых растений. 2 16 60 2 часов 2 2 2 2 2 2 2 16 2 часов 2 2 2 2 2 Заполнение таблицы 2 2 16 2 2 часов Индивидуал ьные карточки 34 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Интересные и 2 необычные факты из жизни растений края. Интерактивная игра – 2 растительный мир края. Правила составления 2 гербария. Работа с 2 определителями. Анатомические срезы 2 растений Экскурсия в 2 краеведческий музей. Итого за месяц часов 16 Экскурсия в Никитский 2 ботанический сад. Определение животных, 2 принадлежащих к разным классам по рисункам, фото, чучелам. Составление сообщений 2 об интересных и необычных фактах из жизни животных. Интерактивная игра – 2 Животные большие и маленькие. Работа с атласом2 определителем. Раздел 5. Мир неживой природы – 24 часа Что такое почва. 2 Загрязнение почв, 2 причины и последствия. Воздух, его состав, 2 свойства и значение. Вода, ее признаки и 2 свойства. Круговорот воды на 2 земле. Итого за месяц 20 Солнце – источник тепла 2 и света. Объекты неживой 2 природы необходимые для жизни. Взаимосвязь живой и 2 неживой природы Исследование состава и 2 свойства почвы Дневник наблюдения Заполнение таблицы 35 69 Лабораторная работа по исследованию воздуха таблицы 70 Составление «Круговорот воды в природе». 71 Исследование объектов неживой природы при помощи лаборатории в чемодане. 72 Итоговое занятие. Итого за месяц Итого за I полугодие: Итого за II полугодие: Итого за год: 2 2 2 Заполнение таблицы 2 Тестировани е 16 60 84 144 часов часов часа часа 36 Приложение 4 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ внесенные в программу изменения, Указываются корректировки и дата. № Причина корректировка Дата причина Согласование с заместителем директора по УВР (подпись) 37 Приложение 5 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № Содержание работы п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 3 1 2 1 2 Дата проведения Место Проведения Примечание ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ Беседа на тему: «День сентябрь солидарности в борьбе с терроризмом» Игра-викторина ко Всемирному сентябрь Дню экологии Поздравление учителей ко Дню октябрь учителя Акция ко Дню народного единства ноябрь Участие в праздничных ноябрь мероприятиях, посвященных Дню Матери Викторина ко Дню Конституции декабрь Российской Федерации Участие в новогодних декабрь праздничных мероприятиях Поздравления ко Дню защитника февраль-март Отечества, Международному женскому дню Акция ко Дню воссоединения март Крыма с Россией Участие в праздничных апрель-май мероприятиях ко Дню Победы РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Участие в конкурсах октябрьапрель Консультации по написанию и в течение года защите научно-исследовательских работ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Индивидуальные беседы, в течение года консультации Родительские собрания в течение года ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ Правила дорожно-транспортной октябрь безопасности пешехода, велосипедиста. Правила пожарной безопасности в быту и учреждении образования. октябрь 38 Общие правила электробезопасности 3 Действия в экстремальных ситуациях: во дворе, на улицах, дома, в общественных местах октябрь 4 Правила безопасности при общении с животными. ноябрь 5 Профилактика отравлений и предупреждение острых кишечных инфекций. ноябрь 6 Правила дорожно-транспортной безопасности пешехода, велосипедиста. Особенности поведения на дороге в зимний период февраль 7 Правила пожарной безопасности в быту и учреждении образования. Общие правила электробезопасности март 8 Действия в экстремальных ситуациях: во дворе, на улицах, дома, в общественных местах март 9 Правила безопасности при общении с животными. 1 2 3 4 апрель МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ Республиканская эколого- сентябрьприродоохранная акция «К чистым октябрь истокам» Всероссийский конкурс «Моя сентябрьмалая родина: природа, культура, октябрь этнос» Республиканская экологическая октябрь акция «Сохраним можжевельники Крыма» Республиканский конкурс январь экологических рисунков «Мир природы» 39