УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОДОБРЕНО педагогическим советом протокол № __1___ «_28__» ___08____ 2024 год УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ЦДОД» БР РК _____________ Т.В. Локтионова «_28__» ___08____ 2024 год Приказ № 90 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ПРОЕКТОВ» Направленность: естественнонаучная Срок реализации программы:1 год Вид программы: модифицированная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 7 - 13 лет Составитель: Должность:Кривцова Галина Ивановна, педагог дополнительного образования г.Бахчисарай 2024 г. РАЗДЕЛ №1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время существует много разнообразных педагогических технологий, которые соответствуют обновленным задачам образования. Прежде всего, речь идет о проектной деятельности, которая является технологической основой компетентностного подхода в обучении. Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне обучающиеся овладевают умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получают возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Проектная деятельность – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата - создание проекта. В основе разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы проектной деятельности» лежит следующая нормативно-правовая база: лежит следующая нормативноправовая база: - Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (в действующей редакции); - Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998г. №124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции); - Федеральный проект «Успех каждого ребенка- ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г. №3; - Национальный проект «Образование»- ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол 2 от24.12.2018 г. №16); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции); - Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»; - Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции); 3 - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; - Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021г. №1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; - Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г. № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242; - Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных 4 программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»; - Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»; - Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденный постановлением администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 22.08.2018г. № 438; -Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденное приказом от 01.03.2024г. № 29а. Направленность - Программа «Школа проектов» имеет социальнопедагогическую направленность, опирается на методики организации проектной деятельности и разработана с учетом современных требований к программам дополнительного образования. Программа является 5 модифицированной, составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «От мечты к успеху», автор Виноградова В.В., педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Микунь. Актуальность программы Одной из актуальных проблем является воспитание самостоятельной личности, умеющей делать выбор, планировать свою деятельность, метод проектов позволяет успешно решать не только учебные, но и воспитательные задачи. Анализ педагогического опыта показывает, что возрастает потребность учащихся к продолжению исследовательской работы и проектной деятельности, к проведению качественной презентации продукта своей деятельности. Новизна программы На методе проектов воспитывается готовность и способность обучающихся к самостоятельной и ответственной деятельности, дети приобщаются к проектной деятельности, элементарным правилам разработки и воплощения проекта, формируются способности, обладая которыми обучающиеся оказываются более приспособленными к жизни, умеющими адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Отличительная особенность программы Именно проектная деятельность позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности. Обучение по программе дает возможность каждому обучающемуся принять участие в разработке проекта от начала и до реализации замысла. Также обучающиеся выступают в роли трансляторов знаний, организаторами познавательной деятельности для других обучающихся. Занятия помогают социализации личности, развивают мировоззрение. Учащиеся получают возможность научиться критически мыслить, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, что формирует у учащихся современные ключевые компетенции информационные, познавательные, коммуникативные, социальные, компетенции личностного самосовершенствования. Также отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что наряду с очными занятиями предусматривается также и самостоятельное получение учащимися новых знаний с использованием дистанционных образовательных технологий. Использование дистанционных образовательных технологий даёт возможность пройти обучение и научиться основам реализации исследований ребятам из удаленных уголков района, сельской местности. Основа работы по освоению программы – это самостоятельная работа учащихся. Самостоятельность в учебе мотивирует, повышает внимание к изучению материала, активизирует мышление, воспитывает серьезное и 6 ответственное отношение к учебе. Педагогическая целесообразность программы. Проект – это в первую очередь творчество ребенка, педагог лишь помогает ему, координирует работу. То есть работа над проектами позволяет обучающимся не только овладеть знаниями и умениями, но и научиться самостоятельно применять их на практике. Проекты учащихся, как правило, имеют метапредметную направленность, что способствует формированию целостного восприятия окружающего мира. Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов), развитию информационной компетентности. Именно групповые формы учебной деятельности в проекте помогают формированию у учащихся уважительного отношения к мнению товарищей, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. Адресат программы. Программа адресована детям от 7 до 13 лет. Специальной подготовки для зачисления учащихся в группу не требуется, зачисляются учащиеся с различным уровнем подготовки, без определенных навыков и знаний. Зачисление проводится на основе заявления от родителей (или законных представителей) ребенка и заявления-согласия на обработку персональных данных. Характеристика контингента. Объем и срок освоения программы - общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 72 часа. Срок реализации программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе 36 недель, период обучения - с сентября по май. Уровень программы – базовый. Форма обучения – очная, групповая. Дистанционная форма работы (по необходимости). Для работы с обучающимися в дистанционной форме создается общая группа в Мессенджерах WhatsApp (Viber, vk). Организуются занятия в Skape. Особенности организации образовательного процесса – группа одного возраста. Для обучения принимаются все желающие. Группа состоит из 10-12 человек. Состав группы постоянный. Занятия проводятся как в групповой форме, так и в индивидуальной (1 раз в месяц). Режим занятий, периодичность и продолжительность - реализация программы планируется в 2 группах, по 1 занятию в неделю, продолжительностью 2 академических часа. Допускается изменение расписания занятий в течение года по объективным причинам. Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося через формирование опыта проектной деятельности и творческую самореализацию. 7 Задачи: образовательные: - формирование знаний по проектной деятельности, этапам проектирования и работе с разными источниками информации; - формирование умения работать над проектом, передавать и презентовать полученные знания и опыт. развивающие: - развитие умения оценивать свои и чужие результаты; - формирование умений работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть; - развитие навыков совместной работы и делового общения. воспитательные: - развитие личной уверенности каждого учащегося; - воспитание трудолюбия, ответственности и умения доводить начатое дело до конца. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ Цель и особенности организуемого воспитательного процесса: развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества. Задачи: 1. Формирование у обучающихся целостной и научно-обоснованной картины мира. 2. Воспитание патриотизма, гражданского сознания. 3. Развитие лидерских качеств через самоуправление и организацию коллективно-творческой деятельности. 4. Построение системы взаимодействия с семьёй и местным социумом; формирование потребности в здоровом образе жизни. 5. Реализация творческого потенциала обучающихся. Приоритеты воспитательной деятельности: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности; взаимодействие с семьей. Направления воспитания: - гражданское воспитание; - патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; - духовно-нравственное воспитание; - популяризация научных знаний среди детей; 8 - трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Планируемые результаты: В процессе воспитательной деятельности у обучающихся будут сформированы: 1. Понимание целостной и научно-обоснованной картины мира. 2. Чувство патриотизма и гражданское сознание. 3.Лидерские качества через самоуправление и организацию коллективно-творческой деятельности. 4. Потребность в здоровом образе жизни. 5. Будет выстроена система взаимодействия с семьёй и местным социумом, реализован творческий потенциал обучающихся. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план 1. Количество часов Название раздела, темы Всего Теория Практика часов Введение 2 1 1 2. Понятие проекта. 8 6 2 3. Начало проектирования: проблемы - к цели 12 8 4 10 5 5 практическая работа и 16 8 8 практическая работа 10 5 5 практическая работа защита проектов тестирование № п/п Форма аттестации (контроля) тест по ТБ опрос практическая работа тестирование от 4. Работа с источниками информации 5. Разработка реализация проекта 6 Оформление проектных исследовательских работ и 7. Защита проекта 12 6 6 8. Подведение итогов 2 - 2 ИТОГО 72 39 33 9 Содержание учебного плана Введение. 2 часа Теория. Техника безопасности. Цели и задачи курса. План работы. Форма итоговой аттестации. Организация занятий, общие требования к обучающимся. Практика. Тестирование по технике безопасности. Опрос. Раздел 1. Понятие проекта. 8 часов. Теория: Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Явление и понятие научного исследования. Что такое исследовательская деятельность. Цели и задачи исследовательской и проектной деятельности. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности, коммуникабельности обучающихся. Методы научного исследования. Способы представления результатов исследовательской деятельности (доклад, реферат, научная статья, литературный обзор, рецензия, пояснительная записка, видеофильмы). Исследование и проект. Организация проектной и исследовательской работы. Знакомство с историей Метода проектов, с проектной технологией, терминологией, со способами оформления проектной деятельности. Типология проектов. Этика исследовательской работы. Компиляция, плагиат в научно-исследовательских работах. Антиплагиат. Информация о научноисследовательских конкурсах («Я-исследователь», «Шаг в науку», «МАН «Искатель», «Мы- гордость Крыма»). Практика. Первичное самоопределение при выборе темы исследования. Замысел проекта, объекты проекта. Примеры проектов и исследовательских работ. Форма контроля. Практическая работа. Раздел 2. Начало проектирования: от проблемы - к цели. 12 часов Теория. Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность. Выбор темы исследования. Цель, задачи, логика научного исследования. Цель как представление о результате или выводе. Правила постановки целей и задач исследования. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы. Понятие «методы исследования». Теоретический анализ, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Методы: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, описание, изучение документации. 10 Применение методов на различных этапах исследования. Основные этапы исследовательского процесса: аналитический прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования. Практика: Обсуждение предлагаемых тем для проектов. Обсуждение идей будущих проектов, составление планов работы над проектами. Описание ситуаций в рамках проекта. Ситуация и проблема. «Мозговой штурм» (проблема, цель, тема проекта). Работа в парах «Подготовить пример открытия, в котором использовался один из изученных методов». Разбор на примерах логических законов и правил. Форма контроля. Тестирование. Раздел 3. Работа с источниками информации. 10 часов Теория. Виды источников информации. Что такое каталог. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Информация с титульного листа книги. Виды справочной литературы(словарь, справочник, энциклопедия). Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование, поля, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения, составление схем и таблиц. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв. Практика. Работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования. Нахождение нужной книги по каталогу. Работа с печатными изданиями. Составление справочника по теме проекта. Форма контроля. Практическая работа. Раздел 4 Разработка и реализация проекта. 16 часов Теория. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы целей проекта, определение объекта и предмета исследования, источников информации, планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. 11 Определение теоретических основ исследования, его научно- практической значимости. Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Работа над основной частью проекта. Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы. Завершающий этап работы самооценка и рефлексия. Практика. Выбор методов и методики проведения исследования. Составление анкет, вопросов интервью. Проведение анкетирования, интервью. Проведение работы над проектом. Проведение наблюдений. Первичная обработка результатов. Подведение итогов работы. Компьютерная обработка результатов работы. Форма контроля. Практическая работа. Разработка структуры проекта по предложенной теме. Раздел 5. Оформление исследовательской работы - 10 часов. Теория. Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников. Общие правила оформления текста научноисследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. Анализ результатов эксперимента. Обработка данных анкетирования. Правила оформления презентации. Практика. Формулирование выводов: соответствуют ли они первоначальной гипотезе? Работа над заключительной частью проекта: окончательное формулирование выводов. Правила работы, оформление и требования к результатам научно-исследовательской деятельности в программах: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. Форма контроля. Практическая работа. Оформление результатов: презентация в формате PowerPoint, оформление буклета. Раздел 6. Защита проекта - 12 часов. Теория. Подготовка к выступлению по теме исследования: структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, 12 голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов. Публичная защита результатов проектной деятельности. Тезисы, продукт проекта, психологический настрой. Практика. Деловая игра «На защите». Форма контроля. Защита проектов. Итоговая аттестация – 2 часа. Практика. Тестирование. Лист самооценки. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате работы по программе курса учащиеся должны знать: - основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); - понятия цели, объекта и гипотезы исследования; - основные источники информации; - правила оформления списка использованной литературы; - правила классификации и сравнения, - способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); - источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета) - правила сохранения информации, приемы запоминания. Учащиеся должны уметь: - выделять объект исследования; - разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; - выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности, - работать в группе; - работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, - пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями; - планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах. 13 РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 группа Срок Всего реализации учебных недель 1 год 36 Кол-во часов в неделю 2 Режим занятий 1 раз в неделю по 2 академических часа Перерыв 15 минут 2 группа Срок Всего реализации учебных недель 1 год 36 Режим занятий 1 раз в неделю по 2 академических часа Перерыв 15 минут Кол-во учебных часов 72 Дата начала обучения по программе 15 сентября 2024 Дата окончания обучения 31 мая 2025 Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 Кол-во часов в неделю 2 Кол-во учебных часов 72 Дата начала обучения по программе 15 сентября 2024 Дата окончания обучения 31 мая 2025 Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение – для реализации программы необходим учебный кабинет, компьютер с выходом в Интернет; учебные канцелярские принадлежности, маркеры (фломастеры) и листы бумаги для организации деятельности, электронные носители для фиксации работ, выполненных на компьютере. Информационное обеспечение – фонд (лучшие детские работы разных лет); специализированная литература, иллюстрации, таблицы. Потребуется дополнительная литература (справочники, энциклопедии, биографии ученых, монографии и т.д.). 14 Кадровое обеспечение – педагог, имеющий высшее педагогическое образование, интересующийся научной деятельностью, имеющий знания в предметных областях и умеющий писать научно-исследовательские работы. Методическое обеспечение Программа предполагает как теоретические, так и практические занятия. Форма обучения по данной программе очная, но допускается обучение по другим формам и сочетание различных форм получения образования. Методы обучения: 1. Словесные - беседы, рассказ, объяснение. 2. Наглядные - фото-видеоматериалы, карты, схемы. 3. Практический метод - участие в экологических акциях, практические работы, эксперименты. 4. Репродуктивный - повторение, закрепление, обобщение материала. 5. Исследовательский метод исследование, мониторинг окружающей среды. 6. Информационно-рецептивный метод - восприятие, осознание готовой информации. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, мотивация. Формы организации учебного занятия: • лекции; • экскурсии; • мониторинг окружающей среды; • встречи с интересными людьми; • проектная и исследовательская деятельность; • использование интернет - технологий; • создание фото- и видеоматериалов. Педагогические технологии: Данная программа реализуется посредством применения следующих педагогических технологий: - технология проектной деятельности; - технология группового обучения (деление коллектива на подгруппы в целях оптимального освоения приёмов проектной деятельности, создающее условия для развития познавательной, коммуникативной, информационной активности учащихся); - игровая технология (игры, игровые программы, формирующие навыки сотрудничества и командного взаимодействия); - здоровьесберегающая технология (программы по ОБЖ, позволяющие сформировать представления о здоровом образе жизни); 15 - информационная технология (интерактивные игры и викторины, использование учащимися возможностей сети Интернет для формирования информационных компетенций). Алгоритм учебного занятия I этап - организационный II этап - проверочный III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания) IV этап - основной V этап - контрольный VI этап - итоговый VII этап - рефлексивный VIII этап - информационный Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей и учитывая внеаудиторные занятия. Дидактические материалы: схемы; фотографии; памятки; научная и специальная литература; видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы; компьютерные программные средства. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Для отслеживания динамики освоения образовательной программы осуществляется входной контроль, промежуточная и итоговая диагностика. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Формами подведения итогов реализации данной программы являются: - тематический контроль (тестовые задания); - проверочная работа обучающего характера; - взаимопроверка; - защита творческих работ; - защита проекта; - электронное портфолио. Для определения уровня сформированности у учащихся навыков исследовательской деятельности предлагается использовать метод анализа представленных работ учащихся. При оценке исследовательских работ учащихся принимаются во внимание следующее: 16 - соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы; - наличие литературного обзора, его качество; - соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования; - умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования; - логичность и полнота доказательств; - соответствие выводов полученным результатам; - культура оформления материалов. Рефлексивный отчет учащегося о проделанной работе, который целесообразно проводить на этапах начальной и промежуточной диагностики предполагает освещение им следующих вопросов: 1. Напишите тему вашего исследования. На каком этапе вы сейчас находитесь? 2. Проблема исследования, цели и задачи работы. 3. Предполагаемая форма и дата представления результатов? 4. Имеются ли у вас затруднения? Если да, то какие? СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Безрукова В.С. Настольная книга педагога –исследователя. – Екатеринбург.: Издательство Дома учителя, 2001 2. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1—84. — Введ. 01.01.86. — М., 1984. 3. Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов - эффективный способ повышения качества образования // Школа. - 2001. - №2 (41). 4. Горбунова 1I.B., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. - 2000. - №4. 5. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001. 6. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. Издательство М., Академия, 2005. – 217с. 7. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 правил. М.: ГУ – ВШЭ: ИНФРА – М, 2001 8. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.- М.: Народное образование, 2001. Литература для обучающихся: 1. Введенская Л.А., Павлов Л.Г. Деловая риторика. Учебное пособие для вузов. – Ростов-на Дону: МАРТ, 2000 2. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М.:Книга, 1975 17 3. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1990 4. Михальская А.К. Основы риторики; Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение: АО «Моск. учеб.», 1996. 5. Николаев Н.А. Учись быть читателем: старшекласснику о культуре работы с научно-популярной книгой. – М.: Просвещение, 1982 Интернет - ресурсы http://www.lab-modern.ru/files/met_proekt.pdf http://idfedorov.ru/catalog/one/item=353 http://lab-modern.ru/files/met_opd.pdf Дополнительные Интернет - ресурсы для учащихся http://metodist.lbz.ru http://www.uchportal.ru http://informatiky.jimdo.com/ http://www.proshkolu.ru/ 18 Приложение 1 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Содержание контроля Входной контроль Форма: Опрос 1 Назови несколько своих увлечений? 2 Есть ли у тебя хобби? 3 На каких уроках тебе интереснее всего в школе? 4 Какие кружки, секции ты посещаешь? 5 Занимался ли ты уже исследованиями? Если занимался – на какую тему? баллы Критерии оценивания 1 Сформирован определенный круг исследовательской деятельности. 2 Сформирован определенный круг исследовательской деятельности. 3 Неопределенный круг интересов, есть деятельности. 4 Неопределенный круг интересов, нет деятельности. интересов, есть опыт интересов, нет опыта опыт исследовательской опыта исследовательской Тест по теме «Техника безопасности на занятиях» 1. При обнаружении возгорания или запахе дыма учащийся должен: а) Убежать из помещения. б) Сообщить педагогу об обнаружении. в) Начать подробно изучать план эвакуации. г) Ничего не предпринимать. 2. При возникновении пожара учащиеся должны: а) Немедленно сообщить педагогу. б) Эвакуироваться из здания и уйти домой. в) Немедленно приступить к пожаротушению и эвакуации имущества. г) Эвакуироваться из здания и находиться на месте, указанной педагогом. 3. Во время поездки на автобусе учащимся нельзя: а) Разговаривать. б) Загромождать проходы сумками, портфелями. в) Открывать окна, форточки, вентиляционные люки без разрешения. г) Сообщать о плохом самочувствии кому-либо. 4. Во избежание несчастных случаев учащимся запрещено: а) Приносить с собой огнеопасные предметы, химические вещества. б) Передвигать и переносить тяжелые предметы, мебель. 19 в) Приходить на любые занятия без спецодежды. г) Пользоваться на занятиях колюще-режущими предметами. 5. Во время экскурсий, прогулок, работе на открытом воздухе: а) Необходимо надеть удобную одежду и обувь, соответствующие сезону и погоде. б) При ходьбе можно снимать обувь и ходить босиком. в) Нельзя пробовать на вкус растения, плоды и грибы. г) Можно пить воду из любых открытых источников (из родников, ручьев, колодцев). 6. При обнаружении бесхозного предмета (конверт, пакет, сумка) учащиеся должны: а) Вскрыть его и узнать, что внутри. б) Сообщить о находке взрослому человеку, педагогу или сотруднику. в) Отнести находку домой или администрации учреждения. г) Накрыть находку чем-то плотным и сообщить о ней педагогу. 7. В случае захвата в заложники обучающиеся должны: а) Высказывать ненависть и пренебрежение к похитителям. б) Отказываться от еды и питья. в) Попытаться сбежать при любом удобном случае. г) Расположиться поближе к окнам и дверям. 8. Во время следования на занятия или домой пешком обучающиеся должны: а) Идти по тротуару, а при отсутствии такового – по обочине дороги. б) Играть на проезжей части только в том случае, если нет проезжающих машин. в) Переходить дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход». г) Должны переходить дорогу прямо, а не наискось и только перебегая ее, а не шагом. Оценка теста по технике безопасности При обработке результатов подсчитываются все правильные ответы, их количество характеризует уровень освоения теоретической части программы: 0 - 2 – отрицательно; 3 – 4 – удовлетворительно; 5 – 6 – хорошо; 7 – 8 – отлично. Текущий контроль Раздел 1. Понятие проекта. Начало проектирования – от проблемы к цели. Форма: Практическая работа Показатели выполнения практической работы: Правильно выявлено противоречие, сформулированы проблема, цель, задачи. Задачи соответствуют поставленной цели. Работа выполнена в полном объеме. 20 Работа выполнена аккуратно. Критерии оценивания Баллы Критерии 9-10 баллов Задание выполнено в соответствии со всеми показателями. 7-8 баллов Задание выполнено в соответствии со всеми показателями. Есть незначительные ошибки. 4-6 баллов Задание выполнено не полностью, или есть значительные неточности в формулировках. 1-3 балла Выполнено менее половины задания, либо допущены значительные ошибки взадании и работа выполнена небрежно. Раздел 2 Начало проектирования: от проблемы – к цели. Форма. Тестирование 1. Проект – это… 1) работа по решению важной для тебя проблемы; 2) изготовление продукта; 3) сбор информации. 2. Проблема – это… 1) планирование твоей деятельности; 2) противоречие между желаемой и реальной ситуацией; 3) постановка цели. 3. Цель – это… 1) это то, что нужно сделать для того, чтобы проблема перестала существовать; 2) это то, что нужно сделать для того, чтобы провести презентацию продукта; 3) это то, что нужно сделать для того, чтобы получить высокий балл за проект. 4. Источники информации – это… 1) то, где можно изготовить продукт; 2) то, где можно попить воды; 3) то, где можно найти информацию. 5. Напиши один источник информации (книги, интернет, СМИ, интервью и т.д.). 6. Продукт – это… 1) это то, что получается при выполнении проекта; 2) это то, что можно есть; 3) это то, что продаётся в магазинах. 7. Презентация – это… 1) работа по решению важной для тебя проблемы; 2) это представление полученного продукта публике. 3) планирование твоей деятельности; 8. Где ты описываешь процесс работы над проектом? 21 1) в большой тетради; 2) в школьном дневнике; 3) в дневнике проектной деятельности. При обработке результатов подсчитываются все правильные ответы, их количество характеризует уровень освоения теоретической части программы: 0 - 2 – отрицательно; 3 – 4 – удовлетворительно; 5 – 6 – хорошо; 7 – 8 – отлично. Раздел 3. Работа с источниками информации. Планирование выполнения проекта. Форма: Практическая работа Показатели выполнения практической работы: 1 Составлен план проекта. 2 Список литературы соответствует цели проекта. 3 Список литературы оформлен в соответствии с требованиями. 4 Работа выполнена в полном объеме. 5 Работа выполнена аккуратно Критерии оценивания Баллы Критерии 9-10 баллов Задание выполнено в соответствии со всеми показателями. 7-8 баллов Задание выполнено в соответствии со всеми показателями. Есть незначительные ошибки. 4-6 баллов Задание выполнено не полностью, или есть значительные неточности в формулировках. 1-3 балла Выполнено менее половины задания, либо допущены значительные ошибки в задании и работа выполнена небрежно. Раздел 4.Разработка и реализация проектов. Экологические проблемы нашего района. Форма: Практическая работа Показатели выполнения практической работы: 1 Разработаны анкета и опросник для интервью (опроса) или составлен план наблюдения 2 Разработаны критерии оценки проекта. 3 Работа выполнена в полном объеме. 4 Работа выполнена аккуратно. Критерии оценивания Баллы Критерии 9-10 баллов Задание выполнено в соответствии со всеми показателями. 7-8 баллов Задание выполнено в соответствии со всеми показателями. Есть незначительные ошибки. 4-6 баллов Задание выполнено не полностью, или допущены ошибки при составлении опросников (или не понята разница между 22 1-3 балла наблюдением и экспериментом), или критерии не соответствуют проекту. Выполнено менее половины задания, либо допущены значительные ошибки в задании и работа выполнена небрежно. Раздел 5. Требования к оформлению проектных и исследовательских работ. Форма . Практическая работа. Создание презентации, буклета Критерии оценивания компьютерной презентации Критерии оценивания Баллы 5 Представление информации 1. Содержание. Содержание работы полностью соответствует теме исследования и излагается последовательно. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. Работа отличается богатством словаря, синтаксических конструкций и точностью словоупотребления. Фактические ошибки отсутствуют. Допускается 1- 2 речевых недочета. 2. Расположение информации на странице. Наиболее важная информация располагается в центре экрана. 3. Использованы шрифты одного типа. 4. Для выделения информации использованы рамки, границы. 5. Объем информации на слайдах – не более трех фактов. Оформление слайдов 1. Соблюден единый стиль оформления. 2. Использовано не более трех цветов на слайде. 4 Представление информации 1. Содержание. Содержание работы соответствует теме исследования. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допущена фактическая ошибка . Допускается 3 -4 речевых недочета. 2. Наиболее важная информация располагается в центре экрана. 3. Использованы шрифты разных типов. 4. Для выделения информации использованы рамки, границы. 5. Допускается незначительная перегрузка слайда информацией. Оформление слайдов 1. Соблюден единый стиль оформления. 2. Использовано более трех цветов на слайде. 23 3 Представление информации 1. Содержание. В работе допущены существенные отклонения от темы. Имеются отдельные фактические неточности. Допущены нарушения в последовательности изложения. Беден словарь, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 2. Допущены нарушения в расположении информации, в перегрузке слайдов информацией. Оформление слайдов. 1. Единый стиль оформления нарушен. 2. Использовано более трех цветов на слайде. Критерии оценки буклета № Критерий Содержание (максимальное количество баллов 25) Содержание буклета соответствует содержанию проекта Использованы достоверные источники Материал изложен ясно, структурирован, изложение доступно Материал может быть доступен людям разных возрастных групп Публикация выполняет свою задачу просветительскую 2 Грамотность (15 баллов) Нет грамматических и иных ошибок Терминологическая ясность и грамотное использование словаря темы 3 Оформление (10 баллов) Буклет оформлен грамотно, наличие графических объектов 45-50 - «отлично»; от 30 до 45 «хорошо»; ниже 30 «удовлетворительно» Баллы Самооценка 1 5 5 5 5 5 10 5 10 Итоговая аттестация Раздел 6. Защита проектной работы. Форма: Выступление на мини-конференции Критерии оценки проектных работ 24 Критерии оценки проекта Содержание оценки критерия Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане? Актуальность Насколько работа является поставленной новой? задачи Верно ли определил автор актуальность работы? Верно ли определены цели, задачи работы? Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике. Проделанная работа Теоретическая решает или детально и/ или прорабатывает на практическая материале проблемные ценность теоретические вопросы в определенной научной области Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость Целесообразность Методы применяемых методов Соблюдение технологии исследования использования методов Выводы работы соответствуют поставленным целям Качество Оригинальность, содержания неповторимость проекта проектной Есть ли исследовательский работы аспект в работе Есть ли у работы перспектива развития Качество Интересная форма продукта представления, но в рамках проекта делового стиля Кол-во баллов Самооценка Оценка руководите ля проекта от 0 до 1 от 0 до 1 от 0 до 1 от 0 до 2 от 0 до 2 от 0 до 2 от 0 до 1 от 0 до 1 от 0 до 1 от 0 до 1 от 0 до 1 от 0 до 2 от 0 до 1 от 0 до 2 25 (презентации) Логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д. Форма материала соответствует задумке Текст легко воспринимается Отсутствие грамматических ошибок, стиль речи Компетентност Четкие представления о ь участника целях работы, о при защите направлениях ее развития, работы критическая оценка работы и полученных результатов Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории. Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы. Докладчик смог аргументированно ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос. Общий уровень достижений обучающихся: 37-30 б - высокий; 29-19 б - средний; менее 18 б - низкий. от 0 до 2 от 0 до 1 от 0 до 1 от 0 до 1 от 0 до 2 от 0 до 2 от 0 до 2 2 2 Подведение итогов Форма. Тестирование 26 Лист самооценки учащегося Да Нет Частично 1. Вы познакомились с деятельностью научного учреждения 2. Вы стали лучше ориентироваться в выбранной сфере деятельности 3. Практика повлияла на выбор будущей профессии 4. Вы участвовали в выборе темы научного исследования 5. Вы изучали дополнительную литературу с целью углубления знаний по проблеме 6. Вы научились составлять проект исследования: цель что необходимо сделать что для этого нужно какова последовательность каков возможный результат 7. Вы получили практические навыки работы - с источниками информации - с установками - с компьютером 8. Вы участвовали в обеспечения 9. Вы проводили расчеты разработке программного 10. Вы выполняли чертежи 11. Вы научились анализировать полученные результаты 12. Иное 13. Вы обсуждали ход работы с Вашим руководителем 14. Ваша работа имела практическое значение 15. Вы получили удовлетворение от ее выполнения 27 Приложение 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Проектная деятельность содержит: - анализ проблемы; - постановка цели; - выбор средств ее достижения; - поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; - оценка полученных результатов и выводов. Элементы проектной деятельности · Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; · Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; · Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус; · Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; · Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; · Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). Задачи проектной деятельности: - обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); 28 - формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); - умение анализировать (креативность и критическое мышление); - умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); - формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие общеучебные умения: 1.Рефлексивные: - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний, - умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2. Исследовательские: - умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей, - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле, - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста), - умение находить несколько вариантов решения проблемы, - умение выдвигать гипотезы, - умение устанавливать причинно-следственные связи. 3. Навыки оценочной самостоятельности. - внешняя оценка, - самооценка. 4.Умение работы в сотрудничестве - умение коллективного планирования, - умение взаимодействия с разными партнерами, - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач, - навыки делового партнерского общения, - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5. Менеджерские: - умение проектировать процесс или изделие, - умение планировать деятельность, время, ресурсы, - умение принимать решение и прогнозировать их последствия, - навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов). 6. Коммуникативные: 29 - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д., - умение вести дискуссию, - умение отстаивать свою точку зрения, - умение находить компромисс, - навыки устного опроса, интервьюирования и т.д. 7. Презентационные: - навыки монологической речи, - умение уверенно держать себя во время выступления, - артистические умения, - умение использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта, - умение отвечать на незапланированные вопросы. 8.Информационные умения и навыки: - обучение работе на ЭВМ (MS Office, Power Point), - обучение работе в сети Интернет, - создание базы данных полезных ссылок в Интернет по темам для облегчения поиска необходимой информации, - использование возможностей Интернет для поиска интересующей информации, анализ и использование полученной информации, - составление и использование программ, моделирующих результат с помощью использования современных информационных технологий, - оформление результата с использованием возможностей современной компьютерной техники, - возможность оценивания результатов научно-исследовательской деятельности и обмен мнениями и опытом, - участие в телеконференциях, конференциях, предоставление возможности участия в грантовых проектах, проводимых в сети Интернет. Под проектной деятельностью понимается творческая работа, для выполнения которой требуется пройти следующие этапы: · анализ и формализация задачи; · разработка модели решения; · выбор инструментария и его обоснование; · планирование работы; · выполнение плана и его корректировка; · проверка работы и разработка сопроводительной документации или отчета; · защита работы. Технология приобщения к исследовательской деятельности В приобщении учащихся к исследовательской деятельности можно выделить несколько этапов. На первом этапе исследовательской деятельности учащиеся осуществляют поиск информации и возможные варианты решения проблемы, поставленной преподавателем. В ходе работы 30 преподаватель организует рефлексию опыта познавательной деятельности с целью осознания учащимися способов работы над проблемой, методов работы с источниками знания. В ходе поисковой деятельности учащиеся занимаются с минимально необходимым набором приемов и методов работы с литературой, которыми нужно овладеть для приобщения к исследовательской работе (метод конспектирования, цитирования, составления тезисов, работы с библиографией, приемы обобщения, анализа, синтеза, сравнения и др.). Также предметом рефлексии становятся методы исследования, применяемые в изучаемой науке. На данном этапе ведущей является образовательная функция. На втором этапе приобщения учащихся к исследовательской деятельности школьники самостоятельно находят и формулируют проблему, подбирают методы, адекватные для решения поставленных задач исследования, составляют план работы и осуществляют научный поиск. На данном этапе формируются умения планировать и самостоятельно организовывать свой поиск. Учащиеся получают опыт постановки проблемы и нахождения ответов на самостоятельно поставленные вопросы. Предметом усвоения становятся также умения, связанные с логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и т.п. Результаты исследования оформляются в виде реферата, статьи, тезисов и представляются на городских, региональных и российских конференциях. Наряду с предметно-содержательными учебными результатами (предметные знания, умения, конкретные решения проблем и т.д.) особым результатом такой организации учебного процесса является рефлексивно осмысленный опыт поисковой деятельности. Таким образом, исследовательская деятельность позволяет выработать умения и навыки, которые необходимы при осуществлении проектной деятельности. Проектная деятельность организуется на таком этапе учебновоспитательного процесса, когда учащиеся демонстрируют достаточный уровень навыков самостоятельной исследовательской работы. Правила оформления презентации проекта При подготовке к презентации, являющейся завершающим этапом проектной деятельности, следует использовать правила оформления презентации исследовательской работы учащегося и помнить, что компьютерная презентация не должна заменить ваш доклад на защите исследовательской работы От презентации требуется акцентирование внимания публики на основных аспектах исследования, поэтому правила оформления презентации проекта необходимо строго соблюдать при подготовке к защите, что поможет непосредственно на защите легко изложить материал индивидуального проекта. Презентация – ваш помощник на защите проекта, она дополняет ваше выступление и подсказывает последовательность изложения информации. 31 Обычно презентацию готовят в Microsoft PowerPoint. Рассмотрим основные правила оформления презентации проекта для школьников и студентов. Выделим основные принципы при разработке мультимедийной презентации: Объем Доступность Актуальность Эстетичность Динамичность Ученическая презентация проекта должна быть оптимального объема. Для передачи ключевых понятий исследовательской работы будет достаточным оформление 10-20 слайдов, так как большее их число может быть утомительным для зрителей и отвлечет внимание публики от сути вашего исследования. Для того, чтобы обеспечить понимание аудитории того, о чем вы будете рассказывать, следует отдать предпочтение адаптированному под их уровень знаний и осведомленности в вашей теме изложению. Для этого следует использовать простые речевые обороты и давать определение всем терминам и понятиям, которые могут быть не известны другим ученикам. Информация, которой вы делитесь, должна быть доступной для ее понимания. Презентация школьного исследовательского проекта должна выражать актуальность исследования, содержать только те толкования и изображения, которые не идут в разрез с общепринятыми научными фактами и утверждениями из достоверных авторитетных источников. Чтобы обеспечить положительное восприятие презентации исследовательской работы и проекта зрителями, нужно учесть все правила цветовых сочетаний, стиля и шрифта при оформлении слайдов. Структура презентации проекта Титульная страница – первый слайд презентации, на котором указывается название работы и основные сведения об авторе исследовательской работы. Содержание представлено в виде плана презентации, в котором выражены основные вопросы, затрагиваемые в ходе исследования. Основная часть презентации состоит из нескольких слайдов, на каждом из которых присутствует заголовок и краткая информация по вопросу. Для качественного восприятия информации необходимо представить основную идею в виде тезиса, привести 1-2 аргумента по теме и оформить краткий вывод. Заключение – слайд, на котором четко и кратко перечислены основные выводы по проведенному исследованию. На последнем слайде вашей презентации необходимо поблагодарить за внимание и указать свои контактные данные. Обратите внимание на то, что слайды презентации проекта не должны быть перегружены текстом, старайтесь формулировать тезисы и разбавлять их 32 картинками и диаграммами. Слайды презентации должны быть оформлены в едином стиле, отличаться может только дизайн титульной страницы. Правила оформления презентации 1. Используйте шрифты с засечками. Они легче читаются. 2. Не используйте прописные буквы в основном тексте. 3. Возьмите за основу 2-3 цвета, презентация не должна быть пестрой. Цвета должны хорошо сочетаться между собой. 4. Не используйте черный цвет. 5. Белый цвет на черном фоне тяжело воспринимается, его трудно читать. 6. Дизайн презентации должен быть лаконичным. 7. Не растягивайте текст и изображения, не мельчите! Оптимальный размер шрифта для заголовка 23-53 пункта, для обычного текста 17-35 пунктов. 8. Шрифт и фон презентации должны быть контрастных цветов. 9. Для смыслового выделения слов в тексте используйте жирный шрифт или подчеркивание. 10. Все рисунки и диаграммы должны наглядно подтверждать текст доклада и меть смысловую нагрузку. 11. Сопровождайте иллюстрации кратким сопроводительным текстом. 12. Не увлекайтесь анимацией. Используйте ее только тогда, когда нужно показать динамику развития определенных процессов или привлечь внимание аудитории к важной информации. 13. Звук должен быть выставлен на оптимальную громкость, чтобы было хорошо слышно, но не чересчур громко. Звуковое сопровождение должно соответствовать сути презентации. 14. Оформление слайдов должно быть нейтральным и не отвлекать внимание от его содержания. Помните, презентация должна быть наглядным материалом, вызывающим интерес зрителей и слушателей к вашему индивидуальному исследованию. Методические рекомендации по созданию буклета БУКЛЕТ – это произведение печати, изготовленное на одном листе, сложенном параллельными сгибами в несколько страниц так, что текст на буклете может читаться без разрезки, раскрывается напечатанный буклет, как ширма. Буклет является рекламным продуктом, презентационным материалом. Создаваться буклет может с помощью текстового редактора Microsoft World, Microsoft Publisher, Canva. При подготовке печатных публикаций можно выделить общие критерии оценки: Выразительность стиля. Ясность написания текстов. Необходимо правильно определить оптимальный объем информации – ее должно быть достаточно для раскрытия какого-то вопроса, но не должно быть слишком много, что 33 повлечет за собой уменьшение размера шрифта и негативно скажется на «читаемости» текста. Продуманность деталей. Целесообразное использование стилей и шрифтов. Привлекательность общего дизайна. Соответствие размещения и содержания информации общей идее. Приступая к созданию буклета, необходимо разработать описание его структуры, продумать краткое содержание информации, определить расположение иллюстраций. Структура буклета будет уточняться при работе над ним, но и, начиная работать, нужно четко представлять себе, для чего и для кого готовится данная публикация. Поскольку буклет является достаточно компактным по своему объему, то и представленная в нем информация должна быть представлена в компактном виде, тезисно. Буклет может содержать рисунки, фотографии. При его подготовке необходимо придерживаться единого стиля оформления. При подготовке любого буклета особенно важным качествами, определяющими его содержание и культуру подачи материала, являются точность, ясность и краткость изложения. Здесь можно продумать девизы, слоганы, эмблемы, которые определяют основную идею публикации, создадут положительный имидж, оригинальное лицо образовательного учреждения. Рекомендации по созданию буклета Из более плотной бумаги получаются более привлекательные и долговечные буклеты, чем буклеты из обычной бумаги для принтеров. Не экономьте на качестве печати. Используйте максимальные настройки качества, которые только возможны. Как создать буклет 1. Как создать буклет в Pablisher. Как сделать буклет с двух сторон. Автор Сергей Фомин: https://www.youtube.com/watch?v=8FtQ5Gk4wyY 2. Publisher для Microsoft 365. https://support.microsoft.com/ru-ru/office/%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82-%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C%D1%8E-publisher825b1199-5fcb-4283-9407-bb9c5ded054f 3. Canva. Создайте буклет прямо в редакторе: https://www.canva.com/ru_ru/sozdat/buklet/ 4. Как создать буклет в Word 1) Видео : https://www.youtube.com/watch?v=wStagq8NZOo 2) Пошаговая инструкция: https://geekon.media/instrukciya-sozdaniya-bukleta-vmicrosoft-word 34 Приложение 3 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ШКОЛА ПРОЕКТОВ» № 1 2 3 4 Наименование темы занятия Кол-во часов Введение – 2 часа Правила техники 2 безопасности. Знакомство с курсом. Раздел 1 Понятие проекта. 8 часов Исследования и 2 проекты в современном мире. Методы научного 2 исследований. Итого за месяц: 6 Республиканские 2 конкурсы научноисследовательских работ. Понятие проекта 2 Дата по расписанию по плану по факту 1 2 гр гр Форма аттестации /контроля 16.09.202422.09.2024 Тест по ТБ опрос Примеча ние (корректировка) 23.09.202429.09.2024 30.09.2024 06.10.2024 часов 07.10.2024 13.10.2024 14.10.2024 Практич 20.10.2024 работа Раздел 2. Начало проектирования: от проблемы - к цели. 12 часов Как выбрать тему 21.10.2024 6 2 проекта. 27.10.2024 Актуальность и 28.10.2024 7 2 новизна проекта 03.11.2024 Итого за месяц: 8 часов Формулирование 04.11.2024 8 2 проблемы, темы 10.11.2024 проекта. Формулирование цели 11.11.2024 9 2 и задач проекта. 17.11.2024 Формулировка 18.11.2024 10 2 предположения 24.11.2024 (гипотезы проекта) Практическая работа 25.11.2024 Устный 11 2 01.12.2024 опрос Итого за месяц: 8 часов Раздел 3. Работа с источниками информации 10 часов Основные источники 02.12.2024 12 2 исследовательской 08.12.2024 информации. Опрос, интервью. 5 35 13 14 15 Работа в библиотеке с каталогами. Правила работы с книгой. Как правильно искать информацию в Интернете. Оформление списка использованной литературы Практическая работа 2 09.12.2024 15.12.2024 2 16.12.2024 22.12.2024 2 23.12.2024 29.12.2024 Сбор материала для проекта Создание проекта 2 30.12.2024 31.12.2024 Итого за месяц: 10 часов Итого за I полугодие: 32 часа Раздел 4. Разработка и реализация проекта 14 часов Критерии оценивания 09.01.2025 17 2 проекта 12.01.2025 Выбор темы проекта, 13.01.2025 18 2 определение 19.01.2025 проблемы. Планирование работы 20.01.2025 19 2 26.01.2025 Итого за месяц: 6 часов Методы и 27.01.2025 20 2 инструментарий 02.02.2025 проекта 16 2 тестировани е 03.02.2025 09.02.2025 10.02.2025 22 2 16.02.2025 Обобщение 17.02.2025 23 2 полученных данных 23.02.2025 Итого за месяц: 8 часов Практическая работа 24.02.2025 практическа 24 2 02.03.2025 я работа Раздел Требования к оформлению проектных и исследовательских работ 10 часов Общие правила 03.03.2025 25 2 оформления 09.03.2025 Технология подготовки 10.02.2025 26 2 презентации 16.03.2025 Правила оформления 17.03.2025 27 2 презентации 23.03.2025 Итого за месяц: 8 часов Требования к 24.03.2025 28 2 оформлению буклета 30.03.2025 Создание презентации, 31.03.2025 практическа 29 2 буклета. 06.04.2025 я работа Раздел. 3. Защита проекта- 12 часов. Требования к защите 07.04.2025 30 2 проекта. 13.04.2025 Я- оратор или 14.04.2025 31 2 21 36 34 инструменты успешного выступления. Культура ведения дискуссии Итого за месяц: Деловая игра «На защите» Защита проектов 35 Защита проектов 2 36 Подведение итогов 2 32 33 20.04.2025 2 10 2 2 21.04.2025 27.04.2025 часов 28.04.2025 04.05.2025 05.05.2025 11.05.2025 12.05.2025 18.05.2025 19.05.2025 25.05.2025 Итого за месяц: 8 часов Количество часов за I полугодие: 32 часа Количество часов за II полугодие: 40 часов Количество часов за год: 72 часа выступление на миниконференци и выступление на миниконференци и тестировани е 37 Приложение 4 Указываются корректировки и дата. № ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ внесенные в программу изменения, Причина корректировка Дата причина Согласование с заместителем директора по УВР (подпись) 38 Приложение 5 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение воспитанниками дополнительных образовательных программ. Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном, конкурентном обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Именно воспитательная система – это способ организации жизнедеятельности и воспитания воспитанников, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Цель: создание единой воспитательной среды, способствующей гармонично развивающейся личности, обладающей нравственной культурой, интеллектуальным, творческим и физическим потенциалом. Задачи: изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики обучающихся; определить основные направления воспитательной работы в детском объединении, ожидаемые результаты, разработать комплекс мер, способствующих реализации воспитательного компонента, создать условия для самореализации детей и подростков, развивать коммуникативные навыки; - формировать гражданскую и социальную позицию личности, патриотизм и национальное самосознание учащихся; - развивать творческий потенциал и лидерские качества учащихся; - создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся. Ожидаемые результаты: - вовлечение большого числа учащихся в досуговую деятельность и повышение уровня сплоченности коллектива; - улучшение психического и физического здоровья учащихся; - сокращение детского и подросткового травматизма; - развитие разносторонних интересов и увлечений детей. Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе объединения. 39 Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы, учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в мероприятиях города, учреждения, объединения: благотворительных акциях, творческих концертах, выставках, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д. (по отдельному плану). Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, игра, викторина, интеллектуальный аукцион, литературная гостиная, дебаты, видеоэкскурс, защита проекта, конференция, лекция-рассуждение, ролевые игры, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия. Воспитательные мероприятия по количеству участников: фронтальные, групповые, парные, индивидуальные. Воспитательные мероприятия по содержанию воспитания: социальные, интеллектуальные, художественные, валеологические, трудовые, социально- педагогической поддержки, досуговые. Методы воспитательного воздействия: словесные, практические и др. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Содержание работы Дата Место Примечание проведения проведения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ День государственного герба и сентябрь МБОУ ДО государственного флага «ЦДОД» Республики Крым. Викторина Участие в акциях: «Белый сентябрь МБОУ ДО цветок», «Журавлик мира» «ЦДОД» Беседа ко Дню учителя. октябрь МБОУ ДО «ЦДОД» Всероссийский урок «Экология и октябрь МБОУ ДО энергосбережение» в рамках «ЦДОД» Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче Беседа Международный день ноябрь МБОУ ДО толерантности «Мы выбираем «ЦДОД» Толерантность» Беседа ко Всемирному дню декабрь МБОУ ДО борьбы со СПИДом «Я выбираю «ЦДОД» жизнь!» Беседа, посвященная Дню декабрь МБОУ ДО неизвестного солдата. «ЦДОД» День Героев Отечества. декабрь МБОУ ДО Проведение информационной «ЦДОД» минутки. День Конституции Российской декабрь МБОУ ДО Федерации. Викторина «ЦДОД» 40 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 1. 2. 1. 2. 3. 1 2 День Республики Крым. Просмотр январь МБОУ ДО видеофильма «ЦДОД» День памяти о россиянах, МБОУ ДО исполнявших служебный долг за «ЦДОД» февраль пределами Отечества. Участие акциях Участие в проведении Дня февраль МБОУ ДО защитника Отечества «ЦДОД» День Конституции Республики апрель МБОУ ДО Крым. Участие в акциях и «ЦДОД» мероприятиях День космонавтики. Гагаринский апрель МБОУ ДО урок «Космос – это мы» «ЦДОД» Участие в проведении Дня Победы май МБОУ ДО в Великой Отечественной войне «ЦДОД» Беседа, посвященная Дню МБОУ ДО май славянской письменности. «ЦДОД» МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ МАН «Шаг в науку» в течение года МБОУ ДО «ЦДОД» Иные научно-исследовательские в течение года конкурсы и конференции РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Участие в республиканском октябрьМБОУ ДО конкурсезащите научно- апрель «ЦДОД» исследовательских работ учащихся- членов МАН Участие во Всероссийских в течение года МБОУ ДО конкурсах научно«ЦДОД» исследовательских работ Консультации по написанию и в течение года МБОУ ДО защите научно-исследовательских «ЦДОД» работ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Индивидуальные беседы В течение МБОУ ДО года «ЦДОД» Родительские собрания: 1.Роль дополнительного сентябрь МБОУ ДО образования в развитии детей. «ЦДОД» 2. Взаимодействие и декабрь взаимопонимание дополнительного образования и семьи. 3.Формирование положительной март самооценки учащегося – важная составляющая семейного воспитания. 4.Актуальные проблемы апрель профилактики негативных проявлений в подростковой среде. 41 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ Правила дорожно-транспортной октябрь МБОУ ДО безопасности пешехода, «ЦДОД» велосипедиста. Особенности поведения на дороге в осенние дни Правила пожарной безопасности в октябрь МБОУ ДО быту и учреждении образования. «ЦДОД» Общие правила электробезопасности Действия в экстремальных октябрь МБОУ ДО ситуациях: во дворе, на улицах, «ЦДОД» дома, в общественных местах Правила безопасности при ноябрь МБОУ ДО общении с животными. «ЦДОД» Профилактика отравлений и ноябрь МБОУ ДО предупреждение острых «ЦДОД» кишечных инфекций. Правила дорожно-транспортной февраль МБОУ ДО безопасности пешехода, «ЦДОД» велосипедиста. Особенности поведения на дороге в зимний период Правила пожарной безопасности в март МБОУ ДО быту и учреждении образования. «ЦДОД» Общие правила электробезопасности Действия в экстремальных март МБОУ ДО ситуациях: во дворе, на улицах, «ЦДОД» дома, в общественных местах Правила безопасности при апрель МБОУ ДО общении с животными. «ЦДОД» 42