Е.В.Дорогинская Юные инспектора движения

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОДОБРЕНО
педагогическим советом
протокол № __1___
«_28__» ___08____ 2024 год

СОГЛАСОВАНО
Директор МБОУ УВК «Школьная
академия им.Мальцева А.И.»
_______________ Н.Н. Марынич
«_28__» ___08____ 2024 год

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО «ЦДОД»
БР РК
_____________Т.В.Локтионова
«_28__» ___08____ 2024 год
Приказ № 90

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРА ДВИЖЕНИЯ»

Направленность: социально-гуманитарная
Срок реализации программы:1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 11 - 12 лет
Составитель:
Дорогинская Екатерина Васильевна,
педагог дополнительного образования
творческого объединения «Пешеход»

г.Бахчисарай,
2024 г.

Рецензия
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Юные инспектора движения»
Автор-составитель: Е.В.Дорогинская — педагог дополнительного образования
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым.
Рецензируемая программа составлена с учетом методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки
России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» и в полном соответствии с
Положением о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного
образования
детей»
Бахчисарайского района Республики Крым.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что изучение детьми
ПДД, приобщение к культуре поведения на дороге, формирование основ знаний оказания
первой помощи даст возможность обучающимся стать полноценными участниками
безопасного
дорожного
движения:
пешеходами,
пассажирами,
водителями,
велосипедистами.
Адресат программы
обучающиеся
среднего школьного возраста без
предварительной подготовки (11 -12 лет). Прием на обучение производится по желанию
детей, на основе имеющегося интереса к данному виду деятельности, при наличии
заявления от родителей (законных представителей).
Возрастная категория характеризуется тем, что здесь главная деятельность –
общение со сверстниками; ведущие виды деятельности – учебная, общественноорганизационная, спортивная, творческая, трудовая. Подросток приобретает социальный,
трудовой опыт, а также познаёт себя в системе моральных, эстетических общественных
отношений. Д.И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что повышение
самопознания зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к
обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество».
Практика обучения основывается на комплексном подходе, который складывается из
тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и
воспитания.
Программный материал предполагает минимальное количество теоретических
занятий,
подкрепленных
практическими.
Предпочтение
отдается
занятиям
комбинированного типа с индивидуальным подходом.
Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата.
Программа отвечает требованиям, предъявляемым к составлению программ по
учебным дисциплинам, возрастным и индивидуальным интересам учащихся, представляет
собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по актуальной
тематике, обладающий существенной практической значимостью.
Рекомендуется использовать в образовательном процессе.

Рецензент: _______ ____________ Руководитель МОЦ Королева В.А.
«Согласовано» ___ _____________ Зам. Директора по УВР Врублевская Д.Н.

РАЗДЕЛ №1.
2

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное
отношение к Правилам дорожного движения (далее - ПДД), которые должны
стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного
движения являются важным средством трудового регулирования в сфере
дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины,
ответственности,
взаимной
предусмотрительности,
внимательности.
Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает
предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и
пешеходов по улицам и дорогам.).
В
основе
разработки
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Юные инспектора движения» лежит
следующая нормативно-правовая база:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
-Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
-Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
-Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию
и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от
07.12.2018 г. № 3;

3

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
-Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
-Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г.
№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ»;
-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г.
№ 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
-Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р
«О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в
Республике Крым»;
-Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
4

-Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
-Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ.
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо
Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016г. № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций»;
-Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019г.
№ ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью»;
-Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г.
№ АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
-Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций»;
-Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования "Центр дополнительного образования детей"
Бахчисарайского района Республики Крым;
-Положение
о
разработке
и
утверждении
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального
бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района
Республики Крым.
5

Направленность программы - социально-гуманитарная, т.к. нацелена
на формирование у детей навыков безопасного участия в дорожном движении
в форме организации отрядов юных инспекторов движения.
Актуальность программы. Из года в год увеличивается поток
автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения
дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП). Причем, несчастные
случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на
маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к
сожалению, зачастую причиной ДТП бывают дети. Это происходит потому,
что у обучающихся не достаточное знание правил дорожной безопасности.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении
ПДД – в этом и состоит задача отряда ЮИД.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в
непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление,
чем традиционный урок.
В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому
полезно устраивать конкурсы рисунков, фотографий, решение проблемных
дорожных ситуаций. Конкурсы по агитации дорожно-транспортной
безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности.
Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой
форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное. Занятия по фигурному
вождению велосипеда с соблюдением ПДД дают возможность проявить себя
на практике. В том случае, когда обучающийся чувствует себя водителем,
отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней
оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем,
знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую помощь в
аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.
Новизна программы заключается в использовании эффективных
образовательных технологий, позволяющих за небольшой срок организовать
отряд юных инспекторов движения. Программа направлена на формирование
у детей навыков безопасного участия в дорожном движении в форме
организации отряда юных инспекторов движения и заключается в
комплексном, практико-ориентированном подходе к формированию знаний,
умений и навыков безопасного участия в дорожном движении. Теоретические
и практические занятия проводятся по направлениям: «Юные инспектора
движения», «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки», «Средства
передвижения», «Основы знаний по оказанию первой помощи».
Отличительная особенность данной программы состоит в изучении
разнообразных методов и приемов, способствующих развитию у обучающихся
организаторских, коммуникативных и креативных способностей через
включение в активную социально – досуговую деятельность, а также в
обобщении и структурировании материала, который направлен на развитие у
обучающихся умений и навыков безопасного участия в дорожном движении.
С целью повышения эффективности образовательного процесса используются
6

современные педагогические технологии: проектирование, организаторские
методы, информационные технологии обучения.
Кроме этого, особенность реализации программы заключаются в том, что
она реализуется с обучающимися средней школы по сетевой форме обучения
на базе МБОУ УВК «Школьная академия им. Мальцева А.И.» города
Бахчисарай Республики Крым, выступающей в качестве ресурсоснабжающей
организации, т.е. предоставляющей учебный кабинет с мебелью и площадку
для проведения занятий с обучающимися.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что
изучение детьми ПДД, приобщение к культуре поведения на дороге,
формирование основ знаний оказания первой помощи даст возможность
обучающимся стать полноценными участниками безопасного дорожного
движения: пешеходами, пассажирами, водителями, велосипедистами.
Адресат программы. Программа «Юные инспектора движения»
разработана для обучающихся среднего школьного возраста без
предварительной подготовки (11 -12 лет). Прием на обучение производится по
желанию детей, на основе имеющегося интереса к данному виду деятельности,
при наличии заявления от родителей (законных представителей).
Характеристика контингента обучающихся.
Возрастная категория (11-12 лет) характеризуется тем, что здесь
главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды деятельности
– учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая.
Подросток приобретает социальный, трудовой опыт, а также познаёт себя в
системе моральных, эстетических общественных отношений. Д.И.
Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что повышение самопознания
зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к
обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и
общество». Также он выделяет следующие стадии подросткового периода:
локально-капризную – проявляется потребность в признании
взрослых;
«право-значимую» – обусловленная потребностью в социальном
признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я
могу, я должен»;
Как выстраивать деятельность:
принимать во внимание интересы к различным видам
деятельности, представителям другого пола и общению с ними;
учитывать обостренное чувство собственного достоинства,
чувства симпатии и антипатии;
достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а
также активизировать психологические механизмы стимулирования;
поддерживать в подростке позицию его исключительности, что
может усиливать познавательную мотивацию;

7

содержание учебной деятельности должно вводиться в
современные условия общественно-экономических и социально-бытовых
отношений.
Объем и срок освоения программы - программа рассчитана на 1 год
обучения, 36 учебных недель, 144 часа в год.
Уровень программы – ознакомительный (стартовый).
Форма обучения – очная форма обучения.
Особенности организации образовательного процесса. Программа
легко интегрируется, имеет блочно-модульную структуру. Основные разделы
программы (модули): «ЮИД»; «ПДД»; «Дорожные знаки»; «Средства
передвижения»; «Основы оказания первой помощи». Формы организации
деятельности обучающихся: групповые занятия; работа по подгруппам.
Одновозрастная группа. Состав группы постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность - реализация
программы планируется в 2 группах, по 2 занятия в неделю,
продолжительностью 2 академических часа.
1 группа – вторник, 14:45-16:30, перерыв 15 минут.
четверг, 14:45-16:30, перерыв 15 минут.
2 группа – понедельник, 14:45-16:30, перерыв 15 минут.
среда, 14:45-16:30, перерыв 15 минут.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формирование знаний и умений, которые обеспечат
развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного
движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Задачи программы:
образовательные:
- познакомить с историей создания отрядов ЮИД, историей развития
ГИБДД, историей дорожных знаков;
- обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по
безопасному поведению на улицах и дорогах;
- дать начальные знания о обязанностях пешеходов и пассажиров,
назначении и роли дорожных знаков, видах транспорта, правах и обязанностях
велосипедиста, пользователя средств индивидуальной мобильности;
- научить разбираться в элементах дороги и правилах поведения на
дороге;
- познакомить с обозначением сигналов и жестов регулировщика;
- способствовать овладению знаний о проектной деятельности по теме
безопасности дорожного движения;
- обучить конкретным элементам фигурного катания на велосипеде;
- способствовать освоению необходимых психологических и медикопрофилактических знаний;
- овладеть начальными навыками оказания первой помощи;
8

- стимулировать обучающихся к самовоспитанию личностных качеств и
к самообразованию в области безопасности дорожного движения;
- сформировать умение применять на практике полученные знания,
обеспечив тем свою собственную безопасность.
метапредметные:
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожнотранспортной ситуации;
- развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность,
способность к быстрому принятию решений, стрессоустойчивость.
личностные:
- воспитывать сознательное отношение к выполнению ПДД;
-воспитать интерес и уважительное отношение к профессии инспектора
ГИБДД;
- воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях
дорожного движения.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ
Проживая в различных населенных пунктах, дети значительное время
находятся в образовательном учреждении, поэтому именно на педагогов
родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков
культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и
укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве,
перерастают затем в стойкие привычки. Практические занятия в рамках
кружка, включают изучение и закрепление правил дорожного движения,
оказание
первой
медицинской
помощи,
совершенствованию
профилактической работы, поиска новых форм и методов обучения правилам
дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного
пропагандиста правил дорожного движения. Они проводятся в целях
закрепления и совершенствования умений и навыков, практических действий,
развития смекалки и инициативы, приобретения духовной и нравственной
устойчивости в условиях повышенных психологических нагрузок. Занятия
включают выполнение приемов, действий, задач или их комбинацией
нескольких или всех разделов программы. Кроме того, на занятиях
предусмотрены такие формы работы как: показательное выступление,
массовые мероприятия, посвященные датам по ПДД, участие в конкурсах
профилактической направленности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
9

Учебный план

№
п/п
1.
2.

Форма
аттестации
(контроля)

Количество часов
Название раздела
Введение. Инструктаж по
технике безопасности
История правил
дорожного движения

Теория

Практика

4

-

Всего
часов
4

12

4

16

Входящая
диагностика

3.

Изучение правил
дорожного движения

46

10

56

4.

Основы оказания первой
медицинской
доврачебной помощи

20

12

32

5.

Традиционно-массовые
мероприятия

4

8

12

Выступление
агитбригады

6.

Юный велосипедист

14

6

20

7.

Итоговое занятие

2

2

4

Ситуационн
ый анализ
(кейстехнология)
Играсоревнование

102

42

144

Итого :

Решение
тестов и
задач

Содержание учебного плана
1. Введение - 4 часа.
Теория. Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы.
Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности).
2. История правил дорожного движения – 16 часов.
Теория. История ГАИ и развитие Правил дорожного движения.
Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных
знаках. Роль отрядов ЮИД.
Практика. Составление и проведение викторины по истории ПДД.
3. Изучение правил дорожного движения – 56 часов.
Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения.
Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы
безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса
10

движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы
перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные
пункты. ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода
дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у
обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые
перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки. ПДД для пассажиров
– виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки,
правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые
отношения пассажиров и водителя. Дорожные знаки. Распределение
приоритета между участниками дорожного движения. Главная и
второстепенная дороги. «Правило правой руки». Действие водителя при
запрещающем
сигнале светофора.
Определение регулируемых
и
нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков.
Регулируемые перекрестки. Проезд пешеходных переходов. Движение через
железнодорожные пути. Дорожные ловушки. Причины ДТП.
Практика. Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой
«Добрая Дорога Детства». Встречи с инспектором ГИБДД по практическим
вопросам. Изготовление макетов дорожных знаков. Решение тестов и
дорожных задач.
4. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи – 32
часа.
Теория. Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных
травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном
происшествии (ДТП). Обработка ран и способы остановки кровотечения.
Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила
транспортировки пострадавших.
Практика. Наложение различных видов повязок. Оказание первой
помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах,
ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
5. Традиционно-массовые мероприятия – 12 часов.
Теория. Подготовка к конкурсу агитбригад по ПДД.
Практика. Выступление агитбригады по пропаганде ПДД.
6. Юный велосипедист – 20 часов.
Теория. Правила дорожного движения для велосипедистов. Экипировка
велосипедиста. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к
велосипеду. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми
приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов.
Правила проезда перекрестков на велосипеде. Права, обязанности и
ответственность граждан за нарушения Правил дорожного движения.
Практика. Практическое занятие. Ситуационный анализ (кейстехнология)
7. Итоговое занятие – 4 часа.
Теория. Подведение итогов учебного года.
11

Практика. Проведение итоговой игры по безопасности движения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
По окончании обучения обучающиеся будут знать:
 «Азбуку» дорожного движения (проезжая часть улицы, улица с
односторонним движением, улица с двусторонним движением, пешеходный
переход, линия «СТОП», «островок безопасности»);
 общую характеристику дорожных знаков: запрещающие знаки, знаки
приоритета,
предупреждающие
знаки,
предписывающие
знаки,
информационно-указательные знаки, знаки сервиса;
 значения сигналов светофора: «Красный!», «Желтый!», «Зеленый!»;
 положение регулировщика с жезлом и его действия, способствующие
красному, желтому, зеленому сигналу светофора;
будут уметь:
 определять и оценивать скорость направления движения
транспортного средства;
 применять навыки наблюдений за дорожным движением в
повседневной жизни;
 оказывать первую медицинскую помощь условно пострадавшему
(определение травмы, постановка диагноза, практическое оказание помощи).
Личностные результаты:
 выявление способностей и задатков, которые помогут в
профессиональном самоопределении;

умение
ставить
планы
на
будущее
для
личного
самосовершенствования (научусь ездить на велосипеде по проезжей части с
использованием правил ПДД);
 умение делать простейшие повязки при оказании первой медицинской
помощи и применять в других жизненных обстоятельствах.
Метапредметные результаты:
 умение действовать по инструкции при оказании первой медицинской
помощи при ДТП и ЧС;
 умение представлять план, корректировать себя и оценивать после
выступления по преодолению полосы препятствий по ПДД;
 умение проводить конкурсы по ПДД совместно с педагогом, проявлять
лидерские качества;
 умение организовывать работу в группе и парах при изучении
теоретического материала по ПДД;
 умение находить самостоятельно нужную дополнительную
информацию в различных источниках (ИКТ, энциклопедии, видеоматериалы);
 умение находить различные варианты решения проблем, чтобы
предотвратить ДТП;
12

 умение различать дорожные знаки на проезжей части в городе и
соблюдать их;
 умение работать в команде; проявлять лидерские качества и
согласованные действия с партнером;
 умение слушать друг друга, принимать чужую точку зрения;
 умение оказывать необходимую помощь.
РАЗДЕЛ №2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Группа №1
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
4
144
Режим занятий группы №1
2 раза в неделю
по 2 академических часа
Вторник – 14:45 – 16:00
Четверг – 14:45 – 16:00
Перерыв 15 минут

Дата
окончания
обучения
31 мая 2024

Каникулы
01 июня 2024 – 14 сентября 2024

Группа №2
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
4
144
Режим занятий группы №2
2 раза в неделю
по 2 академических часа
Понедельник – 14:45 – 16:00
Среда – 14:45 – 16:00
Перерыв 15 минут

Дата начала
обучения по
программе
15 сентября
2023

Дата начала
обучения по
программе
15 сентября
2023

Дата
окончания
обучения
31 мая 2024

Каникулы
01 июня 2024 – 14 сентября 2024

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:

13

 учебный кабинет, укомплектованный техническими средствами
Перечень оборудования, инструментов, материалов:
 светофоры, жезл;
 компьютерные программы;
 велосипеды.
Информационное обеспечение:
 учебные видеофильмы;
 разработки проведения игровых конкурсов, праздников, встреч,
театрализованных представлений, отдельных занятий, ситуативных экскурсий,
итоговых финальных слетов и др.; положения о конкурсах, смотрах и др.
 дорожные знаки (игровой материал - собери дорожный знак, какой
знак лишний в логической цепочке, распределить по сериям, кубики с
изображением дорожных знаков);
 плакаты «Формы перекрестков», «Жесты регулировщиков», «Сигналы
светофора»;
 комплект плакатов «Дорожные ситуации», «Элементы улицы»;
 тесты по ПДД пассажиров, пешеходов, велосипедистов;
 фотоматериал «Улицы нашего города»;
 стенд «Дорожные знаки» распределенные по сериям;
 стенд «Дорожная разметка»;
- информационные интерактивные стенды;
 наборы тематических плакатов;
 настольные игры по ПДД;
 печатные пособия.
Кадровое обеспечение: данную программу реализует педагог
дополнительного образования Дорогинская Екатерина Васильевна. Педагог
имеет высшее профессиональное образование в области педагогики и
специальные знания в области основ безопасности жизнедеятельности.
Методическое обеспечение программы:
Форма проведения занятий:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем,
зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые
ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач,
кроссвордов, тестирование, экскурсии по селу с целью изучения
программного материала.
Ценностные
ориентиры
содержания
учебного
предмета
способствуют:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по
Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать,
составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно
излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
14

нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется
культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки
соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь
пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности
жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков,
плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся
работают с наглядными материалами;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые
пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и
костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками
проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по
темам.
Программа предусматривает групповую и коллективную работу
учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление
получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по
безопасности дорожного движения.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные,
а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего
уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожнотранспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей
и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм
проведения занятий: тематические занятия; игровые тренинги; разбор
дорожных ситуаций на настольных играх; экскурсии, конкурсы, соревнования,
КВН, викторины.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Для оценки результативности программы применяются входящий,
текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика. Диагностическое обследование помогает
определить знания и навыки детей, уровень их возможностей. Входящая
диагностика состоит из двух частей: анкетирование обучающихся по ПДД и
самостоятельной работы дома. Самостоятельная работа дома
включает составление схемы безопасного маршрута движения от дома до
школы с указанием потенциально опасных мест, участков дорог. О
самостоятельной работе дома информируются родители, рекомендуя им
принять активное участие в выполнении задания.
Решение тестов и задач по Правилам дорожного движения, помогает
педагогу понять насколько успешно развивается ребенок, какие трудности
испытывает при изучении материала.

15

Главной целью выступления агитбригады, является повторение и
закрепление знаний о правилах дорожного движения, расширение знаний
обучающихся по безопасности дорожного движения. Вся группа
заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом,
поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном
решении поставленной перед группой проблемы.
Технология ситуационного анализа (кейс – технология). Технология
«фото-кейс» дает возможность сформировать стратегию принятия решения, с
помощью которого ребенок в будущем сможет самостоятельно преодолеть
возникающие жизненные ситуации разной сложности по ПДД. Кейсовый
метод – это репетиция реальных жизненных ситуаций.
Игра- соревнование. Значение игры невозможно исчерпать и оценить
развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен,
что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в
творчество, в модель.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения /В.В.
Головко. – М., 2007.
2. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / В.П.
Дмитрук. – М., 2008.
3. Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех
понятным языком /С.Ф. Зеленин. – М., 2007.
4. Клочанов Н. И. Дорога, ребенок, безопасность: метод. Пособие по
правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов
/ Н. И. Клочанов. – М. , 2004.
5. Куперман А.И. Безопасность дородного движения. – М. , 2008.
6. Материалы газеты «Добрая дорога детства
7.Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма:
система работы в образовательном учреждении /авт. – сост. Т. А. Кузьмина, В.
В. Шумилова.- Волгоград: учитель, 2007.-111с.
8. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по
изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В. Е. Амелина. –М.: Глобус,
2006.- 264 с.- (классное руководство).-Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-80 с.(Безопасность на улицах и дорогах)
9. Энциклопедия безопасности. – М.,2002.
10. Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах 1 класс:
Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя. –М.:
ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-16с.- (Безопасность на улицах и
дорогах).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. « Безопасность на улицах и дорогах».
16

2. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 5кл.,1997 г.
3. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. 1997 г.
4. Газета «Добрая дорога детства» 2017-2018 г.
5. «Дорожная безопасность» под ред. В.Н. Кирьянова.
6. Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено»
Новосибирск, 2008.
7. Лапшин В.И. « Правила дорожного движения РФ», 2002.
8. Материалы газеты «Добрая дорога детства».
9. Морозов О., Фаляхова В.. методическое пособие для учителей школ по
безопасности дорожного движения. Казань, 1992.
10. Якупов А.М. « Безопасность на улицах и дорогах».

Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Анкета «Проверьте свои знания»
1. По дороге в школу ты:
- идёшь пешком;
- тебя повозят родители в своём автомобиле;
- едешь несколько остановок на автобусе.
17

2. Тротуар – это место для движения:
- велосипедов; - автомобилей; - пешеходов.
3. На тротуаре необходимо соблюдать следующие правила:
- громко не говорить;
- придерживаться правой стороны, не мешать другим;
- придерживаться левой стороны и идти по самому краю тротуара.
4. На загородной дороге следует идти:
- по пешеходной дорожке; - по краю проезжей части; - по обочине.
5. Проезжая часть дороги предназначена для движения:
- пешеходов; - пассажиров; - автомобилей.
6. Как называется участок проезжей части, где школьники могут перейти на
другую сторону дороги:
- пешеходный переход; - пешеходная дорожка; -островок безопасности.
7. Какие правила перехода «зебры» ты знаешь:
- как можно быстрее перебежать через «зебру»;
- переходить «зебру» в один приём, не задерживаясь, не останавливаясь
попусту;
- дойти до середины и остановиться, осмотреть оставшуюся половину
проезжей части дороги.
8. Действия школьника, когда он подошёл к пешеходному переходу:
- посмотреть направо и начинать переход;
- посмотреть налево и начинать переход;
- остановиться на тротуаре или обочине, посмотреть в обе стороны и
убедиться, что нет автомобилей.
9. Как называется техническое средство, регулирующее транспортные и
пешеходные потоки:
- семафор; - маячок; - светофор.
10. Какой сигнал светофора разрешает движение:
- красный; - жёлтый; - зелёный.
11. Как ты поступишь, если загорелся зелёный сигнал светофора:
- можно сразу переходить проезжую часть;
- нужно подождать некоторое время на тротуаре и посмотреть по сторонам, не
едет ли какая-нибудь машина;
- не будешь переходить дорогу.
12. Как ты узнаешь, где на дороге есть остановка автобуса:
- будешь наблюдать, где автобус остановится;
- где есть знак и жёлтая ломаная линия разметки на асфальте;
- где скопилось много людей.
13. Войдя в автобус, нужно ли садиться на сиденье?
- не обязательно, лучше стоять;
- обязательно, при наличии свободных мест;
- можно забраться с ногами на сиденье и выглянуть в окно.
14. Если в салоне автобуса все места заняты, нужно ли держаться за спинки
кресел?
18

- не обязательно, надо просто крепко стоять на ногах;
- держаться за ранец товарища;
- обязательно держаться, чтобы не упасть при резком торможении.
15. Нужно ли пассажирам легкового автомобиля пристёгиваться ремнями
безопасности?
- обязательно; - не обязательно; - по желанию.
16. У тебя есть велосипед, на котором ты можешь кататься:
- по тротуару; - по проезжей части дороги;
- только во дворе, где нет транспортного движения.
Тестовые задания
«Правила дорожного движения: основные понятия и термины»
Бланк для учащихся
№ Вопросы
Ответы
1 Как называется обустроенная
1.Участок проезжей части,
или приспособленная и
обозначенный соответствующими
используемая для движения
знаками и (или) разметкой и
транспортных средств полоса
выделенный для движения
земли либо поверхность
пешеходов через дорогу
искусственного сооружения?
2 Что включает в себя дорога?
2.Перекресток
3 Как называется элемент
3.Лицо, управляющее каким-либо
дороги, предназначенный для
транспортным средством, погонщик,
движения безрельсовых
ведущий по дороге вьючных,
транспортных средств?
верховых животных или стадо (к
нему приравнивается обучающий
вождению)
4 Что такое полоса движения?
4.Колесное безрельсовое
транспортное средство, приводимое в
движение собственным двигателем,
имеющее не менее трех колес
5 Как называется элемент
5.Правостороннее
дороги, предназначенный для
движения пешеходов и
примыкающий к проезжей
части или отделенной от нее
газоном?
6 Что такое пешеходный
6.Участник дорожного движения
переход?
7 Что такое обочина?
7.Лицо, находящееся вне
транспортного средства на дороге и
не производящее на ней работу
8 Как называется место
8.Относящиеся к ним требования
пересечения, примыкания или Правил дорожного движения,
19

разветвления дорог на одном
уровне?

9

Что такое железнодорожный
переезд?

10 Какое движение транспортных
средств (в соответствии со
стороной дороги), установлено
в России?
11 Кто такой водитель?
12 Кто такой пешеход?

13 Кто такой пассажир?
14 Кто такой регулировщик?

сигналов светофоров, знаков и
разметки, а также выполнять
распоряжения регулировщиков,
действующих в пределах
предоставленных им прав и
регулирующих дорожное движение
установленными сигналами
9.Лицо, наделенное в установленном
порядке полномочиями по
регулированию дорожного движения
с помощью сигналов, установленных
Правилами дорожного движения, и
непосредственно осуществляющее
указанное регулирование
10.Любая из продольных полос
проезжей части, обозначенная или не
обозначенная разметкой и имеющая
ширину, достаточную для движения
автомобилей в один ряд
11.Дорога
12.Элемент дороги, примыкающий
непосредственно к проезжей части на
одном уровне с ней, отличающийся
типом покрытия или выделенный с
помощью разметки. Используется для
движения, остановки и стоянки в
соответствии с правилами дорожного
движения
13. Проезжая часть
14. Транспортное средство, кроме
инвалидных колясок, имеющее два
колеса или более и приводимое в
движение мускульной силой людей,
находящихся на нем
15. Многоместный пассажирский
автомобиль, с числом мест для
сидения 9 и более, как правило, с
кузовом вагонного типа

15 Как называется лицо,
принимающее
непосредственное участие в
процессе движения в качестве
водителя, пешехода, пассажира
транспортного средства?
16 Что обязаны знать и соблюдать 16. Пересечение дороги с
участники дорожного
железнодорожными путями на одном
движения?
уровне

20

17 Что такое велосипед?

17. Тротуар

18 Что такое автомобиль?

18.Лицо, кроме водителя,
находящееся в транспортном
средстве (на нем), а также лицо,
которое входит в транспортное
средство (садится на него) или
выходит из транспортного средства
(сходит с него)
19. Одну или несколько проезжих
частей и разделительные полосы при
наличии, а также трамвайные пути,
тротуары, обочины

19 Что такое автобус?

Бланк для письменного опроса с ответами (для преподавателей)
№
воп

1

№
отв

11 19 13 10 17 1

2

3

4

5

6

7

8

12 2

9

10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

16 5

3

7

18 9

6

8

14 4

15

Примеры кейсов по ПДД.
Название кейса
Содержание
«Дорожные знаки»
*30 карточек «загадки и отгадки»;
*настольно-печатные игры «Город», «Расставь
дорожные знаки»;
*3 карточки «Лабиринт»;
*карточка «Разложи по величине»;
*3 карточки «Собери картину»;
«Проблемные ситуации» *фотоиллюстрации дорожных ситуаций
(положительных и отрицательных);
*ребусы в картинках;
*кроссворды;
*настольно-печатные игры «Участники дорожного
движения», «Как вести себя в автомобиле»;
*карточки «Правила дорожного движения
пешеходов»

21

«Транспорт»

*игрушечные автомобили (среднего и мелкого
размера);
*магнитная дорога;
*магнитные дорожные знаки;
*3 карточки «Обведи по образцу»;
*пазлы «Транспорт».

«Фото-кейс»
Учитель:
- Что вы видите на экране? (фото проблемной ситуаций)
- Кто на нем изображен?
- Что делают дети?
- Правильно ли они поступают?
- Почему вы так решили?
- Что нужно сделать, чтобы избежать беды?
- А теперь, все обсудите ситуацию и придумайте правило, которое поможет
другим детям избежать подобной ситуации. (Ответы детей, формулировка
правила)
- Молодцы! Верно!
Игра на знание ПДД представляет собой соревнование детей.
Задача детей: пройти игровые этапы согласно маршрутному листу и набрать
максимальное количество баллов.
Содержание этапов.
1. Загадочная дорога: (На данном этапе участники должны разгадать загадки
). В данном конкурсе можно заработать 6 баллов.
Что за чудо этот дом!
Пассажиров много в нём.
Обувь носит из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…
(Дорожный знак).
Эту ленту не возьмешь
И в косичку не вплетешь.
На земле она лежит,
Транспорт вдоль по ней бежит.
(Дорога)
22

Две дороги долго шли
И друг к дружке подошли.
Ссориться не стали,
Пересеклись и дальше побежали.
Что это за место,
Всем нам интересно.
(Перекресток)
Наш автобус ехал-ехал,
И к площадочке подъехал.
А на ней народ скучает,
Молча транспорт ожидает.
(Остановка)
Рядышком с шоссе лежит,
По ней транспорт не бежит.
Ну а если вдруг беда,
То съезжают все сюда.
(Обочина)
2. Неизвестный знак (Игроки собирают из предложенных деталей дорожные
знаки и называют их.) В данном конкурсе можно заработать 5 баллов.
3. Дорожная викторина В данном конкурсе можно заработать 4 балла.
Как обойти стоящий на остановке общественный транспорт?
А) спереди Б) сзади
В) дождаться, когда транспортное средство уедет и только затем начинать
движение
Назовите элементы дороги:
А) кювет Б) тротуар В) обочина Г) проезжая часть Д) пешеходный переход
Какую форму имеет знак «Пешеходный переход»?
А) круг синего цвета Б) треугольник с красной каймой
В) квадрат синего цвета Г) круг с красной каймой
Как с латинского языка переводится слово «велосипед»?
А) долгоног Б) быстроног В) быстробег Г) быстропрыг
4. Знатоки ПДД
Участникам предлагают 2 слова (Например: дорога и знак).
Задание: Игроки должны составить и записать четверостишие, используя
данные слова. В данном конкурсе можно заработать 5 баллов.
Задание: Детям предлагается выбрать 10 лепестков «цветика-семицветика»,
на которых написано по одному вопросу. Участники устно отвечают на
каждый вопрос. Участники устно отвечают на каждый вопрос. За полный
правильный ответ команда получает по 1 баллу. За неполный – 0,5 баллов.
Реквизит: лепестк с заданиями.
Вопросы:
1)
Пешеход – это:
а) человек, производящий работу на дороге.
23

б) лицо, идущее по тротуару. +
в) лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не
производящее на ней работу.
2)
Какие из перечисленных ситуаций могут стать причинами дорожнотранспортных происшествий?
а) Переход дороги в неустановленном месте. +
б) Игры на проезжей части. +
в) Хождение по проезжей части дороги. +
3)
Что означает сочетание красного и жёлтого сигналов светофора?
а) Можно начинать переход.
б) Скоро буден включен зелёный сигнал. +
4)
Что означает мигание зелёного сигнала светофора?
а) Светофор не исправен.
б) Время зелёного сигнала истекает. +
в) Движение запрещено.
5)
Как должна двигаться пешая колонна по проезжей части?
а) По левому краю дороги навстречу движущемуся транспорту.+
б) По правому краю дороги по направлению движения транспорта.
6)
Чем должен руководствоваться пешеход, если жест регулировщика
противоречит требованию светофора?
а) Жестом регулировщика. +
б) Сигналом светофора.
в) Действовать по своему усмотрению.
7)
Где разрешается кататься на санках и лыжах?
а) По дороге, предназначенной для пешеходов.
б) По правой стороне проезжей части.
в) В парках, скверах, стадионах, т.е. там, где нет опасности выезда на
проезжую часть. +
8)
Какие требования Правил дорожного движения должен соблюдать
пешеход, переходя дорогу?
а) Переходить под прямым углом. +
б) Не останавливаться на дороге без надобности. +
в) Не есть мороженого.
9)
Что такое тротуар?
а) Дорога для велосипедистов.
б) Дорога для пешеходов. +
в) Дорога для транспорта.
10) Опасно ли ходить по краю тротуара?
а) Не опасно, так как тротуар предназначен для пешеходов.
б) Не опасно, так как транспорт не должен ехать близко к тротуару.
в) Опасно, так как можно быть задетым близко идущим транспортом. +
5. Эстафета (На данном этапе соревнуются команды между собой)
Задание1: Игроки команды делятся на две группы и становятся друг против
24

друга. По очереди бегут и перед собой выкладывают полоски бумаги так,
чтобы получилась «зебра». (По примеру игры «С кочки на кочку»)
Задание 2: Игроки команды выступают в качестве вагончиков поезда, их
задача: змейкой между кеглями пробежать до стойки, вернуться обратно, и
совместно со следующим игроком –вагончиком пробежать дистанцию , таким
образом «вагончики» соединяются в «поезд». Выигрывает та команда, чей
паровозик быстрее доберется до пункта назначения.
Задание 3: На старте каждая команда получает загадку о дорожном знаке в
стихотворной форме, а так же команде выдается большой мешок. Задача
участников, по сигналу, разгадав загадку, участник в мешке «прыгает» до
указанного места, забирает картинку с дорожным знаком, который
соответствует, по их мнению, правильному ответу и следующую загадку на
дорожный знак. Возвращаются к команде, быстро передает мешок
следующему игроку и так до конца. Выигрывает та команда, которая быстрее
и правильно угадает все загадки (5 загадок).
Задание 4: «Регулировщик». Дети по одному оббегают стойку, передавая жезл
регулировщика в качестве эстафетной палочки.
Автодискотека (коллективный танец «Бибика»)
Подведение итогов. Награждение команд.
Ведущий: Вот и подошло к концу наше познавательное мероприятие, и в
заключение хочется сказать:
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Должны вы правила движенья
Всегда и всюду соблюдать.
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти.
Помните правила эти всегда,
Чтоб не случилась с вами беда!

Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Наглядно- методические пособия, игры
1.Викторина по правилам дорожного движения для детей;
2. Тесты «Дорогу осилит идущий».
3.Вохрищева С. Дидактический и демонстративный материал «Безопасность»
4. Сборник методических материалов по ПДД "Дорожный калейдоскоп"
5. Демонстративный материал и раздаточный материал «Знаки на дорога»
25

6. Детский проект « Школа пешехода», « Изучаем ППД»
7. Игры:
« Азбука безопасности»
«Знаки на дорогах»
«Азбука пешехода»
«Правило дорожного движения»
Игра- лото «Водитель и пассажир»
«Светофор»
«Правило ППД для маленьких пешеходов и будущих водителей»
Макет « Мини-улица»
Демонстративные плакаты по ППД
Аудио, видео по ПДД
1. Диск «Не игра!».
2. Диск « Уроки живой природы».
3. Диск – первая медицинская помощь.
4. Диск «Уроки хорошего поведения».
5. Видеофильм «Улица полна неожиданностей».
6. Диск «Азбука безопасности на дорогах»
7. Диск «уроки осторожности»
8. Безопасность детей. Часть 1 и 2 .
10. Презентации по ПДД

Приложение 3
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юные инспектора движения»
№

Наименование тема
занятия

Колво
часов

Дата по
Форма
расписанию
аттестации
/контроля
по плану
по
факту

Примечание
(корректировка)
26

Раздел 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности (4 часа)
Знакомство с
2
15.09.20231
деятельностью
17.09.2023
объединения.
Техника безопасности
2
15.09.2023Входная
2
в кабинете. Правила
17.09.2023
диагностика
поведения на
занятиях
Раздел 2. История правил дорожного движения (16 часов)
История улиц и дорог 2
18.09.20233.
24.09.2023
История создания
2
18.09.20234.
дорожных знаков
24.09.2023
История создания
2
25.09.2023
5.
светофора
01.10.2023
История создания
2
25.09.2023
6.
автомобиля
01.10.2023
Итого за месяц
12
часов
История изобретения 2
02.10.2023
7.
велосипеда
08.10.2023
Ролики и другие
2
02.10.2023
8.
средства
08.10.2023
индивидуального
передвижения
История
2
09.10.2023
9.
классификации
15.10.2023
дорожных знаков
2
09.10.2023
10. История создания
тротуаров
15.10.2023
Раздел 3.Изучение правил дорожного движения (56 часов)
об
2
16.10.2023
11 Понятие
участниках
22.10.2023
дорожного движения
2
16.10.2023
12 Назначение
тротуаров,
обочин,
22.10.2023
проезжих
частей,
трамвайных
путей,
разделительной
полосы, пешеходной
и
велосипедной
дорожек.
2
23.10.2023
13 Дорога, её элементы и
правила поведения на
29.10.2023
дороге.
2
23.10.2023
14 Правила безопасного
поведения на дорогах
29.10.2023
и улицах.
Итого за месяц
16
Часов
15

Перекрестки
виды.

и

их

2

30.10.2023
05.11.2023
27

16

17

18
19

20
21

Значение
сигналов
светофора. Виды и
сигналы светофоров.
Сигналы
регулировщика.
Тренировка в подаче
сигналов
регулировщика.
Дорожные знаки и их
группы
Места
установки
дорожных
знаков.
Предупреждающие
знаки.
Знаки
приоритета.
Запрещающие знаки.
Предписывающие
знаки. Знаки особых
предписаний.

2

30.10.2023
05.11.2023

2

06.11.2023
12.11.2023

2

06.11.2023
12.11.2023
13.11.2023
19.11.2023

2

2
2

13.11.2023
19.11.2023
20.11.2023
26.11.2023

22

Информационные
знаки. Знаки сервиса.
Таблички.

2

20.11.2023
26.11.2023

23

Опознавательные
знаки транспортных
средств.
Дорога, её элементы и
правила поведения на
дороге.
Итого за месяц

2

27.11.2023
04.12.2023

2

28.11.2023
03.12.2023

20

часов

2

04.12.2023
10.12.2023

2

04.12.2023
10.12.2023

2

11.12.2023
17.12.2023

2

11.12.2023
17.12.2023

2

18.12.2023
24.12.2023
18.12.2023
24.12.2023
25.12.2023
31.12.2023

24

25

26

27

28

29
30
31

Проезд
железнодорожных
переездов.
Движение в жилых
зонах.
Приоритет
маршрутных
транспортных средств
Понятие
об
участниках
дорожного движения
Светофорное
регулирование
движения транспорта
и пешеходов.
Дорожные знаки и их
группы
Места
установки
дорожных знаков.
Разметка
проезжей
части дороги. Места

2
2

28

32

33

34

35
36
37

38

перехода улицы.
Виды общественного
транспорта.
Посадочные
площадки
Итого за месяц

2

25.12.2023
31.12.2023

16

Часов

Итого
за
I
полугодие:
Правила поведения в
салоне
транспорта,
перевоз грузов
Транспортные
средства
оборудованные
внешними световыми
приборами
и
звуковыми сигналами
Перекрестки и их
виды.
ДТП. Причины ДТП.

64

Часа

2

09.01.2024
13.01.2024

2

09.01.2024
13.01.2024

2

Дорожные ловушки.
Меры
ответственности
пешеходов
и
водителей
за
нарушение ПДД.
Просмотр
видеофильма по ПДД
Итого за месяц

2

15.01.2024
21.01.2024
15.01.2024
21.01.2024
22.01.2024
28.01.2024

2

2
12

22.01.2024
28.01.2024
часов

Решение
тестов и задач

Раздел 4: Основы оказания первой медицинской помощи (32 часа)
2
29.01.2024
39 Первая помощь при
ДТП.
Информация,
04.02.2024
которую
должен
сообщить свидетель
ДТП.
2
29.01.2024
40 Аптечка автомобиля и
ее содержимое.
04.02.2024
41

42
43

44

Виды кровотечений.
Способы наложения
повязок.
Практическое занятие

2

05.02.2024
11.02.2024

2

Переломы, их виды.
Оказание
первой
помощи
пострадавшему.
Практическое занятие

2

05.02.2024
11.02.2024
12.02.2024
18.02.2024

2

12.02.2024
18.02.2024
29

45

46

47

48
49

50
51

52

53
54

Ожоги,
степени
ожогов.
Оказание
первой помощи
Практическое занятие

2

19.02.2024
25.02.2024

2

19.02.2024
25.02.2024

Итого за месяц

16

часов

Обморок,
оказание
помощи.
Правила
оказания
первой помощи при
солнечном и тепловом
ударах.
Практическое занятие

2

26.02.2024
03.03.2024

2

Обморожение.
Оказание
первой
помощи.
Сердечный приступ,
первая помощь.
Оказание
пострадавшему
первой доврачебной
помощи.
Транспортировка
пострадавшего,
иммобилизация.
Практическое занятие

2

26.02.2024
03.03.2024
04.03.2024
10.03.2024

Просмотр
видеофильма и
тематических
видеороликов
Итого за месяц

2

2
2

04.03.2024
10.03.2024
12.03.2024
17.03.2024

2

12.03.2024
17.03.2024

2

18.03.2024
24.03.2024
18.03.2024
24.03.2024

16

часов

Раздел 5. Традиционно-массовые мероприятия (12 часов)
2
25.03.2024
55 Повторение всех тем
подготовка к
31.03.2024
конкурсу «Безопасное
колесо».
2
25.03.2024
56 Подготовка к
конкурсу «Безопасное
31.03.2024
колесо».
2
02.04.2024
57 Подготовка
выступления
07.04.2024
агитбригады.
Распределение ролей
2
02.04.2024
58 Подготовка
выступления
07.04.2024
агитбригады.
Заучивание текста
30

59

60

Подготовка
выступления
агитбригады.
Генеральная
репетиция
Выступление
агитбригады

2

08.04.2024
14.04.2024

2

08.04.2024
14.04.2024

Выступление
агитбригады

Раздел 6. Юный велосипедист (20 часов)
2
15.04.2024
61 Правила дорожного
движения для
21.04.2024
велосипедистов.
2
15.04.2024
62 Экипировка
велосипедиста
21.04.2024
2
22.04.2024
63 Езда на велосипеде,
технические
28.04.2024
требования,
предъявляемые к
велосипеду.
2
22.04.2024
64 Подача
предупредительных
28.04.2024
сигналов
велосипедистом
световыми приборами
и рукой
Итого за месяц
20
часов
65

66

67
68

69

70

Дополнительные
требования к
движению
велосипедистов.
Правила проезда
перекрестков на
велосипеде
Практическое занятие

2

29.04.2024
05.05.2024

2

29.04.2024
05.05.2024

2

Права, обязанности и
ответственность
граждан за нарушения
Правил дорожного
движения.
Составление памятки:
«Юному
велосипедисту».
Закрепление
изученного материала

2

06.05.2024
12.05.2024
06.05.2024
12.05.2024

2

13.05.2024
19.05.2024

2

13.05.2024
19.05.2024

Ситуационны
й анализ
(кейстехнология)

Раздел 7. Итоговое занятие (4 часа)
2
20.05.2024
71 Повторение учебного
материала за год.
26.05.2024
31

72

Проведение итоговой
игры по безопасности
движения
Итого за месяц

2

27.05.2024
31.05.2024

16

часов

Итого за II полугодие:

80

часов

Итого за год

144

часа

Играсоревнование

Приложение 4
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
№

Причина корректировка

Дата

Согласование с
заместителем
директора по УВР
(подпись)

32

Приложение 5
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
п/п

Содержание работы

Дата
Место
Примечание
проведения
проведения
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ
Тематическая
выставка
творческих работ ко Дню учителя.
Театрализованное представление
ко Дню народного единства.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ
Согласно годового плана
33

РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Проектные работы,
Февраль
защита
Презентации
Родительский патруль

1

2

3

4
5

6

7

8

9

май
Защита
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Сентябрьмай

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ
Правила дорожно-транспортной
октябрь
Экскурсия по
безопасности пешехода,
МКР
велосипедиста. Особенности
поведения на дороге в осенние дни
Правила пожарной безопасности в
октябрь
Беседа
со
быту и учреждении образования.
школьным
Общие правила
электриком
электробезопасности
Действия в экстремальных
октябрь
Каб.72
ситуациях: во дворе, на улицах,
дома, в общественных местах
Правила безопасности при
ноябрь
общении с животными.
Профилактика отравлений и
ноябрь
Каб. 72
предупреждение острых
кишечных инфекций.
Правила дорожно-транспортной
февраль
Каб.72
безопасности пешехода,
велосипедиста. Особенности
поведения на дороге в зимний
период
Правила пожарной безопасности в
март
быту и учреждении образования.
Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
март
Экскурсия по
ситуациях: во дворе, на улицах,
школьному
дома, в общественных местах
двору
Правила безопасности при
апрель
общении с животными.

Приложение 6
Сценарий агитбригады по ПДД
Юные пешеходы!
Будущие водители!
Дети и родители!
Велосипедисты и мотоциклисты!
34

Автомобилисты!
Наши гости, наши зрители!
Добро пожаловать! ПРИВЕТ!
Вам путь открыт! ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ!
Вас приветствует команда ЮИД
Все: «СИГНАЛ»
Наш девиз:
ВОЗЬМИ ЗА ПРАВИЛО,
СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА
Про ПДД мы много знаем
И вам сейчас мы предлагаем:
Послушать нас и уяснить,
БЕЗ ПДД НАМ НЕ ПРОЖИТЬ!
ПЕСНЯ (на мотив песни «Мы маленькие дети» сл. Ю. Энтина,
муз.Е.Крылатова)
Движеньем полон город:
Бегут машины вряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Её переходи!
Припев:
Огромное достиженье –
Знать правила движенья!
Их выучи назубок –
Запомни как главный урок!
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперёд:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход!
Чтоб безопасно на дорогах
Всем было людям на Земле,
Учите, соблюдайте строго
35

Законы книги «ПДД»!
И на любом конце планеты
Ваш будет безопасный путь,
Когда за правила в ответе,
В дороге их не позабудь.
1-й: Вова - Самый главный – пешеход! Куда хочет, туда прёт!
2-й: Не дадим испортить Вове наше выступление! Наш девиз совсем другой…
3-й: Это без сомнения!
4-й: Вова правила не учит…
5-й: И когда-нибудь получит…
(участника 4-го одёргивает участник 5-й)
6-й: А девиз у нас простой!
Все: Если красный горит – стой!
Вова: Да знаю я это все … Ну, прошел один раз на желтый…
7-й: Ну а если знаешь, то скажи, что нужно делать, когда загорелся зелёный
сигнал светофора?
Вова: Бежать со всех ног нужно, вот что делать!
8-й: Нет, Вова, неправильно! Сначала нужно посмотреть, нет ли поблизости
быстроидущего транспорта!
9-й: Может оказаться в нём такой же Вова за рулём!
Вова: Да ну вас… (уходит за кулисы)
1-й: Что-то Зрители тихи, не прочесть ли им стихи?
2-й: Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд.
Все: (удивлённо) Задом наперёд?!
(раздается звон разбитого стекла, выходит Вова, за хвост держит
вырезанного из ватмана расплющенного кота, вместо глаз приклеены шарики
от пинг-понга)
Вова: Вот, ребята, этот кот ездил задом наперёд!
Правил не учил коток и заехал под каток!!
3-й: Он похож на половик, потому что в суть не вник.
5-й: Будь ты рыжей, белой масти, только на проезжей части места нет для
детворы!
6-й: Есть для этого дворы, стадионы, парки, школа! Улица не для футбола!
4-й: Наша Таня громко плачет, под колёса прыгнул мячик,
Но за ним мы не ногой!
Вова: Лучше купят пусть другой!
Песня на мотив А. Макаревича "Поворот"
Мы себе давали слово
36

Не сходить с пути прямого
Нам жить ведь суждено.
Даже если остановка
Подождем еще немножко
Ведь нам не все равно.
Вот новый поворот,
И мотор ревет,
Что он нам несет
Пропасть или взлет,
Все сбавляют ход,
И не разберешь
Пока не повернешь - 2 р.
Все: Город даёт нам все время урок. Знай азбуку улиц, таблицу дорог!
1-й: Вон она, азбука: над головой знаки развешаны вдоль мостовой.
2-й: (обращается к Вове) Вова, учись их быстрее читать!
3-й: Чтобы в развитии от нас не отстать.
4-й: (обращается в зал) А где-то в стране далёкой,
На горе высокой стоит здание.
Учатся в нем дети славные,
малые да удалые.
5-й: Знают ли они правила движения, как таблицу умножения?
Знают ли знаки непростые – дорожные, правила пешеходные?
6-й: Для чего, скажи нам, Вова, нужен жезл у постового?
Вова: Чтобы им рубить лопух! Чтобы отгонять им мух!
Все: Мух?
7-й: Нет! Он нужен без сомнения, регулировать движение.
Жезлом просто так не машут! Куда ехать вам укажут.
8-й: Молод пешеход иль стар, для него есть тротуар.
Будьте правилам верны… Держитесь правой стороны!
(звучит фонограмма вступления из «Пластилиновой вороны»)
Все: Однажды папа Вове, а может быть, и Коле, а может быть, и Феде,
Купил велосипед.
И вот, проверив шины, на велик все вскочили,
Помчались по дороге, забыли про обед.
К машине прицепились и с шиком прокатились.
И по проезжей части без страха понеслись.
Про светофор забыли и чуть его не сбили.
И преспокойно дальше кататься собрались.
Сценка про знаки
37

(Дети показывают соответствующие знаки)
1 уч. Вот она, азбука, – над головой
Знаки развешаны на мостовой.
2 уч. Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
3-й .Знак «Въезд запрещен»:
Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!
4-й. Знак «Пешеходный переход»:
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
5-й. Знак «Главная дорога»:
Вот он знак, каких немного:
Это главная дорога!
Если едешь ты по ней,
Всех становишься главней,
И тебе, как будто Богу,
Уступают все дорогу!
6-й. Знак «Место остановки автобуса,
троллейбуса, трамвая и такси»:
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
7-й Знак «Дети»:
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
8-й. Знак «Пункт первой медицинской помощи»:
Если кто сломает ногу,
Здесь врачи всегда помогут.
Помощь первую окажут,
Где лечиться дальше, скажут.
38

9-й. Много есть различных знаков –
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге
НИКОГДА НЕ НАРУШАТЬ.
1-й: Так давайте, друзья, уважать каждый знак,
Чтобы вам не попасть на дороге впросак.
На дороге знак не просто стоит,
Он подскажет, укажет, предупредит!
ЗНАНЬЕ ЗНАКОВ ДОРОЖНЫХ ВАМ ЖИЗНЬ СОХРАНИТ!
На мотив песни «Зажигай!»
Загорелся, заискрился светофор озорной,
Путь, подсказывая людям: жди, иди или стой!
Светофор ГАИ поможет, ну и ты помоги,
запишись в ЮИД скорее, все еще впереди!
Это – не забава! Это – не игра!
Правила дороги изучать пора!
Соблюдай правила движения.
Соблюдай все без исключения.
Соблюдай их по всей России.
Соблюдай – сделано в ЮИДе!
Очень сложно на дороге не попасть в ДТП!
Берегите руки, ноги, изучайте ПДД.
Расскажите всему свету, унесите домой,
Эту песню вместе с нами ты сегодня допой!
Это – не забава! Это – не игра!
ты имеешь право и тебе пора!
Соблюдать правила движения.
Соблюдать все без исключения.
Соблюдать их по всей России.
Соблюдай – сделано в ЮИДе!

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».