А.Ю.Дорош, С.С.Малышева Вдохновение

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОДОБРЕНО
педагогическим советом
протокол № 1
от « 28 »
2024 год

СОГЛАСОВАНО
Директор МБОУ
Каштановская СОШ»
_________ Н.И Ащаулова
«28_»
2024 год

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО «ЦДОД»
БР РК
_________Т.В. Локтионова
« 28»
2024 год
Приказ №90

СОГЛАСОВАНО
Директор МБОУ «Гимназия
им. Андреева Н.Р.»
______________ И.В. Иванова
«_28__» ___08____ 2024 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ВОКАЛЬНО- ХОРОВОЙ АНСАМБЛЬ
«ВДОХНОВЕНИЕ»
Направленность: художественная
Срок реализации программы:1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 7 - 13 лет
Составитель:
Дорош Анна Юрьевна, Малышева Светлана Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования,
творческого объединения «Вдохновение»

г. Бахчисарай,
2024 г.

Рецензия
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
вокально-хорового ансамбля «Вдохновение»
Автор-составитель: А.Ю.Дорош, С.С.Малышева — педагоги дополнительного
образования
Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного
образования
детей»
Бахчисарайского района Республики Крым.
Рецензируемая программа составлена с учетом методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки
России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» и в полном соответствии с
Положением о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
Бахчисарайского района Республики Крым.
Отличительной особенностью программы является комплексный подход к
построению занятий. На каждом занятии органично сочетаются разные виды музыкальной
деятельности: хоровое пение, музыкальная грамота, дыхательная гимнастика по методике
А.Н. Стрельниковой, метроритмическая работа, музыкальные игры. Данные виды
деятельности взаимно дополняют друг друга.
Адресатом программы являются дети в возрасте от 7-13 лет.
Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и
совершенствование
специальных
вокальных
навыков:
певческой
установки,
звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для
ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Используются методы обучения - словестный, наглядный, практический, игровой,
иллюстративный.
Программный материал предполагает теоретические и практические занятия,
Предпочтение отдается занятиям комбинированного типа с индивидуальным подходом.
Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата.
Программа отвечает требованиям, предъявляемым к составлению программ по
учебным дисциплинам, возрастным и индивидуальным интересам учащихся, представляет
собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по
актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью.
Рекомендуется использовать в образовательном процессе.

Рецензент: _______ ____________ Руководитель МОЦ Королева В.А.

«Согласовано» ___ _____________ Зам. Директора по УВР Врублевская Д.Н.

3

РАЗДЕЛ №1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В
основе
разработки
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы вокально-хорового ансамбля «Вдохновение»
лежит следующая нормативно-правовая база:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации (в действующей редакции);
- Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998г. №124 –ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в
действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении
Основ
государственной
культурной
политики» (в
действующей редакции);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. №
642 (в действующей редакции);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка- ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018г. №3;
- Национальный проект «Образование»- ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от24.12.2018
г. №16);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. №467 «Об
утверждении целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
4

- Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
(в действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189- ФЗ
«О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере» (в
действующей редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (в действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым
от
09.12.2021
г.
№
1948
«О
методических
рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ»;
5

- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования
детей до 2030 года в Республике Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г.
№ 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной
сфере при формировании государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики
Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г.
№ 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных
социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере,
отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и
Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на
оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к
полномочиям исполнительных органов Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г.
№ 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной
сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в
соответствии с социальными сертификатами»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования»
и
АНО
дополнительного
профессионального
образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников
образовательных
организаций
общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии
с обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
- Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05
«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
6

общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение
качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны»;
- Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденный постановлением
администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 22.08.2018г. №
438;
Положение о разработке и утверждении дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного
образования
детей»
Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденное приказом от
01.03.2024г. № 29а.
Направленность программы
Данная программа имеет художественную направленность,
составлена
на основании
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы вокально-хоровой ансамбль «Вдохновение».
Программа базируется на личностном подходе к детям в процессе
обучения, с учётом особенностей каждого ребёнка, исходя из его
возможностей.
В основу программы положены принципы последовательности (процесс
изучения материала от простого к сложному).
Содержание программы носит краткий, сжатый характер и нацелено
на первоначальное знакомство и овладение основами навыками вокального
мастерства.
Актуальность программы
Пение в хоре является уникальным средством развития ребенка: оно
помогает адаптироваться в детском социуме, проявить свой творческий
потенциал, оно является прекрасным профилактическим средством,
помогающим сохранить здоровье, помогает исправить речевые проблемы,
7

оно раскрывает музыкальные и общехудожественные способности и просто
доставляет радость от общения с музыкой, педагогами, другими детьми.
Хоровое пение предоставляет богатые возможности для раскрытия
творческого потенциала ребенка, открывает путь к эстетическому
личностному совершенствованию. Так же хоровое пение является одним из
самых активных видов музыкально - практической деятельности учащихся,
что позволяет воспитать не только пассивного слушателя и наблюдателя, но
и человека с активной жизненной позицией, воздействующего на
окружающих с помощью великой воспитательной роли музыки.
Новизна программы.
В педагогической работе основной акцент сделан на воспитание и
образование творческого хорового коллектива с индивидуальным
исполнительским лицом и разнообразным репертуаром, что требует
тщательного подбора педагогических технологий, методов и приемов.
Включение учащихся хорового коллектива в концертную практику
способствует формированию навыков сценического поведения, культуры
хорового исполнительства.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является комплексный
подход к построению занятий. На каждом занятии органично сочетаются
разные виды музыкальной деятельности: хоровое пение, музыкальная
грамота, дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой,
метроритмическая работа, музыкальные игры. Данные виды деятельности
взаимно дополняют друг друга. Такой комплексный подход больше всего
оправдан для детей младшего возраста и обеспечивает быстрое и
всестороннее развитие музыкальных и творческих способностей ребёнка.
Педагогическая целесообразность
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению
здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и
обучающих задач, пение решает немаловажную задачу – оздоровительную.
Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и
непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное
средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью
группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или
ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из фактора
улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой
деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков:
певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции.
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая
будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Адресат программы
Вокально- хоровой ансамбль «Вдохновение» принимаются дети в
возрасте 7-13 лет, выразившие желание научиться петь и стать участниками
хорового коллектива. Также внимание обращается на личностные
8

предпочтения (интересы) каждого учащегося. Желательно стремление к
творческому самовыражению, повышению своего художественного уровня.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на1 год обучения. Всего в год - 144 часов.
Уровень программы – стартовый.
Форма обучения – очная.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, общее
количество - 144 часа в год. Возраст обучающихся от 7 до 13 лет.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Цель программы.
Создать условия для развития музыкальных и творческих способностей
у детей младшего возраста, овладеть начальными вокально-хоровыми
навыками.
Задачи:
Образовательные:
– формировать устойчивый интерес к пению;
– обучать выразительному пению;
– обучать певческим навыкам;
– обучать основам музыкальной грамоты.
Развивающие:
– развивать слух и голос детей;
– развивать музыкальные способности: ладовое чувство, музыкальнослуховые представления, чувство ритма;
Воспитательные
– формировать такие качества, как: трудолюбие, усидчивость, терпение,
собранность, выдержка;
– воспитывать интерес к музыкальным занятиям, хоровому пению;
– формировать уважительное отношение к интересам коллектива.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ
Воспитательная работа отдела культуры и сценического мастерства
осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и
социализации обучающихся:
1) Гражданско-патриотическое.
2) Нравственное и духовное воспитание.
Педагогом разрабатывается план воспитательной работы объединения.
Цель: создание благоприятной среды для повышения личностного роста
учащихся, их развития и самореализации.
Задачи:
- формировать гражданскую и социальную позицию личности,
патриотизм и национальное самосознание учащихся;
- развивать творческий потенциал и лидерские качества учащихся;
9

- создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и
развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и
физического здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты:
- вовлечение большого числа учащихся в досуговую деятельность и
повышение уровня сплоченности коллектива;
- улучшение психического и физического здоровья учащихся;
- развитие разносторонних интересов и увлечений детей.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных
мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива,
повышение интереса к творческим занятиям и уровня личностных
достижений учащихся (победы в конкурсах), привлечение родителей к
активному участию в работе объединения.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях объединения, учреждения, города: благотворительные акции,
творческие концерты, выставки, мастер-классы, лекции, беседы и т.д.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, игра,
викторина, видео экскурс, обучающие занятия.
Воспитательные мероприятия по количеству участников: групповые
Воспитательные мероприятия по содержанию воспитания: социальные,
интеллектуальные, художественные, трудовые, социально-педагогической
поддержки, досуговые.
Методы воспитательного воздействия: словесные, практические др.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№
п/п

1.
2

3

4

Название раздела,
темы

Учебный план
Количество часов
Всего

Теория

Практика

Вводное
занятие. 2
Вводная диагностика.
Разучивание
50
программного
материала

1

1

10

40

Вокально – хоровая
70
работа (методические
упражнения для
развития певческих
навыков)
Основы музыкальной 12
грамоты

10

60

4

8

Формы
аттестации/
контроля
Диагностическое
прослушивание
Исполнение
вокальных партий
музыкального
произведения.
Показ
приобретенных
навыков.
Устный
опрос,
музыкальные
10

5
6

Концертно–
исполнительская
деятельность
Итоговое занятие

6

6

ребусы
Участие в концертах

4

4

Прослушивание

Итого

144

25

119

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Вводное занятие (2 часа).
Теория (1 час). Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на
занятиях.
Практика (1 час). Вводная диагностика. Диагностика слуховых данных,
ритма, памяти.
Распределение по возрастным группам.
Форма аттестации Диагностическое прослушивание
2. Разучивание программного материала (70 часов).
Теория (10 часов). Певческое искусство - душа народов мира.
Практика (60 часов). Фольклор. Русская народная песня. Песни
многонационального Крыма. Произведения современных композиторов.
Форма аттестации Исполнение вокальных партий музыкального
произведения.
3. Вокально-хоровая работа (50 часов).
Теория (10 часов). Строение голосового аппарата. Вокально-певческая
установка. Постановка дыхания. Типы певческого дыхания (грудной,
брюшной, смешанный). Гигиена и охрана детского голосового аппарата.
Виды атаки звука (мягкая, твердая, придыхательная). Звукоизвлечение основные способы звуковедения (legato и staccato). Возможный певческий
диапазон голоса. Артикуляция и дикция (ясное и чёткое произношение слов).
Гласные и согласные. Важность выразительного произношения слова при
исполнении песен. Чистота интонации. Хоровой унисон - самый сложный
вид интонационного исполнения. Элементы двухголосия. Эмоциональное и
выразительное исполнение произведений.
Практика (40 часов). Упражнения для развития певческого дыхания.
Дыхательная гимнастика (дыхание по методике А.Н. Стрельниковой).
Звукообразование. Упражнения на legato и staccato. Упражнение для
развития диапазона голоса. Работа над подвижностью голоса. Пение
закрытым ртом (работа всех полостей резонаторов). Дикция. Упражнения на
дикцию и артикуляцию. Скороговорки. Отработка чёткого и ясного
произношения слов в более медленных темпах. Интонация звука. Элементы
двухголосного пения. Пение канонов. Художественный образ в пении.
Музыкальная фразировка. Работа над динамическими оттенками и штрихами
в программном репертуаре.
Форма аттестации Показ приобретенных навыков.
11

4. Основы музыкальной грамоты (12 часов).
Теория (4 часа). Нотный стан. Расположение нот на нотном стане.
Скрипичный ключ. Длительности. Размер (2/4, 3/4).
Практика (8 часов). Изучение и написание нот на нотном стане.
Обозначение длительностей нот.
Форма аттестации Устный опрос, музыкальные ребусы.
5. Концертная и конкурсная исполнительская деятельность (6 часов).
Форма аттестации. Концерты. Фестивали.
6. Итоговое занятие (4 часа). Исполнить программные произведения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Успешное овладение программным содержанием предполагает
качественные преобразования музыкальных способностей, мотивационной,
эмоционально-волевой сфер учащихся. Таким образом, планируемые
результаты можно представить, как:
Предметные:
- овладеют вокально – певческим навыкам, необходимым для
выразительного исполнения хоровой музыки разных жанров и стилей;
- разовьют правильное физиологическое и речевое дыхание, будут
обучены правильным певческим позициям (осанка, положение головы, рук,
ног);
- получат начальные представления о мировой музыкальной культуре,
хоровом жанре, познакомятся с творчеством композиторов.
Метапредметные:
- разовьют вокальные данные (певческий диапазон, темпоритмическую организацию, интонационную выразительность);
- разовьют музыкальный слух и память, метроритмические навыки;
- разовьют музыкальный вкус на материале ознакомления с лучшими
образцами современной и классической музыки.
Личностные:
- научаться применять организационно-волевые качества в учебной
работе: трудолюбие, усидчивость, терпение, собранность;
- укрепят интерес к музыкальным занятиям, хоровому пению;
- сформируют уважительное отношение к интересам коллектива.
По окончании реализации программы стартового уровня учащиеся должен
знать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- жанры вокальной музыки;
12

- понимать значение слов – петь «мягко, нежно, легко».
Уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не понимая плеч,
использовать «цепное дыхание»;
- точно повторить заданный звук;
-петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- добиваться дикционной четкости в музыкальном произведении
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко
выраженной конкретной тематикой игрового характера.

13

РАЗДЕЛ №2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦМОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ.
Группа № 1
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
4
144
Режим занятий
2 раза в неделю
по 2 академических часа
Перерыв 15 минут

Дата
окончания
обучения
31 мая
2025

Каникулы
01 июня 2025 – 14 сентября 2025

Группа № 2
Срок
Всего
Кол-во Кол-во
реализации учебных часов в учебных
недель неделю
часов
1 год
36
4
144
Режим занятий
2 раза в неделю
по 2 академических часа
Перерыв 15 минут

Дата начала
обучения по
программе
15 сентября
2024

Дата начала
обучения по
программе
15 сентября
2024

Дата
окончания
обучения
31 мая
2025

Каникулы
01 июня 2025 – 14 сентября 2025

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение. В реализации базового уровня дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
задействован
руководитель творческого объединения, обладающий профессиональными
знаниями в вокально-хоровом направлении и концертмейстер. Программа
может быть рекомендована к применению и реализации творческим
объединениям вокально-хорового направления.
Материально-технического обеспечения:
1. Наличие специального кабинета.
2. Кабинетный рояль или фортепиано.
3. Звуковые колонки.
Информационное обеспечение
1. Литература, нотный материал.
14

2. Записи аудио, видео в формате CD, MP3 для прослушивания музыкальных
произведений и подбора репертуара.
3. Записи выступлений, концертов коллектива, портфолио коллектива.
Методы обучения
Используются методы обучения - словестный, наглядный, практический,
игровой, иллюстративный.
Методы воспитания - поощрение, стимулирование, убеждение, мотивация.
Методическая литература и методические разработки для обеспечения
образовательного и воспитательного процесса (календарно-тематическое
планирование, планы-конспекты занятий, годовой план воспитательной
работы, сценарии воспитательных мероприятий, дидактический материал
т.д.) является приложением к программе. Приложения №1, №2, №3 являются
образцом для разработки учебно-методического комплекса, оригиналы
материалов хранятся у педагога дополнительного образования и
используются в образовательном процессе.
Технологии обучения:
- технология группового обучения
- технология игровой деятельности;
- технология коллективной творческой деятельности;
- здоровьесберегающая технология.
Формы проведения занятий.
Групповая форма с индивидуальным подходом.
Дидактические материалы:
- Тематическая литература;
- Нотная литература.
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ
Итоговый срез усвоения учебного материала 1 е полугодие, конец года;
- открытые занятия;
- участие в концертах и конкурсах:
- устные опросы, музыкальные ребусы на знание нотной грамоты,
загадки.
Формы и виды контроля
Текущий контроль проводится на всех этапах обучения. Для
эффективного применения текущего контроля применяются следующие
формы проверки:
- беседа по пройденному материалу;
- тестовые задания;
- выполнение практического или теоретического задания.

15

Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения
отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном
сформированы, систематизированы:
- анализ проделанной работы;
- участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год:
- персональный показ (исполнение изученного музыкального
произведения на итоговом занятии);
- участие в концерте.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы:
1. Оценка эффективности занятий: - оценка навыков вокально-хорового
пения проводится посредством наблюдения за учащимися во время
концертных выступлений, исполнения песенного репертуара в ходе
занятий, а также желание заниматься по данной программе;
- коммуникативные навыки отслеживаются посредством наблюдения за
учащимися в различных жизненных ситуациях, на основе бесед.
2. Участие в концертах, конкурсных программах, результативность
участия.
Для текущего и промежуточного контроля созданы фонды оценочных
средств, включающие контрольно-измерительные материалы.
Фонды оценочных средств поэтапного контроля освоения знаний:
- тесты, беседы с детьми;
- наблюдение за участием в музыкальных конкурсах и праздниках;
Результаты освоения выражаются в освоении знаний и умений,
определенных в концертных программах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1. Абт Ф. Вокализы. Части 1-2 (для голоса с фортепиано). –М.: Золотое
руно, 2006.
2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой.– М., 2002.
3. Баренбойм Л. и Н. Перунова Путь к музицированию. – М., 2001.
4. Бетховен Л. Песни для детей и юношества в сопровождении
фортепиано. –М.: 2004.
5. Варламов А. Избранные романсы и песни. –М.: 2005.
6. Варламов А. Полная школа пения. –СПб.: Лань, 2008.
7. Вокальная музыка Барокко. Тетрадь 2. Изд. «Композитор», СПб, 2007.
8. Вокальный альбом «Аве Мария», изд. «Музыка», М., 2001.
9. Гаврилин В. Романсы. Для голоса и фортепиано. –СПб., 2004. 539
10. Гирюк В.В. Вокальные дуэты «Осенняя песня», изд. «Союз
Художников», СПб, 2012.
11. Глинка М.И. Вокальные дуэты. Изд. «Музыка», М., 2005.
16

12. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной педагогики. – М., 2006.
13. Егоров А. Гигиена голоса и его физиологические основы. – М.,2002.
14. Емельянов В. Развитие голоса. –СПб., 2006.
15. Зейдлер Г. Вокализы для высокого голоса. Ч.1-2. –М., Золотое Руно,
2005.
16. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. –Л., 2008.
17. Ладухин Н. М. Вокализы. –М., Классика-XXI, 2008.
18. Методические работы педагогов ДДЮТ «На Ленской».
19. Панофка Г. Двенадцать артистических вокализов. –М., 2004.
20. Романсы и песни на стихи М.Ю.Лермонтова, изд. «Союз художников»,
СПб, 2014.
21. Русская вокальная музыка ХХVIII века, изд. «Композитор», СПб.,
2011.
22. Русские народные песни для голоса с фортепиано, изд. «Композитор»,
СПб, 2002.
23. Русский романс «Наши любимые песни», изд. В.Н.Зайцева, М., 2002.
24. Сибирцева Л.Р. «Апрельская капель», сборник песен для детских
хоров и ансамблей. Изд.СПИКС, СПб, 2009.
25. Шварц И. Песни и романсы из кинофильмов. Для голоса и фортепиано.
СПб, 2003
Список литературы для родителей и обучающихся:
1. Акентьева Л.В. Нотки спрятались в словах – М: Феникс, 2011.
2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой.– М., 2002.
3. Баренбойм Л. и Н. Перунова Путь к музицированию.– М., 2001.
4. Белованова М. Азбука пения для самых маленьких. Серия: Мои первые
ноты.– М:Феникс, 2011 .
5. Иванова О., Кузнецова И. Новый музыкальный букварь для самых
маленьких.– М: Феникс, 2011 .
6. Михеева Л. Словарь юного музыканта. – Издательство: АСТ, 2005.
7. Римко О. Первое музыкальное путешествие.– Издательство: Белый город
Серия: Моя первая книга, 2011.
8. Сорокина Е., Серова Е. Музыкальные загадки. – Издательство: Невская
нота, 2008.
9. Гурьянова Л. В разных жанрах.– СПб.: Композитор, 2002 .
10. Шелухина Н. Музыкальные жемчужины.– СПб.: Композитор, 2003
Интернет- ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.

Музыкальная энциклопедия. http://www.melomans.ru
Музыкальная энциклопедия. http://www.musenc.ru
Музыкальная энциклопедия. http://www.muzdb.info
Музыкальная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki
Музыкальный словарь, музыкальная энциклопедия.http://www.music-dic.ru
17

6. https://www.youtube.com/watch?v=4ayyaaFEwqY&list=RDsFeg1803r4A&ind
ex=18
7. https://www.youtube.com/watch?v=DO7xVg29ack&list=RDsFeg1803r4A&ind
ex=16
8. https://www.youtube.com/watch?v=4HnVfCW44Xw
9. https://www.youtube.com/watch?v=pucgyHl4e_M
10. https://www.youtube.com/watch?v=PsIV_mVkYtw
11. https://www.youtube.com/watch?v=4d7PtUyepYc
12. https://youtu.be/XbcCwhAkBFY
13. https://www.youtube.com/watch?v=y0-px9bdXts
14. https://www.youtube.com/watch?v=Fb9om5l6fA&list=PLSt8O6aPFL1oJQQUlanQqMrk4EC_82BGF&index=2
15. https://www.youtube.com/watch?v=PsIV_mVkYtw
16. https://www.youtube.com/watch?v=LPr8Ggx3jW8
17. https://www.youtube.com/watch?v=wMBmFrFW4Hg
18. https://minus1.ru/
19. https://www.youtube.com/watch?v=K6rRtsA6P7k
20. https://www.youtube.com/watch?v=PVSHpEBgOAg
21. https://www.youtube.com/watch?v=LPr

18

Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Тест
1. Самая главная песня о нашей Родине – это:
1. Ария 2. Гимн 3. Романс
2. Отметьте, какая нота на клавиатуре под цифрой 6.
1. Ми
2. Фа
3. Ля
4. Си

3. Нотный стан открывает скрипичный ключ. Отметь, где изображен скрипичный
ключ.
1

2

3

4

4. Отметьте народный инструмент.
1

2

3

4

5. Выберите верное утверждение.
1. Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.
2. Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.
19

3. Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
4. Исполнитель – это человек, который думает о музыке.
6. Найди соответствия между музыкальными терминами и их определениями.
Впиши нужное слово.
1) Большой коллектив исполнителей - певцов

Дирижёр

2) Один исполнитель

Хор

3) Руководитель оркестра

Балерина

4) Танцовщица балета

Солист

5) Музыкальный спектакль, где все артисты поют и танцуют Балет
6) Музыкальный спектакль, где все артисты танцуют

Опера

7) Ноты для инструментов симфонического оркестра

Партитура

1)____________ 2) ____________ 3)______________ 4)_____________ 5)____________
6)____________ 7)_______________
7. Какая нота следует в гамме за нотой ЛЯ?
1. Ля

2. Си

3. Ми

8. Четыреста лет назад изобрели ноты. Сколько всего нот?
1. 2

2. 15

3. 7

4. 33

9. Для создания музыкальной картины осенней, пасмурной, дождливой какой лад
используем?
1. Мажор.

2. Минор.

3. Бекар.

10. Какая нота следует за нотой фа
1. соль

2. Си

3. до

Таблица для внесения ответов
№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

Ответы:
№

1 2 3 4 5 6

ответ 2 4 4 2 2 Хор, солист, дирижер,балерина, опера,
балет, партитура

7

8

9

10

2

3

2

1

Тест
1. Главная песня страны, музыкальный символ России:
1. Герб России 2. Флаг России

3. Гимн России

2. Руководитель хора или оркестра.
20

1. Дирижер

2. Солист

3. Поэт

3. Музыкальный спектакль, где все действующие лица поют.
1. Симфония

2. Балет

3. Опера

4. Без кого не может возникнуть музыка? Найти лишнее.
1. Композитор

2. Поэт

3. Исполнитель

4. Слушатель

5. Четвертая нота звукоряда?
1. Ми

2. Фа

3. До

6. Какой из этих инструментов относится к русским народным?
1. Скрипка

2. Балалайка

3. Труба

7. Назовите весенний русский народный праздник:
1. Новый год

2. Рождество

3. Масленица

8. Хороводы тесно связаны с обрядами и праздниками любого народа. Отметьте, где
изображен хоровод.
1

2

3

4
все
ответы
верны

9. Вставь пропущенное слово:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Эти ноты все подряд образуют __________.
1. нотный стан

2. Звукоряд

3. Песню

4. алфавит

10. Главная мысль музыкального произведения, душа музыки – это?
1. Мелодия 2. Динамика

3. Темп.

Ответы:
№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ответ

3

1

3

2

2

2

3

1

2

10
1

21

Итоговая аттестация проводится в форме отчетного концерта. По итогам
выставляется оценка «отлично», «хорошо»:
Оценка
«Отлично»

Критерии оценивания
Умеет петь на опоре, расходовать воздух на всю
протяженность фразы, владеет цепным дыханием. Может
исполнять одно-двухголосные (с элементами двухголосия)
произведения с сопровождением и
a’cappella.
Ориентируется в вокальной партитуре, понимает нотную
запись. Владеет элементарными музыкальными понятиями:
темп,
ритм,
динамика,
регистр.
Художественно
осмысленное исполнение своей партии, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения. Участие во всех
концертах, конкурсах, фестивалях.

«Хорошо»

Недостаточно развиты навыки пения на опоре, умеет держать
унисонный строй. Может исполнять одно-двухголосные
произведения с сопровождением и a’cappella. Допускает
ошибки в чтении хоровой партитуры. Не очень уверенное знание
элементарных музыкальных понятий: темп, ритм, динамика,
регистр. Осмысленное исполнение своей партии, но с
небольшими недочетами, допущены ошибки в мелодической
линии, ритме, в тексте. Участие во всех концертах, конкурсах,
фестивалях.

22

Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
План-конспект: «Разучивание программного материала»
Цель занятия – раскрыть художественное содержание музыкальных
произведений;
повысить
творческую
активность,
заинтересованность,
восприимчивость каждого ребенка, формировать умение мыслить.
Задачи:
Образовательные: обучить формированию гласных звуков в единой певческой
манере исполнения;
Развивающие: развивать вокально-хоровые навыки, выработка общехорового
унисона;
Воспитательные: воспитывать музыкальный вкус учащихся, эмоциональноценностное отношение, устойчивый интерес к музыкальному искусству.
Тип занятия: комбинированный.
Методы занятия: словесный, наглядный, беседа, практический.
Форма проведения занятия: групповая.
Оборудование:
- компьютер;
- колонки;
- фортепиано;
- фонограммы песен;
- нотный материал;
Структура занятия:
1. Организационный момент.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Распевание.
4. Тема занятия: «Разучивание программного материала»
-теоретическая часть
-работа над произведением «Серебристые снежинки» Андрей Варламов, сл. Раисы
Паниной.
-работа над произведением «В Новогоднем лесу» муз. А. Варламова, сл. Е.
Шкловского.
-работа над произведением «Елочка, елка, лесной аромат» Песня из м/ф
"Новогодняя сказка" Сл. И. Шаферана, Муз. О. Фельцмана
(повторение
нотной
грамоты
посредством
решения
музыкального
ребуса)
5. Повторение пройденного материала «На лошадке» сл. В.Викторова, муз.Р.Бойко.
6. Подведение итогов урока.
Ход урока
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости
-поздоровайтесь (дети приветствуют). Итак, начнем...
23

Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика Стрельниковой (упражнения): «Ладошки», «Насос»,
«Большой маятник».
Упражнение на дыхание: «свечка», «шарик», «ёжик».
Артикуляционные упражнения: «хоботок», «лошадка».
Скороговорка: Король орел.
Вокальные упражнения
Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию
вокально-хоровых навыков.
-пение с закрытым ртом (м-м-м), поступенное движение мелодии вверх и вниз в
пределах терции.
-пение звуков со слогами («ма», «мэ», «ми», «мо», «му»)
-пение
звуков
трезвучия
в
нисходящем
движении
(выработка
чистоты унисона и правильное формирование гласных звуков).
-пение гаммы До-мажор с названием нот.
Песня «Серебристые снежинки»
Давайте прослушаем небольшой отрывок песни. Какой характер этой песни, и как
мы ее будем исполнять? (светло, нежно, легко, подвижно - дети называют)
-ребята, скажите, а эта песня на 2 голоса или унисон? И что такое
унисон?
(дети
отвечают),
поэтому
внимательно
слушаем
друг
друга, голоса сливаются в одной мелодии (работа с произведением). Унисон – это
все поют слитно в один голос.
Начинается работа над песней работа над интонацией, фразировкой.
Ребята, а из чего состоит мелодия, как называются буквы для
записи музыки? (ноты). Сейчас мы с вами немного поиграем, а вы попробуете
прочитать ребус.
Песня в «Новогоднем лесу».
А сейчас мы с вами перенесемся в лес на новогодний праздник. Вокруг нас радость
и веселье, и мы с вами приглашены на карнавал. Поэтому, исполняя песню,
постараемся передать праздничное настроение и восторг от происходящего.
-ребята, скажите, а что вас больше всего радует на Новый год (ответы детей).
- хорошо. А сейчас мы немного передохнем. Музыкальная игра море волнуется раз.
Песня «Ёлочка, елка - лесной аромат - Песня из м/ф "Новогодняя сказка"»
-ребята, о чем поется в этой песне? (идет комментарий к этой
песне)
-скажите, а какое звуковедение здесь нужно использовать? (легато, пение
протяжной, свободно льющейся мелодии).
Повторение пройденного материала «На лошадке».
Итак, ребята, что нового мы узнали с вами на сегодняшнем
уроке? Я надеюсь, что вам понравилось наше занятие.Я благодарю вас за
активную работу и хорошее настроение. На этом наше занятие завершено,
благодарю вас, всего вам доброго! До новых встреч!
24

Репертуарный план для учащихся первого года обучения (стартовый
уровень)
1) Ю.Тугаринов «Добрые волшебники»
2) Р.н.п. «Как у наших у ворот».
3) Г. Азаматова-Бас «Все очень просто»
4) Слова и музыка - Гульнара Азаматова-Бас. Песня «Осень раскрасавица».
5) Детский хор «Великан» песня «Три кита».
6) А. Ермолов «Солнышко»
7) Т. Музыкантова «Спасибо, мамы!».
8) А. Варламов «В новогоднем лесу».
9) А. Варламов «Тик-так»
10) Музыка А. Филлипенко, слова Т. Волгиной «Бравые солдаты»

25

Приложение 3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование темя
занятия

Кол-во
часов

Дата по расписанию
по
по
по
плану факту факту
группа группа
1
2

Раздел 1. Вводное занятие – 2 ч
Вводное занятие. Правила
1
2
техники безопасности.
Вводная диагностика
Раздел 2. Разучивание программного материала – 50 ч
Разбор произведения.
2
2
Развитие певческого
дыхания с помощью
упражнений.
Резонаторы и их значение в
3
2
пении
4 Разучивание программного
2
материала
5 Посадка певца, положение
2
корпуса, головы.
6 Посадка певца, положение
2
корпуса, головы.
7 Дыхательная гимнастика
2
(по методике
А.Н.Стрельниковой)
Разучивание произведений.
8 Разбор произведения.
2
Развитие певческого
дыхания с помощью
упражнений.
9 Дикция и ее значение в
2
пении. Скороговорки.
10 Канон- как простейший вид
2
двухголосного пения.
11 Работа над песенным
2
репертуаром.
12 Разучивание программного
2
материала
13 Звуковедение. Упражнения
2
на legato и staccato.
14 Развитие певческого
2
дыхания с помощью
упражнений.
15 Музыкальная грамота.
2
Работа с нотной тетрадью.
16 Хоровой унисон - самый
2
сложный вид

Форма
аттестац
ии
/контрол
я

Примеч
ание
(корректировка
)

Устный
опрос

26

интонационного
исполнения. Вокальные
упражнения.
17 Высота звука. Работа над
2
чистотой интонирования.
18 Работа над
2
произведениями.
19 Длительности нот.
2
Ритмические игры и
упражнения.
20 Вокально-певческие
2
упражнения. Работа над
произведениями.
21 Работа над
2
произведениями.
22 Развитие певческого
2
дыхания с помощью
упражнений. Работа над
произведениями.
23 Работа над звуковедением.
2
24 «Что такое оркестр?» Виды
2
оркестра. Работа над
произведениями.
25 Вокально-певческие
2
упражнения.
Работа над песенным
репертуаром.
26 Разучивание программного
2
материала.
Раздел 3. Вокально-хоровая работа – 70 ч
27 Мелодия, ритм, динамика,
2
темп - музыкальная речь.
28 Длительности нот.
2
Ритмические игры и
упражнения.
29 Разучивание программного
2
материала.
30 Формирование навыков
2
вокально- сценического
мастерства.
31 Закрепление материала.
2
Загадки, кроссворды.
32 Итоговое занятие
2
33 Вводное занятие.
2
Инструктаж по технике
безопасности и правила
поведения в студии.
34 Гигиена и охрана детского
2
голосового аппарата.
35 Разучивание программного
2
материала.
27

36

37

38

39
40

41

42
43

44
45
46
47

48
49
50

51

52
53

54
55

Правильное формирование
гласных в сочетании с
согласными.
Упражнения на
формирование округлого
звука. Работа над песенным
репертуаром.
Фразировка - построение
музыкальной фразы.
Разучивание программного
материала.
Разбор произведения.
Дыхательная гимнастика
А.Н.Стрельниковой.
Вокальные упражнения.
Развитие певческого
дыхания с помощью
упражнений.
Дикция и ее значение в
пении. Скороговорки.
Канон- как простейший вид
двухголосного пения.
Вокальные упражнения.
Расстановка смысловых
акцентов в произведении.
Развитие навыка
двухголосного пения.
Разучивание программного
материала
Развитие певческого
дыхания с помощью
упражнений.
Разучивание программного
материала.
Работа над штрихами в
произведении.
Динамические оттенки (f,
p). Работа над
произведениями.
Скороговорки как основной
приём развития
дикционного аппарата.
Упражнения на развитие
голосового диапазона.
Работа над
произведениями. Работа
над кантиленой.
Работа над подвижностью
голоса.
Разучивание программного
материала.

2

2

2

2
2

2

2
2

2
2
2
2

2
2
2

2

2
2

2
2
28

Пение на опоре и атака
2
звука.
57
Упражнения на развитие
2
навыка цепного дыхания.
58 Разучивание программного
2
материала.
59
Формирование навыков
2
вокально- сценического
мастерства.
60 Разучивание программного
2
материала.
61
Работа над
2
художественным образом
произведения.
Раздел 4. Основы музыкальной грамоты – 12 ч
62
Вокально-певческие
2
упражнения. Твёрдое
произношение согласных
звуков.
63
Работа над произведением
2
64
Закрепление навыка
2
цепного дыхания.
Вокальные упражнения.
65
Работа над подвижностью
2
голоса. Вокальные
упражнения.
66
Дикция и её значение в
2
пении Работа над песенным
материалом.
67
Формирование навыков
2
вокально- сценического
мастерства.
Раздел 5. Концертно-исполнительская деятельность - 6 ч
68
Работа над песенным
2
материалом.
69
Повторение изученного
2
материала.
70
Работа над произведением
2
Раздел 6. Итоговые занятия – 4 ч
71 Работа над интонационным
2
ансамблем, над
ритмическим ансамблем
72 Итоговое занятие. Итоговая
2
аттестация
56

Итого за год

144

29

Приложение 4
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

№п/п

Причина корректировки

Дата

Согласование с
заведующим
подразделения
(подпись)

30

Приложение 5
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
п/п
1
2
3

4

5
6

7

8

9

10

1
2

1
2

3

Содержание работы

Дата
Место
Примечание
проведения
проведения
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ
Проведение
школьного сентябрь
туристического слета
Проведение «Дня здоровья»
октябрь
Участие в акциях, мероприятиях,
ноябрь
приуроченных ко дню народного
единства
Участие в мероприятиях,
декабрь
приуроченных ко Дню
Неизвестного Солдата
Квест, приуроченный к Дню
январь
Республики Крым
Акция «Блокадных хлеб,
январь
приуроченная к Международному
дню памяти жертв Холокоста.
День полного освобождения
Ленинграда от фашистской
блокады.
Квест «А ну-ка парни» ,
февраль
посвященный Дню защитника
Отечества
Конкурс «А ну-ка девушки»,
март
посвященный Международному
женскому дню.
Участие в легкоатлетической
апрель
эстафете посвященной Дню
освобождения Бахчисарая от
немецко-фашистских захватчиков
Участие в акциях, мероприятиях,
май
приуроченных ко Дню Победы в
Великой Отечественной войне
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ
Участие в туристических слетах
в
течение
года
Участие в творческих конкурсах и в
течение
научных конференциях
года
РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Участие в конкурсах
октябрьапрель
Создание и просмотр виртуальных в
течение
экскурсий «Пещерные города года
Крыма»
Консультации по написанию и в
течение
защите научно-исследовательских года
31

работ
1
2

1

2

3

4
5

6

7

8

9

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Индивидуальные
беседы, в
течение
консультации
года
Родительские собрания
в
течение
года
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ
Правила дорожно-транспортной
октябрь
безопасности пешехода,
велосипедиста. Особенности
поведения на дороге в осенние
дни
Правила пожарной безопасности в
октябрь
быту и учреждении образования.
Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
октябрь
ситуациях: во дворе, на улицах,
дома, в общественных местах
Правила безопасности при
ноябрь
общении с животными.
Профилактика отравлений и
ноябрь
предупреждение острых
кишечных инфекций.
Правила дорожно-транспортной
февраль
безопасности пешехода,
велосипедиста. Особенности
поведения на дороге в зимний
период
Правила пожарной безопасности в
март
быту и учреждении образования.
Общие правила
электробезопасности
Действия в экстремальных
март
ситуациях: во дворе, на улицах,
дома, в общественных местах
Правила безопасности при
апрель
общении с животными.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».