В.В.Чмыхов Если с другом вышел в путь

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОДОБРЕНО
педагогическим советом
протокол № ___1__
от «28_» _____08_____ 2024г

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО «ЦДОД»
БР РК
____________Т.В. Локтионова
«28_» ________08____ 2024г.
Приказ № 90

.

СОГЛАСОВАНО
Директор МБОУ «Табачновская
СОШ» имени Н.Г.Сотника
________________ В. Н.Зюбина
«28» ______08______ 2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ»

Направленность: туристско-краеведческое
Срок реализации программы:1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовы
Возраст обучающихся: 11 - 17 лет
Составитель: Чмыхов Виктор Владимирович,
Должность: педагог дополнительного
образования

г.Бахчисарай,
2024 г.

Рецензия

на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Тропами родного края»
Автор-составитель: В.В.Чмыхов — педагог дополнительного образования
Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного
образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района
Республики Крым.
Рецензируемая программа составлена с учетом методических рекомендаций по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» и в
полном соответствии с Положением о разработке и утверждении дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного
образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного
образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым.
Программа «Тропами родного края» рассчитана для первичного ознакомления
школьников с туристско-краеведческой деятельностью и получения начальных
туристских умений и навыков. Она носит выраженный деятельностный характер, создает
возможность активного практического погружения детей в туристско-краеведческую
деятельность
Адресатом программы являются дети в возрасте от 11-17 лет.
Практика обучения основывается на комплексном подходе, который складывается
из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и
воспитания.
Программный материал предполагает минимальное количество теоретических
занятий,
подкрепленных
практическими.
Предпочтение
отдается
занятиям
комбинированного типа с индивидуальным подходом.
Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата.
Программа отвечает требованиям, предъявляемым к составлению программ по
учебным дисциплинам, возрастным и индивидуальным интересам учащихся, представляет
собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по
актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью.
Рекомендуется использовать в образовательном процессе.

Рецензент: _______ ____________ Руководитель МОЦ Королева В.А.

«Согласовано» ___ _____________ Зам. Директора по УВР Врублевская Д.Н.

2

РАЗДЕЛ №1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы развитию детского туризма в Российской
Федерации
уделяется
значительное
внимание.
Постановлением
Правительства от 4 ноября 2014 г №1163 образован Координационный совет
по развитию деского туризма в России, одними из приоритетных задач
которого являются развитие и увеличение объемов детского туризма в
границах страны и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Именно туристско-краеведческая деятельность детей способствует
выполнению этих задач и является весьма актуальной для нашего времени,
для современных детей и их родителей в системе дополнительного
образования.
Программа «Если с другом вышел в путь» рассчитана для первичного
ознакомления школьников с туристско-краеведческой деятельностью и
получения начальных туристских умений и навыков. Она носит выраженный
деятельностный характер, создает возможность активного практического
погружения детей в туристско-краеведческую деятельность. В программе
уделяется внимание общей физической подготовке учащихся, на которые
отводится четверть всего количества часов. Занятия по основной физической
подготовке равномерно распределяются на весь учебный период.
Реализации программы способствует использование метода
комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий
единство нравственного, физического, морально-эстетических и других форм
воспитания. Достижение цели программы зависит от количества и качества
проведенных на местности занятий, прогулок и экскурсий.
В
основе
разработки
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Если с другом вышел в путь» лежит
следующая нормативно-правовая база: - Федеральный Закон Российской
Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации (в действующей редакции);
- Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998г. №124 –ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в
действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении
Основ
государственной
культурной
политики» (в
действующей редакции);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
3

утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. №
642 (в действующей редакции);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка- ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018г. №3;
- Национальный проект «Образование»- ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от24.12.2018
г. №16);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. №467 «Об
утверждении целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
- Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
(в действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189- ФЗ
«О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере» (в
действующей редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
4

к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (в действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым
от
09.12.2021
г.
№
1948
«О
методических
рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ»;
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования
детей до 2030 года в Республике Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г.
№ 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной
сфере при формировании государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики
Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г.
№ 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных
социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере,
отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и
Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на
оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к
полномочиям исполнительных органов Республики Крым»;
5

- Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г.
№ 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной
сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в
соответствии с социальными сертификатами»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования»
и
АНО
дополнительного
профессионального
образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников
образовательных
организаций
общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии
с обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
- Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05
«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение
качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности
6

и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны»;
- Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденный постановлением
администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 22.08.2018г. №
438;
Положение о разработке и утверждении дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного
образования
детей»
Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденное приказом от
01.03.2024г. № 29а.
Направленность программы «Если с другом вышел в путь» по
содержанию является туристско-краеведческой.
Классификация программы – модифицированная: составлена на основе
авторских программ доктора педагогических наук, заслуженного учителя
Российской Федерации Константинова Ю.С. «Юные инструкторы туризма» и
«Юные туристы – краеведы» Д.В. Смирнова, Ю.С. Константинова, А.Г.
Маслова, изданных Федеральным центром детско-юношеского туризма и
краеведения в сборнике программ туристстко – краеведческой
направленности в 2006 г. В программе краеведение выступает как форма
исследовательской деятельности учащихся в туристических прогулках и
экскурсиях под руководством педагога.
Актуальность программы. Туризм и краеведение, дополняя друг
друга, осуществляют комплекс образовательно-воспитательных, спортивнооздоровительных и научно-познавательных задач. Туристско-краеведческая
деятельность является комплексным средством в деле воспитания и
образования учащихся, и в тоже время очень действенным в силу своей
демократичности и гуманности. Следовательно, туристско-познавательная
деятельность учащихся является весьма актуальной для их всестороннего
развития, занимает важное место в общей системе обучения учащихся и
остается педагогически целесообразной. Более чем столетний опыт России в
применении краеведения в обучении подтверждает актуальность и
педагогическую целесообразность туристско-краеведческих программ и этой
формы деятельности учащихся. Программа построена с учётом принципов
системности, научности, доступности и преемственности; способствует
7

развитию коммуникативной компетенции учащихся; обеспечивает условия
для реализации практической направленности, учитывает возрастную
психологию учащихся.
Новизна данной программы заключается в том, что ее содержание
дополнено разделом общая физическая подготовка, в результате освоения
которого учащиеся приобретают навыки физической и начальной
технической подготовки, приобщаются к здоровому образу жизни.
Отличительной
особенностью
этой
программы
от
уже
существующих программ данной направленности является то, что в нее
внесены добавления краеведческого характера, раскрывающие специфику
многообразия природных условий и богатейшей истории Республики Крым и
в частности Бахчисарайского района.
Кроме этого, особенность реализации программы заключаются в том,
что она реализуется с обучающимися средней и старшей школы по сетевой
форме обучения на базе МБОУ «Табачновская СОШ» имени Н.Г.Сотника
Бахчисарайского района Республики Крым, выступающей в качестве
ресурсоснабжающей организации, т.е. предоставляющей учебный кабинет с
мебелью, спортивный зал с инвентарем, многофункциональную открытую
площадку для проведения занятий с обучающимися.
Педагогическая целесообразность. Туризм и краеведение в системе
образования России являются традиционным и эффективным средством
обучения и воспитания детей и молодёжи.
Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает
детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на
себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной
природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего
времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию;
способствует развитию самостоятельности учащихся.
Адресат программы. Возраст учащихся в объединении предлагается
от 11 до 17 лет. Принимаются все желающие мальчики и девочки, не
имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Обучение по данной
программе будет актуальным для физически активных детей, проявляющих
интерес к изучению окружающего мира, истории и культуры родного края.
При зачислении в объединение проводится стартовая диагностика с целью
выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей.
Количество детей в группе до 20 человек.
Характеристика контингента обучающихся.
Средний школьный (подростковый) возраст характеризуется тем, что
здесь главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды
деятельности – учебная, общественно-организационная, спортивная,
8

творческая, трудовая. Подросток приобретает социальный, трудовой опыт, а
также познаёт себя в системе моральных, эстетических общественных
отношений. Д.И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что
повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей
позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом
позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет следующие
стадии подросткового периода:
- локально-капризную (10-11 лет) – проявляется потребность в
признании взрослых;
- «право-значимую» (12-13 лет) – обусловленная потребностью в
социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже
имею право, я могу, я должен»;
Как выстраивать деятельность:
- принимать во внимание интересы к различным видам деятельности,
представителям другого пола и общению с ними;
- учитывать обостренное чувство собственного достоинства, чувства
симпатии и антипатии;
- достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также
активизировать психологические механизмы стимулирования;
- поддерживать в подростке позицию его исключительности, что может
усиливать познавательную мотивацию;
- содержание учебной деятельности должно вводиться в современные
условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.
Возрастная категория (14-17 лет) (ранняя юность, юность) возраст
характеризуется тем, что в этот период ключевое значение приобретает
ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к
независимости. Основными компонентами этого периода являются дружба,
доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие
чувства, такие как любовь. Старшеклассники пытаются определить
дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них
возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного
вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо
предмету, сколько практической выгодой этой профессии. «Наиболее
главное психологическое новообразование этого возраста – это умение
старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и
находить средства для ее реализации» (Д.И. Фельдштейн). Повышается
уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей,
участвующих в личностном самоопределении школьника. В этот период
происходит становление завершающего этапа созревания личности, который
характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием
теоретического
мышления,
самовоспитанием,
развитием
умения
рефлексировать, формированием уровня притязания.
Как выстраивать деятельность:
9

- приобщать личность к общественным ценностям и стимулировать к
выбору личных;
- поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их
достижения, своевременно корректировать и направлять;
- чётко ставить цели перед подростком: чего хотим добиться, какими
знаниями обладать;
- определять прикладную направленность обучения. (Зачем мне это
надо знать, как я это применю в жизни?).
- поддерживать подростка позитивно и регулярно. Доброе слово и
дельный совет лучше порицания.
- оценивать положительные действия ребёнка, спрашивать мнение по
предмету, обсуждать с ним курс. Так как ведущая деятельность подростка –
общение, группирование, обучение должно происходить через общение.
- не сравнивать результаты обучения подростка со сверстниками, это
может привести к раздражению.
Объем программы и сроки реализации. Общее количество учебных
часов, необходимых для освоения программы, составляет 144 часа. Срок
реализации программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе 36 недель, период обучения - с сентября по май.
Уровень программы – ознакомительный (стартовый).
Форма обучения – очная форма обучения.
Особенности
организации
образовательного
процесса
разновозрастные группы. Состав группы постоянный. Программа
предусматривает 2 вида занятий: теоретические занятия и практические
занятия. В обучении применяется групповая форма с индивидуальным
подходом, включающая обучение в малых группах.
Режим занятий, периодичность и продолжительность - реализация
программы планируется в 2 группах, по 1 занятию два раза в неделю,
продолжительностью 2 академических часа.
Допускается изменение расписания занятий в течение года по
объективным причинам.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - формирование у обучающихся мотивации к
туристско–краеведческой деятельности через освоение начальных знаний,
умений и навыков.
Задачи
Обучающие:
10

- сформировать у обучающихся умения и навыки основ туристической
подготовки;
- сформировать интерес к исследовательской и краеведческой деятельности;
- применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях объединения,
для организации здорового образа жизни;
- познакомить обучающихся с историей, культурным наследием, природой
родного края.
Развивающие:
- развивать самостоятельность;
- развивать познавательные интересы детей;
- содействовать всестороннему развитию личности.
-совершенствовать туристское и спортивное мастерство, физические
качества обучающихся;
- развивать психические процессы: внимание, мышление, память, волевую
сферу.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, свою Родину;
- воспитывать нравственные и морально- волевые качества: уважение к
старшему поколению;
- сформировать ценностное отношение к культурно-историческому и
природному наследию родного края;
- пропагандировать здоровый образ жизни и социальную ориентацию;
- развивать личностные качества: сотрудничество, сопереживание,
общительность, толерантность;
- воспитывать культуру поведения в обществе, чувства ответственности за
свои действия; дисциплинированности, взаимопомощи;
- сформировать организаторские навыки и умения действовать в коллективе.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ
Растущая отчуждённость между людьми вызывает необходимость
использовать возможности туризма для формирования коллективизма,
взаимовыручки и других социальных умений. В современных условиях,
когда рушатся старые стереотипы патриотизма, именно туризм и
краеведение, объединяющие в себе многие предметы и науки, могут стать
эффективным средством обучения и воспитания школьников.
Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то
есть углублённого изучения во время прогулок, экспедиций, экскурсий
истории и природы родного края – своей малой родины, о нём можно
говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как
о важнейшем средстве воспитания.
11

Организация туристско-краеведческой деятельности даёт возможность
решать ряд задач, стоящих перед системой дополнительного образования в
настоящее время:

осуществление более глубокого и прочного освоения учебного
материала, значительное расширение кругозора обучающихся;

развитие способности аналитически мыслить, концентрировать
внимание, наблюдать, сопоставлять.
Особое значение в туристско-краеведческой совместной деятельности
детей и взрослых имеет социально-профессиональная роль педагога.
Педагогические ценности служат определяющим и связующим звеном между
сложившимся общественным мировоззрением в области образования и
деятельности педагога и детей. Подходы к образованию с гуманистических
позиций в целом, воспитанию и развитию личности ребёнка можно выделить
несколько видов ценностей. В первую очередь к таким ценностям относятся
личностно-позиционные, характеризуются отношением к людям, к себе, и
людей к себе, основанные на восприятии другого человека как личности
уникальной (индивидуальности), свободной, творческой и неповторимой.
Ценность личности ребёнка, безопасность его развития, забота о
беззащитном маленьком человеке, который подвержен огромной опасности
без помощи умного и понимающего взрослого - вот позиция (на основе
ценностей), которая характеризует хорошего педагога.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Теори Практи
Всего
я
ка
часов
4
4

Форма
аттестации
(контроля)
Входящая
диагностика
Фотовыставка
Топографичес
кая игра
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1.

Вводное занятие

2.
3.

Краеведение
Топография

6
2

6
10

12
12

4.

Туристские узлы

2

10

12

5.

Спортивное
туристское
многоборье
Спортивное
ориентирование
Туристская
стенгазета
Спортивные походы

2

26

28

2

28

30

---

4

4

Практическое
занятие
Выставка

2

24

26

Практическое

6.
7.
8.

12

Природоохранные
акции
10. Подведение итогов
ИТОГО
9.

---

12

12

--20

4
124

4
144

занятие
Фотоотчет.
Фотоотчет

Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие (4 часа)
Теория: Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила
поведения и техника безопасности во время занятий. Распределение
группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение
к слабым и отстающим в походе Поведение возле костра и за столом.
Правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением.
Трудовая этика туриста. Тимуровская работа на маршруте. Отношение к
памятникам истории и культуры. Отношение к природе.
Раздел 2. Краеведение (12 часов)
Теория: Рельеф и климатические особенности родного края. Животный
и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая
работа в походе. Правила сбора краеведческого материала.
Практика: Презентация краеведческого материала. Краеведческая
викторина.
Форма аттестации. Проведение фотовыставки «Знай родной край!».
Раздел 3. Топография (12 часов)
Теория: Топографическая карта. Топографические знаки. Масштаб и
легенда карты. Чтение топографических карт. Карта географическая и
топографическая. Условные знаки. Масштаб линейный и численный. Схема
маршрута. Легенда туристского маршрута. Пользование картой (схемой) в
походе.
Практика:
Рисование
топознаков.
Топографические
игры.
Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение
крутизны склона и его высоты. Топографическая съемка местности.
Форма аттестации. Топографическая игра.
Раздел 4. Туристические узлы (12 часов)
Теория: Узлы, их назначение и применение в походе.
Практика: Узлы: двойной проводник, восьмерка, стремя, прусик,
удавка, булинь, ткацкий, академический, прямой, проводник. Узлы:
схватывающий, грейпвайн, шкотовый, брамшкотовый. Отработка навыков
завязывания туристских узлов. Вязание узлов по их назначению.
Форма аттестации. Практическое занятие.
Раздел 5. Спортивное туристическое многоборье (28 часов)

13

Теория: Спортивное туристское снаряжение. Страховки и
самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком.
Беседа о назначении и применении спортивного снаряжения в походе.
Практика: Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по
кочкам и гарям. Спуск с крутого склона при помощи веревки. Переправа по
бревну. Спуск с крутого склона при помощи веревки. Переправа по
параллельно натянутым веревкам. Переправа при помощи горизонтального
маятника. Переправа при помощи вертикального маятника. Навесная
переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления
препятствий. Подъем по склону по судейским перилам с самостраховкой.
Навесная переправа. Переправы с самонаведением и снятием перил.
Отработка туристических навыков в походе.
Форма аттестации. Практическое занятие.
Раздел 6. Спортивное ориентирование (30 часов)
Теория: Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила
соревнований по спортивному ориентированию. Беседа с медицинским
работником.
Практика: Спортивное снаряжение. Действия участника перед
стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после
финиша. Спортивный компас. Определение сторон горизонта по компасу.
Устройство компаса. Правила обращения с ним. Ориентирование.
Визирование. Азимут. Определение азимута. Движение по азимуту.
Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты.
Спортивные карты. Технические приемы: азимут, линейное ориентирование,
точечное ориентирование. Тренировки по спортивному ориентированию.
Прохождение маршрута ориентирования по легенде. Соревнования по
спортивному ориентированию.
Форма аттестации. Практическое занятие.
Раздел 7. Туристическая газета (4 часа)
Теория: Виды газет, работа редколлегии, название, газетные рубрики и
заголовки, верстка и оформление. Выбор названия для туристской газеты.
Практика: Выпуск и презентация электронной газеты, посвященного
экологическим проблемам села.
Форма аттестации. Выставка.
Раздел 8. Спортивные походы (26 часов)
Теория: Совместная подготовка к походам, составление маршрута
походов. Детальная разработка маршрута путешествия, графика и плана
работы, изготовление картосхем маршрута.
Практика: Проведение похода с целью отработки навыков
ориентирования. Совместная подготовка и проведение похода, техники
пешеходного туризма. Сбор краеведческого материала в походе. Установка
палатки в походе. Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки.
Требования к месту для установки палатки на поляне (биваке). Установка
палатки, тента для палатки или тента для отдыха группы. Поход выходного
14

дня. Различные виды укрытий в походе. Техника разжигания костра в
походе. Пешеходный поход. Ориентирование на маршруте. Подготовка
технического и краеведческого описания маршрута. Подготовка и
проведение похода по местам боевой славы. Отработка туристических
навыков в походе.
Форма аттестации. Практическое занятие.
Раздел 9. Природоохранные акции (12 часов)
Теория: Анкетный опрос школьников и их родителей об экологических
проблемах села.
Практика: Проведение природоохранных мероприятий на улицах, на
территории села. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и
специальной одежды. Уборка территории села, школы, обелиска. Проведение
природоохранных мероприятий вдоль залива. Очистка берега залива от
мусора. Очистка родника. Благоустройство родника.
Форма аттестации. Фотоотчет.
Раздел 10. Подведение итогов (4 часа)
Теория: Подготовка фотоотчета. Подготовка фотовыставки.
Практика: Подведение итогов походной деятельности. Подведение
итогов за год. Оформление документации. Награждение. Индивидуальные
рекомендации.
Форма аттестации. Фотоотчет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании обучения обучающиеся должны
знать:
- правила безопасности на местности во время походов и экскурсий;
- правила поведения на природе;
- основные принципы сбора походного рюкзака и организации
экскурсии на местность;
- правила использования личного группового снаряжения;
- принципы ориентирования на пересеченной местности с компасом и
без него;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- способы поиска достоверной информации о родном крае и создания
социально-значимых проектов и предложений;
- приемы презентации и популяризации краеведческих находок в
школьном пространстве;
- особенности природы края, географическое положение;
- историю своего населенного пункта, района, края и их основные
достопримечательности;
- народное творчество, достижения культуры и науки, выдающихся
деятелей науки, культуры и спорта;
15

По окончании обучения обучающиеся должны
уметь:
- давать общую характеристику края;
- проводить наблюдения и исследования на природе,
- ориентироваться на местности по местным признакам, с помощью
карты икомпаса;
- пользоваться туристским снаряжением: укладывать рюкзак,
устанавливать палатку и осуществлять простейший ремонт палатки,
уметь организовать бивуак;
- обустраивать туристскую стоянку и убирать ее;
- приготовить пищу на костре;
- передвигаться в составе группы;
- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему;
- соблюдать правила поведения на природе и меры предосторожности.

16

РАЗДЕЛ №2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Группа № 1
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
4
144
Режим занятий
2 раз в неделю
по 2 академических часа
Перерыв 15 минут

Дата
окончания
обучения
31 мая
2025

Каникулы
01 июня 2025 – 14 сентября 2025

Группа № 2
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
4
144
Режим занятий
2 раз в неделю
по 2 академических часа
Перерыв 15 минут

Дата начала
обучения по
программе
15 сентября
2024

Дата начала
обучения по
программе
15 сентября
2024

Дата
окончания
обучения
31 мая
2025

Каникулы
01 июня 2025 – 14 сентября 2025

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение – педагог имеет высшее педагогическое
образование, опыт организации физкультурно-спортивной и туристскокраеведческой работы в сфере образования.
Материально-техническое
обеспечение.
Для
проведения
теоретических занятий требуется учебный кабинет, соответствующий
санитарно - гигиеническим нормам и требованиям. Кабинет должен быть
оснащен персональным компьютерам с доступом в интернет,
мультимедийным проектором с экраном. Проведение практических занятий
на местности должно происходить на стадионе, в спортивном зале,
многофункциональной открытой спортивной площадке, в парке или в лесу.
17

Перечень необходимого оборудования и снаряжения
1. Персональный компьютер
2. Проектор
3. Экран
4. Географическая карта Республики Крым, Бахчисарайского района
5. Карты топографические учебные
6. Спортивные карты местности
7. Компасы
8. Условные знаки карт
9. Учебные плакаты
10. Секундомер
11. Часы
12. Палатки
13. Туристские коврики
14. Рюкзаки
15. Тенты
16. Костровое оборудование: котлы, тросик
17. Лопата саперная в чехле
18. Аптечка медицинская в упаковке
19. Ремонтный набор
20. Навигатор
21. Рулетка 15–20 м
22. Лента мерная
23. Фотоаппарат
24. Видеокамера
25. Бинокль
26. Термометр наружный
27. Термометр водный
28. Весы напольные
29. Веревки основные
30. Веревки вспомогательные
31. Мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные, теннисные)
32. Мячи набивные
33. Скакалки
34. Канцелярские принадлежности.
35. Маршрутные документы (маршрутные листы)
Рекомендуемый
перечень
личного
обучающегося
1. Рюкзак для туристских походов
2. Коврик туристский
3. Спальный мешок

туристского

снаряжения

18

4. Накидка от дождя
5. Фонарик
6. Туристские ботинки или обувь на твердой подошве
7. Обувь спортивная (типа шиповки)
8. Сапоги резиновые
9. Фляжка или емкость для питьевой воды (1–1,5 л)
10. Головной убор
11. Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм)
12. Спортивный тренировочный костюм
13. Свитер шерстяной
14. Брюки ветрозащитные
15. Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, нож складной)
16. Блокнот и ручка
17. Перчатки рабочие
18. Носки шерстяные
19. Сидушка походная
20. Индивидуальный медицинский пакет.
Информационное обеспечение - мультимедийные презентации, видео
материалы, учебные фильмы, Интернет сайты.
Методическое
обеспечение.
Образовательный
процесс
по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Если с
другом вышел в путь» реализуется в очной форме.
Занятия состоят из теоретической и практической частей, причем
большее количество времени занимает практическая часть, в процессе
которой, в основном происходит освоение программного материала. Каждое
учебное занятие является звеном системы занятий, связанных в логическую
последовательность, построенных друг за другом.
При реализации программы используются различные методы
обучения:
словесные: рассказ, объяснение нового материала;
наглядные: показ, демонстрация иллюстративного материала, карт,
оборудования;
практические: вязка узлов, установка палатки, оборудование
костровой площадки, выполнение туристских элементов;
игровые: игры – тренировки, викторины, соревнования;
проблемный;
исследовательский: решение топографических задач, составление карт,
проспектов экскурсий, поиск краеведческих материалов.
Формы организации образовательного процесса подбираются с учетом
цели и задач программы, специфики содержания данной образовательной
программы и возраста обучающихся: групповая, индивидуальная,
индивидуально-групповая, наставничество.
19

Формы взаимодействия субъектов образовательного процесса в
случае электронного обучения с применением дистанционных технологий
предусматривается взаимодействие с педагогом, обучающимися, родителями
– помощниками в техническом обеспечении образовательного процесса.
В течение учебного года занятия распределены неравномерно. Как
правило, занятия на местности проводятся в осенне-весенний-летний период,
предусмотрены и зимние занятия. Прогулки, экскурсии осуществляются в
выходные (школьные) дни и каникулы – 1 раз в месяц, в зависимости от
погоды. Возможны занятия на местности в течение рабочей недели вместо
или сверх занятий по обычному расписанию. Теоретические и практические
занятия в помещении проводятся по расписанию. Часть занятий, в основном
практических, может проходить индивидуально или с небольшими группами,
если есть необходимость отработать технические навыки или подготовить
команду к соревнованиям или походу.
Учебные прогулки, экскурсии входят в сетку часов. Летние
двухдневные и многодневные походы могут проходить вне сетки часов, вне
образовательной программы, но с участием педагога, родителей
обучающихся, иных заинтересованных лиц.
Календарный учебный график по данной программе целиком зависит
от особенностей погодных метеоусловий и календарного плана городских и
муниципальных мероприятий на учебный год.
В зависимости от погодных условий, графика соревнований,
туристических прогулок, учебный план и количество часов по темам может
незначительно меняться. Все изменения отражаются в листе корректировки
образовательной программы.
Формы организации учебного занятия. На каждом этапе реализации
программы используется широкий спектр форм учебного занятия,
обеспечивающих максимально эффективное усвоение материала каждым
обучающимся. Это – экскурсии, игры, соревнования, слёты, тренировки,
защита проектов, исследования. Конкретные методы работы выбираются
согласно составу данной группы, ее обученности, личностным
возможностям. Теоретические занятия проводятся в форме бесед,
консультаций, игр, с использованием наглядных материалов, сочетая теорию
с практикой, полевые занятия, занятия-практикумы (в том числе
индивидуальные), творческие, экспериментальные практические работы на
местности. Исследовательская и проектная деятельность используется при
изучении раздела «Краеведческая работа».
Обучение строится по принципу «от простого к сложному» и по
принципу расширения кругозора по данным темам. Занятия проходят с
группой в целом, однако акцент ставится на индивидуальный подход к
каждому обучающемуся объединения. Это объясняется особенностями
возрастного развития, как психического, так и физиологического: различный
объем памяти и скорость запоминания, различный уровень предварительной
физической подготовки, различие стимулов для выполнения того или иного
20

задания. По мере приобретения новых навыков и знаний добавляется
принцип приобщения старших, «опытных» воспитанников к обучению
младших.
Главное условие успешного обучения – это способность педагога
постоянно совершенствовать занятие, находить новые подходы, приемы
обучения обучающихся, это - создание ситуации успеха, использование
дифференцированного и индивидуального подходов, возможность
поделиться своими достижениями и успехами, возможность каждого
обучающегося видеть своё движение вперёд, педагогическое сотрудничество
и др.
Педагогические
технологии
используемые
в
представлении
программного материала - это технология группового обучения, технология
коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения,
технология развивающего обучения, технология проблемного обучения,
технология исследовательской деятельности, технология проектной
деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная
технология обучения, технология коллективной творческой деятельности,
технология педагогической мастерской, электронная (дистанционная)
технология – при необходимости, наставничество, здоровьесберегающая
технология.
Алгоритм учебного занятия объединения строится следующим
образом:
1. Мобилизирующий этап. Общая физическая подготовка.
2. Целеполагание: актуализация знаний.
3. Коммуникация: объяснение нового материала, практическая работа.
4. Рефлексии: итог занятия, рефлексия.
Мобилизирующая часть занятия выполняет служебную функцию, так
как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учебновоспитательной работы и физическую подготовку (разминку).
Целеполагание настраивает обучающихся на конечный результат и
способы его достижения.
Содержание коммуникационной части зависит от исходного состояния
воспитанников. Эта часть имеет тем большее значение, чем выше степень
сложности, интенсивности и травмоопасности предстоящей основной
двигательной деятельности. Коммуникация – это основной этап занятия
выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории
задач.
Почти
всегда
эти задачи решаются
в
определенной
последовательности: обучение технике, развитие скорости, развитие силы,
развитие выносливости.
Заключительная часть занятия выполняет функцию организации
завершения учебно-воспитательного процесса, т.е. вместе подводятся итоги
занятия, определяется результат - насколько удалось решить намеченные
задачи, и сориентировать обучающихся на очередные цели.
21

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Для оценки результативности программы применяются входящий,
текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в
начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний
обучающихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы
оценки – анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем,
раздела программы. В практической деятельности результативность
оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору
необходимого материала, умению работать с различными источниками
информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны
работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с
помощью
заданий
педагога
(тесты,
кроссворды,
викторины);
взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу
учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения,
навыки.
Тесты: «Тест по топографии»; «Распределение обязанностей в группе».
Викторины: «Карта», «Медицина», «Питание», «Снаряжение».
Итоговый контроль - фотовыставка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1.
Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Один на один с
природой. - Краснодар: Советская Кубань, 2011 г.
2.
Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование
в туристском путешествии. - М.: ЦДЮТиК, 2013.
3.
Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые
туристские лагеря.- М.: ВЛАДОС, 2020.
4.
Самойленко А.А. Детско-юношеский туризм. Учебное пособие. Краснодар, 2016 г.
5.
Ю.С Константинов, Л.П. Слесарева Туристско-краеведческая
деятельность в школе. - Москва, 2011 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ
1.
Ю.С Константинов, Л.П. Слесарева. Туристско-краеведческая
деятельность в школе. - Москва, 2011 г.
2.
Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая
Российская энциклопедия, 2013.

22

Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Входное тестирование
Входная диагностика. Производится в начале учебного года.
Показывает осознанность выбора направления деятельности. Анализ
диагностирования
результатов
позволяет
выявить
проблемы
и
прогнозировать процесс обучения.
При обработке входной диагностики педагог подсчитывает сумму
баллов:

А-3 балла

Б-2 балла

В -1 балл
Полученный результат (без дополнительного вопроса):
12-10 баллов - ребенок сделал осмысленный выбор, он знает, чем будет
заниматься.
9-7 баллов - ребёнок имеет некоторое представление о направлении
объединения.
6-4 балла - ребёнок в объединение попал случайно, и понадобятся
дополнительные действия, чтобы заинтересовать его.
Диагностика результатов всей группы показывает общий уровень
детей, становится понятно, на что обратить особое внимание и как для этого
лучше строить процесс обучения.
1.Знаешь, ли ты чем занимаются в этом кружке?
А. Да, знаю
Б. Немного
С. Нет, не знаю
2.Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области?
А. Да, умею
Б. Немного
С. Нет, не умею
3.Чего ты ожидаешь от обучения?
А. Многому научиться
Б. Что-то свое
С. Не знаю
4. Почему ты пришел именно в это объединение?
А. Самому захотелось
Б. Родители посоветовали
С. За компанию с другом
5. Участвовал ли ты в каких-нибудь экскурсиях, походах?
А. Да.
Б. Нет, но хотел бы участвовать.
С. Нет.
23

Тест «Топографические знаки»
Задание: установите соответствие условных обозначений.
1 Родник
2. Пещера
3. Лиственный лес
4. Хвойный лес
5. Колодец
6. Курганы, бугры
7. Горелый лес
8. Фруктовые сады
9. Вырубленный лес
10. Скала, останец
11. Отдельные рощи (небольшие лески, имеющие значение ориентиров)
12. Редкий лес с буреломом
Результаты:
Высокий уровень – 10-12 правильных обозначений
Средний уровень – 7-9 правильных обозначений
Низкий уровень – ниже 7 правильных обозначений
Тест «Распределение обязанностей в группе»
I. Кто в группе отвечает за питание?
1. Руководитель.
2. Завхоз
3. Реммастер
4. Медик
5. Хронометрист
II. Кто в группе контролирует время (ходовое)?
1.Реммастер
2. Руководитель
3. Медик
4. Хронометрист
5. Завхоз
III. Кто в группе отвечает за ремонт и подготовку снаряжения?
1. Реммастер
2. Медик
3. Завхоз
4. Хронометрист
5. Руководитель
IV. Кто отвечает в группе за доврачебную медицинскую помощь?
1. Руководитель
24

2. Медик
3. Завхоз
4. Хронометрист
5. Фотограф
V. Кто в походе отвечает за жизнь и безопасность?
1. Руководитель
2. Завхоз
3. Медик
4. Хронометрист
5. Реммастер
VI. Кем является каждый идущий в поход?
1. Руководителем
2. Завхозом
3. Групповиком
4. Участником
5. Фотографом
VII. Чем обязан заниматься завхоз?
1. Во время подготовки к походу?
2. В походе?
3. После похода?
а) Закупать продукты.
б) Следить за дежурными.
в) Расфасовывать продукты.
г) Стирать мешочки от продуктов.
д) Распределять продукты и снаряжение.
е) Закупать продукты в походе.
ж) Составлять график дежурств.
VIII. Чем обязан заниматься хронометрист?
1. Перед походом?
2. В походе?
3. После похода?
а) Фиксировать ходовое время.
б) Подготовить блокнот, карандаш и часы.
в) Фиксировать все контрольные пункты, азимуты
движения и т.д.
г) Составить таблицу хронометража и отдать
руководителю для отчета.
д) Забывать записывать ходовое время.
е) Фиксировать пройденные километры.
IX. Каковы обязанности руководителя группы?
25

1. Во время подготовки к походу?
2. В походе?
3. После похода?
а) Оформить отчет о походе.
б) Организовать подготовку к походу.
в) Закупать продукты.
г) Пройти всестороннюю подготовку до начала похода.
д) Делать отметки о прохождении маршрута в контрольных пунктах.
е) Помогать попавшим в беду.
X. Кто и за что отвечает в походе?
1. Хронометрист?
2. Завхоз?
3. Реммастер?
4. Медик?
а) Приобретает и хранит ремонтный инструмент.
б) Фиксирует прохождение контрольных пунктов.
в) Составляет меню.
д) Фиксирует время в пути.
г) Руководит ремонтом.
е) Приобретает и хранит медаптечку.
ж) Распределяет продукты и снаряжение
з) Следит за выполнением санитарных правил.
Тест «Распределение обязанностей в группе»
I. Кто в группе отвечает за питание?
1. Руководитель. 2. Завхоз 3. Реммастер
4. Медик. 5. Хронометрист
II. Кто в группе контролирует время (ходовое)?
1.Реммастер 2. Руководитель 3. Медик
4. Хронометрист 5. Завхоз
III. Кто в группе отвечает за ремонт и подготовку снаряжения?
1. Реммастер 2. Медик 3. Завхоз
4. Хронометрист 5. Руководитель
IV. Кто отвечает в группе за доврачебную медицинскую помощь?
1. Руководитель 2. Медик 3. Завхоз
4. Хронометрист 5. Фотограф
V. Кто в походе отвечает за жизнь и безопасность?
1. Руководитель 2. Завхоз 3. Медик
4. Хронометрист 5. Реммастер
VI. Кем является каждый идущий в поход?
1. Руководителем 2. Завхозом 3. Групповиком
4. Участником 5. Фотографом
VII. Чем обязан заниматься завхоз?
26

1. Во время подготовки к походу? 2. В походе? 3. После похода?
а) Закупать продукты. б) Следить за дежурными.
в) Расфасовывать продукты. г) Стирать мешочки от продуктов.
д) Распределять продукты и снаряжение.
е) Закупать продукты в походе. ж) Составлять график дежурств.
VIII. Чем обязан заниматься хронометрист?
1. Перед походом? 2. В походе? 3. После похода?
а) Фиксировать ходовое время.
б) Подготовить блокнот, карандаш и часы.
в) Фиксировать все контрольные пункты, азимуты движения и т.д.
г) Составить таблицу хронометража и отдать руководителю для отчета.
д) Забывать записывать ходовое время.
е) Фиксировать пройденные километры.
IX. Каковы обязанности руководителя группы?
1. Во время подготовки к походу? 2. В походе? 3. После похода?
а) Оформить отчет о походе. б) Организовать подготовку к походу.
в) Закупать продукты.
г) Пройти всестороннюю подготовку до начала похода.
д) Делать отметки о прохождении маршрута в контрольных пунктах.
е) Помогать попавшим в беду.
X. Кто и за что отвечает в походе?
1. Хронометрист? 2. Завхоз? 3. Реммастер? 4. Медик?
а) Приобретает и хранит ремонтный инструмент.
б) Фиксирует прохождение контрольных пунктов.
в) Составляет меню. д) Фиксирует время в пути.
г) Руководит ремонтом. е) Приобретает и хранит медаптечку.
ж) Распределяет продукты и снаряжение
з) Следит за выполнением санитарных правил.
Викторина: «Туристическое снаряжение»
I. Что относится к личному снаряжению?
1. Палатка. 2. Рюкзак. 3. Котелок. 4. Куртка. 5. Нож.
II. Что относится к общественному (групповому) снаряжению?
1.Свитер. 2. Картографический материал. 3. Веревка.
4. Велосипед. 5. Топор.
III. Что относится к специальному снаряжению?
1. Лыжи. 2.Ботинки. 3.Коврик. 4.Бахилы. 5.Спальник групповой.
IV. Какое личное снаряжение надо взять в поход, чтобы было тепло
спать в палатке?
1.Кроссовки. 2.Свитер. 3.Носки шерстяные. 4.Белую рубашку. 5.Шапку.
V. Без какого снаряжения нельзя пойти кататься на лыжах?
1. Кружки. 2. Куртки. 3. Котелок. 4. Лыжи. 5. Рукавицы.
VI. Что относится к костровому снаряжению?
1. Кружка. 2.Котелок. 3.Топор. 4.Тросик с крючками. 5.Половник.
27

VII. Что надо взять в ремнабор для ремонта лыж?
1. Отвертку. 2.Лезвие. 3.Шило. 4.Шурупы. 5.Стамеску.
VIII. Что надо взять в ремнабор для ремонта лямок рюкзака?
1. Напильник. 2.Толстую иглу. 3.Капроновые нитки. 4.Гвозди.
5.Пассатижи.
IX. Какая деталь на рюкзаке необходима и обязательна в зимнем
походе?
1. Карман. 2.Тубус. 3.Пояс. 4.Шнуровка боковая. 5.Стяжки боковые.
X. Какой спальный мешок предпочтительнее брать с собой в зимний
поход, когда идешь с учащимися?
1.Одноместный. 2.Кокон. 3.Одеяло. 4.Многоместный. 5.Любой.
XI. Какие лыжи предпочтительнее брать в лыжный поход?
1. В горном районе? 2. В лесном районе? 3. Для лыжной прогулки?
а) «Бескид» б) «Турист» в) «Лесные» г) «Тайга»
д) Беговые деревянные е) Беговые (пластик)
XII. Что обязательно должно быть на штормовке у туриста
лыжника?
1.Капюшон с опушкой. 2.Большой нагрудный карман.
3.Тубусы на рукавах. 4.Резинка внизу. 5.Боковые карманы.
XIII. Какое снаряжение туриста – лыжника защищает его ноги от
отморожения и попадания снега?
1. Ботинки. 2.Носки. 3.Бахилы. 4.Чуни. 5.Брюки штормовые.
XIV. Какое «приспособление» желательно иметь в походе, чтобы было
безопасно сидеть у костра, на снегу, на мокрой кочке?
1. Стул. 2.Меховые рукавицы. 3.Подстилку из меха. 4.Рюкзак.
5.Сидушку.
XV. Что может надежно защитить лицо участника лыжного похода
при сильном ветре?
1. Маска. 2.Шарф. 3.Воротник свитера. 4.Рукавица. 5.Капюшон.
XVI. Что надо одеть на ноги ночью, чтобы они не мерзли в спальнике?
1.Мокрые валенки. 2.Чуни или меховые чулки.
3.Шерстяные носки. 4.Намотать портянки. 5.Ботинки.
XVII. В чем должно лежать КЛМН, чтобы оно не терялось у костра и
в рюкзаке?
1. В полиэтиленовом мешке. 2.В тряпичном мешке.
3.Просто так. 4.В кармане рюкзака.
XVIII. Какое общественное снаряжение необходимо, чтобы
переночевать в сильный мороз в шатре?
1. Топор. 2.Печка. 3.Ремнабор. 4.Тент.

28

Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Укладка рюкзака
Уметь правильно укладывать рюкзак важно не только в походе, но и в
быту. С укладкой рюкзака дети чаще всего встречаются на полосе
препятствий или в туристской эстафете как с одним из этапов. Предлагается
определенный набор вещей уложить в рюкзак за наиболее короткое время.
Однако в реальной практике лучше избегать укладывать рюкзак в спешке.
Кроме того, ребят следует научить правильно хранить вещи и продукты в
туристском путешествии. В настоящее время туристы активно используют
полиэтиленовый вкладыш в рюкзак - большой полиэтиленовый мешок, что
дает возможность более надежно предохранить содержимое рюкзаков от
намокания.
Компас, карта, ориентирование на местности
Занятия с компасом исключительно полезны, ибо в программе
географии 6 класса отводится не более 4 часов на овладение навыком работы
с компасом и при отсутствии практики эти навыки быстро забываются. Для
обучения ребят движению по азимуту, умению брать прямой и обратный
азимут используются игры на поиск ориентиров по определенному азимуту
на определенное расстояние. Для обучения ребят движению по 24 азимуту,
умению брать прямой и обратный азимут используются игры на поиск
ориентиров по определенному азимуту на определенное расстояние.
Возможные игровые задания на определение азимута:
1. Определить азимут на столовую, клуб, спортплощадку.
2. Назвать объект (здание и т.п.), находящийся от места стояния по такому-то
азимуту и на таком-то расстоянии.
3. Пройти замкнутый маршрут (на север, запад, юг и восток) и т.д.
Веревка, узлы, организация страховки.
Работа с веревками активно используется туристами только в сложных
походах и на соревнованиях по туризму. Однако ребятам полезно иметь
простейшие навыки связывания веревки, организации перил, использования
веревки как игрового элемента. Следует также научить ребят правильно
сматывать (бухтовать) веревку. Использование веревки в качестве перил или
для других целей под нагрузкой требует внимания к качеству веревки и ее
толщине. Для этих целей удобнее всего использовать синтетические
спортивные веревки толщиной 10- 12 мм (основные) и 6-8 мм (репшнур).

29

Шпаргалка по условным знакам карт

30

31

Приложение 3
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ»
№

Наименование темя
занятия

Колво
часов

Дата по расписанию
по плану
по факту
1гр

Раздел 1. Вводное занятие – 4 часа
1 Знакомство с
2
деятельностью
объединения. Техника
безопасности
2 Цели и значение
2
занятий туризмом и
краеведением. Этика
туриста
Раздел 2. Краеведение – 12 часов
3 Рельеф и
2
климатические
особенности родного
края
4 Животный и
2
растительный мир.
История родного края.
5 Краеведческая работа в
2
походе.
6 Презентация
2
краеведческого
материала.
Итого за месяц:
12
7 Краеведческая
2
викторина
8 Проведение
2
фотовыставки «Знай
родной край!»
Раздел 3. Топография – 12 часов
9 Топографическая карта
2
и знаки.
10 Рисование топознаков
2
11 Топографические игры
2
12 Изображение высоты
2
местности с помощью
горизонталей
13 Определение крутизны
2
склона и его высоты
14 Топографическая
2

2 гр

Форма
аттестац
ии
/контрол
я

Примеча
ние
(корректировка)

входящая
диагности
ка

часов
фотовыст
авка

топограф
32

съемка местности
Итого за месяц:
16
часов
Раздел 4. Туристические узлы – 12 часов
15 Узлы, их назначение и
2
применение в походе
16 Узлы: двойной
2
проводник, восьмерка,
стремя, прусик, удавка
17 Узлы: ткацкий,
2
академический, прямой,
проводник
18 Узлы: схватывающий,
2
грейпвайн, шкотовый,
брамшкотовый, булинь.
19 Отработка навыков
2
завязывания узлов
20 Закрепление
2
изученного материала

ическая
игра

практичес
кое
занятие

Раздел 5. Спортивное туристическое многоборье – 28 часов
21 Спортивное туристское
2
снаряжение.
22 Горизонтальный и
2
вертикальный маятник.
23 Спуск с крутого склона
2
при помощи веревки.
24 Переправа по бревну.
2
Итого за месяц:
20
часов
25 Переправа по
2
параллельно натянутым
веревкам.
26 Переправа по
2
параллельно натянутым
веревкам.
27 Переправа при помощи
2
горизонтального
маятника.
28 Переправа при помощи
2
вертикального
маятника.
29 Переправа при помощи
2
вертикального
маятника
30 Навесная переправа.
2
Переправа рюкзаков.
Отработка навыков
преодоления
препятствий.
31 Подъем по склону по
2
судейским перилам с
33

самостраховкой.
32 Подъем по склону по
судейским перилам с
самостраховкой.
Итого за месяц:
Итого за I полугодие:
33 Навесная переправа.
34 Закрепление
изученного материала

2

16
64
2
2

часов
часа

Раздел 6. Спортивное ориентирование – 30 часов
спортсмена:
35 Гигиена
2
гигиена тела, одежды и
обуви.
36 Правила соревнований
2
по
спортивному
ориентированию
37 Спортивное
2
снаряжение
участника
38 Действия
2
перед
стартом,
на
старте, на дистанции.
Итого за месяц:
12
часов
39 Действия участника на
2
КП, в финишном
коридоре, после
финиша.
40 Спортивный компас. .
2
41 Движение по азимуту.
2
42 Определение и
2
контроль направлений с
помощью компаса и
карты
43 Спортивные карты.
2
44 Технические приемы:
2
азимут.
45 Линейное и точечное
2
ориентирование,
46 Тренировки по
2
спортивному
ориентированию
Итого за месяц:
16
часов
47 Тренировки по
2
спортивному
ориентированию
48 Соревнования по
2
спортивному
ориентированию
49 Соревнования по
2
спортивному
ориентированию

практичес
кое
занятие

практичес
кое
занятие
34

Раздел 7. Туристическая стенгазета – 4 часа
50 Виды газет, работа
2
редколлегии
51 Выпуск и презентация
2
электронной газеты
Раздел 8. Спортивные походы – 26 часов
52 Совместная подготовка
2
к походам
53 Проведение похода
2
54 Подготовка и
2
проведение похода
55 Сбор краеведческого
2
материала в походе
56 Установка палатки в
2
походе
Итого за месяц:
20
часов
57 Установка палатки в
2
походе
58 Различные виды
2
укрытий в походе
59 Техника разжигания
2
костра в походе
60 Техника разжигания
2
костра в походе
61 Ориентирование на
2
маршруте.
62 Пешеходный поход.
2
63 Техническое и
2
краеведческое описание
маршрута
64 Поход по местам
2
боевой славы.
Итого за месяц:
16
часов
Раздел 9. Природоохранные акции – 12 часов
65 Анкетный опрос об
2
экологических
проблемах села
66 Природоохранные
2
мероприятия на улицах,
на территории села
67 Природоохранные
2
мероприятия вдоль
реки
68 Очистка родника
2
69 Очистка родника
2
70 Презентация итого
2
работы акции
71 Подготовка фотоотчета
2
72 Подведение итогов

выставка

практичес
кое
занятие

фотоотче
т

2
35

походной деятельности
Итого за месяц:
Итого за I полугодие:
Итого за II полугодие:
Итого за год:

16
64
80
144

часов
чаа
часов
часа

36

Приложение 4
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
Указываются внесенные
корректировки и дата.
№

Причина корректировка

в

программу
Дата

изменения,

причина

Согласование с
заместителем
директора по УВР
(подпись)

37

Приложение 5
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
п/п
1
2
3

4

5
6

7

8

9

10

1
2

1
2

3

Содержание работы

Дата
Место
Примечание
проведения
проведения
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ
Проведение
школьного сентябрь
туристического слета
Проведение «Дня здоровья»
октябрь
Участие в акциях, мероприятиях,
ноябрь
приуроченных ко дню народного
единства
Участие в мероприятиях,
декабрь
приуроченных ко Дню
Неизвестного Солдата
Квест, приуроченный к Дню
январь
Республики Крым
Акция «Блокадных хлеб,
январь
приуроченная к Международному
дню памяти жертв Холокоста.
День полного освобождения
Ленинграда от фашистской
блокады.
Квест «А ну-ка парни» ,
февраль
посвященный Дню защитника
Отечества
Конкурс «А ну-ка девушки»,
март
посвященный Международному
женскому дню.
Участие в легкоатлетической
апрель
эстафете посвященной Дню
освобождения Бахчисарая от
немецко-фашистских захватчиков
Участие в акциях, мероприятиях,
май
приуроченных ко Дню Победы в
Великой Отечественной войне
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ
Участие в туристических слетах
в
течение
года
Участие в творческих конкурсах и в
течение
научных конференциях
года
РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Участие в конкурсах
октябрьапрель
Создание и просмотр виртуальных в
течение
экскурсий «Пещерные города года
Крыма»
Консультации по написанию и в
течение
38

1
2

1

2

3

4
5

6

7

8

9

защите научно-исследовательских года
работ
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Индивидуальные
беседы, в
течение
консультации
года
Родительские собрания
в
течение
года
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ
Правила дорожно-транспортной
октябрь
безопасности пешехода,
велосипедиста. Особенности
поведения на дороге в осенние
дни
Правила пожарной безопасности в
октябрь
быту и учреждении образования.
Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
октябрь
ситуациях: во дворе, на улицах,
дома, в общественных местах
Правила безопасности при
ноябрь
общении с животными.
Профилактика отравлений и
ноябрь
предупреждение острых
кишечных инфекций.
Правила дорожно-транспортной
февраль
безопасности пешехода,
велосипедиста. Особенности
поведения на дороге в зимний
период
Правила пожарной безопасности в
март
быту и учреждении образования.
Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
март
ситуациях: во дворе, на улицах,
дома, в общественных местах
Правила безопасности при
апрель
общении с животными.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».