Г.И.Кривцова Курс практической грамотности

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОДОБРЕНО
педагогическим советом
протокол № __1___
от «28_» _____08______ 2024 год

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО «ЦДОД»
БР РК
_____________ Т.В. Локтионова
«_28_» _________08____ 2024 год
Приказ № 90

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«КУРС ПРАКТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Направленность: социально- гуманитарная
Срок реализации программы:1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 15 - 18 лет
Составитель: Кривцова Галина Ивановна
Должность: педагог дополнительного
образования

г.Бахчисарай,
2024 г.

РАЗДЕЛ №1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Язык является средством общения и формой передачи информации,
средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского
народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России. Владение
родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во
многом определяют достижения человека практически во всех областях
жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира.
Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные
учениками на уроках, заинтересовывает обучающихся не только сообщением
каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения
предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые
ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что
языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.
В
основе
разработки
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Курс практической грамотности» лежит
следующая нормативно-правовая база:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации (в действующей редакции);
- Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998г. №124 –ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в
действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении
Основ
государственной
культурной
политики» (в
действующей редакции);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г.
№ 642 (в действующей редакции);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка- ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018г. №3;
- Национальный проект «Образование»- ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
2

стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от24.12.2018
г. №16);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. №467 «Об
утверждении целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
- Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
(в действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189- ФЗ
«О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере» (в
действующей редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (в действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
3

образования детей до 2030 года» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым
от
09.12.2021
г.
№
1948
«О
методических
рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ»;
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования
детей до 2030 года в Республике Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г.
№ 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной
сфере при формировании государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики
Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г.
№ 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных
социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере,
отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и
Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на
оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к
полномочиям исполнительных органов Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г.
№ 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной
сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в
соответствии с социальными сертификатами»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования»
и
АНО
дополнительного
профессионального
образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
4

программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников
образовательных
организаций
общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии
с обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
- Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05
«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение
качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны»;
- Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденный постановлением
администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 22.08.2018г. №
438;
Положение о разработке и утверждении дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного
образования
детей»
Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденное приказом от
01.03.2024г. № 29а.
Направленность программы - социально-гуманитарная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составлена для детей 15-18 лет. «Курс практической грамотности» по
русскому языку направлен на совершенствование знаний и умений учащихся
5

по русскому языку в устной и письменной речи. Содержание обучения
ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного
человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать
этические нормы общения.
По виду данная программа является модифицированной: разработана
на основе дополнительной общеразвивающей программы «Курс
практической грамотности», автор - педагог дополнительного образования
Салтан Н.Л., МБОУ ДО «Гуманитарный центр интеллектуального развития»
г. Тольятти. В основу курса легли разработки и исследования в данной
области И.П. Цыбулько, С.И. Львова, Н.В. Егоровой, Е.А. Влодавской,
Н.А.Сениной, Нарушевича А.Г
Актуальность программы.
Программа «Курс практической грамотности» актуальна для
выпускников общеобразовательных учреждений. Она расширяет и
систематизирует теоретические сведения, позволяет организовать изучение и
повторение материала блоками в соответствии с типами заданий ЕГЭ.
Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное
представление о богатстве русского языка, помогает использовать в
повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного предмета обусловлена также и тем, что
единый государственный экзамен имеет свою специфику в формулировке и
содержании заданий и требует своей технологии выполнения заданий, а
значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного,
активного,
дифференцированного
тренинга.
Курс
позволит
усовершенствовать навыки составления своего текста, будет способствовать
развитию речи учащихся, совершенствовать языковую грамотность,
развивать мыслительные операции - все эти умения позволят выпускнику
эффективно учиться и профессионально развиваться в дальнейшем.
Новизна образовательной программы заключается в разработке
педагогом системы занятий и дидактического материала по развитию
речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных навыков на
основе методики Фроловой Т.Я. – интенсивный курс изучения русского
языка (рациональные приёмы и способы решения орфографических и
пунктуационных задач). Система попутного повторения, позволяющая
удерживать в памяти весь изученный ранее материал, определенная система
упражнений делает реальным ускоренное развитие навыков грамотного
письма.
Отличительные особенности программы
Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде
всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и
постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий.
Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки
школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами.
6

Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов
лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки
навыков по решению заданий с изменениями ткущего года..
В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в
орфографии и пунктуации, как то: образование родительного падежа
множественного числа от некоторых существительных, глагольных форм;
знаки препинания в сложных предложениях, знаки препинания при
цитировании и т.д. А также представлен большой теоретический материал,
необходимый для подготовки к ЕГЭ и многочисленные упражнения,
аналогичные экзаменационным заданиям.
Педагогическая целесообразность программы.
Программа востребована учащимися, так как дает им возможность
восполнить пробелы в знаниях, вернуться к уже ранее изученному
материалу, углубить свои знания по русскому языку. Данный курс
разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу
демонстрационные тесты ЕГЭ 2024 года, а также перечень заданий КИМов
2024 года.
Структура тестов ЕГЭ такова, что, кроме заданий по орфографии и
синтаксису, они содержат задания по теории языка, требуют знаний, умений
и навыков по различным разделам языкознания – от орфоэпии до культуры
речи. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным
текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также
создавать свой текст на основе данного.
Адресат программы. Программа разработана для учащихся 15-18 лет
независимо от уровня их подготовленности.
Возрастная категория (15-18 лет) - (ранняя юность) - возраст
характеризуется тем, что в этот период ключевое значение приобретает
ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к
независимости. Основными компонентами этого периода являются дружба,
доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие
чувства, такие как любовь. Старшеклассники пытаются определить
дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них
возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного
вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо
предмету, сколько практической выгодой этой профессии. «Наиболее
главное психологическое новообразование этого возраста – это умение
старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и
находить средства для ее реализации» (Д.И. Фельдштейн). Повышается
уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей,
участвующих в личностном самоопределении школьника. В этот период
происходит становление завершающего этапа созревания личности, который
характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием
теоретического
мышления,
самовоспитанием,
развитием
умения
рефлексировать, формированием уровня притязания.
7

Как выстраивать деятельность:
приобщать
личность
к
общественным
ценностям
и
стимулировать к выбору личных;
поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их
достижения, своевременно корректировать и направлять;
чётко ставить цели перед подростком: чего хотим добиться,
какими знаниями обладать;
определять прикладную направленность обучения. ( Зачем мне
это надо знать, как я это применю в жизни?)
поддерживать подростка позитивно и регулярно. (Доброе слово и
дельный совет лучше порицания).
оценивать положительные действия ребёнка, спрашивать мнение
по предмету, обсуждать с ним курс. Так как ведущая деятельность подростка
– общение, группирование, обучение должно происходить через общение.
не сравнивать результаты обучения подростка со сверстниками,
это может привести к раздражению.
принципах:
принцип
психологической
комфортности
предполагает
психологическую защищенность ученика, обеспечение эмоционального
комфорта, создание условий для восполнения пробелов в знаниях,
повышения уровня грамотности, а также для дальнейшего изучения русского
языка;
- принцип целостности содержания образования – представление
школьника о русском языке, его разделах и их взаимосвязи должно быть
единым и целостным;
- принцип смыслового отношения – языковые единицы должны
представляться не набором абстрактных категорий, а осмысленными и
взаимосвязанными элементами языка, которые используются в повседневной
речи;
- принцип обучения деятельности – важно не столько передать ученику
готовые знания, сколько обучить его самостоятельно находить и
классифицировать языковые единицы, применять правила орфографии и
пунктуации в повседневной практике, выполнять различные задания;
- принцип опоры на предшествующее развитие – программа
предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных
содержанием курса русского языка в 5-9 классах, акцентируя внимание,
прежде всего, на развитии умения выполнять задания повышенной и высокой
трудности.
Объем и срок освоения программы. Общее количество учебных
часов, необходимых для освоения программы, составляет 72 часа. Срок
реализации программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе 36 недель, период обучения - с 16 сентября по 31 мая.
Уровень программы – базовый.
8

Форма обучения – очная форма обучения.
Особенности организации образовательного процесса – группа
одного возраста. Состав группы постоянный. Программа предусматривает 2
вида занятий: теоретические занятия и практические занятия. Наполняемость
групп 10-12 обучающихся. В обучении применяется групповая форма с
индивидуальным подходом, включающая обучение в малых группах.
Режим занятий, периодичность и продолжительность - реализация
программы планируется в 2 группах, по 1 занятию в неделю,
продолжительностью 2 академических часа.
Допускается изменение расписания занятий в течение года по
объективным причинам.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - привитие любви к русскому языку через
систематизацию знаний, умений и навыков, необходимых для успешной
сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Задачи:
образовательные:
- обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания,
представленным в КИМах ЕГЭ- 2025 и изучаемым в школьной программе;
- обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка
и сфере их использования;
- развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретиколитературный словарь;
- способствовать формированию и совершенствованию умений и
навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во
всех основных видах речевой деятельности;
- формировать умение стройно и последовательно излагать свои мысли
и оформлять их в определённом стиле и жанре;
- повышать уровень грамотности учащихся;
развивающие:
- развивать осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
- развивать достаточный объем словарного запаса и усвоенных
грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
- развивать речевую и мыслительную деятельность;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- выявлять и поддерживать одаренных обучающихся.
воспитательные:
9

- воспитывать понимание русского языка как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ
Главная цель воспитательной работы по данной программе – привитие
любви и уважения к русскому языку и русской культуре.
Язык является средством общения и формой передачи информации,
средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского
народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России. Владение
родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во
многом определяют достижения человека практически во всех областях
жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает
его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности.
Согласно годовому плану воспитательной работы в МБОУ ДО
«ЦДОД» (прилагается) в течение года проводятся беседы, посвященные
знаменательным и памятным датам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего
Теория Практика
часов
2
1
1

1.

Вводное занятие.

2.

Литературный язык.
Языковые нормы.

30

6

24

3.

Трудные темы
орфографии и
пунктуации.

26

6

20

Форма
аттестации
(контроля)
Входящая
диагностика
Проверочная
работа
Практикум в
формате ЕГЭ

10

4.

Текст как авторское
высказывание.

10

4

6

Сочинение

5.

Итоговая проверочная
работа.

4

-

4

Проверочная
работа

ИТОГО

72

17

55

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие - 2 часа.
Теория: Правила техники безопасности. Знакомство с планом работы
кружка. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ. Нормативные и
методические документы по подготовке и проведению государственной
(итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по
русскому языку в текущем году. Спецификация экзаменационной работы.
Кодификатор.
Практика: беседа.
Форма аттестации: входящая диагностика в виде тестирования.
Раздел 1. Литературный язык. Языковые нормы - 30 часов.
2.1. Теория: Типы норм. Словари русского языка. Понятие нормы.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм.
Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Практика: Работа со словарями.
2.2. Теория: Орфоэпическая норма. Основные правила орфоэпии.
Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения
орфоэпических и акцентологических норм.
Практика: Упражнения на предупреждение ошибок на орфоэпическом
уровне.
2.3. Теория: Лексическая норма. Лексическое и грамматическое
значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка:
омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и
лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и
новые слова. Фразеологизмы.
Практика. Упражнения. Тесты. Речевые ошибки на лексическом
уровне, их предупреждение.
2.4. Теория: Морфологические нормы. Правила и нормы образования
форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова.
Практика: Грамматические и речевые ошибки на морфологическом
уровне, их предупреждение.
2.5. Теория: Синтаксические нормы. Предложение. Порядок слов в
предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения,
способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная
норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование
11

сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым
словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными
членами.
Построение
сложноподчиненных
предложений.
Нормы
примыкания.
Правильное использование деепричастного
оборота.
Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в
косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их
предупреждение.
Практика: Отработка умений и навыков (упражнения, тесты) по
соблюдению синтаксических норм.
2.6. Теория: Нормы письменной речи: орфографические и
пунктуационные нормы.
Практика: Отработка умений и навыков (упражнения, тесты).
Форма аттестации: Проверочная работа.
Раздел 2. Трудные темы орфографии и пунктуации - 26 часов.
3.1. Теория: Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов
при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской
орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи;
правописание корней. Правописание приставок; правописание личных
окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени;
правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-);
правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание
омонимичных слов и сочетаний слов).
Практика: Выполнение упражнений, тестов по отработке
орфографических умений и навыков.
3.2. Теория: Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов
при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации.
Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с
однородными членами, при обособленных членах (определениях,
обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении,
в сложноподчинѐнном предложении; знаки препинания в сложном
предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с
разными видами связи.
Практика: Выполнение упражнений, тестов по отработке
пунктуационных умений и навыков.
Форма аттестации: практикум в формате ЕГЭ.
Раздел 3. Текст как авторское высказывание - 10 часов.
4.1. Теория: Анализ исходного текста (проблемы, авторская позиция).
Предупреждение ошибок при написании сочинения. Смысловая и
композиционная целостность текста. Последовательность предложений в
тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между
частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и
12

дополнительная информация микротекста. Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые
типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при
определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика.
Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование,
лексика и фразеология, морфология, синтаксис).
Практика: Разноаспектный анализ текста. Выполнение тестов,
упражнений на предупреждение ошибок при определении типа речи и стиля
текста, его фрагмента. Информационная обработка письменных текстов
различных стилей и жанров.
4.2.
Теория: Изобразительно-выразительные средства языка.
Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика.
Стилистические фигуры.
Практика: Предупреждение ошибок при написании сочинения.
Упражнения на выявление знаний, умений и навыков по выполнению
экзаменационной работы.
4.3. Теория: Исходные тексты, их характеристика. Информационная
насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений.
Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной
экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды
проблем. Способы формулировки проблемы.
Практика: Анализ текстов и проблем экзаменационных работ
предыдущих лет.
4.5. Теория: Комментарий к сформулированной проблеме исходного
текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление
комментария. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Требования к формулировке позиции автора в письменной работе.
Практика: Анализ оформления авторской позиции в письменных
работах выпускников.
4.6. Теория: Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы
аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.
Практика: Анализ письменных работ обучающихся с точки зрения
правильности и убедительности приводимых аргументов.
4.7. Теория: Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения.
Практика: Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной
работы, их предупреждение.
4.8. Теория: Точность и выразительность речи. Речевая культура.
Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи.
Речевые недочеты. Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их
предупреждение. Этическая норма.
Практика: Анализ и редактирование образцов ученических сочинений.
Редактирование собственных текстов.
13

Форма аттестации: Сочинение в формате ЕГЭ.
Раздел 5. Итоговая проверочная работа (репетиционный ЕГЭ) – 4
часа.
Практика: Итоговые занятия. Анализ итоговой проверочной работы.
Подведение итогов учебного года.
Форма аттестации: решение варианта ЕГЭ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся должны
знать / понимать:
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной,
официально-деловой сферах общения;
- основные особенности функциональных стилей;
уметь:
- оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного
языка;
(орфографических,
орфоэпических,
словообразовательных,
лексических, морфологических, синтаксических);
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию,
морфологии и синтаксису в практике правописания;
- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского
литературного языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по
прочитанному тексту;
- аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои
мысли;
- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и
пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими
требованиями к письменной экзаменационной работе.

14

РАЗДЕЛ №2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 группа
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
2
72
Режим занятий
1 раз в неделю
по 2 академических часа
Перерыв 15 минут

Дата начала
обучения по
программе
15 сентября
2024

Дата
окончания
обучения
31 мая 2025

Каникулы
01 июня 2024 – 14 сентября 2025

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2 группа
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
2
72
Режим занятий
1 раз в неделю
по 2 академических часа
Перерыв 15 минут

Дата начала
обучения по
программе
15 сентября
2024

Дата
окончания
обучения
31 мая 2025

Каникулы
01 июня 2024 – 14 сентября 2025

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое
обеспечение.
Для
проведения
теоретических и практических занятий требуется учебный кабинет,
соответствующий санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
Оборудование:
- столы;
- стулья;
- доска;
- мультимедийный проектор;
- компьютер (ноутбук).
Информационное обеспечение - мультимедийные
видео-материалы; подборка интернет-сайтов.

презентации,

15

Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования,
имеющий высшее педагогическое образование, опыт работы с детьми в
рамках образовательной программы.
Методическое
обеспечение.
Образовательный
процесс
по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе « Курс
практической грамотности» реализуется в очной форме. Допускается
реализации программы в формате дистанционного обучения (при
необходимости).
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и
практическую части. Источником информации являются материалы
учебников, пособий для подготовки к ОГЭ, Интернет-ресурсов.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации
занятий, разнообразны, например:
- словесные методы: устное изложение, беседа, анализ текста,
объяснение, лекция;
- наглядные методы: показ видеоматериалов, иллюстраций, работа по
образцу, наблюдение.
Практические занятия позволяют реализовать воспитательную цель и
развивать творческие способности учащихся. Виды практической
деятельности:
творческие
работы,
комплексный
анализ
текста,
интеллектуальные игры, викторины, тестирование. Разработан и оформлен
дидактический материал в виде отдельных раздаточных папок.
Вышеизложенные методы, их последовательное комплексное
сочетание в педагогическом процессе ориентированы на организацию
познавательной деятельности с постепенным увеличением доли
самостоятельности и творчества детей.
В процессе обучения применяются педагогические технологии:
личностно ориентированное обучение, здоровьесберегающие, развитие
критического мышления, интерактивные технологии.
Формы организации образовательного процесса подбираются с учетом
цели и задач программы, специфики содержания данной образовательной
программы и возраста обучающихся: групповая, индивидуальная,
индивидуально-групповая, наставничество.
Формы взаимодействия субъектов образовательного процесса в
случае электронного обучения с применением дистанционных технологий
предусматривается взаимодействие с педагогом, обучающимися, родителями
– помощниками в техническом обеспечении образовательного процесса.
Формы организации учебного занятия:
теоретические:
- лекция с элементами беседы;
- выступление, рассказ;
- презентация;
практические:
- практикум;
16

- выполнение тестов;
- работа с книгой, словарем;
- редактирование предложений, текстов, написание изложений,
сочинений;
- анализ текста (знание содержания, умение находить аргументы из
текста при написании сочинения).
Алгоритм учебного занятия. Занятие состоит из следующих этапов:
1. Постановка целей и задач занятия.
2. Актуализация знаний обучающихся по данной теме.
3. Работа с теоретическим материалом (таблицы, тексты, Интернет)
4. Практикум по пройденному материалу.
5. Подведение итогов.
Дидактические материалы
Для проведения занятий используются:
1. Таблицы в электронном варианте по русскому языку по всем
разделам школьного курса (автор Фролова Т.Я.);
2. Схемы по русскому языку по всем разделам школьного курса;
3. Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка;
4. Демонстрационные карточки со словами для запоминания;
5. Раздаточные папки «Курс практической грамотности».
Главное условие успешного обучения – это способность педагога
постоянно совершенствовать занятие, находить новые подходы, приемы
обучения обучающихся, это - создание ситуации успеха, использование
дифференцированного и индивидуального подходов, возможность
поделиться своими достижениями и успехами, возможность каждого
обучающегося видеть своё движение вперёд, педагогическое сотрудничество
и др.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Контроль над результатами обучения осуществляется по трём
направлениям:
- учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи,
слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно
излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение
нормами
произношения,
словообразования,
сочетаемости
слов,
конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией
русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями,
нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё
отношение к действительности в соответствии с коммуникативными
задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Основные виды контроля:
17

1.
Входная диагностика (тест).
2.
Текущий контроль (тестирование, словарные диктанты,
цифровые диктанты и др.)
3.
Промежуточный (проводится в форме тестирования, написания
сочинения).
4.
Итоговый (в конце курса) проводится решения КИМ в формате
ЕГЭ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Архарова Д.И. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание
рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2009.
2. Егораева Г.Т. Выполнение задания 27 учебно-методическое пособие.
– М.: Экзамен, 2023.
3. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к
выполнению 27 задания. – М.: Экзамен, 2019.
4.Ивашова О.Д. Эффективная подготовка к ЕГЭ и централизованному
тестированию. – М.: Экзамен, 2018.
5. Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию и литературной правке.
- М.: 1997.
6. Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ – 2020. Вступительные испытания.
Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. Ростов-на-Дону, Легион, 2023.
7. Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ – 2021. Тренировочные тесты. Ростов-на-Дону, Легион, 2023.
8. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение: ЕГЭ.
Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2017.
9. Пахнова Т.М. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в
процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2018.
10. Угроватова Т.Ю. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки
к ЕГЭ. – М.: Эксмо, 2008.
11. Фролова Т.Я. Методика интенсивного обучения правописанию.
Русский язык.- Симферополь.: «Таврида», 2006
12.Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н.. Сдаём ЕГЭ 2024-2025 годы. Русский
язык. - М.: Дрофа, 2024.
13.Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2024. Русский язык. Сборник
экзаменационных заданий.- М.: Эксмо, 2023.
Литература для родителей и учащихся:
1.
Егораева Г.Т. Выполнение задания 27: учебно-методическое
пособие. – М.: Экзамен, 2021.
2.
Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к
выполнению 27 задания. – М.: Экзамен, 2021.
18

3. Ивашова О.Д. Эффективная подготовка к ЕГЭ и централизованному
тестированию. – М.: Экзамен, 2018.
4. Кулюкина Л.А, А.А.Позднякова. Практикум по русскому языку для
подготовки к ЕГЭ: «Фонетика», «Лексика», «Словообразование»,
«Морфология». - М.: АСТ: Астрель, 2018.
5. Махонина М.Н., Н.М.Девятова. Сборник контрольно-тренировочных
и тестовых заданий. Русский язык. 10-11 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2018.
6. Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ – 2024. Тренировочные тесты. Ростов-на-Дону., Легион, 2024.
7. Симакова Е.С. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к
ЕГЭ: «Сочинение». - М.: АСТ: Астрель, 2017.
8. Сокольницкая Т.Н.. Русский язык: сочинение-рассуждение. Сдаём
без проблем! – М.: Эксмо, 2017.
9. Пахнова Т.М. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в
процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2018.
10. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2024. Русский язык. Типовые тестовые задания. –
М.: Экзамен, 2024
11. Фролова Т.Я. Грамотность за 12 занятий. Русский язык. Симферополь, 2013
12. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2019. Русский язык. Сборник
экзаменационных заданий.- М.: Эксмо, 2018.
13. Шуваева А.В. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к
ЕГЭ: «Речь. Текст». - М.: АСТ: Астрель, 2017.
14. «Я сдам ЕГЭ. Модульный курс. Русский язык. Рабочая тетрадь» –
учебн. пособие для общеобразовательных организаций. – М.:
«Просвещение», 2021.
15. Диагностические работы СтатГрад и открытый банк заданий
ФИПИ.
Интернет-ресурсы:
1.
Справочно-информационный
портал
«Грамота.ру».
http://www.gramma.ru
2. Портал «Культура письменной речи». http://rusgram.narod.ru
3. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского
языка им. В. В. Виноградова РАН. http://www.slovari.ru
4. Журнал Русский язык [электронный ресурс] – режим доступа:
http://rus.1september.ru
5. Интернет-портал «RroШкoлу.ru» [электронный ресурс] – режим
доступа: http://www.proshkolu.ru
6. Сайт «Открытый класс (сетевые образовательные сообщества)»,
http://www.openclass.ru
7. Сайт «Решу ЕГЭ» языку [электронный ресурс] – режим доступа:
https://ege.sdamgia.ru
19

8. Сайт «Учительский портал – международное сообщество учителей»,
[электронный ресурс] – режим доступа: http://www.uchportal.ru
9. Сайт ФИПИ, Открытый банк заданий к ЕГЭ по русскому языку
[электронный ресурс] – режим доступа: http://www.fipi.ru/content/otkrytyybank-zadaniy-ege
10. Сеть творческих учителей [электронный ресурс] – режим доступа:
http://www.it-n.ru/
Адреса сайтов информационной поддержки ЕГЭ
www.ege.edu.ru
- портал информационной поддержки ЕГЭ (все нормативные
документы, форум) www.math.mioo.ru
- МИОО (тренировочные задания по всем предметам)
www.fipi.ru
- Федеральный институт педагогических измерений (нормативные
документы по ЕГЭ, демонстрационные версии КИМов по всем предметам)
www.final.ron.rbcsoft.ru
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
(нормативные документы)
www.mon.gov.ru
- Министерство образования и науки (нормативные документы)
www.edu.ru
- Российское образование. Федеральный образовательный портал.
(нормативные документы)

20

Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Структура контрольно-измерительных материалов
Экзаменационная работа по русскому языку в формате ЕГЭ состоит из
27 заданий.
С 1-26 задание с выбором ответа, который нужно правильно записать в
бланк ответов.
27 задание – это задание открытого типа с развёрнутым ответом
(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на
основе прочитанного текста.
Представленная программа предусматривает изучение правил сдачи
ЕГЭ, знакомит со спецификацией КИМов, позволяет организовать изучение
и повторение материала блоками в соответствии с типами заданий ЕГЭ.
Практические работы проводятся по материалам учебных пособий:
Оценка тестовых работ.
При проведении проверочных работ критерии оценок следующие:
«5» -75 – 100 %; «4» -60 – 74 %;
«3» 36 – 60 %; «2»- менее 35 %.
Оценка сочинений
Сочинения проверяются согласно критериям, опубликованным на
сайте ФИПИ.
Проверочная работа №1
Входная диагностика
1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук? Запишите это слово.
1) значИмый 2) баловАть 3) нАчали 4) свЁкла
2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
Исправьте ошибку и напишите верный ответ.
1.
Воспитатель ещё раз напомнил родителям, чтобы они, собирая детей на
дачу, ОДЕЛИ на них панамки.
2.
Конкретный эффект от увеличения угла обзора при работе с
компьютером зависит от многих факторов, в том числе от того, в какую
сторону пользователь ОТКЛОНЯЕТСЯ от центра экрана.
3.
ЗАТРУДНЁННОЕ дыхание больного вызывало опасение за состояние
его здоровья.
4.
ПОДОБНЫЙ феномен в последние годы можно наблюдать возле
берега водохранилища и над вершинами Сокольих гор.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите
правильный ответ.
1.
все повара
2.
более глубже
21

3.
4.

шестьюстами метрами
кладите на место

4. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?
Усыпа(1)ая хвоей дорожка из бора вывела в липы, где пряталась
тесовая крыша с узорчатой, раскраше(2)ой вышкой, это и была девичья,
выстрое(3)ая настоящим русским теремом.
5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая
гласная корня?
1.
кр..пыш, обл..скать, од..брительный
2.
объ..снение, выгл..деть, к..снуться
3.
предл..гать, пр..тензия, обр..млённый
4.
р..мантичный, орг..низовать, р..форма
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1.
зав..южило, фамил..ярный, гнездов..е
2.
пр..добрый, гостепр..имный, правопр..емник
3.
не..данный, и..ношенный, ра..двинутые
4.
вз..скание, без..нтересный, про..грав
7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1.
заблуд..шься, восстановл..нный
2.
побел..шь, утвержда..мый
3.
забуд..шь, вызыва..мый
4.
отвеча..шь, барабан..вший
8. Выпишите слово (слова), где пропущена буква И.
1.
толщ..на
2.
одол..вать
3.
кра..шек
4.
подраг..вать
9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1.
ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета необычайно
мелодичны, (ПО)ЭТОМУ многие из них легли в основу романсов.
2.
(В)ОТЛИЧИЕ от других представителей либерального
лагеря, Павел Петрович всегда твёрд в отстаивании своих принципов, и
(ПО)ТОМУ он смело противостоит Базарову.
3.
В разные концы планеты попадают керамические изделия
из Гжели, ЧТО(БЫ) украшать быт людей, а ТАК(ЖЕ) воспитывать чувство
прекрасного.

22

Я рассказал Ивану Петровичу всё, что случилось, и пожелал
узнать его мнение (НА)СЧЁТ предопределения, (ТАК)КАК это было очень
важно.
10. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые?
В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был
человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима
Петровича.
11. Укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять
запятые?
«Евгений Онегин» (1) может быть (2) самый необычный роман в
мировой литературе. И автор (3) вероятно (4) тоже отдавал себе в этом отчёт:
роман и стихи
12. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
(Знаки препинания не расставлены.)
1.
В творчестве лучших театральных художников эскиз не
только рабочий план сценического оформления но и самостоятельное
художественное произведение.
2.
Лекари Шумера из стеблей и корней растений
изготавливали порошки и настои.
3.
Из-за дождя ходить в лес или на реку можно было лишь в
резиновых сапогах или босиком.
4.
Летом одинаково хорошо и в лесу и в поле и на лугу.
Проверочная работа №2
Литературный язык. Языковые нормы.
2. Задание 2 № 39809
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое
должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите
это местоимение.
3. Задание 3 № 39810
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся
значения слова, выделенного в последнем предложении текста. Определите
значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной
статьи.
ОСНОВА, —ы, ж.
1) Опорная часть предмета, сооружения; основание. Железобетонная
основа конструкции.
23

2) Источник; главное, на чём строится что-нибудь, что является
сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества.
3) мн. ч. Исходные,
главные
положения
чего-нибудь. Основы
экономических знаний.
4) В значении предлога с родительным падежом; опираясь на чтонибудь, в соответствии с чем-нибудь, имея что-нибудь в качестве исходного
пункта. Действовать на основе инструкции.
5) Существенный признак, по которому распределяются явления,
понятия. Единая основа классификации.
4. Задание 4 № 39811
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
сверлИт
красИвее
занялА
начАв
грАжданство
5. Задание 5 № 39812
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к
выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ПАМЯТЛИВЫЕ места нашего города привлекают местных жителей и
туристов, так как являются частью истории нашей страны.
Предварительное изучение ЛЕДОВОЙ обстановки в северных морях
помогает избежать многих проблем в районе Крайнего Севера.
За годы пребывания в Италии композитор создал ряд оперных
произведений, имевших у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей большой успех.
ОТБОРОЧНЫЙ тур чемпионата Европы по футболу прошёл в столице
Великобритании — родине этого вида спорта.
В ПРОДУКТОВОЙ корзине жителя современного мегаполиса
обязательно должны быть овощи и фрукты.
6. Задание 6 № 38464
Отредактируйте
предложение:
исправьте
лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень
оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних
слоёв достигает 6−8 °С — для кедра и 8−10 °С — для ели и пихты.
7. Задание 7 № 39813
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании
формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
урожай ПОМИДОРОВ
БЛИЖАЙШАЯ станция
у наших ВОРОТ
нет ПОЛТОРАСТА рублей
детские ДОКТОРА
8. Задание 8 № 39814
24

Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
А)
неправильное
употребление
падежной
формы существительного с
предлогом
Б)
неправильное
построение предложения с
косвенной речью
В)
нарушение
в
построении предложения с
несогласованным
приложением
Г)
неправильное
построение предложения с
деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Сразу по приезде в губернский город
Чичиков попытался установить деловые связи
с местными чиновниками.
2) Возвращаясь в родные места, мне
вспомнились детские впечатления от впервые
увиденной грозы.
3) Через неделю после венчания А. С. Пушкин
сообщает другу П. А. Плетнёву, что «я женат и
счастлив».

4) Установить направление движения
древних материковых оледенений можно
благодаря изучения состава и строения
валунов — обкатанных и слегка закруглённых
камней.
Д) ошибка в построении
5) Слова, по мнению Платона, лишены
предложения
с исторического
развития
и
являются
однородными членами
результатом постановления «законодателей»,
которые раз и навсегда определили как
звучание, так и значение слов в языке.
6) Сверхпроводники — это материалы, не
имеющие электрического сопротивления при
сильном охлаждении, поэтому плотность
электрического тока, протекающего по такому
материалу, может достигать гигантских
значений.
7) Если провести опрос среди молодёжи, то
можно убедиться в том, что сегодня молодые
люди воспринимают и думают о жизни иначе,
чем предыдущие поколения.
8) В пьесе А. П. Чехова «Вишнёвом саде»
мысли о будущем России наиболее полно
выражены в монологах Пети Трофимова,
молодого интеллигента, жизнь которого полна
труда и лишений.

25

9) Благодаря комментариям Ю. М. Лотмана к
«Евгению Онегину» каждый читатель лучше
понимает эпоху А. С. Пушкина.
А

Б

В

Г

Д

Проверочная работа №3
Трудные темы орфографии и пунктуации.
9. Задание 9 № 30107
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда
содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера
ответов.
1) ослепительный, предназначение, кормить
2) фразеологический, выскочка, артиллерия
3) молчание, соединение, развиваться (благодаря чтению)
4) роскошный, сокращать, долина
5) предположительно, сращение, вереница
10. Задание 10 № 14573
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда
пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ро..черк, не..гибаемый, пере..дать;
2) пр..интересный, пр..тендент, пр..творяется (в жизнь);
3) без..скусный, за..нтересованный, во..стину;
4) поз..вчера, не..бозримый, ..твергнуть;
5) без..ядерный, п..едестал, из..ян.
11. Задание 11 № 18182
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда
пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) улыбч..вый, ноч..вать
2) кра..шек, тем..чко
3) велотренаж..р, туш..нка
4) развед..вательный, размаз..вать
5) слев.., вин..ватый
12. Задание 12 № 14494
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда
пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) скоропорт..щиеся, донос..тся (звуки)
2) перелов..т (рыбаки), мо..щиеся
3) дорогосто..щая, выкрикива..щая
4) посыла..мый, наруша..т (водитель)
5) оклеива..мый, (дуб) спил..тся
13. Задание 13 № 131
26

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Это был никому (не)известный артист.
Часто (не)достаёт решительности, чтобы отстоять свои убеждения.
Мне пришлось пережить (не)поддающийся описанию ужас.
В нем (не)было ни совести, ни доброты, ни честности.
Никто (не)мог назвать его злым человеком.
14. Задание 14 № 5536
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(НЕ)СМОТРЯ на университет и театр, жить в городе было КАК(ТО)
скучновато.
(ПО)НАЧАЛУ не стоит тренироваться (В)ПОЛНУЮ силу.
Сергей (НА)ИЗУСТЬ знал правила дорожного движения и теоретическую
часть экзамена сдал (С)ЛЁТУ.
Мухтар (ПО)ДОЛГУ недвижно лежал у двери, Марья не раз пыталась
отвлечь его от тяжёлых собачьих дум едой, но всё было (В)ПУСТУЮ.
(ПО)ТОМУ, как человек одет, часто делается вывод о его служебном
статусе, профессии, а ТАК(ЖЕ) о его положении в обществе.
15. Задание 15 № 3584
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Непроше(1)ые гости подошли к струга(2)ому столу, на котором были
расставле(3)ы деревенские яства: яйца, картошка, огурцы и
клюкве(4)ый морс в глиня(5)ом кувшине.
16. Задание 16 № 23
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству
интересов фирмы?
2) Сердце Курочкина скатилось под уклон «русских горок» и бешено
забилось где-то в районе солнечного сплетения.
3) Мальчишки и девчонки нашего класса а также их родители приняли
участие в школьном спектакле.
4) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или
цветов.
5) В России континентальный климат и здесь особенно суровая зима.
17. Задание 17 № 3159
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте
которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сейчас (1) смущённый (2) он стоял перед нами (3) теребя платок (4) и
(5) что-то рассматривая под ногами.
18. Задание 18 № 972
27

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на
месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
А вы (1)надменные потомки (2)
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы(3) жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд(4) наперсники разврата!
(Михаил Лермонтов)
19. Задание 19 № 4259
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте
которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Тем временем (1) пожилой хозяин (2) на лице (3) которого (4) было
написано истинное добродушие (5) с искренним участием расспрашивал
меня о путешествии.
20. Задание 20 № 4494
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте
которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Новый агроном ещё утром предупреждал (1) что приближается мощный
грозовой фронт (2) и (3) что (4) если не начать уборку пшеницы (5) то она
поляжет под дождём и сгниёт.
21. Задание 21 № 18113
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в
соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих
предложений.
(1)Холм на берегу реки Чепца является одним из красивейших мест
Удмуртии, с него открывается великолепный вид на окрестности: далеко
внизу петляет река, к горизонту мягкими волнами поднимаются холмы,
поросшие елями.
(2)До наших дней дошло множество легенд о происхождении названия
этой горы, и, по преданиям, у горы Байгурезь было два названия.
(3)Первое — Байгурезь, которое в переводе с удмуртского значит «богатая
гора». (4)Второе название горы — Бакгурезь, что означает «немая гора».
(5)Легенда гласит, будто давным-давно у подножия горы жил богатый
мельник, у которого была одна дочь. (6)Когда пришла пора выдавать
девушку замуж, мельник заявил, что дочь свою отдаст только за того
человека, который поднимется на гору по самому крутояру. (7)Никто из
претендентов не смог покорить гордую гору, поскольку не знал о том, что у
духа горы нужно попросить благословения. (8)А в одной из окрестных
деревень жил юноша: ловкий, красивый, умный, но глухонемой. (9)Когда он
попросил руки дочери мельника, тот указал ему на гору — юноша попросил
28

благословения и, быстро забравшись на вершину, чудесным образом якобы
обрёл дар речи.
Проверочная работа №4
Текст как авторское высказывание.
Сочинение по тексту из открытых источников ФИПИ
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по
Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
(избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеруиллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями
и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и
обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме
исходного текста. Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный
или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Практическая работа №5
Итоговая проверочная работа
Диагностические работы СтатГрад и открытый банк заданий ФИПИ.

29

Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации программы используются разнообразные
формы занятий: занятия-объяснения; занятия обобщения и систематизации
знаний; контрольно-проверочные занятия; комбинированные занятия;
тестирование.
При подготовке к ЕГЭ используется простая методика, в основе
которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:
Первый шаг. Вспоминаем теорию. Теоретический материал по
основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и
компактном виде в схемах и таблицах (предпочтения отдаются таблицам
Фроловой Т.Я., а также тем, которые разрабатываются совместно с
учащимися.
Подобная
систематизация
материала
способствует
максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не
только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме
того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и
активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в
компактном, но и в расширенном и углубленном виде.
Теория
–
фундамент.
Вспоминаем
и
восстанавливаем,
систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций,
презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим
находить и повторять материал по определенной теме или
блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем,
скажем, лекция педагога. Поэтому при повторении той или иной темы я
дополнительно предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (где
можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме) или
чаще даю готовый теоретический материал.
Второй шаг. Создаем алгоритм решения «задач».
Мы называем задания теста задачами. Поэтому выстраиваем
последовательность действий при выборе ответа. Здесь важно, чтобы ученик
при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не
только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет
совсем не сложно найти правильный ответ.
Третий шаг. Слушаем друг друга.
Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг
друга. Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки
собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого
разрабатываются критерии оценки познавательной деятельности и её
результатов. Задача заключается в том, чтобы научить школьников
самостоятельно объективно оценивать свою работу.
Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно.
Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям
позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого
успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз,
30

только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все свои
рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности:
«Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить,
почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему
заданию».
Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы
детей анализирую после каждого тестирования.
Подготовка к итоговому контролю предполагает повторение
большого объема предметного материала.
I этап – выявление пробелов
обучающихся и составление
своеобразной индивидуальной программы повторения.
На этом этапе уточняются пробелы в знаниях и умениях по ранее
изученным темам.
Источниками информации являются:
– самооценка ученика,
– данные текущих работ и по необходимости тестирование,
– специальная диагностика (тестовые задания различных видов,
результаты проверочных работ и т.д.). На основании этой информации
ставятся задачи, выбираются формы и приемы их решения.
Для организации повторения необходимо разработать программу
повторения по предмету за период, который выносится на контроль.
Организация закрепления пройденного материала.
II этап – устранение пробелов, работа над ошибками, закрепление
пройденного материала.
Занятие на данном этапе организуется индивидуально, в парах (по
скайпу).
Школьники работают по нескольким временным объединениям для
выполнения конкретной учебной задачи.
Применяю различные эффективные методы и формы подготовки.
Эффективная форма подготовки.
Индивидуальная работа, групповая дискуссия, анкетирование
(тестирование), мини-лекции, творческая работа, устные или письменные
размышления по предложенной тематике.
Различные виды работы по орфографии.
Тематические диктанты (диктанты на одно правило).
Словарные диктанты с последующим объяснением.
Комментированное письмо.
«Итоговый тест, позволяющий определить, повысил ли ученик свой
уровень грамотности.
Обычно большинство учащихся успешно справляются с этим заданием.
Эффективные приёмы для работы над правилами пунктуации
Тексты, как из отечественной, так и из зарубежной литературы,
классической и современной. Тексты научного или публицистического стиля
(газетные и журнальные статьи, фрагменты из справочников, энциклопедий).
31

Готовые реальные задания с сайта ФИПИ.
Для отработки элементарных знаний и умений (орфоэпия,
орфография) я использую методику тренажера.
При этом использую фронтальную, индивидуальную форму обучения.
У каждого вида работы свое предназначение: при фронтальной работе
рассматриваются общие подходы, методы выполнения заданий; при
индивидуальной работе осуществляется “доучивание” – ликвидация
пробелов в знаниях.
Контроль освоения учебного материала
III этап – итоговая диагностика: осуществляется проверка знаний и
умений по темам, которые повторялись и закреплялись на II этапе.
Цель контроля на этом этапе – выяснение достигнутого уровня знаний
обучающихся.
Для этого снова могут применяться различные тесты, контрольные и
проверочные работы и т.п. Данный этап для ученика может быть либо
завершающим, если индивидуальная программа повторения школьника
реализована (все темы повторены), либо промежуточным, если требуется
повторить следующие темы или задания другого уровня.
Другое направление этой работы – освоение тестовых технологий.
Использование этих технологий в практике позволяет мне существенно
повысить уровень подготовки учащихся к ОГЭ. Однако использование
тестовой формы контроля не всегда даёт представление о качестве и глубине
знаний, о способностях ученика, поэтому я тщательно подхожу к отбору
тестов и их составлению, разумно сочетая традиционные и тестовые
технологии.
Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала,
закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды
тестов: с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на
установление истинности или ложности, на припоминание.
В своей работе активно использую ИКТ технологии.
Цифровые образовательные ресурсы, а также интернет-ресурсы,
которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену.
При создании и компоновке обучающих блоков учитываю, что дети
по-разному воспринимают визуальную и звуковую информацию, по-разному
анализируют задания, использующие формулы, схемы, текст и т.д.
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/07/25/metodikapodgotovki-k-ege-po-russkomu-yazyku-iz-opyta-raboty

32

Приложение 3
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«КУРС ПРАКТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ»
№

1

2
3

4
5
6

7

8
9

10
11

12
13
14

Наименование темы
занятия

Кол-во
часов

Дата по расписанию
по плану
по
факту
1
2
гр гр

Форма
аттестации
/контроля

Приме
чание
(корре
ктиров
ка)

Введение – 1 час
Правила техники
2
16.09.2024практическа
безопасности.
22.09.2024
я работа
Особенности ЕГЭ по
русскому языку. .
Раздел 1 Литературный язык. Языковые нормы - 30 часов
Литературный язык.
23.09.20242
Языковые нормы.
29.09.2024
Основные правила
30.09.2024
2
орфоэпии.
06.10.2024
Итого за месяц:
6
часов
Лексические нормы
07.10.2024
2
13.10.2024
Грамматические
14.10.2024
2
нормы
20.10.2024
Грамматические
21.10.2024
2
ошибки и их
27.10.2024
предупреждение.
Словообразователь28.10.2024
2
ные нормы
03.11.2024
Итого за месяц:
8
часов
Морфологические
04.11.2024
2
нормы.
10.11.2024
Правила и нормы
11.11.2024
2
образования форм слов
17.11.2024
разных частей речи
Практикум в формате
18.11.2024
2
ЕГЭ.
24.11.2024
Синтаксические
25.11.2024
2
нормы.
01.12.2024
Итого за месяц:
8
часов
Нормы согласования.
02.12.2024
2
08.12.2024
Нормы управления.
09.12.2024
2
15.12.2024
Построение
16.12.2024
2
предложений с
22.12.2024
однородными членами.
33

15

Нормы примыкания.

2

23.12.2024
29.12.2024
30.12.2024
31.12.2024

Преобразование
Проверочная
2
прямой
речи
в
работа
косвенную.
Итого за месяц:
10
часов
Итого за I полугодие:
32
часа
Раздел 2. Трудные темы орфографии и пунктуации - 26 часов
Правописание корней.
09.01.2025
17
2
Безударные гласные
12.01.2025
корня.
Правописание
13.01.2025
18
2
приставок. Гласные и,
19.01.2025
ы после приставок.
Правописание
20.01.2025
19
2
окончаний.
26.01.2025
Итого за месяц:
6
часов
–Н- и –НН- в
27.01.2025
20
2
суффиксах различных
02.02.2025
частей речи;
Правописание
03.02.2025
21
2
суффиксов различных
09.02.2025
частей речи
10.02.2025
22 Слитное и раздельное
2
написание не с
16.02.2025
различными частями
речи.
Слитное, дефисное и
17.02.2025
23
2
раздельное написание
23.02.2025
слов.
Итого за месяц:
8
часов
Пунктуация в простом
24.02.2025
24
2
предложении:
02.03.2025
Пунктуация при
03.03.2025
25
2
обособленных членах
09.03.2025
Обращение. Вводные
10.02.2025
26
2
слова.
16.03.2025
Пунктуация в сложных
17.03.2025
27
2
предложениях:
23.03.2025
Итого за месяц:
8
часов
Сложное предложение
24.03.2025
28
2
с разными видами
30.03.2025
связи.
Трудные случаи
31.03.2025
Практикум
29
2
пунктуации.
06.04.2025
Раздел. 3. Текст как авторское высказывание - 10 часов.
Анализ исходного
07.04.2025
30
2
текста (проблемы,
13.04.2025
авторская позиция).
Смысловая и
14.04.2025
31
2
композиционная
20.04.2025
16

34

целостность текста.
Правила
21.04.2025
2
использования
27.04.2025
аргументов.
Итого за месяц:
10
часов
Виды смысловой связи
28.04.2025
33
2
между аргументами.
04.05.2025
Изобразительно05.05.2025
34
2
выразительные
11.05.2025
средства языка.
Раздел 4. Итоговая проверочная работа - 4 часа.
Итоговая проверочная
12.05.2025
35
2
работа
18.05.2025
Анализ. Подведение
19.05.2025
36
2
итогов учебного года.
25.05.2025
Итого за месяц:
8
часов
Количество часов за I полугодие: 32 часа
Количество часов за II полугодие: 40 часов
Количество часов за год: 72 часа
32

сочинение

проверочная
работа

35

Приложение 4
Указываются
корректировки и дата.
№

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
внесенные в программу изменения,

Причина корректировка

Дата

причина

Согласование с
заместителем
директора по УВР
(подпись)

36

Приложение 5
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Значительные возможности для современного решения задач
воспитания предоставляет система дополнительного образования детей,
ориентированная на свободный выбор и освоение воспитанниками
дополнительных образовательных программ.
Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к
познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному
самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном,
конкурентном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Именно воспитательная
система – это способ организации
жизнедеятельности и воспитания воспитанников, представляющий собой
целостную
и
упорядоченную
совокупность
взаимодействующих
компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Цель: создание единой воспитательной среды, способствующей
гармонично развивающейся
личности, обладающей нравственной
культурой, интеллектуальным, творческим и физическим потенциалом.
Задачи:

изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные
характеристики обучающихся;

определить основные направления воспитательной работы в детском
объединении, ожидаемые результаты,

разработать
комплекс
мер,
способствующих
реализации
воспитательного компонента,

создать условия для самореализации детей и подростков, развивать
коммуникативные навыки;
- формировать гражданскую и социальную позицию личности,
патриотизм и национальное самосознание учащихся;
- развивать творческий потенциал и лидерские качества учащихся;
- создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития
духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического
здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты:
- вовлечение большого числа учащихся в досуговую деятельность и
повышение уровня сплоченности коллектива;
- улучшение психического и физического здоровья учащихся;
- сокращение детского и подросткового травматизма;
- развитие разносторонних интересов и увлечений детей.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных
мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива,
повышение интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений
37

учащихся (победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию
в работе объединения.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях города, учреждения, объединения: благотворительных акциях,
творческих концертах, выставках, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д. (по
отдельному плану).
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, игра,
викторина, интеллектуальный аукцион, литературная гостиная, дебаты,
видеоэкскурс, защита проекта, конференция, лекция-рассуждение, ролевые
игры, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия.
Воспитательные мероприятия по количеству участников:
фронтльные, групповые, парные, индивидуальные.
Воспитательные мероприятия по содержанию воспитания:
социальные,
интеллектуальные,
художественные,
валеологические,
трудовые, социально- педагогической поддержки, досуговые.
Методы воспитательного воздействия: словесные, практические и
др.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
п/п
1.

2.
3.
4.

5.

6.

7.
8.
9.

Содержание работы

Дата
Место
Примечание
проведения
проведения
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ
День государственного герба и
сентябрь
МБОУ
ДО
государственного флага
«ЦДОД»
Республики Крым. Викторина
Участие в акциях: «Белый цветок», сентябрь
МБОУ ДО
«Журавлик мира»
«ЦДОД»
Беседа ко Дню учителя.
октябрь
МБОУ ДО
«ЦДОД»
Муниципальная
конференция октябрь
Центральная
«Друзья мои, прекрасен наш союз»
районная
библиотека
Всероссийский урок «Экология и
октябрь
МБОУ ДО
энергосбережение» в рамках
«ЦДОД»
Всероссийского фестиваля
энергосбережения #ВместеЯрче
Беседа Международный день
ноябрь
МБОУ ДО
толерантности «Мы выбираем
«ЦДОД»
Толерантность»
Беседа ко Всемирному дню борьбы декабрь
МБОУ ДО
со СПИДом «Я выбираю жизнь!»
«ЦДОД»
Беседа, посвященная Дню
декабрь
МБОУ ДО
неизвестного солдата.
«ЦДОД»
День Героев Отечества. Проведение декабрь
МБОУ ДО
информационной минутки.
«ЦДОД»

38

10.
11.
12.

13.
14.

15.
16.
17.

1.
2.
3

1.

2.

3.

1
2

День Конституции Российской
декабрь
МБОУ ДО
Федерации. Викторина
«ЦДОД»
День Республики Крым. Просмотр
январь
МБОУ ДО
видеофильма
«ЦДОД»
День памяти о россиянах,
МБОУ ДО
исполнявших служебный долг за
«ЦДОД»
февраль
пределами Отечества. Участие
акциях
Участие в проведении Дня
февраль
МБОУ ДО
защитника Отечества
«ЦДОД»
День Конституции Республики
апрель
МБОУ ДО
Крым. Участие в акциях и
«ЦДОД»
мероприятиях
День космонавтики. Гагаринский
апрель
МБОУ ДО
урок «Космос – это мы»
«ЦДОД»
Участие в проведении Дня Победы май
МБОУ ДО
в Великой Отечественной войне
«ЦДОД»
Беседа, посвященная Дню
МБОУ ДО
май
славянской письменности.
«ЦДОД»
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ
Международный конкурс «Русский ноябрь
МБОУ ДО
медвежонок»
.
«ЦДОД»
МАН «Искатель», МАН«Шаг в октябрь
МБОУ ДО
науку»
апрель
«ЦДОД»
«Мы- гордость Крыма»
ноябрь
МБОУ ДО
«ЦДОД»
РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Участие
в
республиканском октябрьМБОУ ДО
конкурсезащите
научно- апрель
«ЦДОД»
исследовательских работ учащихсячленов МАН
Участие во Всероссийских
в
течение МБОУ ДО
конкурсах научногода
«ЦДОД»
исследовательских работ
Консультации по написанию и в
течение МБОУ ДО
защите научно-исследовательских года
«ЦДОД»
работ
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Индивидуальные беседы
В
течение МБОУ
ДО
года
«ЦДОД»
Родительские собрания:
1.Роль
дополнительного сентябрь
МБОУ
ДО
образования в развитии детей.
«ЦДОД»
2. Взаимодействие и
декабрь
взаимопонимание дополнительного
образования и семьи.
3.Формирование положительной
самооценки учащегося – важная
март
составляющая семейного
воспитания.
4.Актуальные проблемы
39

1

2

3

4
5

6

7

8

9

профилактики негативных
апрель
проявлений в подростковой среде.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ
Правила дорожно-транспортной
октябрь
МБОУ ДО
безопасности пешехода,
«ЦДОД»
велосипедиста. Особенности
поведения на дороге в осенние дни
Правила пожарной безопасности в
октябрь
МБОУ ДО
быту и учреждении образования.
«ЦДОД»
Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
октябрь
МБОУ ДО
ситуациях: во дворе, на улицах,
«ЦДОД»
дома, в общественных местах
Правила безопасности при общении
ноябрь
МБОУ ДО
с животными.
«ЦДОД»
Профилактика отравлений и
ноябрь
МБОУ ДО
предупреждение острых кишечных
«ЦДОД»
инфекций.
Правила дорожно-транспортной
февраль
МБОУ ДО
безопасности пешехода,
«ЦДОД»
велосипедиста. Особенности
поведения на дороге в зимний
период
Правила пожарной безопасности в
март
МБОУ ДО
быту и учреждении образования.
«ЦДОД»
Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
март
МБОУ ДО
ситуациях: во дворе, на улицах,
«ЦДОД»
дома, в общественных местах
Правила безопасности при общении
апрель
МБОУ ДО
с животными.
«ЦДОД»

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».