УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОДОБРЕНО педагогическим советом протокол № __1___ от «28_» ___08___ 2024 год СОГЛАСОВАНО Директор МБОУ УВК "Школьная академия им. Мальцева А.И. ______________ Н.Н. Марынич «_28_» ______08_____ 2024 год УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ЦДОД» БР РК ____________Т.В. Локтионова «28_» ____08______ 2024 год Приказ № 90 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОТОЭКРАННОЕ ТВОРЧЕСТВО» Направленность: техническая Срок реализации программы:1 год Вид программы: модифицированная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 10 - 17 лет Составитель: Ходырева Евгения Александровна, педагог дополнительного образования творческого объединения «Фотограф» г. Бахчисарай, 2024 г. Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Фотоэкранное творчество» Автор-составитель: Е.А.Ходырева — педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Общеобразовательная программа «Фотоэкранное творчество»» имеет техническую направленность, является модифицированной, рассчитана на 1 год обучения с возрастным диапазон обучающихся 10 – 17 лет. Рецензируемая программа составлена с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» и в полном соответствии с Положением о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Основная цель программы – формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии, профориентации учащихся. С этой целью целесообразно проводить, походы, экскурсии на природу, на предприятия, где фоторепортажная съемка не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках. Программа включает решение следующих задач: -Привлечь детей к занятию фотографией. -Повышать уровень мастерства учащихся. -Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ. -Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда. -Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией. -Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники, компьютера и созидательную деятельность с его помощью. -Воспитывать личную ответственность за результаты своей работы, за возможные свои ошибки. -Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач. -Воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда. - Воспитывать бережное отношение к природе; - Воспитывать и развить художественный и эстетический вкус. Рекомендуется использовать в образовательном процессе. Рецензент: _______ ____________ Руководитель МОЦ Королева В.А. «Согласовано» ___ _____________ Зам. Директора по УВР Врублевская Д.Н. 2 РАЗДЕЛ №1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая. Данное объединение детей привлекает возможностью воплощать свои фантазии, работать по своему замыслу и в своём темпе, самостоятельно решая поставленную задачу, видеть продукт своей деятельности. Это позволяет педагогу построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Проектная деятельность дает возможность развить исследовательские и творческие способности учащихся. Проекты реализуются в форме фотовыставок на различные темы, опирающихся на использование цифровых образовательных ресурсов. Все это способствует развитию пространственного воображения, памяти, творческого потенциала, креативного мышления, ставит перед ребенком определенные творческие и технические задачи, для решения которых необходимо тренировать наблюдательность, формировать общие учебные умения: анализировать, обобщать, проектировать. Знания и умения, полученные при изучении курса, учащиеся могут использовать для создания изображений при подготовке различной визуальной продукции: поздравительные открытки, школьные газеты, почетные грамоты, рефераты; прикладные исследования и научные работы, выполняемые в рамках школьного учебного процесса; для размещения на Web-страницах или импортирования в документы издательских систем. В основе разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фото экранное творчество» лежит следующая нормативно-правовая база: - - Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (в действующей редакции); - Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998г. №124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; 3 - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции); - Федеральный проект «Успех каждого ребенка- ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г. №3; - Национальный проект «Образование»- ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от24.12.2018 г. №16); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции); - Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»; - Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189- ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования 4 к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; - Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; - Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г. № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального 5 образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242; - Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»; - Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»; - Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденный постановлением администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 22.08.2018г. № 438; Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденное приказом от 01.03.2024г. № 29а. 6 Направленность программы – техническая. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фотоэкранное творчество» посвящена актуальной проблеме — развитию познавательных интересов детей возрастом 10-17 лет, творческого мышления, повышению интереса к фотографии и методам ее обработки, имеет практическую направленность, так как получение ими знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства. Новизна программы. Особенность программы «Фотоэкранное творчество в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться создавать художественные образы, оформлять их с помощью различного программного обеспечения, разрабатывать творческие проекты, что требует от учащихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности, креативности, исследовательских умений, при этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Важной отличительной особенностью программы является то, что учтены новейшие технологические изменения в области фотографии, что привело к включению в неё новых тем, отражающих такие достижения, как: -массовое внедрение цифровой фотографии; -наличие на рынке большого количества копируемых технологий; - предпечатная подготовка фотографий; -правильное архивирование фотографий; -наличие рынка потребления фотографий. Содержание программы составлено с учётом изменений и нововведений, произошедших за период массового внедрения цифровых технологий, и учитывает изменившуюся материальную базу фотографирования. Освоение и использование программы Photoshop расширяет спектр творческих возможностей детей и способствует формированию самостоятельности в выборе тех или иных техник. Данная образовательная программа предусматривает оказание помощи обучающимся в подготовке портфолио, который может быть им полезен при последующем выборе профессии, связанной с применением искусства фотографии. В ходе обучения широко используются экскурсии, выезды на природу, участие в конкурсах, выставках. Актуальность программы. Цифровая графика (фотография, видеосъемка) очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у учащихся. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов и соответствует возрастным особенностям обучающихся. 7 Адресат программы. Для обучения рекомендуется принимать школьников в возрасте от 10 до 17 лет. Оптимальное количество детей в группе 10-15 человек. Педагогическая целесообразность программы состоит в использовании основных принципов организации учебно-воспитательной деятельности, в выборе форм и методов обучения, основными из которых являются: - заинтересованность (мотивация) и эмоциональный настрой; - наглядность; - взаимосвязь теории и практики; - разнообразие форм, тем и методов; - системность в изложении материала. Объем и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 72 часа. Срок реализации программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе - 36 недель, период обучения - с сентября по май Уровень программы – стартовый Форма обучения – очная или дистанционная (при неблагоприятной эпидобстановке) Особенности организации образовательного процесса. Обучение по программе осуществляется в четырех разновозрастных группах. Состав группы постоянный на весь период обучения. Режим занятий, периодичность и продолжительность: реализация программы планируется в четырех группах 1 раз в неделю по 2 часа, всего 72 часа в учебном году. Количественный состав учебной группы: от 10 до 15 человек. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: Овладение конкретными знаниями по созданию фотографии необходимых для дальнейшей социализации и профессионального самоопределения воспитанников. Задачи: Организационно-развивающие: Привлечь детей к занятию фотографией. Повышать уровень мастерства учащихся. Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ. Развивать у детей усидчивость, умения самореализовываться, чувства долга и выполнения возложенных обязательств. Воспитательные: Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда. 8 Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией. Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники, компьютера и созидательную деятельность с его помощью. Воспитывать личную ответственность за результаты своей работы, за возможные свои ошибки. Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач. Воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план № п/п Название раздела, тема 1. Ведение в фотографию. 2. Основные понятия цифрового фото. 3. Работа с внешними устройствами. 4. Макросъемка. 5. Портрет. 6. Программы для работы с изображениями. 7. Фотосъемка композиций по жанрам. 8. Редактирование и обработка изображений. 9. Фотосъемка природы. 10.Итоговый и промежуточный контроль. 11.Итого: Форма аттестации Количество часов всего теория практика 2 2 2 2 - 2 - 2 12 8 3 2 9 6 10 3 7 14 4 10 10 4 6 10 2 8 2 2 - 72 24 48 Содержание учебного плана Раздел 1. Введение в фотографию (2 ч) Теория: Знакомство с планами на учебный год. Постановка цели и задач перед учащимися. Инструктаж по технике безопасности. Введение в фотографию. История фотографии: основные этапы развития фотографии, ее жанры, фотография как искусство, возможности современной фотографии. Основы фотографии. Раздел 2. Основные понятия цифрового фото (2) 9 Теория: Понятие цифрового фото. Виды цифровых фотоаппаратов. Виды матриц цифровых фотоаппаратов. Возможности использования компьютера при обработке изображений. Размер изображения. Пропорции в цифровой фотографии. Светочувствительность. Качество изображения. Экспозиция кадра. Процесс цветной цифровой фотосъемки. Отображение цвета. Скорость срабатывании затвора, яркость изображения и эффект движения. Диафрагма и выдержка. Раздел 3. Работа с внешними устройствами (2) Теория: Правила работы с внешними устройствами: цифровым фотоаппаратом, цифровой видеокамерой, сканером. Программы для работы с внешними устройствами. Основные программные и технические требования. Практика: Работа с фото и видео камерой, технология съемки, создание команды. Раздел 4. Макросъемка (12 ч) Теория: Игра света и тени в природе, учет времени года и погодных условий. Ознакомление с подборкой лучших произведений живописи, графики и художественных фотографий по теме «Пейзажи». Макросъемка растений. Особенности съемки животных. Практика: Практическая работа на местности. Макросъемка растений. Съемка домашних животных. Изготовление коллажа из полученных изображений с помощью текстового редактора. Фотовыставка. Раздел 5. Портрет (8 ч) Теория: Основы портретной съемки: масштабы портрета, виды портрета, точка съемки, освещение в портретной съемке: направления света, виды света, осветительное оборудование, используемое при съемке портрета. Индивидуальный портрет. Поза портретируемого. Групповой портрет. Освещение. Фон. Практика: Фотосъемка портрета. Фотосъемка группового портрета. Компьютерная обработка полученных изображение. Портрет в рамочке. Организация фотовыставки на любую из изученных тем. Раздел 6. Программы для работы с изображениями (10 ч) Теория: Знакомство с программами обработки фотографий. Программы для редактирования фотографий и создание коллажа. Демонстрация основных возможностей. Окна и панели инструментов. Сохранение графических изображений. Практика: 10 Редактирование имеющихся изображение с помощью различных компьютерных программ. Создание коллажа с помощью текстового редактора. Раздел 7. Фотосъемка композиций по жанрам (14 ч) Теория: Фотосъемка современных архитектурных сооружений. Передача объемности, точка съемки, освещение. Фотосъемка неживых предметов. Старинные здания. Фотографируем натюрморт. Особенности построения натюрморта. Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. Практика: Фотосъемка неживых предметов, зданий. Практическая работа на улицах села и города. Фотосъемка натюрморта. Изготовление рамок для фотографий. Организация фотовыставки на любую из изученных тем. Раздел 8. Редактирование и обработка изображений (10) Теория: Инструменты редактирования изображений. Тоновая коррекция, цветовая коррекция. Настройка резкости изображений. Обработка дефектов изображений. Обработка дефектов освещения черно-белых изображений. Ретуширование. Ретушь полноцветных изображений. Редактирование изображений, полученных в результате сканирования. Особенности обработки цифровых фотографий. Инструменты, команды коррекции фотографий. Коррекция фотографий в различных цветовых пространствах. Практика: Редактирование черно-белых и полноцветных изображений. Обработка дефектов черно-белых и полноцветных изображений. Редактирование и обработка цифровых фотографий. Раздел 9. Фотосъемка природы (10 ч) Теория: Фотосъемка животных. Домашние животные. Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. Особенности фотосъемки диких животных. Особенности съемки неба. Рассветы. Закаты. Радуга. Особенности съемки воды. Река. Озеро. Дождь. Особенности съемки огня. Огонь в костре. Горящая свеча. Огонь в печи. Практика: Экскурсия в природу с цель съемки интересных по форме деревьев. Работа в группах. Фотографии на свободную тему. Индивидуальная работа. Демонстрация индивидуальных фотоальбомов. Организация фотовыставок. Раздел 10. Итоговый и промежуточный контроль (2ч) Проверка знаний обучающихся по итогам изучения программы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В рамках данной программы учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать: 11 как сделать отличную фотографию; какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект; что такое портретная съемка, макросъемка, фотосъемка композиций по жанрам; особенности фотосъемки природы; способы получения цветовых оттенков на экране и принтере; способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата; назначение и функции различных графических и текстовых редакторов; методы редактирования и обработки изображение при помощи различного программного обеспечения. В результате освоения практической части кружка учащиеся должны уметь: выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов; редактировать и обрабатывать изображения при помощи различного программного обеспечения; перемещать, дублировать, вращать выделенные области; фотографировать природу, домашних животных, на местности; применять методы репортажной и портретной съемки; уметь создавать коллаж в текстовом редакторе. В конце обучения учащиеся могут: защитить реферат, доклад; представить свои проекты; оформить фотовыставку; представить обработанные фотографии; оформить школьную газету. Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в цифровых программах, раскрытие основ фотосъемки, закрепление материала на практике, постоянное участие всех учеников в учебном процессе, оформление фотовыставки, защита проекта. 12 РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Программа рассчитана на 72 учебных часа, 36 недель, I полугодие – 17 недель, II полугодие – 19 недель. Начало занятий – 15 сентября, окончание занятий по программе – 31 мая. 1 группа: Срок Всего Кол-во Кол-во реализации учебных часов в учебных недель неделю часов 1 год 36 2 72 Режим занятий 1 раз в неделю по 2 академических часа Перерыв 15 минут Дата начала обучения по программе 15 сентября 2024 Дата окончания обучения 31 мая 2025 Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 2 группа: Срок Всего Кол-во Кол-во реализации учебных часов в учебных недель неделю часов 1 год 36 2 72 Режим занятий 1 раз в неделю по 2 академических часа Перерыв 15 минут Дата начала обучения по программе 15 сентября 2024 Дата окончания обучения 31 мая 2025 Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 3 группа: Срок Всего Кол-во Кол-во реализации учебных часов в учебных недель неделю часов 1 год 36 2 72 Дата начала обучения по программе 15 сентября 2024 Дата окончания обучения 31 мая 2025 13 Режим занятий 1 раз в неделю по 2 академических часа Перерыв 15 минут Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 4 группа: Срок Всего Кол-во Кол-во реализации учебных часов в учебных недель неделю часов 1 год 36 2 72 Режим занятий 1 раз в неделю по 2 академических часа Перерыв 15 минут Дата начала обучения по программе 15 сентября 2024 Дата окончания обучения 31 мая 2025 Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение. Для проведения теоретических и практических занятий требуется учебный кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. Светлое, чистое, проветриваемое помещение, наличие вентиляции. - Фотоаппараты (цифровые). - Штативы, фотовспышки. - Фотобумага ч/б (разная). -Фоны для съёмки. -Студийное световое оборудование. - Различные гипсовые реквизиты. - Компьютеры. - Устройства вывода (принтеры). - Сканеры (плёночный и планшетный). - Проектор. - Столы, стулья, шкафы, подиум. - Классная доска. - Методические и дидактические материалы. - Альбомы, книги по искусству. - Рамки для выставочных работ. -Дидактический материал. Информационное обеспечение - мультимедийные презентации, видео материалы; подборка музыкальных произведений. Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование, опыт выставочной 14 деятельности, обладающий определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей. Методическое обеспечение Методическое обеспечение программы включает в себя использование методической литературы и электронных ресурсов, а также нагляднометодических пособий: - Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. – М.: Высшая школа, 1988. Килпатрик Д. Свет и освещение. – М.: Мир, 1988. - Лапин А. «Фотография как…». М., 2004., «Новая история фотографии» под ред. М. Фризо.. М., 2008. Интернет- ресурсы: - Колекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ - Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru - Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/ - Учебные схемы, настольные игры, видеофильмы. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Контроль осуществляется на каждом занятии. Учащиеся участвуют в различных фотоконкурсах районного, городского и окружного уровня. В МБОУДО «ОТЦ» проводятся фотовыставки на различные темы. Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков осуществляется по качеству изготовления итоговых работ за год (у каждого ученика оформляется альбом с фотографиями), по результатам участия в выставках, творческих конкурсах. Диагностический блок. тесты на развитие творческого мышления, творческие работы, задания на смекалку, кроссворды, ребусы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога 1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974. 2.Арнхейм Р. О природе фотографии // Психология художественного творчества. – Минск, 1999. 3. Басин Е. Семантическая философия искусства. – М., 1979. 4. Выготский Л. Психология искусства. – М., 1987. 15 5. Лапин А. Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом. – М.: Издатель Гусев Л. М., 2005. 6. Лапин А. Фотография как … – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. 7. Лапин А. Фотография как … – М.: Издатель Гусев Л. М., 2004. 8. Петерсон В. Перспектива. – М.: Искусство, 1970. 9. Пондопуло Г. Фотография и современность. – М., 1982. 10. Раушенбах Б. Системы перспективы в изобразительном искусстве. – М., 1986. 11. Ярбус А. Роль движения глаза в процессе зрения. – М., 1965. Литература для родителей и обучающихся 1. Агафонов А., Пожарская С. Фотобукварь. – М., 1993. 2. Барг П. Цифровая фотография. – М.: Гранд, 2005. 3. Грегори Р. Разумный глаз. – М., 1972. 4. Даниэль С. Искусство видеть. – М., 1990. 5. Дыко Л. Беседы о фотомастерстве. – М., 1977. 6. Дыко Л., Головня А. Фотокомпозиция. – М., 1962. 7. Дыко Л., Иофис Е. Фотография, ее техника и искусство. – М., 1960. 8. Иофис Е. Справочник фотолюбителя. – М., 1977. 9. Луински Х., Магнус М. Портрет. Фотокнига. – М.: Планета, 1991. 10. Морозов С. Русская художественная фотография. – М.: Искусство, 1961. 11. Морозов С. Творческая фотография. – М., 1985. 12. Надеждин Н. Цифровая фотография. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 13. Поллак П. Из истории фотографии. – М., 1982. 14. Проблемы композиции. – М., 2000. 15. Рышков Ю. Краткая история советского фотоаппарата (1929-1991). – Ростов н/Дону: ПТК «Искусство», 1993. 16. Сыров А. Первые русские фотоаппараты. – М.: Изд-во Госкино, 1951. 17. Уэйд Д. Техника пейзажной фотографии. – М.: Мир, 1989. 18. Фотография. Энциклопедический справочник. – Минск, 1992. 19. Хокинс Э., Эйвон Д. Фотография техника и искусство. – М.: Мир, 1986. 20. Журнал «Photo & video». 21. Журнал «Фотодело». 16 Приложение 1 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Тест Э.П.Торренса. Творческое мышление школьников Тест творческого мышления Торренса предназначен для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Он состоит из 3 частей: 1. «Нарисуй картинку». Первый субтест предполагает работу испытуемого с простым овалом. Испытуемым предлагается стимульный материал в виде овала, вырезанного из цветной бумаги (цвет экспериментатор выбирает самостоятельно, размер — с куриное яйцо). Приложив фигуру к листу чистой бумаги, ребёнок должен нарисовать законченную картинку, включающую в себя исходный элемент, и дать ей название. 2. Второй субтест — набор фигур, которые дети должны завершить, превратив каждую в рисунок. «Закончи рисунок» является наиболее распространённым из приведённых субтестов и может использоваться в качестве сокращённого варианта диагностики креативности Торренса. Суть его довольно проста: тестируемому предлагается набор фигур, которые он должен завершить таким образом, чтобы из каждой получилась осмысленная картинка. Испытуемому также требуется сопроводить каждый ответ письменным комментарием того, что он изобразил, чтобы экспериментатор мог верно оценить результат. 3. «Повторяющиеся линии». Тестируемым предлагается изображение 30 пар параллельных прямых. На основе каждой ребёнку нужно создать уникальный рисунок, который бы включал в себя исходные элементы (На основе каждой пары линий тестируемый должен придумать рисунок в рамках третьего субтеста) Процедура проведения диагностики творческого мышления Рекомендуется проводить тест в небольших группах — от 5 до 10 человек (Оптимальное количество испытуемых — не более 5-10 человек). Причём чем младше участники, тем меньше их должно быть в объединении. Испытуемому полагается сидеть за столом одному или с помощником экспериментатора, который пояснит задание или подпишет рисунок в том случае, если ребёнок недостаточно хорошо и быстро это делает сам. Для детей дошкольного возраста тест лучше организовывать в индивидуальном 17 порядке. Для получения объективных результатов тестирование не должно включать в себя элемент соревнования или подразумевать наличие «правильных» ответов. Напротив — исследованию полагается проходить в расслабленной и спокойной обстановке, в которой дети смогут раскрыть свой потенциал без страха получить плохую оценку. Лучше всего, если экспериментатор преподнесёт задания в игровой форме. Сделать это будет не так сложно, поскольку тесты изначально предназначались для детей старшего дошкольного и школьного возраста, поэтому автор старался сделать их небанальными, чтобы заинтересовать тестируемых. Рекомендации к подготовке детей к предстоящей работе включают в себя фразы вроде: «Ребята! Я уверен(а), что вам понравится предстоящая игра. Это поможет и нам понять, как вы умеете придумывать новое и решать разные вопросы. Вам потребуется подключить всю вашу фантазию и умение думать». Для выполнения заданий участникам тестирования нужна бумага, карандаши и ручки. Лучше убрать со стола все лишние предметы, которые могут отвлекать детей. Испытуемым также предоставляются листы со стимульным материалом. Во избежание путаницы следует обратить внимание детей на то, что бланки необходимо подписать. Рекомендуется предварять выполнение теста примерно таким вступлением: «Перед вами незаконченные фигуры. Если дорисовать к ним что-то, у вас получатся интересные картинки и истории. Это вам нужно сделать за 10 минут. Постарайтесь выдумать такой предмет или сюжет, который больше никто не нарисует. Придумайте ещё и необычное название для каждого изображения». В отдельных источниках говорится, что не следует ограничивать детей по времени, так как это может помешать гармоничному протеканию творческого процесса. В оригинальном же описании теста указывается, что на выполнение каждого субтеста отводится 10 минут, поэтому экспериментатору понадобится секундомер. Если участники обеспокоены по этому поводу, то следует предупредить их, чтобы не волновались и работали в своём ритме: «Вы работаете с разной скоростью. Кто-то успевает сделать всё очень быстро, а затем возвращается к заданиям и доделывает. Другие рисуют понемногу, но из каждой картинки делают сложные и интересные истории. Поступайте, как вам удобнее». Экспериментатору следует обязательно поинтересоваться, не возникло ли вопросов. В случае замешательства понадобится повторить инструкцию простым и доступным языком с учётом возраста испытуемых. Но ни в коем случае нельзя предоставлять примеры выполнения теста, поскольку это может привести к снижению оригинальности работ. По окончании тестирования организатору нужно проследить, чтобы к каждому рисунку был дан соответствующий комментарий. Если ребёнок забыл подписать какое-либо изображение, экспериментатору или его помощникам стоит сразу же выяснить ответы и подписать стимулы самостоятельно. В противном случае могут возникнуть сложности с интерпретацией результатов. Именно поэтому ассистентов должно быть достаточно, чтобы охватить всю группу испытуемых. Тест креативности Торренса можно проводить повторно для оценки развития творческих способностей. Рекомендуется использовать при этом следующие пояснения: «Мы хотим понять, как изменились ваши умения придумывать новое и решать проблемы. Люди измеряют рост и вес регулярно, чтобы узнать, насколько выросли и поправились. Мы делаем почти то же самое, но только с целью исследования ваших способностей. Постарайтесь проявить себя как можно лучше». Сравнивая результаты тестов, можно отследить динамику развития креативности ребёнка на протяжении всего периода обучения в школе. 18 Рисунок-пример. Результат ребёнка обязательно должен включать не только дополненные фигуры, но и описания к ним. Обработка и интерпретация результатов Приступая к интерпретации, следует прежде всего оценить соответствие результатов заданию. Ответ признаётся неадекватным в случае, если: •не был использован предложенный элемент; •рисунок тестируемого представляет с собой неопределённую абстракцию; •название картинки бессмысленное, не связанное с изображением; •та или иная иллюстрация копирует один из предыдущих ответов. Беглость Беглость (продуктивность) оценивается подсчётом завершённых заданий: тестируемому начисляется по 1 баллу за каждое. Следует отметить, что этот критерий не является прямой оценкой творческого мышления. Он используется лишь в качестве ориентира для других параметров. Оригинальность Все результаты, которые были признаны адекватными, следует проанализировать по предложенной составителем теста шкале: баллы за оригинальность начисляются за статистически наиболее частые ответы на задания, заслуживающие 0 или 1 балла, редко встречающиеся и необычные варианты оцениваются 2 очками. Этот показатель является наиболее значимым. Высокие результаты по шкале оригинальности говорят о способности испытуемого находить нестандартные решения, отличные от общепринятых и банальных. Рассматриваемый показатель можно анализировать в соотношении с беглостью: для этого полученные за оригинальность баллы следует разделить на количество завершённых заданий и умножить на 100%. Ответы тестируемого сверяются со списками, чтобы понять, какие оригинальные, а какие — не очень Примерные ответы с низкой оригинальностью Овал: •0 баллов: рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека. Стимул №1: •0 баллов: абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица (летящая), чайка. •1 балл: брови, глаза человека, волна, море, животное (морда), кот, кошка, облачко, туча, сверхъестественные существа, сердце («любовь»), собака, сова, цветок, человек, мужчина, яблоко. Стимул №2: •0 баллов: абстрактный узор, дерево и его детали, рогатка, цветок. •1 балл: буква (Ж, У и другие), дом, строение, знак, символ, указатель, птица, следы, 19 ноги, цифра, человек. Стимул №3: •0 баллов: абстрактный узор, звуковые и радиоволны, лицо человек, парусный корабль, лодка, фрукты, ягоды. •1 балл: ветер, облака, дождь, воздушные шарики, дерево и его детали, дорога, мост, животное или его морда, карусели, качели, колёса, лук и стрелы, луна, рыба, санки, цветы. Стимул №4: •0 баллов: абстрактный узор, волна, море, вопросительный знак, змея, лицо человека, хвост животного, хобот слона. •1 балл: кот, кошка, кресло, стул, ложка, половник, мышь, насекомое, гусеница, червяк, очки, птица (гусь, лебедь), ракушка, сверхъестественные существа, трубка для курения, цветок. Стимул №5: •0 баллов: абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, корабль, лодка, лицо человека, зонт. •1 балл: водоём, озеро, гриб, губы, подбородок, корзина, таз, лимон, яблоко, лук (и стрелы), овраг, яма, рыба, яйцо. Стимул №6: •0 баллов: абстрактный узор, лестница, ступен, лицо человека. •1 балл: гора, скала, ваза, дерево (ель), кофта, пиджак, платье, молния, гроза, человек (мужчина, женщина), цветок. Стимул №7: •0 баллов: абстрактный узор, автомобиль, ключ, серп. •1 балл: гриб, ковш, черпак, линза, лупа, лицо человека, ложка, половник, молоток, очки, самокат, символ (серп и молот), теннисная ракетка. Стимул №8: •0 баллов: абстрактный узор, девочка (женщина), человек — голова или тело. •1 балл: буква: У и другие, ваза, дерево, книга, майка, платье, ракета, сверхъестественные существа, цветок, щит. Стимул №9: •0 баллов: абстрактный узор, горы, холмы, животное и его уши, буква М; •1 балл: верблюд, волк, кот, лиса, лицо человека и фигура, собака. •Стимул №10: •0 баллов: абстрактный узор, гусь, утка, дерево (ель), сучья, лицо человека, лиса. •1 балл: Буратино, девочка, птица, сверхъестественные существа, цифры, человек (фигура). Параллельные линии: •0 баллов: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры. Гибкость Этот показатель позволяет оценить способность ребёнка переходить от одной стратегии к другой, уровень информированности и мотивации. Разнообразие идей и подходов у испытуемого выявляется количеством категорий, к которым могут быть отнесены его ответы (как рисунки, так и подписи к ним). Разделив это значение на показатель беглости и умножив его на 100%, можно получить индекс гибкости. Низкие результаты говорят о негибкости мышления либо о недостаточном интересе к выполнению теста. Возможные категории •Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор. •Ангелы и другие божественные существа, их детали, включая крылья. •Аксессуары: браслет, корона, кошелёк, монокль, ожерелье, очки, шляпа. •Бельевая верёвка, шнур. •Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания. •Воздушные шары: одиночные или в гирлянде. •Воздушный змей. •Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утёс. 20 •Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник. •Декоративная композиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры. •Дерево: все виды деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма. •Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекрёсток, эстакада. •Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака. •Животное: следы. •Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприёмник, рация, камертон, телевизор. •Зонтик. •Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка. •Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток, топор. •Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь. •Книга: одна или стопка, газета, журнал. •Колёса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал. •Комната или части комнаты: пол, стена, угол. •Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик. •Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник. •Коробка: коробок, пакет, подарок, свёрток. •Космос: космонавт. •Костёр, огонь. •Крест: Красный крест, христианский крест, могила. •Лестница: приставная, стремянка, трап. •Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолёт, спутник. •Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта. •Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтёрский молот. •Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы. •Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки. •Наземный транспорт — см. «Автомобиль», не вводить новую категорию. •Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк. •Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение луны, звезда, луна, метеорит, комета, солнце. •Облако, туча: разные виды и формы. •Обувь: ботинки, валенки, сапоги, тапки, туфли. •Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка. •Оружие: винтовка, лук и стрелы, пулемёт, пушка, рогатка, щит. •Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис. •Пища: булка, кекс, конфета, леденец, лепёшка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб. •Погода: дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, ураган. •Предметы домашнего обихода: ваза, вешалка, зубная щётка, кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щётка. •Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыплёнок. 21 •Развлечения: певец, танцор, циркач. •Растения: заросли, кустарник, трава. •Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог. •Сверхъестественные (сказочные) существа: Аладдин, баба Яга, бес, вампир, ведьма, Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт. •Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа. •Символ: значок, герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема. •Снеговик. •Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота. •Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскрёб, отель, пагода, хижина, храм, церковь. •Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба. •Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба. •Тростник и изделия из него. •Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш. •Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко. •Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан. •Цифры: одна или в блоке, математические знаки. •Часы: будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер. •Девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определённая личность, старик. •Части тела человека: брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык. •Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница. Разработанность Разработанность подразумевает степень детализации рисунка — наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов. Дополнительный балл начисляется за: •каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается (например, при густой листве засчитывается 1 балл за весь элемент, несмотря на количество прорисованных листиков). •цвет, если его использование дополняет основной сюжет изображения. •особую штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею) — тени, объём, оттенки. •каждую идею оформления (кроме чисто количественных повторений) рисунка, значимую с точки зрения сюжета. Например, одинаковые предметы иногда изображаются для создания ощущения пространства. •поворот рисунка на 90 градусов и более, оригинальность ракурса (вид снизу или изнутри, например), выход изображения за рамки стимула. •подробный заголовок. Высокие показатели разработанности говорят об изобретательности и способности к конструктивной деятельности. Низкие характерны для детей со слабой мотивацией и успеваемостью. Абстрактность названия В тесте оцениваются не только рисунки участников, но и названия-пояснения, которые они им дают. Баллы за заголовки начисляются по следующей шкале: •0: очевидные названия, простые, констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект, состоящие из одного слова («Сад», «Горы», «Булочка» и так далее); •1: простые названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на изображении, или из каковых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект («Мурка», «Летящая 22 чайка», «Новогодняя ёлка», «Саяны», «Мальчик болеет» и прочие); •2: образные названия («Загадочная русалка», «SOS»), описывающие чувства, мысли («Давай поиграем», например); •3: абстрактные и философские заголовки, выражающие суть рисунка, его глубинный смысл («Мой отзвук», «Зачем выходить оттуда, куда ты вернёшься вечером» и подобные). Пример расшифровки Представленный на картинке ниже пример демонстрирует, как начисляются баллы в соответствии со шкалами. Каждый рисунок оценивается по трём параметрам: номер категории ответа, оригинальность и разработанность. Первая цифра (слева направо) относится к номеру категории, вторая обозначает баллы, полученные за оригинальность, третья — очки за разработанность Подсчет баллов и их анализ Все выставленные баллы суммируются и делятся на количество категорий, по которым оценивалась работа ребёнка (беглость, оригинальность и так далее). Результаты сверяются со следующей шкалой: •30 — плохо; •0—34 — меньше нормы; •35—39 — немного ниже нормы; •40—60 — норма; •61—65 — несколько лучше нормы; •66—70 — выше нормы; •>70 — отлично. Таблица: Средние значения показателей креативности у учащихся разных классов Сам Торренс утверждал, что для успеха во взрослой жизни одного только творческого потенциала недостаточно. Для полной реализации возможностей человеку также требуется наличие определённых умений и мотивации. Только при условии сочетания этих трёх составляющих можно рассчитывать на большие творческие достижения в дальнейшей жизни. Иными словами: мало иметь способности к креативности, их нужно развивать и стремиться применять смолоду. 23 Приложение 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ План-конспект занятия: «Создание коллажа в текстовом редакторе Word» Открыть папку Коллаж на Рабочем столе. Просмотреть данные изображения и выбрать понравившиеся. Скопировать их в папку Открытка: Рабочий стол → Коллаж → Открытка. Выбрать фон для открытки: Коллаж → Фон. Вставить его в папку Открытка. Откроем текстовый документ Word. Установим альбомное расположение страницы: Файл →Параметры страницы→Ориентация → Альбомная. Для того, чтобы вставить объект в документ необходимо скопировать фотографию и вставить ее в текстовый документ. Поработаем с расположением изображения на листе: Работа с рисунками → Положение (выбрать необходимое) → Стили рисунков (выбрать необходимое) →Поворот. Такие действия проделать со всеми изображениями, которые вы хотите разместить у себя на открытке. Теперь вставим надпись: Вставка → WordArt. Вставить необходимый текст. Для вставки фона необходимо сделать следующие операции: Папка «Коллаж» → Открытка → Фон. Вставить изображение в документ, выделить его и сделать следующее: Работа с рисунками → Положение → На задний план и растянуть фон до границ текстового документа. Открытка готова. Инструкция «Создание фоторамки к празднику 8 Марта с использованием текстового редактора Word и графического редактора Picasa Photo Viewer» Открыть папку Картинки на Рабочем столе. Выделить понравившееся изображение, с помощью правой кнопки (П.К) «мыши» сделать следующее: Открыть с помощью →Программа Picasa Photo Viewer. После на изображении П.К Изменить в Picasa. 24 В графическом редакторе Picasa Photo Viewer на панели инструментов выбрать пункт Другие фильтры и эффекты→Виентирование→Выбрать цвет виентирования→Применить. Затем Паспарту→Выбрать цвет снаружи и цвет внутри→Выбрать толщину линии снаружи и внутри→Применить. Сделать операцию Файл→Сохранить как→Имя файла (Ваши Ф.И.) →Папка (Рабочий стол →Картинки). Закрыть программу Picasa Photo Viewer и открыть папку Картинки. Выбрать ваше изображение и с помощью ПК скопировать его. Открыть текстовый редактор Word, установить альбомное расположение страницы: Файл →Параметры страницы→Ориентация → Альбомная. Для того, чтобы вставить объект в документ необходимо при помощи П.К. вставить его. Поработаем с расположением изображения на листе: Работа с рисунками → Положение → По центру →На задний план →Переместить назад. Растянуть изображение, но не до конца листа, оставив немного места. Открыть папку Картинки →Фото →Ваше изображение →Копировать. Вернуться в текстовый документ и вставить ваше изображение: Работа с рисунками → Положение → По центру→Обрезка→Стили рисунков (выбрать необходимое) →Поворот и поместить его в месте для фотографии на изображении. Теперь вставим поздравление с 8 марта. Открыть папку Картинки→Поздравления .docx, выбрать четверостишие, выделить и скопировать его. В нашем текстовом документе сделать следующее: Вставка → WordArt, вставить текст, уменьшить до желаемого размера, затем выбрать Работа с надписями → Положение → По центру и разместить текст там, где вам нравиться. Растянуть вашу рамку до краев листа и еще немного отредактировать ваше изображение и текст. Фоторамка готова. Рефлексия на уроке Музыкотерапия 25 Музыкотерапия - метод использования музыки для лечения расстройств нервной системы. Рядом исследований было доказано, что музыка оказывает воздействие на различные системы человеческого организма. Наблюдается это благодаря тому, что процессы, происходящие в двигательной и вегетативной системе человека, протекают ритмично, а музыка как ритмичный раздражитель может их стимулировать. Наиболее сильное влияние на человека оказывает орган. Композиторы, произведения, которых особо рекомендуются для музыкотерапии: К. Глюк, Ж. Массне, Я. Сибелиус, Р. Шуман, С. Рахманинов, А. Дворжак, Д. Шостакович, П. Чайковский, Л. Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шопен. На одном занятии лучше прослушивать не более 3-х произведений или музыкальных отрывков. Первое произведение должно вводить в занятие, формировать определенную атмосферу. Это должно быть спокойное произведение, расслабляющее. Второе произведение несет основную нагрузку, оно должно быть динамичным напряженным, стимулирующим эмоции, ассоциации. Третье произведёние должно снять напряжение или зарядить оптимизмом и энергией. Время звучания каждого произведения не более 10 минут. Успокаивающие мелодии Музыкальное произведение Время звучания И.С. Бах Прелюдия № 1 2мин 30 с И.С. Бах Прелюдия № 8 4 мин И.С. Бах Хор 3 мин 30 с Ф. Шопен Прелюдия № 4 2 мин 5с Ф. Шопен Прелюдия № 13 4 мин 35 с Ф. Шопен Прелюдия № 15 1 мин 10 с Мобилизующие мелодии К. Глюк «Мелодия» 4 мин 5с Ф. Шопен Прелюдия № 17 3 мин 45 с М. Таривердиев «Мгновение» 1 мин 10 с Тема «Теодор» 45 с После прослушивания происходит обсуждение возникших у каждого воспоминаний, фантазий, ассоциаций. Можно стимулировать активность слушателей дополнительными заданиями: например, соотнести свое эмоциональное состояние с каким-либо музыкальным отрывком, подобрать музыкальный портрет одного из членов группы и т. д. 26 Приложение 3 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема занятия К-во часов Дата План Факт Форма аттеста ции /контро ля Приме чание (коррек тировк а) Раздел 1. Введение в фотографию 2 ч 1 Знакомство с планами на учебный год. Постановка цели и задач перед учащимися. Инструктаж по технике безопасности. 1 2 Введение в фотографию. История фотографии: основные этапы развития фотографии, ее жанры, фотография как искусство, возможности современной фотографии. Основы фотографии. 1 Раздел 2. Основные понятия цифрового фото 2 ч 3 Понятие цифрового фото. Виды цифровых фотоаппаратов. Виды матриц цифровых фотоаппаратов. Возможности использования компьютера при обработке изображений. Размер изображения. Пропорции в цифровой фотографии. 1 4 Светочувствительность. Качество изображения. Экспозиция кадра. Процесс цветной цифровой фотосъемки. Отображение цвета. Скорость срабатывания затвора, яркость изображения и эффект движения. Диафрагма и выдержка. 1 Раздел 3. Работа с внешними устройствами 2 ч 5 Правила работы с внешними устройствами: цифровым фотоаппаратом, цифровой видеокамерой, сканером. Программы для работы с внешними устройствами. Основные программные и технические требования. 1 6 Практическая работа: работа с фото и видео камерой, технология съемки, создание команды. 1 Раздел 4. Макросъемка 12 ч 7 Игра света и тени в природе, учет времени года и погодных условий. Ознакомление с подборкой лучших произведений живописи, графики и художественных фотографий по теме «Пейзажи». 1 27 8 Макросъемка растений. 1 9 Особенности съемки животных. 1 1011 Практическая работа на местности. 2 1213 Практическая растений. 2 1415 Практическая домашних животных. 1617 Практическая работа: Изготовление коллажа из полученных изображений с помощью текстового редактора. 2 18 Практическая работа: Фотовыставка. 1 Раздел 5. Портрет 8 19 Основы портретной съемки: масштабы портрета, виды портрета, точка съемки, освещение в портретной съемке: направления света, виды света, осветительное оборудование, используемое при съемке портрета. 1 20 Индивидуальный портрет. Поза портретируемого. Групповой портрет. Освещение. Фон. 1 21 Практическая портрета. работа Фотосъемка 1 22 Практическая работа: Фотосъемка группового портрета. 1 2324 Практическая работа: Компьютерная обработка полученных изображений. 2 25 Практическая рамочке. в 1 26 Практическая работа: Организация фотовыставки на любую из изученных тем. 1 Раздел 6. Программы для работы с изображениями 10 27 Знакомство с программами обработки фотографий. Программы для редактирования фотографий и создание коллажа. 1 28 Программы для редактирования фотографий и создание коллажа. Демонстрация основных возможностей. 1 29 Окна и панели инструментов. Сохранение графических изображений. 1 работа: Макросъемка работа: Съемка 2 работа: Портрет 28 3033 Практическая работа: Редактирование имеющихся изображение с помощью различных компьютерных программ. 4 34 Промежуточный контроль 1 3537 Практическая коллажа с редактора. 3 работа: Создание помощью текстового Раздел 7. Фотосъемка композиций по жанрам 14 38 Фотосъемка современных архитектурных сооружений. Передача объемности, точка съемки, освещение. 1 39 Фотосъемка неживых Старинные здания. предметов. 1 4041 Практическая работа: Фотосъемка неживых предметов, зданий. 2 4244 Практическая работа: Практическая работа на улицах села и города. 3 45 Фотографируем натюрморт. Особенности построения натюрморта. 1 46 Практическая натюрморта. работа: Фотосъемка 1 47 Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. 1 4850 Практическая работа: Изготовление рамок для фотографий. 3 51 Практическая работа: Организация фотовыставки на любую из изученных тем. 1 Раздел 8. Редактирование и обработка изображений 10 ч 52 Инструменты редактирования изображений. Тоновая коррекция, цветовая коррекция. Настройка резкости изображений. 1 53 Обработка дефектов изображений. Обработка дефектов освещения чернобелых изображений. Ретуширование. Ретушь полноцветных изображений. 1 54 Редактирование изображений, полученных в результате сканирования. Особенности обработки цифровых фотографий. 1 55 Инструменты, команды коррекции фотографий. Коррекция фотографий в различных цветовых пространствах. 1 29 56 Практическая работа: Редактирование черно-белых и полноцветных изображений. 57 Практическая работа: Обработка 1 дефектов черно-белых и полноцветных изображений. 5861 Практическая работа: Редактирование и обработка цифровых фотографий. 1 4 Раздел 9. Фотосъемка природы 10 ч 62 Фотосъемка животных. Домашние животные. Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. Особенности фотосъемки диких животных. 1 63 Особенности съемки неба. Рассветы. Закаты. Радуга. Особенности съемки воды. Река. Озеро. Дождь. Особенности съемки огня. Огонь в костре. Горящая свеча. Огонь в печи. 1 6465 Практическая работа: Экскурсия в природу с цель съемки интересных по форме деревьев. 2 66 Практическая группах. в 1 6768 Практическая работа: Фотографии на свободную тему. 2 69 Практическая работа: Индивидуальная работа. 1 70 Практическая работа: Демонстрация индивидуальных фотоальбомов. 1 71 Практическая фотовыставок. 1 72 Итоговый контроль работа: Работа работа: Организация 1 30 Приложение 4 Указываются корректировки и дата. № ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ внесенные в программу изменения, Причина корректировка Дата причина Согласование с заместителем директора по УВР (подпись) 31 Приложение 5 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 1. Содержание работы Дата Место Примечание проведения проведения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ День государственного герба и сентябрь МБОУ ДО государственного флага «ЦДОД» Республики Крым Акции: «Белый цветок», сентябрь МБОУ ДО «Журавлик мира» «ЦДОД» Презентация, посвященная сентябрь МБОУ ДО Международному дню туризма «ЦДОД» Беседа ко Дню учителя. октябрь МБОУ ДО «ЦДОД» Всероссийский урок «Экология и октябрь МБОУ ДО энергосбережение» в рамках «ЦДОД» Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче Беседа «Мы выбираем ноябрь МБОУ ДО толерантность» «ЦДОД» Беседа «Я выбираю жизнь!» декабрь МБОУ ДО «ЦДОД» Беседа, посвященная Дню декабрь МБОУ ДО неизвестного солдата. «ЦДОД» Проведение информационной декабрь МБОУ ДО минутки ко День Героев «ЦДОД» Отечества. Беседа «День Конституции декабрь МБОУ ДО Российской Федерации» «ЦДОД» Викторина «День Республики январь МБОУ ДО Крым» «ЦДОД» Беседа «День памяти о россиянах, МБОУ ДО исполнявших служебный долг за февраль «ЦДОД» пределами Отечества». Участие в проведении Дня февраль МБОУ ДО защитника Отечества «ЦДОД» Беседа о вредных привычках, март МБОУ ДО посвященная Международному «ЦДОД» дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом Беседа ко Дню Конституции апрель МБОУ ДО Республики Крым «ЦДОД» Гагаринский урок «Космос – это апрель МБОУ ДО мы» «ЦДОД» Участие в проведении Дня Победы май МБОУ ДО в Великой Отечественной войне «ЦДОД» МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ Участие в туристических слетах в течение года МБОУ ДО «ЦДОД» 32 2. 1. 2. 3. 1 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Участие в творческих конкурсах и в течение года МБОУ ДО научных конференциях «ЦДОД» РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Участие в конкурсах октябрьМБОУ ДО апрель «ЦДОД» Создание и просмотр виртуальных в течение года МБОУ ДО экскурсий «Пещерные города «ЦДОД» Крыма» Консультации по написанию и в течение года МБОУ ДО защите научно-исследовательских «ЦДОД» работ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Индивидуальные беседы в течение года МБОУ ДО «ЦДОД» Родительские собрания. в течение года МБОУ ДО «ЦДОД» ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ Правила дорожно-транспортной октябрь МБОУ ДО безопасности пешехода, «ЦДОД» велосипедиста. Особенности поведения на дороге в осенние дни Правила пожарной безопасности в октябрь МБОУ ДО быту и учреждении образования. «ЦДОД» Общие правила электробезопасности Действия в экстремальных октябрь МБОУ ДО ситуациях: во дворе, на улицах, «ЦДОД» дома, в общественных местах Правила безопасности при ноябрь МБОУ ДО общении с животными. «ЦДОД» Профилактика отравлений и ноябрь МБОУ ДО предупреждение острых «ЦДОД» кишечных инфекций. Правила дорожно-транспортной февраль МБОУ ДО безопасности пешехода, «ЦДОД» велосипедиста. Особенности поведения на дороге в зимний период Правила пожарной безопасности в март МБОУ ДО быту и учреждении образования. «ЦДОД» Общие правила электробезопасности Действия в экстремальных март МБОУ ДО ситуациях: во дворе, на улицах, «ЦДОД» дома, в общественных местах Правила безопасности при апрель МБОУ ДО общении с животными. «ЦДОД» 33