УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОДОБРЕНО педагогическим советом протокол № ___1__ от «_28_» ______08____ 2024 год УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ЦДОД» БР РК ____________ Т.В. Локтионова «_28_» ____28______ 2024 год Приказ №90_ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «КРЫМСКИЙ ВАЛЬС» Направленность: художественная Срок реализации программы: 1 год Вид программы: модифицированная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 14 - 17 лет Составитель: Кривцова Галина Ивановна, Должность: методист г. Бахчисарай, 2024 г. Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Крымский вальс» Автор-составитель: Кривцова Галина Ивановна — методист Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Рецензируемая программа составлена с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» и в полном соответствии с Положением о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Общеобразовательная программа «Крымский вальс» имеет художественную направленность, является модифицированной, рассчитана на 1 год обучения с возрастным диапазон обучающихся 14 – 17 лет. Основная цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству. Данная программа позволяет способствовать эстетическому и нравственному развитию, привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту, выявить и раскрыть творческие способности детей посредством хореографического искусства. Программа включает решение следующих задач: -научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения; -развивать музыкальные и физические данные детей, образное мышление, фантазию и память, интерес к танцевальному искусству; -воспитывать эстетически – нравственное восприятие детей и любовь к прекрасному, трудолюбие, самостоятельность, аккуратность, целеустремленность в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе и в паре. Представленная Г.И.Кривцовой дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена не только на решение частной задачи развивать у ребенка такие качества как чувство ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манере поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве. Смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение. Рекомендуется использовать в образовательном процессе. Рецензент: _______ ____________ Руководитель МОЦ Королева В.А. «Согласовано» ___ _____________ Зам. Директора по УВР Врублевская Д.Н. РАЗДЕЛ №1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Танец – богатейший источник эстетических впечатлений ребенка, формирующий его художественное «я». Посредством хореографического искусства осуществляется процесс творческого развития личности. Занятия танцем формируют правильную осанку, совершенствуют координацию движений, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе. В основе разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Крымский вальс» лежит следующая нормативно-правовая база: - Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (в действующей редакции); - Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998г. №124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции); - Федеральный проект «Успех каждого ребенка» ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г. №3; - Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от24.12.2018 г. №16); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции); - Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»; - Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189- ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; - Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; - Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г. № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242; - Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»; - Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»; - Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденный постановлением администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 22.08.2018г. № 438; Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденное приказом от 01.03.2024г. № 29а. Направленность программы дополнительного образования «Крымский вальс» - художественная, нацеленная на особый подход к изучению танца, разработанная с учётом физических, психологических и возрастных особенностей детей, а также возможностей обучающихся и конкретных условий. Программа раскрывает творческий потенциал детей через изучение хореографического искусства. Актуальность программы обусловлена социальным заказом обучающихся 9-11 классов, не занимающихся ранее танцевальным искусством, разучить с ними школьный вальс к тематическим мероприятиям «Последний звонок» и «Выпускной вечер». Танец вальс занимает особое место в жизни выпускников с первых школьных выпускных балов. Актуален он и сегодня, ведь вальс выпускников – традиция современной школы. Проходят годы, меняются школьные нормы и правила, но выпускной вальс звучит и сегодня, навсегда оставаясь в сердцах учителей и учеников, вселяя в них дух веры в вечное и прекрасное. Программа включает в себя и разучивание танцевальной композиции «Вальс Победы», содержание которой реализует такое патриотическое значение как идея государственности, идея самоотверженного служения Родине, идея воинской службы и несёт в себе огромное воспитательное значение. Она способствует формированию активной, социальнокультурной, эстетически-нравственной, организованной, доброжелательной личности, умеющей контактировать со сверстниками и расширяющей свой творческий потенциал, а также обеспечивает эмоциональную разгрузку обучающихся и способствует сохранению здоровья. Новизна программы заключается в том, что, аккумулируя опыт известных в стране танцевальных студий, школ бального танца, автор программы создала свою собственную методику обучения вальсу, сделав ее доступной и понятной для восприятия обучающихся, ранее не занимающихся хореографией. Программа позволяет в условиях общеобразовательной школы через систему дополнительного образования расширить возможности танцевально-патриотического воспитания, развить творческий потенциал и музыкальные способности обучающихся, соразмерно личной индивидуальности. Отличительной особенностью этой программы от уже существующих программ данной направленности является то, что в нее внесен модуль изучения постановочных танцевальных композиций, приуроченных к праздничным и памятным датам и позволяющих раскрыть специфику многообразия танца вальс. Импровизационные возможности в постановке композиции бального танца вальс заключены в свободе выбора и сочетании танцевальных движений, а также последовательности фигур. Они развивают у школьников технические навыки исполнения вальса. Использование эстетических особенностей танца являются базой для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства коллективизма и организованности. Культура эмоций и движений обеспечивает эмоциональную разгрузку и организацию содержательного досуга обучающихся. Программа «Крымский вальс» реализуется с обучающимися выпускных классов по сетевой форме обучения на базе общеобразовательных учреждений бахчисарайского района Республики Крым, выступающих в качестве ресурсоснабжающих организаций, т.е. предоставляющих актовый зал, площадку, музыкальную аппаратуру для проведения занятий с обучающимися. Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью формирования у подрастающего поколения художественноэстетического вкуса, воспитания культуры эмоций, культуры движений и обеспечении эмоциональной разгрузки обучающихся. Конечно, можно записаться в школу танцев или найти личного тренера, который научит танцевать. Однако для обучающихся нужно искать другой вариант, который подходил бы для всего класса или его части, потому что на школьном балу будет представлено не соло одного профессионала, а групповое выступление. Руководствуясь основными принципами, изложенными в программе, педагог может увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы. Принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний. В основе реализации программы лежат педагогические принципы: педагогика успеха, сотрудничества, сотворчества в достижении поставленных целей. Реализация программы подразумевает большую самостоятельную работу обучающихся. Формирование навыков и умений происходит в процессе практической работы. Принципы подачи материала: опора на жизненный опыт ребенка, уже известную ему информацию, взаимосвязь информации и способов действий ребенка. Знания и умения при этом являются не только целью, но становятся средством для дальнейшего развития ребенка. Весь курс программы включает: -изучение основ хореографии танца вальс через эмоциональное активное восприятие; -получение знаний об истории зарождения и развития вальса в различные исторические эпохи; -разучивание обучающимися танцевальных композиций вальса различной тематической направленности; -обучение совмещению вальсовой хореографии с музыкальностью и чувством ритма; -участие в показательных выступлениях на школьных и городских мероприятиях. -участие в муниципальном и региональном этапах фестиваля-конкурса «Крымский вальс». В ходе реализации программы допустимы теоретические и практические занятия. Большое внимание уделяется репетиционной деятельности. Весь хореографический процесс корректируется физическими возможностями детей, особенностями детской психики. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся: базовая хореография, легко запоминающиеся танцевальные композиции. Большое внимание уделяется воспитанию у детей эстетического вкуса, развитию чувства ритма и координации движений, обучению культуре сцены, внимательного отношения к партнёру (партнёрше), умению согласовывать свои действия с другими танцевальными парами, чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам его прошлого через танец вальс. Посещение концертов, просмотр кинофильмов, беседы о хореографическом воспитании - всё это поможет развить художественный вкус, высокие нравственные ценности. Адресат программы. Программа «Крымский вальс» разработана для обучающихся старшего школьного возраста без предварительной подготовки (14 - 17 лет). Программа рассчитана на детей, желающих развивать художественный вкус, имеющих высокие нравственные ценности, интерес к хореографии. В группы принимаются все обучающиеся, не имеющие медицинских противопоказаний. Специальная подготовка и навыки не требуются. Прием производится по желанию детей, на основе имеющегося интереса к данному виду деятельности, при наличии заявления от родителей (законных представителей). Характеристика контингента обучающихся. Возрастная категория (14-17 лет) - (ранняя юность) - возраст характеризуется тем, что в этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости. Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь. Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии. «Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации» (Д.И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника. В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания. Как выстраивать деятельность: -приобщать личность к общественным ценностям и стимулировать к выбору личных; -поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их достижения, своевременно корректировать и направлять; -чётко ставить цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать; -определять прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?) -поддерживать подростка позитивно и регулярно. (Доброе слово и дельный совет лучше порицания). -оценивать положительные действия ребёнка, спрашивать мнение по предмету, обсуждать с ним курс. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. -не сравнивать результаты обучения подростка со сверстниками, это может привести к раздражению. Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 36 учебных недель, 72 учебных часа, реализуется в одной группе на базе школы: Уровень программы – ознакомительный (стартовый). Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса. Обучение по программе осуществляется в двух одновозрастных группах. Состав группы постоянный на весь период обучения. Режим занятий, периодичность и продолжительность. Реализация программы планируется по одному учебному плану в 1группе по 1 занятию в неделю, продолжительностью 2 академических часа. Возраст обучающихся – 14-17 лет. Продолжительность занятия с детьми – 45 минут, перерыв 15 минут. Количественный состав учебной группы: 20 человек. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы – овладение обучающимися основами вальса и приобщение к прекрасному виду искусства. Задачи программы: Образовательные: - сформировать начальные и специальные знания по истории бального танца вальс; -сформировать музыкально-ритмические навыки; -обучить техническим умениям и навыкам танцевального мастерства; -сформировать навыки и умения выступления перед зрителями и членами жюри. Развивающие: -сформировать правильную, красивую осанку; -развить танцевальные способности, физические данные, координацию движений, гибкости и пластики, чувства ритма, памяти, внимания, артистизма, эмоциональности, творческой активности; -укрепить опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему организма, развить выносливость; -исправить или скорректировать физические недостатки, развить силу, активность; -сформировать умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Воспитательные: -привить трудолюбие; -воспитать собранность, дисциплинированность, стремление к саморазвитию, потребность в здоровом образе жизни, эстетическом вкусе и исполнительской культуре; -воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности, патриотизма и гражданственности; -привить навыки хорошего тона и культуры поведения. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ В образовательном процессе немаловажную роль играет воспитательная работа, целью которой является выявление и развитие способностей каждого обучающегося, формирование духовно – богатой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной на участие в развитие общества. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи и строится на принципиально новых образовательных условиях, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Танец дает обучающемуся комфортность общения, уверенность в себе; воспитывает собранность и полет фантазии, позволяет воспринимать красоту, приобщает к искусству. Главная цель воспитательной работы- воспитание высоконравственной гармоничной личности. В процессе реализации программы решаются следующие воспитательные задачи: - развить и сформированию кругозор в предметной области, общей культуры высоких морально-психологических, деловых, организаторских качеств, физической выносливости и стойкости; - приобщить к здоровому образу жизни; - воспитать чувство патриотизма через приобщение к национальной культуре; - развить чувства гордости за страну и преданности Отечеству, выработать высокое сознание общественного долга через исполнение патриотического вальса; - раскрыть потенциал личности ребёнка; - приобщить к "широте" музыкального вкуса, стремлению слушать классическую и современную вальсовую музыку; - подготовить личность к постижению великого мира искусства; - сформировать стремление к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира; - воспитать дисциплинированность, чувство товарищества; - научить работать в коллективе. Участие в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях помогают расширить кругозор детей, открыть неведомые способности и таланты, а также сплотить и сдружить детские сердца. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план Количество часов № п/п Название раздела, темы 1. Введение 2. 3. Разминка Разучивание и исполнение комплекса основных танцевальных движений Постановка танцевальных композиций 4. 5. Форма аттестации (контроля) Теория Практика Итого Устный опрос 4 4 Входящая диагностика наблюдение 4 4 наблюдение 8 30 38 4 20 24 наблюдение Показательные выступления, участие в мероприятиях, конкурсах, фестивалях Итоговое занятие. 2 2 Наблюдение Зачетное занятие Итого 16 56 Содержание учебного плана Раздел 1. Введение - 4 часа. 72 Теория: Знакомство с планом работы и правилами объединения. Проведение инструктажей. Задачи на учебный год. Экскурс в историю танца вальс. Показ фильма «Погружение в танец». Практика. Входная диагностика. Диагностика. Раздел 2. Разминка. 4 часа. Теория: Вводные упражнения даются в начале урока и нацелены на подготовку двигательного аппарата к физическим нагрузкам: разогревание мышц и активизацию их восприимчивости. Независимо от выбранного комплекса, для каждого урока подбираются группы упражнений для всех частей тела: для рук, ног, мышечных групп живота, спины – различные приседания, наклоны, перегибания, вращательные движения для отдельных суставов и частей тела. Вторая задача этих упражнений – активизация дыхания. Педагог должен с самого первого занятия обращать внимание учеников на правильность дыхания при выполнении физических упражнений. Вдох на расслаблении, выдох на момент напряжения. Предлагается чередовать или объединять вспомогательнотренировочные движения: статическая гимнастика (упражнения, выполняемые в основном без перемещения по залу); динамическая гимнастика (упражнения, выполняемые с перемещением по залу) тренировочные элементы джаз - танца для мышечного напряжения и расслабления. Практика: Выполнение физических упражнений под музыку. Вводные упражнения в начале занятия, нацеленные на подготовку двигательного аппарата к физическим нагрузкам: статистическая гимнастика (упражнения, выполняемые в основном без перемещения по залу); динамическая гимнастика (упражнения, выполняемые с перемещением по залу). Правильное дыхание. Форма аттестации. Наблюдение. Промежуточный контроль за выполнением выученных движений для разминки. Раздел 3. Разучивание и исполнение комплекса основных танцевальных движений - 38 часов. Теория: Объяснение техники выполнения вспомогательнотренировочных упражнений разминки в начале урока, поклона и реверанса, положений в паре, 5 областей контакта, основных позиций ног и рук. Разучивание сольно и в паре основных танцевальных элементов вальса. Практика: Разминка (вспомогательно-тренировочные упражнения), подготовка двигательного аппарата к физическим нагрузкам и разогреванию мышц. Подборка упражнений для всех частей тела: рук, ног, мышечных групп живота, спины - приседания, наклоны, вращательные движения для отдельных суставов и частей тела. Активизация дыхания. Вдох на расслаблении, выдох на момент напряжения. Танцевальный шаг. Переменный шаг. Маленький квадрат вальса. Большой квадрат вальса. Поворот партнерши под рукой. «Лодочка». Вальсовые повороты. Первая половина правого поворота. Вторая половина правого поворота. Правый поворот. Вращение в паре вокруг правой оси. Первая половина левого поворота. Вторая половина левого поворота. Левый поворот. Вращение в паре вокруг левой оси. Шаги вальса по кругу. Разворот друг от друга с раскрытием. Движение партнерши в разные стороны вокруг партнера, стоящего на одном колене. Движения в паре вперед-назад, держась за кисти рук. Движения в паре вперед-назад с медленным поворотом. Поворот (правый и левый) в паре. Дорожка променад. Раскрытия. Раскрытия с поворотом партнерши под рукой. Pas balance. Вальсовая дорожка (променад). «Окошечко» и смена мест. Поддержки различной сложности. Объединение движений в простые танцевальные комбинации. Форма аттестации: Наблюдение. Основные движения вальса. Раздел 4. Постановка танцевальных композиций - 24 часа. Теория: Просмотр тематических фильмов. Знакомство с музыкальным материалом. Правила построения танцевальной композиции. Просмотр примеров хореографических композиций. Знакомство с законами: - единства драматургического и хореографического содержания; - единства музыкального и танцевального выражения; - целостности композиции; - актуальности; - контраста. Практика: Постановка мини-этюдов (в паре). Постановка миниэтюдов (в мини-группе). Работа над танцевальными этюдами. Фигурный вальс. Культура сцены. Выход пар. Экспозиция, завязка, рисунок танца, развитие, кульминация. Квадратность счета. Паузы, фиксация поз. Постановка танцевальных композиций: «Фигурный вальс» «Вальс-бостон» «Вальс Победы» «Школьный вальс» Форма аттестации: Наблюдение. Показательные выступления, участия в мероприятиях, конкурсах. Раздел 4. Чему мы научились - 2 часа. Теория: Подведение итогов обучения по программе. Анализ работы. Практика: Зачетное занятие. Форма аттестации: Отчётный концерт. Наблюдение. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Знать: - знать сведения по истории развития танца вальс; - сформировать стойкий интерес к танцевальному искусству; - овладеть выразительным языком жестов, основами актёрского мастерства, навыками исполнения танцевальных движений; - легко ориентироваться в пространстве, свободно перестраиваться из линии в колонны, из колонны в круг, знать понятие «по линии танца», «против линии танца»; - правильно распределять свои силы и дыхание во время разминки, овладеть основными приемами, позволяющими полностью разогреть мышцы тела, для подготовки к основной части занятия; - самостоятельно исполнять выученные танцевальные элементы; - правильно и легко исполнять начальные элементы; - самостоятельно исполнять танцевальные композиции (синхронно, эмоционально и т.д.); - уметь правильно координировать движения рук и ног; - правильно, музыкально (с разной интерпретацией ритмов музыки) выполнять танцевальные комбинации; - четко передавать характер каждого танца. Уметь: - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности танцевальной деятельности; - иметь свой целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления русских танцев и танцев других стран, народов, национальных стилей; - уметь наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка; - уметь ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать в танцевальной жизни учреждения, города и др.; - иметь уважительное отношение к культуре других народов. Предметные: - познакомятся с историей происхождения вальса; - овладеют техникой исполнения вальса; - научатся правильно и выразительно исполнять элементы и комбинации вальсовых композиций; - сумеют исполнять движения самостоятельно и синхронно с группой; - овладеют исполнением простых танцевальных комбинаций; - приобретут первичный опыт публичных выступлений. Метапредметные: - разовьют чувство ритма, координацию движений; - разовьют творческую инициативу и способность к самовыражению в танце; - научатся продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на занятиях; - научатся проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности. Личностные: - сформируют коммуникативные навыки и культуру взаимодействия танцоров в паре; - сформируют потребность в поддержании правильной и красивой осанки; - сформируют потребность в культурном развитии, будут проявлять интерес к искусству танца; - сформируют умение сотрудничать с педагогами и сверстниками; - сформируют основы художественно - эстетического чувства, танцевального вкуса, эмоциональное восприятие и воображение. РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Группа 1 Срок реализации Всего учебных недель Кол-во часов в неделю Кол-во учебных часов Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения 1 год 36 2 72 15 сентября 2024 31 мая 2025 I полугодие 15 недель II полугодие 21 неделя Режим занятий 1 раз в неделю по 2 академических часа Перерыв 15 минут Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровое обеспечение. В реализации программы участвует педагог дополнительного образования, имеющий профессиональный уровень, соответствующий требованиям профессионального стандарта, обладающий профессиональноличностными компетенциями, необходимыми для оказания качественных дополнительных образовательных услуг в области хореографии и танцевального искусства и способный к организации обучения детей старшего школьного возраста. Педагог должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций. Материально-техническое обеспечение: Для осуществления образовательного процесса по программе «Крымский вальс» необходимы: 1.Актовый зал со сценой, имеющий в наличии действующие санитарноэпидемиологическое заключение и заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности для проведения занятий. 2. Экран настенный. 3. Музыкальная колонка, музыкальная аппаратура. 4. Компьютер, проектор. Информационно-методическое обеспечение: -аудио, видео материалы, презентации; -интернет – страницы и сайты для организации образовательного процесса; -методические и дидактические материалы, необходимые при организации образовательного процесса. Сайт: esta.nm.ru/dance/fw.html http://chertkov.ucoz.ru/MetodMaterial/Muz/posobie.pdf Сайт: www.valsis/ru (Учись танцевать вальс!) http://www.youtube.com/watch?v=GI37fUfGteY http://www.youtube.com/watch?v=Le16tzln_8Q http://4dancer.ru/index.php?nma=blog&fla=news&cat=20&ids=91 http://tancor.spb.ru/f_waltz.htm http://www.youtube.com/watch?v=iHLZ_3Qup-Y http://www.4dancing.ru/blogs/060910/266/ http://terpsihora.net/index.php/uroki/teoriya/131-pozitsii-ruk-i-nog-v- klassicheskom-tantse Методическое обеспечение программы: -методические разработки и планы–конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям; -развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры и упражнения; -дидактические материалы. Формы обучения. Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к обучающим, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию курса и способствует творческому росту обучающихся. Программа «Крымский вальс» предполагает обучение в форме совместной работы обучающихся с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Формы организации занятий: -индивидуально-групповая; -групповая; -индивидуальная. Формы проведения занятий: -теоретическое (объяснение, рассказ, инструктаж); -наглядно-демонстрационное; -практическое; -мастер-классы. Методы обучения: Методы обучения, используемые при реализации программы: словесные методы (собеседование, объяснение, беседа, диалог); метод наблюдения; наглядный метод; метод демонстраций (показ движений и фигур танца). Основные методические приемы: последовательность решения задач в каждом упражнении; неоднократное повторение упражнения при разучивании; объяснение значения и названия каждого упражнения; изображение движения на схеме; постепенное сокращение объяснений при освоении техники упражнения; требование синхронности и единой формы исполнения; предупреждение и исправление ошибок по ходу выполнения упражнения; подготовительные упражнения при освоении сложных двигательных навыков. Программа подразумевает использование различных педагогических технологий: проблемного обучения - обучающиеся самостоятельно находят пути решения той или иной задачи, поставленной педагогом, используя свой опыт, творческую активность; дифференцированного обучения используется метод индивидуального обучения; личностно-ориентированного обучения – через самообразование происходит развитие индивидуальных способностей; развивающего обучения – обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности; игрового обучения – через игровые ситуации, используемые педагогом, происходит закрепление пройденного материала (различные конкурсы, викторины и т.д.); Алгоритм проведения занятия 1. Оргмомент. Построение. Приветствие. 2. Разминка. 3. Повторение изученного. Изучение нового материала. Упражнения на расслабление мышц. Закрепление. Рефлексия. Домашнее задание. В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами. Активные методы обучения - это особая группа: методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, поисковый характер. Использование педагогом активных методов обучения предполагает: -продуманные учебные цели; -высокий уровень включенности обучающихся; -анализ и обсуждение приобретённого обучающимися опыта или полученной информации. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме показательных выступлений. 4. 5. 6. 7. 8. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Для отслеживания результативности программы используются методы: -педагогическое наблюдение; -педагогический анализ результатов опросов; -педагогический мониторинг: исполнение танцевальных элементов, организация показательных выступлений, участие в фестивалях и конкурсах. - оценка педагога; - отзывы родителей и иных заинтересованных лиц; - самооценка обучающегося. Формы подведения итогов реализации образовательной программы: - промежуточный контроль, тестирование (опрос); - показательные выступления, участие в конкурсах; - зачётное занятие; - выступление - концерт. Основными принципами проведения и организации контроля является учет индивидуальных особенностей обучаемого. В программе обучения используется основная форма контроля успеваемости - промежуточная. Учет обучающихся проводится педагогом на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний основных танцевальных элементов и композиций танца. При оценке обучающегося учитывается также его участие в выступлениях. Повседневно словесно оценивая каждого ученика, педагог, прежде всего, анализирует динамику усвоения материала, степень прилежания, всеми средствами стимулируя интерес ученика к занятиям. Поощрения за высокий уровень в выступлениях в виде грамот, благодарностей, похвальных листов в течение года. По окончании освоения программы обучающийся должен продемонстрировать знания и умения в соответствии с программными требованиями. Самоконтроль и самооценка обучающихся в результате освоения программы. Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем. Наряду с адекватной самооценкой, у обучающихся вырабатывается навык самоконтроля. Обучающийся учится: - анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности (сравнивать результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок и находить способы их исправления); - строить и планировать процесс собственной учебно-познавательной деятельности; - организовывать свою учебно-познавательную деятельность. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы для педагога 1. Базарова, Н. Азбука классического танца, Л.: Искусство; Издание 2е, 2014. - 207 c. 2. Базарова, Н. Азбука классического танца, СПб: Лань; Издание 4-е, испр., 2008. - 240 c. 3. Волынский, А. Л. Книга ликований. Азбука классического танца /М.: Издание Хореографического техникума, Л., 2012. - 330 c. 4. Вашкевич, Н.Н. История хореографии всех веков и народов, СанктПетербург: Лань, 2009. 5. Заламане М. Бальные танцы 6. Ласман О. Бальные танцы, М.: Latvias Valsts Izdevnieciba, 2003. - 324 c. 7. Максин А Изучение бальных танцев / М.: Лань, Планета музыки, 2010. - 263 c. 8. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать, М.: ВЛАДОС, 2001. 9. Хавилер Джозеф С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки, М.: Новое слово, 2004. 10. Шутиков Ю. Н. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам, Санкт-Петербург: Лань, 2006, 136 стр. (не переиздавались) Список литературы для обучающихся 1. Вашкевич, Н.Н. История хореографии, М.: Книга по Требованию, 2012. - 307 c. 2. Борисова В. Гимнастика. Основы хореографии, М.: Бибком, 2011.-101c. 3. Рассел Джесси Бальные танцы, М.: VSD, 2012. - 930 c. 4. Цорн А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии, М.: Лань, Планета музыки, 2011. - 544 c. (не переиздавались) Список литературы для родителей 1. Захаров Р. Сочинения танца. - М.: Искусство, 1989. 2. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1984. 3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 4. Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. - СПб.: ИГУП, 1997. (не переиздавались) Интернет-ресурсы: 1.www.dance-cily.narod.ru 2.www.danceon.ru 3.www.youtube.com 4.http://www.danceliga.ru/doc/id-25.html 5.http://dances.nsk.su/library/waltz.html 6.http://www.tdc.spb.ru/dancehistory.htm 7.http://www.worldance.ru/rus/history/ Приложение 1 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Вопросы для устного опроса по технике безопасности и правилам поведения в танцевальном зале. 1. Какой должен быть внешний вид обучающегося? (Перечислить все от обуви до волос) 2. Можно ли надевать украшения на занятия? 3. Без чего нельзя приступать к выполнению упражнений? 4. Что нужно сделать если плохо себя чувствуешь на занятии? 5. Что нужно делать, чтобы избежать столкновений с другими обучающимися во время движения? 6. Что можно приносить с собой на занятия? 7. Можно ли трогать руками зеркала? 8. Как нужно относится к своим партнерам? Входящая диагностика (собеседование) Производится в начале учебного года. Определяет начальный уровень знаний, умений и навыков ребёнка, показывает осознанность выбора направления деятельности. Анализ диагностирования результатов позволяет выявить проблемы и прогнозировать процесс обучения. Вопросы для собеседования по теме «Ритмы вальса» 1. История возникновения вальса 2. Виды вальса 3. Линия танца в фигурном вальсе 4. Позиции рук и ног 5. Правила техники безопасности на занятиях и мероприятиях. ФИО Карта наблюдения «Разминка» Статическая Динамическая Правильное гимнастика гимнастика дыхание Техника выполнения упражнений Критерии: - высокий уровень – правильное и точное выполнение упражнения, правильная постановка дыхания; - средний уровень - выполнение упражнения с небольшими погрешностями, незначительные ошибки в постановке дыхания; - низкий уровень - выполнение упражнения с погрешностями, ошибки при постановке дыхания. Карта наблюдения «Основные движения фигурного вальса» ФИО Положения Владение рук, позиции основными ног элементами техники Знание основных движений фигур Пластичность и эмоциональная и выразительность Критерии: - высокий уровень- правильное и точное выполнение движений, хорошо ориентируются в пространстве, исполнение выразительное; - средний уровень - выполнение упражнения с незначительными погрешностями, невыразительно; - низкий уровень – движения выполняются неуверенно, допускаются значительные ошибки. Карта наблюдения «Постановочная работа. Выступление» ФИО Ориентация Взаимодействие Эмоциональная Знание в в паре выразительность основных пространстве движений и фигур танца. Владение чувством ритма и темпа Критерии: - высокий уровень – правильное и точное выполнение упражнений, хорошо ориентируются в пространстве; исполнение выразительное, технически качественное и художественно осмысленное; - средний уровень - грамотное исполнение с небольшими недочетами как в техническом так и в художественном плане. - низкий уровень – выполнение с большим количеством недочетов, слабая техническая подготовка, незнание техники исполнения изученных движений, движения выполняются неуверенно и невыразительно, допускаются значительные ошибки. Критерии оценивания исполнения вальсовой композиции - высокий уровень – точное исполнение движений фигурного вальса, все движения выполняются в темпе музыки с нужной четкостью; передает в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки; чувствует себя комфортно; - средний уровень – выполняет в темпе музыки половину и более движений; но отсутствует чистота в движениях, допускает погрешности, в некоторых моментах не чувствует себя комфортно; - низкий уровень – учащийся самостоятельно не выполняет движения, повторяет за другими, путается, мимика бедная, движения не выразительные, чувствует дискомфорт, зажат. Приложение 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Рекомендации к обучению парным танцам Основой программы являются принципы: "от простого к сложному", "от медленного к быстрому", "посмотри и повтори", "вместе с партнером", "осмысли и выполни", "от эмоций к логике", "от логики к ощущению». Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения. Освоение танцевальных фигур происходит постепенно. Занимаясь дуэтным танцем, дети получают навык правильного взаимоотношения и общения с противоположным полом. Наряду с равноправным партнерством, роль девочки и мальчика различны, мальчик отвечает за тактику в паре: размещение на паркете, порядок исполнения фигур, выход из положения при столкновении с другой парой, берет на себя инициативу, если происходит что-то незапланированное. Девочка отвечает за эстетическую составляющую – она должна знать, что она является украшением пары, отвечая за свой внешний вид и внешний вид партнера. Умея следовать за партнером, она должна оставаться активной, готовой помочь партнеру, если ему трудно справиться с ситуацией. При этом каждый обязан знать свою партию и отвечать за себя сам. Не менее сложной является задача научить двигаться в паре. Здесь необходимо подвести учащихся к изменению мироощущения из «я» в «мы», т.к. только ощущая себя единым целым можно справиться с техническими рекомендациями по исполнению танца в паре. Общеразвивающие упражнения и разминка. Разминка проводится на каждом занятии в виде «статического танца» под современную популярную музыку, что создает благоприятный фон и повышает интерес к занятиям. Задача разминки – разогрев. Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную. Продолжительность подготовительной части составляет – 10-15%, основной части – 75-80%, а заключительной – 5-10% от общего времени занятия. Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов. Проработка небольшого количества материала дает возможность качественного его усвоения. Задача педагога при изучении движений, положения или позы разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и четкого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся. В то же время, нельзя ограничиваться только практическим показом. В этом случае материал воспринимается подражательно и не осознанно. Последовательность в учебном процессе при формировании танцевальных навыков состоит из следующих этапов: -вводные упражнения, предварительная подготовка организма, вспомогательно - тренировочные движения (разминка) даются в начале урока и нацелены на подготовку двигательного аппарата к физическим нагрузкам: разогревание мышц и активизацию их восприимчивости; - разучивание техники танцевального комплекса (основные понятия и движения бального танца – фигурного вальса); - совершенствование танцевальной техники до степени свободного владения ею; - постепенное соединение разученного материала в танцевальные комбинации, танцевальные композиции; - работа над этюдами, танцевальными композициями с применением знаний, умений и навыков всего курса обучения. Способности у учащихся, как известно, бывают разные. Поэтому большое значение имеет терпеливость и выдержка преподавателя, желание раскрыть индивидуальность своих учеников. Это способствует творческой атмосфере на уроке. Одежда учащихся должна быть удобной, не стесняющей движений. Обувь для занятий необходима легкая, без толстой подошвы и высоких каблуков. Помещение для занятий должно быть достаточно просторным. Музыкальное сопровождение является существенным фактором активизации творческого интереса учащихся и основой для усвоения темпоритма движений, поэтому в работе желательно эффективное использование технических средств. Основные понятия бального танца Позиции ног в бальном танце: 1п. - 1-я позиция - пятки вместе, носки разведены в стороны. 2п. - 2-я позиция - ноги на расстоянии ступни, носки разведены в стороны. 3п. - 3-я позиция - ступня одной ноги приставлена к середине ступни другой ноги, носки разведены в стороны; впереди - правая или левая нога. 6 п. - 6-я позиция - пятки и носки сомкнуты, ступни параллельны. 5-я позиция так же, как и выворотное положение ступней, не используется. Основные позиции рук в вальсе. Существует подготовительное положение и три основные позиции рук (I, II, III). В подготовительном положении руки свободно опущены вниз с мягко округленными локтями и запястьями. Кисти сближены, ладони обращены вверх. В 1-й позиции обе руки округлены в локтях и запястьях и со сближенными кистями подняты перед собой на уровне диафрагмы, ладони обращены к корпусу. Во 2-й позиции руки при слегка округленных локтях и запястьях раскрыты в стороны чуть впереди корпуса и несколько ниже линии плеч, ладони обращены вперед. В 3-ей позиции обе руки в овальном положении подняты вверх несколько впереди корпуса со сближенными кистями, ладони повернуты вниз. Основные движения Вальс Основа вальса – кружение в паре, которое получается в результате четырех полных вальсовых поворотов. Правый поворот Правый поворот состоит из двух поворотов на 180°. Но это деление условное – кружение должно быть плавным и непрерывным. Первая половина поворота Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди. Вальсовая дорожка (променад) В данном варианте предлагается сочетать вальсовую дорожку вперед у партнера с правым вальсовым поворотом у партнерши. «Окошко» Исходное положение — партнеры стоят лицом друг к другу, ноги в 3-й позиции. Партнер находится спиной, а партнерша лицом к центру зала. Партнер правой рукой держит кисть правой руки партнерши. Правые руки в 1-й позиции. Левые: у партнера за спиной, у партнерши — вытянута вниз. Движения партнерши выполняются аналогично движениям партнера. Затакт – подняться на полупальцах. 1 такт Раз – сделать шаг с правой ноги вперед навстречу друг другу; правые руки из 1-й позиции, не размыкаясь, переходят в 3-ю позицию. Два – вернуться в исходное положение. Далее (обычно) идет смена мест партнеров. Приведенный ниже репертуар не является догмой и может варьироваться с учетом уровня восприятия, эмоционального и физического развития, интересов учащихся, школьного возраста, для которого характерно личностное творческое самовыражение. Выбор музыки для танца Вальс танцуется под более медленную музыку, чем ритмичные танцы. Первый такт обычно представляет собой низкую басовую ноту. Следующие две ноты немного выше. Классическая музыка — лучший вариант для обучения, может быть использована и современная и даже кантри музыка. Примеры популярной традиционной и современной вальсовой музыки включают: «Голубой Дунайский вальс» Иоганн Штраус II (известный как король вальсовых композиций); «Императорский вальс» Иоганн Штраус II; «Минутный вальс» Фредерик Шопен; «Спящая красавица» - Петр Ильич Чайковский; «Лебединое озеро» - Петр Ильич Чайковский; «Вальс конькобежца» - Эмиль Вальдттойфель; «Ты одинок сегодня ночью?» - Элвис Пресли; «Восход, закат» - Перри Комо; «Tennessee waltz» - Энн Мюррей; Рисунки танца Используются при постановке концертных номеров, этюдов. План-конспект занятия: «Вальсовые повороты» Направление: Художественное Возраст обучающихся: 14-17. Тема занятия: «Изучение танца «Вальс». Движениями танца «Вальс»: «Вальсовая дорожка», вальсовые повороты. Материально-техническое оснащение: телевизор, иллюстрационный материал, схемы, пластилин, дощечки для лепки, стеки, цветной картон. Тип занятия: комбинированный. Цель: Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства. Задачи: 1.Изучение движений танца «Вальс». Учить передавать характер музыки в движении, двигаться в соответствии с размером музыки, различать части в музыке: уметь определять фрагменты музыкального произведения (вступление, части музыкального произведения); 2.Развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти, координации, гибкости, ловкости, точности и пластичности, умения ориентироваться в пространстве, работать в коллективе. 3.Воспитание эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в танце); 4.Воспитание уважения к партнёру (партнёрше). Основные методы обучения: - наглядный (практический показ); - словесный (объяснение, беседа); - игровой (игровая форма подачи материала); - активный метод проблемного изложения. Условия проведения, оборудование: - актовый зал с зеркалами; - коврики; - музыкальный центр (ТСО); - CD – диски с фонограммой; Планируемые результаты занятия: -обучающиеся научатся передавать характер музыки в движении, двигаться в соответствии с размером музыки, ориентироваться в пространстве, работать в коллективе. 30 - занимающиеся отработают движения танца «Вальс». Ход занятия 1. Организационный момент. Вход в класс, построение Посещаемость Здравствуйте ребята, начнём наше занятие с разминки. Разминка Движения по кругу: Простой шаг. Шаг с носка. Простой шаг на пятках. Простой шаг на полупальцах. Чередование шагов на пятках и на полупальцах по 4 счёта. Шаг с высоким подниманием колена. Бег - носок вперед. Бег – носок назад, колени сгибаются, пятки касаются ягодиц. Бег с высоким подниманием колена «Лошадки». Подскоки. Галоп лицом в круг. Галоп спиной в круг. Простой шаг, с подъёмом и опусканием рук (Вдох – выдох) лицом по линии танца. Простой шаг спиной по линии танца (смотреть через правое плечо). Простой шаг лицом по линии танца – перестроение. Перестроение из круга в колонну по 4 человека, размыкание в линии по ориентирам. Поклон. 2. Подготовительная часть. Повторение изученного материала: перестроение в круг. танец «Полька» Исполнение музыкально-ритмических упражнений: Повороты головы: вправо, влево. Наклоны головы: вправо, влево. Полукруг головы на 4 счёта влево, на 4 счёта вправо, на 8 счётов полный круг. 31 Движения головы вперёд – назад. Подъём плеч попеременно, вместе. Круговые движения плечами. Движения руками – комплекс на развитие координации. Движение руками «Книжечка». разведение рук в стороны с напряжением. Наклоны вперёд и вниз. Наклоны в стороны. Полуприседание по I и по II позиции ног – колени разводятся в стороны. выставление ноги на носок в сторону и вперед по I позиции ног. Упражнение «Релеве» Упражнение «Перекаты» Прыжки на месте и с поворотом на 360 градусов по IV позиции ног. Прыжки вперёд – назад по IV позиции ног. Прыжки влево – вправо по IV позиции ног. Прыжки «Ножницы». Прыжки с выбрасыванием ног вперёд-назад Ходьба на месте с подъёмом рук вверх - вниз через II позицию рук. (вдох-выдох). Движения на напряжение – расслабление мышц рук «Тряпичная кукла», «Цветок». 3. Основная часть. Изучение нового материала: - Сегодня вас познакомлю с таким чудесным танцем, как вальс. Поведаю историю его происхождения, расскажу о технике исполнения и разучу с вами основные шаги и повороты вальса. Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах. 32 «Вальсовая дорожка»; Вальсовая дорожка вперед И.п. – третья позиция, правая нога впереди. 1-й такт: шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню 2-й такт: шаг левой ногой вперед на низкие полупальцы, колено прямое. 3-й такт: шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню. В конце колено немного расслабляется. Далее движение повторяется с левой ноги. Вальсовая дорожка назад И.п. – третья позиция, левая нога впереди. 1-й такт: шаг правой ногой назад с подушечки на всю ступню. 2-й такт: шаг левой ногой назад на низкие полупальцы, колено прямое. 3-й такт: шаг правой ногой назад с подушечки на всю ступню. В конце колено немного расслабляется. В паре дорожка исполняется в закрытом положении с замкнутой позицией рук. Дорожка исполняется также в раскрытом положении, лицом или спиной по линии танца. «Балансе» в сторону (покачивающее движение); Бальный танец 1870-х годов в характере Вальса в Два Па. Музыкальный размер – ¾. Темп умеренный и умеренно быстрый. Исполняется в паре, с продвижением по кругу. Для танца характерны движения типа Па Шассе и Па Балансе. Положения в паре: «открытое», «закрытое», «противоположное». Игра «Весёлый бубен» Домашнее задание, оценивание, поклон Перестроение из круга в колонну по 4 человека с последующим размыканием в линии по ориентирам. 4. Рефлексия занятия. Поклон, оценивание Список литературы: 1. Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста // Развитие двигательных качеств у школьников./Под ред. З.И.Кузнецовой. – М.: Просвещение, 1987. – 14 с. 2. Гиршон А. Импровизация и хореография. Контактная импровизация. Альманах 1, 1999. – 7-9 с. 33 СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «ВЕЧЕР ВАЛЬСА» «Вальс цветов» Чайковского Ведущий 1: Вальс – бессмертен! Подобно сказочному Фениксу, он возрождается вновь и вновь, всегда прекрасный и юный, как сама жизнь. Именно он объединяет в себе хореографию, литературу, историю и музыку. Каков же он – этот вальс? Ведущий 2: Добрый вечер, дорогие друзья! Наш сегодняшний вечер мы посвящаем вальсу, вечно юному, вечно желанному для многих, хотя…Вальс устарел – говорит кое-кто смеясь… И для вас звучит песню «Вальс о вальсе». Ведущий 1: Разумеется, вечных танцев нет. Они тоже рождаются и умирают. Но из всех танцев ни один не выдержал такого долгого испытания времени как вальс. Чтец: (на фоне музыки вальса) «Осенний сон» А.Джоис Я помню вальса звук прелестныйВесенней ночью, в поздний час, Его пел голос неизвестный, И песня чудная лилась. Да, то был вальс, прелестный, томный, Да, то был дивный вальс. Теперь зима, и те же ели, Покрыты сумраком, стоят, А под окном шумят метели, И звуки вальса не звучат… Где ж этот вальс, старинный, томный, Где ж этот дивный вальс? Ведущий 1: Вальс – самый популярный танец XIX столетия, истоки которого в народном искусстве Австрии, Чехии, Германии. Это парный танец, основанный на плавном кружении, в переводе с французского он и означает «кружение». Вот один из вальсов, основанный на простенькой, ирландской народной песенке «Вальс при свечах». Впоследствии он лейтмотивом замечательного фильма «Мост Ватерлоо». Звучит «Вальс при свечах». Ведущий 2: Постепенно из простых народных мелодий вальс стал самым популярным танцем в аристократических салонах. Благодаря непринужденности, изяществу движений, выразительности музыки, лирической и страстной одновременно, он стал любимым танцем во всех слоях европейского общества. Было время, когда вальс яростно осуждали ревнители этикета и блюстители морали. Многих шокировало то, что кавалер во время танца обнимал даму. Но как ни пытались запретить этот «вольный» танец, он все прочнее обосновывался в великосветских салонах, стал со временем своеобразным ритуалом балов, вечеринок, маскарадов. Само приглашение на вальс стало ритуалом. 34 Хачатурян «Вальс-маскарад» 1 часть. (Танец) Ведущий 1: Вальс был любимцем русских балов уже в пушкинские времена. Не из-за вальса ли Онегина с Ольгой Ленский вызвал друга на дуэль? Помните: Скучающий Онегин Подходит к Ольге. Быстро с ней Вертится около гостей, Потом на стул ее сажает, Заводит речь о том, о сем; Спустя минуты две потом Вновь с нею вальс он продолжает… Ведущий 2: Была прекрасная традиция русского музыкального быта: в городских садах и парках играли в летнюю пору военные духовые оркестры. Особую прелесть этим концертам придавали так называемые старинные русские вальсы: «Грусть», «Тоска», «Дунайские волны», «На сопках Манчжурии», «Осенний сон» и другие. Всегда особое щемящее чувство вызывает духовой оркестр, играющий вальс. Ведущий 1: Вскоре на вальс обратили внимание самые известные композиторы. Одному из них удалось удостоиться титула «Король вальса». Им стал простой сын трактирщика Иоганн Штраус. Маленького Иоганна отдали в обучение к переплетчику книг. Но не было там у маленького мальчика возможности заниматься своим любимым делом - играть на скрипке, и тогда решил он сбежать от переплетчика, что он и сделал. Его, конечно, нашли и вернули домой, но старый знакомый семьи уговорил родителей отдать мальчика учиться музыке. В это время Иоганну было 12 лет. И вот, когда И.Штраус стал играть в одном из небольших оркестров Вены, он и сочинил свои первые вальсы. Они очень понравились жителям Вены. Слава Иоганна росла. Тысячи людей танцевали под его музыку. Вот так сын трактирщика стал «Королем вальсов». Его престол перешел по наследству к сыну. Сына Иоганна Штрауса хотели учить самой серьезной музыке, и поэтому он брал уроки у церковного музыканта. Но однажды его строгий и благочестивый учитель незаметно вошел в храм и услышал под его сводами легкомысленный вальс. Да еще его исполняли на церковном органе. Тогда всем стало понятно, что Иоганн Штраус – сын – пойдет по стопам своего отца. Так и произошло. Он написал более 300 вальсов. Среди них – «Сказки венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса», «Королевский вальс» и другие. Их знают и любят люди всей планеты. Звучит вальс И.Штрауса «Сказки венского леса» Звучит вальс Штрауса, на фоне музыки чтец: Чтец: Как дорожу я прекрасным мгновеньем! Музыкой вдруг наполняется слух, 35 Звуки несутся с каким-то стремленьем, Звуки откуда-то льются вокруг. Сердце за ними стремится тревожно, Хочет за ними куда-то лететь… В эти минуты растаять бы можно, В эти минуты легко умереть… Ведущий 2: И началось победное шествие вальса по Европе. В нем нашли выражение чувства людей конца XVIII и нового XIX века. Все может выразить вальс: восторг, печаль, радость, ожидание и т.д. Но как же вальс преследовали! На него писали эпиграммы, сатирические стихи, просто преследовали. В России, при Павле I, офицеров, виновных «в танцевании пляски, вальсеном именуемым», прямо с бала препровождали на гауптвахту. Мыслимое ли дело, чтобы кавалер обнимал даму за талию? Но запреты не помогли. XIX век прошел под знаком вальса. Его танцевали везде, во всех кругах общества. Ведущий 1: Он проник во все жанры музыки: оперу, балет, симфонию, сюиту. Его музыка проиобрела самостоятельное значение. Невозможно описать все вальсы, назвать всех композиторов, обращавшихся к ритму этого танца. Но некоторые мы вспомним. Ведущий 2: И начнем с «Вальса-фантазии» М.И. Глинки. Ведущий 1: В 1856 году Глинка убрал из оркестра все лишнее. Работал медленно, отшлифовывая каждую деталь. И вальс зазвучал по-новому. Беглая поэтическая зарисовка выросла в сложную оркестровую пьесу. Поэма любви и молодости стала шедевром гения. Тем же летом «Вальс-фантазия» прозвучал в Павловске. На этот раз им дирижировал И. Штраус. Звучит «Вальс-фантазия» М.И. Глинки. Исполняется танцевальная композиция на мелодию вальса. Ведущий 2: Говоря о вальсе, нельзя не вспомнить польского композитора Ф. Шопена. К вальсу Шопен обращался на протяжении всей своей творческой жизни. Ведущий 1: (на фоне вальса №7 Шопена) Шопена вальс… Кто не играл его И кто не слушал? На чьих устах Не появлялась улыбка нежная, И в чьих очах не вспыхивала искра Любви, а может быть, печали От звуков тех, кокетливых и гордых, Задумчивых, как вечер золотого дня, Пылающих горячим поцелуем? Ведущий 2: Еще звучит в моих ушах Седьмого вальса легкий шаг, Как вешний ветерок, 36 Как трепетанье птичьих крыл, Как мир, который я открыл В сплетенье нотных строк Еще звучит тот вальс во мне, Как облако в голубизне, Как родничок в траве, Как сон, что вижу наяву, Как весть о том, что я живу С природою в родстве. Широко используется вальс и в музыке и в кинофильмах. В исполнении танцевальных пар 9-х классов вашему вниманию предоставляется вальс из кинофильма «Любовь и голуби». Ведущий 1: А на рубеже XIX-XX вв. происходит модернизация вальса. Вальс соединяется с другими танцами и появляется вальс-бостон, вальс-гавот, вальс-мазурка и другие танцы, органически связанные с вальсом. Посмотрите один из таких вальсов – вальс-мазурку. Ведущий 2: Вальс-мазурка – бальный танец, в каждом четвертом такте исполняются попеременно то движения вальса, то мазурки. Большой популярностью пользовался русский вариант вальса-мазурки. В Германии он даже назывался «русским вальсом», хотя родом этот танец из Франции. Звучит вальс-мазурка. Чтец: В ритме вальса все плывет, Весь огромный небосвод. Вместе с солнцем и луной Закружился шар земной. Все танцуют в этой музыке ночной. В ритме вальса все плывет, Весь огромный небосвод, Все кружится, скользя, удержаться нельзя, В ритме вальса все плывет. Ведущий 1: Великолепная музыка вальсов не могла не вызвать желания положить на нее стихи. Звучит вальс («На сопках Манчжурии».) Чтец: Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии»,.. Милосердные сестры в палатах дежурили, Госпитальные койки – железные, узкие. Терпеливые воины-ратники русские. Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии»… Нежный запах духов, вуалетки ажурные… И ничуть не гнушаясь повязками прелыми, Наклонялись над раненым юные фрейлины. 37 Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии»… Перед вами, едва лишь – глаза вы зажмурите, Катит волны Цусима, и круглые, плоские, Чуть качаясь, плывут бескозырки матросские. Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии»… Ведущий 2: «Когда говорят пушки – музы молчат». Это изречение известно человечеству уже 2000 лет, со времен Римской империи. И 2000 лет человечеству известно, что никакие пушки не смогли заставить музы замолчать, потому, что как сказал В. Маяковский: «И песня и стих – это бомба и знамя». Ведущий 1: II мировая… Великая Отечественная… Сколько песен было создано в эти годы?! Не сосчитать. Многие стали жемчужинами песенного жанра. Не обошли композиторы своим вниманием и жанр вальс. Это и «Играй, мой баян» В.П. Соловьева-Седого и «В землянке» К. Листова, и «Моя любимая» М. Блантера, и «Случайный вальс» М. Фрадкина. Одна из самых лучших «В лесу прифронтовом». Многим из нас памятны слова и напев этой песни Великой Отечественной. «Стихи написаны на Каме, когда шел второй год войны», - вспоминал много лет спустя о рождении песни автор слов Михаил Исаковский, - «работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу Матвею Блантеру (с ним создавали «Катюшу»), спустя несколько месяцев услышал по радио, как «В лесу прифронтовом» исполняет Е. Флакс». Звучит песня М. Блантера и М. Исаковского «В лесу прифронтовом». Ведущий 2: В 1966 году на экраны страны вышел художественный фильм «Женщины». Из песен, написанных Я. Френкелем для этого фильма, запомнились и стали известны две: «Любовь – кольцо» и «Кружится, кружится старый вальсок» - «Вальс расставания», как его потом назвали авторы. Звучит «Вальс расставания». Ведущий 1: И в наше время написано множество песен на мелодию вальса – «Севастопольский вальс», «Мамин вальс», «Школьный вальс»… Вальс – объяснение в любви, вальс – воспоминание о юности, вальс, наполненный радостью жизни… «Школьный вальс» написан композитором И. Дунаевским на стихи М. Матусовского. Выпускной школьный бал... Какие сложные чувства владеют юношами и девушками в этот вечер: грусть и радость, надежда, ожидание. Много песен поют на выпускном бале, много танцуют. Среди школьных песен, выражающих чувства юношей и девушек в это время есть такие, какие созданы в ритме вальса. А с одной из них, знаменитым «Школьным вальсом» связана такая история. Рассказывает Иван Рахилло: «Каждый раз, когда я слышу «Школьный вальс» И.Дунаевского, мне неизменно вспоминается один далекий предвоенный день. В широких 38 розвальнях я отвожу на станцию к московскому поезду прославленного певца, солиста Большого театра. Вдруг весело, зазвенели ребячьи голоса... Школа. Артист захотел туда заглянуть. Вошел и на стене увидел гитару. Попросив разрешение, он ее снял и без объявления запел романс «Буря мглою...» И пел около двух часов. Пел романсы и оперные арии, русские и украинские песни. Никогда потом не приходилось видеть мне певца или артиста в таком возвышенном вдохновении. Много лет прошло с тех пор. И вот однажды, в сумерках, прогуливаясь с композитором И.Дунаевским и проходя мимо школы, я вспомнил тот далекий вечер и рассказал о нем композитору. Композитор долго курил и о чем-то думал. Потом начал что-то чертить в записной книжечке и пояснил: «Это ноты. Это мой новый вальс. А стихи у меня есть. Их написал М. Матусовский.” Так родился знаменитый «Школьный вальс» Звучит песня «Школьный вальс» Чтец: О вальсе сказано немало, Он в песнях и стихах воспет, И сколько б танцев ни бывало, А лучше вальса, право, нет! Вашему вниманию предоставляется «Вальс из кинофильма «Метель» в исполнении старшей хореографической группы. Ведущий 2: Вы слушаете вальс, и вам начинает казаться, что кто-то рассказывает о большом, светлом чувстве. Может быть о зарождающейся любви? А может быть о прекрасной погоде? Так или иначе, но вальс прекрасен, изящен, лиричен, грациозен… Ведущий 1: Так вальс перерос рамки танца. Он стал самостоятельным большим миром. Можно с уверенностью сказать – вальс бессмертен. Он действительно смеется над всеми модами века. Он возрождается вновь и вновь, всегда прекрасный и юный. 39 Приложение 3 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «КРЫМСКИЙ ВАЛЬС» № Наименование темя занятия Колво часов Дата по Форма Примечание расписанию аттестации (коррек/контроля тировка) по плану по факту Раздел 1 Вводные занятия – 4 часа 1 Вводное занятие: 2 план, правила, задачи, инструктажи. педагогическое 2 Экскурс в историю 2 танца вальс. наблюдение Просмотр фильма о вальсе. Итого за месяц: 4 часа Раздел 2.Разминка. 4 часа 3 Разучивание 2 упражнений Выполнение наблюдение 4 2 упражнений Раздел 3. Разучивание и исполнение комплекса основных танцевальных движений – 38 часов Танцевальный шаг 2 5 Маленький квадрат вальса. Большой квадрат 2 6 вальса. Итого за месяц: 8 часов Pas balance. 7 2 «Лодочка». Соло-поворот 8 2 партнерши под рукой 9 Правый поворот 2 10 Вращение в паре вокруг правой оси 11 Шаги вальса по кругу. Итого за месяц: 12 Дорожка променад 10 2 13 Вальсовая дорожка 2 2 2 часов 40 14 «Окошечко» и смена мест 15 Отработка и закрепление танцевальных движений Итого за месяц: Итого за I полугодие: 16 Отработка и закрепление танцевальных движений 17 Отработка и закрепление танцевальных движений 18 Объединение танцевальных движений в простые комбинации 19 Объединение танцевальных движений в простые комбинации Итого за месяц: 20 Углубленная работа над техникой и выразительностью пройденного материала. 21 Углубленная работа над техникой и выразительностью пройденного материала. 22 Поддержки различной сложности. 23 Поддержки раличной сложности. Итого за месяц: 2 2 8 30 часов часов 2 2 2 2 8 часов 2 2 2 2 8 часов наблюдение 41 Раздел 4. Постановка танцевальных композиций – 24 часа 24 Постановка мини2 этюдов (в паре) 25 Постановка мини2 этюдов (в минигруппе) 26 Работа над 2 танцевальными этюдами 27 Работа над 2 танцевальными этюдами Итого за месяц: 8 часов 2 28 Знакомство с музыкой. Законы танцевальной композиции 2 29 Фигурный вальс. Культура сцены. Выход пар 30 Экспозиция, 2 завязка, рисунок танца, развитие, кульминация 31 Квадратность 2 счета. Паузы, фиксация поз Итого за месяц: 8 часов 32 Хореографическая 2 лексика 33 Связующие 2 танцевальные элементы 34 Единство музыки и 2 танца 35 Единство музыки и 2 танца Раздел 5. Чему мы научились – 4 часа наблюдение 36 Подведение итогов. 2 Анализ работы показательное вступление Итого за месяц: 10 часов Отчетный концерт концерт 2 Итого за II полугодие: Итого за год: 42 часа 72 часа 42 Приложение 4 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ внесенные в программу изменения, Указываются корректировки и дата. № Причина корректировка Дата причина Согласование с заместителем директора по УВР (подпись) 43 Приложение 5 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № Содержание работы Дата Место Примечание п/п проведения проведения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ 1 Участие в поздравлении ко октябрь Дню учителя 2 Участие во флешмобе «В ноябрь единстве сила» 3 Новогоднее поздравление декабрь 4 Участие в праздничных февральмероприятиях ко Дню март защитника Отечества и Международному женскому дню 5 Участие в праздничных апрель-май мероприятиях ко Дню Победы 6 Участие в праздничных май мероприятиях, посвященных празднику Последнего звонка. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ 1 «Крым в сердце моем» октябрь 2 «Парад солистов» март-апрель 3 «Крымский вальс» в течение года РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 1 Дополнительные занятия с в течение одарёнными детьми, года подготовка к выступлениям. 2 Участие в конкурсах, акциях, в течение фестивалях года 3 Индивидуальная работа с в течение детьми года РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ 1 Родительские собрания в течение года 2 Общение с родителями через В течение мессенджер Viber года 44 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ Правила дорожнооктябрь транспортной безопасности пешехода, велосипедиста. Особенности поведения на дороге в осенние дни Правила пожарной октябрь безопасности в быту и учреждении образования. Общие правила электробезопасности Действия в экстремальных октябрь ситуациях: во дворе, на улицах, дома, в общественных местах Правила безопасности при ноябрь общении с животными. Профилактика отравлений и ноябрь предупреждение острых кишечных инфекций. Правила дорожнофевраль транспортной безопасности пешехода, велосипедиста. Особенности поведения на дороге в зимний период Правила пожарной март безопасности в быту и учреждении образования. Общие правила электробезопасности Действия в экстремальных март ситуациях: во дворе, на улицах, дома, в общественных местах Правила безопасности при апрель общении с животными. 45