УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОДОБРЕНО педагогическим советом протокол № 1 от « 28 » 08 2024 СОГЛАСОВАНО Директор МБОУ «Красномакская СОШ» Л.А.Бук « 28 » 08 2024 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ЦДОД» БР РК ____________Т.В. Локтионова « 28 » 08 2024 Приказ № 90 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК» Направленность: туристско-краеведческая Срок реализации программы:1 год Вид программы: модифицированная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 7 - 17 лет Составитель: Аскаров Аскар Зарипович, педагог дополнительного образования творческого объединения «Покорители гор» г. Бахчисарай 2024 г. Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Юный путешественник» Автор-составитель: А.З Аскаров — педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Программа по своей сути является модифицированной, составлена с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» и в полном соответствии с Положением о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым. Занятия спортивным туризмом представляют собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития подростков. Воспитание, обучение и развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни на туристском маршруте и активной деятельности обучающихся в естественных природных условиях, что особенно важно в условиях всевозрастающей гиподинамии школьников с ее негативными последствиями для здоровья. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях спортивного маршрута способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, облегчает процессы самоутверждения, особенно остропротекающие в подростковом возрасте. Обучение спортивному туризму предполагает овладение знаниями и умениями в различных областях: техника и тактика спортивных походов, топография и ориентирование, организация туристского быта, физиология и медицина, особенности организации питания в походе, экология, краеведение. Содержание данной программы направлено на формирование физических качеств, двигательных способностей и личностные качества обучающихся, имеет практическую направленность. Данная программа имеет туристско-краеведческую направленность. Программа «Юный путешественник» рассчитана на учащихся 7-17 лет и предусматривает приобретение необходимых знаний, умений и навыков туристскокраеведческой деятельности. Программа подана профессионально, структурированно, достаточно грамотно. Практика обучения основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания. Кроме этого, особенность реализации программы заключаются в том, что она реализуется с обучающимися средней и старшей школы по сетевой форме обучения на базе МБОУ «Красномакская СОШ» Бахчисарайского района Республики Крым, выступающей в качестве ресурсоснабжающей организации. Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата. Программа отвечает требованиям, предъявляемым к составлению программ по учебным дисциплинам, возрастным и индивидуальным интересам учащихся, представляет собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью. Рекомендуется использовать в образовательном процессе. Рецензент: _______ ____________ Руководитель МОЦ Королева В.А «Согласовано» ___ _____________ Зам. Директора по УВР Врублевская Д.Н. 2 РАЗДЕЛ №1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Туристско-краеведческая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, совершенствованию его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует становлению сферы предметного общения внутри детского коллектива, формированию позитивных жизненных ценностей. Кроме того, у детей воспитывается чувство ответственности, укрепляются волевые качества характера, так как нужно довести начатое дело до конца. В основе разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный путешественник» лежит следующая нормативно-правовая база: - Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (в действующей редакции); - Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998г. №124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции); - Федеральный проект «Успех каждого ребенка- ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г. №3; - Национальный проект «Образование»- ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от24.12.2018 г. №16); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным 3 общеобразовательным программам»; - Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции); - Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»; - Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189- ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; - Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения 4 доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; - Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г. № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242; - Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»; - Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О 5 внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»; - Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденный постановлением администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 22.08.2018г. № 438; Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденное приказом от 01.03.2024г. № 29а. Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей «Юный путешественник» по содержанию является туристско-краеведческой; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по времени реализации – одногодичной. Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся. Актуальность программы заключается в том, что она дает ребятам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма, а значит, дает им путевку в большой туризм, на всю жизнь прививает им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию. Участие в туристических прогулках, экскурсиях, экспедициях не только хороший отдых, но и интересные занятия, которые расширяет кругозор ребят, знакомят с родным краем, приучают к труду, прививают обучающимся навыки самообслуживания, воспитывают инициативу и выдержку. 6 Данная программа позволяет изучить природу своего края, его историю. На природе обучающиеся будут наблюдать за растениями, животными нашей местности, погодными явлениями, фиксировать свои наблюдения на бумаге. Новизна программы заключается в использовании (наряду с общепринятыми топографическими картами) инновационных технических средств для совершения походов выходного дня, туристических прогулок, экспедиций, экскурсий и ориентирования на местности: навигаторов, GPSкарт, планшетов и электронных путеводителей. Отличительные особенности программы заключаются в том, что процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, ребята глубже знакомятся с историей развития туризма в России, с современной организацией его в стране, с постановлениями правительства о его развитии, углубляют знания правил организации самодеятельных туристических прогулок, экскурсий, экспедиций, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, техники и тактики пешеходного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицинской помощи в походных условиях. Здесь особенно важно не только научить ребят, привить им те или иные туристские навыки, но и морально подготовить их к преодолению любых трудностей и лишений в пути, к умению брать на себя большую часть работы, воспитать готовность каждого в любой момент прийти на помощь товарищу. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего разностороннего развития личности обучающегося в процессе предлагаемой ему деятельности. Программа предполагает использование методов активного обучения, что позволяет решать проблемы активизации учебной деятельности. Адресат программы. Программа «Юный путешественник» разработана для обучающихся среднего и старшего школьного возраста (7 -17 лет). Прием на обучение производится по желанию детей, на основе имеющегося интереса к данному виду деятельности, при наличии заявления от родителей (законных представителей) и отсутствия медицинских противопоказаний для занятий. Обучение по данной программе будет актуальным для физически активных детей, проявляющих интерес к изучению окружающего мира, истории и культуры родного края. Количество детей в группе 20 человек. Характеристика контингента обучающихся. Школьный возраст (7-10 лет) характеризуется готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться), а также готовностью ко взятию на себя новых обязанностей, которые лежат в основе учебной мотивации школьника. Формируются: толерантное отношение к культурам крымских народов, активное эстетическое восприятие, творчество и нравственно-эстетическое отношение к жизни, закрепляемое в более или менее неизменном виде на всю 7 жизнь. Развиваются формы мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний. Трудности младшего школьника в данный период: новый режим дня, жизни, смена главенствующих авторитетов, новые отношения с одноклассниками и учителем, апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. Среднего школьника: загруженность предметами и дополнительными внешкольными занятиями. При этом педагог обязательно должен учитывать особенности школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами. Средний школьный (подростковый) возраст характеризуется тем, что здесь главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды деятельности – учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Подросток приобретает социальный, трудовой опыт, а также познаёт себя в системе моральных, эстетических общественных отношений. Д.И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет следующие стадии подросткового периода: - локально-капризную (10-11 лет) – проявляется потребность в признании взрослых; - «право-значимую» (12-13 лет) – обусловленная потребностью в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»; Как выстраивать деятельность: - принимать во внимание интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними; - учитывать обостренное чувство собственного достоинства, чувства симпатии и антипатии; - достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования; - поддерживать в подростке позицию его исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию; - содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений. Возрастная категория (14-17 лет) (ранняя юность, юность) возраст характеризуется тем, что в этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости. Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь. Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного 8 вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии. «Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации» (Д.И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника. В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания. Как выстраивать деятельность: - приобщать личность к общественным ценностям и стимулировать к выбору личных; - поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их достижения, своевременно корректировать и направлять; - чётко ставить цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать; - определять прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?). - поддерживать подростка позитивно и регулярно. Доброе слово и дельный совет лучше порицания. - оценивать положительные действия ребёнка, спрашивать мнение по предмету, обсуждать с ним курс. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. - не сравнивать результаты обучения подростка со сверстниками, это может привести к раздражению. Объем и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 144 часа. Срок реализации программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе - 36 недель, период обучения - с сентября по май. Уровень программы – ознакомительный (стартовый). Форма обучения – очная форма обучения. Особенности организации образовательного процесса разновозрастные группы. Состав группы постоянный. Программа предусматривает 2 вида занятий: теоретические занятия и практические занятия. В обучении применяется групповая форма с индивидуальным подходом, включающая обучение в малых группах. Режим занятий, периодичность и продолжительность - реализация программы планируется в 1 группе, по 2 занятия в неделю, продолжительностью 2 академических часа. 9 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель - содействие социальной адаптации подростков и приобщение к общечеловеческим ценностям через овладение основами туристской деятельности. Задачи: Образовательные: - сформировать практические умения и навыки туристской деятельности; - научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять на практике знания, умения, полученные на занятиях кружка; - научить правильно использовать термины, формулировать определения, понятия, используемые в туризме; - сформировать представление о туризме как способе познания окружающего мира; - научить основам туристической деятельности; - сформировать умения и навыки туристической деятельности (навыки подбора личного и группового снаряжения, поиска и организации места привалов и ночлегов, укладки рюкзака, техники преодоления естественных препятствий, ориентирования на местности и т.п.); - научить правилам автономного пребывания в условиях природной среды; - научить способам, правилам и приемам оказания первой помощи пострадавшим от опасных факторов в чрезвычайных ситуациях. Развивающие: - развивать физическую активность, укреплять здоровье; - развивать инициативность и индивидуальные способности; - развивать практические навыки деятельности в экстремальных ситуациях; - прививать интерес к занятиям туризмом и краеведением как активной познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности; - развивать логическое мышление и творческие способности. Воспитательные: - воспитывать трудолюбие, внимательность, самостоятельность, чувство ответственности; - воспитывать патриотизм и любовь к своему Отечеству; - воспитывать любовь к природе родного края; - способствовать развитию коллектива в группе, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта; - содействовать удовлетворению потребности детей в общении; - поддерживать мотивацию к учебной деятельности, сознательный творческий уровень усвоения других школьных дисциплин; - содействовать социальной адаптации детей и молодежи, их самоопределению. 10 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ Занятия в объединении позволяют решать серьезные воспитательные задачи. Первое, с чем сталкивается педагог, начиная заниматься туризмом с детьми, это с затруднениями у обучающихся в работе с предметным миром взрослых. Наши дети, настолько продвинутые в использовании информационных технологий, часто оказываются совершенно беспомощными перед простейшими бытовыми задачами. Именно поэтому в результате занятий туризмом обучающийся, в первую очередь, приобретает необходимые навыки самообслуживания (просто научиться трудиться!). Вторую проблему можно озвучить так: «Пусть работает он, а не я». Физическая работа в сознании наших детей, ассоциируется с функцией «обслуживающего персонала»: родителей, дворника, слесаря, домработницы. Тот, кто все-таки под давлением педагога принялся за работу, выглядит страдальцем и неудачником. Эти две проблемы решаются на занятиях туризмом в первую очередь и естественным образом: мы запутываем и распутываем длинные основные веревки, учимся бинтовать пострадавшему руки и ноги, укладывать вещи и снаряжение в рюкзак, ставить и разбирать палатки, преодолевать подъемы и спуски, страховать товарища и многому другому. Одним словом, дети, занимающиеся в объединении, постоянно работают руками и привыкают не бояться физического труда в разных его проявлениях. Оказавшись впервые на природе во время туристической прогулки, экспедиции, подросток рано или поздно понимает, что не стоит ждать, когда кто-то за тебя соберет твой рюкзак, вымоет твою посуду, поставит тебе палатку. Последствия лени и безответственного поведения наступают сами, независимо от нашего желания: позволил маме уложить свой рюкзак – ничего не могу в нем найти; плохо зашнуровал ботинки – натер ноги. Этот список можно продолжать. Очень важная особенность туризма как учебной дисциплины – он позволяет работать на доверии. Ведь в туристической группе все «в одной связке» – руководитель, старшие и младшие участники, опытные и новички. Очень хорошо, что разные виды работ доверяются разным участникам, так как невозможно одному, даже руководителю, сделать все за всех. Работа в команде – это та самая компетенция, которая так ценится в современном образовании, и которую старательно воспитывают в искусственно смоделированных условиях в школе, в вузах, на всевозможных тренингах. В туризме же не нужно ничего моделировать: все естественно – успешное прохождение маршрута и хорошее путешествие возможны исключительно при слаженной работе и позитивном настрое в группе. Ведь туристическая группа – это единый организм, единая система, в которой важно самочувствие и настрой каждого элемента этой системы, а любое путешествие 11 или соревнования – это как раз и есть некий проект, который надо выполнить успешно. В результате совместной работы у ребят должно возникнуть ощущение важности общего «проекта» и ощущение важности персонального вклада каждого участника в общее дело, ради исполнения которого каждый член группы готов собраться, напрячь все свои силы, духовные и физические. Результатом такой работы в любом случае, как минимум, будет хороший интересный поход, запоминающийся на всю жизнь. Самый «неуловимый», но очень важный результат занятия туризмом возможность сущностного общения человека с человеком. Этому очень помогает отсутствие мобильных телефонов в походе – ребята просто вынуждены обратить внимание на тех, кто находится рядом. Преодолевая в походе настоящие жизненные трудности, столько раз просишь помощи и помогаешь тем, кто рядом с тобой, что невольно раскрываешься товарищам, и они для тебя становятся родными. Именно это открытое общение в условиях преодоления трудностей походного маршрута делает ребят друзьями на всю жизнь. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план № п/п Количество часов Название раздела, темы Всего часов Теория Практик а 1 Вводные занятия 4 4 - 2 Безопасность в походах Родной край 24 8 16 16 8 8 Туристско-бытовые навыки Топография и ориентирование Азбука путешественника ИТОГО: 20 10 10 56 16 40 24 10 14 144 56 88 3 4 5 6 Форма аттестации (контроля) Входная диагностика Тестирование Наблюдение на экскурсии Практическое занятие Сюжетноролевая игра Тестирование СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Вводные занятия – 4 часа. Теория: Знакомство с планом. Знакомство с оборудованием. Общие правила. Инструктажи. Форма аттестации: Входная диагностика 12 Раздел 1. Безопасность в походах – 24 часа. Теория: Польза и значение туризма для человека. Виды туризма. Что такое туризм и каково его значение в физическом и духовном развитии человека. Правила поведения юных путешественников в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах. Правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. «Кодекс чести юного путешественника». Изучение правил поведения юных путешественников и техники безопасности, действий в аварийных ситуациях. Практика: Умение оказать помощь при наминах, потертостях, мозолях, при повреждениях кожи, растяжениях мышц, вывихе сустава. Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями. Наложение повязок. Состав аптечки. Умение организовать транспортировку пострадавшего. Форма аттестации: Тестирование. Раздел 2. Родной край - 16 часов. Теория. Рельеф местности, особенности рельефа в Бахчисарайском районе. Климатические особенности Крым. Животный мир. Растительный мир крымских степей и гор. Охрана природы. Экология. Практика. Подготовка к экскурсии, туристической прогулке, экспедиции. Цели и задачи. Экскурсия «Золотая осень». Форма аттестации: Раздел 3. Туристско-бытовые навыки – 20 часов. Теория. Личное снаряжение юного путешественника. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе, поведение у костра и за столом, отношение к памятникам истории и культуры. Практика. Групповое снаряжение и уход за ним. Организация биваков и охрана природы. Мастер- класс по сбору и упаковке палатки. Изучение видов и типов костров. Практическая работа: укладка рюкзака, установка палатки, заготовка хвороста. Форма аттестации: Раздел 4. Топография и ориентирование – 56 часов. Теория. Ориентирование по сторонам горизонта. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование топознаков. Что нужно делать, если заблудился в лесу, и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Составление плана местности. Практика. Практическое занятие по ориентированию на местности при помощи солнца, животного и растительного мира, местным признакам. Топографические карты и топографические знаки. Практическое занятие по 13 составлению плана местности, по которой будет проходить маршрут экскурсии. Экскурсия на гору Бешик-тау. Раздел 5. Азбука путешественника – 24 часа. Теория. Знакомство с различными видами морских узлов. Питание в походе. Продукты для похода, условия хранения. Практика. Отработка навыков вязания туристских узлов. Основные туристские узлы. Составление меню для похода, списка необходимых продуктов. Кухня юного туриста. Обзор обязанностей дежурных по кухне. Экскурсии. Подведение итогов образовательной программы. Форма аттестации: ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: ответственное отношение к обучению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие чувства патриотизма, уважения к своему народу, гордости за свой край; развитие ответственного отношения к труду, качеству своей деятельности; Метапредметные: Регулятивные УУД: умение планировать необходимые действия, операции; умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; умение управлять собой, своими эмоциями. Познавательные УУД: определение и формулирование цели деятельности с помощью педагога, навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; умение ставить и формулировать проблемы; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме; умение искать и выделять необходимую информацию, понимать и принимать информацию, представленную в картах, схемах. Коммуникативные УУД: умение учитывать мнение партнера, отличное от собственного при работе в группе; обращение за помощью; предложение помощи и сотрудничества; умение слушать собеседника; умение договариваться и приходить к общему решению; умение формулировать собственное мнение и позицию; умение осуществлять взаимный контроль; 14 умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. В конце усвоения данной программы обучающиеся должны знать: специальную терминологию в рамках предложенной программы; правила техники безопасности по курсу «Юный путешественник»; знать основы гигиены туриста; знать теорию организации и проведения походов; историю своего края; памятники наследия победы; правила безопасности труда и личной гигиены при работе. Уметь: владеть картографическими навыками; ориентироваться на местности по компасу и местным признакам; уметь подбирать и использовать личное и групповое снаряжение в походе; применять простейшие туристические навыки на практике. 15 РАЗДЕЛ №2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Срок Всего Кол-во Кол-во реализации учебных часов в учебных недель неделю часов 1 год 36 4 144 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа Перерыв 15 минут Дата начала обучения по программе 15 сентября 2024 Дата окончания обучения 31 мая 2025 Каникулы 01 июня 2025 – 14 сентября 2025 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение – кабинет оборудован мебелью для учебного процесса: столы, стулья, ноутбук для презентаций, карты, компасы, атласы, палатки, спальники, веревки, карабины. Личное снаряжение обучающегося: рюкзак, спортивная одежда, спортивная обувь, коврик, головной убор, компас, нож, карта, кружка, вода. Информационное обеспечение – мультимедийные презентации, видео материалы, учебные фильмы, Интернет сайты. Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования, имеющий опыт организации физкультурно-спортивной и туристскокраеведческой работы в сфере образования. Методическое обеспечение Каждая тема занятий предполагает организацию активной оздоровительно-спортивной (физические упражнения; подвижные игры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе; туристические и оздоровительные прогулки), так познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы; рисование природных объектов; коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках; экскурсии). Занятия проходят через такие образовательные области, как: естествознание, физическая культура, оздоровительно-познавательный туризм, технология и др., они способствуют освоению знаний и навыков: - основы краеведения, азбуки туристско-бытовых и санитарногигиенических навыков; - организация туристского быта в полевых условиях; 16 - ориентирование на местности; - формирования физкультурно-туристских знаний, умений и навыков; - обучение двигательным навыкам и действиям; - укрепление здоровья и развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей); - овладение техникой преодоления простейших естественных и искусственных препятствий. Большая часть занятий проводится на открытом воздухе или в парке. Дидактический материал (раздаточный материал): Учебные материалы (тесты), Карты, Карточки с заданиями, Учебные пособия для детей (таблицы), Раздаточный материал (верёвки, карабины), Аудио - видео пособия. Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к обучающим, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию курса и способствует творческому росту обучающихся. Программа предполагает обучение в форме совместной работы обучающихся с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Формы проведения занятий: теоретическое (объяснение, рассказ, инструктаж); наглядно-демонстрационное; практическое; туристическая прогулка; экскурсии; игра, викторина соревнования. Методы обучения: словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация); наблюдение (визуально); наглядный (иллюстрации, схемы, фото, видео); демонстрационный; практический. В процессе обучения методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. 17 ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Юный путешественник» включает в себя: Входной контроль - предназначен для определения базовых способностей обучающегося к освоению программы и представлен в данной программе в виде педагогического наблюдения и собеседования. Текущий контроль - осуществляется в течение учебного года и предназначен для оценки образовательных результатов обучающихся по освоению тем программы (сюжетно-ролевые игры; практические занятия). Промежуточный контроль - предназначен для оценки образовательных результатов после завершения определенного этапа обучения по программе и представлен в виде само- и взаимоконтроля, дидактических игр или тестирования, бесед в форме «вопрос-ответ», бесед с элементами викторины. Итоговый контроль - предназначен для оценки образовательных результатов после завершения обучения по программе и представлен в данной программе в виде тестирования. Одной из форм подведения итогов реализации программы является степень подготовленности обучающихся, которая определяется во время экспедиции, туристической прогулки, экскурсии; техническая подготовка проверяется на открытых уроках, соревнованиях по спортивному туризму различных уровней. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе.- М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996. 2. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.: Физкультура и спорт, 1983 3. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985. 4. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. Москва, «Физкультура и спорт», 1990. 5. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.:Профиздат, 1997. 6. Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985. 7. Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. - Краснодар: Советская Кубань, 2001 г 8. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М.: ЦДЮТиК, 2003. 9. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря.- М.: ВЛАДОС, 2000. 10. Самойленко А.А. Детско-юношеский туризм. Учебное пособие. Краснодар, 2016 г. 18 11. Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель. - Краснодар: Платонов, 2008 г. 12. Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998. 13. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 14. Ю.С Константинов, Л.П. Слесарева Туристско-краеведческая деятельность в школе. - Москва, 2011 г. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе.- М., ЦДЮТур МО РФ, 1996. 2. Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. - Краснодар: Советская Кубань, 2001 г. 3. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6 класс. А.Г.Маслов, В.В.Марков, В.Н.Латчук, М.И.Кузнецов. - М.: Дрофа, 1999. 4. Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель. – Краснодар: Платонов, 2008 г. 5. Ю.С Константинов, Л.П. Слесарева. Туристско-краеведческая деятельность в школе. - Москва, 2011 г. 6. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1996. 2. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М., Профиздат, 1985. 3. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М., Профиздат, 1997. 4. Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985. 5. Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. Краснодар: Советская Кубань, 2001 г 6. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М.: ЦДЮТиК, 2003. 7. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. М.: ВЛАДОС, 2000. 8. Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель. Платонов, 2008 г. 9. Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998. 10. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 19 Приложение 1 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Входное тестирование 1. Какой из перечисленных видов не относится к туризму? а) пешеходный; б) лыжный; в) водный; г) велосипедный; д) авиационный. 2.Какие предметы относятся к групповому снаряжению? а) палатка, ремонтный набор, костровое оборудование; б) спальный мешок, рюкзак, топор; в) кружка, медицинская аптечка, накидка от дождя. 3.Разводить костер необходимо… а) по возможности на старом кострище; б) среди деревьев под нависающими ветвями; в) рядом с палатками 4.На какую часть света обращен алтарь и часовни в православных церквях? а) север; б) запад; в) восток; г) юг. 5.На рисунке изображен муравейник. Где юг? 6.Назовите цветковое растение, которое помогает от 99 болезней? а) ромашка б) зверобой в) иван - чай г) подснежник 7. Выделите из списка ядовитые ягоды: а) черника б) волчье лыко в) ежевика г) вороний глаз 8.Самое удобное движение группы в походе: 1. цепочкой – в колонну по одному 2. по парам 20 3. идти как угодно 9. Что такое бивак? а) участник группы, идущий последним в походной группе; б) место размещения туристской группы для ночлега или отдыха; в) день в походе, предназначенный для отдыха и подготовки группы к дальнейшему движению по маршруту. Тестирование «Оказание первой помощи» 1. Первая медицинская помощь при вывихе конечности? А) Дать обезболивающее средство, вправить вывих и зафиксировать конечность. Б) Осуществить иммобилизацию конечности, дать доступные обезболивающие средства, приложить к поврежденному суставу пузырь с холодной водой или льдом, организовать транспортировку в больницу или травмпункт. В) Зафиксировать конечность, не вправляя вывих, приложить пузырь (грелку) с горячей водой, организовать транспортировку в больницу или травмпункт. 2. К закрытым повреждениям относятся ... А) вывих Б) порез В) заноза Г) царапина 3. Какого вида кровотечения не бывает? А) Спокойного Б) Капилярного В) Венозного Г) Артериального 4. При укусе (присасывании) клеща необходимо: А) обильно смазать насекомое жиром или маслом; Б) вырезать клеща острым предметом; В) прижечь место укуса огнём зажигалки; Г) вырвать клеща пальцами (пинцетом) и смазать место укуса йодом. 5. Каким способом можно прекратить действие электрического тока на пострадавшего: А) отбросить от пострадавшего электропровод одной рукой; Б) отбросить от пострадавшего провод двумя руками; В) намотать на руку тряпку и быстро отбросить провод; Г) отбросить провод сухой палкой. 6. При оказании помощи пострадавшему от теплового или солнечного удара и в первую очередь следует: А) дать обильное питьё; Б) вызвать «скорую помощь»; 21 В) перенести его в прохладное место. 7.Что следует сделать при укусе змеи? А) Прижечь рану Б) Вызвать скорую помощь В) добежать самому до скорой помощи Результаты: Высокий уровень – 6-7 баллов Средний уровень – 4 -5 баллов Низкий уровень – ниже 3 баллов 3.Тест по краеведению Часть А (за каждый правильный ответ 1 балл) 1.Столица Республики Крым - город: А) Севастополь Б) Симферополь В) Керчь 2.Наивысшая точка Крымского полуострова – гора: А) Чатыр-Даг Б) Ай-Петри В) Роман-Кош 3. Плоские, безлесые вершины Крымских гор называются: А) плато Б) яйла В) нагорье 4.Самое крупное озеро Крыма: А) Сасык-Сиваш Б) Сакское В) Красное 5.Изучал почвы Крыма, создал науку-почвоведение: А) Х.Х.Стевен Б) В.В.Докучаев В) Геродот 6.Самые плодородные почвы в Крыму: А) черноземы Б) солонцы В) каштановые 7. Выберите растение, которое является эндемиком Крыма: А) липа Б) цикламен Кузнецова В) рябина Г) ольха 8. Выберите растение, которое является реликтом Крыма: А) земляничник мелкоплодный Б) дуб пушистый В) орешник Часть В (за каждое правильно выполненное задание 2 балла) 1. Расположите последовательно формы рельефа с запада на восток: А) Центрально-Крымская низменность; Б) Тарханкутская возвышенность; В) Керченская холмисто-грядовая равнина 2. Установите соответствие между термином и его значением: Термин Значение 1.Эндемик А) Растения, животные сохранившиеся с доледниковых эпох 2.Реликт Б) Верхний рыхлый плодородный слой земли 3.Почва В) Место впадения реки в море, озеро 4.Устье Г) Растения, животные обитающие на определенной территории 3. Кто лишний и почему? 22 А) ковыль; Б) типчак; В) тонконог; Г) дуб 4.Установить соответствие между животными районом его обитания: Животное Район обитания 1. Степная гадюка А. Горный Крым 2. Крымский геккон Б. Равнинный Крым 3. Благородный олень В. ЮБК Результаты: Высокий уровень – 14-16 баллов Средний уровень – 8 -13 баллов Низкий уровень – ниже 7 баллов 4. Тест «Туристско- бытовые навыки» 1. Какие виды туризма вы знаете? 2. На какие группы делится туристское снаряжение? 3.Какие предметы относятся к групповому снаряжению? 4. Перечислите виды костров. 5.Условные знаки спортивных карт. Нарисуйте: возвышенностьодиноко стоящее деревоболото – 6. Для чего используется в туризме прямой узел? 7.Какую роль в туристском походе выполняет: - завхоз - костровой 8.Если стать лицом к северу- то: сзади будет________ , слева___________ справа____________ 9.Куда указывает ребро между двумя наименьшими цифрами на квартальном столбе? а) на восток б) на юг в) на север 10.Назовите по два вида ядовитых а) цветковых растения __________________________________________ б) ягод ________________________________________________________ в) грибов _________________________________________________________________ Результаты: Высокий уровень – 8-10 правильных ответов Средний уровень – 4- 7 правильных ответов Низкий уровень – ниже 3 правильных ответов 5. Тест «Топографические знаки» Задание: установите соответствие условных обозначений. 1 Родник 23 2. Пещера 3. Лиственный лес 4. Хвойный лес 5. Колодец 6. Курганы, бугры 7. Горелый лес 8. Фруктовые сады 9. Вырубленный лес 10. Скала, останец 11. Отдельные рощи (небольшие лески, имеющие значение ориентиров) 12. Редкий лес с буреломом Результаты: Высокий уровень – 10-12 правильных обозначений Средний уровень – 7-9 правильных обозначений Низкий уровень – ниже 6 правильных обозначений Тест 6. «Азбука путешественника» I. Кто в группе отвечает за питание? 1.Реммастер 2. Руководитель 3. Медик 4. Хронометрист 5. Завхоз II. Кто в группе контролирует время (ходовое)? 1.Реммастер 2. Руководитель 3. Медик 4. Хронометрист 5. Завхоз III. Кто в группе отвечает за ремонт и подготовку снаряжения? 1.Реммастер 2. Руководитель 3. Медик 4. Хронометрист 5. Завхоз IV. Кто отвечает в группе за доврачебную медицинскую помощь? 1.Реммастер 2. Руководитель 3. Медик 4. Хронометрист 5. Завхоз V. Кто в походе отвечает за жизнь и безопасность? 1.Реммастер 2. Руководитель 3. Медик 4. Хронометрист 5. Завхоз VI. Кем является каждый идущий в поход? 1.Реммастер 2. Руководитель 3. Медик 4. Хронометрист 5. Завхоз VII. Чем обязан заниматься завхоз? Во время подготовки к а) Закупать продукты. походу б) Следить за дежурными. в) Расфасовывать продукты. В походе г) Стирать мешочки от продуктов. После похода д) Распределять продукты и снаряжение. е) Закупать продукты в походе. ж) Составлять график дежурств. VIII. Чем обязан заниматься хронометрист? Во время подготовки к а) Фиксировать ходовое время. походу б) Подготовить блокнот, карандаш и часы. в) Фиксировать все контрольные пункты, азимуты В походе движения и т.д. После похода г) Составить таблицу хронометража и отдать 24 руководителю для отчета. д) Забывать записывать ходовое время. е) Фиксировать пройденные километры. IX. Каковы обязанности руководителя группы? Во время подготовки к а) Оформить отчет о походе. походу б) Организовать подготовку к походу. в) Закупать продукты. В походе г) Пройти всестороннюю подготовку до начала После похода похода. д) Делать отметки о прохождении маршрута в контрольных пунктах. е) Помогать попавшим в беду. X. Кто и за что отвечает в походе? 1 Хронометрист а Приобретает и хранит ремонтный инструмент 2 Завхоз б Фиксирует прохождение контрольных пунктов 3 Реммастер в Составляет меню. 4 Медик г Руководит ремонтом. д Приобретает и хранит медаптечку. ж Распределяет продукты и снаряжение з Следит за выполнением санитарных правил. Ответ Хронометрист Завхоз Реммастер Медик Результаты: Высокий уровень – 8-10 правильных ответов Средний уровень – 5-7 правильных ответов Низкий уровень – ниже 4 правильных ответа Карта наблюдения личностного развития Объединение: «Юный путешественник» Группа № __________ Педагог дополнительного __________________________________ Год обучения: 2024-2025 учебный год Количество учебных часов в неделю: 4 № п/п Фамилия, имя ребенка Показатели диагностики образовательного уровня ЗУН Мотивация Творческая к занятиям активность Учебнокоммуни кативные Достижения образования Средний показатель 25 Образовательные уровни: 1- подготовительный; 2- начальный; 3- уровень усвоения. Способ оценивания – педагогическое наблюдение, ситуационные задания. Измеритель: трехбалльная шкала Карта результатов освоения программы (практические занятия) Способ оценивания: практические задания, результаты мероприятий туристско-краеведческой направленности. Критерии: набор умений и навыков по направленности программы. демонстрация элементарного кругозора в истории и природных особенностей родного края; владения понятийным аппаратом в области туризма; соблюдение правил и норм безопасности туристической деятельности, оказания первой помощи; владение техникой физических навыков туристкой деятельности; наличие первоначального опыта ориентирования на местности, топографии, функции должностей в походе, организации привала и стоянки. Измеритель: трехбалльная шкала (повышенный, базовый, пониженный уровень) 1. Практическое занятие: «Установка палатки» 2. Практическое занятие: «Вязание узлов» Показатели (оцениваемые параметры) 1. Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы) Критерии Уровень сформированности Теоретическая подготовка Соответствие Пониженный уровень (0) – обучающийся теоретических овладел менее, чем ½ объёма знаний, знаний предусмотренных программой программным Базовый уровень (1) – объём усвоенных требованиям знаний составляет более ½ Повышенный уровень (2) – освоил практически весь объём знаний, 26 предусмотренных программой в конкретный период 2. Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии Пониженный уровень (0) – обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины Базовый уровень (1) – сочетает специальную терминологию с бытовой Повышенный уровень (2) – специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием 1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) 2. Интерес к занятиям и творческие навыки Практическая подготовка Соответствие Пониженный уровень (0) – обучающийся практических овладел менее, чем ½ предусмотренных умений и навыков умений и навыков программным Базовый уровень (1) – объём усвоенных требованиям умений и навыков составляет более ½ Повышенный уровень (2) – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой в конкретный период Использование специального оборудования и оснащения, креативность в выполнении практических заданий Пониженный уровень (0) – обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, выполняет лишь простейшие практические задания педагога Базовый уровень (1) – работает с оборудованием с помощью педагога, в основном выполняет задания по образцу Повышенный уровень (2) – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений, выполняет практические задания с элементами творчества 27 Приложение 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Игры в процессе обучения Одним из принципов реализации программы «Юный путешественник» является направленность на развитие индивидуальных способностей ребенка и поддержание у него положительного эмоционального состояния. В достижении этой цели незаменимую роль играют развивающие игры. 1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью игровых аксессуаров (кубики, карточки, спички, квадраты из картона, детали конструктора и т.д.) 2. Задачи расположены в игре в порядке возрастания сложности. 3. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде плоского рисунка, письменной или устной инструкции, модели и т.д., знакомят его с разными способами передачи информации. 4. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться, т.е. развивать творческие способности. Игры, которые составляют игротеку программы, очень близки к «развивающим» играм Никитиных, так как все они наглядны. Это набор карт, карточек, пластилин, спички, шишки, камушки и т.д. Все они рассчитаны на самостоятельность ребенка и направлены на развитие творческих способностей. Для удобства их можно разделить на четыре группы: - игры на развитие внимания, логического мышления, памяти, сообразительности; - психологические игры; - подвижные игры; - игры по спортивному ориентированию. Такое деление игр на группы условно, так как каждая игра по ориентированию тренируют и память, и внимание; в процессе игры дети общаются, лучше узнают друг друга и себя. Любая игра развивает у ребенка самостоятельность, решительность, самодисциплину, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить. Это особенно важно тем, кто решил заняться туризмом. Многие развивающие игры проводятся в лесу, парке, на природе, когда остается неиспользованное время. Основное правило развивающих игр – взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать. Если в решении задачи есть ошибки, нужно постараться, чтобы ребенок их нашел сам и исправил. Игры для развития логического мышления, памяти, сообразительности. Для развития туризма одинаково важны как физические, так и умственные способности человека. Эти игры направлены на развитие у детей таких необходимых любому человеку качеств, как память, сообразительность, 28 логическое и абстрактное мышление, внимание. Список игр, применяемых на занятиях: - логические задачи; - игры на внимание («Что пропало?» и т.д.); - игры со словами («Синонимы», «Напиши окончание слов», «Переставь буквы» и т.д.); - головоломки; - игры с палочками; - игры на развитие памяти («Запомни числовой ряд», «Лишняя фигура» и т.д.). Когда ребенок решает посильные и интересные головоломки постоянно, он не теряется при столкновении с трудными задачами, действует активно, самостоятельно, находит верные решения. Психологические игры Психологические игры - самые важные. Эти игры помогают ребенку найти себя, свое место в коллективе, раскрепоститься, почувствовать себя комфортно. 1.«Ваше мнение». Один из играющих выходит, а остальные по очереди записывают на бумаге свои высказывания об этом человеке. Заранее оговаривается, что писать можно только хорошее. Задача вернувшегося игрока узнать, кто о нем что написал. Если уходивший игрок угадывает, кому принадлежит данное мнение, то в следующий раз выходит тот, чье мнение было угадано. Если угадать не удалось ничего, то отгадывающий вновь выходит и игра повторяется. 2. «Перевоплощение» Один игрок выходит, а остальные загадывают какой-нибудь предмет или явление природы, состояние человека. Когда уходивший возвращается, все играющие по очереди изображают жестами загаданный предмет. Если предмет угадан на одном из игроков, то этот игрок и становится ведущим. 3. «Рассказ наоборот» Один из играющих рассказывает какую-либо историю. Задача других игроков – повторить рассказ как можно более подробно, начав с конца. Выслушиваются различные версии, и определяется победитель. Он и рассказывает следующую историю. 3.«Жесты» Играющие делятся на две команды. Одна из команд загадывает слово, предложение и вызывает к себе одного игрока из другой команды. Ему сообщается загаданное слово, а он должен с помощью жестов объяснить его своей команде. Игроки отгадывающей команды могут говорить и помогать своему игроку вопросами. Если отгадывающая команда справилась с заданием, команды меняются местами. Подвижные игры Эту категорию игр можно условно разделить на: 29 1. Подвижные игры («Тише едешь, дальше будешь», «Ловишки», «Жмурки», «Салки», «Третий лишний и другие); 2. Спортивные игры (футбол, пионербол, баскетбол, волейбол и другие); 3. Спортивные эстафеты (полоса препятствий, «веселые старты», эстафеты с элементами ориентирования и т.п.); Во всех играх педагог принимает участие вместе с детьми, так как спортивные игры способствуют установлению близкого контакта между тренером и обучающимися, дают выход эмоциям и конечно развивают интерес к движению. Игры по спортивному ориентированию 1. Игры на знание условных знаков спортивной карты («Знаковые эстафеты», «Запомни то, что видел», «Знаки на карте», «Парные игры» и другие. 2. Игры на знание сторон горизонта («Гимнастика с компасом», «Секретная цифра», «Нарисуй фигуру», «Найди клад!» и другие) 3. Игры на понимание масштаба («Измеряй-ка», игры с карточками по определению расстояния). 4. Диктанты по карте 5. Игры на понимание «легенды» карты 6. Игры на выбор пути движения между контрольными пунктами (КП) 7. Игры на запоминание маршрута между КП 8. «Перевертыши» 9. Нанеси КП 10. Карты на кубиках 11. Собери карту 12. Мы рисуем карту сами. Конспект открытого занятия на тему " Туристское снаряжение. Групповое и личное снаряжение" Раздел программы: «Туристско-бытовые навыки Тип занятия: изучение нового материала Тема: Личное и групповое снаряжение юного путешественника и уход за ним. Цель занятия: Познакомить учащихся с основным туристским групповым и личным снаряжением. Задачи: Образовательные: Познакомить с основным туристским групповым и личным снаряжением. Развивающие: вырабатывать у учащихся навыки пользованиями снаряжением, умение работать в команде. Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи, повысить интерес к изучению малой Родины, воспитывать чувство патриотизма. 30 Планируемые результаты: Личностные УУД: осуществление потребности в творческой деятельности, проявление интереса к новому. Регулятивные УДД: определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога. Познавательные УДД: ориентация в своей системе знаний: - умение отличать новое от уже известного; формирование умения добывать новые знания – находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную на занятии информацию; формирование умения перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других – грамотно выражать свою мысль в устной или письменной речи, слушать и понимать речь других; использование навыков взаимодействия в команде. Форма работы: индивидуальная и групповая - перед началом занятия учащиеся делятся на 3 группы по 4 человека. Методы: Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, игровой и деятельностный метод . Материал и оборудование: Туристское снаряжение: палатка, тент, веревки, костровое, рюкзак, коврик, спальный мешок, компас; карточки с названиями видов турснаряжения; Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор. Этапы занятия: I.Оргмомент. 2.Определение темы занятия. 3.Вступительная беседа "Что мы берем в поход?" II.Изучение нового материала. - Ознакомление с основным туристским снаряжением. - Классификация туристского снаряжения на групповое и личное. - Физминутка. "Групповое - личное" III. Групповая работа учащихся 1. Выполнение задания "Распределить снаряжение на 2 группы" 2. Туристская игра - пантомима на угадывание предметов снаряжения "Шумная река" 3. Игра "Рейтинг снаряжения" IV. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Домашнее задание. Ход занятия. I этап - Оргмомент. Приветствие. Вступительная беседа "Что мы берем в поход?". Создание проблемной ситуации. Определение темы занятия. Вопросы для беседы: Что нужно взять с собой тургруппе, отправляясь в поход с ночевкой? Какое снаряжение необходимо? 31 Для чего нужно туристское снаряжение? Вывод: Поход невозможно совершить, не имея туристского снаряжения, которое помогает удовлетворить основные потребности человека в еде, сне, движении, познании окружающего мира II этап. Изучение нового материала. 1. Ознакомление с основным туристским снаряжением Рассказ педагога с демонстрацией презентации "Виды туристского снаряжения." 2. Классификация туристского снаряжения на групповое и личное. Рассказ педагога с демонстрацией таблицы "Классификация турснаряжения" Классификация турснаряжения Личное рюкзак коврик туристский спальный мешок обувь спортивная обувь, стельки запасные костюм ветрозащитный костюм тренировочный накидка от дождя посуда индивидуальная аптечка гигиенические принадлежности головной убор сменная одежда теплые одежда: свитер, куртка нижнее белье носки х/б и шерстяные спички блокнот, ручка, карандаш Групповое палатка тент костровое оборудование топор пила ремнабор групповая аптечка фонарь запасной комплект батареек свисток карты компас веревки фотоаппарат спички газовая горелка газовые баллоны часы Физминутка. "Групповое - личное" Педагог называет предметы снаряжения, учащиеся выполняют приседания если это относится к личному снаряжению, и поднимают руки вверх - если это групповое снаряжение. III. Групповая работа учащихся 1. Выполнение задания "Распределить снаряжение на 2 группы" Каждая группа получает набор карточек с названиями предметов снаряжения и раскладывает их на 2 группы : групповое и личное. 2. Туристская игра - пантомима на угадывание предметов снаряжения "Шумная река" Перед учащимися ставится задача: Группа и 1 из участников оказались по разную сторону шумной реки,и не слышат друг друга. Участник, оказавшийся 32 по другую сторону реки, должен с помощью жестов и мимики передать информацию - слово, обозначающее предмет снаряжения. 3. Игра "Рейтинг снаряжения" Каждая группа получает карточки с названиями 10 предметов снаряжения, которые они должны разложить в порядке снижения значимости, если они оказались в лесном заболоченном районе во время дождливой холодной осенней погоды в 15 км от населенного пункта. IV. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Домашнее задание. Подведение итогов Педагог: На сегодняшнем занятии мы познакомились с классификацией туристского снаряжения. - Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Рефлексия. Прием "Плюс - минус - интересно" + - ? В графу "+" учащиеся записывают все, что понравилось на занятии, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу "-" записывают все, что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным. в графу "?" (интересно вписать интересные факты, о которых узнали на занятии и о чем бы еще хотелось узнать по данной теме. Задание на дом : Подготовить список необходимого снаряжения для многодневного похода по низкогорью пос. Научный в своем районе в летний период. Прощание с учащимися. 33 Приложение 3 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ЮНЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК» № Наименование тема занятия Вводное занятие – 4 ч. 1. Вводное занятие. Знакомство с планом занятий и оборудованием. 2 Инструктажи по технике безопасности. Колво часов Дата по Форма Примечание расписанию аттестации (коррек/контроля тировка) по по плану факту 2 2 Раздел 1. Безопасность в походах – 24 ч. 3 Виды туризма. 2 Польза и значение туризма для человека 2 Итого за месяц: 8 Правила поведения юных путешественников в лесу, у водоёмов, в горах. Правила организации и проведения туристических экскурсий, походов Как вести себя в походе. Приемы самоконтроля 2 «Кодекс чести юного путешественника» 10 Дневник самонаблюдений за состоянием здоровья. 11 Доврачебная первая помощь. 12 Помощь при травмах. 2 4 5 6 7 8 9 часов 2 2 2 2 2 2 34 Итого за месяц: 16 часов 13 Характеристика травм. 2 Необходимая помощь. 14 Состав медицинской 2 аптечки. Раздел 2. Родной край - 16 ч. 2 2 19 Рельеф родного края. Климатические особенности родного края. Животный мир родного края. Растительный мир родного края. Охрана природы. 20 Подготовка к походу. 2 15 16 17 18 2 2 2 Итого за месяц: 16 часов 21 Экскурсия «Золотая 2 осень» (парк, старый город) 22 Экскурсия «Золотая 2 осень» (лесополоса, ул. Пушкина) Раздел 3. Туристско-бытовые навыки – 20 ч. Должностно-ролевая система самоуправления в группе. Этические правила туристов Личное снаряжение юного путешественника. Групповое снаряжение и уход за ним. Организация биваков. 2 Установка, сбор и упаковка палатки. 29 Изучение типов и видов костров. 2 23 24 25 26 27 28 2 2 2 2 2 35 30 Практическая работа "Заготовка хвороста". Итого за месяц: Итого за I полугодие: 31 Экскурсия «Русская зима»(озеро, ставок) 32 Экскурсия «Русская зима»(лес 1я балка) 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 2 20 часов 60 часов 2 2 Раздел 4. Топография и ориентирование– 56ч. Ориентирование по 2 сторонам горизонта. Ориентировка плана 2 школьного двора по сторонам горизонта. Ориентирование на 2 местности. Топографические карты 2 и знаки. Чтение топографических 2 карт. Условные знаки плана 2 школьного двора. Итого за месяц: 16 часов Масштаб и легенда 2 карты. Чтение топографических карт Рисование топознаков 2 Что нужно делать, если 2 заблудился в лесу Правила скорости, 2 правила времени Компас и его устройство. 2 Компас и его назначение 2 Движение по плану 2 местности при помощи компаса. Ориентирование по 2 компасу, азимут Итого за месяц: 16 часов Нахождение сторон 2 света без компаса. Ориентиры на местности 2 36 49 Изучение назначения плана местности и условных знаков 50 Составление плана местности 51 Составление плана местности по маршруту экскурсии 52 Способы передвижения юных путешественников 53 Обход естественных препятствий 54 Взаимовыручка и взаимопомощь при преодолении препятствий 55 Преодоление простейших естественных препятствий. 56 Строй туристской группы, Интервал и ритм движения Итого за месяц: 57 Интересные страницы истории родного края. 58 Подготовка к экскурсии. 59 Экскурсия на гору «Бешиктау» 60 Экскурсия «Пробуждение природы» 2 2 2 2 2 2 2 2 20 2 часов 2 2 2 Раздел 5. Азбука путешественника –24 ч 61 Узлы. Классификация и разновидности. 62 Применение узлов в туризме. 63 Отработка навыков завязывания туристских узлов. 64 Составление меню для похода. 2 2 2 2 37 65 66 67 68 69 70 71 72 Итого за месяц: Укладка и регулировка рюкзачка. Техника безопасности при приготовлении пищи. Кухня туриста, обязанности дежурных по кухне. Способы обеззараживания воды для питья и приготовления пищи. Туризм и экскурсии как спорт и отдых. Экскурсия на «ЧуфутКале» Экскурсия «Здравствуй, лето!» Итоговое занятие 16 2 Итого за месяц: 16 60 84 144 Итого за I полугодие: Итого за II полугодие: Итого за год: часов 2 2 2 2 2 2 2 часов часов часа часа 38 Приложение 4 Указываются корректировки и дата. № ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ внесенные в программу изменения, Причина корректировка Дата причина Согласование с заместителем директора по УВР (подпись) 39 Приложение 5 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Содержание работы Дата Место Примечание проведения проведения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, АКЦИИ День государственного герба и сентябрь МБОУ ДО государственного флага «ЦДОД» Республики Крым Акции: «Белый цветок», сентябрь МБОУ ДО «Журавлик мира» «ЦДОД» Презентация, посвященная сентябрь МБОУ ДО Международному дню туризма «ЦДОД» Беседа ко Дню учителя. октябрь МБОУ ДО «ЦДОД» Всероссийский урок «Экология и октябрь МБОУ ДО энергосбережение» в рамках «ЦДОД» Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче Беседа «Мы выбираем ноябрь МБОУ ДО толерантность» «ЦДОД» Беседа «Я выбираю жизнь!» декабрь МБОУ ДО «ЦДОД» Беседа, посвященная Дню декабрь МБОУ ДО неизвестного солдата. «ЦДОД» Проведение информационной декабрь МБОУ ДО минутки ко День Героев «ЦДОД» Отечества. Беседа «День Конституции декабрь МБОУ ДО Российской Федерации» «ЦДОД» Викторина «День Республики январь МБОУ ДО Крым» «ЦДОД» Беседа «День памяти о россиянах, МБОУ ДО исполнявших служебный долг за февраль «ЦДОД» пределами Отечества». Участие в проведении Дня февраль МБОУ ДО защитника Отечества «ЦДОД» Беседа о вредных привычках, март МБОУ ДО посвященная Международному «ЦДОД» дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом Беседа ко Дню Конституции апрель МБОУ ДО Республики Крым «ЦДОД» Гагаринский урок «Космос – это апрель МБОУ ДО мы» «ЦДОД» Участие в проведении Дня Победы май МБОУ ДО в Великой Отечественной войне «ЦДОД» МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ 40 1. 2. 1. 2. 3. 1 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Участие в туристических слетах в течение года МБОУ ДО «ЦДОД» Участие в творческих конкурсах и в течение года МБОУ ДО научных конференциях «ЦДОД» РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Участие в конкурсах октябрьМБОУ ДО апрель «ЦДОД» Создание и просмотр виртуальных в течение года МБОУ ДО экскурсий «Пещерные города «ЦДОД» Крыма» Консультации по написанию и в течение года МБОУ ДО защите научно-исследовательских «ЦДОД» работ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Индивидуальные беседы в течение года МБОУ ДО «ЦДОД» Родительские собрания. в течение года МБОУ ДО «ЦДОД» ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ Правила дорожно-транспортной октябрь МБОУ ДО безопасности пешехода, «ЦДОД» велосипедиста. Особенности поведения на дороге в осенние дни Правила пожарной безопасности в октябрь МБОУ ДО быту и учреждении образования. «ЦДОД» Общие правила электробезопасности Действия в экстремальных октябрь МБОУ ДО ситуациях: во дворе, на улицах, «ЦДОД» дома, в общественных местах Правила безопасности при ноябрь МБОУ ДО общении с животными. «ЦДОД» Профилактика отравлений и ноябрь МБОУ ДО предупреждение острых «ЦДОД» кишечных инфекций. Правила дорожно-транспортной февраль МБОУ ДО безопасности пешехода, «ЦДОД» велосипедиста. Особенности поведения на дороге в зимний период Правила пожарной безопасности в март МБОУ ДО быту и учреждении образования. «ЦДОД» Общие правила электробезопасности Действия в экстремальных март МБОУ ДО ситуациях: во дворе, на улицах, «ЦДОД» дома, в общественных местах Правила безопасности при апрель МБОУ ДО общении с животными. «ЦДОД» 41