Е.Д. Максименко Начинаем танцевать

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОДОБРЕНО
педагогическим советом
протокол № ___1__
«_28__» ___08____ 2024 год

СОГЛАСОВАНО
Директор
МБОУ
УВК
«Школьная
академия»
им.Мальцева А.И.
____________Н.Н. Марынич
«_28__» ___08____ 2024 год

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО «ЦДОД»
БР РК
____________Т.В.Локтионова
«_28__» ___08____ 2024 год
Приказ № 90

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«НАЧИНАЕМ ТАНЦЕВАТЬ»

Направленность: художественная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 10 - 15 лет
Составитель:
Максименко Елена Дмитриевна,
педагог дополнительного образования
творческого объединения «Созвездие»

г. Бахчисарай,
2024 г.

Рецензия
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу творческого
объединения «Начинаем танцевать»
Автор-составитель: Максименко Е.Д. — педагог дополнительного образования
Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного
образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района
Республики Крым.
Рецензируемая программа составлена с учетом методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки
России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» и в полном соответствии с
Положением о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
Бахчисарайского района Республики Крым.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана
на основе авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Начинаем танцевать», автор составитель Курамшева Анна Сергеевна.
педагог дополнительного образования муниципальной бюджетной образовательной
организации дополнительного образования «Центр детского творчества» Саранского
городского округа, 2022 год. Имеет модификации и дополнения исходя из требований
учреждения дополнительного образования, на базе которого она используется.
Адресатом программы являются дети в возрасте от 10-15 лет.
Учитывая возрастные особенности учащихся, автор-составитель подаёт вопросы
образовательной программы в занимательной и игровой форме, что позволяет достичь
образовательных результатов и способствует развитию физических данных, приобретение
начальных базовых знаний, умений и технических навыков в области хореографии.
Практика обучения основывается на комплексном подходе, который складывается из
тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и
воспитания.
Основная цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству. Данная
программа позволяет способствовать эстетическому и нравственному развитию, привить детям
основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту,
выявить и раскрыть творческие способности детей посредством хореографического искусства.

Программный материал предполагает минимальное количество теоретических
занятий,
подкрепленных
практическими.
Предпочтение
отдается
занятиям
комбинированного типа с индивидуальным подходом.
Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата.
Программа отвечает требованиям, предъявляемым к составлению программ по
учебным дисциплинам, возрастным и индивидуальным интересам учащихся, представляет
собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по
актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью.
Рекомендуется использовать в образовательном процессе.

Рецензент: _______ ____________ Руководитель МОЦ Королева В.А.
«Согласовано» ___ _____________ Зам. Директора по УВР Врублевская Д.Н.

РАЗДЕЛ №1.
2

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хореография – это мир движения, звуков, световых красок, костюмов,
то есть мир волшебного искусства, который завораживает ребенка, манит
своей красотой и стимулирует к усердным занятиям.
Хореография является одним из самых любимых, ярких и зрелищных
видов искусства. Занятия танцами дают ребенку возможность
самореализации, раскрывают творческий потенциал, дарят огромные
эмоциональные впечатления, а также становятся неотъемлемой частью жизни,
областью его интересов и любимым хобби.
Программа предполагает освоение азов школьного вальса, знакомство
со всеми видами вальса, изучение танцевальных элементов, исполнение вальса
как средство воспитания способностей к танцевально - музыкальной
импровизации. В программу включены упражнения и движения
классического и бального танцев, доступные детям, обеспечивающие
формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, рук, ног,
головы, развивающие физические данные, координацию движений,
тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык
ориентации в пространстве.
Занятия хореографией расширяют познавательные возможности
учащихся в области истории, географии, литературы, музыки, фольклора,
физической подготовки.
В
основе
разработки
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Начинаем танцевать» лежит следующая
нормативно-правовая база:
Настоящее
Положение
регламентирует
порядок
разработки,
утверждения и реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ (далее - программа) в Муниципальном
бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района
Республики Крым (далее-образовательное учреждение) и разработано в
соответствии с:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации (в действующей редакции);
- Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998г. №124 –ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в
действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении
Основ
государственной
культурной
политики» (в
3

действующей редакции);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. №
642 (в действующей редакции);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018г. №3;
- Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от24.12.2018 г.
№16);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. №467 «Об
утверждении целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
- Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
(в действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189- ФЗ
«О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере» (в
действующей редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
4

Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (в действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г.
№ 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей
до 2030 года в Республике Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г.
№ 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере
при формировании государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г.
№ 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных
социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере,
отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и
5

Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на
оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к
полномочиям исполнительных органов Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г.
№ 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной
сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в
соответствии с социальными сертификатами»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников
образовательных
организаций
общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии
с обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
- Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О
внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
6

механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение
качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны»;
- Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденный постановлением
администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 22.08.2018г. №
438;
Положение о разработке и утверждении дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального
бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района
Республики Крым, утвержденное приказом от 01.03.2024г. № 29а.
Направленность
программы
дополнительного
образования
«Начинаем танцевать» - художественная, т.к. нацелена на особый подход к
изучению танца, разработана с учётом физических, психологических и
возрастных особенностей детей. Программа раскрывает творческий
потенциал детей через изучение хореографического искусства.
Классификация программы – модифицированная. Программа
составлена на основе следующих программ: «Программа хореографического
кружка, М., Просвещение – 1996 г., «Хореографический кружок».
М.С.Боголюбская. М., Просвещение — 1986 г.; программа «Начинаем
танцевать», автор- составитель Курамшева А. С., педагог муниципального
учреждения дополнительного образования «Дворец детского творчества»
Саранского городского округа, 2022 год.
Актуальность программы. Современная школа стоит перед фактором
дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья
детей. Создать условия для обогащения внутреннего и духовного мира
возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело” находятся в гармонии, когда
применяются меры целостного развития; укрепления и сохранения здоровья
учащихся.
7

Занятия танцами органически связаны с усвоением норм этики,
немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми.
Выдержка, вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к
окружающим, их настроению — вот те черты, которые воспитываются в
процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни.
Данная образовательная программа предусматривает развитие
пластики, координации движений, постановку корпуса; она помогает
воспитывать у детей чувство ритма и эстетического восприятия мира,
оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры.
Актуальность программы так же заключается в ее востребованности и
в практической реализации продукта работы по программе – исполнения
концертного номера.
Новизна состоит в личностно-ориентированном обучении. Задача
педагога дополнительного образования состоит не в максимальном
ускорении развития творческих способностей ребёнка, не в формировании
сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребёнку все
условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.
Отличительные особенности программы заключается в том, что она
разработана для развития творческого потенциала детей старшего школьного
возраста, желающих обучаться исполнительному искусству, без
ограничений, независимо от наличия у них специальных физических данных,
с учетом их индивидуальных потребностей. Программа содержит
вариативный подход, которая формирует у участников самостоятельность в
работе через участие в проектной деятельности и коллективной творческой
Педагогическая целесообразность данного курса, обусловлена их
возрастными
особенностями:
разносторонними
интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа
призвана расширить творческий потенциал ребенка, сформировать
нравственно - эстетические чувства и основы двигательных навыков.
Руководствуясь основными принципами, изложенными в программе,
педагог может увеличить или уменьшить объем и степень технической
сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий
работы.
Принцип построения программы предполагает постепенное расширение
и углубление знаний. В основе реализации программы лежат педагогические
принципы: педагогика успеха, сотрудничества, сотворчества в достижении
поставленных целей. Реализация программы подразумевает большую
самостоятельную работу обучающихся. Формирование навыков и умений
происходит в процессе практической работы.
8

Принципы подачи материала: опора на жизненный опыт ребенка, уже
известную ему информацию, взаимосвязь информации и способов действий
ребенка. Знания и умения при этом являются не только целью, но становятся
средством для дальнейшего развития ребенка.
Адресат программы – программа «Начинаем танцевать» разработана
для обучающихся учебных заведений города Бахчисарай и Бахчисарайского
района. Программа рассчитана на детей, желающих развивать
художественный вкус, имеющих интерес к хореографии. В группы
принимаются все обучающиеся, не имеющие медицинских противопоказаний.
Специальная подготовка и навыки не требуются. Прием производится по
желанию детей, на основе имеющегося интереса к данному виду деятельности,
при наличии заявления от родителей (законных представителей).
Характеристика контингента обучающихся.
Возрастная категория (10-15 лет). Характеризуется тем, что здесь
главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды деятельности
– учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая.
Подросток приобретает социальный, трудовой опыт, а также познаёт себя в
системе моральных, эстетических общественных отношений.
Объем и срок освоения программы - программа рассчитана на 1 год
обучения, учебно-тематический план рассчитан на 36 учебных недель, 144
часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45
минут.
Уровень программы – ознакомительный (стартовый).
Форма обучения – очная форма обучения.
Особенности
организации
образовательного
процесса
–
разновозрастная группа с постоянным контингентом детей. Программа
предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с
педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Оптимальной формой обучения являются учебно-тренировочные занятия.
Однако для реализации всех поставленных задач этого недостаточно, поэтому
в практической деятельности также используются следующие формы:
показательные выступления на мероприятиях, приуроченных к праздничным
и знаменательным датам, экскурсии, участие в фестивалях и конкурсах.
Режим занятий, периодичность и продолжительность - реализация
программы планируется в 2-х группах 2 раза в неделю по 2 академических
часа.
Продолжительность занятия с детьми – 45 минут, перерыв 15 минут.
Количественный состав учебной группы: 20 человек.
Допускается изменение расписания занятий в течение года по
объективным причинам.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

9

Цель программы–приобщение обучающихся к прекрасному виду
искусства через формирование у детей стабильной мотивации к занятиям
хореографией.
Задачи программы:
Образовательные:
- сформировать начальные и специальные знания по истории бального танца
вальс;
-сформировать музыкально-ритмические навыки;
-обучить техническим умениям и навыкам танцевального мастерства;
-сформировать навыки и умения выступления перед зрителями и членами
жюри.
Развивающие:
-сформировать правильную, красивую осанку;
-развить танцевальные способности, физические данные, координацию
движений, гибкости и пластики, чувства ритма, памяти, внимания, артистизма,
эмоциональности, творческой активности;
-укрепить
опорно-двигательный
аппарат,
сердечно-сосудистую
и
дыхательную систему организма, развить выносливость;
-исправить или скорректировать физические недостатки, развить силу,
активность;
-сформировать умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что
еще нужно усвоить.
Воспитательные:
-привить трудолюбие;
-воспитать собранность, дисциплинированность, стремление к саморазвитию,
потребность в здоровом образе жизни, эстетическом вкусе и исполнительской
культуре;
-воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности,
патриотизма и гражданственности;
-привить навыки хорошего тона и культуры поведения.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ
В образовательном процессе немаловажную роль играет воспитательная
работа, целью которой является выявление и развитие способностей каждого
обучающегося, формирование духовно – богатой, творчески мыслящей
личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной на
участие в развитие общества. Система российского образования
ориентирована на стратегические государственные задачи и строится на
принципиально новых образовательных условиях, в которых каждый ребенок
10

развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Танец дает обучающемуся комфортность общения, уверенность в себе;
воспитывает собранность и полет фантазии, позволяет воспринимать красоту,
приобщает к искусству.
В процессе реализации программы особое внимание уделяется:
- развитию и формированию кругозора в предметной области, общей
культуры высоких морально-психологических, деловых, организаторских
качеств, физической выносливости и стойкости;
- приобщению к здоровому образу жизни;
- воспитанию чувства патриотизма через приобщение к национальной
культуре;
- развитию чувства гордости за страну и преданности Отечеству,
выработки высокого сознания общественного долга через исполнение
патриотического вальса;
- раскрытию потенциала личности ребёнка;
- приобщению к "широте" музыкального вкуса, стремлению слушать
классическую и современную вальсовую музыку;
- подготовке личности к постижению великого мира искусства;
- формированию стремления к воссозданию чувственного образа
воспринимаемого мира;
- воспитанию дисциплинированности, чувства товарищества;
- умению работать в коллективе.
Участие в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях помогают
расширить кругозор детей, открыть неведомые способности и таланты, а
также сплотить и сдружить детские сердца.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

4
8

4

4
4

Формы
аттестации/
контроля
Тестирование
Наблюдение.

32

8

24

Наблюдение

32

8

24

40

8

32

Повторение и закрепление.

24

4

20

Итоговое

4
144

98

4
36

Зачётное
занятие
Показательное
выступление
Зачётное
занятие
Выступление

5.

Вводное занятие
Техника танцевального
комплекса.
Основные движения бального
танца вальс
Техника и выразительность
исполнения
Постановочная работа

6.
7.

1.
2.
3.
4.

ИТОГО:

Количество часов
Всего
Теория Практика

11

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (4 ч.)
Теория. Инструктажи. Цели, задачи, требования к обучающимся в
процессе обучения. История возникновения и развития вальса. Виды вальса.
Музыкальный размер ¾. Прослушивание различных видов вальса. Позиции
ног и рук. Линия танца.
Практика. Входное диагностирование.
Форма аттестации. Тестирование.
Раздел 1. Техника танцевального комплекса (8 ч.)
Теория: Вводные упражнения в начале урока, нацеленные на подготовку
двигательного аппарата к физическим нагрузкам: статистическая гимнастика
(упражнения, выполняемые в основном без перемещения по залу);
динамическая гимнастика (упражнения, выполняемые с перемещением по
залу).Основные понятия бального танца. Характер, темп, строение
музыкального произведения. Ритм. Акцент.
Практика: Прослушивание музыки, определение характера, темпа
музыкального произведения. Работа на середине зала. Поклон и реверанс.
Положение в паре, 5 областей контакта. Основные позиции ног и рук.
Форма аттестации. Наблюдение. Промежуточный контроль за
выполнением выученных движений.
Раздел 2. Основные движения бального танца вальс (32 ч.)
Теория. Терминология, элементарные понятия по предмету бальный
танец. Принятые сокращения, основные позиции ног в вальсе, позиции рук,
положения в паре. Шаг вальса по линии танца. Маленький квадрат вальса с
правой ноги. Большой квадрат вальса с правой ноги. Поворот партнерши под
рукой.
Практика. Основной ход вальса. Работа на середине зала, в парах, по
диагонали, по кругу. Индивидуальная помощь обучающемуся. (Разучивание,
отработка сольно и в паре основных танцевальных элементов вальса).
Разминка (проводится в начале каждого урока). Танцевальный шаг.
Переменный шаг. Маленький квадрат вальса. Большой квадрат вальса.
Поворот партнерши под рукой. «Лодочка» (представляет собой балансе по
линии танца, а затем против нее). Вальсовые повороты. Первая половина
правого поворота. Вторая половина правого поворота. Правый поворот.
Вращение в паре вокруг правой оси. Первая половина левого поворота. Вторая
половина левого поворота. Левый поворот. Вращение в паре вокруг левой оси.
Шаги вальса по кругу. Разворот друг от друга с раскрытием. Движение
партнерши в разные стороны вокруг партнера, стоящего на одном колене.
Движения в паре вперед-назад, держась за кисти рук. Движения в паре вперед12

назад с медленным поворотом. Поворот (правый и левый) в паре. Дорожка
променад. Раскрытия. Раскрытия с поворотом партнерши под рукой. Pas
balance. Вальсовая дорожка (променад). «Окошечко». «Окошечко» и смена
мест. Поддержки различной сложности. Объединение движений в простые
танцевальные комбинации.
Форма аттестации. Наблюдение. Промежуточный контроль за
выполнением выученных движений.
Раздел 3. Техника и выразительность исполнения (32 ч.)
Теория. Основные понятия и их разъяснение: музыкальный размер и
фраза, слабая и сильная доли, вступление, характер музыки; линия танца,
короткая и длинная стороны. Основные направления танцевального движения
в зале: лицом и спиной по линии танца, диагональ в центр и из центра, лицом
и спиной в центр. Построение в линии, в круг, по линии танца друг за другом,
в парах через центр зала. Знакомство с хореографической лексикой.
Практика. Разминка (проводится в начале каждого занятия. Развитие
полученных хореографических навыков. Система упражнений, направленная
на развитие чувства ритма и музыкального слуха. Определение музыкальных
фраз. Разучивание и исполнение начальных фигур. Маленький и большой
квадраты, правый поворот по четвертям. Перемены вперед и назад с
движением по линии танца.
Отработка танцевальных этюдов. Вальсовая дорожка (променад).
Разворот друг от друга с раскрытием. «Окошко». Движение партнерши вокруг
партнёра стоящего на одном колене. Маленький квадрат в паре, удерживая
руки под локти. Большой квадрат в паре, удерживая руки под локти.
Маленький квадрат в паре. Большой квадрат в паре.Построение танцевальной
комбинации. Импровизация. Работа с предметом.
Форма аттестации. Зачётное занятие. Контроль за выполнением
выученных движений.
Раздел 4. Постановочная работа (40 ч.)
Теория. Принципы парного танцевания. Постановка в пары.
Танцевальные позиции в паре. Рисунки и переходы в танце. Знакомство с
танцем «Полонез». Репертуар может изменяться с учетом уровня восприятия,
эмоционального и физического развития, интересов учащихся.
Практика. Разучивание танцевальных движений. Соединение движений
в танцевальные комбинации. Разучивание танцевальных движений танца
«Полонез». Отработка рисунков и переходов в танце. Отработка построений в
рисунке. Работа над синхронным исполнением танцевальных движений.
Актерская игра в танце.
Форма аттестации. Показательное выступление.
13

Раздел 5. Повторение и закрепление (28 ч.)
Теория. Знакомство с танцем «Фигурный вальс». Правила поведения на
сцене.
Практика. Постановка танцевальных композиций. «Фигурный вальс».
Разучивание комплекса танцевальных движений. Построение танцевальных
комбинаций. Отработка синхронности исполнения танцевальных движений.
Совершенствование
исполнительского
мастерства.
Подготовка
к
показательным выступлениям. Показательные выступления.
Работа на середине зала, в парах, по диагонали, по кругу.
Форма аттестации. Зачётное занятие.
Раздел 6. Итоговое выступление.
Практика. Итоговое выступление на школьном мероприятии
«Последний звонок», торжественных и тематических линейках.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное
влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств,
функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной систем. На
занятиях танцами обучающиеся учатся сознательно распоряжаться своим
телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и
сложной координации, различать ритмы музыки и согласовывать свои
движения с музыкой.
Обучающиеся должны не только научиться определенным приемам,
связкам движений, но и уметь самостоятельно видоизменять, группировать
фигуры и составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание
музыки.
В результате изучения программы обучающий должен знать и уметь:
Знать:
- специальную терминологию изучаемых движений;
- иметь общее представление о школьном вальсе;
- владеть теоретическими понятиями, заложенными в программе;
- знать и уметь выполнять основные фигуры пройденного танца;
- особенности постановки корпуса, рук, ног и головы;
- особенности перестроения из рисунка в рисунок.
- знать точки танцевального зала;
- позиции ног, рук в школьном вальсе;
- владеть терминологией, используемой в школьном вальсе;
- линия танца;
- направление движения;
- углы поворотов.
Уметь:
- двигаться в такт с музыкой;
14

- исполнять основные элементы и движения;
- составлять маленькие комбинации;
- ориентироваться на сценической площадке.
Личностные:
- соблюдать дисциплину;
- выполнять правила внутреннего распорядка;
- осознать себя как индивидуальность и одновременно как члена
детского коллектива;
- развивать способность к самооценке своих действий и поступков;
уметь управлять собой, своими эмоциями;
- проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь в
конкретных ситуациях;
- развивать в себе чувства патриотизма, уважения к своему народу,
гордости за свой край;
- развивать ответственное отношение к обучению, качеству своей
деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- уметь самостоятельно определять цель при выполнении работы;
- выстраивать последовательность необходимых действий;
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные УУД:
- выделять и обобщать смысл поставленной учебной задачи;
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
- уметь работать с информацией.
Коммуникативные УУД:
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- уметь осуществлять взаимный контроль;
- уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе
совместной деятельности;
- работать индивидуально и в группе;
- осознавать ответственность за общее дело;
- выделять моральное содержание ситуации.

РАЗДЕЛ №2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
15

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Группа 1
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
4
144
Режим занятий
2 раз в неделю
по 2 академических часа

Дата
окончания
обучения
31 мая 2025

Каникулы
01 июня 2025 – 14 сентября 2025

Группа 2
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
4
144
Режим занятий
2 раз в неделю
по 2 академических часа

Дата начала
обучения по
программе
16 сентября
2024

Дата начала
обучения по
программе
16 сентября
2024

Дата
окончания
обучения
31 мая 2025

Каникулы
01 июня 2025 – 14 сентября 2025

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение.
Реализацию программы осуществляет педагог, имеющий высшее
профессиональное образование в области педагогики и опыт практической
работы в области хореографии и танцевального искусства.
Материально- техническое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по программе
«Начинаем танцевать» необходимы:
1. Актовый зал со сценой, имеющий в наличии действующие
санитарно-эпидемиологическое заключение и заключения о соответствии
объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности для
проведения занятий.
2. Экран настенный.
3. Музыкальная колонка, музыкальная аппаратура.
4. Компьютер, проектор.
Информационно-методическое обеспечение:
- аудио, видео материалы, презентации;
16

- интернет – страницы и сайты для организации образовательного
процесса.
Методическое обеспечение
-методические разработки и планы–конспекты занятий, методические
указания и рекомендации к практическим занятиям;
-развивающие и дидактические
психологические игры и упражнения;

процедуры:

дидактические

и

-дидактические материалы.
Формы обучения. Ведущей формой организации обучения является
групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется
индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного
подхода к обучающим, так как в связи с их индивидуальными способностями,
результативность в усвоении учебного материала может быть различной.
Дифференцированный подход поддерживает мотивацию курса и способствует
творческому росту обучающихся.
Формы организации занятий:
- индивидуально-групповая;
- групповая;
- индивидуальная.
Формы проведения занятий:
- теоретическое (объяснение, рассказ, инструктаж);
- наглядно-демонстрационное;
- практическое;
- мастер-классы.
Методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация;
- наблюдение (визуально);
- наглядный (иллюстрации, схемы, фото, видео);
- демонстрационный;
- практический.
В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в
различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Активные методы
обучения - это особая группа: методы, при которых деятельность обучаемого
носит продуктивный, поисковый характер. Использование педагогом
активных методов обучения предполагает:
- продуманные учебные цели;
17

- высокий уровень включенности обучающихся;
- анализ и обсуждение приобретённого обучающимися опыта или полученной
информации.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром
иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Основной формой работы являются учебные занятия.
Алгоритм учебного занятия:
1. Вводная часть: дети входят в зал, занимают свои места,
приветствуют педагога поклоном.
2. Определение целей и задач. Педагог ставит перед обучающимися
цели и задачи и рассказывает какими методами будут их добиваться.
3. Разминка. Обучающиеся выполняют упражнения для разогрева
корпуса, подготавливают тело к предстоящей работе.
4. Повторение материала. Обучающие демонстрируют материал,
который получили на занятиях раннее.
5. Получение нового материала. Педагог демонстрирует новый
материал, обучающиеся его изучают.
6. Рефлексия. Подведение итогов, педагог узнает, что понравилось
больше, что получилось лучше, над чем нужно более детально работать.
7. Прощание. Обучающиеся занимают свои места, выполняют
поклон.
Дидактические материалы:
- фотографии,
- литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу,
- видео – аудиозаписи,
- правила поведения на сцене,
- словари терминов.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Для отслеживания результативности программы используются методы:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов опросов;
-педагогический мониторинг: исполнение танцевальных элементов,
организация показательных выступлений, участие в фестивалях и конкурсах.
- оценка педагога;
- отзывы родителей и иных заинтересованных лиц;
- самооценка обучающегося.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- промежуточный контроль, тестирование (опрос);
18

- показательные выступления, участие в конкурсах;
- зачётное занятие;
- выступление - концерт.
Основными принципами проведения и организации контроля является
учет индивидуальных особенностей обучаемого. В программе обучения
используется основная форма контроля успеваемости - промежуточная.
Учет обучающихся проводится педагогом на основе текущих занятий, их
посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний основных
танцевальных элементов и композиций танца. При оценке обучающегося
учитывается также его участие в выступлениях. Повседневно словесно
оценивая каждого ученика, педагог, прежде всего, анализирует динамику
усвоения материала, степень прилежания, всеми средствами стимулируя
интерес ученика к занятиям.
Поощрения за высокий уровень в выступлениях в виде грамот,
благодарностей, похвальных листов в течение года. По окончании освоения
программы обучающийся должен продемонстрировать знания и умения в
соответствии с программными требованиями.
Самоконтроль и самооценка обучающихся в результате освоения
программы. Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с
самоконтролем. Наряду с адекватной самооценкой, у обучающихся
вырабатывается навык самоконтроля. Обучающийся учится:
- анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности
(сравнивать результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки,
определять причины ошибок и находить способы их исправления);
- строить и планировать процесс собственной учебно-познавательной
деятельности;
- организовывать свою учебно-познавательную деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1.
Базарова, Н. Азбука классического танца, Л.: Искусство; Издание 2е, 2014. - 207 c.
2.
Базарова, Н. Азбука классического танца, СПб: Лань; Издание 4-е, испр.,
2008. - 240 c.
3.
Волынский, А. Л. Книга ликований. Азбука классического танца /М.:
Издание Хореографического техникума, Л., 2012. - 330 c.
4.
Вашкевич Н.Н. История хореографии всех веков и народов, СанктПетербург: Лань, 2009.
19

5.
Заламане М. Бальные танцы
6.
Ласман О. Бальные танцы, М.: Latvias Valsts Izdevnieciba, 2003. - 324 c.
7.
Максин А. Изучение бальных танцев / М.: Лань, Планета музыки, 2010.
- 263 c.
8.
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать, М.:
ВЛАДОС, 2001.
9.
Хавилер Джозеф С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и
тренировки, М.: Новое слово, 2004.
10. Шутиков Ю. Н. Учебно-методические рекомендации по организации
работы с целым классом в школе по ритмике, ритмопластике и бальным
танцам, Санкт-Петербург: Лань, 2006, 136 стр.
Список литературы для родителей и обучающегося
1.
Вашкевич, Н.Н. История хореографии, М.: 2012. - 307 c.
2.
Борисова В. Гимнастика. Основы хореографии, М.: Бибком, 2011.101c.
3.
Рассел Джесси Бальные танцы, М.: VSD, 2012. 930 c.
4.
Цорн А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии, М.:
Лань, Планета музыки, 2011. - 544 c.
Электронные источники:
1. http://www.danceliga.ru/doc/id-25.html
2. http://dances.nsk.su/library/waltz.html
3. http://www.tdc.spb.ru/dancehistory.htm
4. http://www.worldance.ru/rus/history/
5. https://infourok.ru/sovremennaya-horeografiya-v-zhizni-rebenka-4563825.html

6. https://var-veka.ru/blog/horeografiya-vazhnyy-predmet.html
7. https://vivaladanza.ru/polza-horeografii-detyam
8.https://tdancestudio.ru/blog/horeografia-dla-detei-ili-5-sekretov-garmonicnogorazvitia-malysa

Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Вопросы для устного опроса по технике безопасности и правилам
поведения в танцевальном зале.
20

1. Какой должен быть внешний вид обучающегося? (Перечислить все
от обуви до волос)
2. Можно ли надевать украшения на занятия?
3. Без чего нельзя приступать к выполнению упражнений?
4. Что нужно сделать если плохо себя чувствуешь на занятии?
5. Что нужно делать, чтобы избежать столкновений с другими
обучающимися во время движения?
6. Что можно приносить с собой на занятия?
7. Можно ли трогать руками зеркала?
8. Как нужно относится к своим партнерам?
Входящая диагностика (собеседование). Производится в начале
учебного года. Определяет начальный уровень знаний, умений и навыков
ребёнка, показывает осознанность выбора направления деятельности. Анализ
диагностирования результатов позволяет выявить проблемы и прогнозировать
процесс обучения.
Педагогическое наблюдение
Карта критериев педагогического наблюдения обучающегося
№
Критерии оценки
Уровень
низкий средний высокий
1. Знает танцевальный элемент (композицию)
2. Правильно исполняет танцевальный элемент
(композицию)
3. Готов и способен танцевать самостоятельно
4. Готов и способен танцевать в группе
5. Готов и способен к совмещению исполнения
танцевального элемента (композиции)с ритмом
танцевальной музыки
6. Готов и способен к участию в школьных и
внешкольных мероприятиях
7. Готов и способен к самообразованию и
самовоспитанию
8. Готов и способен осуществлять поиск необходимой
информации с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Тестирование «Экскурс в историю танца вальс»
Тестирование «Экскурс в историю танца вальс»
21

1. Общий размер танца вальс?
•
2/4
•
3/4
•
4/4
2. В какой позиции исполняется вальс?
•
В открытой • В закрытой •
Преимущественно в закрытой
3. В каком городе впервые стал популярен вальс?
•
В Париже •
В Вене • В Берлине
4. В каком веке стал популярен вальс?
•
В 16 в. • В 17 в. • В 18 в.
5. Какой танец был наиболее близким предшественником вальса?
•
Матеник • Фурианте •
Лендлер
6. В какой стране в 18 веке вальс танцевали в открытых позициях?
•
Франция •
Австрия •
Италия
7. Как называют быстрые формы вальса?
•
Фигурный вальс •
Вальс-Бостон • Венский вальс
8. Как во Франции раньше именовали Венский вальс?
•
Австрийский • Русский • Легкий
9. В какой стране стал наиболее популярным медленный вальс?
•
В Англии •
Во Франции • В Италии
10. Назовите древнегреческую богиню танца:
•
Майя Плисецкая; •
Айседора Дункан; • Терпсихора.
Диагностика результативности
реализации программы (показательные выступления)
Результативность реализации программы оценивается по уровню
сформированности промежуточных умений, навыков, знаний, культуре
общения по трехбалльной системе оценивания предметных и метапредметных
результатов:
Низкий уровень - 1 балл – минимальный (репродуктивный) уровень
освоения программы: обучающийся не проявляет интерес к изучаемому
материалу. Без помощи педагога не может изучить предложенный материал.
Средний уровень - 2 балла – средний (продуктивный) уровень освоения
программы: обучающийся проявляет ситуативный интерес к темам занятий,
к участию в творческих проектах. С помощью педагога изучает предложенный
материал.
Высокий уровень - 3 балла – максимальный (творческий) уровень
освоения программы: ребенок всегда активно ведет себя на занятиях.
Самостоятельно изучает предложенный материал. Активно участвует в
выполнении групповых творческих работ.
Критерии:
22

знание танцевальных элементов и композиций;
правильные ответы на вопросы;
умение объяснять роль танца в жизни человека;
применение полученных знаний на практике;
качество и правильность исполнения;
регулярное посещение занятий;
отсутствие пропусков без уважительных причин;
активная и эмоциональная работа на занятиях;
умение самостоятельно провести анализ своей работы;
показательные выступления, участие в фестивалях и конкурсах.

-

Карта самооценки обучающегося
№

Критерии оценки

Очень
хорошо

Хорошо

Плохо

Знаю исполнение танцевальных элементов
Правильно исполняю танцевальные элементы
Умею танцевать в группе
Могу исполнить танцевальные элементы
самостоятельно
Исполняю танец артистично и эмоционально

Критерии оценивания
обучающихся во время отчетного концерта, показательных
выступлений, участия в конкурсах или фестивалях
Происходит по принципу: 1 балл, 2 балла, 3 балла.
Требования к исполнению движений:
- соблюдение направления движений (линия танца);
- отличная координация;
- подтянутая спину, удерживающая осанку;
- четкое сохранение установленной позиции рук, не опуская предплечья, не
изгибая прямую черту от локтя до локтя;
- плечи тянуть к полу, максимально выравнивать шею;
- плавно перекатываясь вперед;
- по счету «2» совершать обоюдный подъем вверх на половину пальцев,
группировать стопы, по счету «3» отрабатывать опускание на колени, держа
ровно вертикальное положение;
23

- представлять гармоничное парное исполнение при каждом шаге. Исполнение
должно быть в унисон друг другу, четкость линий как индивидуального
исполнения в паре, так и основного, мягкость, скольжение по принципу
маятника.
Умение чувствовать музыкальный ритм оценивается по критериям:
Баллы Критерии оценивания
1

Ставится в случае полного непопадания в
такт музыки. При этом, не имеет значения,
на каком профессиональном уровне
исполнены
танцевальные
движения,
хорошо или плохо – это не важно, если
обучающийся не попадает в музыкальный
ритм, всё равно будет оцениваться.

2

Танцевальные движения исполнялись
согласно ритму, но с ошибками в технике:
нарушение баланса в танце с партнером,
спотыкания,
неровная
стойка,
неправильное положение стопы.

3

Соответствие
эталону
начинающего
исполнителя. Считается самой высокой
оценкой и ставится, когда исполнение
произошло идеально в такт музыкальному
ритму

ФИО обучающегося

Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Рекомендации к обучению парным танцам
24

Основой программы являются принципы: "от простого к сложному", "от
медленного к быстрому", "посмотри и повтори", "вместе с партнером",
"осмысли и выполни", "от эмоций к логике", "от логики к ощущению».
Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его
происхождения. Освоение танцевальных фигур происходит постепенно.
Занимаясь дуэтным танцем, дети получают навык правильного
взаимоотношения и общения с противоположным полом.
Наряду с равноправным партнерством, роль девочки и мальчика
различны, мальчик отвечает за тактику в паре: размещение на паркете,
порядок исполнения фигур, выход из положения при столкновении с другой
парой, берет на себя инициативу, если происходит что-то незапланированное.
Девочка отвечает за эстетическую составляющую – она должна знать, что она
является украшением пары, отвечая за свой внешний вид и внешний вид
партнера. Умея следовать за партнером, она должна оставаться активной,
готовой помочь партнеру, если ему трудно справиться с ситуацией. При этом
каждый обязан знать свою партию и отвечать за себя сам. Не менее сложной
является задача научить двигаться в паре. Здесь необходимо подвести
учащихся к изменению мироощущения из «я» в «мы», т.к. только ощущая себя
единым целым можно справиться с техническими рекомендациями по
исполнению танца в паре.
Общеразвивающие упражнения и разминка.
Разминка проводится на каждом занятии в виде «статического танца»
под современную популярную музыку, что создает благоприятный фон и
повышает интерес к занятиям. Задача разминки – разогрев. Основной формой
организации образовательного процесса является занятие. Структура занятий
включает в себя три основные части: подготовительную, основную,
заключительную.
Продолжительность подготовительной части составляет – 10-15%,
основной части – 75-80%, а заключительной – 5-10% от общего времени
занятия.
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения –
использование минимума танцевальных элементов. Проработка небольшого
количества материала дает возможность качественного его усвоения.
Задача педагога при изучении движений, положения или позы разложить
их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей
воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и четкого их
выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического
показа и словесных объяснений. Излишнее и подробное словесное объяснение
может привести к потере внимания учащихся. В то же время, нельзя
ограничиваться только практическим показом. В этом случае материал
воспринимается подражательно и не осознанно.
25

Последовательность в учебном процессе при формировании
танцевальных навыков состоит из следующих этапов:
-вводные упражнения, предварительная подготовка организма,
вспомогательно - тренировочные движения (разминка) даются в начале урока
и нацелены на подготовку двигательного аппарата к физическим нагрузкам:
разогревание мышц и активизацию их восприимчивости;
- разучивание техники танцевального комплекса (основные понятия и
движения бального танца – фигурного вальса);
- совершенствование танцевальной техники до степени свободного
владения ею;
- постепенное соединение разученного материала в танцевальные
комбинации, танцевальные композиции;
- работа над этюдами, танцевальными композициями с применением
знаний, умений и навыков всего курса обучения.
Способности у учащихся, как известно, бывают разные. Поэтому
большое значение имеет терпеливость и выдержка преподавателя, желание
раскрыть индивидуальность своих учеников. Это способствует творческой
атмосфере на уроке.
Одежда учащихся должна быть удобной, не стесняющей движений.
Обувь для занятий необходима легкая, без толстой подошвы и высоких
каблуков.
Помещение для занятий должно быть достаточно просторным.
Музыкальное сопровождение является существенным фактором активизации
творческого интереса учащихся и основой для усвоения темпоритма
движений, поэтому в работе желательно эффективное использование
технических средств.
Основные понятия бального танца
Позиции ног в бальном танце:
1п. - 1-я позиция - пятки вместе, носки разведены в стороны.
2п. - 2-я позиция - ноги на расстоянии ступни, носки разведены в
стороны.
3п. - 3-я позиция - ступня одной ноги приставлена к середине ступни
другой ноги, носки разведены в стороны; впереди - правая или левая нога.
6 п. - 6-я позиция - пятки и носки сомкнуты, ступни параллельны.
5-я позиция так же, как и выворотное положение ступней, не
используется.
Основные позиции рук в вальсе.
Существует подготовительное положение и три основные позиции рук
(I, II, III).
В подготовительном положении руки свободно опущены вниз с мягко
округленными локтями и запястьями. Кисти сближены, ладони обращены
вверх.
26

В 1-й позиции обе руки округлены в локтях и запястьях и со
сближенными кистями подняты перед собой на уровне диафрагмы, ладони
обращены к корпусу.
Во 2-й позиции руки при слегка округленных локтях и запястьях
раскрыты в стороны чуть впереди корпуса и несколько ниже линии плеч,
ладони обращены вперед.
В 3-ей позиции обе руки в овальном положении подняты вверх
несколько впереди корпуса со сближенными кистями, ладони повернуты вниз.
Основные движения
Вальс
Основа вальса – кружение в паре, которое получается в результате
четырех полных вальсовых поворотов.
Правый поворот
Правый поворот состоит из двух поворотов на 180°. Но это деление
условное – кружение должно быть плавным и непрерывным. Первая половина
поворота Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди.
Вальсовая дорожка (променад)
В данном варианте предлагается сочетать вальсовую дорожку вперед у
партнера с правым вальсовым поворотом у партнерши.
«Окошко»
Исходное положение — партнеры стоят лицом друг к другу, ноги в 3-й
позиции. Партнер находится спиной, а партнерша лицом к центру зала.
Партнер правой рукой держит кисть правой руки партнерши. Правые руки в
1-й позиции. Левые: у партнера за спиной, у партнерши — вытянута вниз.
Движения партнерши выполняются аналогично движениям партнера. Затакт –
подняться на полупальцах. 1 такт Раз – сделать шаг с правой ноги вперед
навстречу друг другу; правые руки из 1-й позиции, не размыкаясь, переходят
в 3-ю позицию. Два – вернуться в исходное положение. Далее (обычно) идет
смена мест партнеров.
Конспект занятия на тему
Знакомство с танцем вальс.
Цель: Познакомить детей с музыкальным размером ¾ , движениями танца
«Вальс»: «Вальсовая дорожка», «Балансе» по одному под счёт, позициями в
паре.
1. Познавательная задача:
 Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к
искусству.
 Изучение движений танца «Вальс». Учить передавать характер музыки в
движении, двигаться в соответствии с размером музыки, различать части
в музыке: уметь определять фрагменты музыкального произведения
(вступление, части музыкального произведения).
2. Развивающая задача:
27

Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами
танцевального искусства.
 Развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти, координации,
гибкости, ловкости, точности и пластичности, умения ориентироваться в
пространстве, работать в коллективе.
 Развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в
музыкально-ритмическом движении.
 Развитие способностей фантазии и импровизации, тренировка
психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать свои
эмоции в мимике и пантомиме.
3. Воспитывающая задача:
 Воспитание эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в
танце);
 Воспитание чувства коллективизма;
 Воспитание нравственных качеств;
 Воспитание уважения к партнёру (партнёрше).


Оборудование и материалы: презентация Power Point,
Средства ТСО: мультимедиапроектор, музыкальный центр, диск СD
Методы обучения: по источнику получения знаний – словесный,
наглядный, практический; по характеру познавательной деятельности –
объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.
Мотивация:
1. Ориентированная диагностика уровня освоения знаний, умений,
навыков обучающихся;
2. Готовность обучающихся восприятию новых знаний;
3. Дальнейшее прослеживание эффективности обучения обучающихся.
Структура занятия.
1. Организационный момент.
2. Подготовительная часть. Повторение пройденного материала.
3. Основная часть. Изучение нового материала
4. Выполнение практической работы.
5. Подведение итогов.
Ход занятия
Организационный момент.


Вход в класс, построение

Посещаемость
Здравствуйте ребята, начнём наше занятие с разминки.
Разминка
Движения по кругу:
 Простой шаг.


28

Шаг с носка.
 Простой шаг на пятках.
 Простой шаг на полупальцах.
 Чередование шагов на пятках и на полупальцах по 4 счёта.
 Шаг с высоким подниманием колена.
 Бег - носок вперед.
 Бег – носок назад, колени сгибаются, пятки касаются ягодиц.
 Бег с высоким подниманием колена «Лошадки».
 Подскоки.
 Галоп лицом в круг.
 Галоп спиной в круг.
 Простой шаг, с подъёмом и опусканием рук (Вдох – выдох) лицом по
линии танца.
 Простой шаг спиной по линии танца (смотреть через правое плечо).
 Простой шаг лицом по линии танца – перестроение.
Перестроение из круга в колонну по 4 человека, размыкание в линии по
ориентирам. Поклон.
Подготовительная часть. Повторение изученного материала:
 перестроение в круг.
 танец «Полька»
Исполнение музыкально-ритмических упражнений:
 Повороты головы: вправо, влево.
 Наклоны головы: вправо, влево.
 Полукруг головы на 4 счёта влево, на 4 счёта вправо, на 8 счётов полный
круг.
 Движения головы вперёд – назад.
 Подъём плеч попеременно, вместе.
 Круговые движения плечами.
 Движения руками – комплекс на развитие координации.
 Движение руками «Книжечка».
 разведение рук в стороны с напряжением.
 Наклоны вперёд и вниз.
 Наклоны в стороны.
 Полуприседание по I и по II позиции ног – колени разводятся в стороны.
 выставление ноги на носок в сторону и вперед По I позиции ног.
 Упражнение «Релеве»
 Упражнение «Перекаты»
 Прыжки на месте и с поворотом на 360 градусов по IV позиции ног.
 Прыжки вперёд – назад по IV позиции ног.
 Прыжки влево – вправо по IV позиции ног.
 Прыжки «Ножницы».
 Прыжки с выбрасыванием ног вперёд-назад
 Ходьба на месте с подъёмом рук вверх - вниз через II позицию рук. (вдохвыдох).


29

Движения на напряжение – расслабление мышц рук «Тряпичная кукла»,
«Цветок».
Основная часть. Изучение нового материала:
Танец «Вальс»: изучение движений «Вальса»: сегодня тема нашего занятия
««Изучение танца «Вальс»». Я вас познакомлю с таким чудесным танцем,
как вальс. Поведаю историю его происхождения, расскажу о технике
исполнения и разучу с вами основные шаги и повороты вальса.
Вальс (фр. valse) —общее
название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется
преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в
вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.
Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие
годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми
позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже
были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах.
 «Вальсовая дорожка»;
Вальсовая дорожка вперед
И.п. – третья позиция, правая нога впереди.
1-й такт: шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню
2-й такт: шаг левой ногой вперед на низкие полупальцы, колено прямое.
3-й такт: шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню. В конце колено
немного расслабляется. Далее движение повторяется с левой ноги.
Вальсовая дорожка назад
И.п. – третья позиция, левая нога впереди.
1-й такт: шаг правой ногой назад с подушечки на всю ступню.
2-й такт: шаг левой ногой назад на низкие полупальцы, колено прямое.
3-й такт: шаг правой ногой назад с подушечки на всю ступню. В конце колено
немного расслабляется.
В паре дорожка исполняется в закрытом положении с замкнутой позицией рук.
Дорожка исполняется также в раскрытом положении, лицом или спиной по
линии танца.




«Балансе» в сторону (покачивающее движение);

Бальный танец 1870-х годов в характере Вальса в Два Па. Музыкальный
размер – ¾. Темп умеренный и умеренно быстрый. Исполняется в паре, с
продвижением по кругу. Для танца характерны движения типа Па Шассе и Па
Балансе.

Положения в паре: «открытое», «закрытое», «противоположное».
Игра
«Весёлый бубен»
Домашнее задание, оценивание, поклон
 Перестроение из круга в колонну по 4 человека с последующим
размыканием в линии по ориентирам.
 Рефлексия занятия.
30




Поклон, оценивание.
Выход из класса.

Рисунки танца
Используются при постановке концертных номеров, этюдов.

31

32

Приложение 3
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Начинаем танцевать»
№

Наименование
темя занятия

Колво
часов

Дата по расписанию
по плану
по
по
факту факту
группа группа
1
2

Форма
аттестации
/контроля

Примечание
(корректировка)

Вводное занятие – 4 часа
1

2

Знакомство с
программой.
Техника
безопасности в
танцевальном зале.
История
возникновения и
развития вальса.
Разминка.

2

16.09.202422.09.2024

2

16.09.202422.09.2024

Тестирование

Раздел 1. Техника танцевального комплекса. 8 часов
3
4

5

6

Основные понятия
бального танца.
Характер, темп,
строение
музыкального
произведения
Итого за месяц:
Изучение
динамических
оттенков
Ритм. Акцент

2
2

23.09.202429.09.2024
23.09.202429.09.2024

8
2

часов
30.09.202406.10.2024

2

30.09.202406.10.2024

Педагогическое
наблюдение

Раздел 2. Основные движения бального танца вальс. 32 часа
7 Основной ход
вальса. Работа в
паре.
8 Направление
движения: «линия
танца»
9 Маленький квадрат
вальса.
10 Большой квадрат
вальса.
11 Поворот партнерши
под рукой.
12 «Лодочка».
Вальсовые
повороты.

2

07.10.202413.10.2024

2

07.10.202413.10.2024

2

14.10.202420.10.2024
14.10.202420.10.2024
21.10.202427.10.2024
21.10.202427.10.2024

2
2
2

33

13 Правый и левый
повороты.

2

28.10.202403.11.2024

14 Правый и левый
повороты.
Итого за месяц:
15 Разворот друг от
друга с
раскрытием.
16 Разворот друг от
друга с
раскрытием.
17 Раскрытия с
поворотом
партнерши под
рукой.
18 Раскрытия с
поворотом
партнерши под
рукой.
19 Движение
«окошечко» и
смена мест. Pas
balance.
20 Поддержки
различной
сложности.
21 Работа в паре.

2

28.10.202403.11.2024
часов
04.11.202410.11.2024

22 Работа в паре.
Итого за месяц:

20
2

2

04.11.202410.11.2024

2

11.11.202417.11.2024

2

11.11.202417.11.2024

2

18.11.202424.11.2024

2

18.11.202424.11.2024

2

25.11.202401.12.2024
25.11.202401.12.2024
часов

2
16

Наблюдение

Раздел 3. Техника и выразительность исполнения. 32 часа
23 Развитие
полученных
хореографических
навыков.
24 Грациозность и
органичность
движений.
25 Работа с партнером.

2

02.12.202408.12.2024

2

02.12.202408.12.2024

2

26 Композиция и
постановка танца
27 Простые
танцевальноритмические
комбинации.
28 Простые
танцевально-

2

09.12.202408.12.2024
09.12.202408.12.2024
16.12.202422.12.2024

2

2

16.12.202422.12.2024
34

ритмические
комбинации.
29 Умение соотносить
свои движения с
услышанной
музыкой
30 Импровизация.
Работа с
предметом.
Итого за месяц:
Итого за полугодие:
31 Импровизация.
Работа в паре.
32 «Практические
игры»
33 Построение
танцевальной
комбинации.
34 Работа в паре.

2

23.12.202429.12.2024

2

23.12.202429.12.2024

16
60
2

часов
часов
09.01.202512.01.2025
09.01.202512.01.2025
13.01.202519.01.2025

2
2

2

35 Отработка
хореографической
лексики.
36 Отработка
хореографической
лексики.
37 Работа в парах.

2

38 Зачетное занятие

2

Итого за месяц:

16

13.01.202519.01.2025
20.01.202526.01.2025

2

20.01.202526.01.2025

2

27.01.202502.02.2025
27.01.202502.02.2025
часов

Зачет

Раздел 4. Постановочная работа. 40 часов
39 Разучивание
танцевальных
движений.
40 Соединение
движений в
танцевальные
комбинации.
41 Соединение
движений в
танцевальные
комбинации.
42 Рисунки и
переходы в танце.
43 Отработка
рисунков и
переходов в танце.

2

03.02.202509.02.2025

2

03.02.202509.02.2025

2

10.02.202516.02.2025

2

10.02.202516.02.2025
17.02.202523.02.2025

2

35

44 Отработка
построений в
рисунке.
45 Отработка
построений в
рисунке.
46 Синхронное
исполнение
танцевальных
движений.
Итого за месяц:
47 Работа над
синхронным
исполнением
танцевальных
движений.
48 Работа над
синхронным
исполнением
танцевальных
комбинаций.
49 Работа над
синхронным
исполнением
танцевальных
комбинаций.
50 Работа над
синхронным
исполнением
танцевальных
переходов и
перестроений.
51 Работа над
синхронным
исполнением
танцевальных
переходов и
перестроений.
52 Знакомство с
танцем «Полонез»
53 Разучивание
танцевальных
движений.
54 Репетиционная
работа над
постановкой.
55 Репетиционная
работа над
постановкой.
56 Актерская игра в
танце.
Итого за месяц:

2

17.02.202523.02.2025

2

24.02.202502.03.2025

2

24.02.202502.03.2025

16
2

часов
03.03.202509.03.2025

2

03.03.202509.03.2025

2

10.03.202516.03.2025

2

10.03.202516.03.2025

2

17.03.202523.03.2025

2

17.03.202523.03.2025
24.03.202530.03.2025

2

2

24.03.202531.03.2025

2

31.03.202506.04.2025

2

31.03.202506.04.2025
часов

20

36

57 Актерская игра в
танце.
58 Показательное
выступление

2
2

07.04.202513.04.2025
07.04.202513.04.2025

Показательное
выступление

Раздел 5. Повторение и закрепление. 24 часа
59 Знакомство с
танцем «Фигурный
вальс»
60 Разучивание
комплекса
танцевальных
движений.
61 Основные
движения
«Фигурного
вальса»
62 Основные
движения
«Фигурного
вальса»
63 Построение
танцевальных
комбинаций.
64 Построение
танцевальных
комбинаций.
Итого за месяц:
65 Работа над
хореографической
лексикой.
66 Отработка
синхронности
исполнения
танцевальных
движений.
67 Отработка
синхронности
исполнения
танцевальных
движений.
68 Совершенствование
исполнительского
мастерства.
69 Совершенствование
исполнительского
мастерства.
70 Совершенствование
исполнительского
мастерства.

2

14.04.202520.04.2025

2

14.04.202520.04.2025

2

21.04.202527.04.2025

2

21.04.202527.04.2025

2

28.04.202504.05.2025

2

28.04.202504.05.2025

16
2

часов
05.05.202511.05.2025

2

05.05.202511.05.2025

2

12.05.202518.05.2025

2

12.05.202518.05.2025

2

19.05.202525.05.2025

2

19.05.202525.05.2025

Зачётное
занятие

Раздел 6. Итоговое занятие. 4 часа
37

Выступление на
«Кадетском балу»
72 Итоговое занятие.
Чему мы
научились…
Итого за месяц:
Итого за I полугодие
Итого за II полугодие
Итого за год:
71

2
2

16
60
84
144

26.05.202501.06.2025
26.05.202501.06.2025

Выступление

часов
часов
часа
часа

38

Приложение 4
Указываются
корректировки и дата.
№

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
внесенные в программу изменения,

Причина корректировки

Дата

причина

Согласование с
заместителем
директора по УВР
(подпись)

39

Приложение 5
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
п/п

Содержание работы

Дата
проведения

Место

Примечание

проведения

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ
1
Участие в поздравлении ко октябрь
Дню учителя
2
Участие во флешмобе «В ноябрь
единстве сила»
3
Новогоднее поздравление
декабрь
4
Участие
в
праздничных февральмероприятиях
ко
Дню март
защитника
Отечества
и
Международному женскому
дню
5
Участие
в
праздничных апрель-май
мероприятиях
ко
Дню
Победы
6
Участие
в
праздничных май
мероприятиях, посвященных
празднику
Последнего
звонка.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ
1
«Крым в сердце моем»
октябрь
2
«Парад солистов»
март-апрель
3
«Кадетский вальс»
в течение
года
РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
1
Дополнительные занятия с в течение
одарёнными
детьми, года
подготовка к выступлениям.
2
Участие в конкурсах, акциях, в течение
фестивалях
года
3
Индивидуальная работа с в течение
детьми
года
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1
Родительские собрания
в течение
года
2
Общение с родителями через В течение
мессенджер Viber
года

40

1

2

3

4
5

6

7

8

9

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ
Правила дорожнооктябрь
транспортной безопасности
пешехода, велосипедиста.
Особенности поведения на
дороге в осенние дни
Правила пожарной
октябрь
безопасности в быту и
учреждении образования.
Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
октябрь
ситуациях: во дворе, на
улицах, дома, в
общественных местах
Правила безопасности при
ноябрь
общении с животными.
Профилактика отравлений и
ноябрь
предупреждение острых
кишечных инфекций.
Правила дорожнофевраль
транспортной безопасности
пешехода, велосипедиста.
Особенности поведения на
дороге в зимний период
Правила пожарной
март
безопасности в быту и
учреждении образования.
Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
март
ситуациях: во дворе, на
улицах, дома, в
общественных местах
Правила безопасности при
апрель
общении с животными.

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».